Образ моря это символ чего

Образ моря это символ чего

Море — синоним бесконечности, Времени, Вечности; праматерии, хаоса, сотворения Мира; могучей силы; пучины, бездны, глубины, равнодушия, уничтожения; вечного дарителя и вечного похитителя; вечной переменчивости и в то же время — неизменности тайны, несчитанного и никем не менянного богатства, сокровищницы, жертвенника, источника и начала жизни, а также смерти, жизненной энергии, великой Пра-Матери, свободы, которую нельзя использовать по-настоящему, возможности вознесения к Богу; очищения, и в то же время нечистоты. Памяти и одновременно полного забытья, одиночества, мятежа, возвращения к Отчизне.

Океан — согласно древнегреческой мифологии, некая река, которая обтекает круглую плоскую землю, населенную людьми и животными; которая также отделяет Землю от Неба. В этой реке Солнце ежевечерне тонет, чтобы утром снова вынырнуть из воды. За океаном на Западе лежит страна Киммерия, где господствует «Киммерийский мрак» («Одиссея» Гомера). Согласно «Теогонии» Гесиода», Океанос был сыном бога Урана (Неба) и Геи (Земли), супругом титаниды Фетиды, отцом 3000 духов — течений и 4000 океанид (нимф океанических). Когда же в небе появилась Луна, она стала посредницей между Землей и Звездами.

В Библии море — это то, что осталось от праматерии после сотворения Мира, не имеющее формы и образа, бескрайнее, бурливое и всегда склонное к возмущению. Оно трактуется самим Яхве: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою и мглу пеленами его. И утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: «доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов 38: 8-11).

Читайте также:  За гранью обыденного скайрим хермеус мора

Также в иных космологиях Востока боги старались утихомирить море, грозное даже для них. Вавилонская богиня Тиамат (Море) — мать всех других богов, но временами подчиняется их власти. В апокалипсических видениях нового неба и новой земли (Откровение 21: 1) нет места для бунтующего морского простора. Яхве разделил Красное море, чтобы пропустить посуху уходивших из Египта евреев (Исход 14: 21-22). «И встав Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Евангелие от Марка 4: 39). Нептун (Посейдон) усмирял разбушевавшиеся волны словами: «Я вам!» («Энеида» Вергилия).

Море — постоянные динамичные силы, непрерывное движение, постоянная смена образов, жизнь и смерть. Присловье: «Море несёт хлеб и смерть, плоды и гибель». » Нет для моря ничего особенного, чтобы сломать человека, пусть даже и наисильнейшего» («Одиссея» Гомера).

Море — плодородие. И в то же время — бесплодие. Античные греки и римляне приносили морю в жертву быков, как символ плодородия. Присловье: «что море поглотит, то уже не вернется. «

Море — женщина, мать, дающая жизнь и одновременно суровая; рождающая Солнце. Вернуться к морю, в море — возвратиться в материнское лоно, т. е. умереть. Великие матери, великие богини, которые как египетская Изида; как вавилонская Иштар — «властительницы вод», «звезды моря», «царицы морей». В сущности, и Афродита Анадиомена (Рожденная из моря), хотя и считалась богиней любви и красоты, но она одновременно была и покровительницей жителей островов, моряков, рыбаков побережий. И ей приносили жертвы, прося щедрости именно у моря.

В христианской символике Матерь Божия стала называться также «Mari magno», т. е. «Великая морская». «Приятно смотреть с берега на труд морехода в бурливом море» — так Цицерон цитировал Фемистокла в своем «Послании в Аттику». Не напрасно дожи — правители Венецианской республики устраивали церемонии «обручения с морем», когда с борта галеры «Буцентавр» в волны Адриатики бросался драгоценный перстень.

Глубина моря. «Море одинаково глубоко — во время тишины, и во время шторма» (Д. Донн, английский поэт). Цвета моря — голубой, зеленый, лазурный, синий, стальной, серый, сапфировый, темно-красный, как вино (Гомер).

Море — человеческая жизнь. «Волна, это служение, хлопоты, уцелевший рыбак, то душа человеческая, добыча — счастье, а сетка — это наши мечты и расчеты» (Г. Далиновский).

Море — память и забвение.

Море — постоянное напоминание о необходимости возврата на Родину. Когда десять тысяч греческих наемников-воинов возвращались из похода в Персию, и передовой отряд поднялся на вершину горы Техос, он увидел море, сообщил об этом остальным воинам. И легенда сохранила сведение о том, что все десять тысяч одновременно воскликнули: «Море! Море!» Об этом писал Ксенофонт в своем «Анабазисе».

