Океаны это определение для 2 класса по окружающему миру

Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны»


Разместил: LifeWomens Прочитано: 80855 Дата: 2014-11-05 11:43:14

Мы живем на планете Земля, которая такая большая, что рассмотреть ее можно, только если подняться высоко-высоко в космос. Для того чтобы иметь представление как выглядит наша планета, были придуманы карты и глобусы, которые являются уменьшенной копией нашего мира. Присмотревшись внимательнее, вы поймете, насколько интересен и разнообразен окружающий мир.

Что такое материк?

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть на синем фоне окрашенные в желтые, коричневые и зеленые цвета участки – это материки, то есть участки суши с горами, равнинами, реками и озерами. Есть всего шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Особенности материков

Евразия является самым большим материком и разделяется на две части, одна из них называется Европа, а другая – Азия. Здесь расположилась самая большая страна – Россия, самые высокие горы под названием Гималаи и самое глубокое озеро Байкал. На Юге Евразии очень тепло, а на Севере есть самый холодный населенный пункт на Земле – Полюс холода Оймякон.

Читайте также:  Положение атлантического океана областях климата

Африка располагается на экваторе и считается самым теплым материком. Здесь находится огромная пустыня Сахара, растут деревья баобабы и густые тропические леса. В Африке есть знаменитый вулкан Килиманджаро, а также крупные озера: Виктория, Танганьика и Чад, протекает одна из самых длинных рек Нил.

В Северной и Южной Америках много крупных рек и озер. В Северной Америке находится одна из самых больших рек мира Миссисипи, а в Южной Америке протекает самая длинная и полноводная на Земле река Амазонка.

Австралия отличается большим количеством пустынь. Мелкие реки и озера во время летней жары высыхают, но Австралия богата подземными водами. Здесь живут такие уникальные животные, как кенгуру, коала, утконос, ехидна, и растут бутылочные деревья и эвкалипт.

Материк, на большей площади которого никто не живет – это Антарктида. Здесь находится Южный полюс – самая холодная точка Земли. Единственными местами, пригодными здесь для жизни, являются прибрежные зоны. Там вместо растений и деревьев можно найти только мхи, лишайники и водоросли, а из животных встречаются тюлени, пингвины и буревестники.

Окружающий мир 2 класс «Материки и океаны».

Роль материков в окружающем мире

Материки играют важную роль в жизни людей и наземных животных, так как предоставляют огромную территорию, защищенную от воды.

Что такое океан?

На глобусе видно, что большая часть Земли окрашена в синий цвет. Так обозначается вода. Океаны – это самые большие участки соленой воды, омывающие материки и острова. На Земле всего пять океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.

Особенности океанов

Тихий океан считается самым большим. В нем находится самое глубокое место в мире – Марианская впадина.
Атлантический океан меньше Тихого, он имеет вытянутую форму и славится очень высокими волнами.
Индийский океан намного теплее других, даже в его самой северной части.
Северный Ледовитый океан находится на северном полюсе, большая его часть покрыта толстым слоем льда и снега.
Южным океаном называют воды, омывающие Антарктиду.

Роль океанов в окружающем мире.

Все пять океанов вместе образуют один мировой океан. Это огромное пространство для жизни водоплавающих животных. Вода с поверхности океана испаряется и приносит нам дожди, совершая круговорот воды в природе.

Надеемся, что данная статья будет полезной Вам и Вашему ребенку при выполнении домашнего задания во 2 классе, по предмету «Окружающий мир», теме «Материки и океаны».

Источник

Урок окружающего мира «Вода на Земле. Океаны и моря». 2-й класс

Класс: 2

1) проверить и углубить знания учащихся о формах поверхности Земли и их условных обозначениях на физической карте;
2) дать понятие о Мировом океане и представление об океанах и морях;
3) расширить знания учащихся о многообразии организмов, населяющих воды Мирового океана.

1) развивать память, логическое мышление;
2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, объясняя приспособленность к среде обитания.

1) воспитывать любовь к растительному и животному миру;
2) воспитание любви к Родине.

Учащиеся должны знать, что такое море и океан, а также уметь распознавать моря и океаны на физической карте.

Оборудование: мультимедийный проектор, для опыта: стаканчики, палочки, соль, учебники О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс; рабочие тетради О.Т. Поглазова Окружающий мир, 2 класс.

ХОД УРОКА

I. Орг момент.

Проверь, дружок,
Всё в порядке:
книжки, ручки и тетрадки?

II. Повторение ранее изученного материала по разделу “Формы поверхности Земли”.

– Мы живём на планете Земля. (Слайд № 2 )

– Назовите основные формы поверхности Земли. (Слайд № 3)

– О какой форме поверхности земли идет речь?

