Появился ещё один проект прокладки линии к Магадану
С приходом железной дороги в посёлок Нижний Бестях близ Якутска встаёт вопрос о дальнейшей прокладке линии на север – на Колыму и Чукотку.
Как сообщил «Гудку» начальник департамента природных ресурсов Магаданской области Владимир Митькин, подготовлено технико-экономическое обоснование строительства магистрали Якутск (Нижний Бестях) – Магадан. Её протяжённость – более 1,8 тыс. км. Дорога, в частности, пройдёт от границы области с Якутией вдоль автотрассы «Колыма»: Сусуман – Усть-Омчуг – Палатка – Магадан. От этой линии через посёлок Омсукчан запланировано ответвление на северо-восток к Чукотке. «Строительство дороги внесено в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года», которой предусмотрена реализация проекта с 2016 года. Конечно, сначала надо будет провести изыскания, проектирование будущей линии», – уточнил Владимир Митькин.
Однако у идеи строительства железной дороги из Якутии в Магадан есть альтернатива. Золотодобывающая компания «Русский Клондайк» (Магадан) подготовила бизнес-план прокладки дороги от станции Постышево Дальневосточной до посёлка Тугур, а затем вдоль побережья Охотского моря до столицы Колымы через Чумикан, Аян и Охотск. «Этот маршрут короче дороги Якутск – Магадан на 400 км, – рассказал «Гудку» директор компании Виктор Самойлов. – А если отправлять грузы в незамерзающие порты Приморья, путь сократится более чем на 2 тыс. км. Также линия тяготеет к крупным месторождениям, тогда как на пути трассы Якутск – Магадан полезные ископаемые в основном уже добыты».
Грузопоток по магистрали Постышево – Магадан сможет составить 20–30 млн тонн в год: 5 млн тонн железной руды, 15 млн тонн бурого угля, 3 млн тонн гипса и известняка, 3,7 млн куб. м лесоматериалов и 2 млн тонн других грузов, предполагают в компании. Дорога сделает рентабельным освоение многих месторождений Севера.
Ещё одно преимущество – более щадящие климатические условия. На побережье Охотского моря температура зимой не опускается ниже –40. А на северо-востоке Якутии – морозы под –50 и крепче. Например, вблизи посёлка Оймякон (полюс холода Северного полушария) было зафиксировано –71,2. «Какая техника будет тогда работоспособна? Морозы ниже –50 приведут к остановке поездов, погрузочно-разгрузочных операций. Или необходимо будет разрабатывать технику для работы в арктических условиях, что удорожит строительство и эксплуатацию дороги», – считает Виктор Самойлов.
Впрочем, в администрации Магаданской области от проекта линии Якутск – Магадан не намерены отказываться. «Все основные месторождения сосредоточены в центральной, северо-восточной части области, где и пройдёт эта дорога. И населённых пунктов здесь больше», – говорит Владимир Митькин.
По мнению начальника отдела станций и узлов ОАО «Дальгипротранс» Виктора Губкевича, одна дорога не мешает другой. Просто линия Постышево – Магадан во многом бы дала импульс развитию Хабаровского края. Ведь большая её часть проходит по территории этого региона. «Северные районы края богаты ресурсами, однако удалённость от территории с развитой инфраструктурой не позволяет приступить к их широкому освоению. Но всё может измениться с появлением железной дороги. Она превратила бы эту зону в мощную промышленную площадку», – убеждён Виктор Губкевич.
При этом второе рождение могут получить морские порты Охотск, Аян, Чумикан – в навигацию транспортировка продукции с месторождений была возможна по коротким плечам. Отсюда отправители получают прямой выход на перспективные рынки АТР. «Предпроектные наработки показали, что строительство линии Постышево – Магадан технически достижимо. Рельеф в целом несложный, серьёзных речных преград нет. Единственное, трасса от Тугура до Чумикана проходит через перевалы, поэтому не исключено строительство тоннеля», – сказал Виктор Губкевич.
