Океан нектара святого имени
ХАРИДАС ТХАКУР Ц УЧИТЕЛЬ СВЯТОГО ИМЕНИ.
лОкеан нектара Святого Имени» основывается на лШри-Харинама-чинтамани», книге, которая была написана Шрилой Бхактивинодой Тхакуром на языке бенгали. Эта книга построена в форме беседы между Шри Чайтаньей Махапрабху и Харидасом Тхакуром, святым вайшнавом. Жизнь и наставления Харидаса Тхакура и по сей день служат примером для всех преданных.
Харидас Тхакур был одним из ближайших сподвижников Шри Чайтаньей Махапрабху. Он родился в Бенгалии в семье влиятельного мусульманского деятеля Кази Хабибуллы за тридцать лет до явления Господа. Харидас был очень красивым ребенком, а потом и юношей, и с самого детства стал объектом бесконечной любви и нежной привязанности для всей семьи.
Если принять во внимание, что в то время приверженцев индуизма преследовали и насильственно обращали в мусульманство, нельзя не поразиться тому факту, что Харидас, рожденный в мусульманской семье, стал жемчужиной индуистского общества. Благочестивые индусы полюбили Харидаса, поскольку его сердце принадлежало Святому Имени.
В возрасте 18 лет Харидас отрекся от мирской деятельности и ушел в лес. Сотни людей приходили взглянуть на него м приносили в качестве пожертвования фрукты. Восклицая лХарибол!», он бросал эти фрукты в толпу; когда их дети подбирали, он просил их произносить Святые Имена, что те с удовольствием и делали, получая в награду еще больше фруктов. Известность Харидаса росла, и когда завистники стали беспокоить его, он отправился в другое место. Однажды богатый землевладелец, закоренелый атеист Раджа Рамачандра Кхан поклялся отвлечь его от медитации. Он обратился за помощью к проститутке, которую звали Хира. Однажды вечером она пришла в хижину Харидаса Тхакура и стала искусно соблазнять его, предлагая провести с ней ночь. Однако Харидас продолжал воспевать Святое Имя. Проникшись состраданием к неразумной женщине, он попросил ее подождать, пока он закончит повторять Святые Имена. Слушая звуки Святого Имени, исходящие из уст возвышенного преданного, проститутка решила оставить свои профессию и через три дня попросила Харидаса посвятить ее в воспевание Святого Имени. Новость о том, что Харидас Тхакур обратил проститутку в вайшнави, быстро распространилась по всей округе, и слава Харидаса безмерно выросла.
Будучи чистым преданным, Харидас Тхакур всегда проявлял удивительное смирение. Однажды землевладельцы Хиранья и Говардхан, жившие в Чандпуре, пригласили Харидаса Тхакура, чтобы обсудить с ним спорные философские вопросы. Когда речь зашла о харинаме, Харидас вступил в спор с учеными, присутствующими на встрече. Он заявил, что избавление от последствий греховной деятельности и освобождение от пут материального существования являются лишь вторичными результатами харинамы; истинная же цель Ц обретение глубокой любви к Богу. Гопал Чакраварти, эрудированный брахман, обрушился на него с резкой критикой, нор Харидас Тхакур сохранял спокойствие, не обращая внимание на оскорбления разгневанного брахмана. Однако остальные участники встречи были крайне расстроены случившимся. Заметив это, Харидас сказал, что не стоит осуждать этого брахмана, ибо споры не помогут оценить всю важность воспевания Святого Имени. Тем не менее, Кришна не простил этого брахмана Ц через три дня он заболел проказой и у него отвалился нос.
Услышав о печальной судьбе несдержанного брахмана, Харидас Тхакур очень опечалился и ушел в Шантипур. Адвайта Ачарья, живший в этом городе, взял на себя заботу о нем.
Шри Адвайта отдавал Харидасу пищу, преподнесенную предкам, которая обычно доставалась брахманам. Адвайта счел, что Харидас Тхакур находится на трансцендентном уровне и накормить его Ц все равно, что накормить миллионы брахманов. Брахманы Шантипура не смогли этого вынести и объявили Ачарью неприкасаемым. Однако позже они пожалели об этом поступке и признали, что Адвайта и Харидас Ц лсовершенные живые существа», стоящие выше мирских ограничений.
