- Где находится Обская губа на карте России
- Как добраться до губы
- Погода и климат
- Когда сезон и лучше ехать
- Природа края
- История открытия
- Достопримечательности
- Советы туристу
- Обская губа — Gulf of Ob
- Содержание
- География
- Углеводороды
- Обская губа
- Ещё больше интересных фактов!
- nord_ursus
- Записки северного медведя
- Cogito ergo sum
Где находится Обская губа на карте России
Обская губа – один из величайших в мире морских заливов и самый крупный, образованный устьем Оби, впадающей в Карское море.
Обская губа – наибольший по своим размерам залив Карского моря, образованный устьем Оби и расположенный между Ямальским и Гыданским полуостровами. По своему устройству Обская губа это эстуарий – однорукавное устье расширяется в сторону моря и характеризуется активным смешением соленой и пресной воды.
Несмотря на гигантские размеры (площадь по разным оценкам от 40 до 50 тыс. км²), глубина залива невелика – не более 25 метров. Ширина Обской губы – от 30 до 80 километров, а длина достигает 800 километров – это 1/8 длины самой Оби.
На побережье Обской губы расположено несколько постоянных населенных пунктов:
- вахтовый поселок Сабетта на Ямальском полуострове с временным населением в 33 тыс. человек (на данный момент самый крупный населенный пункт в регионе, постоянное население поселка не превышает нескольких десятков человек);
- село Новый Порт и поселок Мыс Каменный на Ямальском полуострове;
- закрытый поселок вахтовиков Ямбург на Тазовском полуострове;
- село Антипаюта на Гыданском полуострове, расположено в пределах Тазовской губы.
Как добраться до губы
Чтобы ощутить масштаб Обской губы добираться до нее нужно водным путем. В короткий период летней навигации по устью Оби и Обской губе осуществляется рейс теплохода «Механик Калашников» по маршруту Салехард – Новый Порт – Антипаюта. До Нового Порта теплоход доходит за 22 часа, до конечной точки маршрута – за 40 часов. Стоимость билетов – от 1300 RUR до 4700 RUR за взрослый и от 652 RUR до 2350 RUR за детский в зависимости от класса каюты. Чтобы добраться из Салехарда до Антипаюты, придется раскошелиться на сумму от 2046 RUR до 7364 RUR за взрослый билет и от 1023 RUR до 3682 RUR за детский соответственно.
В зимнее время единственный способ достичь Обской губы – это воспользоваться авиаперевозками. Аэропорты региона располагаются в следующих населенных пунктах: в Ямбурге, Мысе Каменном, в Сабетте и в Новом Порту., принимающие как самолеты, так и вертолеты. Рейсы в эти воздушные гавани осуществляются из аэропортов Нового Уренгоя, Салехарда, Тюмени, Москвы. Также до Ямбурга можно добраться автобусом по автомобильной дороге из Нового Уренгоя. Ямбург с Новым Уренгоем также соединяет железная дорога, однако с 2015 года пассажирское сообщение по ней не осуществляется.
Погода и климат
Обскую Губу можно по праву назвать настоящим севером, так как почти вся территория залива находится за полярным кругом. Южная часть Обской Губы относится к зоне субарктического климата, северная – к зоне морского полярного климата. Для всей Обской Губы характерны зимы продолжительностью более 6 месяцев с экстремально низкими температурами и короткое холодное лето. Южная часть залива освобождается ото льда лишь в июне, северная – месяцем позже. Зима здесь наступает уже в октябре.
Среднегодовая температура в населенных пунктах Обской губы колеблется от -9,1 °C в Новом Порту до -10,1 в Сабетте. Самый холодный месяц в году – февраль (средняя температура -27 °C в Мысе Каменном, -26,1 °C в Антипаюте и Новом Порту, -25,1 в Сабетте). Разброс средних температур самого теплого месяца в году довольно велик: от +10,1 °C в Новом Порту до всего лишь +7 °C в Сабетте. В любое время года для Обской губы характерны сильные ветра, еще более усиливающие некомфортность климата. Ну и дополняет картину полярная ночь, длящаяся здесь 40 дней.
