Урок «Океаны»
план-конспект урока по географии (7 класс)
Тип урока: обобщение, систематизация и проверка знаний по теме: «Океаны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Океаны | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ: «Путешествуя по карте. Океаны»
— выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Океаны»;
— обобщить материал как систему знаний; развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи;
— развивать коммуникативные навыки при работе в группах; развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру.
Тип урока: обобщение, систематизация и проверка знаний по теме: «Океаны».
Оборудование: интерактивная доска, физическая карта мира, глобусы.
- Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.
Стоят четыре океана-
Солона у всех водица,
Не удастся нам напиться.
Тихий океан к востоку
Самый сильный и большой.
Атлантический на запад
Голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу
Занимает синий угол,
А для северных сторон
Ледовитый шлет поклон.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как будет называться наш сегодняшний урок? Мы с вами уже прошли все четыре океана, и сегодня нам все ваши знания очень пригодятся. Многие из вас, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в разгаре учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А.Т. Твардовского:
Есть два разряда путешествий:
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.
Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту несостоявшегося плавания одного путешественника, который спланировал данный маршрут в поисках клада. Этот клад спрятан на одном из островов в океане. И его сможет отыскать только тот, кто отличается любознательностью, отважностью, кто хорошо знает океаны, моря, течения и реки. Учитывая то, что в вашем классе много любознательных и отважных ребят и что вы только изучили тему «Океаны» , я решила пригласить вас на поиски клада. Капитаном корабля буду я, а вы отправитесь в плавание под руководством своих капитанов, которых выберете перед отплытием. В его обязанности входит: следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении или сигнализировать мне в случае затруднений. На палубе нашего корабля 2 каюты. А теперь, юные искатели приключений, в путь!
На доске вычерчивается сводная таблица, где учителем выставляются баллы за каждый конкурс. На конкурс в среднем отводится 5-7 мин.
- Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
Конкурс №1. «Представление команд» ( 5 мин).
Учитель: Командам необходимо придумать название своих команд, девиз и нарисовать эмблему. ( Муз. А ну- песню нам пропой… )
Пока вы представляли свои команды, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы уже плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабли раскачивает из стороны в сторону, и карта нашего плавания падает со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте…
Конкурс №2. «По морям, по волнам» .
Эл. Приложение Океаны 2 Карта
Вам необходимо восстановить карту.
Учитель: Карта восстановлена, можем плыть дальше. На пути у нас появляется остров Открытий. Вам необходимо восстановить таблицу «Морские открытия» ( Музыка Испанская гитара )
Конкурс №3. «Морские открытия» (2 мин)
Испанец Христофор Колумб
Португалец Васко да Гама
Открыл морской путь к Индии
Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.
Португалец Фернан Магеллан
Совершает первое в мире кругосветное плаванье,
Учитель: Наше путешествие продолжается. Но на кораблях опять возникла проблема, кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, который называется берег Связистов. Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей – связистов накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу! ( 4 мин.)
Конкурс №4. «Морские глубины» (почта)
Эл приложение Океаны 2 Черты океанов
Учитель: Мы продолжаем путешествие и нам предстоит обогнуть полуостров знаний. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест.
Конкурс № 5 «Полуостров знаний»
Эл приложение Океаны 1, 2 Тренажёр
Учитель: ( Музыка Пираты Карибского моря ). Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт «Речной». Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы поможем им разрешить спор: 1 команда — В чём проявляется взаимодействие океана и окружающей его суши? 2 команда – Значение океана для человека и в чём проявляется отрицательное воздействие человека на природу океана?
Для нашего спасения придется потрудиться.
Конкурс №6 «Дискуссия»
( Музыка Море. Чайки .) Для рассмотрения вопроса о значении Мирового океана учитель организует дискуссию.
Учитель, подводя итог дискуссии, предлагает учащимся сделать вывод о значении Мирового океана.
Учитель: Много открытий для себя мы сделали, но надо заканчивать наше путешествие. По пути к острову «Школьный» мы должны еще побывать на одном удивительном архипелаге. Название его – Литературный. Попутным течением к нашему кораблю прибило бутылку. В ней я нашла свиток, в котором написаны литературные загадки. Кто быстрее поднимет флажок, тот и отвечает. Будьте внимательны, юнги! За разгадку у вас есть шанс получить дополнительный балл.
Конкурс №7. «Литературный архипелаг»
Все на глобусе найдём мы,
Потому что в целом мире
Их немного – лишь четыре!