Харидас повторял триста тысяч Святых Имен ежедневно. Первые сто тысяч имен он повторял при себя, вторые Ц произносил шепотом (как джапу), а последние Ц декламировал громко и отчетливо. Постоянно пребывая в состоянии духовного экстаза, он смеялся, плакал и танцевал, а бывало, и падал на землю без сознания. Порой он вел себя как сумасшедший, однако стоило ему заговорить, как все окружающие забывали о странном поведении этого человека, восхищаясь его глубокими духовными познаниями. Люди приходили издалека, чтобы встретиться с Харидасом; и вскоре он превратился в политическую проблему для мусульман.: в то время, как мусульманское влияние повсюду возрастало, член почтенной мусульманской семьи, обращенный в индуизм, являл собой весьма досадное недоразумение. Харидаса арестовали и привели к губернатору провинции Шаху Хуссейну. Мусульманский правитель запретил ему произносить Святые Имена под страхом смерти, но Харидас спокойно ответил: лЯ не прекращу воспевать Святые Имена даже в том случае, если тело мое разрубят на куски». Оказавшись в тюрьме, Харидас тотчас же начал рассказывать о славе Святого Имени заключенным, и вскоре они тоже стали воспевать Святые Имена. Узнав об этом, Шах страшно разгневался. Он отдал приказ избивать Харидаса на двадцати двух рыночных площадях до тех пор, пока тот не умрет. Солдаты били его до, пока окончательно не обессилели, но, по милости Кришны, тело Харидаса оставалось невредимым. После этого случая молва о святом преданном, который полагался только на Святое Имя, распространилась повсюду, и даже сам Шах Хуссейн был глубоко впечатлен случившимся.
Вскоре после этого Адвайта Ачарья основал в Навадвипе общество Вайшнавов, и Харидас немедленно вступил в него. Когда Чайтанья Махапрабху начал проводить киртаны в доме Шривасы Тхакура, Харидас Тхакур одним из первых присоединился к ним. Вскоре в Навадвипу прибыл Шри Нитьянанда Прабху, и Чайтанья Махапрабху поручил Ему и Харидасу проповедовать в Навадвипе, которая являлась центром ученой элиты. Когда они шли по улицам города, воспевая Святые Имена, люди нередко принимали их за обычных попрошаек. Нитьянанда и Харидас говорили им: лНам не нужна пища или другие пожертвования, — произнесите Святое Имя Господа хоть раз Ц такова наша просьба». Так они проповедовали жителям Навадвипы, которые в большинстве своем были либо учеными пандитами, либо поклонниками Дурги Деви. В результате их проповеди даже такие грешники, как Джагай и Мадхай стали вайшнавами. За свои заслуги Харидас получил титул лнамачарья» Ц учитель и проповедник Святого Имени.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху поселился в Джаганнатха Пури, Он устроил Харидаса в соломенной хижине, находящейся под деревом, которое позже стали называть Сиддха-бакула. Шри Чайтанья Махапрабху приходил к Харидасу каждый день. К тому времени Харидас Тхакур был уже очень стар, но он продолжал повторять по Триста тысяч Святых имен ежедневно. И вот пришел тот день, когда он почувствовал, что стал слишком слаб для этого. Когда Господь Чайтанья, как обычно, пришел к нему и спросил: лХаридас, как твое здоровье?», Харидас ответил: лО Господин! С телом моим все в порядке, но вот умЕ Из-за старости я не могу выполнить свой обет». На следующий день Харидас Тхакур покинул этот мир в присутствии Господа Чайтаньи и Его преданных. Этот эпизод замечательно описан Шри Кришнадасом Кавираджей Госвами:
лШри Чайтанья Махапрабху и другие преданные подошли к Харидасу Тхакуру. Харидас тут же простерся у лотосоподобных стоп Щри Чайтаньи Махапрабху. Господь Шри Чайтанья Махапрабху спросил: »Дорогой Харидас, какие новости?» Харидас Тхакур ответил: лГосподь мой, все в моей жизни происходит по Твоей милости». Услышав эти слова, Шри Чайтанья Махапрабху стал воспевать Святые Имена. Затем Он стал превозносить трансцендентные качества Харидаса Тхакура так, словно у Него было пять ртов, и чем больше Он говорил о них, тем счастливее казался. Преданные, слышавшие слова Господа, были потрясены. Они почтительно склонились к лотосоподобным стопам ХаридасаТхакура. ХаридасТхакур усадил Шри Чайтанья Махапрабху пред собой и сосредоточил угасающий вгзляд на прекрасном лике Гсопода. Прижав прекрасные, как лотосы, стопы Шри Чайтанья Махапрабху к сердцу и коснувшись пыли со стоп всех собравшихся преданных, он стал воспевать Святые Имена Шри Кришны Чайтаньи. Он с любовью взирал на лик Господа, и слезы текли из его глаз. Повторяя имя Шри Кришны Чайтаньи, он спокойно и без сожаления покинул этот мир.
