- Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)
- Служба на флоте
- Комментарии (1)
- Конспект урока по музыке для 1 класса на тему: «Океан — море синее»
- Урок музыки по теме «Океан — море синее» план-конспект урока по музыке
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)
⭐️ В ИЗБРАННОЕ
Evgeny Svetlanov, Bolshoi Theatre Orchestra
Народный рейтинг популярности: 50040
Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление. «Океан — море синее» | Sadko. Introduction («The Blue Sea»)
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию
«Садко» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Впервые поставлена в Частной опере Солодовникова в Москве под управлением Евгения Эспозито в 1897 году.
Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Океан-море синее», рисующим спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. И нигде из конца в конец не видно ни корабля, ни живого существа. Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море.
Майкапар А. Е.
Служба на флоте
Николай Андреевич родился в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.
Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (1)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?
Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.
- 👍 07.12.2019 12:25 Ноль | Садко. Вступление (Океан — море синее)
* Отрывки «Николай Римский-Корсаков. Садко. Вступление (Океан — море синее)» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
Источник
Конспект урока по музыке для 1 класса на тему: «Океан — море синее»
Тема: «Океан – море синее»
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных.
Развитое художественное восприятие, умение оценивать
произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как
способе выражения духовных переживаний человека.
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов.
Материалы к уроку: Н.А. Римский-Корсаков «Океан-море синее» из оперы «Сказка о царе Салтане…», «Три чуда» или «Море и
Синдбадов корабль» из симф. сюиты «Шахеразада»; И.К. Айвазовский «Девятый вал», «Лунная ночь на Капри»;
Уч. музыки: Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас. Скажите, а какие жесты используют люди, чтобы поприветствовать друг друга при встрече?
Дети: Ответ… (жест рукопожатия)
Уч. : Правильно! Этим жестом человек подчёркивает своё доброе отношение к другому человеку, передаёт ему своё хорошее
настроение. Давайте и мы с вами начнём наш урок с того, что
передадим друг другу хорошее настроение и заряд бодрости на
Рукопожатие по ряду от ученика к ученику.
Уч.: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказочному царству с помощью музыки, живописи и поэзии. А главную тему нашего урока, вы назовёте сами, послушав отрывок из
Отчего ты море, Чёрное,
Не Зелёное, не Синее?
В ясный день спокойное,
Чуть волною плещешься.
В хмурый — принахмуришься!
Потемнеешь водами.
А то вдруг взбунтуешься —
Горными порогами.
Уч. : Итак, о чём же сегодня пойдёт речь на уроке?
II Углубление в тему.
Уч.: Тема сегодняшнего урока: «Океан – море синее».
И мы отправляемся с вами сначала в музыкальное
путешествие по морю-океану. Сейчас вы послушаете музыку и
побудете в роли дирижёра. Кто такой дирижёр?
Уч.: Правильно! Дирижёр – это человек, который руководит
оркестром. Взмаху его руки подчиняется много музыкантов. Его жесты иногда плавные, мягкие, медленные, покажите движение дирижёра руками. А иногда его движения отрывистые, быстрые, жёсткие, чёткие. Изобразите это.
Какими же будут движения дирижёра в этой музыке?
Звучит “Океан – море синее”, вступление к опере “Садко”
музыка Н.А. Римского-Корсакова. Дети выполняют задание,
используя пластическое интонирование.
Уч.: Молодцы! Все были активны. Скажите, какая была музыка по
Уч.: Это композитор Н.А. Римский-Корсаков изобразил море в музыкальной сказке «Садко». А кто такой композитор? (Ответ) Какое море в музыке композитора?
Дети: Спокойное, взволнованное, бушующее,
Уч.: Да, море то ласковое и манящее, то грозное и
величественное, оно было предметом искренней любви для
Имеет ли Римский-Корсаков какое-нибудь отношение к морю? Да! Он окончил Морской корпус, стал моряком, много стран повидал во время трехгодичного кругосветного путешествия и навсегда полюбил море. Этой стихии композитор посвятил немало своих произведений.
Уч.: А вот какое море изобразил Римский-Корсаков в
симфонической картине “Шахеразада”, когда изобразил, как
бесстрашный мореход Синдбад борется с морской стихией и назвал фрагмент «Море и Синдбадов корабль».
Ребята, помогите, пожалуйста, оркестрантам исполнить этот
фрагмент. Снова побудьте дирижёрами. Какими будут жесты
дирижёра на этот раз?
Звучит фрагмент из симфонической картины “ШАХЕРАЗАДА”.