Конечно, продолжает он, нужны детальная проработка проекта, изыскательские работы, инвестиционное обоснование. Если региональные власти выйдут с инициативой, проект может быть включён в одну из целевых программ по развитию Дальнего Востока.
Известно, что хабаровские власти одно время предлагали проект прокладки дороги Постышево – Тугур. Она нужна для строительства Тугурской приливной электростанции и разработки перспективного золоторудного месторождения Кутын. «Это одна четвёртая будущей линии Постышево – Магадан, первый шаг в данном направлении был бы сделан», – отмечает Виктор Губкевич.
Источник
Охотское море железная дорога
Ленско-Камчатская железнодорожная магистраль пересекает Восточную Сибирь от г. Усть-Кута на западном конце БАМ и до Петропавловска-Камчатского (рис. 1).
Трасса ЛКМ от Усть-Кута проложена по левому берегу р. Лены до Якутска, а затем следует до города-порта Магадана (рис 1). Возможны два варианта прокладки трассы до Магадана: северный и южный. Северный вариант трассы (рис. 1, пунктир) идет от Якутска до г. Хандыги на правом берегу р. Алдан (притока Лены).
Далее магистраль пересекает хребты Сетте-Дабан и Сунтар-Хаята вдоль федеральной автомобильной магистрали (ФАМ), затем тянется вдоль дороги местного значения (ДМЗ) и пересекает Оймяконское нагорье. После пересечения хребта Тас-Кыста-быт ЛКМ выходит на ФАМ, идущую с севера на юг до Магадана.
Вдоль этой дороги ЛКМ пересекает хребет Черского и Майманджинский хребет и достигает Магадана. Южный вариант трассы начинается от г. Покровска на р. Лене, следует до Усть-Маи и далее по долинам рек Маи (приток Алдана) и Юдомы (приток Маи). Затем трасса сворачивает на юг к городу-порту Охотску на Охотском море и далее по берегу моря выходит к Магадану.
Рис. 1. Общая схема Ленско-Камчатской железнодорожной магистрали
После Магадана ЛКМ укладывается по берегу Охотского моря до Пенжинской губы, пересекает ее в самой узкой части и переходит на Камчатский полуостров. По восточному побережью полуострова магистраль спускается южнее до р. Камчатки, вдоль реки доходит до дороги Усть-Большерецк — Петропавловск-Камчатский и, следуя вдоль нее, достигает своего конечного пункта — тихоокеанского порта Петропавловска-Камчатского. Общая протяженность железнодорожной магистрали около 5 тыс. км.
Ленско-Камчатская магистраль призвана соединить потенциально крупнейший незамерзающий порт на востоке страны Петропавловск-Камчатский с общей сетью железных дорог, тем самым будет улучшено транспортное обеспечение северного завоза и появится еще один выход к побережью Тихого океана и далее — к основным портам западного побережья США и Канады.
Одновременно ЛКМ позволит обеспечить надежной транспортной связью труднодоступные в настоящее время районы Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской области и Камчатского края. Особенно это важно для богатейшего района страны — Камчатки, которая имеет практически только морскую и авиационную связь с материком.
Как системное образование, ЛКМ позволяет создать вокруг магистрали современное промышленное и сельскохозяйственное производство и таким образом значительно повысить экономический потенциал северо-востока страны. Трассу магистрали предлагается прокладывать по возможности вдоль рек или морских берегов, что позволит сэкономить средства и ускорить строительство за счет многолучевой схемы организации работ, использования водного транспорта и широкого применения гидромеханизации земляных работ.
Предпочтение отдается южному варианту прокладки трассы между р. Леной и Магаданом. Северный вариант трассы, протяженностью лишь на 100 км больше, чем южный, проходит по горным районам с суровыми климатическими условиями, в зонах вечной мерзлоты, вблизи полюса холода. Это не только вызывает удорожание строительства, но и делает некомфортным проживание людей на данной территории, не обеспечивает выполнения задачи развития там промышленного и сельскохозяйственного производства.