Носит бабка снежную шапку,

Каменные бока закутаны в облака. (гора) (Слайд № 4)

– Есть ли в нашей области горы? (Слайд № 5)

Это ровная поверхность,

Есть леса, но нету гор. (равнина) (Слайд № 6)

– Какие бывают равнины? (плоские и холмистые) (Слайд № 6)

– Назовите сходство гор и холмов. (Слайд № 7) (Это возвышенности. Различают части: подошва, склон, вершина).

– Определите холм и ли гора? (Слайд 8) В чём их отличие?

– Каким цветом на карте обозначают горы и равнины? Покажите на карте. (Слайд № 9) (Горы – коричневым, а равнины – зелёным)

– А почему тогда нашу землю называют “ Голубой планетой?” (Слайд № 10)

III. Работа по теме урока.

Сегодня мы продолжим изучение нашей планеты. Вы уже, наверно, догадались, что будем изучать?

Тема урока “Вода на Земле. Океаны и моря”. (Слайд №11)

1) Вводное слово учителя: Да на нашей планете больше воды, чем суши. (Слайд № 12)

(Посмотрите диаграмму в рабочей тетради с.4)

– Что можете сказать о соотношении воды и суши на земле? (Если всю поверхность Земли изобразить в виде круга и разделить его на 10 частей. То 3 части займёт суша и 7 частей вода.)

Нашу Планету можно было назвать планетой ОКЕАНОВ. Вся Вода на земном шаре называется Мировым океаном.

2) Работа по карте полушарий. (Слайд № 12)

– Весь Мировой океан делится на пять частей, то есть пять океанов. Океаны – это огромные пространства воды.

– Какие мы знаем океаны? (показ)

Учитель: Часть океана, которая расположена вдоль берега материков, называется морем.

Сравнительные размеры морей и океанов и количественное соотношение:

– А что больше по площади поверхности океан или море?

– А по количеству? (морей много, их 50, а океанов – 5).

(Закрепление понятий – океан, море.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Показать, как вода движется в океане – волнами).

3) Работа по карте РОССИИ: (Слайд №13) Россия большая держава, омывают её 3 океана. (Показ)

– Особенно много морей вдоль северных берегов России (назвать и показать).

– Какие моря ещё знаете?

– Какой русский художник любил изображать море? (Айвазовский) (Слайд № 14, 15)

4) Исследовательская работа.

Морей много. И вода в них МОРСКАЯ.

– Кто был на море? Какая на вкус морская вода? А почему? Есть соль в воде, а мы её не видим. (проблемн. ситуация)

Давайте проведём исследование.

Опыт. В стаканчики с водой добавим немного морской соли, размешаем. (Работа в паре)

– Что заметили? (соль растворилась) Сделайте вывод. (Вода – растворяет соль, поэтому морская вода солёная)

– А как нам обратно получить соль? (проблемн. ситуация)

(Опыт описан в рабочей тетради с. 4.)

– А вы на море пили морскую воду? (Нет, морскую воду пить нельзя!)

– А вы в море купались?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы на море живём

Мы по морю плывём.

Раз взмах, два взмах.

– Стойте, стойте, далеко нельзя заплывать!

– Какие правила поведения на море знаете?

– А что нам советует учебник.

Работа по учебнику с. 5. Правила поведения на море.

5) О роли воды и богатств морей и океанов в жизни человека.

Вся жизнь на нашей планете связана с водой. (Слайд №16)

Учитель: Почему так говорят “ Кругом вода, а с питьем беда”? Ответ: это о морской воде так говорят, потому что она соленая.

Солёная, а как же там обитают различные животные? (предположения детей)

– Многие живые существа приспособились жить в морской воде.

– Каких морских обитателей знаете? (Слайд №17)

– Как люди используют богатства морей и океанов? (Слайд №18)

– Рыба — один из главных продуктов питания жителей морских побережий? (Слайд №19)

Из морских водорослей тоже делают продукты питания и лекарства. Добывают из них йод, красящие вещества. Из некоторых морских моллюсков достают жемчужины для бус и колец. Раковины идут на изготовление перламутровых пуговиц и украшений. (Показ раковин)

На побережье строят санатории, дома отдыха. (Слайд № 20, 21)

По морям и океанам перевозят разные грузы и товары. Путешествуют на морских судах и люди. Рассматривание рис. На 7 стр. учебника.

– НО! ВНИМАНИЕ! Морю угрожают опасности. Как вы думаете – какие? (Ответы)

– Да, морю угрожают 2 опасности – загрязнение различными отходами и избыточная добыча рыбы. (Слайд № 22, 23)

Учитель: Какой же вывод из этого следует? (Ответы)

Вывод: не мусорить, не загрязнять, а охранять моря и океаны. (Слайд № 24)

IV. Подведение итогов урока.

Самостоятельная работа. (Слайд №25)

Учитель: Давайте выясним, что же мы узнали сегодня на уроке. Для этого каждый из вас заполнит карточку – тест. (Вывод-итог зачитывается вслух). См. приложение № 1.

