Обитатели глубины моря биология 5 класс таблица

Обитатели глубины моря биология 5 класс таблица

Задание 1. Укажите экологические факторы, наиболее значимые для обитателей водной среды

Плотность, давление, температурный режим, свет, кислород, солевой состав

Задание 2. Заполните таблицу «Обитатели мелководий»

Обитатели мелководий Особенности строения и образ жизни
Мидии они прикрепляются к поверхности камней при помощи особых нитей или просто прирастают к камням
Пескожил Подобно дождевому червю, пескожил живет в песке и питается всем съедобным, что попадается в грунте
Водоросли Живут в толще или близ поверхности воды, где свет проникает достаточно. на глубине водоросли расти не могут
Скат благодаря особой окраске тела, скат маскирутеся, лежа на дне

Задание 3. Ответьте на вопросы о планктоне

1. Каковы особенности организмов, которые входят в состав планктона?

Микроскопические парящие или плавающие животные или растения

2. Каково главное отличие планктонных организмов от рыб (акулы, тунца)?

3. Каково значение планктона?

Они служат пищей для водных обитателей

Задание 4. Опишите особенности организмов, обитающих в открытых водах морей и океанов

Обитатели открытых вод имеют мощные плавники и обтекаемую форму тела

Задание 5. Рассмотрите рисунок, сравните строение показанных рыб и определите, в какой части водной толщи моря они обитают. Обоснуйте свое мнение

Камбала — это плоская донная рыба, обладает способностью мимикрии (сливется с песком)

Тунец — обитает в открытых водах: торпедное тело, постоянно двигается, имеет большой кожистый киль

Конек-тряпичник — голова и тело покрыты отростками, имитирующими слоевища водоросли; водятся на коралловых рифах и на мелководье

Задание 6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о глубоководных морских обитателях. Напишите план сообщения

1. Условия жизни в глубоководье

Источник

23. Жизнь организмов в морях и океанах.

Задание 1. Укажите экологические факторы, наиболее значимые для обитателей водной среды.
Плотность среды, давление, температурный режим, свет, кислород, солевой состав.

Задание 2. Заполните таблицу «Обитатели мелководий».

Задание 3. Ответьте на вопросы о планктоне.
1. Каковы особенности организмов, которые входят в состав планктона?
Микроскопические парящие или плавающие животные или растения.

2. Каково главное отличие планктонных организмов от рыб (акулы, тунца)?
Маленькие размеры.

3. Каково значение планктона?
Они служат пищей для водных обитателей.

Задание 4. Опишите особенности организмов, обитающих в открытых водах морей и океанов.
Обитатели открытых вод имеют мощные плавники и обтекаемую форму тела.

Задание 5. Рассмотрите рисунок, сравните строение показанных рыб и определите, в какой части водной толщи моря они обитают. Обоснуйте своё мнение.
Камбала – это плоская донная рыба, обладает способностью к мимикрии (сливается с песком).
Тунец – обитает в открытых водах: торпедное тело, постоянно двигается, имеет большой кожистый киль.
Конёк-тряпичник – голова и тело покрыты отростками, имитирующими слоевища водоросли. Водятся на коралловых рифах и на мелководье.

Задание 6. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о глубоководных морских обитателях. Напишите план сообщения.
1) Условия жизни в глубоководье
2) Растения – есть ли они в глубоководье?
3) Планктон глубоководья
4) Глубоководные рыбы.

Источник

Урок биологии по теме «Жизнь в морях и океанах». 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

Цели урока:

  • дать представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, об их распространении: в мелководной прибрежной части, в толще и на дне, в коралловых рифах;
  • раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Оборудование:

  • таблицы;
  • компьютеры
  • электронный материал «Жизнь в морях и океанах»
  • коллекции морских обитателей
  • интерактивная доска

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

На прошлом уроке мы с вами познакомились с разными природными зонами Земли и их обитателями. Проверим ваши знания. Четыре человека на компьютере выполняют интерактивное задание. Остальные отвечают устно. Внимание на экран. Задание : назвать животное и его природную зону (презентация «Проверка знаний») — опрос индивидуальный — за правильный ответ вручать ракушку

3. Изучение нового материала

— Ребята, как вы думаете, почему я вам раздала такие необычные предметы? (ответ учащихся)

Тема нашего урока «Жизнь в морях и океанах» (слайд 1). И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы. (слайд 2) Ваши цели совпадают с моими.

