- Действия немецких подводных лодок на Тихом и Индийском океанах. 1943–1945 годы
- Читайте также
- Глава II. Первые действия американских подводных лодок в Юго-Западной части Тихого океана
- Глава V. Боевые действия подводных лодок в районе мандатных территорий Японии
- Глава 15 ФИЛИППИНЫ И ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, 13 декабря 1944 — 15 августа 1945
- 5. Операции подводных лодок, 1942 — 1943
- 1. Отступление и разгром подводных лодок, ноябрь 1944 — май 1945
- Новая тактика немецких подводных лодок
- Действия советских подводных лодок в Заполярье
- Операции подводных лодок Achsen в 1942—1943 годах
- ДИВЕРСИИ ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ЛЮФТВАФФЕ
- Глава 14 Действия подводных лодок у о-вов Гилберта, Сайпан и Филиппин
- Глава XVIII. Наступление на Тихом океане: разочарование в Индийском. 1 июня 1943 — 31 мая 1944
- Глава 9. Победа на Тихом океане. 1943–1945 гг
- Нацисты у Манхэттена. Операция «Удар в литавры»
Действия немецких подводных лодок на Тихом и Индийском океанах. 1943–1945 годы
Действия немецких подводных лодок на Тихом и Индийском океанах. 1943–1945 годы
С самого начала войны перед военно-морским флотом Германии была поставлена задача, которая заключалась в том, чтобы в пределах имеющихся возможностей наносить противнику интенсивные удары на морских коммуникациях. Целью этих действий являлось не только уничтожение и доведение потери тоннажа противника до наивысшего уровня, но и рассредоточение его средств обороны. Уже в ходе первых месяцев войны в результате действий крупных немецких боевых кораблей и вспомогательных крейсеров даже отдаленные морские пути противника становились уязвимыми.
С вступлением в войну Японии создались возможности, позволившие и немецкому подводному флоту принимать участие в боевых действиях в удаленных районах. После нападения на Пирл-Харбор японцы в течение шести месяцев заняли Филиппины, Бирму, Сиам, Индонезию и все острова в восточной части Тихого океана, представлявшие стратегический интерес.
В свое время правительство Германии обращалось к Японии с предложениями, касающимися расширения зоны действий немецких подводных лодок. Однако по ряду причин, в числе которых не последнее место занимала заметно усилившаяся активность английского и американского флотов, японцы лишь в начале 1943 года обратились к Германии с просьбой о присылке подводных лодок. До этого в Японии совместно с представителями Германии была разработана сеть опорных пунктов для немецких торговых судов, которые в момент начала военных действий находились на Тихом и Индийском океанах, затем ушли в японские порты, а позже были использованы в качестве «прерывателей блокады». Эти суда должны были доставлять в Германию из сферы господства Японии стратегическое сырье. Для них подготовили две тщательно замаскированные базы-Сингапур и Батавия (Джакарта). Расширение сферы деятельности авиации противника свело фактически на нет план прорыва блокады, и обе указанные базы первыми поступили в распоряжение немецких подводных лодок.
Летом 1943 года немецкие подводные лодки получили для базирования гавань Пенанг на Малаккском полуострове и в начале 1944 года-гавань Сурабая на Яве.
В мае 1943 года к юго-востоку от Мадагаскара встретились шесть германских подводных лодок для пополнения с судна «Шарлотта Шиман» горючего и продуктов питания.
Некоторые из этих лодок в составе группы «Муссон» были направлены затем в Пенанг. До того туда уже прошла одна подаренная японцам подводная лодка серии «IX–C». В качестве первой боевой подводной лодки в августе 1943 года туда прибыла «U–178». С того времени и до самого конца войны в южных морях всегда находилось несколько немецких подводных лодок.
Последняя группа торговых судов, пытавшаяся прорвать блокаду, вышла из южного района осенью 1943 года. Единственным судном, которое достигло западного побережья Франции, было «Осорно» с грузом в 8000 тонн. Позднее перевозка импортного сырья была возложена на подводный флот.
Прежде всего имелось в виду приступить к строительству транспортных лодок «XIX» и «XX» серий, но выполнить это намерение не удалось. В качестве специальной транспортной лодки для торпед была использована переоборудованная подводная лодка «VII-F» серии, имевшая первоначально назначение минного заградителя. Кроме того, использовались лодки «U–180» и «U–195» «IX-D–1» серии, которые раньше использовались в качестве боевых лодок.
Однако эта серия не оправдала надежд, и обе лодки были переоборудованы в транспортные. В августе 1944 года они вышли в Японию. «U–180» погибла в районе Бискайского залива, a «U–195» благополучно дошла до места назначения.
