Образ моря у цветаевой

Образ моря у цветаевой

Стих-е Жук-ого «Море » можно отнести к филосовской лирике, т.к. в этом стихотворении лирический герой, обращаясь к морю, размышляет над философскими вопросами. Герой проводит параллель между небом и морем, пытается понять их связь.Море любуется небом и дрожит за него. лирический герой будто представляет их символами влюбленных. Но любовь их невозможна, ведь небо и море находятся на разных «полюсах», они никогда не пересекаются. Это вечные символы «невозможной» любви.
Показать полностью.
Также лирический герой спрашивает у моря ответы на «тайны»:
Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Я думаю, тот завуалирован глубокий вопрос на тему того, кто же всеми нами управляет. У кого в подчинении даже море, которое рвет и терзает » враждебную мглу..»?
Таким образом.это стихотворение можно отнести к философским, потому что в нем отражены вечные вопросы и проблемы

К образу моря обращались многие поэты.
Например, А.С.Пушкин в стихотворении «К морю». Стихотворения схожи по настроению : оба меланхоличные,грустные, лирические герои печальны. как и лирический герой жуковского, лир.герой пушкина задает морю свои вопросы:
О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Причем вопросы эти тоже филосовские. Можно сказать, герой спрашивает у моря о смысле жизни. Оба поэта «одушевили» образ моря. прибегнув к приему олицетворения.
Показать полностью.
Также образ моря есть в стихотворении Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины. «. это стихотворение, как и стих-е Ж-ого «Море» тоже можно отнести к философским. героиня рассуждает о свободе, о непокорности привычным мнениям:»Пробьется мое своеволье» . Лирическая героиня отожествляет себя от остальных: в отличие от всех, кто «создан из камня»,»создан из глины», она говорит,что она- морская пена :
А я серебрюсь и сверкаю!
.
Я — бренная пена морская.

Читайте также:  Пираты карибского моря потеряли русалку

Думаю, тут поднят вопрос и о поэте после смерти. Цветаева считает,что она не погибнет никогда :

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю
Образ моря(волн) для поэтессы, как и для жуковского- вечный образ, символ жизни и непокорности, который никогда не погибнет ,не будет усмирен:

Ты живо; ты дышишь
Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.

И,конечно ,не будет побежден:
И мгла исчезает, и тучи уходят(у жуковского)
Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.(у цветаевой)

Источник

Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой План: 1.Введение 2.Схема 3.Образ моря в лирике Цветаевой 4.Образ моря в лирике Пушкина 5.Заключение. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемwww.sochi-schools.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой План: 1.Введение 2.Схема 3.Образ моря в лирике Цветаевой 4.Образ моря в лирике Пушкина 5.Заключение.» — Транскрипт:

2 Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой План: 1.Введение 2.Схема 3.Образ моря в лирике Цветаевой 4.Образ моря в лирике Пушкина 5.Заключение

3 Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой Введение: Пейзаж составляет важную роль лирики. Образы гор, лесов, морей, лугов, полей здесь имеют не меньшую художествен- ную значимость, нежели образы самих героев. Поэты олицетворяют природу, наделяют ее человеческими чувствами, страстями, она является воплощением настроения и чувств автора. С образам моря Пушкин и Цветаева связывали свои мысли и чувства, отожествляли себя с ним.

4 А.С. Пушкин М.Цветаева Образ моря Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой

5 Цельному морю нужно всё небо, Цельному сердцу нужен весь Бог. М.Цветаева. Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой

6 «С моря» Отражены все те противоречивые чувства которые испытывала поэтесса к морю. «Наяда» Море необъятно, но тем не менее, можно увидеть оковы. «Душа» Вмещает в свою поэтическую душу и небо, и море.

7 Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой Ты ждал, ты звал…я был окован Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я… А.С.Пушкин

8 Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой К морю» Образ автора выступает наравне с образом моря. «Как друга ропот заунывный» «Погасло дневное светило…» Поэт олицетворяет море, наделяет ее человеческими чувствами. «…угрюмый океан» «Земля и море» Автор переносит свои личные переживания на созерцаемое им море.

9 Образ моря в лирике Пушкина и Цветаевой Заключение: В творчестве Пушкина образ моря – это символ свободы, образу моря присущи мощь, глубина, неукротимость. Образ моря в лирике Цветаевой вечен и непостижим и так многолик, как и ее душа.

