- Азовские походы
- Предпосылки азовских походов
- Причины, цели и задачи сторон
- Ход походов
- Первый поход: июль — октябрь 1695
- Карта первого Азовского похода Петра
- Второй поход 1696
- Карта второго Азовского похода Петра
- Оценка Азовских походов Петра 1
- Позитивные оценки походов
- Негативные оценки
- Получение Россией выхода к морю при Петре I
- Получение Россией выхода к морю. Становление Российской империи.
- Участие России в Северной войне и получение выхода к Балтийскому морю
- Карты и схемы: участие России в Северной войне 1700-1725 гг.
- Хронология участия России в Северной войне
- Итоги Северной войны. Россия получает территории и прямой доступ к морям.
- Значение получения Россией прямого выхода к морю
- 2 февраля 1701 г. был издан указ Петра I, положивший начало Балтийскому флоту
Азовские походы
Мудрец избегает всякой крайности.
Азовские походы начались в 1695 году, когда Петр 1 начал военные походы на турецко-татарскую крепость Азов, которая находилась в устье реки Дон и была важным морским азовским портом. Молодой царь ставил своей задачей вывести Россию к морю. После того, как первый поход не удался, Петр не стал медлить и уже через пол года начал второй поход. На этот раз все прошло успешно для России: страна впервые получила выход к незамерзающему Азовскому морю. Однако дальнейшее продвижение к Черному морю требовало полноценной войны с тогда еще мощной Османской империей, поэтому Петр 1 начал готовиться к новой, Северной войне со Швецией. Статья посвящена описанию причин, хода и результатов Азовских походов, а также анализу оценок Азовских походов известными историками.
Азов был захвачен армией Петра 18 июля 1696 года.
Предпосылки азовских походов
В 1689 году началось официальное царствование Петра 1. Молодой царь одной из своих главных задач видел обеспечение выхода России к морю. Во-первых, для создания мощного флота, во-вторых – для развития торговли и обеспечения культурных связей. Вариантов было два: Балтийское и Черное море. Первый вариант требовал войн со Швецией и Речью Посполитой. Второй – с Крымским ханством и Османской империей. После подписания «Вечного мира» с Речью Посполитой в 1686 году Московское царство не только устанавливает дружественные отношения со своим западным соседом, но и начинает включаться в антитурецкую коалицию в Европе. В результате начались Крымские походы (1687,1689), которые, однако, не принесли России успеха. Однако войны турецкой армии в Европе, а также мощный союз Польши, Австрии и Венецианской республики против Турции существенно ослабили Оттоманскую Порту.
Причины, цели и задачи сторон
После прихода к власти Петра он решил продолжать прежнее направление внешней политики, ссылаясь на возможные ослабления турецко-татарской мощи. Однако новой целью была выбрана турецко-татарская крепость Азов. Петр буквально бредил морем, поэтому Азовские походы были лишь вопросом времени.
Главными задачами России во время Азовских походов были:
- Штурм и захват крепости Азов для обеспечения плацдарма, с помощью которого можно было начать борьбу за выход к Черному морю.
- Превратить морскую крепость Азов в центр создания российского флота.
- Установление контроля за территорией речки Дон, что давало возможность развивать флот и в других городах на Дону, и в случае необходимости спускать их до Азовского моря.
- Ослабление влияния Турции в регионе Азовского моря.
Фактическая подготовка к походу началась с 1694 года. Для организации походов были задействованы донские казаки, а также украинское казачество во главе с гетманом Мазепой.
Ход походов
Всего было два похода. Так как первый был неудачным, Петру 1 пришлось организовывать второй. Давайте рассмотрим их подробнее.
Первый поход: июль — октябрь 1695
Для обеспечения успешного похода Петр 1 создал две армии. Первую возглавил Борис Шереметев, она должна была выполнять отвлекающую роль, нападая в районе Днепра на Крымское ханство. Это должно было вынудить турок переправить флот из Азова. Именно этого должна была ждать вторая армия, задачей которой был непосредственный захват азовской крепости. Эту армию возглавили три генерала: Ф.Лефорт, Ф.Головин и П.Гордон.
