Океан бурь море дождей тихий океан море ясности
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 357
- КНИГИ 641 783
- СЕРИИ 24 443
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 368
Деда своего Владимира Васильевича Вечканова Володя совсем не помнил, но по рассказам знал, что был он чудак, каких мало. Веселый, сильный, он и работу выбрал себе по нраву — веселую и размашистую.
— Плотник — везде первый работник! — говорил он своим сыновьям.
Они тоже были плотники, и все трое вместе с отцом работали в затоне — рубили сухогрузные баржи, в которых в те времена возили соль, хлеб, сахар и другие товары, не любившие сырости. Плотники все они были отличные и свою работу считали самой лучшей и необходимой. Так оно и есть на самом деле — на всякое место плотник первым приходит, обстраивает его и украшает.
О труде, украшающем жизнь, дед говорил часто, и все ему верили. Нельзя ему не верить, потому что он и сам был красив: высокий, стройный, могучий. А волосы у него были такие, словно он сам шутки ради положил себе на голову полную пригоршню золотистых, круто закрученных сосновых стружек. Такая стружка идет из-под рубанка-двойника, если строгать сухую, звонкую доску. И борода у него тоже была могучая и крутая, но сюда стружка потемнее пошла, вроде как от дубовой доски.
А еще расцветала в семье дочка Валечка, характером в отца — веселая и такая, что уже в свои детские годы умела все повернуть по-своему, как ей хотелось. Да в семье не очень-то ей и перечили: единственная дочка, последняя, младшенькая. Росла среди братьев, как голубой цветок среди дубков-подросточков. Ростом и красотой вышла она в мать. А у матери рост средний, и красота не очень уж видная, но посмотрит человек попристальнее и подумает: «Вот какие приятные женщины у нас живут».
Водилась Валя только с мальчишками, причем выбирала самых отпетых, которые даже не всякого мальчишку примут в свою компанию. Девчонок презирала и никогда не соглашалась с ними играть. И только в пятом или шестом классе начала дружить с девочками, которые были на два-три года старше ее.
Мама звала ее так:
Но к хозяйству все же приучила. Валя не спорила с мамой. В доме с мамой никто никогда не спорил — здесь она главная, и все обязаны выполнять ее добрую хозяйскую волю.
А жили они в тесном старом домишке в самом конце Оторвановки. Так называлась слободка, отделенная от города большим пустырем, наверное, с основания города служившим местом свалки.
Здесь свободно гуляли стаи одичавших собак, и с наступлением темноты никакой, даже самый отчаянный, человек не пустился бы через пустырь.
Дед пообещал соседям:
— Я вас на всю жизнь удивлю.
И начали Вечкановы строить дом.
Это произошло в те далекие времена, когда была объявлена первая пятилетка. На месте затона начал расти судостроительный завод, появилось много рабочих, они ставили в Оторвановке новые дома. Сама Оторвановка стала называться «поселком Первой пятилетки». И улицу, на которой Вечкановы построили свой дом, тоже назвали улицей Пятилетки.
Дом состоял из четырех частей, настолько разных, будто их строили несколько веселых выдумщиков, причем каждый старался удивить других. Таинственно улыбаясь и подмигивая, они рубили срубы, ставили стропила, украшали дом резьбой, стремясь сделать все не так, как делалось до них.
Дед работал весело. Топор в его могучих руках ослепительно сверкал. Он покрикивал на своих сыновей, если они делали что-нибудь не так.
Всем, кто приходил посмотреть на дедову выдумку, делалось завидно: до чего умеют красиво работать люди, до чего весело!
В центре поставили вершицу;— рубленую из сосновых брусьев башню. Внизу была прихожая, а над ней в верхнем этаже башни срубили мезонин — маленькую комнатку, в которую вела узкая лестница с точеными перилами. Из мезонина можно было выйти на маленький балкончик, который нависал над парадной дверью.
Под балконом прорезано большое овальное окно для освещения прихожей. А в окно вставлены цветные стекла, отчего казалось, что прихожая всегда озарена необыкновенно яркой радугой, и каждому, кто бы ни зашел в дом, сразу становилось веселее.
В прихожей было четыре двери, выкрашенные зеленой краской. Средняя дверь вела в кухню. Она же была и столовой, и клубом, где собиралась по вечерам вся семья.
В левом крыле дома находилось три комнаты: чтобы у каждого сына, когда женится, был свой угол. Над этим крылом была устроена большая крытая галерея, где летом хорошо было отдыхать, пить чай и смотреть во все стороны на город, на реку, на заречные синие леса и заводы.
Правое крыло дед построил для себя. Здесь были две комнаты. В первой, которая поменьше, жила Валя, в большой помещался сам хозяин.
