Объекты музея мирового океана

Музей Мирового океана, Калининград

Музей Мирового океана в Калининграде — один из лучших и самый масштабный музей города Калининграда, представляющий собой комплексный маринистический музей, также являющийся центром научных исследований и научно-методической работы в области изучения истории исследования и природы океана.

Музей Мирового океана состоит из отдельных объектов, в которых представлены экспозиции, посвященные судоходству, истории кораблестроения, военно-морскому и рыболовному флотов, морской флоре и фауне, этнографии, геологии и гидрологии мирового океана, а также космонавтики.

В комплекс музея Мирового океана входят 17-ть отдельных объектов, большая часть которых расположена в городе Калининграде. Входные билеты на каждый объект оплачиваются отдельно, так что можно выбрать понравившийся (-шиеся) и посетить только его (их). Также существуют акции, например, 4 объекта по цене трех и т.д.

Основная часть калининградских объектов музея сгруппирована в одном месте — набережная Исторического флота, являющаяся частью набережной Петра Великого.

Вход на территорию набережной свободный (бесплатный). На набережной, под открытым небом, находятся некоторые экспонаты из фонда музея, осмотреть которые можно совершенно бесплатно. Некоторые из экспонатов фонда музея, время от времени, могут меняться. Подробнее о набережной Исторического флота в Калининграде…

Музейные объекты набережной Исторического флота (платные)

У причала набережной Исторического флота ошвартованы музеефицированные судна, в состав которых входят:

плавучий маяк «Ирбенский» — одно из средств навигации, — судно, специальной постройки на которое установлен маяк, оснащенное мощным источником света, использующееся вдали от береговой линии и при входах в порт в качестве лоцманской станции.

В настоящее время на борту плавучего маяка «Ирбенский» представлена экспозиция из истории мореплавания и маячного дела. Подробнее о плавучем маяке «Ирбенский»…

рыболовное судно «СРТ-129» (средний рыболовецкий траулер) — одно из отечественных рыболовных судов послевоенного периода.

На борту судна-музея создана экспозиция «Пионеры океанического лова», посвященная истории рыбопромыслового флота Калининградской области и России в целом, в том числе рассказывающая о работе средних рыболовных траулеров в океане, жизни и труде рыбаков. Подробнее о рыболовном судне «СРТ-129»…

научно-исследовательское судно «Витязь» (НИС «Витязь») — легендарное судно в истории океанологии, внёсшее выдающийся вклад в изучение Мирового океана.

В настоящее время на борту судна можно прогуляться по палубам, увидеть экспозиции, представленные в залах корабля, заглянуть в каюты и ощутить жизнь людей в морских экспедициях, а при желании даже пожить в «стенах «Витязя» — на судне функционируют гостевые каюты «Витязь». Подробнее о судне «Витязь»…

научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» — единственное в мире судно космической связи, имеющее на борту музейную экспозицию. У набережной Исторического флота корабль был ошвартован в 2001 году.

Корабль и сейчас выполняет свои прежние задачи, обеспечивая связь с Международной космической станцией. Посещение судна возможно только в составе экскурсии;

подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО), относящаяся к доатомному периоду подводного флота. Уникальность лодки состоит том, что она сохранена в первозданном виде.

Подлодка «Б-413» была спущена на воду и вошла в состав ВМФ СССР в 1968 году. До 1990 года лодка находилась в составе Северного флота, в дальнейшем в составе Балтийского флота. В 2000 году была передана музею Мирового океана. Подробнее о подводной лодке-музее Б-413…

Помимо судов, на набережной Исторического флота расположены: гидросамолет и отдельно стоящие здания, в которых также размещается несколько экспозиций:

противолодочный гидросамолет (самолет-амфибия) БЕ-12. Такие самолеты состояли на вооружении противолодочных полков и эскадрилий на Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском флотах.