Транспортные подводные лодки вывозили из Германии специальную оптику, ртуть, торпеды, снаряды «фау» в разобранном виде, радиолокационную аппаратуру, чертежи, а также доставляли в южные районы техников и радиоспециалистов. На обратном пути они должны были доставлять в Германию вольфрам, молибден, олово, каучук, хинин, опиум.
Наибольшее число одновременно действовавших в южных морях немецких подводных лодок составляло 11 единиц. Германия направила сюда 41 подводную лодку; 30 из них погибло в пути. Из оставшихся 11 лодок только четырем удалось вернуться в Германию: пять оставили у себя японцы, две лодки без боя попали в руки противника вследствие капитуляции Германии.
Пять подводных лодок были итальянского происхождения. Они были захвачены немцами в Бордо и переоборудованы в транспортные подводные лодки; команды этих лодок комплектовались из итальянцев. В мае 1943 года эти лодки вышли в Сингапур. После капитуляции Италии немецкая база в Пенанге приняла от Японии эти лодки. Они были укомплектованы немецкими командами. Две другие подводные лодки были конфискованы немцами в Бордо; команды их также заменили немцами. Одну из этих лодок направили в Японию, но она погибла на переходе в районе Кейптауна. Одну итальянскую лодку потопила английская подводная лодка у Пенанга. Наконец, две оставшиеся лодки попали в руки японцев. Позднее они оказались в руках американцев.
Потери, понесенные немецким подводным флотом в Индийском и Тихом океанах, были велики, но и тоннаж потопленных судов противника оказался весьма значительным. Всего было потоплено 149 судов общим тоннажем 925 042 тонны и еще восемь судов повреждено. Из этого числа пять судов общим тоннажем 31 823 тонны потопили итальянцы (японские подводные лодки в течение всей войны потопили 170 судов общим тоннажем 871 460 тонн и, кроме того, 33 судна повредили).
Читайте также
Глава II. Первые действия американских подводных лодок в Юго-Западной части Тихого океана
Глава II. Первые действия американских подводных лодок в Юго-Западной части Тихого океана 1 декабря 1941 года (за шесть дней до нападения на Пирл-Харбор) подводные лодки, дислоцировавшиеся на военно-морскую базу Кавите (остров Лусон), были объединены в подводные силы
Глава V. Боевые действия подводных лодок в районе мандатных территорий Японии
Глава V. Боевые действия подводных лодок в районе мандатных территорий Японии Разведывательные действия американских подводных лодок в районах японских мандатных островов (Марианские, Каролинские и Маршалловы) начались с первых дней боевых действий в Тихом океане.В
Глава 15 ФИЛИППИНЫ И ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, 13 декабря 1944 — 15 августа 1945
Глава 15 ФИЛИППИНЫ И ДЕЙСТВИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК, 13 декабря 1944 — 15 августа 1945 1. Миндоро За 3 недели до битвы в заливе Лейте АКНШ 3 октября 1944 решил освободить Манилу и Лусон. Это было как раз то, чего желал генерал МакАртур. Адмирал Кинг долго отстаивал захват Формозы, что
5. Операции подводных лодок, 1942 — 1943
5. Операции подводных лодок, 1942 — 1943 Подводным лодкам Соединенных Штатов было предназначено стать одной из самых смертоносных систем оружия на Тихом океане. Генерал Тодзио после войны сказал, что уничтожение торгового флота стало одним из 3 факторов, которые привели к
1. Отступление и разгром подводных лодок, ноябрь 1944 — май 1945
1. Отступление и разгром подводных лодок, ноябрь 1944 — май 1945 Ощущение безопасности долго существовало на Восточном Побережье США, но в конце 1944 после нескольких инцидентов подводные лодки его сильно поколебали.U-1230 высадила на побережье Мэна немца и американца-предателя,
Новая тактика немецких подводных лодок
Новая тактика немецких подводных лодок 24 июня Дёниц приказал своим подводным лодкам пересекать район Бискайского залива в подводном положении круглосуточно, в связи с опасностью, исходившей от воздушного наблюдения противником за данным районом, и всплывать лишь для
Действия советских подводных лодок в Заполярье
