- Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи
- «1)Ученые назвали океан гидрокосмосом (Гидрокосмос — это подводное пространство моря, океана.)Для нас, живущих на суше, он все ещё остается (без. гласная в корне, проверочное слово . »
- Упражнение 22 — Русский язык 8 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник
- Вопрос
- Подсказка
- § 45. Правописание не с деепричастиями
Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи
Упр. 19 (15). Существительные а) обозначают предмет б) морфологич. признаки: изменяются по родам, числам, падежам, в) в предложении чаще всего являются подлежащими или дополнениями. Глаголы а) обозначают действие б) морфологич. признаки: изменяются по наклонениям, временам, лицам, числам, родам, в) в предложении обычно являются сказуемыми. Наречия а) обозначают признаки действий или признаки признаков б) морф, признак — неизменяемость, в) в предложении являются обстоятельствами.
Упр. 20 (16). Глагол и деепричастие :
1. Не мог, не был, не хотел, не плачь, не думай, не съешь.
Не жалея (сил), не смотря (под ноги), не чувствуя (боли), не читая (газет).
2. Ненавидеть, недомогать, недоумевать, невзвидеть, невзлюбить, негодовать.
Ненавидя, недомогая, недоумевая, невзвидев, невзлюбив, негодуя.
1. Незаконченное письмо, нерешенная задача, неисправленная ошибка.
4. Письмо не окончено, задача не решена, ошибка не исправлена.
Существительное, прилагательное, наречие :
1. Неряха, нелепость, ненастье. Неряшливый, нелепый, ненастный. Неряшливо, нелепо, ненастно.
2. Несчастье (беда), неправда (ложь), неприятель (враг).
Недружеский (враждебный), нерадостный (грустный), неправильное (ошибочное).
Немало (много), неясно (смутно), неблизко (далеко).
3. Не счастье, а беда сблизила нас; не правда, а ложь рассказана тобой; он мне не приятель, а враг.
Не дружеский, а враждебный прием нам оказали; не радостный, а грустный нас ожидал день; не правильное, а ошибочное решение принято.
Не мало, а много бед мы терпели; не ясно, а смутно виднелись предметы; не близко, а далеко еще идти.
Упр. 21 (17). 17). 1) Ученые назвали океан гидрокосмосом. Для нас, живущих на суше, он все еще остается мало изученной и н е г остеприимной (прил.) средой. (Из газ.) 2) Впереди показались н ея сные (прил.) очертания огромных деревьев, но оказалось, что это н ев ысокие (прил.) прибрежные кусты. (А.Н. Толстой) 3) Пустеет воздух, птиц н е с лышно (прич.) боле. (Ф. Тютчев) 4) И лес, н ев едомый (прич.) лучам, в тумане спрятанного солнца кругом шумел. (А. Пушкин) 5) На четвертые сутки ненастья (сущ.) тучи н ем ного (нареч.) рассеялись. (С. Залыгин) 6) Н е у молкая (дееприч.), шумело за окном море. (И. Бунин) 7) Время бежит быстро. Н ез аметно (нареч.) проходит день, н ез аметно (нареч.) наступают потемки. (А. Чехов)
1. Океан — имя существительное. Назвали (что?) океан. Предмет.
2. Н. ф. — океан.
3. Неодуш., нариц., м. р., 2 скл.
4. Ед. ч., В. п.
5. Назвали (что?)
1. Назвали — глагол. Ученые (что сделали?) назвали. Действие.
2. Н. ф. — назвать.
3. Несов. вид, невозвр., перех., 1 спр.
4. Изъяв, накл., прош. вр., мн. ч.
5. Ученые (что сделали?)
1. Не умолкая — деепричастие. Не умолкать. Добавочное действие.
2. Несов. вид.
3. (Что делая?)
