Николаевский судостроительный завод океан сегодня

По цене дома в Конча-Заспе. Кому достался судостроительный гигант завод «Океан» и почему так дешево

Из госсобственности ушло очередное некогда стратегическое предприятие. На прошлой неделе с молотка продали николаевский судостроительный завод «Океан».

В прошлые годы он спускал на воду суда самого разного формата — от сухогрузов до передвижных рыбообрабатывающих баз, мог производить также военные корабли.

Среди его последних проектов — ремонт легендарного плавучего крана «Захарий», который строил Подольско-Воскресенский мост в Киеве и рухнул в Днепр в 2011 году, а также крейсер «Украина», который уже несколько лет «готов на 95%».

С 2012 года предприятие балансировало на грани банкротства. Но цена, за которую его в итоге продали, шокировала украинское сообщество — чуть больше 122 млн. грн. при стартовой цене в 1,8 млрд. грн.

«По-сути, завод ушел по цене дома в Конча-Заспе. Даже если порезать сохранившееся там оборудование на металлолом, получится в несколько раз дороже», — отметил экономист Алексей Кущ.

Интриг в этом деле две. Во-первых, имя нового владельца, которому удалось за копейки прикупить «Океан».

Во-вторых, дальнейшие перспективы этого предприятия. Ведь с учетом ситуации на Азовском море и плачевного состояния украинского флота, у завода мог бы появиться второй шанс.

Читайте также:  Бенгальское течение атлантического океана

«Он нуждается в реконструкции, но в принципе может выпускать морские суда, в том числе, военные», — говорит Кущ.

«Страна» разбиралась кому мог понадобится «завод-призрак» и что с ним будет дальше.

Подешевел в 10 раз

Завод «Океан» в последние несколько лет принадлежал компании с офшорными корнями Zonel Operations Ltd. За ней, как подозревают, стоят российские инвесторы, что еще в 2016 году подтвердил бизнесмен Вадим Новинский, когда СМИ пытались приписать предприятие к списку его активов.

С 2011 года завод действительно находился в оперативном управлении «Смарт-Холдинга» Вадима Новинского. Но с 2013 года, когда завод впервые был признан банкротом, компания, по ее утверждению, вышла из этого проекта.

С осени прошлого года завод официально простаивает. В «Укроборонпроме» тогда заявили, что одной из причин остановки является отсутствие решения Кабмина о продлении программы по финансированию содержания ракетного крейсера проекта 1164 (того самого крейсера «Украина»). Счета завода были арестованы.

Тогда же генпрокурор Юрий Луценко заявил, что намерен добиваться возврата в государственную собственность Черноморского судостроительного завода и николаевского завода «Океан». “Я ставлю себе планку: по крайней мере в первых инстанциях завершить процесс возвращения государству Черноморского судостроительного завода и завода “Океан”. Эти два дела сильно затянулись, и я понимаю, что их решение зависит в большей степени от центральных органов в Киеве”, – сказал Луценко.

Но продвинулся в этом благом порыве Юрий Луценко несущественно. В прошлом году Генпрокуратура сообщила о подозрении двум бывшим топ-менеджерам завода «Океан». Им вменяли нанесение предприятию убытка в размере 1,5 млрд грн. О подозрении сообщили также одному из арбитражных управляющих предприятия и представителям кредиторов. На сегодняшний день о ходе этого расследования ничего не известно.

В итоге завод «Океан» ушел с молотка как предприятие-банкрот. Собственно, объявление о его продаже появилось в газете «Голос Украина» еще в июне этого года и там же была озвучена сумма кредиторских требований — порядка 1,8 млрд. грн.

«Изначально стартовая цена предприятия составляла 1,8 млрд. грн., но после нескольких несостоявшихся аукционов перед сегодняшними торгами (3 декабря — Прим. Ред.) она снизилась до 1,16 млрд. Сами торги проходили со снижением начальной стоимости (до 122,1 млн. грн. — Прим. Ред.) «, – прокомментировала итоги аукциона ликвидатор «Океана» Ирина Сербин.

Местные разборки или российский след

Формально победителем аукциона по продаже завода «Океан» стало ООО «Аннона», владельцем которого числится николаевский предприниматель Игорь Волошин.

Принимая поздравления по случаю удачной покупки, он пообещал николаевским корабелам выплатить более 90 млн. грн. задолженности по зарплатам и возродить былую славу завода.