Действия советских подводных лодок в Заполярье В конце 1942 года СССР на севере, так же как в других операционных районах военных действий флотов мира, отменил некоторые слишком строгие, ограничивающие возможности действия служебные инструкции. До этого времени подводные
Операции подводных лодок Achsen в 1942—1943 годах
Операции подводных лодок Achsen в 1942—1943 годах Вице-адмирал Хейе, замкомандующего военно-морскими силами Германии, сразу после ввода в эксплуатацию U-24 и U-19 передал указание их командирам: «Прежде всего борьба с русским флотом. Предотвратить нападения на транспорты
ДИВЕРСИИ ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ЛЮФТВАФФЕ
ДИВЕРСИИ ПРОТИВ НЕМЕЦКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК И ЛЮФТВАФФЕ В 1943 году бойцы бордоской сети выполнили ряд важных диверсий, которые военное руководство страны возложило на SOE. Они взорвали большой немецкий радиопередатчик, который обеспечивал связь штаба адмирала Дёница с
Глава 14 Действия подводных лодок у о-вов Гилберта, Сайпан и Филиппин
Глава 14 Действия подводных лодок у о-вов Гилберта, Сайпан и Филиппин Положение на Соломоновых о-вах, несмотря на наши контратаки, ухудшалось с каждым днем. 19 ноября 1943 года основные силы Тихоокеанского флота США под флагом командующего флотом адмирала Нимица направились
Глава XVIII. Наступление на Тихом океане: разочарование в Индийском. 1 июня 1943 — 31 мая 1944
Глава XVIII. Наступление на Тихом океане: разочарование в Индийском. 1 июня 1943 — 31 мая 1944 «Моральный эффект вездесущего флота очень велик, однако он не может перевесить воздействие флота, всегда готового нанести удар и способного ударить крепко». Адмирал Фишер лорду
Глава 9. Победа на Тихом океане. 1943–1945 гг
Глава 9. Победа на Тихом океане. 1943–1945 гг Поражение японцев на Гуадалканале стало переломным пунктом всей войны на Тихом океане. Теперь японские войска продолжали наступательные операции только в Бирме, да и там вскоре перешли к обороне.Задача, которая стояла перед
Источник
Нацисты у Манхэттена. Операция «Удар в литавры»
Январь 1942 года. Один из солнечных штатов на восточном побережье Америки. Здесь, на юге, жизнь спокойная. Для отдыхающих война в Европе, в которую США вступили три недели назад, казалась чем-то далёким. По ночам весь берег сиял неоновыми вывесками — от Нью-Йорка до Флориды и Мексиканского залива. Жизнь здесь была легкой и беззаботной, кровавая война в Европе — всего лишь газетные заголовки…
Американцы даже не подозревали, что всего в нескольких морских милях от побережья находятся элитные подразделения, готовые нанести удар по их стране. Гитлеровские подводные лодки прибыли к берегам Америки.
Адмирал Карл Дёниц, командующий германским подводным флотом, разработал план атаки на судоходные трассы вдоль американского побережья. Он должен был начаться через 10 дней после объявления Германией войны США. Было подготовлено пять лодок, их командиры получили секретные приказы.
Рейнхард Хардеген, немецкий офицер-подводник, капитан 3-го ранга (1 марта 1944 года), командир U-123:
Хардеген направлялся к берегам Америки на своей лодке тип IX-B, за ним следовали ещё четыре лодки. Ему приказано было не начинать атаку до прихода остальных. Подводные лодки должны были начать боевые действия одновременно, в один и тот же день, выбирая цели самостоятельно. Они не были объединены в «волчью стаю», а должны были действовать поодиночке. Найти цели, затаиться, а затем, 13 января, одновременно нанести удары.
В январе 1942 г. у берегов Лонг-Айленда, штат Нью-Йорк, британский нефтяной танкер держал курс к пункту сбора Атлантического конвоя, направлявшегося в Англию. Экипаж не ожидал нападения у американских берегов. Командир немецкой субмарины капитан-лейтенант Рейнхард Хардеген не мог поверить такой удаче. Танкер чуть не врезался в подводную лодку, скрывавшуюся в темных водах. Хардеген не собирался упускать выпавший шанс. В 03 часа 41 минуту он выпустил торпеду. Менее чем через минуту ночь озарилась яркой вспышкой, языки пламени поднимались к небесам. Субмарина U-123 взорвала 65000 баррелей нефти всего в 135 км от огней Манхэттена.
