Музей Мирового океана в Калининграде
Музей Мирового океана в Калининграде — это одно из самых уникальных и необычных мест в городе, привлекающее жителей и гостей города. Основан в 1990 г. и известен всей стране как музейный комплекс и центр научных исследований. Его филиалы находятся в г. Светлогорске (Люди моря) и Санкт-Петербурге (ледокол Красин).
Кто-то скажет: «занудство, музеи». Но это совсем не так. Где вы сможете ходить в музее как будто находитесь в порту, на военно-морской базе, аэродроме или просто на корабле? Так вот это — то самое место. Экспозиция огромная. Настоящие морские суда, подводная лодка и уникальный гидросамолёт! Все пропитано морской романтикой, почти как в море.
В 2020 г. отмечает свой юбилей. 30 лет назад это была полузаброшенная неприглядная территория — сегодня одна из самых современных, технологичных и лучших музейных площадок в городе.
Самый первый и один из главных экспонатов — судно «Витязь», его история очень большая и многогранная.
«Марс» — предыдущее его название. Построен в 1939 г. в Германии. Должен был осуществлять регулярные рейсы в Испанию и Португалию. Во Второй мировой войне был военно-транспортным судном.
С 1946 г. по военным репарациям после некоторых изменений в части правопреемников передано Советскому Союзу. Позднее после череды переименований, переоборудования, внесения технических изменений к 1949 г. «Витязь» стал настоящим научно-исследовательским судном института океанологии П.П. Ширшова РАН, он был самым оснащенным и оборудованным для океанологических исследований.
До 1979 г., за тридцать лет совершил огромное количество изысканий, а также множество открытий. Благодаря НИС «Витязь» советская наука смогла сделать существенный прорыв в области изучения морских глубин, ихтиологии, фауны. Он приобрел всемирную известность, во время стоянок в зарубежных портах к нему выстраивалась очередь, чтобы посетить легендарный корабль. В книге почетных гостей есть запись, которую оставил Жак Ив Кусто (1910-1997) – легендарный исследователь, путешественник, создатель акваланга.
Время не щадит ни оборудование, ни механизмы. К сожалению, в 1979 г. он был списан и выведен из состава флота. Ко всему непростые времена, начинавшиеся в СССР, не позволили продолжать исследовательскую работу, даже элементарное поддержание судна в целостности. Долгие годы он простоял в порту Калининграда, до 1990 г. полностью обветшал, подвергся разрушению.
Немецкими специалистами было сделано заключение – восстановлению не подлежит. Но порезать на металл легенду было немыслимо. Его решили восстановить. Привели в порядок внутренние убранства, отремонтировали палубу, покрасили, и красавец «Витязь» пришел на стоянку у главного корпуса.
Произошло второе рождение — это было невероятное событие. В ноябре 2007 г. ему присвоен статус «Памятника науки и техники 1 ранга».
Сегодня на нём множество различных экспозиций.
Жизнь судна «Витязь» в наши дни
Это уникальные внутренние помещения интерьеров 1950-х, медицинский блок, фонарный склад, буфет, салон команды. Каюта капитана одна из немногих, которая почти полностью сохранилась. Меблировка выполнена со вкусом, очень много дерева, не сразу понимаешь, что находишься на корабле, очень уютно.
Ходовая рубка, устройства управления механизмами. В узле связи можно попробовать поработать на ключе и услышать звуки Морзе.
Судовая библиотека – единственная в своём роде, она входила в единый реестр библиотек Советского Союза. В ней размещено панно-интарсия, которое изготавливалось в г. Висмаре (Германия), при переоборудовании 1946 – 1948 гг.
Можно увидеть машинное отделение, где стоит настоящий немецкий двигатель фирмы Krupp мощностью 3000 тыс. л/с.
Посетив экспозицию флоры и фауны, с реальными экспонатами, добытыми при исследовании, можно представить, насколько богаты водные просторы различными организмами, о существовании которых не подозреваешь.
Экспозиции судна-музея познавательны и будут интересны как взрослым, так и детям.
Помимо ознакомления с музейными экспонатами на судне есть отель. Гостевые номера названы именами писателей маринистов. В них можно расположиться на отдых, почувствовать себя в момент похода по морям и океанам. Рядом расположена бесплатная парковка.
Средний рыболовный траулер СРТ-129
Это единственное в стране судно-музей, посвященное рыбопромысловому флоту. До 1991 г. в СССР насчитывалось более 3200 промысловых судов, добываемый объём 11,2 млн тонн рыбы.
СРТ был передан в счет репараций после войны Советскому Союзу. Тяжёлые послевоенные голодные годы требовали от Калининградских рыбаков множество усилий и сноровки, осваивать новые методы в неизведанных районах для рыбной ловли. Именно на таком типе судна в середине 1950-х вышли на добычу. Она была чрезвычайно сложной, новые неизвестные районы, найти рыбные косяки не так было просто. Маломерность и небольшая автономность судна не позволяла накапливать большие объёмы продуктов ловли в трюме, и требовалась постоянная перегрузка, из-за чего приходилось задействовать дополнительные человеческие ресурсы.