Источник

Морская тема в произведениях Марины Цветаевой, Александра Пушкина и Бориса Пастернака

Морская тема в произведениях Марины Цветаевой,

Александра Пушкина и Бориса Пастернака

В качестве музыкального оформления использована композиция «Сокровища Флинта» из музыки Алексея Рыбникова к кинофильму «Остров сокровищ».

Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты. —

В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена –

Высокая пена морская!

1ведущий: «Марина — морская». Поэ­тому у Марины — особое отношение к мо­рю.

2ведущий: Чем море так привлекало по­эта Марину Цветаеву? Может быть, море символизирует что-то личное?

1ведущий: Чтобы разгадать эту малень­кую творческую загадку, обратимся к авто­рским текстам.

2ведущий : В автобиографическом очер­ке «Мой Пушкин», где Цветаева вспомина­ет свое московское детство, она описывает первое представление о море:

Чтица: «Все предшествовавшее лето 1902 года я переписывала его (т.е. стихотво­рение Пушкина «К Морю») из хрестоматии в самосшивную книжку. Зачем в книжку, раз есть хрестоматия? Чтобы всегда носить с собой в кармане, чтобы с Морем гулять в Пачево и на пеньке, чтобы мое было, чтобы я сама написала».

1 ведущий: Цветаева завела целую тет­радку с названием «К морю». Чтобы МО­РЕ было всегда с собой. Еще с детства, неувиденное, оно притягивало 10-летнюю Марину.

Чтица: «Об этой любви моей, именно из-за явности ее, никто не знал, и когда в нояб­ре 1902 года мать, войдя в нашу детскую, сказала: к морю — она не подозревала, что произносит магическое слово, что произно­сит к морю ? То есть дает обещание, которое не может не сдержать.

С этой минуты я ехала к морю, весь этот предотъездный, уже внешкольный и без­дельный, бесконечный месяц одинаково и непрерывно ехала к морю.

1 ведущий: Конечно, любовь к морю у Цветаевой началась с любви Пушкина к мо­рю и с его знаменитого стихотворения.

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы —

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу , тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

2 ведущий : Вернемся к детским воспоми ­ наниям поэта . . С чем ассоциировался образ моря в этой юной головке?

1 ведущий : Со стихией. Как у Пушкина.

Чтица : «Стихия, конечно, стихи, и ни в одном другом стихотворении это так ясно не сказано. А почему прощай? Потому что ког­да любишь, всегда прощаешься. Только и любишь, когда прощаешься. А «моей души предел желанный» — предел — это что-то твердое, каменное, очень прочное, навер ­ ное, его любимый камень, на котором он всегда сидел».

1 ведущий: Во-первых, море — это сво­бода. Свобода без конца и края, свобода, простирающаяся до горизонта и уходящая за горизонт. Пожалуй, именно Пушкин был не только первым, но и единственным поэтом золотого века, кто обратился к об­разу моря.

2ведущий: Свободная стихия — это вдвойне свобода. «Стихия», «стихи», «пре­дел», «прощание», «желание». Таковы главные понятия, которыми оперирует Цветаева. Творчество свободно, как стихия. Стихи вольны, как желания, предельное желание, естественное, как сам морской воздух.

1ведущий: Для Цветаевой желать свобо­ды больше всего, НА ПРЕДЕЛЕ, было так же важно, как для Пушкина, как для любо­го большого поэта. Покидая море, Пушкин прощается с морем как символом свободной души поэта.

2ведущий: Цветаева очень точно под­метила сходство вольнолюбивого пушки­нского лирического героя с вольной морс­кой волной. Может быть, в этом разгадка любви обоих поэтов к морской стихии?

1ведущий: Морская стихия и стихия творческая взаимодополняли друг друга, причем не только у Пушкина и Цветаевой.

Чтица: «К морю» было: море+любовь к нему Пушкина, море+поэт, нет! — поэт+море, две стихии, о которых так незабвенно — Борис Пастернак: «Стихия свободной стихии».

2ведущий: В поэзии Бориса Пастернака море занимало особое место.

Лишь тебе не дано примелькаться.

И годы проходят,

И тысячи, тысячи лет.