Улыбка моря. «Улыбки морских волн неисчислимы» («Прометей в оковах» Эсхила).

«Морской козел» — единорог.

«Морской змей» — созвездие, именуемое ещё Гидрой.

Морской ёж — морское донное животное. Его панцирь клали на надгробия могил, как некий солнечный атрибут — вероятно, из-за колючек-лучей.

В гадании по снам: спокойное море — к счастью; бурливое — к невезению.

В искусстве море изображалось во все времена весьма широко. В древности — через скульптуры богов, богинь и героев.

Море. Царство НЕПТУНА (Посейдона) и его свиты — НЁРЕИД и ТРИТОНОВ; место рождения ВЕНЕРЫ (Афродиты), явившейся из морских волн. Потерпевший кораблекрушение УЛИСС (4) на плоту получил шарф от богини моря. Пловец, выходящий на берег, девушка, дождавшаяся его, — ГЕРО И ЛЕАНДР; или Леандр тонет, а Геро бросается в волны. Армию фараона потощает Красное море (МОИСЕЙ, 7); род человеческий и его жилища — Потоп (НОЙ, 2). Монах, простирающий свой плащ над водами, — ФРАНЦИСК ИЗ ПАОЛЫ. Епископ на морском берегу, рядом на песке младенец — АВГУСТИН. См.т.ж. КОРАБЛЬ; ЛОДКА; ОТПЛЫТИЕ HA КИФЕРУ.

Во многих культурах — первичный источник жизни — бесформенный, безграничный, неистощимый и полный неожиданностей. В месопотамском мифе жизнь — результат переливания Апсу пресных вод, в которых плавает земля, и соленых вод, персонифицированных богиней хаоса Тиамат, родившей все сущее. Из её тела, после её гибели, образовались Земля и Небо.

Море — образ матери, даже более важный, чем земля, но кроме того — символ превращения и возрождения. Оно также знак бесконечности познания, а в психологии — подсознания.

Море, волнуемое ветром

Я только возвышаюсь при неблагоприятных обстоятельствах. Этот символ означает, что сами по себе неблагоприятные обстоятельства не являются таким злом, как это обычно себе представляют, а их насылает на нас Господь Всемогущий для того, чтобы достичь своих мудрых и непостижимых для нас целей. Если мы будем переносишь пх с подобающим хрисгианам терпением и решимостью, события, в конечном счете, повернутся в нашу пользу, и мы поднимемся выше, чем были ранее. Кто смог подняться до больших высот, Прошел чрез много бурь и множество теснин. [EMSYI, таб.36-9, с.258]

Морское чудовище, выброшенное штормом на скалистый утес

Теперь я отдыхаю. Символ смерти как освободельницы от бурь и бедствий жизни, предвкушения радости грядущего вечного покоя. [EMSYI, таб.15-3, с.165]

Символическое значение моря соответствует значению «Нижнего Океана» — вод, пребывающих в постоянном движении: посредника, и промежуточного состояния между Аморфным (воздухом и газами) и Оформленным (землей и твердыми телами) и, по аналогии, — между жизнью и смертью. Воды океанов, таким образом, могут рассматриваться не только как источник жизни, но и как её цель. «Вернуться к морю» — значит «вернуться к матери», т.е. умереть.

В мифах северных и юго-восточных племен Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщенные и, по-видимому, развившиеся позднее образы «надтотемных» мифических героев.

  • На севере известна старуха-мать (фигурирует под именами Кунапипи, Клиарин-клиари, Кадьяри и т. д.) — матриархальная прародительница, символизирующая плодовитую рождающую землю и связанный с ней (и с плодовитостью, размножением) образ змея-радуги.
  • На юго-востоке — патриархальный всеобщий отец (Нурундере, Кони, Вирал, Нурелли, Бунджиль, Байаме, Дарамулун), живущий на небе и выступающий в роли культурного героя и патрона обрядов инициации.

Мать и отец могут принадлежать к различным, иногда сразу к нескольким тотемам (каждая часть их тела может иметь свой тотем) и, соответственно, являться общими предками (то есть носителями и первоисточниками душ) различных групп, людей, животных, растений.

В мифах фигурируют обычно не одна, а несколько «матерей», иногда две сестры или мать с дочерью. Эти сказания и соответствующий им ритуал связываются с одной из «половин» (фратрий) племени, что допускает и предположение о частичном генезисе образов матерей из представлений о фратриальных прародительницах.

