- Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны»
- Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны».
- Урок окружающего мира «Вода на Земле. Океаны и моря». 2-й класс
- ХОД УРОКА
- I. Орг момент.
- II. Повторение ранее изученного материала по разделу “Формы поверхности Земли”.
- III. Работа по теме урока.
- IV. Подведение итогов урока.
- Урок по окружающему миру «Материки и океаны». 2-й класс
- Презентация к уроку
- Ход урока.
- 1. Организационный момент.
- 2. Актуализация знаний.
- 3. Постановка проблемы.
- 4. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.
- 5. Первичное применение нового знания.
- 6. Первичное закрепление нового материала.
- 7. Изучение нового материала.
- 8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
- 9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.
- 10. Домашнее задание.
Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны»
Разместил: LifeWomens | Прочитано: 80855 | Дата: 2014-11-05 11:43:14 |
Мы живем на планете Земля, которая такая большая, что рассмотреть ее можно, только если подняться высоко-высоко в космос. Для того чтобы иметь представление как выглядит наша планета, были придуманы карты и глобусы, которые являются уменьшенной копией нашего мира. Присмотревшись внимательнее, вы поймете, насколько интересен и разнообразен окружающий мир.
Что такое материк?
Если взглянуть на глобус, то можно увидеть на синем фоне окрашенные в желтые, коричневые и зеленые цвета участки – это материки, то есть участки суши с горами, равнинами, реками и озерами. Есть всего шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Особенности материков
Евразия является самым большим материком и разделяется на две части, одна из них называется Европа, а другая – Азия. Здесь расположилась самая большая страна – Россия, самые высокие горы под названием Гималаи и самое глубокое озеро Байкал. На Юге Евразии очень тепло, а на Севере есть самый холодный населенный пункт на Земле – Полюс холода Оймякон.
Африка располагается на экваторе и считается самым теплым материком. Здесь находится огромная пустыня Сахара, растут деревья баобабы и густые тропические леса. В Африке есть знаменитый вулкан Килиманджаро, а также крупные озера: Виктория, Танганьика и Чад, протекает одна из самых длинных рек Нил.
В Северной и Южной Америках много крупных рек и озер. В Северной Америке находится одна из самых больших рек мира Миссисипи, а в Южной Америке протекает самая длинная и полноводная на Земле река Амазонка.
Австралия отличается большим количеством пустынь. Мелкие реки и озера во время летней жары высыхают, но Австралия богата подземными водами. Здесь живут такие уникальные животные, как кенгуру, коала, утконос, ехидна, и растут бутылочные деревья и эвкалипт.
Материк, на большей площади которого никто не живет – это Антарктида. Здесь находится Южный полюс – самая холодная точка Земли. Единственными местами, пригодными здесь для жизни, являются прибрежные зоны. Там вместо растений и деревьев можно найти только мхи, лишайники и водоросли, а из животных встречаются тюлени, пингвины и буревестники.
Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны».
Роль материков в окружающем мире
Материки играют важную роль в жизни людей и наземных животных, так как предоставляют огромную территорию, защищенную от воды.
Что такое океан?
На глобусе видно, что большая часть Земли окрашена в синий цвет. Так обозначается вода. Океаны – это самые большие участки соленой воды, омывающие материки и острова. На Земле всего пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.
Особенности океанов
Тихий океан считается самым большим. В нем находится самое глубокое место в мире – Марианская впадина.
Атлантический океан меньше Тихого, он имеет вытянутую форму и славится очень высокими волнами.
Индийский океан намного теплее других, даже в его самой северной части.
Северный Ледовитый океан находится на северном полюсе, большая его часть покрыта толстым слоем льда и снега.
Южным океаном называют воды, омывающие Антарктиду.
Роль океанов в окружающем мире.
Все пять океанов вместе образуют один мировой океан. Это огромное пространство для жизни водоплавающих животных. Вода с поверхности океана испаряется и приносит нам дожди, совершая круговорот воды в природе.