Домашнее задание: (Слайд № 26) с.7 учебника. Сочинить “Сказку о рыбаке и рыбке” на новый лад.

Любознательным: найти в энциклопедиях ответы на вопросы:

  1. Какие “цветные” моря есть на Земле?
  2. В каком море охотятся, судя по его названию.
  3. Какое море есть “среди земли”?
  4. Есть ли “неживое” море?

Рефлексия. – Что нового узнали? – Что было интересно на уроке?

Если на уроке вы узнали достаточно, всё было понятно – то прикрепите на доску голубую капельку, а если хотите узнать больше – то белую. (Дети прикрепляют и получается “ручеёк”)

– Что у нас получилось? (ручеёк, речка) А о них мы узнаем на следующем уроке.

Источник

Урок по окружающему миру «Материки и океаны». 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Цели урока:

  1. Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».
  2. Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.
  4. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

— Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

Сейчас урок окружающего мира, прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.

2. Актуализация знаний.

— Как называются линии, соединяющие два полюса?

— Меридианы. (Ученик показывает на карте).

-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?

На западное и восточное. (Ученик показывает на карте).

— Как называются линии, пересекающие меридианы?

— Параллели. (Ученик показывает на карте).

— Как называется самая длинная параллель?

— Экватор. (Ученик показывает на карте).

— На какие два полушария делит экватор Землю?

-Северное и Южное. (Ученик показывает на карте).

На экране появляются слова:

Меридианы, параллели,экватор.

— Что объединяет все эти слова?

— Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.

-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

— Мы думаем во время путешествий.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие.

-Кто первым в мире совершил кругосветное плавание?

-А что доказал он своим плаванием?

-Доказал шарообразность Земли.

-Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!

-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?

— Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).

— Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)

— Что такое глобус? (Модель Земли)

— Что такое карта?

-Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

— Что удобнее взять в дорогу?

— Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.

— В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.

— Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.

— Теперь двигаемся по восточному полушарию.

— Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)

3. Постановка проблемы.

— На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)

— Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?

-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

— Какое общее название они имеют?

— Они называются океанами.

— Раньше они были предметом нашего обсуждения?

— Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

— Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

— Какое общее название они имеют?

— Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?

— Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.

— Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».

— А теперь давайте поставим цель урока.

— Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.

Слайд 5. Появляются цели урока.

4. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.

— Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

— Проверим свои предположения по учебнику на стр.96.

— Делаем вывод, что же такое материки?

— Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.

Работа по карте.

— Сколько всего материков?

— Всего материков шесть.

— Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 и Рабочую тетрадь стр. 31, №1.

— Все ли материки повстречались нам в пути?

— Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)

— Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка и заполните таблицу в РТ.

Работа в группах. Каждая группа делает выводы по одному материку и заполняет таблицу.

Затем проверяем и заполняем все свои тетради.

5. Первичное применение нового знания.

— Какой материк самый маленький?

Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк.

— Оппосум – ночной житель Австралии.

Дикая собака Динго — самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.

— Какой материк самый большой?

Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.

— Как вы думаете, какой материк самый жаркий?

Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

— Какие материки находятся в западном полушарии?

-Северная Америка и Южная Америка.

Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самых влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.

-А какой материк самый холодный?

-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.

6. Первичное закрепление нового материала.

— Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?

— Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.

-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

— Они обе в южном полушарии.

— На каких материках много равнин?

— Это Южная Америка и Евразия.

— Где самые высокие горы?

7. Изучение нового материала.

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

— Сколько всего океанов? ( 4)

— Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?

— Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)

— Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)

Слайд 42.

-Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый.

Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.

— Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

— Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)

— Какой океан омывает все материки кроме Австралии?

— Какой океан омывает сразу четыре материка?

— Индийский. (Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду)

— А какой океан омывает сразу пять материков?

— Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию)

— В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

— Это Восточное и Северное.

— А кто знает, какая вода в океанах и морях?

-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. — Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу . Это части Старого Света.

А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последователь-ности люди открывали эти земли. Это части нового света.

Слайд 43 .

— В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?

— В Европе, Азии и Африке.

-Какие части света относятся к новому свету?

Америка, Австралия, Антарктида.

-Сколько всего частей света?

Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

Слайд 44. Работа с таблицей.

— Какая часть света состоит из двух материков?

— Америка. (Северная и Южная)

— Какие части света находятся на одном материке?

— Европа и Азия на материке Евразия.

8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию и рассказать о нём.

— о самом жарком материке;

9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.

— Что нового узнали?

— Как узнали, что помогло?

— Где пригодятся знания?

— Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

10. Домашнее задание.

Слайд 45.

Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.

Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».

Источник

Оцените статью