Мыс шаблер черное море
    Заложена под стапельным номером 1034 на заводе № 200 в Николаеве 3 июня 1934 года. 13 марта 1936 года подводная лодка спущена на воду, 31 декабря 1936 года вступила в строй, и 9 марта 1937 года вошла в состав Черноморского флота.
    22 июня 1941 года встретила под командованием капитан-лейтенанта Михайлова Георгия Афанасьевича в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ в Севастополе. Накануне войны подводная лодка принимала участие маневрах флота, поэтому ее экипаж считался наиболее боеготовым и субмарина числилась в первой линии. Так как на берегу Михайлов систематически пил, а первые два выхода в море, на дозорную позицию южнее мыса Меганом (позиция № 8) и на вражеские коммуникации в районе мыс Шаблер – мыс Калиакра (позиция № 12) оказались безрезультатными, командование предпочло сменить командира субмарины. 30 сентября им стал бывший дивизионный механик инженер-капитан 3 ранга Зельбст Исай Леонтьевич. (Впоследствии «за халатное исполнение служебных обязанностей» Михайлов был отдан под суд военного трибунала, разжалован в рядовые и отправлен на сухопутный фронт, где погиб в конце 1943 года).
Подводная лодка «Щ-210» под ботом плавбазы «Нева». Второй слева — командир подлодки И.Л. Зельбст. Зима 1941/1942 г.
Подводная лодка «Щ-210»
Комиссар «Щ-210» старший политрук Ильин, начальник штаба 2-й бригады ПЛ Ларичев и командир «Щ-210» Зельбст.
    Вечером 8 октября «Щ-210» вышла в район мыса Зейтин-бурну (позиция № 14), но по пути в назначенный район была перенацелена на позицию № 23 к Бургасу. 11 октября субмарина обнаружила румынский вспомогательный крейсер «Дачия», но из-за невыгодности позиции атаковать его не смогла. Днем 18 октября у мыса Колкит «Щ-210» одной торпедой атаковала одиночное судно. Через 45 секунд на субмарине зафиксировали взрыв, а спустя еще 8 минут, осматривая в перископ место атаки, командир субмарины судно не обнаружил. Цель посчитали пораженной. На самом деле торпеда, выпущенная «Щ-210», взорвалась, не дойдя до германского танкера «Ле Прогресс».
    Следующий боевой поход субмарины проходил в том же районе в феврале 1942 года. С 1 по 6 февраля в южной и восточной части позиции подводная лодка проводила поиск пассажиров и экипажа самолета «Дуглас», но никого не нашла. В связи с временным прекращением вражеских перевозок в этом районе дальнейшее патрулирование результатов так же не дало.
    В свой последний поход «Щ-210» вышла из Туапсе вечером 12 марта. Подводной лодке предстояло действовать на позиции № 35 у мыса Шаблер. На связь она не выходила и в базу не вернулась. Летом 1983 года в точке 43°33,4′ с.ш./ 28°43,25′ в.д. в 4 милях восточнее мыса Шаблер на дне был обнаружен корпус подводной лодки X серии. Так как «Щ-210» была единственной подводной лодкой данной серии погибшей в этом районе, то нет сомнений, что найдена именно она. В 1987 – 1988 годах корпус субмарины был обследован болгарскими специалистами. Результаты работ отсняты на видеопленку. Корабль, лежащий на дне на глубине 60 м имеет сравнительно небольшую пробоину, диаметром около 3,5 м. Внутреннего обследования из-за сильного течения не проводилось. Очевидно, причиной гибели субмарины стал взрыв германской мины «UMA» заграждения «S-15», выставленного румынским минным заградителем «Мурджеску» 7 декабря 1941 года. В связи с тем, что корпус субмарины обнаружен на дне, версия о том, что она была потоплена германской авиацией к югу от Крыма (днем 13 марта в 40 милях южнее мыса Сарыч германский бомбардировщик He-111 с бортовым обозначением 6N+FK из состава 2.KG.100 атаковал и, по мнению экипажа самолета, потопил советскую подводную лодку) или стала жертвой ошибочной атаки советских катеров сразу после выхода на позицию 12 марта, не соответствует действительности. Корпус «Щ-210» стал братской могилой для 46 членов ее экипажа.