В июне 1695 года российские войска подошли к Азову и начали обстрел. Продовольствие было доставлено по рекам, так что российские войска были готовы осуществлять долгую осаду. Однако турки растянули цепи через Дон, чем не давали выйти российским судам в Азовское море и усилить обстрел. Кроме того, наличие трех генералов не пошло на руку российской армии: часто они действовали несогласованно, чем определили безрезультативности похода для России. В сентябре 1695 года российская армия вернулась в Москву. Однако молодой царь не сложил руки. Он дал команду готовиться к новому походу, но при этом пытался вынести максимум уроков из этого поражения.
Первый из Азовских походов не увенчался успехом. Причина — у России не было флота, без которого вести осаду морской крепости невозможно.
Карта первого Азовского похода Петра
Второй поход 1696
Царь нанял несколько инженеров из Запада, которые получили задание начать создание современного российского флота. Местом для эксперимента был выбран Воронеж. В конце 1695 года царь сильно заболел, кроме того 20 января 1696 года умер его брат Иван. Однако даже это не остановило планов Петра 1. Он лично отправился на верфи смотреть за производством российского флота. Кроме того, царь подготовил новое 70-тысячное войско, которое возглавил А.Штеин. Было принято решение нанести стремительный удар с помощью флота (его возглавил Ф.Лефорт), который позволял выйти в Азовское море и окружить крепость Азов. Кстати, Б.Шереметьев должен был во второй раз совершать отвлекающий удар на Крымский полуостров.
С апреля по июль 1696 года длилась осада и обстрел турецко-татарской крепости. 18 июля российские войска добились успеха – Азов был захвачен, а Россия смогла выйти к морю. Кроме того, командующий этим походом А.Штеин получил первое в истории страны звание генералиссимус.
Карта второго Азовского похода Петра
Оценка Азовских походов Петра 1
Несмотря на тот факт, что Азовские походы были успешными (как минимум был положительный итог в виде захвата Азова), среди историков нет однозначного мнения относительно походов. Проанализировав основные взгляды на Азовские походы, можно описать главные позитивные и негативные составляющие этого исторического события.
Позитивные оценки походов
Например, историк С.Соловьев утверждает, что после первого Азовского похода началось рождение российского царя-реформатора Петра 1. Ученый считает, что поражение в первом походе заставило царя воспитать в себе упорство, а победа во втором окончательно убедили в правильности и необходимости искать для России путь к морю.
Ученые, которые специализируются на военной истории, отмечаю, что в Азовских походах было окончательно доказано значение артиллерии для ведения осадной войны. Опыт Азовских походов был использован не только Россией, но и многими странами Европы.
Еще одним позитивным моментом азовских походов историки называют то, что 1696 году Боярская дума постановила «судам быть», фактически это означало создание полноценного морского флота. Кроме того, на это выделялись огромные деньги. Также после этих походов Россия начала колонизацию устья Дона, был построен Таганрог, а позже Ростов.
Негативные оценки
Часть историков делает акцент на фактической безрезультативности походов. Ведь, несмотря на захват Азова, выход к Черному морю требовал дальнейшей полноценной войны с Турцией и Крымским ханством, что требовало огромных ресурсов. В 1700 году началась Северная война, Россия полностью переключилась на войну со Швецией за выход к Балтийскому морю, отказавшись от идеи выйти к Черному морю, которое во время Руси называлось «Русским».
Таким образом, несмотря на наличие историков, которые критично рассматривают Азовские походы Петра 1, можно сказать, что они принесли России свои результаты, а главное – дали новый вызов, желание воевать за море и строить свой флот. Кроме того, они убедили Петра 1 в необходимости реформирования страны.
Источник
Получение Россией выхода к морю при Петре I
Удобная навигация по статье:
Получение Россией выхода к морю. Становление Российской империи.
Вдохновлённый победами русской армии во время Азовских походов против турок, Пётр Первый решает включиться в активные военные действия против Швеции и, разбив её войско вместе с союзниками, получить долгожданный выход к Балтике. Именно получение Россией доступа к Балтийскому морю считается основной причиной ведения Петром одной из самых продолжительных в русской истории войн, которая продолжалась двадцать один год. И только это могло сподвигнуть русского царя выступить против одного из самых мощных на тот момент европейских государств.