Когда сезон и лучше ехать
Лучшее время для посещения Обской губы – короткий летний промежуток в июле и августе, когда залив освобождается ото льда и стоят более-менее комфортные температуры. Летняя навигация продолжается и в сентябре, однако в этом месяце уже регулярно случаются заморозки.
Природа края
Побережье Обской губы представляет собой тундру, переходящую в арктическую пустыню. Животный мир представлен леммингами, песцами и белым медведем. Растительность – лишайники, мхи, в южной части – трава и кустарники (багульник, бедренец).
Животный мир водной толщи довольно богат и разнообразен. Для Обской губы характерно совместное обитание пресноводных и морских видов рыб. Здесь водится множество особо ценных промысловых видов рыб: осетр, стерлядь, лососевые (муксун, чир, пелядь, тугун, пыжьян), ряпушка. Также обитают и другие виды: налим, окунь, елец и т. п.
История открытия
Изучение Обской губы было начато в самом начале XVII века, когда из Мангазеи была совершена экспедиция В. Масальского и С. Пушкина к устью реки Таз. В дальнейшем берега Обской губы исследовалась жителями Мангазеи – первого русского заполярного города, располагавшегося на реке Таз и ныне исчезнувшего.
Новый этап исследования Обской губы наступил в ходе Великой Северной экспедиции в 30-е годы XVIII столетия. В 1734 году дубель-шлюпка под руководством гидрографа Д. Овцына вошла в акваторию Обской губы, в 1736 году достигла широты в 70°, а в 1738 году прошла весь залив и вышла в открытое море. В те же годы А. Скуратов дважды пересек залив, сначала войдя в него из Карского моря и достигнув устья реки Обь, а затем совершив обратное путешествие.
Достопримечательности
Особыми достопримечательностями населенные пункты Обской губы похвастать не могут. Исключением является село Новый Порт, в котором в середине XX века было возведено уникальное естественное рыбохранилище – устроенная в вечной мерзлоте морозильная камера. Мерзлотник Нового Порта является крупнейшим в мире и рассчитан на хранение 1700 тонн рыбы. Мерзлотное рыбохранилище представляет собой ледяные коридоры с общей длиной ходов более 1300 метров, температура в нем постоянная и держится на отметке в -12 °C в любое время года. По назначению оно используется лишь с апреля по июнь, а в остальное время сюда пускают туристов. Постоянного экскурсовода нет, экскурсии проводятся главным инженером мерзлотника. Договориться о пропуске можно с директором Новопортовского рыбзавода.
Из остальных достопримечательностей региона можно отметить лишь горящие факелы газовых месторождений и саму природу севера.
Советы туристу
Так как Ямбург и Сабетта – закрытые вахтовые поселки, то чтобы попасть сюда надо обзавестись пропуском от «Газпрома» (рабочим или гостевым). А порты Обской Губы, такие как Новый Порт, Антипаюта и Мыс Каменный, находятся в пределах 10-километровой прибрежной погранзоны, поэтому посещение этих населенных пунктов потребует разрешения погранслужбы РФ. Получить разрешение необходимо заранее в Тюмени, Салехарде или Новом Уренгое.
В большинство населенных пунктов Обской губы, таких как Ямбург или Сабетта, строго запрещен ввоз алкогольной продукции. Этот запрет касается не только прибывающих сюда рабочих, но и гостей, причем нарушение запрета может привести к снятию с рейса. Найти алкоголь в магазинах поселков также нельзя.
Обская губа – один из самых суровых в плане климата регионов России, привлекающий туристов красотой северной природы и возможностями первоклассной рыбалки. Туристический поток сюда невелик, однако смягчение правил посещения пограничной зоны, прошедшее в 2015 году, уже значительно его увеличило.
Источник
Обская губа — Gulf of Ob
Обский (также известная как Обская губа ) ( русская : Обская губа , Обская Губа ) является заливом в Северном Ледовитом океане , расположенном в северной части России , в устье реки Обь . Это самый длинный лиман в мире .
