«ЛУКОЙЛ» начал добывать нефть на новом участке шельфа Балтийского моря
Компания запустила в промышленную эксплуатацию месторождение D41
Москва. 16 мая. INTERFAX.RU — НК «ЛУКОЙЛ» приступила к промышленной эксплуатации двух скважин на шельфовом месторождении D41 в Балтийском море, строительство которых завершилось 6 февраля и 7 мая 2019 года соответственно, сообщает компания.
Эксплуатация месторождения осуществляется с береговой площадки двумя вновь пробуренными горизонтальными скважинами. Проходка первой скважины составила 7947 м., в том числе горизонтального участка — 616 м. Длина второй скважины — 7517 м, горизонтального участка ствола — 439 м.
«Длина пробуренных скважин рекордна для Балтийского моря. Ранее скважины подобной длины были построены «ЛУКОЙЛом» на месторождении им. Юрия Корчагина в Каспийском море, максимальная из которых — 8,05 км», — отмечает НК.
«Проектные решения по обустройству месторождения с учетом размещения кустовой площадки на суше предусматривают минимально допустимое воздействие на окружающую среду, постоянный удаленный мониторинг технологического процесса, изолированный сбор всех возможных отходов», — подчеркивается в пресс-релизе.
«ЛУКОЙЛ» ведет деятельность на шельфе Балтийского моря с 1995 года, в 2004 году введено в эксплуатацию Кравцовское месторождение (D6). Поисково-оценочное бурение на D41 в Балтийском море проводилось в 2014 году с помощью самоподъемной плавучей буровой установки. Лицензия на разработку месторождения D41 зарегистрирована в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ 22.04.2016 г. Активная стадия инвестиционного цикла для месторождения D41 стартовала в ноябре 2017 года. Эксплуатационное бурение начато 2 августа 2018 года.
После 2020 года запланирован запуск месторождений D33 и D6-южное.
Добыча «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти», которая работает в регионе, имеет понижательный тренд. В 2018 году предприятие снизило добычу нефти на 13,4% по сравнению с 2017 годом, до 569,6 тыс. тонн.
По данным компании, разведанные запасы нефти на D41 оцениваются в 3,9 млн тонн, извлекаемые — 2 млн 3 тыс. тонн. Период эксплуатации составит почти 50 лет. Коэффициент извлечения нефти составит 0,51. Запасы месторождения D33 оцениваются в 21,2 млн тонн нефти.
Компания в перспективе рассчитывает, что добыча в этом регионе увеличится на 2 млн тонн нефти.
Источник
Балтийское море – море нефти
А в 2004 году, когда компания Opab, контролируемая бизнесменом из Саудовской Аравии Мухаммедом аль-Амуди, хотела начать бурение пробных скважин между Швецией и Латвией, экологическая общественность, помнится, бурлила.
Годом раньше литовские и российские экологи провели акции протеста против намерения компании «ЛУКойл» начать добычу нефти на месторождении Д-6 недалеко от Куршской косы. В адрес президента Путина тогда были направлены тысячи писем с просьбой остановить разработку проекта. «ЛУКойл» ответил, что отказаться от проекта компания может в двух случаях: если придет к выводу, что он нерентабелен, и если российские официальные органы запретят его осуществлять. Органы не запретили. Поэтому с марта 2004 года «ЛУКойл» ведет промышленную добычу нефти всего в пяти километрах от литовских территориальных вод.
Два года назад датская компания Odin Energi получила лицензию от минэкономики Латвии на разведку и добычу нефти на латвийском шельфе в 20километрах от границы с Литвой. МИД Литвы тогда сразу же поручил своему министерству среды провести исследование, чтобы выяснить, не повредит ли планируемая Латвией добыча нефти экономическим интересам Литвы и ее природе. В Министерстве экономики Латвии в ответ заявили, что пока речь идет только о разведке и еще неизвестно, будет ли нефть здесь добываться, – окончательное решение зависит от ее результатов. Однако сегодня можно с уверенностью сказать: нефть добываться будет!
В Латвии ее нашли еще в 1960-е годы, однако отказались от ее промышленной добычи из-за слишком небольших по сравнению с сибирскими запасами. Сегодня призрак нефтяных богатств Балтийского моря вновь будоражит умы латвийских чиновников, хотя даже предполагаемый потенциал месторождений является тайной за семью печатями. Специалисты минэкономики оценивают запасы в 250 млн. баррелей общей стоимостью в 6 млрд. долларов. По данным Латвийского агентства по развитию, только на шельфе наших территориальных вод имеются запасы в 733 млн. баррелей нефти, а это 17 млрд. долларов.