Он плывёт, блестя на солнце
Этот остров ледяной,
Он большой, и не качнётся
Даже сильною волной.
Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое.
Видишь – «мглою небо кроет»,
Волны ходят, ветер воет:
Буря сильная на море
Лодкам маленьким на горе.
Днём на сушу с моря дует,
Ночью – в сторону другую.
Ты назвать бы мне помог
Тот прибрежный ветерок.
А теперь о каком процессе идёт речь:
Спросил на днях Малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
— Издалека. Из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна.
— Откуда ты? – спросил росу.
— Поверь мне я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты? Ты кто такой?
— И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В каждой льдинке, и в слезинке,
И в дождинке, и в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода! (Круговорот воды)
Что это за природное явление?
«Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал.
Пройдет шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, водоросли».
Учитель: Мы приближаемся к нашему острову Школьный, командам предстоит ответить на вопросы
Конкурс №8. «Непредсказуемые океаны»
Ответьте на вопросы.
- Океан, омывающий Африку с запада (Атлантический)
- Море без берегов в Атлантическом океане (Саргасово)
- Океан, который омывает все материки, кроме Африки (Тихий)
- Какие океаны пересекает экватор (Индийский, Тихий, Атлантический)
- Океан, омывающий Северную Америку с востока (Атлантический)
- Океан, омывающий Евразию с севера (Северный Ледовитый)
- Пролив, отделяющий Южную Америку и Антарктиду (Дрейка)
- Самолет, летевший из Бразилии в Канаду, потерпел крушение и упал в море на 30 0 с.ш. 75 з.д. Определите, в каком море произошла трагедия.
- Теплое течение в северной части Атлантического океана (Гольфстрим)
- Какие океаны расположены в северном и южном полушариях (Тихий и Атлантический)
- Океан, не омывающий Антарктиду. (Северный Ледовитый)
- Самый большой океан по площади (Тихий)
- Пролив, отделяющий два моря, два материка, два государства в Тихом океане (Берингов)
- Почему порты Санкт-Петербург и Магадан, расположенные на 60 0 с.ш. зимой замерзают, а порт Мурманск, расположенный на 69 0 с.ш. – нет?
- Самое глубокое место в Тихом океане (Марианский желоб)
- Самый маленький океан (Северный Ледовитый)
- Канал между двумя Америками (Панамский)
- Название моря и страны в Тихом океане (Японское)
- Какой океан расположен только северном полушарии (Северный Ледовитый)
- Какие океаны экватор не пересекает (Северный Ледовитый)
4. Подведение итогов урока.
Учитель подводит итоги игры, поощряются команды, получившие наибольшее количество баллов; самые активные учащиеся получают отметки в журнал.
1-е задание. “Вопрос – ответ”. Команда получает листочки с тестом, в котором к каждому вопросу даются четыре варианта ответов, из которых – один правильный. За каждый правильный ответ – балл. ( Приложение 1 ).
2-е задание. “Морская почта – 1. Части океана”. Команда получает листочки, на которых написаны названия океанов и список из десяти островов и полуостровов. Требуется соотнести названия морей и заливов с океанами, частью которых они являются. ( Приложение 2 ).
3-е задание. “Морская почта – 2. Земля в океане”. Команда получает листочки, на которых написаны названия океанов и список из пятнадцати морей и заливов. Требуется соотнести названия островов и полуостровов с океанами, которые их омывают. ( Приложение 3 ).
4-е задание. “Реки в Океане”. Учащимся выдаются описания океанических течений, по которым они должны определить, о каких течениях идёт речь. ( Приложение 4 ).
5-е задание. “Знатоки терминологии”. Учащиеся получают таблицу, в одной из колонок которой записаны термины, в другой – определения. Требуется соотнести термины с их значениями. ( Приложение 5 ).
6-е задание. “Морские приливы”. По одной из карт атласа требуется определить высоту приливов у десяти участков побережья Мирового океана. ( Приложение 6 ).
7-е задание. “Морская почта – 3. Течения”. Команда получает листочки, на которых написаны названия океанов и список из пятнадцати названий океанических течений. Требуется соотнести названия течений с океанами, в которых они находятся. ( Приложение 7 ).
8-е задание. “Верно – неверно”. Учащимся предлагаются пятнадцать утверждений, касающихся характеристик океанический течений и элементов рельефа дна, а также географического положения частей Мирового океана. Требуется выбрать верные утверждения. ( Приложение 8 )
9-е задание. “SOS! Спасите наши души!”. Используя навыки определения географических координат, ответить на предложенные вопросы. ( Приложение 9 ).
