Назовите шесть свобод открытого моря

Трансформация принципа свободы открытого моря в международном праве

Дата публикации: 18.05.2021 2021-05-18

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Ерёменко, Р. С. Трансформация принципа свободы открытого моря в международном праве / Р. С. Ерёменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81217/ (дата обращения: 14.06.2021).

В статье рассмотрена эволюция принципа свободы открытого моря, который прошел длительный путь развития, начиная с римского права и до современных международных конвенций.

Ключевые слова: доктрина свободы морей, Гуго Гроций, открытое море, Женевская конвенция об открытом море 1958 г., Международная конвенция по морскому праву 1982 г.

Бескрайность и необъятность просторов морей и океанов, на первый взгляд, исключают какие-либо сомнения по поводу того, что эти территории могут кому-то принадлежать, поскольку они должны быть свободны от чьих бы то ни было притязаний.

Этот вывод подтверждается и доктриной свободы открытого моря, блестяще обоснованной в XVI веке голландским юристом Гуго Гроцием в своем труде «Mare Liberum». В частности, Г. Гроций утверждал, что, поскольку море настолько безгранично, оно не может стать владением кого угодно, и оно приспособлено для использования всеми [1; 22]. В подтверждение своих аргументов Г. Гроций цитировал римского юриста Плацентина: «море-вещь настолько общая для всех, что оно не может быть собственностью кого-либо, кроме одного Бога» [2; 219–220].

Между тем, такие, казалось бы, незыблемые положения о свободе морских пространств постоянно подвергались дискредитации со стороны отдельных морских держав, и международному праву пришлось пройти длительную историю, прежде чем провозглашенный принцип сводного моря обрел юридическую конструкцию.

Вопрос о времени возникновения юридического обоснования принципа открытости морей в правовой литературе является дискуссионным. Так, согласно устоявшейся точки зрения, «формирование принципа свободы открытого моря относится к XV-XVIII вв». [3; 80]. Бижанек, известный польский профессор международного права и переводчик Г. Гроция, в своей книге «Открытое море с точки зрения международного права», относит возникновение данного принципа к середине XII в. [4; 182]. Еще одна группа авторов полагает, что искать его истоки нужно в римском праве [5; 154]. Действительно, в текстах римских юристов можно найти рассуждения о том, что море и его берега являются общей собственностью всех людей — «communis omnium naturali jure» — в силу естественного закона [6; 717].

Нужно отметить, что многие великие монархи мира также отстаивали свободу открытого моря. Так, Елизавета I всегда придерживалась позиции, что если прибрежная зона морской державы может находиться под ее юрисдикцией, то «…рыболовство и судоходство [в открытом море] …не должны быть запрещены принцем, владеющим побережьем» [5; 150]. Русскому царю Федору Иоанновичу принадлежит высказывание: «Божию дорогу, океан-море как можно перенять, унять или затворить?». Этот принцип «Море-океан — это путь Божий» впоследствии высказывал и Борис Годунов [7; 154].

Эпоха великий открытий в Европе породила возникновение идеи господства над морем со стороны морских держав, которые подпитывались растущими чувствами национализма и суверенитета. В противоположность концепции открытого моря, монархи стали отстаивать концепцию закрытого моря — Mare Clausum, обосновывая свои права на судоходство, рыболовство и торговлю в соответствии с политическими амбициями своих стран. Так, Дания заявила о своей юрисдикции над Прибалтикой, Норвегия осуществляла контроль над морскими путями в Исландию и Гренландию, Швеция претендовала на Ботнический залив, а англичане претендовали на Ла-Манш и часть Северного моря.

В дальнейшем, основными претендентами в споре на морские территории стали Испания и Португалия, считающие, что они обладают исключительными правами на судоходство и торговыми привилегиями на огромном пространстве земных океанов.

В этот период, в начале XVI веке, возникает труд голландского юриста Гуго Гроция Mare Liberum о доктрине свободы морей, который первоначально был опубликован анонимно.

Важность вклада Г. Гроция в морское право трудно переоценить, ведь его Mare Liberum был первым юридически обоснованным набором аргументов по доктрине свободы морей [8; 14]. Г. Гроций основывал всю позицию на «безупречной аксиоме закона наций», а именно на том, что «каждая нация свободна путешествовать в любую другую нацию и торговать с ней». В соответствии с обычаем своего времени, Г. Гроций связывал свою теорию с религией, естественным правом и трудами древних философов и юристов.