Первый участок ЛКМ проходит от г. Усть-Кута до г. Покровска (рис. 2). Магистраль уложена по левому, низменному, берегу р. Лены через населенные пункты Киренск — Ильино — Визирный — Витим — Ленск — Нюя — Олекминск — Покровск. Общая протяженность этого отрезка 1,6 тыс. км. Земляное полотно железной дороги и совмещенной с ней автомагистрали здесь должно располагаться на достаточно высокой насыпи в связи со значительным уровнем половодий на Лене.
Рис. 2. Трасса ЛКМ от Усть-Кута до Покровска
Магистраль пересекает ряд притоков р. Лены, наиболее крупные из них Пеледуй и Нюя. В Покровске потребуется соорудить железнодорожный и автомобильный переходы через Лену. Предполагалось также соорудить по левому берегу Лены участок железной дороги до Якутска (70 км) с целью создания железнодорожного выхода к столице Якутии.
На втором участке, от Покровска, после пересечения Лены ЛКМ прокладывается по залесенной местности, пересекает р. Агму (приток Алдана) и достигает п. Усть-Маи на р. Алдане около впадения в нее р. Маи (рис. 3). Далее магистраль прокладывается в долине р. Маи до п. Усть-Юдомы (около 150 км по трассе), а затем примерно 350 км вверх по долине р. Юдомы. Огибая с востока предгорья Джугджурского хребта, магистраль подходит к г. Охотску и по берегу Охотского моря достигает Магадана. Расстояние по трассе от Усть-Юдомы до Охотска порядка 550 км, а от Охотска до Магадана 250 км.
Рис. 3. Трасса ЛКМ между Покровском и Магаданом, а также положение дороги, связывающей ЛКМ с БАМ и Транссибом
Ценной особенностью рассматриваемого южного варианта трассы ЛКМ является возможность соединения ее с действующими основными дальневосточными железнодорожными трассами — БАМ и Транссибом. Для этого предложена связующая линия от Усть-Юдомы через г. Чумикан до ст. Березовый на БАМ. Трасса этой дороги проходит от Усть-Юдомы по долине р. Маи, а затем по долине р. Маймакан (правого притока р. Маи) до п. Маймакан.
Выше этого поселка по течению Маймакан необходимо строительство Джугжурского перевального тоннеля через Джугжурский хребет (длина около 7 км). После тоннеля дорога спускается к Чумикану на Охотском море, а далее уложена по спокойной местности до Березового на БАМ в 150 км от г Комсомольска-на-Амуре. Расстояние от Усть-Юдомы до Чумикана около 500 км, а от Чумикана до Березового около 150 км.
Третий участок ЛКМ представляет собой трассу от Магадана по берегу Охотского моря до левого западного берега Пенжинской губы Охотского моря (рис. 4).
От Магадана ЛКМ идет на восток до берега Ямской губы, а затем по берегу Охотского моря, через г. Эвенск и п. Ги-жигу доходит до устья р. Аверкова. Затем, следуя вдоль этой реки, ЛКМ огибает с севера п-ов Тайгонос и выходит на берег Пенжинской губы Охотского моря. В этом месте Пенжинская губа имеет наименьшую ширину, равную 28,5 км. Чтобы попасть на п-ов Камчатка, необходимо либо пересечь Пенжинскую губу в этом узком месте, либо обойти ее с севера (рис. 4, пунктир). При обходе Пенжи-нской губы с севера общая длина ЛКМ увеличивается на 500 км.
Поэтому вопрос о пересечении Пенжинской губы достаточно актуален. Можно при обсуждении этой проблемы предложить несколько вариантов. Во-первых, организация в этом месте паромной переправы. Пенжинская губа на зиму замерзает (максимальная толщина льда составляет 40-50 см., а высота торосов в отдельных заливах может достигать 1,5-3 м), поэтому подобная переправа должна зимой обслуживаться ледоколами. Во-вторых, глубины моря здесь небольшие (до 60 м), а значит, возможно строительство железнодорожно-автомобильного моста или тоннеля.
При этом тоннель не обязательно должен находиться в толще грунтов морского дна, он может располагаться на дне губы (зимой толща воды не промерзает до дна). Наконец, Пенжинская губа — исключительно интересный объект для строительства приливной гидроэлектростанции.