В этой комнате он прорубил потолок и поставил над крышей стеклянный фонарь, вроде такого, какие ставят на заводских корпусах.
Дед, проснувшись, любил видеть над собой бледное предрассветное небо. А ложась спать, смотрел на одну самую яркую, зеленую звезду. При этом он повторял:
— Наша звезда. Вечкановская. Теперь, кто бы ни лег сюда, звезду увидит, меня вспомнит.
Он не велел вешать никаких занавесок на широкое окно, чтобы солнце свободно весь день гуляло по комнате, и все окна были широкие, просторные, отчего дом всегда был наполнен воздухом и светом, как веселая молодая роща в знойный день.
Но главным чудом являлась вершица. Как уже было сказано, она стояла в центре этого удивительного ансамбля, возвышаясь над домом. Остроконечная шатровая крыша, крытая голубым рифленым шифером, походила на волну, яростно взметнувшуюся к небу.
И для того, чтобы ни у кого не возникало сомнения, что это именно волна, на ее гребень строители поместили искусно вырезанную модель парусного корабля. Корабль окрашен черной краской, и по всему борту проведена золотая полоса. В центре укреплена высокая мачта с красными парусами и флажком-флюгером. Флажок был установлен так, что, поворачиваясь под напором ветра, он повертывал и весь корабль. Он всегда стремился навстречу самым пронзительным ветрам и самым свирепым бурям.
И каждый раз перед непогодой на носу появлялась фигура капитана в желтом плаще и синей фуражке. Он видел надвигающуюся бурю. Он предупреждал людей и призывал их держаться стойко, что бы ни случилось. Его рука указывала путь кораблю.
— Вперед, товарищи! Только вперед! Бури нам не страшны! Крепкий ветер веселит сердца отважных!
И не было случая, чтобы капитан проспал: в трудную минуту он всегда на своем посту. Вот такой барометр сделал Владимир Васильевич Вечканов.
Не отстали от отца и сыновья. Они украсили дом удивительной резьбой, на которую приезжали смотреть даже из других городов. Фотографы снимали дом, художники приходили рисовать его. Все соседи очень гордились, что именно на их улице стоит такой необыкновенный дом, какого больше нет нигде, и говорили, что в таком доме жить просто грешно, его надо только показывать, как произведение искусства. И все называли деда Великим Мастером.
А он любил работать в башне, где под самым шатром устроена небольшая горенка, освещенная со всех сторон большими, почти во всю стенку окнами. Дымоходы от печей так были расположены, что в горенке бывало тепло в самые лютые морозы.
Источник
Океан бурь море дождей тихий океан море ясности
В голосовании могут принять участие только участники методической группы (успешные участники мероприятий портала: конкурс им. А.С. Макаренко, Всероссийское тестирование педагогов).
Урок-игра «Астрономы»
Цель урока: дать возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, умения решать задачи, общую эрудированность, показать свои интеллектуальные способности в области астрономии и связи с другими предметами, знания в области истории астрономии.
Условия проведения:
- Класс делится на 3-4 команды.
- Каждая команда придумывает название, связанное с астрономией, девиз.
- Жюри астрономической игры формируется из учителя и 2-3 х учеников класса.
- В соревновании по набранным баллам жюри определяет победителя и награждает победителей грамотами, учитель может поощрить представителей команды-победительницы отметкой «5» в журнал.
Правила проведения игры:
- Игра состоит из нескольких этапов, каждый из которых оценивается жюри определённым количеством баллов. На выполнение заданий отводится определённое время (см. таблицу).
- Команды получают задания данного этапа одновременно, выполняют их определённое время и сдают результаты жюри.
- Жюри ведёт подсчёт баллов, а команды в это время (под руководством ведущего) выполняют задания следующего этапа. После выполнения задания второго этапа жюри сообщает результаты первого этапа (можно вносить записи в таблицу, начерченную на доске) и т.д.
- Жюри также ведёт и общий счёт игры на данный момент, и результаты записываются в таблицу на доске. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Если всё задание выполнено верно во временных рамках и раньше соперников, команда может получить дополнительно 1 балл на каждом этапе.
- Число и очерёдность этапов ведущий может варьировать.
Представление команды.
Оцениваются название, девиз команды (максимальная оценка 3 балла).
1 ЭТАП «К Р О С С В О Р Д».
Ответьте на вопросы. За каждое слово, в том числе и ключевое – 1 балл.
- Ближайшая к Солнцу звезда.
- Цвет яркой звезды созвездия Скорпион.
- Одна из основных частей телескопа.
- Созвездие, главная звезда которого Альтаир.
- Звезда-ориентир на южном небе.
- Созвездие, имеющее отношение к поэзии.