Но уже к 1960-м Калининградской флотилией добывалось 11% рыбы от общесоюзного количества добываемых ресурсов.
Экспозиция СРТ-129 посвящена «Пионерам океанического лова». Здесь представлена история промысла в Советском Союзе. Быт, работа, жизнь на судне. Уникальные предметы были собраны в единое целое, чтобы как можно подробнее рассказать о труде рыбаков во время похода. Различные орудия лова, канаты, сети, приспособления, рыбодел и так далее.
СРТ оборудован парусом, который был необходим для повышения скорости при переходах, а также являлся аварийным устройством, в случае выхода из строя двигателя, так скажем «дотянуть до ближайшей помощи».
На траулере можно осмотреть трюм, жилой отсек, салон команды, ходовую рубку и каюту капитана.
Он уникален тем, что обычно такие суда эксплуатировали не долго. Они быстро окупались и сразу же сдавались в металлолом. СРТ-129 повезло. По назначению он проработал совсем не много и сразу же отправился на легкую работу в службы ВМФ как морская лаборатория, для измерений и наблюдений в Балтийском море. К 1996 г. списали и передали в Калининградский рыбный порт. Там его установили, как памятник промысловикам. Но порт — режимный объект, пустить гостей и посмотреть его задача сложная, хлопотная. Выход был найден — передать в Музей Мирового океана.
СРТ-129 встал на стоянку на свое первое в музее почетное место, в память о первопроходцах, пионерах рыбопромыслового флота.
Научно-исследовательское судно — «Космонавт Виктор Пацаев»
При испытании баллистических ракет, запуска спутников космических аппаратов, работы орбитальных станций требовалось получать постоянные сведения о состоянии техники, работе всех узлов. Телеметрические данные должны мгновенно оказываться на рабочем месте специалистов, на земле. В ЦУП (центр управления полетами) стекаются одновременно, ежесекундно сотни показаний. За ними следят десятки операторов. Лишь полный контроль над техникой позволит проводить запуски, полёты, спуски успешными. А ведь спутники и космические корабли стоят баснословных денег, секундная потеря связи, приём или передача данных, может привести к непоправимым последствиям и даже к человеческим жертвам. В момент запусков или нахождении на орбите объекты треть маршрутного времени находятся над морями и океанами, а это означало полную потерю связи, в океане не было возможности поддерживать устойчивую и постоянную связь. Полёты «вслепую» представляли огромную опасность потери объекта, а также точность выведения на орбиту зависела от постоянного контроля.
Было решено создать морские суда особого назначения, оснащенные специальным оборудованием, которые позволят избежать проблем с отсутствием связи в невидимых точках. С их помощью станет возможным проводить испытания, тестировать новые системы, отрабатывать нештатные ситуации.
С 1960 г. первые три корабля были оснащены по последнему слову техники и приступили к выполнению своих задач. Первый пилотируемый полёт Ю.А. Гагарина был обеспечен судами Краснодар, Долинск, Ворошилов.
С 1959 и до 1991 г. было создано 17 спец судов и называлась они — СКИ ОМЭР (Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР). Все корабли разные и по-разному были оснащены, со временем и опытом менялись технические средства и устройства. Если на первых судах были установлены только кунги от спецмашин в трюмах, то поздние модификации поражают своими техническими усовершенствованиями. Даже на фото они кажутся величественными и самыми совершенными.
Источник
НИС «Космонавт Виктор Пацаев» Военно-морского центра
Музей мирового океана в Калининграде
Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» — единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. У Набережной исторического флота корабль был ошвартован в 2001 году. В настоящее время находится в Музее Мирового океана в Калининграде. Основными задачами судна являлись приём и анализ телеметрических данных и обеспечение радиосвязи между космическими аппаратами и Центром управления полётами.
НИС «Космонавт Виктор Пацаев» — свидетель значительных побед СССР в освоении космоса. Он входил в состав отряда кораблей морского космического флота, принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивавших испытания и полеты космических аппаратов. Развал СССР и тяжелое экономическое положение страны в 90-х гг. привели к расформированию флота.
Корабль носит имя космонавта Виктора Ивановича Пацаева, Героя Советского Союза, калининградца. 24 ноября 1978 года на судне был поднят вымпел Академии наук СССР. До 1994 года оно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой. Корабль и сейчас выполняет свои прежние задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией.
Академия наук СССР имела в своем составе 11 судов. После развала СССР Роскосмосу досталось четыре судна: «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Георгий Добровольский» и «Космонавт Виктор Пацаев». Первые три ушли на слом. Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» стало музеем. Является федеральной собственностью.
Посещение возможно только в составе экскурсионных групп — не более 15 человек.
- Судно построено в 1968 году на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова как лесовоз «Семён Косинов».
- Там же в 1978 году было перестроено и переоборудовано в научно-исследовательское судно. Главный конструктор Б. П. Ардашев.
