Название проблемы мирового океана

Проблемы Мирового океана

Под Мировым океаном принято понимать непрерывную водную оболочки планеты, которая окружает материки и острова, и имеет общий солевой состав.

Общая площадь Мирового океана составляет 361,3 млн. кв. км, т.е., он занимает 71% поверхности Земли.

Делится на океаны, внутри которых выделяют моря, заливы и проливы. Разделение на океаны – Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый и Южный Ледовитый – предложила в 1845 году специальная комиссия Лондонского географического общества. Потом деление пересмотрели, оставив только четыре океана, от которых зависит жизнь более 100 млн. человек, живущих на побережье.

Человечество использует ресурсы Мирового океана тысячи лет. В ХХ-XXI веке этот процесс стал более интенсивным и бездумным, что грозит серьезными проблемами для жителей планеты.

Экологическая проблема

Постоянное развитие цивилизации привело к загрязнению Мирового океана. Серьезное ухудшение наступило в 1950-х годах, когда лидирующие места в промышленности заняли химическая и нефтеперерабатывающая сферы.

Загрязнение Мирового океана происходит несколькими путями:

  1. Физическое. В воду постоянно попадает разный мусор, самый опасный из которых пластик, поскольку он практически не разлагается. По водной поверхности дрейфуют миллионы тонн пластиковых отходов. Только 20% подобного мусора попали с кораблей, а 80% – с суши. В результате загрязнения страдают сотни виды морских птиц и животных.
  2. Биологическое. В воды Мирового океана попадают разные бактерии и микроорганизмы, органические отходы, что нарушает хрупкий экологический баланс.
  3. Химическое. Промышленные предприятия скидывают в воду химикаты, тяжелые металлы, отходы химического производства. Они попадают в сточные воды, а затем и в океан. Первоочередную опасность составляют ртуть и пестициды. Много химии попадает в воды Мирового океана из канализации, куда люди смывают синтетические вещества и средства.
  4. Нефтяное. Это источник загрязнения № 1. Нефть попадает в воду, когда происходят техногенные катастрофы, крушения танкеров, бурения скважин. Морской транспорт также сбрасывает в океаны огромное количество нефтепродуктов. Разливы нефти вызывают гибель животных, рыб, птиц, препятствуют привычному теплообмену между слоями воды.
  5. Тепловое. Воду, которую отрабатывают электростанции, сбрасывают в моря, реки и другие источники, имеющие связь с океаном. В результате чего происходит местное повышение температуры, что опасно для многих животных, не переносящих высокие температурные показатели. Кроме того, начинают активно размножаться некоторые виды водорослей, вызывающие цветение воды.
  6. Радиоактивное. Эксперты установили, что Мировой океан давно стал кладбищем хранения радиоактивных отходов.
Читайте также:  Атлантический океан омывает западное побережье евразии

Пути решения экологических проблем

В разных странах мира принимаются специальные экологические законы, регламентирующие сброс веществ в воду. В частности, во Франции устанавливают на фабриках и заводах точки забора и сброса воды. По инициативе ООН и многочисленных институций, которые занимаются экологическими вопросами, побережье Мирового океана регулируют вертолеты, следящие за сбросами. Нарушителей штрафуют, а также привлекают к уголовной ответственности.

Кроме того, регулярно проводится чистка воды от пластика и другого мусора. В этот процесс включились эко-активисты и общественные организации, помогающие ООН и правительствам стран мира выполнять нормы и требования Конвенции ООН по морскому праву (1982), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), Международной конвенции об учреждении международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (1971 и 1974) и многих других.

В рамках Морской программы WWF создаются национальные парки, выделяются особо охраняемые природные зоны, развиваются программы не истощительного использования ресурсов Мирового океана.

Правовая проблема

Мировой океан с XVII века находился под действием доктрины свободы морей, которая ограничивала права и юрисдикцию в отношении океана до полоски моря возле побережья того или иного государства. Другая часть океана была свободной и не принадлежала ни одной из стран.

В середине ХХ века доктрину пересмотрели, поскольку страны стали заявлять претензии на морские ресурсы. Другие причины:

  • Выросла обеспокоенность относительно рыбных запасов в прибрежных водах, где работали рыболовецкие суда.
  • Угроза загрязнения отходами транспортных судов и нефтяных танкеров.
  • Загрязнение прибрежных зон и морской флоры и фауны.
  • Желание военно-морских сил сохранить присутствие на поверхностных водах и под ними.

Правовой статус Мирового океана регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву, которая и решила ряд возникших проблем. Так, были установлены права на свободную навигацию, границы территориального моря – 12 миль от берега, исключительные экономические зоны в пределах 200 миль от берега, правила расширения права на континентальные шельфы до 350 миль от берега.