Г. Гроций сравнивал море с воздухом и говорил о том, что «то, что не может быть занято, не может принадлежать». Он называл океаны «тем водным пространством, которое древность описывала как огромное, бесконечное, ограниченное только небесами». Он заявил: «то, что не может быть занято в ограниченном смысле того, чтобы быть физически захваченным и заключенным, застолбленным и исключительно занятым, или то, что никогда не было таковым оккупированным, не может быть чьей-либо собственностью, потому что вся собственность возникла из оккупации. Такое свойство присуще всем людям» [9].

Однако, несмотря на серьезное обоснование Г. Гроцием доктрины свободы морей, только к концу XVIII — началу XIX в. она утверждается в качестве обычной нормы международного права.

Кодификация морского права впервые была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву (GCHS), которая одобрила четыре конвенции, одной из которых и стала специальная Конвенция об открытом море [10].

В своем докладе по морскому праву 1956 года, который лег в основу обсуждений государств на Первой Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС I), Комиссия международного права отметила, что «общепризнанный в международном праве принцип, согласно которому открытое море свободно для всех государств» и «что ни одно государство не может подчинять какую-либо часть открытого моря своему суверенитету. незанятый статус открытого моря был подкреплен сохранением почти идентичной формулировки в статье 2 Конвенции об Открытом море».

В 1967 г. вновь на повестку дня мирового сообщества был поставлен вопрос об «эффективном международном режиме в отношении морского дна и дна океана за пределами четко определенной национальной юрисдикции» [11]. Это привело к созыву в 1973 году Третьей конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая после девяти лет переговоров приняла Конвенцию 1982 г. (UNCLOS, ЮНКЛОС).

В силу важности и значимости вопросов, которые нашли отражение в Конвенции по морскому праву 1982 г., ее не без оснований называют «Конституцией» Мирового океана [12]. Конвенция (ЮНКЛОС) [13] установила всеобъемлющую правовую основу для регулирования всего океанского пространства, его использования и ресурсов.

В ст. 89 ЮНКЛОС вновь провозглашен классический принцип свободы морей, сформулированный в XVII веке Гуго Гроцием: «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету».

Открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и сухопутных. Свобода открытого моря осуществляется на условиях, установленных настоящей Конвенцией и другими нормами международного права. ЮНКЛОС уточняет, что свобода открытого моря включает, в частности:

– свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

– свободу строительства искусственных островов и других сооружений, разрешенных в соответствии с международным правом;

– свободу научных исследований.

Эти свободы осуществляются всеми государствами с должным учетом интересов других государств при осуществлении ими свободы открытого моря, а также с должным учетом прав, предусмотренных Конвенцией, в отношении деятельности [на морском дне, дне океана и его недрах].

Из шести вышеперечисленных свобод (ст. 87 ЮНКЛОС), только свобода судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, и полетов над территорией были включены ранее в ст. 2 Женевской конвенции 1958 г. Дополнение свободами, связанными с научными исследованиями и возведением искусственных островов и установок, ранее не фигурировавшими в международных документах, «объясняется бурным развитием науки и техники, обеспечившим новые возможности для использования открытого моря» [3].

Таким образом, принцип свободы открытого моря эволюционировал от высказываний древних юристов к обычаю морского права до юридически закрепленного принципа международного права, по сути, не меняя своего содержания — открытое море свободно и не может быть разделено между государствами. Между тем, концепция открытого моря, все же, была изменена — от провозглашения его как ничейного пространства (res nullius) до отношения к нему как общему наследию человечества (res communis)», которое находится не только в общем пользовании, но и нуждается в коллективной защите.

  1. Андрианов С. Н. Международно-правовой режим открытого моря. — М., 1951.
  2. Гроций Г. О праве войны и мира. — М.: Ладомир, 1994.
  3. Гуреев А. С. Принцип свободы открытого моря в современных условиях // Известия высших учебных заведений. 1987. № 1.
  4. Дурденевский В. Н. Рецензия на книгу Р. Бижанека «Открытое море с точки зрения международного права». Варшава, 1960 // Известия вузов. Правоведение. 1961. № 3.
  5. Оппенгейм Л. Международное право. Т. I. Полутом 2. М., 1949.
  6. PT Fenn ‘Justinian and the Freedom of the Sea’ 19 (1925) // American Journal of International Law 717.
  7. Кожевников Ф. И. Русское государство и международное право. — М., 1947.
  8. Buergenthal Th., Maier H. G. Public International Law in a nutshell. 2nd ed. St. Paul, Minn, 1990. P. 14.