Участие России в Северной войне и получение выхода к Балтийскому морю
В 1699 году Россия входит в сформированный с целью ослабления влияния Швеции Северный союз. Помимо русского монарха, данный союз возглавляли Польша (Речь Посполитая), Саксония и Дания. Каждая из стран имела собственные взгляды и преследовала собственные цели, однако все они так или иначе касались территориальных претензий к шведскому монарху. Польша желала получить Лифляндию, Россия – Ингрию и Карелию, а Дания – территорию Гольдштейн-Готторпского герцогства.
В самом начале совместных военных действий новому шведскому монарху Карлу Двенадцатому удалось вывести из строя Данию. в конце августа русской армии удаётся осуществить осаду Нарвы. Шведский полководец решает высадить в Лифляндию десант и снять осаду Риги, которая была осажденная Саксонскими войсками. А в середине осени происходит одно из самых неожиданных сражений Северной войны за выход к незамерзающему морю. Не имея численного превосходства, шведам удаётся полностью разбить армию Петра Первого, после чего Карл Двенадцатый начинает завоевание Речи Посполитой.
Несмотря на отчаянное сопротивление польских войск в 1702 году шведскому королю удаётся занять Варшаву, посадив на место правителя Станислава Лещинского. Спустя три года Польша была вынуждена заключить со Швецией военный союз против России. Примерно в это же время, воспользовавшись моментом Пётр разворачивает активные боевые действия на территории Прибалтики.
Так, в конце 1701 года там было осуществлено несколько весьма удачных операций, что смогло ослабить шведские позиции. Руководил военными действиями Борис Петрович Шереметев. Уже к 1705 году русской армии удаётся захватить Нарву, Ямбург, Копорье и Тарту. Таким образом, России уже тогда удаётся получить выход к морю, однако главные бои были впереди.
Весной 1709 года Карл Двенадцатый осаждает Полтаву, но жители города смогли защитить его стены до прихода Петра Первого с армией. Вскоре состоялось одно из самых значимых событий первой половины Северной войны. Именно после сокрушительного поражения шведов под Полтавой Россия могла окончить войну и получить выход к морю. Однако, всё вышло по другому.
Никто не знает отчего русский царь отдал приказ о преследовании капитулировавшей армии Швеции. За это время Карлу удалось скрыться от преследователей, бросив остатки своей армии и отправиться за помощью к турецкому султану. После поражения шведов под Полтавой Северный союз снова возобновил деятельность, так как союзники могли дальше не выполнять условий договоров, которые они ранее были вынуждены подписать с Карлом.
После этого петровской армии сопутствует успех. К 1710 году Петру Первому удаётся взять Ревель, Ригу и Выборг. Но, Карлу удаётся заручиться поддержкой турок и султан объявляет России войну, в ходе которой русские войска терпят не одно поражение, после чего и вовсе попадают в окружение, вынудившее Петра Первого просить подписания мирного договора с Османской империей. Согласно данному договору Россия теряла все территории и выход к морю, которые были приобретены в ходе петровских Азовских походов.
Однако, не оставив надежду получить выход к морю, спустя два года Пётр выдвигает войска на Финляндию, а Меньшиков вторгается на шведские территории. При этом, русскому флоту удаётся одержать победу в сражении около острова Гангут, которая стала переломным моментом в Северной войне. После этого военные действия пошли на спад, хотя шведы и пытались всеми силами настроить союзников России против Петра. И в начале осени 1721 года был заключён так называемый Ништадский мир, согласно которому Россия наконец получала территории Западной Карелии, Ингрии, а также Лифляндии и Эстляндии. Таким образом, двадцати однолетняя Северная война принесла свои желанные плоды.
Карты и схемы: участие России в Северной войне 1700-1725 гг.
Хронология участия России в Северной войне
Итоги Северной войны. Россия получает территории и прямой доступ к морям.