Дети выполняют пластическое интонирование.
Уч. : Море спокойное или бушующее было в этой музыке?
Уч. : Как это отразилось в музыке?
Дети: В темпе (быстрый), в силе звука (громко)…
Уч. Какими были ваши движения как дирижёров. Плавные или отрывистые? Амплитуда размаха широкая или узкая?
Уч.: Молодцы. Продолжим наше морское путешествие!
Уч.: Ребята, а в каких ещё видах искусства, кроме музыки может быть изображено море?
Уч. : Правильно, молодцы! Сейчас вы увидите картины, на
которых изображено море. Какая из этих картин созвучна по
настроению фрагменту «Море и Синдбадов корабль».
Учитель обращается к репродукциям художника в учебнике с. 88-89)
«Девятый вал», «Лунная ночь на Капри» не называя их.
Уч. : Какое впечатление произвели на вас картины художника? Какое настроение моря вы услышали в музыке и увидели на этих
картинах? Выберите подходящие слова, чтобы описать настроение моря на этой картине (грозное, мрачное, сердитое, злое, яростное, хмурое,
беспокойное, печальное, тоскливое, спокойное, засыпающее,
таинственное, нежное, ласковое, шаловливое, задиристое,
радостное, ликующее, игривое, суровое, бесконечное)
Уч.: Вглядитесь в картину художника
«Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить,
потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки
мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда? Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый
человек. Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!»
Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны. Как вы думаете, есть шанс на
спасение этих моряков? А как нам об этом говорит художник?
Уч.: Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное — это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Придумайте название этой картине.
Дети предлагают свои варианты, сравниваем их с авторским названием.
Уч.: Картины с изображением моря называются МАРИНЫ, а
художники, изображающие море на своих картинах – МАРИНИСТЫ. Самый знаменитый русский маринист — Иван Константинович
Он родился очень давно, в 1817 г. в Крыму, в Феодосии, на берегах Чёрного моря. Полюбив море в детстве,
художник всю жизнь изображал его в разном настроении. Им написано 6 тыс. картин. С одной из них «Девятый вал» вы уже познакомились.
Картина «Лунная ночь на Капри»
Уч.: Всмотритесь теперь в другую картину Айвазовского. Что вы видите на переднем плане? Можно ли сказать, что море танцует? Посмотрим, как художник это делает. Мазки короткие, похожи на
улыбочки, разные по цвету. А что находится чуть дальше? А что вы
видите на горизонте? Придумайте название этой картине.
Дети предлагают свои варианты, сравниваем их с авторским названием.
Уч.: С помощью, каких средств выразительности художнику
удалось передать настроение моря?
Уч.: Умело используя краски, мастер передаёт свои чувства.
Посмотрите, как он работает кистью. Представим, что ваши руки – кисти художника. Попробуем в воздухе повторить движения мастера. Одни мазки маленькие, другие длинные, вот эти линии – завитком. Значит, художник кистью именно пишет, а не красит, как маляр. Что эти движения вам напоминают? ( Движения дирижёра ) Художник как дирижёр руководит красочным оркестром. Он старается через цвет, мазок, сочетания цветов передать настроение моря и свои чувства.
Уч.: Сегодня я предлагаю вам побыть в роли художников-маринистов. Вы нарисуете на листе ватмана то море, какое захотите. Когда сделаете рисунок, придумайте название и выберите того, кто расскажет о вашем рисунке. А как вы думаете, что нужно, чтобы
нарисовать море? Но что это случилось? Пропали все кисточки! Как нам быть? Правильно, будем рисовать пальчиками. Помните, что нужно смело смешивать цвета с черной, белой и серой красками.
Учащиеся делятся на 3 группы по рядам.
Уч.: Приглашаем представителя 1(2,3) группы.
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя —
Окунаю кисточку
В море голубое. В.Орлов
Уч.: Молодцы! Мне ваши работы напомнили строки из известной сказки А.С. Пушкина
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Уч.: Дети, перед вами листочки бумаги. Сконструируйте,
пожалуйста, кораблик вместе со мной.
Проводится индивидуальное конструирование из бумаги
Учитель хвалит поделки детей.
Уч.: А теперь, на кораблике напишите своё имя и найдите ему место в вашем море-океане.
Уч.: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним имена композитора и художника, рассказавшего нам о море
Уч.: Спасибо за урок и хорошего вам настроения на весь день.