В белой рьяности волн,

В белую пряность акаций,

Может, ты-то их, Море,

И сводишь на нет.

1 ведущий: Пастернака пленяли мощь морского прибоя, невероятные водные просторы, могучий шум многокрасочного морского мира. В стихотворении «Морской мятеж» — части поэмы «Девятьсот пятый год» — каждая строка словно имитирует рев морской стихии:

Свирепеет от пены и сипнет.

От прорвы работ.

Все расходится врозь

И по-своему воет и гибнет,

И, синея от тины,

По сваям по-своему бьет.

И близится ливня стена.

И все ниже спускается небо

И падает накось,

И летит кувырком,

И касается чайками дна.

2 ведущий : Образ моря в жизни Марины Цветаевой неразрывно связан с самыми важными людьми в ее жизни — с мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном, которого она любила до конца свей жизни; с собрать­ями по перу, поэтами-«серебряниками» Максимилианом Волошиным, Черубиной де Габриак, Константином Бальмонтом, ху­дожником Константином Богаевским, пи­сателем и журналистом Ильей Эренбургом, художником Львом Бакстом и многими другими блистательными творцами культу­ры «Серебряного века».

1ведущий: Всех этих людей познако­мило море, объединило море. Любовь к морю с самого детства завладела сердцем поэта.

2ведущий: Тяга к морским просторам морской бездонности, к сильному ветру и вольному морскому духу, который так гар­монирует с духом творчества.

1ведущий: Романтика морских просто­ров и вольный морской ветер сформирова­ли Цветаеву как вечного романтика и боль­шого поэта. Ее стихи свободны, как морс­кой ветер и всесильны, как морская пучина.

2ведущий: Чувствуя себя искристой и вездесущей, как морская пена, и могучей, как морская волна, поэт Марина Цветаева навсегда связала свою творческую судьбу с образом моря.

Чтица: «И — больше скажу: безграмот­ность моего младенческого отождествле­ния стихии со стихами оказалась — проз­рением: свободная стихия оказалась стиха­ми, а не морем, стихами, то есть единствен­ной стихией, с которой не прощаются — никогда».

1 ведущий: Послушайте стихи М. Цветаевой и песню на эти стихи из кинофильма «Жестокий романс»:

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? — Чья победа? —

Всё передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь. –

В том, для чего не знаю слова,

Кто был охотник? — Кто — добыча?

Что понял, длительно мурлыча,

В том поединке своеволий

Кто, в чьей руке был только мяч?

Чье сердце — Ваше ли, мое ли

И все-таки — что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

23 октября 1914

Звучит романс «Под лаской плюшевого пледа» в исполнении Валентины Пономарёвой.

2ведущий: А вот щемящие стихи двадцать первого года: о «белых и красных» молоденьких солдатах, на смертном одре зовущих маму.

Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!

То, шатаясь, причитает в поле — Русь.

Помогите — на ногах нетверда!

Затуманила меня кровь — руда!

И справа и слева

И внятно мне, пьяной,

Из чрева — и в чрево:

Все рядком лежат —

Не развеешь межой.

Где свой, где чужой?

Белый был — красным стал:

Красным был — белый стал:

Кто ты? — белый? — не пойму! —привстань

Аль у красных пропадал? — Ря-азань.

И справа и слева

И сзади и прямо

И красный и белый:

Без воли — без гнева —

Разбросанным в пыли по магазинам,

(Где их никто не брал и не берёт),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд…

2ведущий: Пророчество поэтессы сбылось. И через 120 лет со дня рождения настал черед ее стихам, и мало кому известно, что на родине существует целых ШЕСТЬ музе­ев, увековечивших ее светлое имя и непов­торимые лирических произведений..

Цветаева М. Стихотворения.- Ашхабад: Туркменистан,1986.-391с.: ил.

Саакян А. Марина Цветаева.

Эренбург И. Марина Цветаева.

Евтушенко Е. Стихи не могут быть бездомными.//М. Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения.-М. :Художественная литература,1990.- с.3-18.

Сайт «Мир Марины Цветаевой »: / www . geocities . com

Источник

Ранняя лирика Марины Цветаевой

Имя Марины Цветаевой по справедливости занимает место в ряду имён лучших русских поэтов ХХ века. Ещё гимназисткой тайком от семьи она выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом», который показал, что в созвездии замечательных поэтов Серебряного века зажглась новая яркая звезда.