В этой части Охотского моря наблюдается высокий уровень морских приливов (12,5 м.). В нашей стране подготовлен проект Пенжинской приливной гидроэлектростанции с фантастической мощностью 87 ГВт с выработкой электроэнергии порядка 190 ТВт-ч/год. Для строительства станции нужно северную часть губы отгородить плотиной. В этом случае трассу ЛКМ можно провести по плотине приливной электростанции, перегораживающей губу. Протяженность участка Магадан — Пенжинская губа 720 км.
Четвертый участок ЛКМ проходит по п-ву Камчатка от Пенжинской губы до Петропавловска-Камчатского (рис. 4). Трасса ЛКМ проложена по северным низменным местам Камчатки и в районе Кичигинского залива выходит на берег Тихого океана. Далее магистраль следует по берегу океана через поселки Оссора, Ивашка, пересекает реки Уку и Озерную и выходит на р. Еловку — приток р. Камчатки.
После этого ЛКМ вдоль р. Еловки следует до ее впадения в Камчатку, пересекает р. Камчатку и выходит на дорогу в долине этой реки между Восточным и Срединным хребтами, пересекающими полуостров с севера на юг. Вдоль этой трассы через поселки Атласово, Милько-во, Ганалы магистраль доходит до автодороги Усть-Большерецк — Петропавловск-Камчатский и вдоль нее следует в сторону Петропавловск-Камчатского. Общая протяженность этого участка магистрали от Пенжинской губы до Петропавловска-Камчатского порядка 1170 км.
Отметим, что описанные здесь варианты ЛКМ не единственно возможные, при их формировании принимались во внимание характер местности и возможность использования при строительстве существующей транспортной сети. Заслуживает внимания, например, вариант прокладки ЛКМ вдоль западного побережья Камчатки, от Пенжинской губы на севере до Усть-Большерецка на юге полуострова, а затем вдоль автомобильной дороги Усть-Большерецк — Петропавловск-Камчатский.
Е. Е. Дудников, докт. техн. наук, Институт проблем управления РАН, В. В. Космин, канд. техн. наук, профессор МФТИ, академик РАТ «Транспорт Российской Федерации», №2 (21), 2009 г.
Источник
Охотское море железная дорога
Ленско-Камчатская железнодорожная магистраль пересекает Восточную Сибирь от г. Усть-Кута на западном конце БАМ и до Петропавловска-Камчатского (рис. 1).
Трасса ЛКМ от Усть-Кута проложена по левому берегу р. Лены до Якутска, а затем следует до города-порта Магадана (рис 1). Возможны два варианта прокладки трассы до Магадана: северный и южный. Северный вариант трассы (рис. 1, пунктир) идет от Якутска до г. Хандыги на правом берегу р. Алдан (притока Лены).
Далее магистраль пересекает хребты Сетте-Дабан и Сунтар-Хаята вдоль федеральной автомобильной магистрали (ФАМ), затем тянется вдоль дороги местного значения (ДМЗ) и пересекает Оймяконское нагорье. После пересечения хребта Тас-Кыста-быт ЛКМ выходит на ФАМ, идущую с севера на юг до Магадана.
Вдоль этой дороги ЛКМ пересекает хребет Черского и Майманджинский хребет и достигает Магадана. Южный вариант трассы начинается от г. Покровска на р. Лене, следует до Усть-Маи и далее по долинам рек Маи (приток Алдана) и Юдомы (приток Маи). Затем трасса сворачивает на юг к городу-порту Охотску на Охотском море и далее по берегу моря выходит к Магадану.
Рис. 1. Общая схема Ленско-Камчатской железнодорожной магистрали
После Магадана ЛКМ укладывается по берегу Охотского моря до Пенжинской губы, пересекает ее в самой узкой части и переходит на Камчатский полуостров. По восточному побережью полуострова магистраль спускается южнее до р. Камчатки, вдоль реки доходит до дороги Усть-Большерецк — Петропавловск-Камчатский и, следуя вдоль нее, достигает своего конечного пункта — тихоокеанского порта Петропавловска-Камчатского. Общая протяженность железнодорожной магистрали около 5 тыс. км.