«Я уверен, что все мы с вами будем строить корабли, пароходы, суда во благо нашей Украины», — сказал новый собственник, выступая перед заводским коллективом.

В базе данных Open Data в качестве основной специализации ООО «Анона» указана транспортная обработка грузов. Уставной фонд компании — 150,5 тыс. грн.

Интересно, что весной этого года «Аннона» подавала иск в Николаевский Хозяйственный суд, в котором пыталась добиться запрета на любые операции, связанный с имуществом завода «Океан» (арест, ограничения на движимое и недвижимое имущество и пр.).

Суд это ходатайство удовлетворил. А позже — в июне 2018 года был подан еще один иск — уже к самому заводу «Океан» о признании недействительным договора ипотеки от 2010 года (Волошин был одним из кредиторов предприятия). Но 28 ноября, то есть, в аккурат перед аукционом, «Аннона» просит суд оставит ее предыдущий иск без рассмотрения, что и было сделано. А уже 3 декабря покупает «Океан» за 122 млн. грн.

Но на самом деле эксперты сильно сомневаются, что Волошин является последним покупателем. «Скорее, он приобрел это предприятие в интересах другого лица», — считает директор центра коммуникативных технологий «Статус» Федор Левченко (ранее работал советником акционера «Океана»).

Накануне аукциона акционер «Океана» Игорь Игнатьев заявил, что «завод может быть продан российскому покупателю».

По его словам, «в преступную группу входят: ликвидатор Ирина Сербин, председатель комитета кредиторов завода «Океан» Игорь Волошин (официальный покупатель — Прим.Ред.), организатор незаконного аукциона по продаже завода «Океан» Федоренко, который связан с так называемым «замминистра обороны ЛНР» Владимиром Надаенко, а также два судьи Николаевского хозяйственного суда», – отметил Игнатов. Он призвал политиков вмешаться в ситуацию, но, как видно, особой реакции так и не последовало.

Зато появились самые разные теории о «российском следе» в этом деле. Она из них — возврат предприятия под контроль «Смарт-Холдинга» Вадима Новинского или его передача связанной с бизнесменом компании российского экс-министра энергетики Игоря Юсуфова.

В самом «Смарт-Холдинге» эту версию опровергли.

А 5 декабря на заседание Кабмина был вынесен проект постановления о внесении изменений в государственную целевую программу строительства кораблей класса корвет. Согласно им, из списка предприятий, участвующих в этом проекте, исчез Черноморский судостроительный завод, который также связывают с Вадимом Новинским. Как указано в пояснительной записке — по причине банкротства завода. Теперь в списке предприятий, имеющих право строить корветы, числятся только безымянные «субъекты хозяйственной деятельности». Среди которых, к слову, теоретически может оказаться и «Океан».

Впрочем, Федор Левченко считает более вероятной причастность к сделке по продаже «Океана» семьи николаевских бизнесменов Капацинов. Василия Капацина называют «серым кардиналом» украинском портовой отрасли. Он долгое время возглавлял Николаевский морской торговый порт и считался едва ли не смотрящим всего Николаевского региона, но затем против него было возбуждено уголовное дело за махинации с землей, а и.о начальника порта стал заместитель Капацины Сергей Колтыпин.

Но своего влияния на Николаевщине Колтыпин не потерял. И именно ему, как считают источники «Страны» в итоге достался «Океан».

«Захарий» и норвежцы на горизонте

Главный вопрос — что будет с предприятием дальше. Судя по бравурной риторике нового собственника, он намерен использовать предприятие по назначению, то есть, строить корабли. В одном из интервью Волошин намекнул на существование неких «скандинавских инвесторов», готовы поднять завод. Из своих источников «Стране» удалось выяснить, что речь, скорее всего, идет о норвежских инвесторах и их участие этом проекте действительно обсуждается. «Главное, что их может привлечь — сухой док. Он в рабочем состоянии и позволяет уже сейчас строить корабли. Плюс — выгодное месторасположение и дешевая рабочая сила», — пояснил Федор Левченко.

Стоит отметить, что норвежцы уже владели заводом (с 2006 по 2008 год это была компания Aker Yards ASA).