В первых стихотворениях Цветаевой проявляется то, что станет главным во всей её поэзии: бесстрашная и безоглядная искренность. Её ранняя лирика — поэтический дневник одинокой возвышенной души. Жизненное и поэтическое кредо Марины Цветаевой — быть самой собою в любой ситуации, ни у кого ничего не заимствовать, не подвергаться ничьим влияниям. Такой мы видим её и в раннем, и в зрелом творчестве. Эти качества всю жизнь будут для неё одновременно радостью и горем, тяжким крестом и крыльями, уносящими в мир высокой поэзии.

На формирование системы ценностей, мировосприятие будущего поэта большое влияние оказали родители, весь уклад дома Цветаевых, пронизанный интересом к искусству. Музыка, звучавшая в доме, сделалась частью поэзии и жизни. Отец, профессор искусствоведения, знаток античности, оказал большое влияние на развитие интереса к древнегреческой мифологии. Может быть, именно в детстве, под влиянием разговоров о древнегреческом и древнеримском искусстве зародилось свойственное Цветаевой трагическое восприятие бытия, то, что она определяла словом «рок».

Важным качеством её ранней лирики является романтизм. Он становится основой мировосприятия юной Цветаевой и постепенно будет перерастать в категорическое отрицание пошлости, бездуховности и всего не соответствующего идеалу.

Стихотворение «Генералам двенадцатого года», посвящённое мужу С.Я.Эфрону, — одно из лучших стихотворений раннего периода. В нём через призму романтического восприятия показано очень важное, переломное для России время — война с Наполеоном и его герои — офицеры русской армии. Олицетворением их краткой и блестящей жизни является судьба юного генерала Тучкова-четвёртого.

Героям стихотворения присуще важнейшее качество самой Цветаевой — жадная любовь к жизни. Их храбрость и есть величайшее проявление этой любви. Такие характеры сформировала Отечественная война 1812 года, научившая молодых офицеров не только бесстрашно жертвовать собой, защищая Родину, но и наслаждаться каждой минутой жизни. В стихотворении прямо не упоминается о восстании декабристов, но мысли читателей невольно обращаются к этому великому и трагическому событию истории России, ведь костяк Северного и Южного обществ составили именно те офицеры, которые совсем юными принимали участие в войне с Наполеоном.

Романтическому изображению героев 12 года служат такие средства художественной изобразительности как эпитеты («очаровательные франты», «великолепный миг», «нежный лик»), сравнения («широкие шинели напоминали паруса», «глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след»), гипербола («три сотни побеждало — трое, лишь мёртвый не вставал с земли»). Однако главное, за что Цветаева преклоняется перед своими героями, — это их мужество в выборе своей судьбы. Обращаясь к ним, она использует блестящую метафору:
О, молодые генералы
Своих судеб! (1)

В романтическом ключе решается и проблема духовного родства лирической героини и её бабушки, которая умерла совсем юной, предоставив своим потомкам самим разгадывать тайны её характера, жизни и смерти.

Продолговатый и твёрдый овал,
Чёрного платья раструбы.
Юная бабушка! — Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли.
По сторонам ледяного лица —
Локоны, в виде спирали.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто Вы?

Сколько возможностей Вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли.
— Бабушка! — этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от Вас ли.
(«Бабушке» 1914) (2)

Тема жизни и смерти или, как, заостряя, определяет её сама Цветаева, «юности и смерти», тоже решается ею в романтическом ключе. Яркий пример — стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну» (1913).

Реалистический портрет лирической героини:

И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос, —
соседствует с романтической характеристикой:

Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Бунтарское начало её характера присутствует в стихотворении, которое, казалось бы, должно звучать как скорбная элегия:

К вам всем — что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

Будучи предельно искренней, безудержной в каждом своём чувстве, лирическая героиня вправе требовать веры, а вот любви потребовать нельзя, любви можно только просить.