Ленско-Камчатская магистраль призвана соединить потенциально крупнейший незамерзающий порт на востоке страны Петропавловск-Камчатский с общей сетью железных дорог, тем самым будет улучшено транспортное обеспечение северного завоза и появится еще один выход к побережью Тихого океана и далее — к основным портам западного побережья США и Канады.
Одновременно ЛКМ позволит обеспечить надежной транспортной связью труднодоступные в настоящее время районы Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Магаданской области и Камчатского края. Особенно это важно для богатейшего района страны — Камчатки, которая имеет практически только морскую и авиационную связь с материком.
Как системное образование, ЛКМ позволяет создать вокруг магистрали современное промышленное и сельскохозяйственное производство и таким образом значительно повысить экономический потенциал северо-востока страны. Трассу магистрали предлагается прокладывать по возможности вдоль рек или морских берегов, что позволит сэкономить средства и ускорить строительство за счет многолучевой схемы организации работ, использования водного транспорта и широкого применения гидромеханизации земляных работ.
Предпочтение отдается южному варианту прокладки трассы между р. Леной и Магаданом. Северный вариант трассы, протяженностью лишь на 100 км больше, чем южный, проходит по горным районам с суровыми климатическими условиями, в зонах вечной мерзлоты, вблизи полюса холода. Это не только вызывает удорожание строительства, но и делает некомфортным проживание людей на данной территории, не обеспечивает выполнения задачи развития там промышленного и сельскохозяйственного производства.
Первый участок ЛКМ проходит от г. Усть-Кута до г. Покровска (рис. 2). Магистраль уложена по левому, низменному, берегу р. Лены через населенные пункты Киренск — Ильино — Визирный — Витим — Ленск — Нюя — Олекминск — Покровск. Общая протяженность этого отрезка 1,6 тыс. км. Земляное полотно железной дороги и совмещенной с ней автомагистрали здесь должно располагаться на достаточно высокой насыпи в связи со значительным уровнем половодий на Лене.
Рис. 2. Трасса ЛКМ от Усть-Кута до Покровска
Магистраль пересекает ряд притоков р. Лены, наиболее крупные из них Пеледуй и Нюя. В Покровске потребуется соорудить железнодорожный и автомобильный переходы через Лену. Предполагалось также соорудить по левому берегу Лены участок железной дороги до Якутска (70 км) с целью создания железнодорожного выхода к столице Якутии.
На втором участке, от Покровска, после пересечения Лены ЛКМ прокладывается по залесенной местности, пересекает р. Агму (приток Алдана) и достигает п. Усть-Маи на р. Алдане около впадения в нее р. Маи (рис. 3). Далее магистраль прокладывается в долине р. Маи до п. Усть-Юдомы (около 150 км по трассе), а затем примерно 350 км вверх по долине р. Юдомы. Огибая с востока предгорья Джугджурского хребта, магистраль подходит к г. Охотску и по берегу Охотского моря достигает Магадана. Расстояние по трассе от Усть-Юдомы до Охотска порядка 550 км, а от Охотска до Магадана 250 км.
Рис. 3. Трасса ЛКМ между Покровском и Магаданом, а также положение дороги, связывающей ЛКМ с БАМ и Транссибом
Ценной особенностью рассматриваемого южного варианта трассы ЛКМ является возможность соединения ее с действующими основными дальневосточными железнодорожными трассами — БАМ и Транссибом. Для этого предложена связующая линия от Усть-Юдомы через г. Чумикан до ст. Березовый на БАМ. Трасса этой дороги проходит от Усть-Юдомы по долине р. Маи, а затем по долине р. Маймакан (правого притока р. Маи) до п. Маймакан.
Выше этого поселка по течению Маймакан необходимо строительство Джугжурского перевального тоннеля через Джугжурский хребет (длина около 7 км). После тоннеля дорога спускается к Чумикану на Охотском море, а далее уложена по спокойной местности до Березового на БАМ в 150 км от г Комсомольска-на-Амуре. Расстояние от Усть-Юдомы до Чумикана около 500 км, а от Чумикана до Березового около 150 км.
