- Океан морской старт роскосмос
- Рогозин сообщил об условии по SpaceX при продаже «Морского старта» России
- Плавучий космодром «Морской старт» от разделки на лом спасут госкомпании
- 91 млрд руб.
- 35 млрд руб.
- $150 млн
- $20 млн
- Океан морской старт роскосмос
- Проект «Морской старт»
- РКК «Морской старт»
- ОПИСАНИЕ
- ОПИСАНИЕ
- ОПИСАНИЕ
- ОПИСАНИЕ
Океан морской старт роскосмос
Во всероссийском детском центре «Океан» (ВДЦ «Океан») завершилась девятая профильная смена Госкорпорации «Роскосмос» «Морской старт». Участие приняло 180 школьников из 23 регионов России.
В рамках смены работали восемь профильных лабораторий Роскосмоса по направлениям: «Ракетостроение: старт с воды», «Спутникостроение», «3D моделирование и прототипирование», «Физика Космоса», «Робототехника: телеуправляемый подводный аппарат», «PsiFactor», «Космический Дрон», «Аварийно-спасательная служба». Занятия проходили в профильных лабораториях в течение всей смены, что позволило всем участникам познакомиться с высокими технологиями российской ракетно-космической деятельности.
Одним из самых ярких событий смены стал визит почетного гостя — летчика-космонавта, Героя России Олега Артемьева. Олег Германович принял участие в работе лаборатории «Космический Дрон». Он проектировал и собирал отдельные узлы беспилотника, провел встречу с воспитанниками профильной смены и принял участие в эстафете между юнгами «Океанской эскадры» и преподавателями профильных лабораторий.
Также в рамках мероприятий профильной смены состоялось защита проектов, над которыми участники работали в тематических лабораториях. На эллинге ВДЦ «Океан» прошел торжественный запуск макетов космических ракет, изготовленных участниками образовательной программы «Морской старт» при поддержке специалистов Государственной корпорации «Роскосмос». Акваторию бухты, где проходили запуски с воздуха контролировали специальные дроны, изготовленные ребятами на лаборатории «Космический Дрон». Подобрать с воды фрагменты ракет ребятам на ялах из лаборатории «Аварийно-спасательная служба» помогали в воде роботы, изготовленные юнгами лаборатории «Робототехника».
Результатом смены стал абсолютно новый и уникальный проект детского творчества – создание комплексной системы запуска ракет с поверхности воды. В рамках его реализации на практике был отработан полный цикл от создания изделия и пусковой инфраструктуры до осуществления запусков и проведения последующих мероприятий по возвращению отработанных элементов ракет.
Источник
Рогозин сообщил об условии по SpaceX при продаже «Морского старта» России
Россия при покупке платформы «Морской старт» у США столкнулась с ограничением использования проекта: его нельзя использовать в конкуренции с компанией Илона Маска SpaceX. Об этом на слушаниях в Госдуме рассказал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, передает ТАСС.
«Были введены конкретные жесткие ограничения при подписании этого контракта на передачу российской компании [S7] двух судов «Морского старта» — обязательство, что мы не имеем права использовать этот «Морской старт» в конкуренции с Илоном Маском», — рассказал глава госкорпорации.
Рогозин заявил, что в этом случае правительственные юристы США выступили в «качестве клиента, по сути дела, частной компании [SpaceX]».
Кроме того, добавил Рогозин, перед передачей России судов американские владельцы «выдернули и вырезали все оборудование», из-за чего их восстановление обойдется в десятки миллиардов рублей.
Идея проекта «Морской старт» появилась в 1990-х годах. Она заключается в запусках ракет-носителей из экваториальных районов Тихого океана со специальной платформы. Расположение точки запуска в низких широтах позволяет сократить затраты на топливо и увеличить доставляемую полезную нагрузку. На момент разработки и запуска проекта в нем принимали участие российская РКК «Энергия», украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш», американская корпорация Boeing и норвежское судостроительное предприятие Kvaerner. Для запусков использовалась ракета «Зенит» российско-украинской разработки и производства. Сам комплекс состоит из двух судов: платформы Odyssey и сборочно-командного судна Sea Launch Commander.