Источник

Открытое море . Правовой режим. Свободы открытого моря .

Открытое море

В Конвенции об открытом море 1958 понятие «открытое море» определяется как «все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что положения части VII («Открытое море») применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни к архипелажных вод государства-архипелага (ст. 86).

Юридическую основу открытого моря составляет принцип свободы открытого моря. Этот принцип теоретически обосновал Гуго Гроций в работе «Мате Liberum» (1609 г.) и впоследствии был развит в работах многих юристов-международников. Суть этого принципа сводится к тому, что в открытое море не распространяется суверенитет ни одного государства, оно открыто для общего, равного и свободного пользования всеми субъектами международного права. В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. свобода открытого моря включает:

a) свободу судоходства

b) свободу полетов;

c) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

6) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом е) свободу рыболовства, и) свободу научных исследований.

Эти свободы распространяются как на прибрежные государства, так и на государства, не имеющие выхода к морю.Все они осуществляют эти свободы должным образом, учитывая заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.

В утверждении принципа открытого моря решающую роль сыграл институт свободы судоходства. Необходимо отметить, судоходство — один из древнейших видов морепользования, существенно повлиял на формирование международного морского права. Под свободой судоходства понимают право любого государства посылать судно под своим флагом в открытое море. Плавания судна под флагом конкретного государства означает подчинение его в открытом море законам и правилам определенного государства и пребывания под ее защитой.Поскольку в открытое море не распространяется суверенитет ни одного государства, фактически государство, чей флаг несет судно, имеет суверенитет над ним, а следовательно, и осуществляет свою юрисдикцию. Поэтому в международном праве суда считаются условным территории государства флага. В ст. 92 Конвенции 1982 г. определено, что судно должно плавать под флагом только одного государства и не может изменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

С точки зрения международного права судно имеет национальную принадлежность того государства, под флагом которого оно плавает. Соответствие флага реальной национальности судна позволяет обеспечить эффективное осуществление юрисдикции государства флага. Это прежде всего касается контроля за соблюдением административных, социальных и технических норм на борту судна со стороны государства флага. Международные конвенции требуют, чтобы связь между судном и государством флага был реальным, чего нельзя сказать о практике использования так называемых удобных флагов (Кипра, Либерии, Панамы и др.).. К сожалению, с обретением Украиной независимости такая практика распространилась — много украинских судов перешли под удобный флаг. Это часто приводит к печальным экономических и социальных результатов как для Украинского государства, так и для украинских моряков и членов их семей. Ограничению подобной практики способствует Конвенция ООН об условиях регистрации морских судов 1986

Юрисдикция в открытом море. Принцип исключительной юрисдикции государства флага судна в открытом море закреплен в Конвенции 1958 г. и Конвенции 1982 г. Суть этого принципа заключается в том, что в случае столкновения или какого-либо другого навигационного инцидента с судном в открытом море, что влечет уголовную или административную ответственность капитана или другого члена экипажа, уголовное или административное преследование может быть возбуждено только судебной или административной властью государства флага или государства, гражданином которого является лицо. Арест или задержание судна возможны только по распоряжению властей государства флага судна.

В контексте проблемы юрисдикции в открытом море широко известным стало решение Постоянной палаты международного правосудия (ППМП) 1 в деле суда «Лотус» (1927 г.).

Французский пароход «Лотус» столкнулся в открытом море с турецким судном «Боз-Курт». Турецкое судно в результате инцидента затонуло, при этом погибли восемь человек его экипажа и пассажиров. Когда судно «Лотус» прибыло в турецкий порт, турецкие власти арестовали помощника капитана этого судна, который был на вахте при столкновении; французский морской офицер был обвинен в убийстве. Франция решительно опротестовала действия Турции, утверждая, что турецкие власти не имеет право осуществлять юрисдикцию по этому делу. Дело было передано на рассмотрение ППМП, что должна была дать ответ на вопрос: есть ли в международном праве правило, запрещающее осуществлять Турции юрисдикцию по этому делу?