На данный момент у компании, якобы, есть несколько заказов — 6 буксиров и 2 плавкранов, в том числе, и от польских заказчиков. В марте этого года завод также отчитался об окончании ремонта плавучего крана «Захарий», рухнувшего в Днепр еще в 2011 году.

О дальнейшей судьбе конструкции ничего не сообщается.

По словам Алексея Куща, в теории «Океан» мог бы быть очень интересным «Укроборонпрому». «Концерну ничего не стоило купить это предприятие за смешные деньги и реанимировать его, поставив судостроение на поток. Тем более, на фоне события в Азовском море очевидно, что Украине нужно активно инвестировать в расширение флота», — говорит он.

Впрочем, эксперт не исключает, что «Океан» попросту устранили от возможного участия в оборонных госзаказах. Сейчас на них сидит «Ленинская кузня», которую президент Петр Порошенко недавно, якобы, продал Сергею Тигипко. «В тендерах выигрывают предприятия, которые производят небольшие катера, хотя после событий в Азовском море теория «москитного флота» полностью себя дискредитировала», — говорит Алексей Кущ.

По словам аналитика компании «Европатруль» (исследование рынка логистики) Вячеслава Коновалова, для реанимации предприятия нужны сравнительно небольшие деньги (главное, что тянет его на дно — кредиторская задолженность в размере порядка 500 млн. грн.- прим. Ред.).

«Но зато, запустив предприятие, Украина могла бы понять все отечественное судоходство, ведь 1 новое рабочее место на заводе формата «Океана» дает 10-12 вакансий в смежных областях. Но, как видно, властям это неинтересно», — подытожил эксперт.

Источник

Украина. Чем живет сегодня Николаевский судостроительный завод “Океан”

Из-за ареста имущества был нанесен тяжелый удар по репутации Николаевского судостроительного завода «Океан», что может привести к очередной остановке его работы и превращению в «кустарную мастерскую», заявил на сессии горсовета владелец предприятия Василий Капацына.
Депутаты Николаевского городского совета обратились к президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой взять на личный контроль вопрос с арестом завода «Океан». Об этом стало известно сегодня, 6 февраля, в ходе заседания сессии Николаевского городского совета, сообщает корреспондент «НикВести».

В ходе сессии владелец судостроительного завода «Океан» Василий Капацына обратился к депутатам и рассказал о проблеме, которая сложилась на сегодняшний день на предприятии в связи с наложением ареста.

«В декабре 2018 года у Николаева возникла возможность возродить кораблестроение. На заводе сегодня работает 700 человек, а фонд заработной платы составляет 12 миллионов гривен. Я приобрел этот завод законно. Я и моя команда взяли на себя тяжелейший крест, это очень сложно, но мы поставили перед собой задачу восстановить завод. Мы смогли возродить завод, привлекли шесть иностранных контрактов. Мы вышли на сотрудничество с государственным концерном в Италии. Есть о чем говорить, мы заложили хороший фундамент. Но завод арестовали», – сказал Капацына.

Он отметил, что из-за ареста имущества был нанесен тяжелый удар по репутации завода, что может привести к очередной остановке его работы и превращению в «кустарную мастерскую».

«Я уверен, что это все лопнет как мыльный пузырь, вся эта история. Попытка обилетить Капацыну не пройдет, я не встану на колени перед прокурорами. Я хочу, чтобы меня услышали, что тот репутационный удар, который нанесли, сегодня поставил под сомнение возможность вообще этот завод сохранить как судостроительный завод. Завод будет, но мы можем стать кустарной мастерской. Я не знаю, что делать дальше. Это крик души», – заявил собственник.

Депутат Николаевского городского совета Елена Киселева призвала своих коллег поддержать завод «Океан» и не позволить государству его «уничтожить».

«Никому не позволительно воровать у николаевцев надежду! Наш «Океан» стоял, город Николаев имел надежду восстановить кораблестроение, и, если нужно, мы за это будем драться всеми законными способами. Нас не нужно нянчить, не нужно своими липкими ручонками к нам лезть. Закон един для всех!» – призвала она.

«Люди поверили, что завод будет работать как судостроительный. Люди поверили, что государство завод поддержит. И сейчас спрашивают: «Неужели государство убьет наш завод?!» Мы обязаны поддержать нашего внутреннего инвестора. Все, что происходит внутри завода «Океан», происходит под лозунгом: «Патриотизм. Профессионализм. Порядочность». И мы по отношению к этому предприятию должны повести себя так же,» – заявила депутат горсовета Наталия Горбенко.