Источник
Урок музыки по теме «Океан — море синее»
план-конспект урока по музыке
Содержание урока обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней, воплощение музыкальных образов через пластическое интонирование. Данный материал может быть рекомендован как учителям музыки, так и других школьных предметов, а также в плане обобщения передового опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок музыки «Океан — море синее» | 27.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Герасимова Т.Е., учитель музыки, г. Усть-Кут
Тема урока « Океан – море синее»
УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Школа – Муниципальное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 2 Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области.
Тип урока – открытие новых знаний.
Место урока в системе уроков по данной теме – 7-й урок по теме «В
Цели учителя: помочь учащимся углубить теоретические сведения об увертюре к опере; создать условия, чтобы ученики смогли «услышать» музыку моря в картинах художника.
предметные: научиться распознавать настроение в музыке, характерные интонации;
регулятивные: самостоятельно ставить цель в работе, учиться определять собственные достижения и трудности, связанные с выполнением учебных действий в рамках данной темы;
коммуникативные: развитие умения слушать и слышать учителя и собеседника, работать в группе.
Оборудование: мультимедиа, музыкальный центр или компьютер, музыкальный материал.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель поет. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.
Ученики поют. Здравствуйте, учитель! Добрый день, наш класс!
Учитель. Давайте все вместе повторим правило певческой посадки:
«Сяду прямо, не согнусь и за пение возьмусь.»
Ученики повторяют правила певческой посадки (спина прямая, голова немного приподнята, руки располагаются свободно на парте перед собой).
Создание ситуации успеха. Мотивация. Введение в тему урока. Постановка целей.
Слайд 1. Картины И.К. Айвазовского.
Учитель. В чем заключается сходство и различие представленных вам картин?
Ученики. На всех картинах изображено море. Но оно в разных состояниях.
Учитель. Каким увидел море художник?
Ученики. Разным: спокойным и бурным, штормящим.
Учитель. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Ученики. Теме моря. Музыке моря.
Учитель. Рассмотрите эти картины. Может быть, кто-нибудь знает, кто является автором этих картин?
Слайд 2. Портрет И.К. Айвазовского, годы жизни.
Учитель. Нарисовал эти картины великий русский художник Иван Константинович Айвазовский. Он написал много картин с изображением моря. Что вы можете сказать о его картинах?
Учитель. Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Что вы заметили?
Ученики. Что музыка соответствует представленной картине.
Учитель. Можно ли сказать, что вы сейчас слушали «музыку моря»?
Учитель. Эту музыку передал нам знаменитый русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в увертюре к опере «Садко».
Слайд 2. Портрет Н.А. Римского-Корсакова, годы жизни.
Учитель. Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др. На какие сюжеты написаны эти оперы?
Ученики. На сказочные.
Учитель. Верно. Поэтому Николая Андреевича Римского-Корсакова называют композитором-сказочником. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Но сегодня мы будем говорить об увертюре к опере-былине «Садко».
Учитель. Какие цели вы сегодня можете поставить перед собой? Постарайтесь их сформулировать. В этом вам помогут слова, написанные на табличках. Прочитайте их.
Ученики . Познакомиться, углубить, услышать, распознавать.
Учитель. Так какие цели вы поставите перед собой?
Ученики. Углубить знания об увертюре к опере. Познакомиться с увертюрой к опере «Садко». Соотнести картины художника с музыкой композитора. Распознавать настроение в музыке. Распознавать интонации в музыке и т.п.
Учитель. Что такое опера?
Ученики. Жанр музыки, музыкальный спектакль, где все герои поют.
(Учитель уточняет. В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство (костюмы, декорации), хореография.)
Учитель. Что такое былина?
Ученики. Старинное сказание о народных героях, богатырях.
Учитель. Каких вы знаете былинных героев?
Ученики. Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Учитель. Кто читал былину о Садко? Кем был Садко?
Ученики. Новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.
Учитель. Ярослав нам сейчас кратко изложит былину о Садко.
Заранее подготовленный ученик рассказывает былину.
Учитель. Что сказочного произошло с Садко?
Ученики. Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.
Учитель. На каком инструменте играл Садко?
Ученики. На гуслях.
Учитель. Гусли – старинный русский народный инструмент.
Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.
Былины появились еще тогда, когда книжек не было. Поэтому былины не читали, а сказывали, т.е. пели. Во время пения подыгрывали на гуслях. А исполнители былин назывались сказителями. Ведь немногие умели сказывать былины. Сказителей почитали и выражали им всяческое уважение. Былины рассказывали о разных подвигах богатырей и бесстрашных воинов, обладающих огромной силой.