Юная Цветаева очень рано осознала трагичность человеческого существования пред неизбежностью смерти, и это заставляет её ещё более страстно ценить и любить жизнь:

Послушайте! — Ещё меня любите
За то, что я умру. (3)

Стихотворение «Осыпались листья над Вашей могилой. » (1914) тоже посвящено теме смерти, но очень отличается от предыдущего по настроению, по тональности. Это и понятно: одно дело размышлять в юности о собственной смерти, которая ещё так далека, что в неё трудно поверить, и совсем другое дело — пережить смерть близкого человека, день за днём всё глубже осознавая весь трагизм и всю безвозвратность его ухода.

В первых строках лирическая героиня пытается опровергнуть сам факт смерти:
Опять с узелком подойду утром рано
К больничным дверям.
Вы просто уехали в жаркие страны
К великим морям.

Я смерти не верю! Я жду вас с вокзала —
Домой!

Но она понимает, что ни любовь, ни страстная вера, ни память мёртвых не воскрешают:
Таких обещаний я знаю бесцельность,
Я знаю тщету.
— Письмо в бесконечность.
— Письмо в беспредельность. —
Письмо в пустоту. (4)

Многие литературоведы отмечают, что тема смерти была в начале ХХ века модной и интерес юной Цветаевой к этой теме не более чем дань литературной моде. Однако искренность чувства, яростное неприятие смерти во имя жизни делают эти стихотворения подлинным шедеврами.

Ещё одна важная тема ранней лирики Марины Цветаевой — тема любви. Хотя личная жизнь автора в то время складывалась счастливо, в любовной лирике нет никакой умиротворённости и безоблачности. Любовь для лирической героини — это самопожертвование, борьба, отрицание всего суетного, приземлённого, потому что в первую очередь она ощущает себя поэтом, а только потом женщиной, нуждающейся в нежности и защите. Никакой расчёт не совместим с любовью. Всё отдать, всем пожертвовать — вот что значит для цветаевской героини любить. Но зов любящего сердца часто остаётся без отклика. Тема несвершившейся, несостоявшейся любви у Цветаевой звучит трагически. Судьба не должна разлучать людей, предназначенных друг для друга:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.
(«Никто ничего не отнял» 1916) (5)

Любовная лирика Цветаевой не о личном счастье, а о борьбе за любовь, за жизнь. Об этом она пишет в стихотворении «С.Э.», посвящённом мужу:

Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге!

В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху. (6)

Вся сила любви, вся глубина и мощь душевных порывов лирической героини находит выражение в стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес. » (1916). Здесь чувство любви предстаёт как самое могучее из человеческих чувств:

Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей,
У всех золотых знамён, у всех мечей,
Я закину ключи и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса. (7)

Есть в любовной лирике Цветаевой и более спокойные, более мягкие, что ли, стихотворения («Мне нравится, что Вы больны не мной. » (1915), «Откуда такая нежность. » (1916), однако в основном любовная тема решается трагически. Это роковой поединок двух сердец, двух равновеликих личностей, где лирическая героиня, волевая, безудержная во всех своих проявлениях, требует от возлюбленного полной растворённости в чувстве, полной отдачи. Женщина-поэт — это не кроткая, ласковая возлюбленная, это сложная, развивающаяся, изменчивая личность, и быть достойным её любви — нелёгкий труд, требующий напряжения всех духовных сил.

Тема поэта и поэзии, которая станет основной в творчестве зрелой Цветаевой, присутствует уже в её ранних стихах. Очень много для понимания значения этой темы в её творчестве даёт эссе «Мой Пушкин». Рассказывая о детских впечатлениях, о детском восприятии поэзии Пушкина, Цветаева со свойственной ей метафоричностью, экспрессией говорит о трагической участи поэта вообще и как бы из раннего детства, из уюта родительского дома предвидит свою судьбу:
«Чёрная с белым, без единого цветового пятна, материнская спальня, снег и прутья тех деревец, чёрная и белая картина — «Дуэль», где на белизне снега совершается чёрное дело: вечное чёрное дело убийства поэта — чернью.
Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта — убили.
С тех пор, да с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова — убили, — ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали всё моё младенчество, детство, юность, — я поделила мир на поэта — и всех и выбрала — поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать — поэта — от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались». (8)