При этом нефтегазовые ресурсы Балтики оценочно разведаны самое большее на 75 процентов – вблизи морской границы Латвии и Литвы, между датскими островами Борнхольм и Кристансе, юго-восточнее шведского острова Готланд. Но разведанного даже на глазок много – 1,4 млрд. баррелей! Из них свыше 80 процентов сосредоточено в центральной и южной Балтике.
И как бы подтверждая это – свежее сообщение: польская нефтеперерабатывающая группа Lotos планирует развивать собственную нефтедобычу, поскольку обнаружила месторождение у своих берегов с запасами около 110 млн. баррелей.
Балтийское море стало самым опасным морем в мире. Если учесть, что на Балтике и так хватает объектов – таких как захороненное на дне химическое оружие, если учесть, что в Балтийском море постоянно находится около 2000 судов, десятая часть которых – танкеры, и 140- 150 из этих судов ежегодно идут ко дну, то жить на этих янтарных берегах становится не по себе.
Справка
Odin Energiбыла учреждена и зарегистрирована в Дании в 1991 году. Эксклюзивная лицензия в Латвии была получена в 2004 году сроком на 30 лет. Летом прошлого года было учреждено предприятие Odin Energi Latvija, ее единоличным владельцем является Odin Energi AS. А ее контролирует американец Томас Хаселтон.
Источник
Кто добывает больше всех нефти на Балтике?
Российский «Лукойл» получил право на разработку нефтяного месторождения на берегу Балтийского моря в Калининградской области. Балтика не так богата нефтяными месторождениями, как соседствующее с ней Северное море, однако интерес к запасам черного золота у государства очень высок. В первую очередь это касается России и Польши, на континентальных шельфах которых сосредоточены основные залежи нефти. Большой интерес к нефтяным месторождениям в Балтийском море проявляют и шведские компании.
Крупнейшим на сегодняшний день открытым месторождением на Балтике является «Кравцовское» (D6). Это нефтяное месторождение было открыто еще в 1983 году. Расположено оно неподалеку от Куршского залива на российском шельфе Балтийского моря, в 22,5 км от Калининградской области.
На сегодняшний день Кравцовское месторождение (D6) — самое богатое по запасам нефти среди разведанных на Балтике.
В его недрах хранится 21,5 млн тонн черного золота, из которых 9,1 млн тонн — извлекаемые запасы. Бурение и добыча нефти на месторождении были начаты в 2004 году российской частной компанией ЛУКОЙЛ, а эксплуатировать «Кравцовское» планируют в течение 30 лет. Собственно, это добыча нефти стала первым морским проектом ЛУКОЙЛа.
Фото: Нефтедобыча на Кравцовском
Помимо самого крупного «Кравцовского», российский ЛУКОЙЛ продолжает активно осваивать и другие нефтяные месторождения. В 2016 году компания получила лицензию на право пользования недрами по четырем месторождениям на российском шельфе Балтийского моря (D33, D29, D41, D6-Южное).
Рекордным для Балтийского моря стало также нефтяное месторождение D41. К началу лета 2019 года ЛУКОЙЛ завершил строительство двух скважин на этом шельфовом месторождении и приступил к их промышленной эксплуатации.
Длина пробуренных скважин оказалась самой большой на Балтике — проходка первой составила 7947 м, а длина второй — 7571 м.
Запасы месторождения D41 оцениваются в 3,9 млн тонн, из которых возможно извлечь 2 млн тонн, а период его эксплуатации рассчитан примерно на 50 лет.
После 2020 года также запланирован запуск месторождений D6-южное и D33. Последнее по величине запасов на Балтике занимает второе место после Кравцовского (D6). Черного золота на месторождении D33 — 21,2 млн тонн. Оно расположено в 57 км от береговой линии Калининградской области. На сегодняшний день на этом месторождении осуществляется проектирование бурения скважин для добычи нефти.
Месторождения Калининградской, изобр. 1 / Источник: zelenogradsk.online
Месторождения Калининградской, изобр. 2 / Источник: zelenogradsk.online
На континентальном шельфе Польши также находится ряд нефтяных месторождений, правда, не настолько богатых, как у России.
Разведка нефти в польской экономической зоне Балтийского моря началась в 1975 году. Тогда была создана нефтяная компания Petrobaltic, ныне известная как LOTOS Petrobaltic, которая имеет монополию на добычу сырой нефти на Балтике.
В XX веке были открыты три нефтяных месторождения — B3 (1981), B8 (1983) и B24 (1996).
В 2000-х годах разведаны еще два нефтегазовых месторождения — B4 и B6. На сегодняшний день добыча черного золота, как, собственно, и природного газа, ведется лишь на B3 и B8.