Увидев, что Харидас Тхакур покинул тело по собственной воле, подобно великому йогу, все вспомнили уход Бхишмы. Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный экстазом духовной любви, поднял тело Харидаса Тхакура и стал танцевать, держа его на руках. Увидев божественный экстаз Господа, преданные присоединились к Его пению, охваченные глубокими духовными чувствами.
Затем тело Харидаса Тхакура было водружено на повозку, и, сопровождаемое санкиртаной, было перевезено к океану. Шри Чайтанья Махапрабху омыл тело Харидаса Тхакура в водах океана и провозгласил следующее: лС этого дня это место станет великим местом паломничества». Преданные пригубили воду, которой коснулись лотосные стопы Харидаса Тхакура, а затем нанесли на его тело остатки сандаловой пасты, которой умащали тело Господа Джаганнатхи. Затем в песке вырыли могилу и положили туда тело Харидаса. Шри Чайтанья Махапрабху Своими трансцендентными руками покрыл тело Харидаса Тхакура песком, повторяя: лХарибол! Харибол!» Над этим местом был сооружен монумент, защищенный оградой. Здесь Шри Чайтанья Махапрабху пел и танцевал, и от звука Святого Имени Хари, которое произносил Шри Чайтанья, вся вселенная пришла в волнение.»
Пример Харидаса Тхакура продолжает вдохновлять преданных и по сей день. Его наставления просты: всегда наполняйте свои уста нектаром Святого Имени, которое является Самим Господом.
Шрила Бхактивинода Тхакур написал замечательное стихотворение, посвященное ХаридасуТхакуру:
Заблуждается тот,
Кто о смерти вайшнавов толкует,
Ибо жизнь продолжается в звуке!
Умирая, вайшнавы живут,
А живя, миру Имя Святое даруют!
Г Л А В А 1
НАМА-ТАТТВА Ц
ЧТО ТАКОЕ СВЯТОЕ ИМЯ?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ШРИЛЫ ПРАБХУПАДЫ О СВЯТОМ ИМЕНИ.
лТрансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — возвышенный метод пробуждения трансцендентного сознания. Все мы Ц изначально сознающие Кришну существа, но, к сожалению, наше сознание осквернено, поскольку мы соприкасаемся с материей с незапамятных времен. Материальный мир, где мы сейчас живем, называется майей, то есть иллюзией. Слова майа переводится как лто, чего нет». Что же это за иллюзия? Все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее строгих законов. Если слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, всем ясно, что он берет на себя слишком много. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на самом деле все больше и больше запутываемся в ее сетях. Мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь ее покорить, но в результате попадаем в еще большую зависимость от нее. Эта бесплодная борьба с материальной природой прекращается лишь тогда, когда мы возрождаем в себе свое истинное сознание Ц сознание Кришны.
Маха-мантра Ц трансцендентный метод возрождения изначального сознания. Произнося трансцендентные звуки Святого Имени, мы освобождаем свое сердце от страха. В основе всех страхов, терзающих человека, лежит ложное представление о том, что человек является господином своей жизни. Сознание Кришны Ц изначальное, естественное сознание живого существа. Когда мы слышим трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание пробуждается. Это простейший метод медитации рекомендован для нынешнего беспокойного века. Можно убедиться на практике, что повторение маха-мантры, которую называют также великой песнью освобождения, позволяет ощутить трансцендентный экстаз. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы пытаемся удовлетворять свои чувства, уподобляясь неразумным животным. Человек, разочарованный постоянными поисками чувственных наслаждений, занимается эмпирическим философствованием, надеясь таким образом вырваться из материальных оков. Но действительно разумный человек быстро минует этот спекулятивный уровень и пытается обнаружить высшую причину всех причин внутри и вне всего сущего. Достигнув уровня духовного понимания, он поднимается над сферами чувств, ума и интеллекта. Повторение маха-мантры является духовной деятельностью, поэтому звуковая вибрация выходит за рамки низших уровней сознания: чувственного, умственного, интеллектуального. Поэтому для того, чтобы воспевать маха-мантру, не нужно прилагать каких-либо интеллектуальных усилий. Принять участие в воспевании мантры может любой человек, даже не обладающий какими-либо особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой духовной ступени человек, воспевающий Святое Имя, не должен совершать оскорблений.
