- Собственные имена: названия стран, городов, рек, улиц
- Русский язык с репетиторами онлайн
- запишите 10 собственных имён существительных, которые являются наименованиями: 1) городов, 2)рек 3)озёр
- Названия городов деревень рек озер морей океанов имена собственные
- К данным существительным припиши собственные имена существительные. ПОЭТ- КОСМОНАВТ- ГОРОД- УЛИЦА- РЕКА- МОРЕ- ОЗЕРО-
- Ответ или решение 2
- Нарицательные имена существительные
- Собственные имена существительные
Собственные имена: названия стран, городов, рек, улиц
Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? Чтобы отличать их друг от друга. Значит, названия стран, городов, деревень, рек, улиц, площадей и другие географические названия – это имена собственные.
Географические названия появились очень давно. География – это одна из самых древнейших наук, которая изучает и описывает Землю. Посмотрите на глобус, карту. Вы увидите, что есть названия у морей и океанов, у материков и стран, у рек и озёр, у городов.
Географических названий очень много в любой стране. Как они появлялись? Каждое название возникло в результате исторического развития каждой отдельной территории. Географические названия являются своеобразным памятником языка и истории народа.
Давайте совершим путешествие по карте и отыщем географические названия на букву А:
Конечно, вы назовёте примеров гораздо больше, но главное, что должны помнить все люди, – все географические названия надо писать с заглавной буквы, они – имена собственные.
Все названия запомнить невозможно. Вы будете узнавать их всю свою жизнь и на уроках в школе, и во время чтения книг и журналов, и во время путешествий. Но существуют названия, которые каждый человек в любой стране знать просто обязан. Давайте вместе их вспомним. Прежде всего, это название страны, в которой человек живёт.
Название нашей страны – Россия.
Столица России – Москва.
Место, где я живу, – это город, село или деревня …
Улица, где находится мой дом, называется…
Рядом находится море, река или озеро…
Все вы знаете свой адрес и сможете его записать. Мы настолько привыкли к географическим названиям, что порой перестаем их замечать. А что было бы, если бы все названия вдруг исчезли? Куда посылать письма, отправлять грузы, приглашать в гости? Вот оказывается, как много значат в жизни человека слова, обозначающие географические названия.
Прочитайте слова в парах. Что вас удивило? Как вы думаете, почему одно слово написано с маленькой буквы, а второе с заглавной?
Сделаем вывод: географические названия нельзя путать с другими словами.
Географические названия могут быть разными. Прочитайте самое длинное название холма, который находится в Новой Зеландии. Для его записи потребовалось 82 буквы:
Прочитайте самое короткое название населённого пункта в Швеции, состоящее из 1 буквы:
Существуют реки Ах и Ура, остров Кенгуру, гора Дом, город Чай.
Нам понять бы главное:
Когда писать заглавные?
Не оставьте без вниманья
Ни единого названья
Рек, морей и городов,
Стран, озер и островов.
И названий звезд, планет
Без заглавной буквы нет!
Неважно, какое название: очень-очень длинное или короткое, смешное или непонятное, трудное или лёгкое. Важно помнить, что все географические названия в русском языке надо писать с заглавной буквы, потому что они являются именами собственными. И это надо запомнить и не делать ошибок, когда вы подписываете конверт письма или открытки, когда пишете в тетрадях или печатаете на компьютере.
Важно помнить: даже придуманные названия, если они являются именами собственными, надо писать с заглавной буквы.
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
- Индивидуальные занятия
- Доступные цены
- Удобные способы оплаты
- Бесплатный вводный урок
- Гарантированный возврат денег
Источник
запишите 10 собственных имён существительных, которые являются наименованиями: 1) городов, 2)рек 3)озёр
1) Москва, Лондон, Париж, Новосибирск, Пекин, Нижний Новгород, Владивосток, Калининград, Берлин, Нью-Йорк
2) Обь, Волга, Лена, Ока, Нил, Амазонка, Миссисипи, Зимбабве, Амур, Енисей
3) Байкал, Виктория, Лох-Несс, Гурон, Мичиган, Онтарио, Никарагуа, Титикака, Ладожское, Онежское
Собственные имена существительные называют единичные предметы. К ним относятся имена людей, название городов, океанов, сёл, озёр, рек, морей, гор, островов, стран, планет, клички животных.
10 собственных имён существительных которые являются наименованиями:
1) ГОРОДОВ: Ростов, Воронеж, Зеленоград, Нижний Новгород, Москва, Оренбург, Приморск, Тверь, Белгород, Тольятти.