В итоге 43 депутата поддержали проект решения об обращении к президенту.

ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» (до апреля 2011 года – «Вадан Ярдс Океан», до декабря 2008-го – Damen Shipyard’s Okean, до февраля 2001-го – «Судостроительный завод «Океан») специализировалось на производстве и ремонте контейнеровозов, танкеров, буксиров, барж водоизмещением до 350 тыс. тонн, писало агентство “Интерфакс-Украина».

13 января 2020 года Печерский райсуд Киева по ходатайству Офиса генпрокурора арестовал целостный имущественный комплекс завода «Океан» в уголовном производстве по факту доведения предприятия до банкротства и незаконного завладения его имуществом. В Офисе генпрокурора заявляли, что ходатайство подано «с целью сохранения имущества этого стратегического для государства предприятия и предотвращения дальнейших попыток его незаконного отчуждения».

Капацына подчеркивал, что «Океан» перешел в частную собственность еще в 2000 году, когда предприятие на открытом конкурсе купила нидерландская компания Damen. «20 лет этот завод является частным активом. Я поражаюсь иллюзорным вещам, которые заявляют высокопоставленные правоохранители о попытках возврата частного актива в государственную собственность», – сказал бизнесмен в интервью «Цензор.НЕТ».

На пресс-конференции 15 января Капацына заявил, что ответственность за возможную остановку работы завода «Океан» и увольнение сотрудников будет лежать на Офисе генпрокурора и лично на генпрокуроре Руслане Рябошапке.

Источник

«Инвестняня» для «Океана»: что происходит с судостроительным заводом в Николаеве

Народные депутаты, избранные от Николаевской области, выступили в поддержку снятия ареста с имущества судостроительного завода «Океан»

Глава парламентской фракции «Слуги народа» Давид Арахамия и еще ряд народных депутатов, избранных от Николаевской области, выступили за то, чтобы прокуратура сняла арест с целостного имущественного комплекса (ЦИК) Николаевского судостроительного завода «Океан».

Более того, во время визита на предприятие, Арахамия заявил о готовности стать «инвестиционной няней» для него. Впрочем, как объясняет один из акционеров завода Николай Капацына, четкого плана по привлечению инвесторов на предприятие нет. Однако, публичная поддержка со стороны политиков поможет снизить репутационные потери от ареста и стать сигналом для потенциальных инвесторов.

Delo.ua рассказывает о том, что происходит с предприятием и как оно выживает в сложившихся условиях.

«Инвестиционная няня» Арахамия

С месседжем в поддержку «Океана», имущество которого находится под арестом с января 2020 года, народные депутаты выступили на пресс-брифинге в Верховной Раде. По словам Арахамии, предприятие стало жертвой информационной атаки — в сети распространяется информация о том, что с него вывозится оборудование, а сам завод фактически уничтожается.

Однако, при визите на предприятие народные депутаты убедились, что это не так. По словам политика, оборудование находится на месте, а сам завод еще и переориентировался в том числе на строительство опор для мостов. При этом, компания из-за ареста несет колоссальные убытки.

В связи с этим, народные депутаты выразили намерение обратиться к генеральному прокурору для того, чтобы завод мог продолжить работу в штатном режиме, пока правоохранительные органы ведут расследование.

«С нашей стороны мы, как депутаты от Николаевской области, хотим разобраться в этом процессе. Мы не хотим ни в коем случае влиять на деятельность правоохранительных органов, мы хотим, чтобы они вели независимое расследование. Но мы будем обращаться к генеральному прокурору с просьбой не причинять вред репутации строителей, потому что репутация очень важна в этом бизнесе — они уже потеряли несколько международных заказов. Хотим, чтобы сняли все ограничения на саму компанию, чтобы она продолжила работать в штатном режиме, а следствие пусть разбирается и приходит к каким-то выводам», — заявил Арахамия.

Впрочем, как рассказал Delo.ua Николай Капацына, на данный момент «инвестиционная» поддержка со стороны депутатов носит декларативный характер. При этом, по его словам, руководству предприятия этого месседжа достаточно.