На начальных стадиях воспевания человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза. Насчитывается восемь подобных проявлений: 1) потеря дара речи; 2) испарина; 3) волосы, вставшие дыбом; 4) дрожание голоса; 5) озноб; 6) бледность кожных покровов; 7) плач; 8) духовный транс. Если человек воспевает мантру в течение продолжительного времени, он поднимается, он поднимается на определенный духовный уровень, и первый признак этого Ц желание танцевать во время пения мантры. Я нередко наблюдал это на практике. Даже ребенок может принять участие в воспевании Святых Имен. Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальной жизни, потребуется чуть больше времени, чтобы достичь столь возвышенного духовного уровня. Но если мантру воспевает чистый преданный Господа, она оказывает на слушателей сильное воздействие, поэтому, чтобы достичь ощутимого эффекта, мы должны слушать пение мантры из уст чистого преданного Господа. Кроме того, не стоит слушать, как повторяют мантру непреданные. Молоко, которого коснулись уста змеи, становится ядовитым.
Слова ХАРА Ц форма обращения к энергии Господа, а КРИШНА и РАМА Ц формы обращения к Самому Господу. Эти имена Ц Кришна и Рама — символизируют высшее духовное наслаждение, а ХАРА Ц энергию наслаждения Господа. В звательном падеже слова ХАРА звучит как ХАРЕ. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам приблизиться к Господу.
Материальная энергия, называемая майей, также является одной из многочисленных энергий Господа. Души, или живые существа, являются пограничной энергией Господа. Живые существа выше материальной энергии. Когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией ХАРОЙ, она утверждается в своем исполненном счастья изначальном состоянии.
Эти три слова: Харе, Кришна и Рама Ц трансцендентные семена божественной маха-мантры. Воспевание мантры — это духовный призыв к Господу и Его энергии, способный защитить обусловленную душу. Воспевание Святых Имен Господа подобно плачу ребенка, который скучает по своей матери. Мать ХАРА помогает преданному помогает обрести милость Господа-отца, и Господь являет себя преданному, искренне воспевающему маха-мантру.
В эпоху раздоров и лицемерия никакие другие средства не являются столь же эффективными, как пение маха-мантра:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
СЛАВА СВЯТОГО ИМЕНИ
лСвятое Имя Кришны исполнено духовного блаженства. Оно дарует человеку высочайшие духовные благословения, ибо оно Ц Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно. Оно не соприкасается с материальной энергией и не уступает Самому Кришне Своим могуществом. Имя Кришны не осквернено материальными качествами, поэтому не может быть и речи о Его соприкосновении с майей. На Святое Имя не влияют законы материальной природы, потому что Имя Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга».
лСколько нектара содержится в двух слогах лКриш-на»! Когда произносишь Святое Имя Кришны, Оно танцует у тебя на устах. Чтобы воспевать Его, хочется иметь миллионы ртов; чтобы слушать Его, хочется иметь миллионы ушей. Когда Святое Имя танцует на лотосе твоего сердца, все чувства замирают».
лВоспевание Святого Имени Ц весьма действенный метод развития любви к Богу. Оно не зависит от каких-либо внешних условий, ибо внимание Кришны можно привлечь только смирением и покорностью. Так утверждается во всех священных писаниях. Итак, тот кто ведет себя смиренно и покорно, может достичь лотосных стоп Кришны даже в эпоху Кали. Воспевание Святого Имени Ц венец всех великих жертвоприношений и подвижничества, ибо экстатическая любовь к Богу является высшим совершенством жизни. Поэтому любая деятельность, совершаемая в рамках преданного служения, должна сопровождаться воспеванием Святого имени Господа».
лСвятое Имя неотлично от Кришны, Верховной Личности Бога, и, кто бы не воспевал Его без оскорблений, Кришна тотчас лично является на языке этого человека. Поэтому преданный говорит: лКакой толк от всего лишь одного языка? Я хочу иметь миллионы языков. И какой толк от всего лишь двух глаз? С их помощью я могу охватить слишком малую часть трансцендентной природы Кришны. Я хочу иметь миллионы глаз».