2) РЕК: Урал, Обь, Десна, Омь, Амур, Волга, Дон, Иртыш, Северский Донец, Енисей.
3) ОЗЁР: Байкал, Онежское, Ладожское, Ильмень, Стоктыш, Кенон, Хоромно, Серебряное, Светлояр, Болонь.
Имена собственные пишутся с большой буквы, а названия литературных произведений или фирм берутся в кавычки (например, «Мцыри»).
1) Города: Москва, Бугульма, Казань, Волгоград, Петербург, Уфа, Адлер, Самара, Киев, Набережные Челны
2)Реки: Лена, Амур, Енисей, Волга, Обь, Иртыш, Днепр, Ангара, Дон, Урал.
3) Озёра: Байкал, Ладожское озеро, Онежское озеро, Иссык-Куль, Верхнее озеро, Каспийское озеро, Мичиган, Таймыр, Чаны, Виктория
Источник
Названия городов деревень рек озер морей океанов имена собственные
Автор: Ладанюк Марина Владимировна
Организация: ГБОУ «АООШ№3»
Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Антрацит
Тема урока: Правописание собственных имён существительных. Географические названия.
Цель: формировать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных. Задачи: ознакомить с правилом написания географических названий; учить выделять в устной и письменной речи имена собственные; обогащать словарный запас обучающихся; развивать практические навыки написания заглавной буквы в именах собственных; воспитывать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс.», Ч. 2 ,В. II. Канакина, В. Г. Горецкий., раздаточные карточки.
Тип урока: комбинированный.
Х од урок а
I .Оргмомент.
1.Приветствие.
— Доброе утро, ребята! Начинаем наш урок русского языка.
Утром рано мы проснулись
В школу дружно собирались.
Прозвенел для всех звонок.
Начинаем наш урок.
2.Проверка готовности к уроку.
II . Актуализация знаний
1.Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
Ученики зачитывают фамилии, имена и отчества членов семьи, клички своих домашних животных, объясняют правила написания этих собственных имён существительных.
2.Пальчиковая физминутка:
Пальчик – пальчик, как ты жил? (сгибание-разгибание большого пальца)
С братьями на речке был. («моем ручки»)
С этим братцем щук ловил. (сгибание-разгибание указательного пальца)
С этим братцем суп варил. ( сгибание-разгибание среднего пальца)
С этим братцем уху ел. ( сгибание-разгибание безымянного пальца)
С этим братцем песни пел. ( сгибание-разгибание мизинчика)
Запись числа, вида работы.
3.Каллиграфическая минутка
фамилия имя отчество
4.Словарный комментированный диктант.
Ученик Данил Чайкин, фамилия Чуковский, корова Милка, собака Жучка, свинья Маняша, врач Василий Иванович Мельник.
— Какие из записанных имён существительных собственные, а какие — нарицательные? Что обозначают имена собственные? Что надо знать об их написании?
III . Целеполагание, мотивация учебной деятельности.
—Ребята, прочтите слова на доске. Подумайте, что они обозначают. Распределите слова на группы. Дайте названия каждой группе.
Миус, луганск, Антрацит, волга, Кальмиус, Красный Луч.( Миус, Волга, Кальмиус — названия рек. Луганск, Антрацит, Красный Луч- названия городов.)
— Замените одним словом все эти названия. (Все эти слова — географические названия.)
— Что необычного вы заметили в написании этих слов? (Все названия рек и городов написаны с большой буквы, а слова Луганск и Волга с маленькой.)
— Вы можете с уверенностью ответить на вопрос, какие географические названия написаны правильно?
— Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом написания географических названий.)
— Совершенно верно. Знание правила и умение пользоваться им на письме поможет нам ответить на вопрос, какие географические названия в предыдущем задании написаны правильно, а какие нет.
IV . Работа по теме урока.
1. Ознакомление с правилом: рубрика «Обрати внимание», с.6о учебника. (дети читают правило самостоятельно, хором).
- Обратите внимание!Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, гор, озёр, морей – это собственные имена существительные : город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.
2.Работа по учебнику. С. 60, упр. 102. Ответы детей у доски.
Прочитайте.
Государство Россия, город Мурманск, гора Эльбрус, озеро Байкал, река Волга, улица Победы, остров Кипр, проспект Мира.
- Как вы думаете, выделенные слова — это собственные или нарицательные имена существительные? Объясните свой ответ.
- Спишите. Подчеркните заглавную букву в именах собственных.
3.Словарная работа.
Словарные слова: Россия, город, улица.
Разгадай загадки, запиши отгадки по строчке в тетради.