Нефтегазовое месторождение B8 находится в 70 км на север от польского прибрежного города Ястарня. Его запасы оцениваются в 3,5 млн тонн. Впервые черное золото из скважин месторождения B8 стали добывать в 2015 году.
Ежегодно польская LOTOS Petrobaltic извлекает 250 тысяч тонн сырой нефти, что делает месторождение B8 третьим по количеству добываемой нефти среди всех остальных польских нефтяных скважин как на море, так и на суше.
Добывают черное золото на B8 на трех скважинах, которые планируется эксплуатировать 10 лет. Извлеченная нефть транспортируется на 35 км по трубопроводу к месторождению B3, чьи запасы значительно скромнее B8. Уже оттуда углеводороды с обеих точек при помощи танкеров доставляются на материк.
На настоящий момент скоро планируют ввести в эксплуатацию месторождения B4/B6.
Месторождения нефти и газа Польши / Изображение: infolupki.pgi.gov.pl
Латвия, Литва и Эстония самостоятельно не ведут добычу нефти на своих прибрежных территориях. При этом Таллин вовсе не имеет разведанных запасов черного золота, в то время как Рига и Вильнюс по сей день спорят о принадлежности крупного нефтяного месторождения E24, которое находится на стыке морских границ двух государств.
Запасы залежей углеводородов оцениваются в 8 млн тонн, из которых возможно извлечь 2–3 млн тонн.
Именно принадлежность этого месторождения стала причиной отсутствия по сей день договора о морской границе между Латвией и Литвой (читайте подробнее в материале «Нефть в Балтийском море стала причиной приграничного конфликта Латвии с Литвой»).
Большой интерес к литовским и латвийским залежам нефти проявляют шведские компании. Еще в 2002 году консорциум Svenska Petroleum Exploration приобрел 90% лицензии на разработку месторождения E24, однако в связи с морским приграничным спором разведка запасов углеводородов затягивается.
В 2015 году другая шведская компания, Gripen Oil & Gas AB, получила четыре лицензии на добычу латвийской нефти в Балтийском море, залежи которой расположены недалеко от российского континентального шельфа Калининградской области. Потенциально эти месторождения могут содержать 20–60 млн тонн нефти.
В самой же Швеции практически нет своих запасов нефти и газа. Небольшие нефтяные месторождения были обнаружены в районе острова Готланд и прилегающей акватории Балтийского моря, однако добыча черного золота в этих местах экономически нецелесообразна.
В целом же Стокгольм к следующему году планирует полностью отказаться от использования нефти. Он намерен это осуществить за счет наращивания возобновляемых источников энергии.
Другие государства Балтийского региона — Германия, Дания и Финляндия — не осуществляют добычу нефти на Балтике. Финляндия все требуемые ей углеводороды импортирует.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Источник
«ЛУКОЙЛ» планирует начать добычу нефти возле Куршской косы
На первом этапе планируется построить стационарную платформу блок-кондуктора (БК) и реконструировать действующий трубопровод товарной нефти от НСП «Романово» до ООО «ЛУКОЙЛ-КНТ», а также оценить воздействие объектов на окружающую среду.
Отмечается, что платформа для бурения и добычи предназначена для размещения устьев скважин и бурения скважин с помощью самоподъемной буровой установки. От БК к берегу проложат 71, 28 км нефтепровода и два подводных силовых кабеля с оптоволоконной жилой длиной 75 км. Кроме того, на суше построят участок нефтепровода длиной 5,8 км.
В начале ноября 2019 года Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение на проект первого этапа обустройства морского участка месторождения D33 на шельфе Балтики. В центре проектируемой площадки освоения месторождения D33 глубина моря составляет 74,1 м. Объекты, которые планируют построить на новом месторождении, нужны для добычи нефтегазоводяной смеси и ее транспортировки на берег для подготовки и отправки на нефтяной отгрузочный терминал на берегу Калининградского залива в районе поселка Ижевское.
«Лукойл» открыл месторождение D33 в 2015 году. Тогда его извлекаемые запасы оценивались в 21,2 млн тонн нефти по категории C2. Месторождение расположено в пределах Балтийского лицензионного участка и находится в 57 км от береговой линии Куршской косы и в 32 км к северо-западу от Кравцовского (Д-6) месторождения. Начало бурения запланировано на 2021 год, ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2022-2023 годы.
Как писал РБК Калининград, Росприроднадзор установил, что при разработке Кравцовского нефтяного месторождения на шельфе Балтийского моря зафиксированы выбросы вредных веществ. Нарушения выявили во время плановой документарной проверки ООО «Лукойл-Калининградморнефть». Оказалось, что компания не зарегистрировала в реестре искусственных островов право на сооружения. Кроме того, отсутствует экспертиза плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти, с нарушениями проводили экологический контроль.
Источник