Документ определил создание Международного органа по морскому дну, механизмы решения конфликтов и появление Комиссии по границам континентального шельфа.

Отдельными конвенциями регулируется правовой режим морей и океанов, трансграничные рыбные запасы, в том числе мигрирующих рыб, создание специализированных организаций для мониторинга ситуации в Мировом океане и решении конфликтов.

Отдельное внимание уделяется защите морей и океанов, чем занимается Программа ООН по окружающей среде. Главная цель – способствовать безопасному экологическому использованию морских ресурсов.

Данная организация создала Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате деятельности, которая осуществляется на суше. Это глобальный межправительственный механизм, который призван заниматься проблемами и вопросами наземных, пресноводных, морских и прибрежных экосистем.

Проблемами судоходства занимается Международная морская организация, призванная сократить вредные выбросы в атмосферу и парниковые газы, которые идут от морских судов.

Глобальной проблемой Мирового океана в последние несколько десятилетий стало пиратство, развивающееся у берегов Сомали и Гвинейском заливе. Пираты подрывают морскую безопасность, угрожают морским перевозкам и людям. Также они вносят существенный сбой в торговлю, навигацию, вызывают повышенные финансовые затраты судовладельцев, выплаты страховых сборов и расходов на безопасность.

Пираты мешают доставлять гуманитарную помощь в пострадавшие районы. ООН, Международная морская организация и Управление ООН по наркотикам и преступности разрабатывают программы, направленные на борьбу с транснациональной организованной безопасностью в Африке и пиратством в Гвинейском заливе и в районе Африканского Рога.

Экономическая проблема

Мировой океан используется для добычи нефти и газа, которые находятся в морских глубинах. Размеры добычи постоянно возрастает, что угрожает экосистеме, приводит к загрязнению глубинных и прибрежных вод. Из-за этого жители прибрежных зон теряют доступ к еде и чистой воде. Кроме того, нарушается система добычи ресурсов, на которых основывается экономика многих стран.

Мировой океан дает до 90% рыбы и других морских продуктов, добывающихся в шельфовых районах. Первое место по улову занимает Китай, на втором месте находятся Чили, Япония, США, Россия. Увеличивать размеры добыч нельзя, поскольку это подорвет биологические ресурсы океана.

Многие страны осваивают глубоководную добычу нефти и газа, что приводит к удорожанию нефтепродуктов. Из-за нарушения баланса флоры и фауны некоторые государства отказываются от подобной деятельности, замораживая или совсем останавливая работы на шельфе или на дне морей и океанов.

При добыче других полезных ископаемых – кальция, магния, солей натрия, йода, брома, калия – происходит загрязнение вод тяжелыми металлами, изменение солености и температуры в океане.

Ученые научились добывать из вод Мирового океана ценные металлы, руды редких металлов и веществ. Это постепенно меняет структуру экономики стран мира. Одни государства быстро богатеют, а другие вынуждены искать средства, чтобы покупать нужные ресурсы. Подобные ситуации ведут к конфликтам, которые приводят к войнам и террористическим актам.

Мировой океан выступает главной транспортной артерией, обеспечивающей торгово-экономические связи и 60% мирового товарооборота. Появление разных видов морского транспорта привело к возникновению большого разрыва между районами производства и потребления, увеличению зависимости экономически развитых стран от регулярных поставок сырья и топлива.

Демографическая проблема

Загрязнение вод Мирового океана и постоянно растущее число жителей планеты увеличивает нагрузку на моря и океаны. Страны, занимающиеся добычей рыбы, морских животных и деликатесов, вынуждены наращивать обороты добычи. Правительство Китая, Перу, США, Японии, России, входящих в ТОП государств по добыче рыбы, поднимают закупочные цены для поставщиков, становясь монополистами.

Нагрузка на прибрежную зону возрастает и из-за того, что все больше людей перемещается к воде. Многие мечтают жить возле океанов и морей, что ведет к урбанизации прибрежных районов. Вследствие чего происходит перемещение многих промышленных ресурсов, изменение существующей инфраструктуры и сферы услуг.

Под значительным давлением оказались старинные города, которые каждый год принимают миллионы туристов, путешествующих на круизных лайнерах. Ученые уже доказали, что это наносит вред памятникам архитектуры и истории, мировым достопримечательностям. Выгоду получают только туристические компании и фирмы, вкладывающие деньги в развитие курортной инфраструктуры. При этом развивается портовая инфраструктура за счет привлечения инвестиций. С одной стороны, это выгодно, ведь создаются новые рабочие места, реализуются многочисленные проекты, растет количество инвесторов. С другой стороны, наблюдается деформация производства, промышленности, жилой инфраструктуры, транспортных магистралей, ресурсов.