Значение получения Россией прямого выхода к морю
После получения выхода к незамерзающему морю Россия наконец то смогла рассчитывать на осуществление беспрепятственной торговли с развитыми европейскими странами. Обретение морских путей и её победа в Северной войне против такого сильного противника, сделали Россию активным участником мировых событий. Торговля, а также культура, опыт и знания других стран – всё это стало возможным для внедрения и возвышения Российской империи.
Источник
2 февраля 1701 г. был издан указ Петра I, положивший начало Балтийскому флоту
Фактическим создателем русского Балтийского флота был царь Пётр I. Ещё в годы юности им на Плещеевом озере была создана «потешная» флотилия. Юный царевич обладал живым умом и проявлял большой интерес практически ко всем вопросам, связанным с морем, морским делом. Так, в записке написанном самим Петром – «О начале кораблестроения в России», он рассказывает как заинтересовался случайно найденной астролябией и разыскал человека, который мог с ней обращаться (голландца Франца Тиммермана). Затем обнаружил в Измайлове английский бот. По просьбе царевича, Франц сыскал мастера – голландца Бранта, который прибыл в Россию при царе Алексее Михайловиче для строительства морских судов на Каспии, он починил бот. На этом боте Пётр ходил на Яузе, затем на Плещееве (Переяславском) озере. Это озеро стало центром для опытов строительства судов будущего флота. Карштен Брант построил два малых фрегата, три яхты, которые составили ядро «потешной» флотилии, она несколько лет служила для развлечения царевича.
30 июля 1693 года Пётр впервые увидел море – это было Белое море. Здесь он впервые познакомился и с настоящими морскими судами – голландскими и английскими торговыми кораблями. Он совершает на 12-пушечной русской яхте «Святой Пётр» шестидневное путешествие, провожая иностранные суда. Пётр остался в Архангельске до осени, ожидая торговый караван из Гамбурга, чтобы осмотреть корабли. В Архангельске Пётр заложил 24-пушечный корабль «Апостол Павел» и приказал купить у голландцев 44-пушечный фрегат («Святое пророчество»). Первое знакомство с морем окончательно проявило настоящую страсть Петра к морской стихии и морскому делу, которая не оставляла его до самой смерти. Эта страсть совпала с государственной необходимостью и для национальной безопасности, и для экономики России обладать мощным военным и торговым флотом. Пётр был готов сделать всё, что в его силах, чтобы построить для России военный и торговый флот.
В мае 1694 года царь совершил второе путешествие к Белому морю. Почти сразу по прибытии в Архангельск Пётр совершил путешествие на яхте в Соловецкий монастырь. Находясь в Архангельске, молодой царь практически ежедневно часами бывал у голландцев и англичан, наблюдая, набираясь опыта и даже принимал участие в разного рода корабельных ремонтных работах. 14-21 августа царь совершил морской поход на трёх кораблях. Он снова сопровождал англо-голландский торговый караван. Это путешествие показало царю, что у него нет настоящих морских офицеров. Никакого серьёзного опыта не было ни у «вице-адмирала» Бутурлина, который командовал «Апостолом Павлом», ни у «адмирала» князя Ромодановского – фрегат «Святое пророчество», ни у «контр-адмирала» Гордона. Гордон вообще чуть не утопил яхту «Святой Пётр». Матросы из поморов делали свою работу довольно хорошо. Но командный состав был из рук вон плох.
Два путешествия на Белое море показали Петру, что необходимо прорваться к Чёрному или Балтийскому морю. Белое море было слишком удалено от Европы, и ходить по нему можно было только во время летней навигации. Россия также имела выход к Каспию, но это было море-озеро, не имеющее выхода к другим морям. Первая попытка прорваться к Азовскому и Чёрному морям была сделана вовремя Азовских походов 1695-1696 гг. Первый поход показал, что для взятия турецкой крепости Азов, необходим флот. Пётр развёрнул масштабное строительство кораблей и судов на верфях Воронежа и в Преображенском. Для работ было мобилизовано более 25 тыс. крестьян и посадских людей. Плотников, кузнецов, судостроителей брали отовсюду, где только могли найти. К началу второго похода были построены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и различных мелких судов. Гребцами на галерах были отчасти «вольные», отчасти «каторжные». Эта флотилия сыграла большую роль в осаде Азова. Крепость была блокирована с моря, пробиравшаяся к Азову турецкая эскадра была обращена в бегство. Более мощная турецкая эскадра, пришедшая из Константинополя, не решилась вступить в бой с русской флотилией.