Источник
«1)Ученые назвали океан гидрокосмосом (Гидрокосмос — это подводное пространство моря, океана.)Для нас, живущих на суше, он все ещё остается (без. гласная в корне, проверочное слово . »
1)Ученые назвали океан гидрокосмосом (Гидрокосмос — это подводное пространство моря, океана.)Для нас, живущих на суше, он все ещё остается (без. гласная в корне, проверочное слово –остАнется) мало изученной( прич. Страдательное прошедшего времени – суф. «енн») и далеко не гостеприимной ( далеко не – слово усиливающие отрицание ) средой(Совокупность природных условий жизнедеятельности какого-л. организма ).(Из газ.)
2)Впереди показались (кАжется) неясные (прил.,нет условий для раздельного написания) очертания (чЕртит) огромных деревьев, но оказалось, что это невысокие (прилаг., нет условий) прибрежные ( приставка «при» в значение приближение, присоединения) кусты (А. Н. Толстой)
3)Пустеет воздух, птиц не слышно (глагол, не исключение) боле … (Ф. Тютчев)
4)И лес, неведомый (Таинственно-непонятный) лучам в тумане спрятанного (прич, страдательное прош. вр.,суф. «а» и «нн» ) солнца, кругом шумел.(А.С. Пушкин)
5)На четвертые сутки ненастья (без «не» не употребляется) тучи немного рассеялись (приставка «рас»+ корень «се» ). (С. Залыгин)
6)Не умолкая ( деепричастие, не иксл.) шумело за окном море. ( И. Бунин)
7)Время бежит быстро. Незаметно ( наречие, нет условий) проходит день, незаметно ( наречие, нет условий) наступают потёмки.( А. Чехов)
«Quiz on the Olympic Games in Sochi1.What the bill were the Olympic Games in Sochi?2.How many medals won Russia at this Olympics?3.How many athletes with dual citizenship took prizes? What are. »
«Содержание:1. Введение2. Из опыта работы3. Приложения: Разработка интегрированного урока английского и родного языков “Урок-КВН “Кулинарный поединок” в 3 классе Разработка урока английского языка в 4 классе. »
«Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. СальскаПАСПОРТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Тема урока: Степени сравнения прилагательных Класс: 4 Уче. »
«Универсальные советы для успешного устноречевого ответа на ЕГЭ Помните: не бывает правильных или неправильных ответов, когда вы описываете фотографию, картинку или высказываете свое мнение. Самое важное в устном экзам. »
«ЛЕКСИКА А Укажите верные утверждения Лексика – наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается слово как часть речи. Слов, близких по знач. »
«Методическая разработка Новогоднего вечера на английском языке. Вечера на иностранном языке – один из интересных видов внеклассной работы. Участники вечера делятся на 2 команды. Задания не известны ребятам заранее. Цель предлагаемых конкурсов – показать учащимся их новые возможности в сфере владения английским языком. П. »
«Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2010 года), Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеоб. »
«»Контроль запоминания и систематизации лексики в иностранном языке путем построения ассоциативных логических связей» При работе с УМК «Немецкий язык» И.Л. Бим наполняемость лексического запаса учащихся с каждым годом изучения иностранного языка возрастает. Слова вводятся по те. »
«ФИО Жданова Анастасия Владимировна Должность, на которую претендуете Переводчик японского/ английского/ испанского языков Адрес: СПб, ул. Димитрова, д. 16, к. 1, кв. 119 Дата рождения: 22.06.1989 г.Контактная инфор. »
2017 www.docx.lib-i.ru — «Бесплатная электронная библиотека — интернет материалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник
Упражнение 22 — Русский язык 8 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник
Вопрос
1. Спишите предложения, восстанавливая знаки препинания. Объясните слитное или раздельное написание не с разными словами. Укажите часть речи.
Образец записи: Долг был небольшой (то есть маленький, прил.).