- Зодиакальное созвездие.
- Линия на карте звёздного неба, указывающая границу видимости
Ключевое слово: одна из координат небесных тел.
Ответы:
- Проксима 2. Красный 3. Окуляр 4. Орёл
- Конопус 6. Пегас 7. Близнецы 8. Горизонт
- Рефлектор
Ключевое слово: «Склонение»
2 ЭТАП «П Л А Н Е Т Ы».
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Задания.
- Эту планету открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо.
- Эта планета, в отличие от других планет, вращается в направлении, обратном её движению вокруг Солнца, причём в 243 раза медленнее Земли.
- На этой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км.
- У этой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров.
- Если бы эта планета была крупнее, то она могла бы стать звездой.
- На этой планете вот уже 300 лет бушует ураган – Большое Красно Пятно, размеры которого больше земного шара.
- На этой планете практически нет атмосферы, поэтому велики суточные колебания температуры. Температура на дневном полушарии достигает 4000 0 С.
- У этой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода.
- В таблице Менделеева есть химические элементы с аналогичным названием планеты.
- В греческой мифологии название этой планеты отождествляли с Богом торговли – Гермесом.
Ответы: 1.Плутон, 2.Венера, 3.Марс, 4.Сатурн, 5.Юпитер, 6.Юпитер, 7.Меркурий, 8.Марс, 9.Уран, нептуний, плутоний, 10.Меркурий.
3 ЭТАП «А С Т Р О Н О М И Я +…»(метапредметные связи).
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ — 1 балл.
Задания.
- + история:
Это явление помогло установить историкам, что на границе половецкой земли войска князя Игоря были 1 мая 1185 года.
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния, без грозных туч,
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
О чём писал Ломоносов?
Это часть солнечного излучения обладает рядом свойств: высокая химическая активность, убивает микроорганизмы, в небольших дозах благотворно влияет на организм человека. Всё это нашло широкое применение в медицине. Что это за излучение?
- + народная мудрость:
«Мир освещается солнцем, а голова- …». Закончите народную пословицу.
Наименьшее расстояние от Земли до Сатурна 1,2 *10 9 км. Через какое время дойдёт свет от Сатурна до Земли. Ответ выразите в часах.
- + музыка:
Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.
С помощью этого метода определяют химический состав Солнца, звёзд, галактик, туманностей.
Существует легенда, что Аристотель бросился в море со скалы, отчаявшись разгадать это явление природы. Назовите явление.
Замечена 11-летняя цикличность в размножении трески, сельди, леща и других рыб. С такой же периодичностью повторяются нашествия саранчи. С чем это связано?
В настоящее время достаточно часто используется световая энергия Солнца для работы солнечных батарей (в калькуляторах, на спутниках и т.д.). Какое физическое явление лежит в основе работы солнечных батарей?
Ответы: 1.Солнечное затмение, 2.Полярное сияние, 3.Ультрафиолетовое, 4.Знанием, 5.t=s/v=1,1 ч, 6.Гершель, 7.Спектральный анализ, 8.Приливы и отливы, 9.Солнечная активность, 10.Фотоэффект.
4 ЭТАП «З А Г А Д К И».
Отгадайте загадки. Правильный ответ — 1 балл.
Задания.
1. Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
2. О каком небесном теле идёт речь, если оно является прекрасным примером того, как из мухи сделать слона?
3. Что будет наблюдать космонавт, находящийся на обращённой к Земле поверхности Луны, если люди на Земле в это время наблюдают лунное затмение?
4. Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
О какой звезде идёт речь в этом стихотворении А.С.Пушкина?
5. Самый распространённый химический элемент в космическом пространстве.
6. Копьё стальное, а хвост огненный распустит, до земли достанет.
7. Ехал Волох, рассыпал горох,
Стало светать, нечего собирать.
8. Без него плачемся, а как появится –
от него прячемся.
9. Вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна. Продолжите: воскресенье – день… , понедельник – день…
10. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
Ответы: 1.Небо, звёзды, месяц, 2.Комета, 3.Солнечное затмение,4.Венера, 5.Водород, 6.Ракета, 7.Звёздное небо, 8.Солнце, 9.Солнца, Луны, 10.Ковш Большой Медведицы
5 ЭТАП «К О С М О Н А В Т И К А».
Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
Вопросы.
1. Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера. Как его фамилия?
2. Точная дата запуска первого спутника Земли.
3. Год рождения Ю.А. Гагарина.
4. Сколько минут был в космосе первый космонавт?
5. Название корабля, на котором полетел Ю.А.Гагарин.
6. Первая женщина- космонавт, побывавшая в космосе 16-19 июня 1963 года.
7. Как называлась серия американских космических кораблей, один из которых совершил 21 июля 1969 года посадку на Луну?