С 1998 по 2014 год было совершено более 30 запусков, однако после начала политического кризиса на Украине и прекращения сотрудничества российских и украинских компаний в космической сфере проект заморозили. Суда остались в Соединенных Штатах, основным собственником была РКК «Энергия».
В 2016 году «Морской старт» у иностранных совладельцев за $160 млн выкупила S7 Group, в апреле 2018 года сделка была закрыта, а в феврале 2020 года S7 Group начала транспортировку судов на Дальний Восток России. Но уже в конце апреля 2020 года Филев заявил о заморозке проекта. Решение продать «Морской старт» в компании объяснили крайне высокой стоимостью реализации проекта, финансовыми потерями S7 во время пандемии и необходимостью с нуля создавать береговую инфраструктуру для космодрома. Кроме того, из-за введенных Министерством обороны США ограничений любое сотрудничество иностранных компаний с собственником космодрома «Морской старт» начиная с 2023 года становится невозможным, предупреждала РКК «Энергия».
В августе 2020 года вице-премьер Юрий Борисов объявил, что под «Морской старт» будет создан специализированный оператор. «Кто будет учредителем этого оператора, вопрос еще открытый, но я думаю, что там есть место и «Роскосмосу», и «Росатому», и S7. Возможно, [среди учредителей] будут еще какие-либо фонды или банки, потому что нужны деньги», — рассказал вице-премьер. По его словам, оценочная стоимость восстановления проекта — порядка 35 млрд руб.
Источник
Плавучий космодром «Морской старт» от разделки на лом спасут госкомпании
Предварительная сумма, необходимая на восстановление космического пускового комплекса «Морской старт» (Sea Launch), составляет около 35 млрд руб., рассказал на форуме «Армия-2020» вице-премьер Юрий Борисов (цитата по «Интерфаксу»). «Старт» безусловно будет восстановлен, у меня был разговор с президентом на этот счет, добавил Борисов. Для управления комплексом будет создана новая компания, участие в ней могут принять «Росатом», «Роскосмос», S7 Group, рассказал Борисов. Неработающий «Морской старт» сейчас полностью принадлежит S7 Group Владислава Филева. Содержание комплекса обходится в $20 млн в год, рассказывал «Ведомостям» в 2018 г. тогдашний гендиректор S7 Space Сергей Сопов. В ковидный кризис S7 Group вошла с огромной для авиакомпании финансовой подушкой – свыше 20 млрд руб., рассказали два человека, близкие к S7. Но убытки из-за эпидемии будут огромными, а восстанавливается рынок авиаперевозок очень медленно. Высокий летний сезон, за счет которого пассажирские авиакомпании живут весь год, потерян, добавляет один из них. S7 серьезно и эффективно сократила расходы и не может позволить себе тратить кэш, продолжает он.
S7, если не найдет для «Морского старта» покупателя, готова просто пустить платформу на лом, рассказал человек, близкий к «Роскосмосу». На серьезное финансовое участие в проекте S7 сейчас не способна. В мае «РИА Новости» сообщило, что переговоры о покупке комплекса ведет «Росатом». «Росатом» имеет огромные финансовые ресурсы и активно ищет пути для диверсификации своего бизнеса, отсюда интерес к «Морскому старту», рассказал федеральный чиновник. Летом правительство поручило «Росатому» и «Роскосмосу» подготовить оценки и предложения по развитию проекта, рассказал человек, близкий к «Роскосмосу», эта работа еще не завершена.
Рассматривался и такой вариант, что комплекс выкупит обратно «Роскосмос», продолжает собеседник «Ведомостей», но последний не видит перспектив в проекте, который к тому же стал бы конкурентом существующим пусковым площадкам госкорпорации (прежде всего строящейся второй очереди космодрома «Восточный», с которой будет летать разрабатываемая ракета «Ангара-А5»).
91 млрд руб.