Как подчеркивается в лБрихат-Нарадия пуране», воспевание Святого Имени не только чрезвычайно могущественный, но и наиболее подходящий для Кали-юги способ обретения духовного знания.
Это подтверждается и в лКали-сантарана Упанишаде», где приводится диалог между Нарадой Муни и Господом Брахмой. Беседа эта произошла в начале Кали-юги.
лНарада Муни спросил Брахму: лКак падшим спастись в Кали-югу?»
Брахма ответил: лВоистину, эта тайна, сокрытая в текстах ведических писаний. Человек, познавший ее, сможет переправиться через океан страданий Кали-юги. Чтобы обрести чистоту, следует воспевать Святые Имена Верховной Личности Бога, Нараяны».
Выслушав Брахму, Нарада Муни спросил: лЧто же это за имена?»
Брахма ответил: лХаре Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эти 16слов, состоящие из 32 слогов Ц единственный способ противостоять разрушительному воздействию Кали-юги. Изучив все Веды, я не нашел иного способа. Маха-мантра, состоящая из 16 слов, уничтожает грубые и тонкие материальные оболочки дживы. Всевышний Господь, Шри Кришна, явится перед душой, взывающей к Нему, подобно сверкающему солнцу, пробивающемуся сквозь тучи».
Шрила Санатана Госвами описывает воздействие Святого Имени следующим образом:
лСлава, слава всеблагому Святому Имени Кришны! Оно побуждает преданных забыть религиозные обязанности, сосредоточенную медитацию и ритуальное поклонение. Если человек хотя бы раз произнесет Святое Имя Господа, оно дарует ему освобождение. Святое Имя Кришны — божественный нектар. Оно — моя жизнь и мое единственное богатство».
В лБрихад-Вишнупуране» утверждается следующее:
лВоспевая Святое Имя Хари, грешник избавляется от большего количества грехов, чем он способен совершить за всю. Свою жизнь».
Святое Имя проявляет Свое могущество даже тогда, когда произносится неосознанно или ненамеренно. Этот момент прекрасно иллюстрирует история о мусульманине, у которого случилось сильное расстройство желудка от испорченного мяса. Он бросился в лес, чтобы справить нужду, однако после этого так ослабел, что не мог даже встать на ноги. За ним наблюдал дикий кабан, считавший человеческие испражнения деликатесом и с нетерпением ожидавший возможности полакомиться ими. В конце концов, не выдержав, он напал на беднягу и проткнул его своими клыками. Умирая, мусульманин воскликнул: лХарирама»!
лХарирама» Ц это арабское слово, которое можно перевести как лпроклятие». В нем содержатся слоги Святого Имени лРама», поэтому мусульманин, случайно произнесший это слово, обрел мокшу. Таков результат неосознанного повторения Святого Имени. Исходя из этого, можно представить, насколько могущественно постоянное и осознанное воспевание Святого Имени.
В лЧайтанья-чаритамрите» сказано следующее:
лСамым важным из 9 видов преданного служения является неустанное воспевание Святого Имени Господа. Если человек делает это, избегая оскорблений, он обретет сокровище любви к Богу».
До тех пор, пока мы находимся на стадии нама-апарадхи или нама-бхасы, воспевание не всегда будет приносить нам удовольствие. Тем не менее, продолжая воспевать Святое Имя, мы, несомненно, придем к соприкосновению с истинной природой Кришны. Шрила Рупа Госвами сравнивал трудности этого периода с состоянием человека, страдающего желтухой:
лСвятое Имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Язык больного желтухой авидьи (невежества) не способен ощущать вкус сладкого, но если он будет внимательно повторять эти сладостные Имена, к его языку вернется способность наслаждаться сладким вкусом, и со временем болезнь отступит».
В лБрихад-вишну-сахасра-нама-стотре» перечисляется 1000 имен Вишну. Поскольку Господь имеет такое множество имен, может возникнуть вполне резонный вопрос о том, какое из них следует повторять. По этому поводу Господь Шива сказал своей супруге, Дурге, следующее:
лЯ повторяю Святое Имя Рама, безмерно наслаждаясь его прекрасным звучанием. Святое Имя Рамачандры равноценно 1000 Святых Имен Господа Вишну».