«Щ-210» на дне. Эти фотографии любезно предоставил нам Михаил Заимов (Болгария), принимавший участие в поисковых работах на «Щ-210».
5 боевых походов
08.07.1941 – 16.07.1941
04.08.1941 – 24.08.1941
08.10.1941 – 26.10.1941
29.01.1942 – 17.02.1942
12.03.1942 — +
1 безрезультатная торпедная атака (выпущена 1 торпеда)
Источник
Роковой поход удачливой Щуки
110 лет прошло со дня приказа по Морскому ведомству России, которым 19 марта 1906 года подводные лодки были объявлены самостоятельным классом боевых кораблей. Так создан был подводный флот России.
Героические страницы Великой Отечественной войны связывают подводников и Туапсе.
(Мемориальные мероприятия в г. Варна (Болгария) в память Щ-211)
Шла Великая Отечественная…
28 сентября 1941 года в порт Туапсе была перебазирована плавучая база подводных лодок «Нева» (командир капитан 2 ранга Дьяченко Григорий Григорьевич): 6 подводных лодок («Щ-204» – «Щ-210») 3-го дивизиона (командир капитан 3 ранга Кузьмин Герман Юрьевич) и 5 подводных лодок («Щ-211» – «Щ-215») 4-го дивизиона (командир капитан 3 ранга Успенский Борис Александрович).. В ходе боевых действий на Черном море из 3-го дивизиона погибли: «Щ-204», «Щ-208», «Щ-210» и «Щ-206». Из 4-го дивизиона погибли: «Щ-211», «Щ-212», «Щ-213», «Щ-214».
Вечная им слава и память благодарных потомков!
С задания не вернулись
Черное море хранит верно свои тайны. О гибели многих подводных кораблей и сегодня ничего не известно. Об их судьбе и судьбе моряков часто говорит лишь короткая эпитафия: «На базу с боевого задания не вернулись». Из 25 советских черноморских подводных лодок, не вернувшихся из боевых походов, относительно достоверно были установлены координаты гибели лишь десяти подводных лодок. «М-33» (командир капитан-лейтенант Суров Дмитрий Иванович) и «М-60» (командир капитан-лейтенант Кудрявцев Борис Васильевич) погибли на минном поле под Одессой в 60 м друг от друга. В районе мыса Бургас покоится на дне «М-118» (командир капитан-лейтенант Савин Сергей Степанович). На коммуникации Севастополь – Констанца погибла в бою «Л-6» (командир капитан 3 ранга Гремяко Борис Васильевич). Юго-западнее Ялты от авиабомбы затонула «С-32» (командир капитан 3 ранга Павленко Стефан Климентьевич). От попадания торпеды итальянской подводной лодки разломилась под Тарханкутом «Щ-203» (командир капитан 3 ранга Немчинов Владимир Иннокентьевич). «Щ-208» (командир капитан-лейтенант Беланов Николай Михайлович) нашли в начале восьмидесятых годов возле острова Змеиный. В четырех милях от мыса Шаблер на мине подорвалась «Щ-210», вышедшая из Туапсе 12 марта 1942 года под командованием капитана 3 ранга Зельбста Исая Леонтьевича. Её нашли в 1983 году и спустя три года обследовали на дне. В июне 1983 года болгарский рыболовный траулер «Алка» обнаружил недалеко от Варны подводную лодку «Щ-204» (командир капитан-лейтенант Гриценко Иван Михайлович). Лодка вышла из Туапсе 22 ноября 1941 г. В этом же районе на позиции № 21 действовала в ноябре 1941 года и погибла легендарная «Щ-211».
Подводная лодка Х серии «Щ-211» (командир капитан-лейтенант Девятко Александр Данилович) организационно входила в состав 4-го дивизиона (командир капитан 2 ранга В.А.Успенский) 1-й бригады подводных лодок (командир контр-адмирал П.И.Болтунов) Черноморского флота и базировалась на Туапсинской военно-морской базе. Ее называли удачливой, она первая открыла счет потопленным кораблям противника, ей часто удавалось уходить от врага…
14 ноября 1941 года в 14.20 она вышла из Туапсе в море на позицию № 21, находящуюся в районе Варны, между параллелями мысов Калиакра и Иланджик. По плану к утру 17 ноября «Щ-211» должна была прибыть на отведенную ей боевую позицию, действовать здесь до 19.00 30 ноября, после чего возвращаться в Туапсе в полдень 3 декабря.