После взятия Азова, 19 июля 1696 года крепость сдалась, у мыса «Таганий Рог» (Таганрог) стали строить порт. Однако взятие Азова не решило стратегическую задачу по выходу в Чёрное море. Для этого надо было захватить Крымский полуостров. Но для продолжение войны с Турцией был нужен сильный флот. В октябре 1696 года царь написал Боярской думе, что стране необходим флот в 40 или более кораблей. В этом же месяце была собрана Боярская дума, 20 октября принимается принципиальное решение – «Морским судам быть…». 4 ноября 1696 года Боярская дума ввела новую повинность. Программа судостроения предусматривала строительство 52 судов, затем её расширили до 77 кораблей. Их должны были строить компании («кумпанства») которые состояли из групп землевладельцев (включая церковь) и торговых людей. Все землевладельцы, обладавшие более 100 крестьянских дворов, объединялись таким образом, чтобы в каждом «кумпанстве» было 10 тыс. дворов. Каждое такое «кумпанство» должно было построить один корабль. Монастыри и церковные иерархи также соединялись, они были должны построить один корабль с 8 тыс. крестьянских дворов. Купцы, как особое сословие, было должно сообща построить 20 кораблей. Мелкие землевладельцы, имевшие менее 100 крестьянских дворов, платили особый налог – по полтине со двора. «Кумпанства» должны были самостоятельно организовать весь комплекс судостроительных работ: от подготовительных, включая заготовку и доставку корабельного леса, покупку парусов, железа, орудий, содержания мастеров и рабочих, до спуска корабля на воду.
Программа кораблестроения бала запущена. С весны 1679 года кораблестроительные работы развернулись в полную силу. Воронеж стал настоящей «колыбелью русского флота». К 1699 году большинство кораблей было построено. Однако вскоре выяснилась необходимость государственного судостроения. Землевладельцы и купцы старались увильнуть от повинности, оттянуть сроки выполнения, сэкономить, покупая второсортные материалы для кораблей. К тому же не имели соответствующего опыта. Корабли часто приходилось перестраивать, они чаще ломались, срок службы был меньше, чем должен быть. Не оправдалась надежда и на помощь иностранных специалистов. Многие приехали в Россию только за барышом, не являясь профессионалами в корабельном деле. Только часть иностранных специалистов смогла оказать действительную помощь в строительстве и у правлении кораблями. Поэтому вскоре «кумпанства» уступили место адмиралтейству. Уже в 1698 году некоторые «кумпанства» смогли получить право откупиться от строительства кораблей, внеся в казну денежный выкуп – по 10 тыс. рублей за корабль. В 1697 году в Воронеже заложили «Адмиралтейский двор». В 1697 году на нём уже начали строить 7 больших кораблей и 60 бригантин. В 1700 году был учреждён «Приказ адмиралтейских дел», позднее он был преобразован в Адмиралтейств-коллегию. Адмиралтейство стало центральным государственным органом по руководству строительством, снабжением и обеспечением флота. Первым главой Адмиралтейства в Воронеже стал стольник А. Протасьев, затем Ф. Апраксин. Таким образом, была создана Азовская флотилия.
Одновременно Пётр хотел приобщиться к передовому опыту в области судостроения западных держав. Во время своего путешествия в Европу, царь большое внимание уделил вопросам кораблестроения, морской артиллерии, навигации. Пётр поставил перед собой цель: овладеть лично наукой судостроения настолько, чтобы ни одна часть этой сложной науки не осталась для него тайной. И, по отзывам современников, он вполне справился с этой задачей.