В лБрахманда пуране» утверждается следующее:
лБлагие плоды троекратного произнесения 1000 Имен Вишну могут быть обретены одним упоминанием Святого Имени Кришны».
Иными словами, Имя Кришны в 3 раза могущественнее Имени Рама, а одно Имя Рамы равноценно 1000 Имен Вишну. Это дает нам некоторое представление о том, насколько могущественны Имена Кришны и Рамы.
Существует определенная связь между воспеванием Святого Имени и различными уровнями преданного служения. По тому, как вайшнав воспевает Святое Имя, можно распознать его духовный уровень. Господь Чайтанья объяснял это следующим образом:
лПервоклассный вайшнав Ц тот, в присутствии которого другие начинают повторять Имя Кришны, даже против своего желания».
Шрила Прабхупада являлся вайшнавом наивысшего уровня, ибо по его милости очень многие люди обрели возможность воспевать Святое Имя Кришны.
СМЫСЛ СВЯТОГО ИМЕНИ
Считается оскорбительным давать произвольные толкования Святому Имени, поскольку верное толкование уже было дано священными писаниями и Шрилой Прабхупадой.
Харе Кришна маха-мантра состоит из 32 слогов и трех различных Имен: Харе, Кришна и Рама. лКришна» переводится как лпривлекательный для каждого». Слог криш отображает аспект привлекательности Господа, а слог на происходит от слова ананда, которое переводится как лдуховное блаженство». Таким образом, Святое Имя Кришны символизирует как аспект привлекательности Господа, так и аспект Его наслаждения. В словаре лНирукти» приводится следующее объяснение: слог криш может переводиться как лприводить», либо как лвсе сущее», а слог на означает лпрекращение». Таким образом, слово лКришна» переводится также как лприводящий к себе обусловленные души» и лразрывающий цепь рождений и смертей».
лРама» переводится как лдуховное наслаждение». Это Имя Шри Баларама, а также Шри Рамачандры. Как-то в Хайдарабаде два санньяси из нашего Движения поспорили между собой о том, к Баларама или Рамачандре относится слово лРама». В конце концов они решили обратиться к Шриле Прабхупаде, чтобы узнать сиддханту (окончательный, не подлежащий сомнению вывод). Шрила Прабхупада ответил: лПо мнению великих вайшнавов, между Баларамой и Рамачандрой не существует разницы, поскольку оба являются воплощениями Господа. Таким образом, слово лРама» равным образом относится и к Балараме, и к Рамачандре».
лХаре» Ц звательная форма слова лХари», Имени Кришны, которое переводится как лдарующий освобождение». Однако Имя лХаре» может относиться и к другой личности. Когда Шукадева Госвами рассказывал лШримад-Бхагаватам», он старался не произносить Имени Радхарани, ибо как только эти два слога Ц ра-дха Ц касались его слуха, он сразу погружался в трансцендентный экстаз. Произнося имя Шримати Радхарани, лучшей из всех гопи, Шукадева Госвами так погружался в мысли о Ней, что был не в состоянии продолжать беседу. Поэтому он только однажды упомянул слово арадхитах, которое переводится как лгопи, которая лучше всех служит Кришне». Это едтнственное упоминание о Шримати Радхарани в лШримад-Бхагаватам». Шукадева Госвами никогда не произносил Имя Радхи, поскольку, в противном случае, он не смог бы завершить свой рассказ, обращенный к Махарадже Парикшиту. Хара Ц это одно из имен Радхарани, а слово Харе Ц звательный падеж этого Имени. Итак, слово лХаре» может равным образом относиться и к Господу Хари, и к Шримати Радхарани.
В заключение следует сказать, что маха-мантра олицетворяет собой следующую молитву: лО энергия Кришны (Харе, Радхе), о Кришна, пожалуйста, займите меня преданным служением».
Слова лХаре Кришна» нужно рассматривать как обращение: лО мой Господь, о энергия Господа».
Именно так объяснял смысл маха-мантры Шрила Прабхупада, и нам не следует выдумывать собственные толкования.
БЛАГОТВОРНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СВЯТОГО ИМЕНИ
Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
Шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
Анадамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
Сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам
лДа восторжествует слава Святого Имени Господа Кришны, которое очищает зеркало сердца от скверны и гасит пожар страданий материального существования. Святое Имя подобно растущей луне, дарующей белый лотос удачи всем живущим. Святое Имя Господа является смыслом и целью всех познаний Ц как материальных, так и духовных. Воспевание Святого Имени Господа увеличивает океан трансцендентного блаженства. Оно дарует надежду всем страждущим и позволяет им в полной мере наслаждаться духовным нектаром».