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей — все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море. (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги — это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. (ГЛОБУС)

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море — родной дом. Дом не простой- многоэтажный. (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

Для жизни должны быть определенные условия. Какие? (свет, пища, кислород) (слайд 5) Назвать,. (слайд 6)

Вы знаете, что пищей для многих животных являются растения, эти же растения производят в воде кислород. Какие это растения? Правильно, водоросли. (слайд 7,8)

Питаются водорослями животные, живущие на разной глубине (слайд 9)

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, (Слайд 10) здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом — Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 137)

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика — Парусник. Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков

Следующий этаж — сообщество толщи воды. (слайд 11) Этот этаж полон света.

Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы.

Планктон — множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их. )

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? (по щелчку открывать слайд 11)

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники? (слайд 12)

Стремительно носятся свирепые хищники моря Акулы. Но и они бывают разные: есть среди них и гиганты (20 метров) и карлики до 15 см. Самые огромные безобидные — Тигровая и Гигантская акулы. Питаются планктоном и мелкой рыбой. Акулы представляются нам зоркими, но они подслеповатые, для них главное не зрение, а обоняние. Акула чует лучше, чем гончая собака.

Белая акула до 6 метров — людоед. Охотится по ночам на кальмаров (слайд 13) и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «страшные улыбки». Темные, круглые, завораживающиеся глаза акулы мгновенно распознают свою добычу. Акула испытывает постоянный голод, она вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет (нет плавательного пузыря). В толще воды живут и морские черепахи, и киты, и дельфины и многие другие животные. (слайд 14)

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли — у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.

Следующий этаж — сообщество донных обитателей. (слайд 15)

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.

Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов? (по щелчку открывать слайд 15)

(слайд 16) Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.

На дне также обитают Иглокожие (слайд 17)

Сообщество кораллового рифа. (слайд 18)

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.

Сообщество глубоководных организмов. (слайд 19)

А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.

Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)

Устали гулять, давайте искупаемся.

— А сейчас объявляется физкультминутка. (встали,потянулись,оглянулись и поплыли) Садитесь.

4. Самостоятельная работа учащихся. (закрепление изученного)

— Работаем в группах. 4 группы. Задания группам:

1. Практическая работа «Рассматривание коллекции морских обитателей»

2. Просмотр видеосюжета.

3. Заполнение таблицы. (РАЗДАТЬ РАКУШКИ)

Какая группа первой выполняет всю практическую работу, та первой заполняет строчку в таблице на интерактивной доске. После заполнения проходите к компьютеру и выполняете тест -Заполняем таблицу на интерактивной доске (слайд 21) Группа 1 и 2- у доски, группа 3 и 4 — тесты на компьютере (меняются )

5. Диагностика прочности знаний, полученных на уроке.

— Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? (спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?

6. Дом. задание. (слайд)

7. РЕФЛЕКСИЯ (С каким настроением уходишь с урока) МОРДОЧКи Но самая важная проблема океанов и морей — это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям «нашего многоэтажного дома», а нам — людям.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины — удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

8. Оценки. Спасибо за урок.

Карточка с заданием.

Практическая работа «Рассматривание коллекции морских обитателей»

— вписать названия животных в таблицу.

Просмотреть видеосюжет на компьютере.

— вписать название животного в таблицу

— определить черты приспособления к жизни в определенном сообществе.

Источник

Презентация по биологии «Жизнь в морях и океанах» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вопросы: Почему на материках живой мир разнообразен? Почему на разных материках обитают разные организмы? Что позволяет организмам приспосабливаться к холодным условиям? Что позволяет организмам приспосабливаться к жарким условиям? Что позволяет организмам приспосабливаться к засушливым условиям? Что позволяет организмам приспосабливаться к обитанию в воде?

О каких условиях обитания мы говорили меньше: о водных или о наземных?

Жизнь организмов в морях и океанах

1. Морские обитатели мелководий Мидии (крепятся к камням) Водоросли (прирастают к камням) Прикрепленные организмы — организмы, неспособные к передвижению

Полихета Морская мышь Боббита Кольчатые черви

Скат Камбала Рыба, маскирующаяся под поверхность дна

Преимущества: легко спрятаться, нет крупных хищников. Опасности: прибойная волна, приливы и отливы, морские птицы. Задание: на с. 100 найдите и выпишите преимущества и опасности жизни на мелководье.