в такую сумму оценивал «Росатом» затраты на восстановление комплекса, сообщали РИА новости
S7 закрыла сделку по покупке комплекса, в состав которого входила морская пусковая платформа, командное судно, портовая инфраструктура и склады в Калифорнии, в начале 2018 г. Куплен комплекс был примерно за $150 млн у швейцарской компании Sea Launch, которая принадлежит входящей в «Роскосмос» РКК «Энергия». Пуски с «Морского старта» прекратились в 2014 г. из-за событий на Украине: украинский завод «Южмаш» отказался поставлять для него ракету-носитель «Зенит». «Роскосмос» нашел для комплекса в лице S7 частного инвестора, с которым готовы были работать украинские госпредприятия. Филев договорился о продолжении пусков с правительством США, заказал на «Южмаше» 12 ракет «Зенит» и готовился произвести первый коммерческий пуск в конце 2019 г. Но российское правительство так и не дало разрешения на поставку для «Зенитов» российских ракетных двигателей РД-171, хотя Филев приобрел комплекс под обещание, что с этим проблем не будет.
35 млрд руб.
по словам вице-премьера Юрия Борисова, необходимо для восстановления проекта. Такую оценку дала экспертная группа, добавил он
S7 Group пришлось отказаться от пусков и сделать ставку на разрабатываемую «Роскосмосом» ракету «Союз-5» («Иртыш») – она должна появиться в 2023 г. Так как с территории США запускать российскую ракету нельзя, то весь комплекс пришлось перегнать через Тихий океан в порт Славянка в Приморском крае – он прибыл в Россию в марте этого года.
Представитель S7 от комментариев отказался, представители «Роскосмоса» и «Росатома» на запросы не ответили.
$150 млн
стоимость «Морского старта» при покупке комплекса S7 у структур «Роскосмоса»
Для коммерческого успеха «Морскому старту» надо делать до пяти пусков в год, заявил Борисов. В год платформа способна делать шесть пусков, так как ей надо от порта базирования доплыть до экватора. При этом пуски с плавучей платформы не оставят без заказов космодром «Восточный», считает Борисов.
«Sea Launch имел бы значение для отечественной космонавтики, если бы производил пуски с базирующейся в США платформы. Это позволило бы проекту обойти санкции: Пентагон с 2023 г. запретил пускать свои объекты с территории России. Так как коммерческие пуски с территории России проводят в том числе сотрудничающие с Пентагоном иностранные компании, то они из опасений потерять заказы американского ведомства станут сокращать сотрудничество с «Роскосмосом». «Морской старт» был лишен таких рисков, плюс он располагал дешевой украинской ракетой», – говорит основатель проекта «Открытый космос» Виталий Егоров.
$20 млн
ежегодные расходы на содержание комплекса
«В нынешней конфигурации «Морской старт» России с коммерческой точки зрения не нужен: он действительно будет конкурировать с российской «Ангарой-А5» и космодромом «Восточный», внутренних заказов – как государственных так и коммерческих – для обоих проектов не хватит, а на мировом рынке ему тяжело будет конкурировать со SpaceX Илона Маска. Тяжело и по причине санкций, и потому, что для проекта разрабатывается новая дорогая ракета-носитель», – добавляет Егоров. Государство спасает «Морской старт», видимо, из соображений престижа – все-таки это интересный с технической точки зрения проект, единственная плавучая платформа, добавляет эксперт.
Источник
Океан морской старт роскосмос
Проект «Морской старт»
«Морской старт» (Sea Launch) — плавучий космодром для запуска ракет, а также одноименный международный консорциум по эксплуатации космодрома. Комплекс был создан для оказания услуг по запуску космических аппаратов различного назначения с мобильной стартовой платформы морского базирования на околоземные орбиты. Точка старта располагается в экваториальной зоне Тихого океана, где имеются наилучшие условия для запуска за счет эффективного использования скорости вращения Земли.
В основе комплекса два специализированных морских судна: сборочно-командное судно Sea Launch Commander- и стартовая платформа Odissey, оснащённые ракетным оборудованием.
В создании ракетно-космического комплекса участвовали ведущие предприятия отрасли: американский Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Первый пуск с платформы был осуществлён в 1999 году.
Для обслуживания комплекса и подготовки к пускам на территории США в морском порту Лонг Бич была создана необходимая инфраструктура: причалы для стоянки судов, производственно-технологические береговые объекты.