Надеемся, что данная статья будет полезной Вам и Вашему ребенку при выполнении домашнего задания во 2 классе, по предмету «Окружающий мир», теме «Материки и океаны».
Источник
Урок окружающего мира «Вода на Земле. Океаны и моря». 2-й класс
Класс: 2
1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.
1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.
1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;
2) воспитание любви к Родине.
Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.
Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, соль, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.
ХОД УРОКА
I. Орг момент.
Проверь, дружок,
Всё в порядке:
книжки, ручки и тетрадки?
II. Повторение ранее изученного материала по разделу “Формы поверхности Земли”.
– Мы живём на планете Земля. (Слайд № 2 )
– Назовите основные формы поверхности Земли. (Слайд № 3)
– О какой форме поверхности земли идет речь?
Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака. (гора) (Слайд № 4)
– Есть ли в нашей области горы? (Слайд № 5)
Это ровная поверхность,
Есть леса, но нету гор. (равнина) (Слайд № 6)
– Какие бывают равнины? (плоские и холмистые) (Слайд № 6)
– Назовите сходство гор и холмов. (Слайд № 7) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).
– Определите холм и ли гора? (Слайд 8) В чём их отличие?
– Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. (Слайд № 9) (Горы – коричневым, а равнины – зелёным)
– А почему тогда нашу землю называют “ Голубой планетой?” (Слайд № 10)
III. Работа по теме урока.
Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?
Тема урока “Вода на Земле. Океаны и моря”. (Слайд №11)
1) Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши. (Слайд № 12)
(Посмотрите диаграмму в рабочей тетради с.4)
– Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.)
Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.
2) Работа по карте полушарий. (Слайд № 12)
– Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны – это огромные пространства воды.
– Какие мы знаем океаны? (показ)
Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем.
Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:
– А что больше по площади поверхности океан или море?
– А по количеству? (морей много, их 50, а океанов – 5).
(Закрепление понятий – океан, море.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Показать, как вода движется в океане – волнами).
3) Работа по карте РОССИИ: (Слайд №13) Россия большая держава, омывают её 3 океана. (Показ)
– Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).
– Какие моря ещё знаете?
– Какой русский художник любил изображать море? (Айвазовский) (Слайд № 14, 15)
4) Исследовательская работа.
Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.
– Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. (проблемн. ситуация)
Давайте проведём исследование.
Опыт. В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (Работа в паре)
– Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. (Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)
– А как нам обратно получить соль? (проблемн. ситуация)
(Опыт описан в рабочей тетради с. 4.)
– А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)
– А вы в море купались?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы на море живём
Мы по морю плывём.
Раз взмах, два взмах.
– Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!
– Какие правила поведения на море знаете?
– А что нам советует учебник.
Работа по учебнику с. 5. Правила поведения на море.
5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.
Вся жизнь на нашей планете связана с водой. (Слайд №16)
Учитель: Почему так говорят “ Кругом вода, а с питьем беда”? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.
Солёная, а как же там обитают различные животные? (предположения детей)
– Многие живые существа приспособились жить в морской воде.
– Каких морских обитателей знаете? (Слайд №17)
– Как люди используют богатства морей и океанов? (Слайд №18)
– Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (Слайд №19)
Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)
На побережье строят санатории, дома отдыха. (Слайд № 20, 21)
По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Рассматривание рис. На 7 стр. учебника.
– НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)
– Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы. (Слайд № 22, 23)
Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)
Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны. (Слайд № 24)
IV. Подведение итогов урока.
Самостоятельная работа. (Слайд №25)
Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку – тест. (Вывод-итог зачитывается вслух). См. приложение № 1.
Домашнее задание: (Слайд № 26) с.7 учебника. Сочинить “Сказку о рыбаке и рыбке” на новый лад.
Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:
- Какие “цветные” моря есть на Земле?
- В каком море охотятся, судя по его названию.
- Какое море есть “среди земли”?
- Есть ли “неживое” море?
Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?
Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую. (Дети прикрепляют и получается “ручеёк”)
– Что у нас получилось? (ручеёк, речка) А о них мы узнаем на следующем уроке.
Источник
Урок по окружающему миру «Материки и океаны». 2-й класс
Класс: 2
Презентация к уроку
Цели урока:
- Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».
- Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.
- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
— Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
Сейчас урок окружающего мира, прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.
2. Актуализация знаний.
— Как называются линии, соединяющие два полюса?
— Меридианы. (Ученик показывает на карте).
-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?
—На западное и восточное. (Ученик показывает на карте).
— Как называются линии, пересекающие меридианы?
— Параллели. (Ученик показывает на карте).
— Как называется самая длинная параллель?
— Экватор. (Ученик показывает на карте).
— На какие два полушария делит экватор Землю?
-Северное и Южное. (Ученик показывает на карте).
На экране появляются слова:
Меридианы, параллели,экватор.
— Что объединяет все эти слова?
— Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.
-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?
— Мы думаем во время путешествий.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие.
-Кто первым в мире совершил кругосветное плавание?
-А что доказал он своим плаванием?
-Доказал шарообразность Земли.
-Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!
-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?
— Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).
— Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)
— Что такое глобус? (Модель Земли)
— Что такое карта?
-Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
— Что удобнее взять в дорогу?
— Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.
— В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.
— Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
— Теперь двигаемся по восточному полушарию.
— Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)
3. Постановка проблемы.
— На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)
— Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
— Какое общее название они имеют?
— Они называются океанами.
— Раньше они были предметом нашего обсуждения?
— Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
— Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
— Какое общее название они имеют?
— Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
— Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.
— Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».
— А теперь давайте поставим цель урока.
— Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.
Слайд 5. Появляются цели урока.
4. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.
— Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?
— Проверим свои предположения по учебнику на стр.96.
— Делаем вывод, что же такое материки?
— Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.
Работа по карте.
— Сколько всего материков?
— Всего материков шесть.
— Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 и Рабочую тетрадь стр. 31, №1.
— Все ли материки повстречались нам в пути?
— Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)
— Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка и заполните таблицу в РТ.
Работа в группах. Каждая группа делает выводы по одному материку и заполняет таблицу.
Затем проверяем и заполняем все свои тетради.
5. Первичное применение нового знания.
— Какой материк самый маленький?
Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк.
— Оппосум – ночной житель Австралии.
Дикая собака Динго — самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.
— Какой материк самый большой?
Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.
— Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.
— Какие материки находятся в западном полушарии?
-Северная Америка и Южная Америка.
Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самых влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.
-А какой материк самый холодный?
-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.
6. Первичное закрепление нового материала.
— Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?
— Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.
-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?
— Они обе в южном полушарии.
— На каких материках много равнин?
— Это Южная Америка и Евразия.
— Где самые высокие горы?
7. Изучение нового материала.
Давайте рассмотрим океаны и сравним их.
— Сколько всего океанов? ( 4)
— Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?
— Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)
— Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)
Слайд 42.
-Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый.
Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.
— Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?
— Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)
— Какой океан омывает все материки кроме Австралии?
— Какой океан омывает сразу четыре материка?
— Индийский. (Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду)
— А какой океан омывает сразу пять материков?
— Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию)
— В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
— Это Восточное и Северное.
— А кто знает, какая вода в океанах и морях?
-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. — Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу . Это части Старого Света.
А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последователь-ности люди открывали эти земли. Это части нового света.
Слайд 43 .
— В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?
— В Европе, Азии и Африке.
-Какие части света относятся к новому свету?
— Америка, Австралия, Антарктида.
-Сколько всего частей света?
—Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.
Слайд 44. Работа с таблицей.
— Какая часть света состоит из двух материков?
— Америка. (Северная и Южная)
— Какие части света находятся на одном материке?
— Европа и Азия на материке Евразия.
8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию и рассказать о нём.
— о самом жарком материке;
9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.
— Что нового узнали?
— Как узнали, что помогло?
— Где пригодятся знания?
— Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
10. Домашнее задание.
Слайд 45.
Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.
Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».
Источник