Содержание
География
Устье Обской губы находится в Карском море между полуостровами Гыда и Ямал . Его длина составляет около 1000 км (620 миль), а ширина варьируется от 50 до 80 км (от 31 до 50 миль). Обычно он идет на север и юг. Залив относительно неглубокий, со средней глубиной от 10 до 12 метров (от 33 до 39 футов), что ограничивает тяжелые морские перевозки. Таз лимана является восточная сторона-ветвь образована реки Таз .
Возле устья Оби, в начале лимана есть несколько островов, например, остров Халей . Все эти острова находятся недалеко от берега, в основном плоские и низменные. Они являются охраняемыми водно-болотными угодьями Рамсарской конвенции . Дальше к северу, за исключением нескольких островов, расположенных недалеко от берега, таких как Халевиго и Нявиго , Обская губа свободна от островов, пока не встречается с Карским морем .
Белухи сезонно мигрируют в Обскую губу.
Углеводороды
В этом районе открыты очень крупные месторождения природного газа и нефти . Нефть и газ из скважин отправляются на юг по трубопроводам и железнодорожным транспортом . Поле Ямбурга газа является мировым третьим по величине месторождения природного газа , и находится между южной частью залива и Тазовским лиманом на восток. Новый порт строится в Сабетте , на западном берегу залива.
Источник
Обская губа
Ещё больше интересных фактов!
На самом севере Сибири, между полуостровом Ямал и Гыданский располагается огромный залив Карского моря — Обская губа. Протяженность губы составляет около 800 километров, в ширине от 30 до 80 километров. Природа здесь очень похожа на природу крайнего севера — однообразная. Вдоль берегов редко встречаются какие-либо деревья или кустарник. Вода мутная, дно илистое. Водная поверхность губы свободно от льда немногим больше двух месяцев — лед сходит в июле, а возвращается в октябре. Чем же примечательна Обская губа?
Конечно же, рыбой, которая водится здесь. Это редкие и очень ценные виды рыб. Главное сокровища — осетр. Осетр идет от Обской губы до нерестилищ, зимует перед этим в Оби. Популяция этого вида рыб резко сократилась после возведения Новосибирской ГЭС. Сейчас осетр является реальным кандидатом в красную книгу.
Другая ценная промысловая рыба — стерлядь. Ее популяции нет такой угрозы, как осетру, но все-таки принимаются меры для сохранения массовости. Здесь водятся и другие ценные виды рыб: муксун, налим, ряпушка, нельма, пелядь, чир, пыжьян, тугун. Богата Обская губа на рыбу. Конечно же, многие виды могут исчезнуть без специально принятых мер. В 50-70 годы в обском рыбном хозяйстве ежегодно следили за популяцией ценных видов рыб. Сейчас эта система в значительной степени упразднена, что сказывается на рыбном хозяйстве.
Другая примечательная информация про Обскую губу — здесь реализуется крупный проект Ямал СПГ по строительству завода по сжижению газа в районе поселка Сабетта. Это огромный проект, рассчитанный на много лет и даже десятилетий вперед. Строительство завода позволило привести сюда большие инвестиции, изменяющие район до неузнаваемости. Планируется развивать инфраструктуру: заводу требуется огромный порт, аэродром. Создаются жилищные комплексы, позволяющие прибывшим специалистам трудится с домашним комфортом в условиях крайнего севера. Создается эффективное транспортное сообщение. В этот проект привлекается множество иностранных специалистов, внедряются самые современные технологии. К примеру, использованы специальные системы строительства крупных объектов, таких, как резервуары с сжиженным газом, в условиях грунты вечной мерзлоты.
Источник
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Очертания Обской губы вместе с примыкающей к ней Тазовской, как и всей северной части Ямало-Ненецкого автономного округа, легко узнаваемы на карте. В Карское море выдаётся полуостров Ямал, давший название округу. Когда-то при разглядывании карты эти места казались мне чем-то далёким и недосягаемым, — край тундры, вечной мерзлоты и холодных морей. В августе 2015 года мне наконец-то довелось оказаться в Сибирском Заполярье, и почему-то пейзаж посёлка на Крайнем Севере вызвал у меня ощущение, будто я когда-то давно это видел во сне.
Наш маршрут на карте Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь путь прочерчен красной линией.