Северная война стала временем, когда кораблестроение в России вышло на европейский уровень. Несмотря на тяжелую войну на суше, Пётр не забывал уделять время и строительству кораблей. Он понимал, что полную победу над Швецией можно одержать только имея сильный флот на Балтийском море. Первоначально основным театром военных действий в борьбе со Шведской империей стал бассейн реки Невы. Пётр использовал опыт Азовских походов и строительства флотилии в Воронеже. В северо-западных районах страны развернулось строительство сначала транспортных судов, а затем и боевых кораблей. В начале 1701 года был издан указ о строительстве 600 стругов на реках Волхов и Луга. Кроме постройки судов, царем было предписано переписать и приобрести все транспортные речные средства у частных владельцев на Свири, Тихвине, Волхове и других реках, а также на Ладожском и Онежском озерах. Шёл сбор сведений у «бывалых людей» о путях подхода от устья Волхова к Неве.
Понятно, что одних транспортных судов было недостаточно для войны с сильным противником. Примерно в это же время заложили верфь на реке Сясь (река впадала в Ладожское озеро), там начали строить первые боевые корабли. В 1703 году корабли начали строить на реке Волхове и Свири. Были созданы Олонецкие (Свирские) верфи. На Свирской верфи в 1703—1706 гг. были заложены и спущены на воду первые ранговые корабли Балтийского флота: 11 фрегатов и 12 шняв. В 1708—1710 гг. построили два 50-пушечных линейных корабля, ещё один достроили. Кроме того, эта верфь до 1724 года построила более 800 различных малых кораблей и судов. Олонецкие верфи стали одним из главных кораблестроительных центров зарождающегося Балтийского флота. 22 августа 1703 года на Свирской верфи был спущен первый корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт». Корабль был спроектирован голландским кораблестроителем Выбе Геренсом. За «Штандартом» началась постройка других парусных и гребных кораблей.
Первоначально русские вели боевые действия на Ладожском и Чудском озерах, где противник имел флотилии боевых кораблей имевших по 10-20 орудий, с помощью отрядов небольших речных судов (карбасов, стругов, ладей и пр.). Их использовали для перевозки грузов и солдат. Шведское командование, имея настоящие боевые корабли с экипажами кадровых моряков, не предполагало встретить на водных просторах серьёзного сопротивления. Однако вскоре шведы убедились, что они недооценили храбрость и находчивость русских солдат. В мае 1702 года отряд русских судов вступил в бой со шведской эскадрой командора Лешерна в узком проливе, соединяющем Чудское озеро с Псковским. Русские захватили три шведских яхты в абордажном бою и прорвались в Чудское озеро. В середине июня русские суда атаковали шведскую эскадру вице-адмирала Нумерса на Ладожском озере у устья реки Вороны. Затем русские напали на шведские корабли у Кексгольма. Шведская эскадра потеряла несколько кораблей и оставила Ладожское озеро. Шведы ушли в Финский залив, и русская армия получила возможность спокойно осаждать Нотебург (Орешек).
7 мая 1703 года отряд русских судов под командованием самого царя Петра и Меньшикова напал в устье Невы на 10-пушечный галиот «Гедан» и 8-пушечную шняву «Астрильд». На русских лодках не было ни одного орудия. После ожесточённого боя, оба шведских корабля были взяты на абордаж.
Захватив всё течение реки Невы, и получив выход в Финский залив, Пётр Алексеевич решил закрепиться на этой земле. 16 мая 1703 года на берегу Невы была заложена Петропавловская крепость, так было положено начало основанию новой русской столицы – Санкт-Петербурга. Чтобы защитить город со стороны моря, зимой 1703-1704 гг. на острове Котлин основали крепость Кронштадт. 5 ноября 1704 года были начаты работы по строительству на левом берегу Невы Адмиралтейской верфи, в 1705 году на ней заложили первые корабли. Осенью 1704 года по Неве в Петербург стали прибывать первые корабли Балтийского флота. Весной 1705 года прибыли ещё корабли, на Сяси, Ладоге и Свири кипели работы по строительству новых кораблей. К маю 1705 года боевое ядро Балтийского флота уже состояла из примерно 20 кораблей с 270 орудиями и 2,2 тыс. человек экипажей.
Источник