Представленный самолет выпущен 27 октября 1970 года — последний самолет 49-й отдельной противолодочной авиаэскадрильи Балтийского флота, базировавшийся на аэродроме «Коса» (Балтийская коса). Находился в эксплуатации 33 года и 8 месяцев. Посещение самолета возможно только в составе экскурсии;

экспозиция «Глубина», знакомящая посетителей с коллекциями барометров, измерителей течений, гидрофизических зондов, приборов и оборудования для подводных съемок, изучения глубин и оптических свойств, глубоководной техникой и многим другим. В коллекции выставки представлены как сменные экспонаты, которые время от времени чередуются, так и постоянные. Подробнее об экспозиции «Глубина»…

экспозиция аквариум «Мир океана. Прикосновение…», где в аквариумах представлены коллекции живых рыб, в том числе экзотических, ядовитых и хищных (мурены, акулы), а также земноводные, коллекции раковин морских моллюсков и кораллов;

соляной ботискаф (соляная пещера), в которой можно не только вдохнуть прохладный соляной воздух, но также увидеть экспозицию, посвященную соли, совершив «погружение» на 290 миллионов лет в глубину и оказавшись на дне Пермского моря.

Небольшая экспозиция соляной пещеры, носящая название «Пермское море. 290 миллионов лет в Глубину», рассказывает, что это за водоем такой, когда он существовал и почему исчез, а также о том, кто в нем обитал;

— отреставрированные бывшие портовые склады, в которых ныне разместились выставочные корпуса музея: «Морской Кёнигсберг-Калининград» и «Пакгауз». В «Пакгаузе» экспонируются крупные российские и зарубежные выставки. В корпусе «Морской Кёнигсберг-Калининград» разместились одноименная экспозиция и отреставрированный корабль 19 века, найденный в карьере Янтарного комбината;

выставочный павильон военно-морского центра «Куб воды», внутри которого находятся: выставочный зал и кафе.

Билеты во все вышеперечисленные объекты можно приобрести в кассах музея, расположенных непосредственно на набережной Исторического флота.

Объекты музея Мирового океана, расположенные в Калининграде, за пределами набережной Исторического флота

За пределами набережной Исторического флота, в городе Калининграде, находятся два музея, являющиеся филиалами музея Мирового океана.

Историко культурный центр «Корабельное воскресенье», расположенный во Фридрихсбургских воротах, на противоположной (южной) стороне реки Преголя от набережной Исторического флота, по адресу: улица Портовая, 39, Калининград.

Музей включает в себя два небольших комплекса: Фридрихсбургские ворота и Лодейный двор, расположенный на прилегающей территории.

Комплекс Фридрихсбургские ворота состоит из нескольких залов, экспонаты которых повествуют об истории корабельного дела. Часть коллекции музея посвящена роли Петра I в становлении Российского флота.

Основу же комплекса Лодейный двор составляют, собранные в различных регионах России действующие образцы традиционных средств передвижения по воде. Коллекция лодок постоянно пополняется. Подробнее о музее во Фридрихсбургских воротах…

Историко-культурный центр «Великое посольство», расположенный в Королевских воротах, на пересечении улицы Фрунзе/Юрия Гагарина и Литовского вала, по адресу: улица Фрунзе, 112, Калининград.

Музей состоит из трех залов, в которых находятся экспозиции, посвященные возникновению и развитию Кёнигсберга, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми, истории дипломатического Кёнигсберга — Калининграда.

Также в музее находится знаменитый прусский кот, исполняющий желания, ради которого многие туристы и приходят в этот музей. Ещё в музее можно примерить на себя средневековые костюмы и устроить мини-фотосессию в необычных нарядах. Подробнее о музее в Королевских воротах…

Приобрести билеты в два перечисленных объекта можно непосредственно в кассах каждого из музеев.

Карта-схема объектов музея Мирового океана в Калининграде

Объекты музея Мирового океана, расположенные за пределами города Калининграда

Город Светлогорск, Калининградской области — морской выставочный центр, расположенный в здании театра эстрады «Янтарь-холл». В музее находятся: этнографическая экспозиция «Люди моря», знакомящая с бытом и культом народов Юго-Восточной Азии, и Морская художественная галерея — пространство сменных творческих проектов.

Адрес: улица Ленина, 11, Светлогорск.

Город Санкт-Петербург — ледокол «Красин» («Святогор») — второй арктический ледокол России, конструкция которого на несколько десятилетий определила генеральную линию в развитии отечественного ледоколостроения.

Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта, 23-я линия, Санкт-Петербург.

Практическая информация

Узнать стоимость билетов, часы работы каждого объекта музея Мирового океана, а также об экскурсиях и прочих мероприятиях, проводимых в музее, можно как в кассах, так и на официальном сайте.