В этом походе подводная лодка на связь выходить была не должна (в целях конспирации). Весь её последний поход проходил в «обоюдном радиомолчании» – «берег» тоже не посылал на борт этой «щуки» никаких радиограмм. 2 декабря в 16.00 радисты плавбазы подводных лодок «Нева» впервые запросили командира «Щ-211» капитан-лейтенанта А.А.Девятко «показать свое место».
Ответа от «щуки» не было, но командир 1-й бригады подводных лодок контр-адмирал П.И.Болтунов в 19.00 этого же дня подтвердил начальнику штаба флота контр-адмиралу И.Д.Елисееву шифровкой, что «в 12.00 3 декабря ПЛ «Щ-211» с веста придет в Туапсе».
В 07.05 в море из ковша служебно-вспомогательного флота порта Туапсе в море для встречи «щуки» вышел сторожевой катер «СКА-042». Но ее не было.
В 19.00 того же дня, 3 декабря уже командир 4-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады капитан 2 ранга Б.А.Успенский запросил командира «Щ-211» «показать своё место», в 22.40 запрос был безуспешно повторен. Но в Книге обстановки оперативного дежурного штаба Туапсинской военно-морской базы упорно писали: «3 декабря по состоянию на 19.00 «Щ-211» находится на переходе «Позиция «Туапсе»… ожидается её прибытие 4.12.41». Потому что ждали и верили.
Только 4 декабря командир 4-го дивизиона капитан 2 ранга Б.А.Успенский дал командиру 1-й бригады подводных лодок контр-адмиралу П.И.Болтунову радиограмму: «ПЛ «Щ-211» с позиции не вернулась, прошу принять меры для поиска и оказания помощи подводной лодке путем высылки ей навстречу самолетов, эсминца, других кораблей».
В Туапсе лодку продолжали ждать. И лишь 13 декабря капитан 1 ранга А.В.Крестовский сообщил из Туапсе начальнику штаба флота контр-адмиралу И.Д.Елисееву, что «автономность ПЛ «Щ-211» исчерпана по топливу, провизии, воде. Считаю «Щ-211» погибшей при выполнении боевой задачи».
У берегов Болгарии
То, что «Щ-211» погибла именно на своей позиции, подтверждает факт обнаружения на болгарском берегу тела одного из членов экипажа этой подводной лодки. В одном из донесений капитан 2 ранга ВМФ Болгарии Нечелчева своему начальству сообщает, что море выбросило на песчаный пляж у села Бяла, к северу от мыса Святого Атанаса обезображенный труп советского морского офицера в резиновом костюме с разбитым биноклем на шее, без рук и ног. В куртке были обнаружены документы на имя Павла Романовича Борисенко. Этим офицером оказался помощник командира «Щ-211» старший лейтенант Борисенко Павел Романович.
Тело П.Р.Борисенко было найдено аж 25 августа 1942 года (!), то есть спустя 9 месяцев после гибели лодки.
Точное же место гибели подводной лодки было установлено лишь 1 сентября 2000 года. Её корпус был случайно, во время ловли рапанов, обнаружен на дне Варненского залива болгарскими водолазами Динко Матвеевым и Владимиром Стефановым из клуба дайверов. В июне 2002 года специалистами ВМФ Болгарии был произведен водолазный осмотр погибшей лодки. Реальное состояние покоящейся на дне подводной лодки «Щ-211» было установлено специалистами Управления подводных аварийно-спасательных работ Черноморского флота России в период с 3 по 10 июля 2003 года.Вероятней всего подводная лодка «Щ-211» погибла в период 17-30 ноября 1941 года (по некоторым данным – 16 ноября) в районе мыса Свети-Атанас в бою с болгарскими торпедными катерами, находясь в надводном состоянии. Об этом однозначно свидетельствуют повреждения (люки открыты – Г.С.).
(Носовое орудие подняли со дна, и оно является сейчас одним из ценных экспонатов музея ЧФ РФ)
А называли удачливой и счастливой…
До момента гибели командир подводной лодки «Щ-211» 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛПА ЧФ капитан-лейтенант Девятко Александр Данилович был признан самым успешным командиром-подводником ВМФ 1941 года.