2. Обитатели открытой воды Свободноплавающие организмы Дельфины Акулы

Планктон – плавающие в толще воды мелкие растительные и животные организмы.

Значение планктона: Планктон – это корм для многих видов рыб и некоторых китов Китовая акула Размеры до 20 м, питается планктонными рачками.

Манта (гигантский дьявол) Питается зоопланктоном, размеры до 8 м. Киты Синий кит достигает длинны до 30 метров. за один день ему необходимо съедать около 7 тонн криля (более 30 миллионов рачков)

3. Обитатели глубины На глубину не проникает солнечный свет На глубине нет водорослей Следовательно

Малоротая макропинна Ярко-зеленые глаза этой небольшой рыбы (она не превышает 15 см в длину) находятся в заполненной прозрачной жидкостью камере головы. Эту камеру покрывает плотная, но в то же время эластичная прозрачная оболочка, которая крепится к чешуе на теле малоротой макропинны.

Батизаурус Относится к глубоководным ящероголовым, которые обитают в тропических и субтропических морях мира, на глубине 600-3,500 м. Его длина достигает 50-65 см. Он считается самым глубоко-живущим супер хищником в мире и все, что встречается у него на пути, тут же пожирается.

Хаулиод обыкновенный Одна из самых безжалостных хищников океана. Эту рыбу легко узнать по большому рту и острым похожим на клыки зубам. На самом деле эти клыки настолько крупные, что не помещаются у нее во рту, заворачиваясь ближе к глазам. Она обитает в тропических и умеренных водах в разных частях света на глубине 2,800 м.

Рыба-капля Эта рыба обитает у берегов Австралии и Тасмании на глубине около 800 м. Кожа состоит из желатиновой массы, которая немного плотнее воды, что позволяет ей плавать над дном океана без лишних хлопот. Рыба вырастает до 30 см в длину, питаясь в основном морскими ежами и моллюсками, которые проплывают мимо.

Морской черт Глубоководный морской черт на глубине более 1000 м у рифа Оспрей в Коралловом море. крупная рыба длиной до полутора метров. Рот большой и утыкан частоколом острых зубов. На голове удочка — сдвинутый вперёд первый луч спинного плавника, с которого свешивается «приманка».

Морской конек-тряпичник Эти медленно передвигающиеся рыбы являются родственниками морских коньков. Они полагаются в основном на свои отростки, напоминающие морские водоросли, благодаря которым тряпичники маскируются и защищаются от хищников.

Луна-рыба Это океанская рыба, напоминающая пузырь или жернов, является самой крупной костной рыбой в мире. Она может достигать 4 метров в длину и веса больше 2 тонн.

Нетопырь Дарвина На первый взгляд, кажется, что эта рыба накрасила губы ярко-красной помадой. Самое интересное, что эта рыба в отличие от остальных плохо плавает и чтобы передвигаться использует свои плавники вместо ног, чтобы шагать по дну океана.

Химера Эти рыбы обитают на очень больших глубинах, иногда превышающих 2,5 км. Вырастают химеры до 1,5 м., однако у взрослых особей половина тела составляет хвост, представляющий собой длинную, тонкую и узкую часть туловища.

Удильщик Глубоководные удильщики – одни из самых удивительных морских обитателей, живущие на глубине от полутора до трех километров. Визитная карточка этих рыб – видоизмененный луч спинного плавника, выступающий в роли приманки и по форме напоминающий удочку рыбака.

Глубинный угорь-мешкорот Обитает в океанах на больших глубинах — от 2000 до 5000 м. В силу скудности пищи на таких глубинах, мешкороты нередко наедаются впрок, заглатывая жертву целиком. Из-за глубоководной среды обитания пока ещё недостаточно изучены.

Номер материала: ДБ-400797

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

На базе МГППУ будет создан координационный центр психологической службы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

В педагогических вузах появятся межфакультетские технопарки

Время чтения: 3 минуты

Китайский университет зачислил на факультет информатики искусственный интеллект

Время чтения: 1 минута

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Форма рельефа приливных морей
Оцените статью