Посёлок у Края Земли, где шумит прибой и кричат чайки, — образ, уже знакомый мне по Териберке на Кольском полуострове. Но с той разницей, что туда намного проще добраться, — туда есть дорога, а здесь лишь тундра и Обская губа. И здесь, в отличие от Мурманской области, в земле сплошная вечная мерзлота.
Как я уже рассказывал, 15 августа мы с Ильёй varandej сначала добрались на «Метеоре» в Салехард и пересели там на теплоход «Механик Калашников» до села Антипаюта. Погода в Салехарде была пасмурной и дождливой. В низовьях Оби дул холодный ветер, разгонявший волну. Но уже после полуночи, когда я ложился спать, на северном горизонте виднелась яркая полоска ясного неба. Великая река Обь, собирающая воду со всей Западной Сибири, здесь заканчивает свой путь. Этот грандиозный поток воды встречается с суровой Арктикой: течение Карского моря заходит вглубь материка навстречу Оби, и образуется Обская губа. Это речной эстуарий — залив моря, где ещё сохраняется речное течение, и вода слабосолёная, но ширина губы исчисляется десятками километров. Это уже не река, но ещё не открытое море. В то же время, здесь действуют морские правила судоходства, и бывают сильные шторма, изрядно качающие теплоход на волнах.
2. Но в тот день погода была спокойной. Выйдя на палубу утром 16 августа, я увидел вокруг вот такой пейзаж — воды Обской губы до горизонта. И волна совсем слабая, — по местным меркам, почти штиль.
3. О том, что здесь бывают шторма, напоминает вид свободной от багажа палубы: если на теплоходе Омск — Салехард вся палуба заставлена какими-то ящиками и мешками, то здесь всё хранится строго во внутренних помещениях теплохода. Иначе при первом же шторме и крене судна всё улетит за борт на корм рыбе.
4. Бескрайний простор поражает своим величием. Казалось бы, кругом совершенно однородная вода, и этот минималистичный пейзаж должен быстро наскучить. Но почему-то нет.
5. Где-то вдалеке буксирное судно тащит тросом две пустые баржи. Не совсем, кстати, понятно, как они перевозят грузы во время штормов.
6. За кормой теплоход догоняют чайки. На палубе ощущается ветер. Хоть и погода намного более приятная, чем была накануне, здесь по-прежнему холодно. Всё-таки надо понимать, что мы в Заполярье, и семь-восемь градусов тепла в августе — совершенно обычное здесь дело.
Атмосфера здесь была уже какая-то более суровая, чем на теплоходе «Родина» на Иртыше. Там на палубе приглушённо играла музыка, за бортом был пейзаж юга Сибири, берега извилистого Иртыша. А здесь. Здесь свист ветра, шум волны и крик чаек. На Обской губе теплоход иногда слегка покачивался, но не настолько, чтобы это влияло на самочувствие.
Большинство пассажиров судна — ненцы. Не такие, которые кочуют в тундре и разводят оленей, а жители посёлков Новый Порт и Антипаюта. Обычные, в общем-то люди, носят обычную одежду. И в общении в основном оказываются весьма интересными людьми. Кстати, сидевшие на кормовой палубе ребята-ненцы лет 15-16 проявили неподдельный интерес к компании путешественников откуда-то из южных краёв (да, в сравнении с Ямалом, Питер — тот ещё юг). Кстати, в разговоре с ними был забавный эпизод: затронули тему климата и полярных дней и ночей, и на их вопрос «А когда у вас начинается зима?» я даже не нашёл что ответить 🙂
7. Так мы и проводили время.
8. Уже в час дня впереди вдруг как будто прямо из воздуха возник разноцветный городок. Словно какой-то заполярный Китеж-град, который, кажется, сейчас так же исчезнет и растворится в студёной воде.
9. Но здесь же стал виден и берег. Среди глухой тундры горит огненный факел, — идёт добыча газа.
10. Где-то через час берег стал ближе, дома на нём теперь чётко различимы, и становится ясно, что это не мираж, а посёлок Новый Порт — единственная остановка на двухдневном пути в Антипаюту. Между прочим, расписание движения теплохода здесь составлено с явным расчётом на возможность штормов, так как по хорошей погоде мы прибыли в Новый Порт на пять часов раньше, чем должны были.