Оборонные проблемы

Воды Мирового океана используются как площадки для размещения военно-морских баз, подводных и надводных судов с ядерными боезапасами. Китай, США, Россия и другие государства, входящие в ядерный клуб, не собираются отказываться от подобного размещения оружия и ресурсов, ведь так они получают максимальную мобильность с географической и стратегической точки зрения.

Владеть портами и базами на архипелагах, островах, прибрежных зонах выгодно, поскольку это позволяет ведущим странам мира получать доступ к ресурсам и сырью.

Итак, к основным проблемам Мирового океана относятся экологические, демографические, правовые, оборонные, экономические аспекты. Все они носят глобальный характер и связаны с деятельностью человека.

Источник

Проблемы Мирового океана и пути их решения

Мировой океан – это основная часть гидросферы. Водная оболочка земли покрывает 70,8% всей ее поверхности. Она хранит в себе огромные запасы растительных, животных, минеральных, энергетических ресурсов, которые вполне могут пополнить истощающиеся запасы суши.

При условии рационального использования, дары моря могут быть практически неисчерпаемы. Но, в настоящее время, объемы их потребления увеличились настолько, что естественное воспроизводство замедлилось или полностью прекратилось. Перед современными учеными встала задача найти оптимальные пути решения проблем экологического здоровья Мирового океана.

Глобальные проблемы мирового океана

Масштабы использования ресурсов морских вод человеком поистине огромны. Во многих случаях, их освоение было нерациональным, и это привело к появлению целого ряда серьезных проблем:

  • Глобальное потепление.
    В результате повышения средней температуры воздуха и возникновения озоновых дыр начался процесс таяния ледников. Это грозит катастрофическими явлениями – повышением уровня морей, серьезным ухудшением климатических условий, подтоплением прибрежных городов. Более других пострадают государства, использующие талые ледниковые воды в различных отраслях промышленности.

В 2019 году поставлен рекорд высоты температуры Мирового океана. Опубликовано исследование опубликованного в Advances In Atmospheric Sciences где продемонстрировано что в 2019 Мировой океан прибавил + 0,075 градуса к среднему показателю наблюдений за 1981-2010 годы.

  • Расходование морских вод.
    С развитием промышленности и сельского хозяйства началось активное их использование. Это ведет к постепенному уменьшению небезграничных запасов. На выращивание одной тонны сельскохозяйственных культур уходит примерно тысяча кубометров воды.
  • Использование биологических ресурсов.
    С развитием науки и техники применяются методы массового отлова рыбы и морепродуктов, из которых пятая часть приходится на нелегальную ловлю. В год – это примерно 500 тысяч тонн.
  • Использование территории Мирового океана, как арены военной активности.
    Ведение боевых действий и военных учений, испытания атомного оружия, создание военных баз наносит всему животному и растительному миру непоправимый вред, разрушает экосистемы, нарушает их биологическое равновесие.
  • Захоронение жидких и твердых радиоактивных отходов.
    В морские воды долгое время сбрасывались ядерные отходы. Это аварийные реакторы и боеголовки атомных подводных лодок, отходы атомной промышленности и научно-исследовательской деятельности, упакованные в металлические контейнеры.
  • Загрязнение морских вод – одна из важнейших проблем.
    Нерациональная деятельность человека привела к загрязнению вод отходами нефтяной промышленности, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, бытовыми сбросами, отходами сельского хозяйства. В процессе круговорота из воздуха в моря попадает большое количество угарного газа, метана, компонентов сажи.

Пути решения проблемы разумного освоения Мирового океана коротко можно определить так: сохранение чистоты океанических вод и возврат к рациональному использованию его ресурсов.

Использование Мирового океана с точки зрения права

Ранее, проблема использования вод Мирового океана решалась в соответствии с принципом «свободного моря». В соответствии с ним, его основные площади были объявлены свободными, а все национальные права прибрежных государств распространялись только на территориальные воды узкую полосу воды, примыкающую к берегу.

В конце ХХ века ситуация изменилась. На Конференции ООН по вопросам морского права, состоявшейся в 1982 году, была принята Конвенция, законодательно расширившая сферу действия государств на морской территории. Было введено понятие прибрежных экономических зон, шириной 200 миль, на которых державам разрешалась любая хозяйственная деятельность.

Кроме того, государства могли осуществлять суверенные права (в части добычи полезных ископаемых) над континентальным шельфом, если его границы находятся не далее 350 миль от берега. Постепенно перестал действовать принцип «свободного моря».