У юленгоров, живущих в Арнемленде, мифическими предками являются сестры Джункгова, приплывающие с севера по ими самими созданному морю. В лодке они привозят различные тотемы, которые развешивают для просушки на деревьях. Затем тотемы помещаются в рабочие сумки и во время странствий прячутся в различные места. Из тотемов появляются десять детей, сначала лишенных пола. Затем спрятанные в траву становятся мужчинами, а спрятанные в песок — женщинами. Они делают для своих потомков палки-копалки, пояса из перьев и другие украшения, вводят употребление огня, создают солнце, учат потреблять определенные виды пищи, дают им оружие, магические средства, обучают тотемическим танцам и вводят обряд посвящения юношей. Хранительницами ритуальных секретов, по этому мифу, являются сначала женщины, но мужчины отнимают у них свои тотемы и секреты, а прародительниц отгоняют пением. Прародительницы продолжают путь, образуя рельеф местности, новые кормовые территории и родовые группы людей. Вновь достигнув моря на западе, они отправляются на острова, которые перед тем возникли из вшей, сброшенных прародительницами со своих тел. Спустя много времени после исчезновения Джункгова на западе появляются две другие сестры, родившиеся в тени за садящимся солнцем. Они завершают дело своих предшественниц, устанавливают брачные классы и вводят ритуал великой матери — Гунапипи (Кунапипи), в котором частично инсценируются их деяния. Сестры обосновываются в определенном месте, строят хижину, собирают пищу. Одна из них рождает ребенка. Сестры пытаются варить ямс, улиток и другую пищу, но растения и животные оживают и выпрыгивают из огня, начинается дождь. Сестры пытаются танцами отогнать дождь и страшного змея-радугу, который приближается к ним и проглатывает сначала тотемных животных и растения («пищу» сестер), а затем — обеих женщин и ребенка. Находясь в брюхе змея, сестры мучают его. Змей выплевывает сестер. При этом ребенок оживает от укуса муравьев.

Сестры Ваувалук (так их называют юленгоры и некоторые другие племена) представляют собой своеобразный вариант тех же матерей-прародительниц, воплощающих плодородие. В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются представления о духе воды, змее-чудовище (зародыш представления о «драконе»), магическом кристалле (в нем отражается радужный спектр), употребляемом колдунами. Проглатывание и выплевывание змеем людей связано (как и у других народов) с обрядом инициации (символика временной смерти, обновления). Р. М. Берндт находит в проглатывании змеем сестер также эротическую символику, связанную с магией плодородия.

Источник

Что символизирует море

Осень наступила, в босоножках и сарафанах уже не походишь, но где-то на берегах южных морей – бархатный сезон. Что означает море для современного человека помимо отпуска в 2 недели и его стратегической важности для экономики либо безопасности страны? Символика моря также глубока, как и сам огромный водоем.

Символика моря

Море — это не только отдых, а еще и колыбель жизни

Море-море, мир бездонный,
Пенный шелест волн прибрежных…
Над тобой встают как зори
Над тобой встают как зори
Нашей юности надежды.

Море – символ великой Прародительницы и колыбели жизни

Море – это огромная вода, где зародилась жизнь на земле. Во многих культурах море выступает как символ первичного источника жизни, бесформенного, неистощимого и полного неожиданностей. Неспроста первые древние цивилизации возникли на берегах теплых морей.

Море символизирует женскую энергию великой Праматери, плодородной, дающей жизнь, но и суровой.

Море является символом возрождения и перерождения. Войти в море символически означает вернуться в лоно матери, чтобы умереть и возродиться, смыв с себя прошлые жизни.

Море олицетворяет плодородие, изобилие и щедрость, благодаря многочисленным формам жизни, обитающим в его глубинах, а также спрятанным в нем сокровищам.

Море – символ бескрайности и надежды

Море символизирует простор, бескрайность и в итоге бесконечность. Море так огромно, что берегов не видно, неизвестно, что там за горизонтом. Море сулит надежду на лучшую жизнь, но ничего не обещает. Море является символом свободы, которую невозможно использовать по-настоящему, так как оно диктует свои правила, иногда не объявляя их заранее, а просто ставя перед фактом. Путь широк и открыт с одной стороны, но он полон опасностей и рисков, так как здесь нет возможности полагаться на свои ноги, которые твердо стоят на земле. Здесь во многом приходится отдаваться на волю стихии, а море – стихия мощная, переменчивая, легко сокрушающая отважных искателей.