«Щука-211» была построена в 1934—1936 годах в Николаеве на заводе № 200, 5 мая 1938 года она вошла в состав Черноморского флота, который имел целых две бригады подводных сил. В первый же день Великой Отечественной войны ее принял под командование капитан-лейтенант Александр Девятко, 15 августа 1941 года лодка пустила на дно большой транспорт «Пелес» («Пелеш») водоизмещением 5708 брутто-регистровых тонн, шедший из Бургаса в Констанцу с военным грузом.Второй транспорт этого конвоя был поврежден и выбросился на берег. В августе же 1941 года экипаж подлодки выполнил особо ответственное задание — скрытно пробрался к вражескому берегу и высадил на берег 14 болгарских патриотов. В последующие три месяца «Щ-211» удачно охотился за транспортными конвоями врага у болгарских берегов, она трижды попадала под бомбежки и румынских, и немецких самолетов. 20 сентября (по другим данным — 29) 1941 года «Щ-211» атаковала и потопила торпедами итальянский танкер «Суперга», водоизмещением 6134 брутто-регистровых тонн, шедший под сильным охранением.
Александр Данилович стал национальным героем Народной Республики Болгарии, посмертно он был награжден болгарским орденом «9 сентября 1944 года».
Во время великой Отечественной погила половина подводных лодок Черноморского Флота. Как пишут из-за сталинских репрессий, безжалостно выбивших из рядов подводников наиболее опытных военных, на Черноморском флоте вводили в строй практически недостроенные в Николаеве корабли и спешно формировали экипажи. «На командирские должности стали назначать совсем молодых офицеров, причем некоторых из них волевым решением… направляли на корабли из армии и даже… из кавалерийских частей». Поэтому штаб Черноморского флота в начале войны не имел единого замысла действий подводных сил. Например, из-за того, что опасались нападения немецких и румынских подлодок на крымские и кавказские берега, большинство подлодок ЧФ ожидало противника у своих баз, хотя в море здесь пассивно находилась всего одна румынская подлодка, не предпринимавшая никаких действий. В архивах сохранилась директива № 159/ш Черноморскому флоту от 6 января 1942 года. Нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов проявлял в ней полное недовольство действиями флота: силами в 54 подлодки за полгода было потоплено 7 вражеских транспортов, притом потеряно 7 собственных подлодок, в то время как на Северном флоте силами в 21 подлодку было потоплено 48 транспортов и не потеряно ни одной своей субмарины.
Главком указывал на такие просчеты ЧФ: слабое заграждение акватории Черного моря — вместо требуемых 14 выставлялись иногда всего 3 подлодки; использование подлодок не по назначению, например, для высадки малочисленных десантов, хотя с этим могли справиться и катера; бесцельное несение дозора в акватории Поти, хотя за это время там ни разу не появились вражеские корабли; плохая работа штаба по планированию работы подлодок, неоказание им помощи в трудных ситуациях и так далее. Естественно, что все это не уменьшает героизма советских подводников, самоотверженно действовавших в водах Черного моря.
Точка памяти и скорби
На морских картах точка с координатами 42 53 мин. 8 сек. северной широты и 28 03 мин. 6 сек. ^ восточной долготы является местом отдания воинских почестей в память об экипажах подводных лодок «Щ-204», «С-34», «Щ-211» и других, погибших при действиях на коммуникациях противника в западной части Чёрного моря в годы Великой Отечественной войны.
В самой Болгарии память о «Щ-211» чтят по-особому. Именем Александра Девятко названа одна из улиц Варны, а семьи погибших подводников болгарская сторона долгое время ежегодно приглашала на свой всемирно известный курорт Золотые Пески. 7 апреля отмечается День памяти погибших подводников. Дата установлена в день гибели в мирное время атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Не менее трагичным событием была гибель АПЛ «Курск» в 2000 году в Баренцевом море. 7 апреля по традиции в память о погибших моряках-подводниках, на кораблях и судах ВМФ России проходит минута молчания. Вспомним и мы героев, положивших на алтарь Отечества жизни, и в военное, и в мирное время.
Источник