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою. (страну)
— Какая великая страна граничит с нашей Республикой? (Россия)
Расширяясь год от года,
Так растет и строится,
Что в черте его дорога
Улицей становится. (Город)
В два ряда дома стоят,
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица)
4.Физминутка.
Учитель зачитывает слова. Если слово пишется с заглавной буквы , дети делают три хлопка , а если с маленькой — топают 3 раза.
Город, Миус, Антрацит, Волга, дети, государство, Оля, Мурзик, корова, Крымские горы, улица, Игорь, лошадь, Кеша.
V . Самостоятельная работа
1.Работа по карточкам в парах.
Карточка 1
1.Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть заглавную букву в собственных именах существительных.
В (Д,д)еревне (Д,д)убки на (У,у)лице (М,м)ира живут (Д,д)аша и (Л,л)ёня (О,о)рловы. Неподалёку протекает речка (М,м)иус. У (Л,л)ёни есть (С,с)обачка (М,м)уха. У (Д,д)аши — (К,к)ошка (Н,н)очка. Ребята любят своих питомцев.
По истечении времени ученики поочерёдно зачитывают предложения, объясняют правила написания слов со скобками. Все остальные дети сверяют выполненное задание в своих тетрадях.
VI . Домашнее задание
Учебник, упр.5, с. 67.
Проект на тему «Где я живу» или «Моя Родина».
— Подготовьте проект о том, где вы живёте. В этом вам помогут вопросы.
- В какой области вы живёте?
- В каком районе?
- В каком городе (деревне, посёлке)?
- На какой улице?
- Есть ли в вашей местности река (озеро, море) и горы? Как они называются?
- За что вы любите свою малую родину?
VII . Подведение итогов урока, оценивание.
— Какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?
— Назовите примеры имён собственных в соответствии с планом:
Источник
К данным существительным припиши собственные имена существительные. ПОЭТ- КОСМОНАВТ- ГОРОД- УЛИЦА- РЕКА- МОРЕ- ОЗЕРО-
Ответ или решение 2
Для того, чтобы выполнить данное задание, нужно разобраться с тем, какие виды существительных бывают.
Нарицательные имена существительные
К нарицательным именам существительным относятся, те имена существительные, которые являются обобщенными названиями однородных предметов. К примеру, озёра (слово из нашего задания) бывают разные: мелкие, глубоководные, пресные, прозрачные и т.д., независимо от того какие они, они всегда будут называться одним словом — «озеро». Или, к примеру горы: они могут быть низкими, высокими, старыми, новыми, скалистыми, но всегда будут называться словом «гора». Кони могут быть молодыми, пожилыми, отличаться окрасом, размером, мастью, но независимо от этого они так и будут «конями».
Собственные имена существительные
К собственным именам существительным относятся названия конкретного предмета. Это могут быть имена; клички; названия произведений; фамилии; названия улиц, городов, рек, морей, океанов и т.д. Все слова, которые есть у нас в задании (поэт, космонавт, город, улица, река, море, озеро, гора, конь, коза) — имена нарицательные, а следовательно, к ним можно приписать имена собственные. К примеру к слову «поэт» можно приписать:
- Сергей Александрович Есенин;
- Пушкин Александр Сергеевич;
- Михаил Юрьевич Лермонтов и т.д.
Так же и со словом «космонавт»: здесь подойдет имя любого космонавта, к примеру, всеми известный, Юрий Алексеевич Гагарин.
Для того, чтобы приписать имя собственное к слову «город», достаточно вспомнить любое название города, к примеру, Донецк, Киев, Москва, Краснодар и т.д. Чтобы подобрать собственное имя существительное к слову «коза», нужно придумать ей любую кличку: Машка, Мурка, Белка; тоже самое с конём: Чижик, Рыжик, Малыш. Такая же схема действий и с другими словами: море может быть Черным, Азовским, Каспийским; река может называться Волга, Кальмиус; улицы и озера тоже могут называться по-разному,
Таким образом, вот, что у нас получается: поэт Сергей Александрович Есенин, космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, город Донецк, улица Вишнёвая, река Кальмиус, Азовское море, озеро Калка, конь Чижик, коза Машка.
Имена существительные, которые называют единичные географические названия, фамилии, имена, отчества людей, улицы, материки, клички животных и пишутся с заглавной буквы называются имена собственные.
Поэт — А.А. Фет, космонавт — Ю. А. Гагарин, город — Ижевск, улица Мира, река — Кама, море — море Лаптевых, озеро — Байкал, гора — Эверест, конь — Быстрый, коза — Белянка.
Источник