8. Фамилии космонавтов, высадившимися первыми на поверхность Луны.
9. Космонавт, впервые вышедший в открытый космос 18 марта 1965 года.
10. В 1903 году вышла статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Кто ее автор?
Ответы: 1.Н.Кибальчич, 2.4 октября 1957г, 3.1934 г, 4.108 минут, 5.«Восток», 6.В.Терешкова, 7.«Аполлон», 8.Н.Армстронг, Э.Олдрин, 9.А.Леонов, 10.К.Циолковский.
6 ЭТАП «В Е Л И К И Е А С Т Р О Н О М Ы».
Ответьте на вопросы и найдите соответствующий портрет.
Правильный ответ – 0,5 балла, найден портрет – ещё 0,5 балла.
Вопросы
Портреты
- Наблюдая за движением Венеры по диску Солнца, этот учёный 26 мая 1761 года открыл атмосферу Венеры.
- Наиболее плодотворными в жизни этого учёного были годы 1665 – 1667-й, когда во время эпидемии чумы он уезжает в голодную деревню Вульсторп. Здесь рождается интегральное и дифференциальное исчисление, здесь он раскладывает солнечный луч, познавая тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп.
- Этот учёный доказал существование неровностей Луны, пятен на Солнце, фаз Венеры, спутников Юпитера.
- О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? Его главный труд «О вращении небесных сфер», в котором он изложил гелиоцентрическую систему мира.
- Этот учёный открыл три основных закона движения планет, которые стали носить его имя.
- Этому датскому астроному спутник Юпитера – Ио, помог в 1676 году определить скорость света.
- Этот учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля.
- Он первым измерил радиус Земли.
- Какой учёный был сожжён на костре за пропаганду идей гелиоцентризма?
- Профессиональный музыкант, который начал заниматься астрономией как любитель, что не помешало ему открыть в 1781 году планету Уран.
А.
Е.
Б.
Ж.
В.
З.
Г.
И.
Д.
К.
Ответы:1.М.В.Ломоносов(Г), 2.И.Ньютон(Е), 3.Г.Галилей(Д), 4.Н.Коперник(А), 5.И.Кеплер(Ж), 6.О.Рёмер(И), 7.Птолемей(Б), 8.Эратосфен(К), 9.Дж.Бруно(З), 10.У.Гершель(В).
7 ЭТАП «Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й».
Исключите из ряда не подходящее по логике слово. Правильный ответ — 1 балл.
Задания.
- 21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря.
- Меркурий, Юпитер, Марс, Венера.
- Лунное затмение, полнолуние, последняя четверть, новолуние.
- Церера, Гермес, Гаспра, Харон.
- Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности.
- Титан, Европа, Ганимед, Каллисто.
- Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог.
- Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун.
- Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир.
- «Вега», «Пионер», «Викинг», «Маринер».
Ответы: 1.23 февраля, 2.Юпитер, 3.Лунное затмение, 4.Харон, 5.Тихий Океан, 6.Титан, 7.Кассиопея, 8.Нептун, 9.Бетельгейзе, 10.«Вега».
8 ЭТАП «Т Е Р М И Н Ы».
Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
Вопросы.
- Ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела.
- Большой и исключительно яркий метеор.
- Ведущий раздел астрономии, который изучает природу небесных тел.
- Большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце.
- Наибольшее угловое удаление планеты от Солнца.
- Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца?
- Наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска.
- Поверхностный слой Луны.
- Малая планета.
- Видимая часть атмосферы Солнца.
Ответы: 1.Перигелий, 2.Болид, 3.Астрофизика, 4.Эклиптика, 5.Элонгация, 6.Астрономическая единица, 7.Фаза, 8.Реголит, 9.Астероид, 10.Фотосфера.
9 ЭТАП «С О З В Е З Д И Я».
Назовите созвездия. Правильный ответ — 2 балла.
Задания.
1.
3.
2.
4.
5.
Ответы: 1.Большая Медведица, 2.Орион, 3.Возничий, 4.Лебедь, 5.Кассиопея.
10 ЭТАП «АНАГРАММЫ»
Разгадайте анаграмму. За каждый правильный ответ — 1 балл.
* Анаграмма – слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово (например, «лиса» — «сила»).
Задания.
- Срам.
- Динар.
- Сократ.
- Урна.
- Добил.
- Карета.
- Тепло
- Улан.
- Низал.
- Каспер.
Ответы: 1.Марс, 2.Надир, 3.Кастор, 4.Уран, 5.Болид, 6.Ракета, 7.Полет, 8.Луна, 9.Линза, 10.Парсек.
11 ЭТАП «Подведение итогов».
Источник