Людская молва, пересуды, сплетни не могут коснуться поэта, потому что он избранник, он служит высокой цели — Поэзии. Поэтому личные причины дуэли Пушкина с Дантесом для Цветаевой малозначительны: «О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней узнала только взрослой. Жизнь спустя горячо приветствую умолчание матери. Мещанская трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было. Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт — чернь. Чернь, на этот раз в мундире кавалергарда, убила — поэта. А Гончарова, как и Николай I, — всегда найдётся». (9)

Перед глазами Марины Цветаевой прошло много судеб-трагедий русских поэтов. Это и Гумилёв, и Есенин, и Маяковский, это и судьбы поэтов-эмигрантов, влачивших, как и сама Цветаева, полунищее существование во Франции, разлучённых с Родиной и со своим читателем. Но всё это будет позже.

В юности же она твёрдо верила в свой талант и в то, что она верно угадала своё предназначение, двадцатилетней, ею были написаны пророческие слова:

Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(«Моим стихам, написанным так рано. » 1913) (10)

Тема поэта и поэзии в ранних стихах Цветаевой тесно переплетается, с одной стороны, с темой жизни и смерти, с другой стороны, с темой любви. От неприятия смерти идёт её великая вера в силу поэтического слова, возможность через слово обрести понимание и сочувствие у будущих поколений.

Об этом с необычайной экспрессией, почти с надрывом говорится в стихотворении «Литературным прокурорам» (1911):

Всё таить, чтобы люди забыли,
Как растаявший снег и свечу?
Быть в грядущем лишь горсточкой пыли
Под могильным крестом? Не хочу!

Каждый миг, содрогаясь от боли,
К одному возвращаюсь опять:
Навсегда умереть! Для того ли
Мне судьбою дано всё понять? (11)

Цветаева очень высоко ставила поэтический труд, видя в поэзии спасение от пошлости жизни. Поэтическое вдохновение для неё, как и для многих поэтов прошлого и поэтов-современников, выше всех человеческих страстей, выше любви и страха смерти.

Любимым поэтом, идеалом, как было сказано выше, был Пушкин. Ему посвящено несколько стихотворений. Во «Встрече с Пушкиным» (1913) мы видим великого поэта молодым, задорным, как и сама юная Цветаева. Она мечтает, чтобы её кумир увидел в ней не просто барышню, а поэта, конечно, не равного себе по таланту, но близкого по духу.

Лирическая героиня ни в коем случае не хочет подниматься в гору, опираясь на руку Пушкина. В этом её желании сквозит что-то символическое: никому не подражать в поэзии, не опираться ни на чей опыт, только самой одолевать нелёгкий путь к вершинам поэзии.

Слева — крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна — окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.

Вижу его на дороге и в гроте.
Смуглую руку у лба. —
Точно стеклянная, на повороте
Продребезжала арба.

Пушкин! — Ты знал бы по первому слову,
Кто у тебя на пути!
И просиял бы, и под руку в гору
Не предложил бы идти. (12)

Зато с горы, счастливые своей юностью и талантом, поэты побежали бы, взявшись за руки!

Из современных ей поэтов Цветаева восхищалась Блоком и Ахматовой. По воспоминаниям Ариадны Сергеевны Эфрон, Блок был для её матери «единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «струнному рукомеслу» а как БОЖЕСТВО от поэзии, и которому как БОЖЕСТВУ поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соратниками своими, вернее — себя ощущала собратом и соратником их. » (13)

«Стихи к Блоку» — большой лирический цикл. Одно из стихотворений этого цикла «Ты проходишь на запад солнца» (1916) — подлинный гимн поэту, где он назван «праведником», «святым», «вседержителем» души лирической героини:

И, под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег
И во имя твоё святое
Поцелую вечерний снег —

Там, где поступью величавой
Ты прошёл в снеговой тиши,
Свете тихий — святая слава —
Вседержитель моей души. (14)

В цикле «Стихи к Ахматовой» Марина Цветаева называет её «златоустой Анной — всея Руси». Как бы предвидя будущую судьбу, то, что предстоит пережить Ахматовой и воплотить в поэме «Реквием», Цветаева называет её в 1916 году «музой плача», «прекраснейшей из муз».