В приведенном стихе упомянуты семь духовных благословений, которые дарует воспевание Святого Имени Господа:
1. Чето-дарпана-марджанам. Очищение сердца. Материальный ум подобен зеркалу, покрытому пылью многочисленных материальных впечатлений, которые накапливались в течение долгого времени. Подобные лнакопления» препятствуют верному восприятию вечной природы души. лПылинки», покрывающие зеркало ума, имеют весьма тонкую природу. Они состоят, главным образом, из желаний наслаждаться отдельно от Кришны, а также из дурных привычек, анартх. Воспевание Святого Имени очищает ум от этой скверны, позволяя возродиться изначальной духовной природе ума. Освобожденный ум способен познать истинную сущность души. Шрила Прабхупада часто сравнивал этот процесс с пробуждением от тяжелого сна.
2. Бхава-маха-дава-агни-нирвапанам. Воспевание Святого Имени гасит пожар материального существования, избавляя живое существо от страданий. Каждое утро, вознося молитвы духовному учителю, мы повторяем следующие слова:
лДуховный учитель получает благословения из океана милости. Подобно тому, как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, духовный учитель гасит пылающий пожар материального существования и спасает людей, охваченных этим пламенем».
Пожар материального существования гасят божественные звуки Святого Имени, а Святое Имя мы получаем от духовного учителя. Шрила Прабхупада утверждал, что самое важное из наставлений духовного учителя Ц повторять ежедневно шестнадцать кругов маха-мантры.
3. Шреях-каирава-чандрика-витаранам. Воспевание Святого Имени подобно прохладному лунному свету, в сиянии которого распускается белый лотос удачи. Белые лотосы распускаются только тогда, когда их лепестков коснется лунный свет. Подобно этому, лунный свет святого Имени открывает перед человеком возможность избавиться от последствий греховных деяний, совершенных ранее.
4. Видья-вадху-дживанам. Воспевание Святого Имени Ц суть всех духовных познаний. Санскритское слово вадху переводится как лневеста»; в сердце преданного, воспевающего Святое Имя, является Бхакти-деви, невеста Господа, вместе с двумя своими сыновьями: знанием и отречением. Святое Имя пробуждает в сердце духовное начало и избавляет живое существо от материальных привязанностей.
5. Анада-амбудхи-вардханам. Воспевание Святого Имени является основой плодотворной духовной жизни. Иными словами, духовная жизнь рождается из воспевания Святого Имени, подобно тому, как огромное дерево вырастает из маленького семечка.
6. Прати-падам пурна-амрита-асваданам. Воспевание святого Имени дарит нам вкус божественного нектара. Шрила Бхактивинода Тхакур писал:
лСвятое Имя Ц бутон цветка божественной любви, обитель удивительных духовных вкусов. По мере того, как Святое Имя распускается, подобно прекрасному цветку, оно являет моему взору свою божественную форму и качества, которые похищают мое сердце и навеки приковывают его к Кришне. Когда цветок Святого Имени распускается полностью, он позволяет мне приобщиться к любовным развлечениям Враджи. Святое Имя Господа дарует мне вечное духовное тело и безжалостно рушит материалистический образ мыслей. Имя Кришны Ц божественный философский камень, сокровищница духовной реальности. Оно является олицетворением чистой расы. Когда все препятствия, стоящие на пути к чистому воспеванию Святого Имени будут преодолены, мне откроется истинное счастье».
7. Сарва-атма-снапанам. Воспевание Святого Имени охлаждает горячие головы живых существ, влачащих жалкое существование в материальном мире. Желание наслаждаться материальной жизнью подобно огню, побуждающему обусловленную душу жить греховной жизнью, порой даже против собственной воли. В лБхагавад-гите» Господь Кришна утверждает следующее:
лЭто лишь вожделение, Арджуна. Оно рождается от соприкосновения с гуной страсти и перерастает в гнев; оно Ц греховный, всепожирающий враг этого мира».
Воспевание Святого Имени гасит огонь вожделения и кладет конец материальной жизни. Тот, кто искренне воспевает и слушает Святое Имя, сможет помнить о Господе в час смерти и, благодаря этому, будет вознесен в духовное царство.