Учитель. Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?
Учитель. Что такое опера-былина?
Ученики. Опера на сюжет былины.
Учитель. Кто помнит, как называется вступление к опере?
Открытие новых знаний . Работа в группах.
Учитель. Дальше мы будем работать в группах.
Ученики пересаживаются для работы.
Учитель. Сначала композитор сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней. Увертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее». Как вы думаете, почему?
Учитель. У вас на столах лежат задания. Прослушав увертюру «Океан – море синее» к опере-былине «Садко», вы посовещаетесь в группах и ответите на поставленные вопросы.
Учитель. Почему у вертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее»?
Ученики. Вступление в опере – это образ моря. Композитор очеловечил море. Так и океан. Океан, как живой, участвует в событиях оперы.
Учитель. Вслушайтесь в главную интонацию музыкальной картины моря. Сколько всего в ней звуков? Спойте их.
Ученики обсуждают в группах.
Учитель. Н.А. Римский-Корсаков очеловечил море. Так и океан. Океан, как живой, участвует в событиях оперы. А всегда ли одинаково звучит мелодия?
Учитель. Вспомните слайды. Какие состояния моря там показаны?
Ученики. Спокойное и бурное.
Учитель. Когда вы вслушались в интонацию главной картины моря, то вы услышали всего 3 звука. Увидели, как меняется характер музыки. В чем секрет? Что изменяется в звучании?
Ученики. Динамика и темп.
Учитель. Что такое динамика? Какой она бывает?
Ученики. Динамика – это сила звука в произведении (громко, тихо).
Учитель. Что такое темп? Какой он бывает?
Ученики. Темп – это скорость движения музыки. Он бывает быстрый, медленный, умеренный.
Учитель. Изменяется ли темп в музыке? Как?
Море очень широко,
Широко разводят руки в сторону.
Море очень глубоко.
Приседают, коснувшись руками пола.
Рыбки там живут, друзья,
А вот воду пить — нельзя.
Разводят руки в сторону, приподняв плечи.
Мы немножко искупнемся
Делают кистью руки плавные движения.
И назад домой вернемся.
Ходьба на месте.
Учитель. Николай Андреевич Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях. А где можно послушать оперу?
Ученики. В оперном театре, по телевизору, по радио.
Учитель. Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков. Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Как называется вступление к опере?
Учитель. Еще раз послушаем увертюру «Океан – море синее» к опере–былине «Садко», чтобы получше запомнить.
Учитель. Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра музыканты создают фантастические и реальные образы. Как называется группа музыкантов в театре?
Учитель. Какое море в музыке композитора?
Учитель. Как композитор передает характер моря: то спокойного и безмятежного, то взволнованного и грозного? В чем здесь секрет?
Учитель. Ребята, ещё раз прослушайте фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко». Ваша задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук. Если море спокойное, как вы можете это показать рукой?
2-3 ученика показывают.
Учитель. Если море бурное, то как вы можете показать это?
Рефлексия. Соотнесение результатов урока с поставленными целями.
Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась.
Достигли ли мы намеченных целей?
Что нового вы узнали на уроке?
Что на уроке тебе понравилось больше всего?
Что наиболее запомнилось?
На протяжении всего урока у нас звучала музыка моря. У каждого из вас есть на парте рисунок с изображением волны и карандаши голубого, синего и фиолетового цветов. Кто на уроке легко справлялся с заданиями – раскрасьте волну голубым цветом, кто испытывал затруднения – раскрасьте синим цветом, кому было трудно – фиолетовым цветом. Чтобы изобразить наше море, прикрепите ваши волны к доске.
Учитель. Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей или фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось. Для вдохновения посмотрите картины Айвазовского.
Карточки для групп.
Почему у вертюру к опере-былине «Садко» Н.А. Римский-Корсаков назвал «Океан – море синее»?
Вслушайтесь в главную интонацию музыкальной картины моря. Сколько всего в ней звуков?
Всегда ли одинаково звучит мелодия?
Как меняется характер музыки? Что изменяется в звучании?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация поможет уителю в проведении урока-путешествия по сказке М.Метерлинка «Синяя птица».
Данный материал идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве». презентация содержит картины художника-мариниста.
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему «Вода. Вода. » Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться.
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и .
Конспект и презентация урока музыки » Океан море синее» 3 класс.
Урок музыки с использованием электронного учебника. Образ моря в искусстве.
Презентация к уроку по теме «Океан — море синее» (3 класс).
Источник