ППМП признала, что за пределами своих границ государство не может осуществлять властных функций, если это не допускается международным правом. Однако это не означает, что международное право запрещает государству осуществлять юрисдикцию в пределах своей территории в отношении любого дела, связанная с действием, совершенным за границей. В таких делах государства имеют широкие властные полномочия, ограниченные лишь определенными запретительными нормами международного права.

На основании этого, по мнению ППМП, государства приняли целый ряд норм, распространяющих их юрисдикцию за пределы своей территории. Таким образом, ППМП пришла к выводу, что «территориальность уголовного права не является абсолютным принципом международного права и никоим образом не совпадает с территориальным суверенитетом».

В результате ППМП не согласилась с позицией Франции, только государство флага имеет исключительную юрисдикцию над судном в открытом море. При этом было отмечено, что повреждения турецкого судна эквивалентно вреде, причиненном турецкой территории. Это обстоятельство дает Турции право осуществлять свою юрисдикцию в рассматриваемом деле, поскольку нет международно-правовых норм, которые бы ограничивали это право.

Это решение ППМП претерпело обоснованной критики многих специалистов в области международного права как такое, что не соответствует реалиям, существующим в нем. На самом деле только государство флага может осуществлять юрисдикцию над судном в случае столкновения или какого-либо другого события с ним в открытом море. Это положение совершенно четко было подтверждено в п. 1 ст. 11 Конвенции 1958 г. и п. 7 ст. 94 Конвенции 1982 г.

В Конвенции 1982 г. установлено, что каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море с участием судна, плавающего под его флагом, которые привели к гибели граждан другого государства, или причинение им серьезных увечий , или серьезного ущерба судам или оборудованию другого государства, или морской среде (п. 7 ст. 94). Ни арест, ни задержание судна не могут быть осуществлены даже в качестве меры пресечения в ходе расследования по распоряжению любого, кроме власти государства флага судна.

По общему правилу юрисдикцию над судном в открытом море осуществляет государство флага, однако есть исключения из этого правила. В определенных случаях, предусмотренных международным правом, военные корабли имеют право останавливать и досматривать суда других государств. Например, в соответствии с Конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1884 военные корабли государств-участников могут останавливать торговые суда других участников Конвенции, на которых падает подозрение в повреждении кабеля. Конвенция об открытом море 1958 установила, что военный корабль вправе останавливать и подвергать учитывая иностранное торговое судно, если имеются достаточные основания подозревать его в занятии пиратством, работорговлей или для проверки флага, когда на судне поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, но на самом деле это судно имеет ту же национальность, что и военный корабль (п. 1 ст. 22).

К указанным исключений Конвенцией 1982 г. были добавлены случаи, когда судно занимается несанкционированным радиовещанием или не имеет национальности, а также по просьбе государства в отношении судна подозреваемого в незаконной торговле наркотиками или психотропными веществами. Если подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотрено судно не совершило никаких действий, которые бы оправдывали эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки.

К таким исключениям также принадлежит право преследования по горячим следам. Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеет достаточные основания полагать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно находится во внутренних, архипелажных, территориальных водах или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, что оно не прерывается.Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis (с необходимыми изменениями) к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства. Это право могут реализовывать только военные корабли, или военные летательные аппараты, или другие суда и аппараты, состоящие на правительственной службе и специально на то уполномоченные.

Военные корабли и суда, находящиеся на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции государства, кроме государства флага.

Безопасность мореплавания. Каждое государство должно принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море в отношении судов, плавающих под его флагом, в частности относительно а) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов; b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применяемых международных актов; с ) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. Эти общие нормы детализированы и конкретизированы в специальных конвенциях. Так, в Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколе к ней 1978 содержатся нормы, касающиеся конструкции судов, противопожарной защиты, спасательных средств, радиотелеграфии и радиотелефонии. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. устанавливает требования к квалификации моряков и их готовности к выполнению своих обязанностей. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72) регламентируют действия судов в различных условиях плавания, а также определяют огни, которые должно нести судно, звуковые и световые сигналы, которые следует подавать судну в соответствующих условиях плавания.

Каждое государство возлагает обязанности на капитана любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров: а) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу , которому угрожает гибель; b) выходить со всей возможной скоростью на помощь тем, кто находится в беде, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, насколько на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать с) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажа и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет (п. 1 ст. 98 Конвенции 1982 г.).

Каждая прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.

Источник

Читайте также:  Море воров скины кораблей
Оцените статью