СВЯТОЕ ИМЯ — ЮГА-ДХАРМА
лв век Кали нет религиозной деятельности благотворнее, чем воспевание Святого Имени, которое является сердцем всех ведических гимнов.
Воспевание Святого Имени Ц юга-дхарма, метод религиозного поклонения, рекомендованный для века Кали. В лШримад-Бхагаватам» о различных эпохах и соответствующих им юга-дхармах сказано следующее:
1. Сатья-юга: медитация на Вишну;
2. Трета-юга: совершение жертвоприношений;
3. Двапара-юга: поклонение Божеству Господа;
4. Кали-юга: воспевание Святого Имени Господа.
Духовное благо, которое в предыдущие эпохи достигали следованием соответствующим юга-дхармам, в Кали-югу даруется людям, которые воспевают Святые Имена Господа. Господь Чайтанья Махапрабху говорил:
лВ Ввек Кали Святое Имя Господа является воплощением Господа Кришны. Воспевая Святое Имя, человек обращается с Господом, такой человек получает духовное освобождение».».
Интересное утверждение содержится в лШри Кришна-самхите» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он пишет, что проанализировав уровни духовного развития людей, мудрецы прошлого указали Святые Имена, наиболее благотворные для людей каждой эпохи; такие Имена известны как тарка-брахма-нама.
Святые Имена, дарующие освобождение в Сатья-югу, таковы:
Нарайана-пара веда нарайана-паракшарах
Нарайана-пара муктир нарайана-пара гатих
лГосподь Нараяна Ц высшая цель знания. Более того, Господь Нараяна есть высшее освобождение».
Эта молитва олицетворяет почтение и благоговение перед величием Абсолютной Истины, являющей Себя в облике Нараяны. Итак, в Сатья-югу дух преданности выражался, главным образом, в шанта-расе (почтении) и, в меньшей степени, в дасья-расе (служении).
Для следующей эпохи, трета-юги, была составлена такая тарака-брахма-нама:
Рама нарайанананта мукунда мадхусудана
Кршна кешаве камсаре харе ваикунтха вамана
лЯ поклоняюсь Всевышнему Господу, произнося Его божественные Имена: Рама, Нараяна, Ананта, Мукунда, Мадхусудана, Кришна, Кешава, Касари, Хари, Вайкунтха и Вамана».
Все эти Имена Господа тоже указывают на доблесть Нараяны. Однако Имена Мадхусудана (лубивший демона Мадху») и Касари (лвраг Камсы») имеют отношение к расе дружбы (сакхья). Друзья Кришны нередко употребляют эти имена, обращаясь к Нему. Таким образом, в трета-югу в полной мере проявлена дасья-раса и в некоторой степени Ц сакхья-раса; однако по-прежнему превалирует дух преклонения и благоговения.
В Двапара-югу, эпоху, предшествующую Кали-юге, для достижения лсвобождения рекомендовалась следующая мантра:
Харе мураре мадху-каитабхаре
Гопала говинда мукунда шауре
Йаджнеша нарайана кршна вишно
Нирашрайам мам джагадиша ракша
лО Господь Хари, враг демонов Муры, Мадху и Кайтабхи; о Гопала, Говинда, Шаури; О Мукунда, дарующий освобождение; о Нараяна, властелин жертвоприношений; о Кришна, О Вишну, о Господь вселенной, пожалуйста, защити меня, ибо у меня нет иного прибежища».
Имена, перечисленные в данном стихе, свидетельствуют о том, что Господь является единственным прибежищем для беззащитных живых существ. На этой стадии преобладают шанта, дасья, сакхья и ватсалья.
Тарака-брахма-намой для века Кали является маха-мантра:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Шрила Бхативинода Тхакур описывает исключительность маха-мантры следующими словами:
лКришна и Рама Ц самые сладостные Имена Господа. В этом стихе отсутствует молитва как таковая, но он свидетельствует о сильной привязанности к Господу, обусловленной пробуждением духовных рас. В этой молитве отсутствует упоминание о доблести Господа и молитвы об освобождении; эта мантра указывает лишь на то, что любая душа наделена любовным влечением к Высшей Душе. Эта молитва предназначена для тех, кто идет по пути мадхурья-расы (супружеской любви). Постоянное размышление над величием этих Имен есть высшая форма поклонения Господу».
Источник