1) Учёные назвали океан гидрокосмосом. Для нас живущих на суше он всё ещё остаётся мало изуче(н, нн)ой и далеко (не)гостеприимной средой. (Из газет) 2) Впереди показались (не)ясные оч..ртания огромных деревьев но оказалось что это (не)высокие пр..брежные кусты. (А. Н. Толстой) 3) Пустеет воздух птиц (не)слышно боле. (Ф. Тютчев) 4) И лес (не)ведомый лучам в тумане спрята(н, нн)ого солнца кругом шумел. (А. Пушкин) 5) На четвёртые сутки (не)настья тучи (не)много ра(с, сс)еялись. (С. Залыгин) 6) (Не)умолкая шумело за окном море. (И. Бунин) 7) Время бежит быстро. (Не)заметно проходит день (не)заметно наступают потёмки. (А. Чехов)
2. Объясните правописание пропущенных букв и слов со скобками.
3. Выберите по одному существительному, глаголу и деепричастию, проведите их морфологический разбор.
4. Объясните лексическое значение выделенных слов.
5. Во втором предложении найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. Докажите, что вы правы.
Подсказка
Объясним правописание слов:
- о ста ётся (ста́ть), по каз ались, о каз алось (ка́жется), о черт ания (че́ртит) — проверяемая гласная;
- изуч енн ой, спрята нн ого — одна и две буквы н в суффиксах причастий;
- (далеко) не гостеприимной (враждебной), не ясные (мутные), не высокие (низкие), не ведомый (знакомый), не много (мало) — слитное и раздельное написание не с прилагательным;
- при брежные — правописание приставок пре-, при-;
- не слышно — раздельное написание не с категорией состояния;
- рассе ялись — удвоенная согласная на стыке морфем;
- не умолкая — не с деепричастием;
- не заметно (скрытно) — слитное и раздельное написание не с наречием;
- ненастья — слитное и раздельное написание не с существительными.
Источник
§ 45. Правописание не с деепричастиями
Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без не : Не умолкая, шумел океан. Солнце слепило, не позволяя рассмотреть шхуну. Но: Я ушёл, негодуя на друзей.
1. Можно ли утверждать, что не с деепричастиями пишется так же, как и с глаголами? Или по другому правилу? Докажите, приводя примеры.
2. Спишите предложения, раскрывая скобки.
1) (Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи. 2) Женщина (не) доумевала, куда исчез билет. 3) Приходилось работать, (не) жалея сил. 4) (Не) жалей сил на хорошее дело! 5) Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча.
Упр. 512. Учимся говорить на лингвистическую тему
1. Объясните, почему части речи объединены в таблице таким образом. Заполните таблицу примерами.
2. Используя материалы заполненной вами таблицы, расскажите о слитном и раздельном написании не со словами разных частей речи.
1. Спишите, раскрывая скобки.
I. 1) (Не) давши слова, крепись, а давши, держись. 2) (Не) зная брода, (не) суйся в воду. 3) (Не) убив медведя, шкуры (не) продают. 4) (Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола.
II. 1) Дождь лил (не) переставая; (не) умолкая бились волны о пр..брежные скалы. 2) Лесник замолчал, (не) доумевая по поводу внезапного исчезновения своего собеседника. 3)Зат..ившись, (не) шевелясь, охотник сл..дил за опас(н, нн)ым зверем. 4) Вся семья трудилась (не) покладая рук, стр..мясь вовремя управиться с полевыми работами. 5) Проводник раздр..жался, (не) годуя на (не) дисциплинированность геологов. 6) Мы можем идти по широким р..внинам, идти (не) встречаясь в пути.
2. Подчеркните как член предложения глагол с не и существительное с не .
3. Объясните правописание слов с пропущенными буквами и скобками.
Упр. 514. Словарный диктант
Авиационная промышленность, акварельный пейзаж, библиотека, магнитофон, симфония, патриотический поступок, колоссальное сооружение, дружеская компания, коварный зверь, живописная долина, злая карикатура, автоматическая линия.
Источник