До 2014 года по программе «Морской старт» было совершено 36 успешных запусков космических аппаратов (в том числе, и тяжелых), на орбиту было отправлено более 150 000 кг полезного груза. В сентябре 2016 года S7 Group стала владельцем ракетно-космического комплекса «Морской старт». В марте 2020 года была завершена транспортировка ракетно-космического комплекса «Морской старт» в порт временного базирования на Дальнем Востоке — Славянский судоремонтный завод.
Основные преимущества РКК морского базирования:
— максимальная энергетическая эффективность пуска ракеты за счет точки старта в экваториальных водах Мирового океана (наиболее эффективно используя скорость вращения Земли);
— отсутствие политических рисков и простое межгосударственное взаимодействие: нет необходимости выделения земель под космодром и районы падения отделяющихся элементов;
— низкая стоимость эксплуатации в сравнении с наземными космодромами;
— компактность и высокая мобильность.
РКК «Морской старт»
ОПИСАНИЕ
Ракета космического назначения (РКН) «Зенит-3SL» среднего класса, способная выводить полезную нагрузку массой более 6000 кг на орбиты, переходные к геостационарным
В качестве топлива для данной РКН используются экологически чистые компоненты: жидкий кислород (окислитель) и кер. Подробнее
ОПИСАНИЕ
Ракета космического назначения (РКН) «Зенит-3SL» среднего класса, способная выводить полезную нагрузку массой более 6000 кг на орбиты, переходные к геостационарным
В качестве топлива для данной РКН используются экологически чистые компоненты: жидкий кислород (окислитель) и керосин (горючее).
На I ступень РКН устанавливаются маршевые двигатели РД-171М (производства АО «НПО Энергомаш»), которые является самым мощным в мире жидкостным ракетным двигателем.
В роли III ступени выступает разгонный блок ДМ-SL, также работающий на экологически чистых компонентах топлива.
ОПИСАНИЕ
Стартовая платформа «Odyssey»
Стартовая платформа является чрезвычайно устойчивой платформой, с которой должны выполняться операции пуска. Стартовая платформа движется на паре больших понтонов. Она является самодвижущейся посредством четырёхвинтовой двигательной установки (по два винта в каждом корпусе).
ОПИСАНИЕ
Стартовая платформа «Odyssey»
Стартовая платформа является чрезвычайно устойчивой платформой, с которой должны выполняться операции пуска. Стартовая платформа движется на паре больших понтонов. Она является самодвижущейся посредством четырёхвинтовой двигательной установки (по два винта в каждом корпусе).
Каждый винт приводится в движение сдвоенными электродвигателями постоянного тока мощностью по 3000 л.с.
Как только достигнуто местоположение пуска, эти понтоны погружаются до глубины 21,5 м (70,5 футов) для достижения устойчивой позиции пуска, при которой обеспечивается горизонтальность платформы с точностью в пределах приблизительно одного градуса.
Балластировочные баки расположены в понтонах и в нижней части колонн. Шесть балластировочных насосов, по три на каждом понтоне, обслуживают эти баки. Общая длина понтонов Стартовой платформы приблизительно 133 м (436 футов), а размеры стартовой платформы равны 78 х 66,8 м (256 х 219 футов). Её общее водоизмещение во время перехода равно приблизительно 24400 тонн (26900 коротких тонн).
Стартовая платформа имеет все необходимые системы для подъёма интегрированной ракеты-носителя в положение для пуска, для заправки ракеты-носителя, и для проведения операций пуска.
Стартовая платформа транспортирует интегрированную ракету-носитель в горизонтальном положении до стартовой площадки в закрытом ангаре на стартовой палубе. На ней также обеспечиваются места для размещения мореходного и стартового экипажей, составляющих персонал Стартовой платформы во время перехода на стартовую площадку и со стартовой площадки. После подъёма ракеты-носителя и завершения проверок всех систем пуска, все члены экипажа эвакуируются со Стартовой платформы на Сборочно-командное судно, используя переходной мостик между кораблями, или с помощью вертолёта. Операции удержания Стартовой платформы в заданной точке, и операции пуска выполняются дистанционно со Сборочно-командного судна с использованием дублированных радиочастотных линий связи между кораблями.
Источник