- 24 ноября 1978 года на судне поднят вымпел Академии Наук СССР — судно вошло в состав СКИ ОМЭР АН СССР (Службы Космических Исследований Отдела Морских Экспедиционных Работ Академии Наук СССР).
- В период эксплуатации c 1979 по 1994 год совершено 14 научно-исследовательских рейсов, за это время были выполнены работы с космическими аппаратами «Салют-6», «Союз-34», «Салют-7», «Молния-1Т», «Союз-Т5», «Союз-Т8», «Союз-Т9», «Союз-Т10», «Союз-Т11», «Прогресс-24» и др.
- В 2001 году ошвартовано у причала Музея мирового океана. До настоящего времени, стоя у причала, выполняет работы по приёму телеметрической информации и обеспечению связи с космическими аппаратами, в том числе — с Международной космической станцией (МКС).
- Начиная с 2014 года в связи с вводом в действие Балтийского командно-измерительного пункта (Калининградская обл.) планируется вывод судна из эксплуатации. Ветераны корабля ищут возможности спасти уникальное судно.
- В августе 2015 года администрацией Калининградской области признано выявленным объектом культурного наследия.
- В июле 2016 года приказом Министра культуры РФ судно внесено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России федерального значения.
Источник
Виктор Пацаев — космонавт и корабль
Еще одно научно-исследовательское судно, входящее в состав фонда Музея Мирового океана — «Космонавт Виктор Пацаев».
Надо отметить, что НИС «Космонавт Виктор Пацаев» — единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. У Набережной исторического флота корабль был ошвартован в 2001 году.
НИС «Космонавт Виктор Пацаев» — свидетель значительных побед СССР в освоении космоса. Он входил в состав отряда кораблей морского космического флота, принимавших непосредственное участие в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивавших испытания и полеты космических аппаратов. Развал СССР и тяжелое экономическое положение страны в 90-х гг. привели к расформированию флота.
Корабль носит имя космонавта Виктора Ивановича Пацаева, Героя Советского Союза, калининградца.
24 ноября 1978 года на судне был поднят вымпел Академии наук СССР. До 1994 года оно входило в состав командно-измерительного комплекса, предназначенного для контроля и управления полетами спутников и межпланетных станций, для приема и обработки информации, установки связи с космонавтами. Это был плавучий измерительный пункт на акватории Мирового океана. Для осуществления этой работы корабль был оснащен универсальной телеметрической системой и специальной техникой. Корабль и до 2017 года выполнял свои задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией.
Сейчас у «Пацаева» все сложно 🙁 Содержание такого судна стоит огромных денег и музей справляется с этим совершенно героическими усилиями. Периодически вспыхивают панические слухи, что «Пацаева» порежут на иголки , потому что увы, прецеденты были и в количестве. Собственно, где весь наш такой научный флот?
ВНИМАНИЕ! На «Пацаева» заход по сеансам, мы сразу купили билеты и я потом следила за временем, чтобы нам не пропустить.
Конечно же, на корабле есть небольшой музей, посвященный Виктору Пацаеву.
Виктор Иванович Пацаев погиб 30 июня 1971 вместе со своим экипажем «Союза-11», возвращаясь из космоса. Разгерметизация спускаемого аппарата. Они пробыли в космосе 23 дня и Пацаев стал первым астрономом в мире, работавшим за пределами земной атмосферы.
В Калининградской области семья оказалась в 1948 году — переселенцы из Казахстана. Жили они в Нестерове.
Соболезнования в «Правде» — родителям и женам космонавтов. У Пацаева только мама и жена.
Не помню уже, может быть на этом корабле водят с экскурсией, раз запускают по времени?
Судно было построено в 1968 году на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова как лесовоз «Семён Косинов». Там же в 1978 году было перестроено и переоборудовано в научно-исследовательское судно. Главный конструктор Б. П. Ардашев.
24 ноября 1978 г. на судне поднят вымпел Академии Наук СССР — судно вошло в состав СКИ ОМЭР АН СССР (Службы Космических Исследований Отдела Морских Экспедиционных Работ Академии Наук СССР).
Бассейн для команды!
В период эксплуатации c 1979 по 1994 год совершено 14 научно-исследовательских рейсов, за это время были выполнены работы с космическими аппаратами «Салют-6», «Союз-34», «Салют-7», «Молния-1Т», «Союз-Т5», «Союз-Т8», «Союз-Т9», «Союз-Т10», «Союз-Т11», «Прогресс-24» и др.
В 2001 году ошвартовано у причала Музея мирового океана. До настоящего времени ( на 2016 г.), стоя у причала, выполняет работы по приёму телеметрической информации и обеспечению связи с космическими аппаратами, в том числе — с Международной космической станцией (МКС).
Начиная с 2014 г. в связи с вводом в действие Балтийского командно-измерительного пункта (Калининградская обл.) планируется вывод судна из эксплуатации. Ветераны корабля ищут возможности спасти уникальное судно.
Хоть и немного потрепанный, но все же белоснежный красавец.
Вот какой он, «Космонавт Виктор Пацаев»
Что можно успеть за три дня в Калининграде:
Источник