11. Но наш теплоход не подходит к берегу, — не позволяет мелкая глубина бухты. Из-за мелководья пассажирская плавучая пристань стоит на воде примерно в полутора километрах от берега. С другой стороны к ней пришвартован катер, который в несколько заходов переправляет пассажиров в посёлок.
12. В Новом Порту «Калашникова» покидает примерно треть пассажиров, причём мы, кажется, единственные, кто хочет просто сходить на берег и вернуться обратно. Пристань качается на волнах и поскрипывает, с шумом ветра смешивается крик чаек и голоса толпы пассажиров. И вот мы уже на палубе катера отчаливаем к берегу.
13. Пассажиры «Калашникова». Лица Севера.
15. А это пассажиры катера. В Новом Порту тоже больше половины населения — ненцы.
16. Не торопясь, катер наперерез волнам уходит к берегу. Стоящий на рейде «Калашников» остаётся позади, а люди на пристани ожидают, когда катер вернётся с берега за ними.
17. Вот мы и на берегу. Вблизи посёлок кажется уже не таким красивым, как издалека, — к разноцветным новостройкам добавляются и довольно невзрачные детали. Вот, например, какой-то полусгнивший старый пирс по соседству с тем, на который высадились мы, болотистый берег, ржавые бочки.
Между прочим, западный берег Обской губы, где мы сейчас находимся, — ни что иное, как полуостров Ямал, давший название всему автономному округу. В обиходе «Ямалом» называют иногда и весь ЯНАО, включая такие места, как, например, Новый Уренгой и Ноябрьск. И, надо сказать, из тех, кто был в ЯНАО, не так уж много людей бывало на самом полуострове Ямал.
18. Пейзаж Нового Порта впечатляет сразу. Выглядит посёлок местами грубовато и довольно неказисто, и яркие новостройки только усиливают это впечатление. Но нужно понимать, какой здесь климат. Заполярная зима, которая длится почти девять месяцев в году, и во время которой бывают вьюги и полярная ночь; лето короткое и прохладное, с редкими тёплыми днями. Здесь другая жизнь, и в таких природных условиях просто не до эстетики.
Посёлок Новый Порт был основан в 1920 году, и, несмотря на название, здесь так и не возник крупный порт, да и «новый» он уже почти сто лет как. По изначальному предназначению, это истинное место встречи речного судоходства с морским — пункт обмена товарами между обскими речниками и арктическими моряками, то есть сюда должны были заходить суда, идущие по Северному морскому пути.
19. Вид с берега на причал. Вдалеке виден «Калашников». Судя по болотистому берегу на переднем плане, сейчас на Обской губе отлив.
Однако планы по созданию здесь порта так и не были реализованы, и основным предприятием посёлка стал Новопортовский рыбзавод, основанный в 1931 году. Особенно интересная его деталь — подземное хранилище рыбы в вечной мерзлоте, вырытое в 1950-е годы. Директор рыбзавода охотно пускает туда туристов, и Илья перед поездкой договорился об экскурсии по мерзлотнику, которую нам провёл заведующий мерзлотным цехом Александр Николаевич Неляпин.
20. Вряд ли можно найти мерзлотник, если не знать, где находится вход в него. В прибрежный склон встроен вот такой неприметный деревянный амбар, в который уходит ленточный транспортёр. Стоя снаружи, ни за что не догадаешься, что там внутри.
21. А внутри скрывается вот что. Настоящая ледяная пещера в вечной мерзлоте. На улице были привычные для этих мест августовские +7 градусов, а здесь, внутри, около 10 градусов ниже нуля. Я даже подумал о том, что посещение мерзлотника стало для меня апофеозом холода лета 2015 года.
22. В августе в коридорах мерзлотника тихо и пусто. Рыбу здесь хранят не круглый год, а лишь в конце весны и начале лета, — потом, после открытия навигации, из Салехарда приходит рефрижераторное судно и увозит рыбу на Большую землю. При этом и сейчас в некоторых коридорах и уголках стояли пустые деревянные ящики с названиями рыб.
23. Так вход в мерзлотник выглядит изнутри. Справа виден тот самый ленточный транспортёр, который в нужный момент выгружает ящики с рыбой из мерзлотника.