Для решения проблемы использования природных ресурсов международной зоны морского дна, были созданы Комитет ООН по морскому дну и Международный орган по морскому дну.

Для защиты вод океана была разработана «Программа ООН по окружающей среде», регулирующая экологичное использование морских ресурсов. Учреждена «Глобальная программа действий по защите морской среды в результате осуществляемой на суше деятельности», помогающая решить вопросы совместного существования и развития земных и морских экосистем.

Вопросами безопасного судоходства занялась Международная морская организация, которая разработала правила, позволяющие сократить количество вредных газов, выбрасываемых в атмосферу судами (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, 1973 год).

Проблема загрязнения мирового океана

Проблема освоения Мирового океана впервые встала в шестидесятых годах прошлого века, когда стало ясно, что естественного воспроизводства водных биоресурсов недостаточно, чтобы восстановить утраченное равновесие. Сегодня эта проблема обостряется и требует скорейшего решения.

Постепенно идет необратимое отравление флоры и фауны, гибель ценных экосистем, упадок рыбного и морского хозяйства. Существует несколько основных загрязнителей. В первую очередь – это нефть и нефтепродукты, стоки, бытовые отходы, отходы сельскохозяйственной деятельности; не менее опасны последствия все усиливающегося теплового воздействия на водную толщу:

  • Нефть и нефтепродукты содержат токсичные масла, мазут.
    При разлитии нефти, на поверхности воды образуется плотная пленка, закрывающая путь солнечному свету и воздуху. Тонна нефти на поверхности воды представляет собой подвижное пятно диаметром до 12 км. толщиной – 2 см.
  • Закисление вод.
    Вид водорода, используемый в нефтепереработке, обладает большой химической активностью. Попадая в океан, он становится причиной снижения показателя рН.
  • Проблема пластика в мировом океане.
    Пластик регулярно попадает в воду в большом количестве (примерно 20 миллионов тонн ежегодно). Он, не разлагаясь, годами плавает в воде, заглатывается морскими животными, вызывает их гибель. Печально известно Большое Тихоокеанское мусорное пятно или Тихоокеанский мусороворот – скопление мусора в северной части Тихого океана.
  • Стоки – бытовые отходы, сбрасываемые в океан.
    В своем составе они содержат соли тяжелых металлов. Опасны в этом плане следующие отрасли: цветная и черная металлургия, химическая промышленность, нефтепереработка, текстильная промышленность. Существует закон, запрещающий бесконтрольно выбрасывать необработанный мусор в море, но многие организации игнорируют его.
  • Тепловое загрязнение.
    Сброс нагретых сточных вод в море приводит к повышению средней температуры воды на несколько градусов. В результате, нарушается правильный обмен поверхностных и глубинных течений. Загрязненные воды начинают цвести.
  • Отходы сельского хозяйства.
    Это гербициды и пестициды, попадающие в ближайшую реку а, затем, с течением, и в океан. Живя в отравленной воде, морские организмы болеют, гибнут, страдают от нехватки кислорода.

Регулярно проводимый мониторинг актуальных проблем загрязнения мирового океана показывает, что поражаются и прибрежные воды, где развито судоходство, и дальние районы открытого океана. Это опасная тенденция. Загрязнение гидросферы способно повлиять на ее животный и растительный мир и привести к глобальным изменениям климатических условий земного шара.

Проблемы Индийского океана

Основные проблемы и беды Индийского океана – загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Здесь проходят стратегически важные нефтяные артерии и мировые нефтяные пути, поэтому часты:

  • аварии нефтяных танкеров;
  • эксплуатационные сбросы нефти;
  • повреждения нефтяных платформ.

Еще одна причина загрязнения – военные действия и учения, проходящие без экологического контроля.

Вредят водам океана тяжелые металлы (медь цинк хром мышьяк), пестициды, приносимые реками, или дождевой водой. Эти вещества опасны тем, что не разлагаются, накапливаясь, и отравляя морские организмы и людей, употребляющих их в пищу.

Еще одна проблема – большое количество пластика, который сбрасывается с пассажирских судов.

Для предотвращения экологической катастрофы предпринимается следующее:

  • государствами Индоокеанского региона подписан Кувейтский протокол о кооперации в борьбе с нефтяными и другими загрязнениями;
  • создаются резерваты и национальные морские парки.

Проблемы Тихого океана

Использование ресурсов Тихого океана идет энергично. Загрязнение вод провоцируют такие виды хозяйственной деятельности:

  • добыча полезных ископаемых;
  • судоходство;
  • ядерные испытания (сбросы радиоактивного топлива);
  • пассажирское судоходство;
  • рыболовство.