Этот залп положил начало операции «Паукеншлаг». Америке нанесли удар у самых границ. Всего месяц назад японцы застали американцев в врасплох в Перл-Харборе; в Германии командующий подводным флотом Карл Дёниц попросил фюрера сделать то же самое. Адмирал намеревался шокировать США серией нападений у берегов Америки. Его целью были торговые корабли, перевозившие грузы вдоль восточного побережья. Дёниц лично выбирал командиров для подводных лодок. В группу опытных командиров лодок, участвовавших в операции «Удар в литавры», входили: фрегаттен-капитан Рихард Запп на лодке U-66; капитан-лейтенант Генрих Бляйхродт — на U-109; капитан-лейтенант Рейнгард Хардеген — на U-123;капитан-лейтенант Ульрих Фёлькер — на U-125; фрегаттен-капитан Эрнст Кальс — на U-130.
27 декабря, через четыре дня после начала похода, подлодка пересекла 20-й меридиан западной долготы. U-123 заступила на боевое дежурство, и Хардеген мог открыть сверхсекретные боевые приказы. Подводники знали, что им предстояло отправиться к восточному побережью Северной Америки, но даже командиру не сказали, куда именно. Хардеген узнал подробности боевой задачи, он должен уничтожать торговые корабли в водах у берегов Нью-Йорка. Четыре других подлодки получили схожие задачи на других отрезках Атлантического побережья.
Зимняя буря сбила подлодку U-123 с курса, она добралась до побережья раньше срока. Капитан-лейтенант Рейнхард Хардеген и его экипаж вели круглосуточное наблюдение. Они выследили вражеский корабль в 180 км от берега. Хардеген начал манёвр на сближение и увидел британский пароход, около 10000 т. За два дня до операции Хардеген не хотел выдавать свою позицию, однако не устоял. Решив открыть огонь, Хардеген выпустил первую торпеду. Ночное небо озарилось огненной вспышкой. Радисты на борту U-123 перехватили срочное сообщение с парохода, SOS SSS код значил, что судно атаковала субмарина. Чтобы оставить операцию в тайне, Хардеген должен был заставить врага замолчать. Он повернул подлодку, собираясь выпустить вторую торпеду. Секунды спустя небо озарил второй взрыв. Пассажиры и экипаж корабля «Циклоп» дрейфовали 20 часов. Только два человека погибли во время нападения, еще 86 умрёт от переохлаждения в ледяных водах северной Атлантики.
U-123 совершила первую неофициальную атаку в ходе операции «Удар в литавры».
Хардеген ждал беды. После его атаки американцы наверняка узнают, что у их берегов находятся немецкие подлодки. Он рассчитывал, что его уже ждут вражеские суда, но, как оказалось, немецкая операция не была неожиданностью.
Американский контр-адмирал Адольфус Эндрюс командовал обороной восточных берегов США. Потопление корабля «Циклоп» подтвердило опасения Эндрюса, а также информацию союзных шифровальщиков. Как только германские субмарины покинули порт, британская разведка нашла слабое место в плане адмирала Дёница. Подводные лодки постоянно поддерживают связь со штабом в Европе. Их радиопослания перехватывались союзными силами.
Адольфус Эндрюс запросил поддержку для обороны восточного побережья, но у его старшего офицера адмирала Эрнеста Кинга была проблема ещё серьёзнее. Кинг уже сражался с подлодками вместе с британцами, для этого были задействованы крупные силы США. Кинг не мог просто забыть о Тихом океане. На операции в Тихом океане уходило много средств, и ему предстояло сделать сложный выбор. Адмиралу не хватало ресурсов для обороны побережья от приближающихся подлодок.
13 января U-130 совершила первое официальное нападение в ходе операции «Удар в литавры», потопив два мелких грузовых судна у берегов Ньюфаундленда.
Подводные лодки первой волны операции у восточных берегов США и в Северной Атлантике за январь 1942 года отправили на дно 58 американских, английских и нейтральных судов общим тоннажем 307 059 тонн, из которых 132 348 тонн приходилось на танкеры.
К июлю 1942 г. было затоплено или повреждено около 700 кораблей в Атлантическом океане и Мексиканском заливе. В результате атак подводных лодок погибло более 5000 моряков и пассажиров, что более чем в два раза превышает число людей, погибших в Перл-Харборе.
U-123 вернулась после «Паукеншлага» во Францию. Фото сделано в Лориане 9 февраля 1942 года
В ходе операции «Удар в литавры» немецкие подводники топили союзные корабли, не встречая сопротивления. Операция стала чем-то вроде «второй золотой эпохи» для немецких подлодок.
«Удар в литавры» — это победа подлодок, которую можно было предотвратить. Американцы до сих пор не признают исторического наследия катастрофы, случившейся у их берегов в 1942 г. Флот избегает этой истории как чумы, хочет поскорее о ней забыть. Никто не хочет вспоминать те дни, когда немецкие подводные лодки развязали войну у американских берегов.
Источник