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельно твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
— И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова — и сердце своё в придачу. (15)

Отдавая Ахматовой пальму поэтического первенства, Марина Цветаева понимает, что у них схожие судьбы, и судьбы эти, как и у большинства русских поэтов, трагические:

Не отстать тебе. Я — острожник.
Ты — конвойный. Судьба одна.
И одна в пустоте порожней
Подорожная нам дана.
(«Не отстать тебе. Я — острожник. » 1916) (16)

Пророческий поэтический дар для неё тяжёлая и радостная ноша. Однако ничего желаннее, выше участи поэта для Цветаевой нет. Поэтому тема поэта и поэзии пройдёт через всё её творчество и получит резкое заострение в зрелой лирике, где художник будет противопоставлен всей сытости и благополучию окружающей жизни, станет носителем вечных нравственных начал, связующим звеном между прошлыми и будущими поколениями.

— Не нужен твой стих —
Как бабушкин сон.
— А мы для иных
Сновидим времён.

— Докучен твой стих —
Как дедушкин вздох.
— А мы для иных
Дозорим эпох.

А быть или нет
Стихам на Руси —
Потоки спроси,
Потомков спроси.
(«Не нужен твой стих. » 1931) (17)

Тема Родины, любви к родному слову, к родной истории начинается в раннем творчестве Марины Цветаевой с темы Москвы. Это не только самый дорогой, самый любимый город, это сердце России. Не зная, не любя Москвы, нельзя понять русского характера, русской души. Каждый в своё время будет стремиться в Москву, потому что там наиболее силён «русский дух», там можно в полной мере почувствовать себя русским человеком.

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём.
(«Москва! Какой огромный. 1916) (18)

Главное, то, что делает Москву неповторимой, — это соборы и церкви, «купола» и «колокольный звон»:

Облака — вокруг,
Купола — вокруг.
Надо всей Москвой —
Сколько хватит рук.
(«Облака — вокруг. » 1916) (19)

Тема Родины — важнейшая для Цветаевой. Именно в любви к Родине, к родной речи черпает она любовь к жизни, силу выстаивать в тяжёлых и, казалось бы, безвыходных ситуациях.

С началом Первой мировой войны начинается переход к новому этапу творчества Марины Цветаевой — поэтической зрелости, и тема Родины расширяется, наполняется новым смыслом. Героями стихотворений становятся простые русские мужики и бабы, с которыми Цветаева чувствует своё кровное родство, потому что её с ними объединяет одно общее великое горе.

Чем прогневили тебя эти серые хаты, —
Господи! — и для чего стольким простреливать грудь?
Поезд прошёл, и завыли, завыли солдат,
И запылил, запылил отступающий путь.
(«Белое солнце и низкие, низкие тучи. » 1916) (20)

В жестокое и кровавое время, когда в огне войны погибало прошлое, заканчивался Серебряный век, Цветаева с присущей ей смелостью и категоричностью выступает на защиту вечных ценностей: Дома, Чести, Верности, Долга. Именно так, с большой буквы именует она их в стихотворении «Мракобесие, — Смерч. — Содом. »

Мракобесие. — Смерч. — Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи,
Человек молодой — не спи!
В воротах, как благая Весть,
Белым стражем да встанет — Честь. (21)

Тема Родины найдёт продолжение и в позднем творчестве. В эмиграции эта тема станет важнейшей, чувство родины поможет Цветаевой выжить как человеку и сохранить себя как русского поэта.

1. Марина Цветаева. Избранное. Москва «Просвещение» 1990 стр.57
2. Там же стр.60
3. Там же стр.56
4. Там же стр.61
5. Там же стр.67
6. Там же стр.59
7. Там же стр.84
8. Там же стр.268
9. Там же стр.267-268
10.Там же стр.52
11.Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классики Дрофа Вече Москва 2002 стр.51
12.Марина Цветаева. Избранное. Москва «Просвещение» 1990 стр.54
13.Там же стр.318
14.Там же стр.78
15.Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классики Дрофа Вече Москва 2002 стр.68
16.Там же стр.68-69
17.Марина Цветаева. Избранное. Москва «Просвещение» 1990 стр.171
18.Там же стр.72
19.Там же стр.70
20.Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классики Дрофа Вече Москва 2002 стр.70
21.Там же стр.71
________________________________________
Литература
1.Ваняшова М.Г. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) в кн.Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классики Дрофа Вече Москва 2002

Источник

Оцените статью