24. Как сказал нам сам Александр Николаевич, зимой температура в мерзлотнике не намного холоднее, чем летом. А значит, здесь можно греться: снаружи -50, а в мерзлотнике всего лишь -20 🙂
25. Переливчатый узор ледяных кристаллов смотрится необычайно красиво:
27. Монеты, вмороженные в лёд:
28. Покрытые изморозью провода:
Кстати, при виде ленточного транспортёра мне в шутку подумалось, что для перевозки ящиков с рыбой здесь можно было бы проложить узкоколейку с вагонетками 🙂 Получилось бы грузовое новопортовское метро наподобие Локнянского троллейбуса.
29. Ящики. Названия рыб самые разные — пелядь, муксун, пыжьян, нельма.
31. Дальние коридоры мерзлотника:
32. Царство вечного льда. В то, что на календаре август, уже трудно было поверить.
Наконец, осмотрев мерзлотник, выходим обратно наружу. Отогреваемся, — теперь уже и +7 градусов с ветром кажутся теплом.
33. Времени до отправления теплохода ещё довольно много, и мы идём гулять по Новому Порту. В основном он выглядит примерно так. Улицы, домики, новостройки, и трубы, проложенные над землёй из-за вечной мерзлоты. В посёлке сейчас живёт чуть меньше двух тысяч человек, и в основном ненцы.
34. Старое здание конторы рыбзавода — яркая иллюстрация того, что в климате Крайнего Севера ухаживать за зданиями нужно чаще. Впрочем, как уже говорилось, нельзя мерить Крайний Север мерками Средней полосы, — наличие в посёлке обшарпанных и ветхих зданий не отменяет возможность наличия новостроек по соседству.
35. Во дворах домов стоят снегоходы и моторные лодки. А ещё в посёлке можно увидеть вот такие машины с огромными колёсами, специально для езды по тундре и болотам. На обычной машине здесь можно ездить только зимой, когда по Обской губе открывают зимник.
36. А попасть сюда можно лишь по воде, как мы, или по воздуху — на вертолёте из Салехарда. Отсюда даже Салехард воспринимается как такой «Малый Материк».
37. Арктический посёлок на Краю Света. По стылой земле свистит ветер, — в Заполярье он какой-то особенно пронизывающий. Почему-то здесь у меня часто возникало ощущение, будто я когда-то давно видел во сне этот посёлок, или похожий на него. Впрочем, может быть это и правда.
38. Гул ветра, звон какой-то металлической проволоки, которая на нём раскачивается, крики чаек, рокот вертолётов над головой, — эти звуки будто отсчитывают здесь время вместо маятника. Совсем другая жизнь, — здесь странно вспоминать даже про среднерусские сёла, и уж тем более, про Питер и Москву с их пробками и давкой на входе в метро.
39. Яркие цвета новых домов здесь вклиниваются в пейзаж, наперекор скудным краскам долгой полярной зимы.
41. А вот это новое и весьма впечатляющее здание — школа-интернат:
42. А это детский сад:
43. В общем, пейзаж арктического посёлка являет собой удивительное зрелище.
44. С жилыми домами и улицами мирно соседствует груда ржавого металлолома. В посёлках Крайнего Севера, которые не сообщаются с Большой Землёй дорогами, такое почти повсеместно. Дело в том, что вывозить металлолом из таких отдалённых мест просто невыгодно, — продажа не окупает вывоз.
45. Забавное название улицы. Вануйто — распространённая ненецкая фамилия.
46. А это новые дома, которые в посёлке тоже активно строятся. Между прочим, обратите внимание, — дома чуть приподняты над землёй. Всему виной, опять же, вечная мерзлота.
47. Дома строятся здесь на сваях. Между прочим, с этим явлением связано распространённое заблуждение, — будто бы строят так из-за невозможности вырыть здесь котлован и залить фундамент. На самом деле, это не так: построить фундамент не сложнее, чем вбить в мерзлоту сваи на глубину 12 метров. Дело в том, что верхний слой мерзлоты летом оттаивает, а зимой намерзает снова, и таких колебаний здание на фундаменте просто не выдержит и развалится через несколько лет; поэтому сваи вбиваются на глубину, где мерзлота сохраняется круглый год. Кроме того, важно, чтобы тёплое внутри здание не соприкасалось с вечной мерзлотой и не растапливало её (по той же причине трубы кладутся над землёй).