«Я надеюсь, что при помощи нашей публичной позиции и публичной позиции депутатов, которые действительно приехали и увидели все своими глазами, удостоверились в том, что ведется дезинформационная война, мы сможем выйти на качественно другой уровень коммуникации с инвесторами. Надеюсь, что те, кто воспринимает Украину как страну с очень рискованными инвестиционными активностями, увидят поддержку топ-лиц страны и с большим энтузиазмом выйдут на общение», — отметил он.

Арест и крах репутации: что произошло с заводом?

Уголовное производство, не вмешиваться в которое обещают народные депутаты, касается незаконного завладения имуществом завода и доведения его до банкротства. В его рамках Печерский районный суд Киева и принял решение об аресте ЦИК «Океана».

В Офисе генпрокурора подчеркнули: наложение ареста не запрещает владельцам пользоваться имуществом, но не позволяет его отчуждать и распоряжаться им. И именно такое решение направлено на то, чтобы предотвратить попытки незаконного отчуждения имущественного комплекса завода, отметили тогда в Офисе генпрокурора.

Однако, как заявляет Николай Капацына, в рамках этого уголовного производства нет никакого юридического и практического смысла арестовывать имущество предприятия, нынешние собственники которого не имеют отношения к доведению его до банкротства.

В то же время, в результате происходящего репутация завода была уничтожена, и уже почти 6 месяцев предприятие не может получать новые заказы и выплачивать зарплату 700 сотрудникам — эта сумма составляет порядка 12 млн грн ежемесячно и пока обеспечивается за счет денег собственников, рассказал Delo.ua Капацына. Убытки от этого решения понесло и государство в виде недополученных налогов на доходы физлиц. По оценкам Капацыны, эта сумма составляет более 40 млн грн.

«Убытки, которые могут быть и которые мы уже ощущаем, еще и в том, что люди видят, что ситуация не разрешается, заказов нет, а это значит, что им не сегодня, так завтра не будет работы. Ключевые специалисты вынуждены снова уезжать за границу, откуда мы их вернули. Поэтому сегодня есть очень высокий риск того, что может остановиться даже производственный процесс», — сказал акционер.

По мнению Капацыны, ответственность за атаку на предприятие лежит на предыдущем его собственнике, целью которого было уничтожить предприятие.

«С 2008 года предприятиям владела группа российского бизнесмена Игоря Юсуфова. Как только они стали собственниками завода, предприятие пошло в убыток. Они перестали выполнять действующие на тот момент заказы и целенаправленно вели предприятие к уничтожению, — рассказал он. — На мой взгляд, роль российского собственника — это уничтожение судостроительной и кораблестроительной отрасли промышленности Украины. Это стратегическая цель», — говорит Капацына.

В 2012 году было инициировано дело о банкротстве предприятия в интересах трудового коллектива, которому «Океан» задолжал порядка 600 млн грн. Однако довести его до конца удалось только к 2018 году, когда на открытом аукционе целостный имущественный комплекс был выкуплен нынешним собственником — ООО «Торговый дом «Аннона» за 122,195 млн грн. По словам Капацины, этих денег хватило на то, чтобы погасить задолженность перед 1080 сотрудниками и оплатить налоги.

«Тем не менее, предыдущие акционеры не успокаиваются. Их представитель с очень плохой репутацией — некий Игорь Игнатов — сейчас является представителем Юсуфова во всех атаках на репутацию и собственность завода «Океан», — рассказывает Капацина. — Более того, они активизировались после того, когда к нам начали регулярно осуществлять визиты представители Министерства обороны. А на сегодняшний день именно завод «Океан» является, наверное, единственным предприятием, которое способно выполнять оборонный заказ по строительству корветов, а также регулярно, полноценно и массово выполнять ремонт».

По его словам, прокурор Генеральной прокуратуры ходатайствовал об аресте имущества на основании показаний только Игоря Игнатова. Предприятие со своей стороны подало жалобу на его действия, на основании которой было сначала возбуждено уголовное производство, но потом — закрыто. И только сейчас суд постановил его возобновить. Теперь, по словам Капацины, предприятие намерено добиться снятия ареста и правовой оценки действий сотрудников прокуратуры, которые участвовали в нем. Требовать компенсации ущерба от государства руководители «Океана» не намерены.

Николай Капацына. Фото: Delo.ua

75 вагонов металлолома

Впрочем, судебное разбирательство относительно доведения завода до банкротства — это не единственный скандал вокруг него. Ранее народный депутат Украины Анна Скороход опубликовала письмо неизвестного автора, в котором идет речь о том, что завод «Океан» распиливают на металлолом. Она заявила, что в 2019 году с завода вывезли 75 вагонов лома.