«Нет для моря ничего особенного, чтобы сломать человека, пусть даже и наисильнейшего» (Гомер, «Одиссея»).

Море — стихия суровая, зовет в путь, но путь полон рисков

Море – символ иных миров

Подводные жители удивительны и разнообразны, что наделяет море символикой «иных миров»

Загадочное море всегда манило человека. Символика моря, указывающая на иные миры, вытекает из неизвестности о том, что находится за горизонтом. Очень часто по достижении других берегов моря мореплаватели обнаруживали иные народы, отличающиеся от них и по внешнему виду, и по культуре, и по ментальности. Из-за этого слово «заморский», имеющее один корень с морем, прочно ассоциируется с другими мирами, где все иначе, чем в родных местах.

Подводный мир уже сам по себе является «другим миром» для человека, который не может дышать и жить под водой. Удивительные существа, обитающие в воде и на морском дне, порождали много фантазий насчет подводно-морского мироустройства.

Особенно ярко символизм моря как иного мира проявляется в традиции древних славян, которые жили от моря далеко, связи с мореплаванием не имели, а потому могли только воображать о жизни заморских и морских жителей. Для древних русичей море символизировало край света, чужую далекую страну. Отсюда возникает и «лукоморье», что буквально означает «излучина моря», а также остров Буян, который находится за морем и наделен чертами неведомого потустороннего мира. Буян для славян языческих времен эквивалентен раю, а рай в свою очередь знаменовал понятие о загробном мире вообще, отделенном водной преградой от мира живых.

Море – символ вечного движения и перемен

Море никогда не стоит на месте. Даже если оно спокойно, все равно текут подводные течения, все равно слегка плещутся и накатывают волны, съедая следы на песке. Море – символ постоянного динамичного движения, а также символ преходящей жизни, перемен и отсутствия стабильности и в некоторых случаях измены. Образ изменчивого моря очень красиво использует Марина Цветаева для описания своего характера:

Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и нагробные плиты…
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!

Марина Цветаева в образе морской пены. Коллаж, О.Корчагина

Море – символ эмоций, интуиции и подсознания

Море является символом хранителя глубоких тайн и секретов, интуиции, эмоций, чувств, психического восприятия и подсознания. Море хранит в себе все события давно минувших времен с момента зарождения жизни. Нырять в море означает искать ответы на волнующие вопросы, раскрывать секреты, искать истину, доверять себе и своей интуиции.

Морская глубина — символ тайны и подсознания

Море символизирует «море жизни» человека, его эмоциональное состояние. Так, глубинные течения означают скрытые не осознаваемые чувства.

Волны прибоя указывают на эмоциональный хаос, на то что, эмоции и чувства полностью захлестнули человека. Также охваченность чувствами может символизировать и прилив. Надвигающаяся волна может говорить о том, что чувства окончательно вышли из-под контроля, и человек готов их обрушить на окружающих. Это бывает не всегда плохо: иногда, чтобы избавиться от старого необходимо великое волнение. Но всегда стоит помнить, что вода – очень мощная стихия, а разрушать – не строить. Морская волна означает эмоциональный подъем очень большой силы.

Волна символизирует большой эмоциональный подъем

Отливы символизируют отстранение, замкнутость и одиночество, время раздумий и передышки, латентного развития событий, умирания старого, чтобы возродиться в новом качестве с приливом.

Спокойное море символизирует огромную внутреннюю силу, а также эмоциональное и духовное равновесие.

Спокойное море — символ душевного равновесия

Море всегда манило и будет манить человека. Слишком большое значение оно имеет для жизни на этой земле. Слишком оно красиво, щедро и загодочно. Море помогает очиститься и возродиться, переосмыслить свою жизнь, символизируя одновременно бренность существования и постоянность перемен, напоминая об этом и примиряя с тем, что так было и будет всегда.

Море помогает человеку познать себя, очиститься и возродиться для новой жизни

Морским, песчаным, долгим берегам
Моя душа обязана стократно.
Когда волна ползла к моим ногам
И отходила медленно обратно, —
Я понимал, чего хотел прилив,
В чем заключался вечный труд отлива…
Когда ракушки, или камни скрыв,
Их море вновь являло терпеливо, —
Две истины открыла мне вода,
У берега отсвечивая бледно:
«Все в мире исчезает без следа»;
«Ничто на свете не пройдет бесследно».

Глубокое море, глубокие смыслы…

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Источник

Оцените статью