Официальный сайт музея Мирового океана: world-ocean.

При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Источник

Музей Мирового океана в Калининграде

Музей Мирового океана в Калининграде — это одно из самых уникальных и необычных мест в городе, привлекающее жителей и гостей города. Основан в 1990 г. и известен всей стране как музейный комплекс и центр научных исследований. Его филиалы находятся в г. Светлогорске (Люди моря) и Санкт-Петербурге (ледокол Красин).

Кто-то скажет: «занудство, музеи». Но это совсем не так. Где вы сможете ходить в музее как будто находитесь в порту, на военно-морской базе, аэродроме или просто на корабле? Так вот это — то самое место. Экспозиция огромная. Настоящие морские суда, подводная лодка и уникальный гидросамолёт! Все пропитано морской романтикой, почти как в море.

В 2020 г. отмечает свой юбилей. 30 лет назад это была полузаброшенная неприглядная территория — сегодня одна из самых современных, технологичных и лучших музейных площадок в городе.

Самый первый и один из главных экспонатов — судно «Витязь», его история очень большая и многогранная.

«Марс» — предыдущее его название. Построен в 1939 г. в Германии. Должен был осуществлять регулярные рейсы в Испанию и Португалию. Во Второй мировой войне был военно-транспортным судном.

С 1946 г. по военным репарациям после некоторых изменений в части правопреемников передано Советскому Союзу. Позднее после череды переименований, переоборудования, внесения технических изменений к 1949 г. «Витязь» стал настоящим научно-исследовательским судном института океанологии П.П. Ширшова РАН, он был самым оснащенным и оборудованным для океанологических исследований.

До 1979 г., за тридцать лет совершил огромное количество изысканий, а также множество открытий. Благодаря НИС «Витязь» советская наука смогла сделать существенный прорыв в области изучения морских глубин, ихтиологии, фауны. Он приобрел всемирную известность, во время стоянок в зарубежных портах к нему выстраивалась очередь, чтобы посетить легендарный корабль. В книге почетных гостей есть запись, которую оставил Жак Ив Кусто (1910-1997) – легендарный исследователь, путешественник, создатель акваланга.

Время не щадит ни оборудование, ни механизмы. К сожалению, в 1979 г. он был списан и выведен из состава флота. Ко всему непростые времена, начинавшиеся в СССР, не позволили продолжать исследовательскую работу, даже элементарное поддержание судна в целостности. Долгие годы он простоял в порту Калининграда, до 1990 г. полностью обветшал, подвергся разрушению.

Немецкими специалистами было сделано заключение – восстановлению не подлежит. Но порезать на металл легенду было немыслимо. Его решили восстановить. Привели в порядок внутренние убранства, отремонтировали палубу, покрасили, и красавец «Витязь» пришел на стоянку у главного корпуса.

Произошло второе рождение — это было невероятное событие. В ноябре 2007 г. ему присвоен статус «Памятника науки и техники 1 ранга».

Сегодня на нём множество различных экспозиций.

Жизнь судна «Витязь» в наши дни

Это уникальные внутренние помещения интерьеров 1950-х, медицинский блок, фонарный склад, буфет, салон команды. Каюта капитана одна из немногих, которая почти полностью сохранилась. Меблировка выполнена со вкусом, очень много дерева, не сразу понимаешь, что находишься на корабле, очень уютно.

Ходовая рубка, устройства управления механизмами. В узле связи можно попробовать поработать на ключе и услышать звуки Морзе.

Судовая библиотека – единственная в своём роде, она входила в единый реестр библиотек Советского Союза. В ней размещено панно-интарсия, которое изготавливалось в г. Висмаре (Германия), при переоборудовании 1946 – 1948 гг.

Можно увидеть машинное отделение, где стоит настоящий немецкий двигатель фирмы Krupp мощностью 3000 тыс. л/с.

Посетив экспозицию флоры и фауны, с реальными экспонатами, добытыми при исследовании, можно представить, насколько богаты водные просторы различными организмами, о существовании которых не подозреваешь.

Экспозиции судна-музея познавательны и будут интересны как взрослым, так и детям.

Помимо ознакомления с музейными экспонатами на судне есть отель. Гостевые номера названы именами писателей маринистов. В них можно расположиться на отдых, почувствовать себя в момент похода по морям и океанам. Рядом расположена бесплатная парковка.