Впрочем, как объясняет Капацина, речь идет о вывезенных отходах производства. По его словам, 75 вагонов — это порядка 4 тысяч тонн. Из них 3 тысячи — это направленные на утилизацию 15% производственных отходов от изготовленных за 2019 год 20 тысяч тонн металлоконструкций. Остальное — это разобранный аварийный цех, в котором хранились токсичные вещества.

«Когда мы купили предприятие, мы с удивлением обнаружили, что один из цехов уже больше 10 лет не работает — это цех горячей гальванизации. Это очень токсичное производство, колоссальный ущерб экологии и новый цех строить сейчас нет никакого смысла, поскольку такие детали изготавливаются на специализированных предприятиях. Но за эти 10 лет кислоты, щелочи и всевозможные реактивы, которых было больше 60 тонн в этом цехе, разъели все металлоконструкции. Цех был аварийным, мы были вынуждены собрать эти вещества и утилизировать надлежащим способом. Остальные металлоконструкции цеха — деактивировать, разобрать и сдать на металлолом. Это примерно 1,5 тысячи тонн. Стоимость металлолома даже по самой высокой цене не компенсирует даже работ по разборке и утилизации всей этой химии», — объяснил он.

Более того, как подчеркивает Капацина, Скороход распространяет недостоверную информацию, но, при этом, ни разу не посетила предприятие. Более того, по его мнению, она оперирует теми же сведениями, что и оппоненты нынешнего руководства предприятия.

«Она оперирует данными наших оппонентов. Один в один, бумаги одни и те же — что дают в суды, что она приходит с этими же бумагами. У нее информация от представителей противника, добавить нечего», — заявил он.

Промышленно-транспортный хаб

По словам Капацыны, ситуация вокруг завода «Океан» выглядит странной — предприятие находится в частной собственности, поэтому его владельцы вправе решать, что с ним делать — продавать, разбирать или развивать. В данной ситуации руководство выбирает последний вариант. По его словам, с момента покупки завода на нем были восстановлены все технологические процессы, вложено более 50 млн грн в ремонт, восстановление и модернизацию энергосистемы, а количество сотрудников увеличилось в 7 раз — до 700 человек.

Уже после наложенного ареста предприятию удалось успешно завершить работу над двумя баржами для французского заказчика. В 2019 году завод изготовил ряд конструкций для нового пешеходно-велосипедного, Шулявского и Подольско-Воскресенского мостов в Киеве, а также выполнил работы для мостов в Полтаве, Ивано-Франковске и Станице Луганской. В планах предприятия — принять участие в государственной программе строительства мостов, говорит Капацына.

Кроме того, на заводе заявляют о готовности построить 90 мостовых конструкций для пострадавшей от паводков Западной Украины в короткие сроки и по себестоимости. Еще, руководство «Океана» намерено создать на территории предприятия промышленно-производственно-транспортный кластер. При этом, предприятие и дальше намерено модернизировать металлообработку и оставаться на рынке.

«Важно понимать, что судостроение находится в сверхсложной позиции на общей мировой арене, а в Черном море — тем более. Так происходит, потому что такие страны как Турция, Румыния, Болгария имеют совершенные устоявшиеся рынки как минимум судоремонта и судостроения. Поэтому конкурировать с ними очень тяжело. В них развит инструмент государственной поддержки, кредитование. А Украина предоплату не выдает, кредиты тоже. Приходится работать в оборотном капитале только собственными средствами акционеров. А это колоссальные риски. Более того, если в любой другой стране подобных заказов в производстве несколько, и они есть всегда, то нам приходится добывать их с боем, вкладывать собственные деньги. А потом, когда их нет, удерживать людей и нести затраты. В вопросе судостроения, отмечу, норма прибыли не более 3%», — рассказал Капацына.

СПРАВКА

Николаевский судостроительный завод «Океан» специализируется на производстве и ремонте контейнеровозов, танкеров, буксиров, барж водоизмещением до 350 тысяч тонн. Судозавод располагает, в частности, крупнейшим в Европе сухим доком, технологическими линиями по строительству крупнотоннажных судов, а также водной акваторией площадью 42 га.

Источник

Оцените статью