Третий участок ЛКМ представляет собой трассу от Магадана по берегу Охотского моря до левого западного берега Пенжинской губы Охотского моря (рис. 4).
От Магадана ЛКМ идет на восток до берега Ямской губы, а затем по берегу Охотского моря, через г. Эвенск и п. Ги-жигу доходит до устья р. Аверкова. Затем, следуя вдоль этой реки, ЛКМ огибает с севера п-ов Тайгонос и выходит на берег Пенжинской губы Охотского моря. В этом месте Пенжинская губа имеет наименьшую ширину, равную 28,5 км. Чтобы попасть на п-ов Камчатка, необходимо либо пересечь Пенжинскую губу в этом узком месте, либо обойти ее с севера (рис. 4, пунктир). При обходе Пенжи-нской губы с севера общая длина ЛКМ увеличивается на 500 км.
Поэтому вопрос о пересечении Пенжинской губы достаточно актуален. Можно при обсуждении этой проблемы предложить несколько вариантов. Во-первых, организация в этом месте паромной переправы. Пенжинская губа на зиму замерзает (максимальная толщина льда составляет 40-50 см., а высота торосов в отдельных заливах может достигать 1,5-3 м), поэтому подобная переправа должна зимой обслуживаться ледоколами. Во-вторых, глубины моря здесь небольшие (до 60 м), а значит, возможно строительство железнодорожно-автомобильного моста или тоннеля.
При этом тоннель не обязательно должен находиться в толще грунтов морского дна, он может располагаться на дне губы (зимой толща воды не промерзает до дна). Наконец, Пенжинская губа — исключительно интересный объект для строительства приливной гидроэлектростанции.
В этой части Охотского моря наблюдается высокий уровень морских приливов (12,5 м.). В нашей стране подготовлен проект Пенжинской приливной гидроэлектростанции с фантастической мощностью 87 ГВт с выработкой электроэнергии порядка 190 ТВт-ч/год. Для строительства станции нужно северную часть губы отгородить плотиной. В этом случае трассу ЛКМ можно провести по плотине приливной электростанции, перегораживающей губу. Протяженность участка Магадан — Пенжинская губа 720 км.
Четвертый участок ЛКМ проходит по п-ву Камчатка от Пенжинской губы до Петропавловска-Камчатского (рис. 4). Трасса ЛКМ проложена по северным низменным местам Камчатки и в районе Кичигинского залива выходит на берег Тихого океана. Далее магистраль следует по берегу океана через поселки Оссора, Ивашка, пересекает реки Уку и Озерную и выходит на р. Еловку — приток р. Камчатки.
После этого ЛКМ вдоль р. Еловки следует до ее впадения в Камчатку, пересекает р. Камчатку и выходит на дорогу в долине этой реки между Восточным и Срединным хребтами, пересекающими полуостров с севера на юг. Вдоль этой трассы через поселки Атласово, Милько-во, Ганалы магистраль доходит до автодороги Усть-Большерецк — Петропавловск-Камчатский и вдоль нее следует в сторону Петропавловск-Камчатского. Общая протяженность этого участка магистрали от Пенжинской губы до Петропавловска-Камчатского порядка 1170 км.
Отметим, что описанные здесь варианты ЛКМ не единственно возможные, при их формировании принимались во внимание характер местности и возможность использования при строительстве существующей транспортной сети. Заслуживает внимания, например, вариант прокладки ЛКМ вдоль западного побережья Камчатки, от Пенжинской губы на севере до Усть-Большерецка на юге полуострова, а затем вдоль автомобильной дороги Усть-Большерецк — Петропавловск-Камчатский.
Е. Е. Дудников, докт. техн. наук, Институт проблем управления РАН, В. В. Космин, канд. техн. наук, профессор МФТИ, академик РАТ «Транспорт Российской Федерации», №2 (21), 2009 г.