Средний рыболовный траулер СРТ-129

Это единственное в стране судно-музей, посвященное рыбопромысловому флоту. До 1991 г. в СССР насчитывалось более 3200 промысловых судов, добываемый объём 11,2 млн тонн рыбы.

СРТ был передан в счет репараций после войны Советскому Союзу. Тяжёлые послевоенные голодные годы требовали от Калининградских рыбаков множество усилий и сноровки, осваивать новые методы в неизведанных районах для рыбной ловли. Именно на таком типе судна в середине 1950-х вышли на добычу. Она была чрезвычайно сложной, новые неизвестные районы, найти рыбные косяки не так было просто. Маломерность и небольшая автономность судна не позволяла накапливать большие объёмы продуктов ловли в трюме, и требовалась постоянная перегрузка, из-за чего приходилось задействовать дополнительные человеческие ресурсы.

Но уже к 1960-м Калининградской флотилией добывалось 11% рыбы от общесоюзного количества добываемых ресурсов.

Экспозиция СРТ-129 посвящена «Пионерам океанического лова». Здесь представлена история промысла в Советском Союзе. Быт, работа, жизнь на судне. Уникальные предметы были собраны в единое целое, чтобы как можно подробнее рассказать о труде рыбаков во время похода. Различные орудия лова, канаты, сети, приспособления, рыбодел и так далее.

СРТ оборудован парусом, который был необходим для повышения скорости при переходах, а также являлся аварийным устройством, в случае выхода из строя двигателя, так скажем «дотянуть до ближайшей помощи».

На траулере можно осмотреть трюм, жилой отсек, салон команды, ходовую рубку и каюту капитана.

Он уникален тем, что обычно такие суда эксплуатировали не долго. Они быстро окупались и сразу же сдавались в металлолом. СРТ-129 повезло. По назначению он проработал совсем не много и сразу же отправился на легкую работу в службы ВМФ как морская лаборатория, для измерений и наблюдений в Балтийском море. К 1996 г. списали и передали в Калининградский рыбный порт. Там его установили, как памятник промысловикам. Но порт — режимный объект, пустить гостей и посмотреть его задача сложная, хлопотная. Выход был найден — передать в Музей Мирового океана.

СРТ-129 встал на стоянку на свое первое в музее почетное место, в память о первопроходцах, пионерах рыбопромыслового флота.

Научно-исследовательское судно — «Космонавт Виктор Пацаев»

При испытании баллистических ракет, запуска спутников космических аппаратов, работы орбитальных станций требовалось получать постоянные сведения о состоянии техники, работе всех узлов. Телеметрические данные должны мгновенно оказываться на рабочем месте специалистов, на земле. В ЦУП (центр управления полетами) стекаются одновременно, ежесекундно сотни показаний. За ними следят десятки операторов. Лишь полный контроль над техникой позволит проводить запуски, полёты, спуски успешными. А ведь спутники и космические корабли стоят баснословных денег, секундная потеря связи, приём или передача данных, может привести к непоправимым последствиям и даже к человеческим жертвам. В момент запусков или нахождении на орбите объекты треть маршрутного времени находятся над морями и океанами, а это означало полную потерю связи, в океане не было возможности поддерживать устойчивую и постоянную связь. Полёты «вслепую» представляли огромную опасность потери объекта, а также точность выведения на орбиту зависела от постоянного контроля.

Было решено создать морские суда особого назначения, оснащенные специальным оборудованием, которые позволят избежать проблем с отсутствием связи в невидимых точках. С их помощью станет возможным проводить испытания, тестировать новые системы, отрабатывать нештатные ситуации.

С 1960 г. первые три корабля были оснащены по последнему слову техники и приступили к выполнению своих задач. Первый пилотируемый полёт Ю.А. Гагарина был обеспечен судами Краснодар, Долинск, Ворошилов.

С 1959 и до 1991 г. было создано 17 спец судов и называлась они — СКИ ОМЭР (Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР). Все корабли разные и по-разному были оснащены, со временем и опытом менялись технические средства и устройства. Если на первых судах были установлены только кунги от спецмашин в трюмах, то поздние модификации поражают своими техническими усовершенствованиями. Даже на фото они кажутся величественными и самыми совершенными.

Источник

Читайте также:  Гавайские острова какому океану относится
Оцените статью