Сегодня истреблены редкие популяции тихоокеанских рыб и морских животных. Браконьерство приводит к вылову рыбы, идущей на нерест, краснокнижных редких видов. Поражены экологические системы. Некоторые территории покрыты нефтяной пленкой (берега Северной Америки, Панамский канал, Желтое море, северная часть Тихого океана).

Решение проблемы вод Тихого океана уже начаты. Ведутся мероприятия по искусственному их очищению, восстановлению погибших популяций флоры и фауны:

  • созданы охраняемые территории, заказники, где запрещены рыболовство и охота;
  • предпринята попытка сохранения экосистем Большого Барьерного Рифа;
  • создаются новые морские парки.

Проблема Атлантического океана

Постоянно усиливающаяся антропогенная нагрузка на воды Атлантического океана привела к потере функции самоочищения. К тому же, этот водоем – место активного рыбного промысла. Известен и еще ряд проблем, появившихся вместе с развитием технологического прогресса:

  • Радиационное загрязнение вод.
    Причина – атомные электростанции, отходы которых сбрасываются в воду, захоронение радиоактивных отходов.
  • Загрязнение отходами нефтепереработок.
    По водам Атлантического океана проходят маршруты следования нефтеналивных танкеров.
  • Искусственное изменение состава воды.

Проблемы Северного ледовитого океана

Нерациональная хозяйственная деятельность человека стала причиной формирования непосильной нагрузки на аквальные комплексы Ледовитого океана. Примеры нарушений говорят сами за себя:

  • отлов морских обитателей (моллюски, ракообразные, рыба);
  • охота на тюленей и морских котиков;
  • постоянное превышение допустимых показателей шума в результате курсирующего транспорта, мероприятий по геофизической разведке;
  • сбрасывание отходов нефти;
  • неконтролируемые захоронения радиоактивных отходов;
  • увеличивающаяся тепловая нагрузка.

В результате освоения берегов океана человеком, появились мусорные могильники. Мусор просто выбрасывался на лед и вмерзал в него. В океан сбрасываются и канализационные стоки. Количество неочищенной жидкости определяется десятками миллионов кубометров в год.

Для улучшения экологической ситуации северной полярной зоны создан Международный Арктический совет. Восемь государств, которые расположены на берегу Ледовитого океана, приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики. Разработан план по ограничению антропогенной нагрузки на воды Северного Ледовитого Океана.

Пути решения проблем мирового океана

Стремительно развивающийся технический прогресс положил начало появлению экологических проблем на планете, в числе которых – антропологическая нагрузка на воды Мирового океана. О ее насущности говорят только ученые-экологи, а общество и политические силы еще недостаточно включены в ее решение. А, между тем, остановить негативное воздействие человека на окружающую среду можно только совместными усилиями.

На Конференции ООН по устойчивому развитию, прошедшей в июне 2012 года (РИО+20) были, в числе прочих, названы меры по решению проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана:

  1. Защита от незаконного отлова рыбы, разрушения экосистем и отрицательного воздействия изменения климата.
  2. Увеличение площади охраняемых территорий.
  3. Ужесточение экологического контроля природоохранных служб над судами при перевозках опасных грузов.
  4. Постоянное исследование состояния вод.
  5. Внедрение массового использования экологически чистого топлива.
  6. Развитие мусороперерабатывающих комплексов в прибрежных районах.
  7. Привлечение внимания человечества к проблеме загрязнения мирового океана.

Для привлечения внимания общества к проблеме загрязнения пластиком Мирового океана в Сингапуре на набережной установлена фигура кита, созданная из 5 тонн пластиковых отходов, выловленных в океане.

Российскими учеными для решения проблемы разработана и внедряется федеральная программа «Мировой океан». Цель ее – охрана, поиск путей рационального использования ресурсов и просторов водной оболочки земли.

Вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов (ТКО)

Способы утилизация ТБО: захоронение, компостирование, пиролиз и плазменная переработка

Что входит в состав ТКО? Морфологический состав твердых бытовых отходов

Как рассчитать среднюю плотность ТКО?

Чем отличаются твердые бытовые отходы и твердые коммунальные отходы?

Правила сортировки твердых бытовых отходов

Появилась новая строка в квитанции – обращение с ТКО

Что такое твердые промышленные отходы, их классификация и способы утилизации

Утилизация жидких и твердых отходов

Вывоз ТБО из многоквартирных домов – это коммунальная или жилищная услуга?

Расшифровка понятий ТБО и КГМ: одно и то же или нет?

Правила организации и содержания контейнерных площадок для сбора ТБО

Источник

Оцените статью