48. Пожарная техника на окраинной улице посёлка:
49. Так мы вышли за пределы посёлка. Тундра простирается до горизонта, — трава, пушица и карликовые деревья. Даже дух захватывает, — совершенно плоская равнина с открытым горизонтом, где свободно гуляет ветер.
50. Мы находимся на 67-й параллели, то есть примерно на широте Кировска и Хибинских гор. Но если не знать географию, то кажется, что мы гораздо севернее: в Мурманской области климат заметно теплее, и на этой же широте растёт ещё полноценный лес, а здесь уже тундра.
Тундру я уже видел тоже под Мурманском, возле Териберки. Но там пейзаж другой: хоть и растительность примерно такая же, но ландшафт там холмистый и сплошь состоит из камня. Тогда как здесь, на полуострове Ямал, всё та же плоская Западно-Сибирская равнина, что и в лесостепи возле Омска, где почва песчано-глинистая, и камень в земле даже трудно представить.
51. Рядом с посёлком — вертолётная площадка. Мимо нас оживлённо снуют грузовые «Уралы», у некоторых из них почему-то дагестанские номера.
52. Приняв на борт какой-то груз, вертолёт, громко вращая лопастями, поднялся над землёй и полетел куда-то дальше.
53. Вид обратно. Там, за посёлком, — берег Обской губы.
55. А где-то в тундровой дали пылают факелы, которые мы уже видели с теплохода. До них отсюда примерно 15 километров. Это — Новопортовское месторождение газа, которое было открыто ещё в 1964 году (когда большинство газовых месторождений ЯНАО ещё не было известно), но разрабатываться стало лишь в последние несколько лет. Вертолёт летел, по-видимому, именно туда.
56. Тундра в августе уже начинает окрашиваться в осенние цвета. Если стоять спиной к посёлку, то прямо, где-то в двухстах километрах отсюда, — Байдарацкая губа, омывающая Ямал с запада, а чуть южнее — Полярный Урал, узкий горный хребет, разделяющий Западно-Сибирскую равнину и Большеземельскую тундру.
57. Иногда в тундре встречаются небольшие болота. Хотя в целом Новый Порт стоит на сухом месте.
58. Мотоцикл с большими колёсами — ещё один экзотический северный вид транспорта:
59. А мы возвращаемся в посёлок:
60. Между домами — свинцово-серебристая вода Обской губы:
61. Необычный домик, составленный из строительных вагончиков:
62. Какой-то старый заколоченный амбар. Возможно, ещё времён основания посёлка.
63. Рядом — новодельная деревянная часовня. Между прочим, стоит она тоже на сваях, которые прикрыты щитами.
64. Крест обращён к пристани:
65. Напоследок — ещё пару видов посёлка:
67. Советский мотоцикл у берега:
68. Берег Обской губы и очень необычный узор облаков:
69. Но вдалеке нас ждёт «Механик Калашников». Пора возвращаться и продолжать свой путь!
70. Снова пристань и катер «Яр». Происхождение его названия я так и не выяснил, но, кстати, так же звучит распространённая ненецкая фамилия.
71. Рулевая рубка катера. Есть и штурвал, и бинокль!
72. Прощаемся с Новым Портом и садимся на деревянную скамейку на носовой палубе. Кроме нас, на катере никого нет, — потому что нет пассажиров, которые ехали бы из Нового Порта в Антипаюту. Отчаливаем. Катер приятно покачивается на волнах, а «Калашников» становится всё ближе.
73. Заполярное небо:
74. По уже знакомой плавучей пристани возвращаемся на теплоход и бросаем последний взгляд на Новый Порт.
Стоянка в Новом Порту длилась три часа, и уже ближе к вечеру «Калашников» отчалил и пошёл дальше на север, а Новый Порт ещё долго исчезал за кормой. В следующей части полюбуемся вечерними пейзажами Обской губы.
Источник