10-е задание. “Пиратское письмо”. Задача учащихся – расшифровать таинственное письмо и определить, о чём идёт речь. А поможет в этом обыкновенный русский алфавит. ( Приложение 10 ).
11-е задание. “Приборы”. Учащиеся получают таблицу, в одной из колонок которой записаны названия метеорологических и гидрологических приборов, в другой – описание этих приборов. Требуется соотнести описание этих приборов с их названиями. ( Приложение 11 ).
12-е задание. “Водные массы – 1”. В кратких описаниях – сведения о водных океанических массах, формирующихся на разных глубинах. Требуется определить типы водных масс. ( Приложение 12 ).
13-е задание. “Водные массы – 2”. В кратких описаниях – сведения о водных океанических массах, сформировавшихся в различных широтах. Требуется определить типы водных масс. ( Приложение 13 ).
14-е задание. “Имена на карте”. По кратким описаниям определить, имена каких мореплавателей носят части Мирового океана. ( Приложение 14 ).
15-е задание. “Все цвета радуги”. По описанию определить, о каком объекте Мирового океана идёт речь. ( Приложение 15 ).
16-е задание. “Каналы и проливы”. В кратких описаниях – сведения о проливах и каналах. Требуется определить, о каком объекте Мирового океана идёт речь. ( Приложение 16 ).
17-е задание. “Вода, вода…”. Учащиеся получают задания, для выполнения которых требуются знания, что такое солёность воды, единица измерения солёности и умение логически мыслить. ( Приложение 17 ).
18-е задание. “Течения в Океане”. Учащиеся отвечают на вопросы о направлении течений, о роли океанических течений в перераспределении тепла, влиянии человека на окружающую среду. ( Приложение 18 ).
Подведение итогов. В конце урока подводятся итоги игры, и объявляется команда – победитель. Всем членам победившей команды ставится оценка “отлично”. Членам команды, занявшей второе место – ставится оценка “хорошо”. Членам остальных команд я предлагаю назвать 3–4 человек из команды, которые, по их мнению, внесли наибольший вклад в работу команды, и выставляю им “отлично”.
Примечание: предложенный объём заданий может быть не под силу классам со слабой степенью обученности. В подобном случае есть возможность варьировать количество заданий и их объём.
Материалы данного урока я использую для проведения кругосветки для всей параллели 7х классов. В этом случае в классе и в школьной рекреации устанавливаются столы и стулья, укрепляются красочно оформленные названия станций, учащимся выдаются маршрутные листы. Команды (5–6 человек от каждого класса) перемещаются от станции на станцию, на которых координаторы из старших классов оценивают их ответы. ( Приложение 19 ).
- “Вопрос – ответ”
- “Морская почта – 1. Части океана”
- “Морская почта – 2. Земля в океане”
- “Реки в Океане”
- “Знатоки терминологии”
- “Морские приливы”
- “Морская почта – 3. Течения”
- “Верно – неверно”
- “SOS! Спасите наши души!”
- “Пиратское письмо”
- “Приборы”
- “Водные массы – 1”
- “Водные массы – 2”
- “Имена на карте”
- “Все цвета радуги”
- “Каналы и проливы”
- “Вода, вода…”
- “Течения в океане”
- Маршрутный лист команды
Источник
Конспект урока-проекта по теме «Океаны Земли» (+приложения) география 7 класс
Урок – проект по теме «Океаны Земли».
Цель урока: Составить комплексную характеристику одного из океанов Земли и представить её с помощью мультимедийной презентации и карты-лоции.
Задачи: Продолжить формирование умений работать самостоятельно с различными источниками информации и инструктивными листами, способствовать расширению кругозор учащихся, способствовать формированию умений систематизировать собранный материал, развивать логическое мышление и художественный вкус.
— формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о природе океанов, их хозяйственном освоении и экологических проблемах;
— формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с различными источниками географической информации; 4) описывать океан по плану; 5) преобразовывать текстовую информацию в информацию схемной модели; 6) формирование и развитие экологического мышления;
— о бладать ответственным отношением к учёбе; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Оборудование: компьютеры, проектор, атласы, контурные карты.
1 этап – подготовительный.
Выбор океана (жеребьёвка между командами).
Изучение инструктивного листа (Смотри Приложение 1) , в котором дан типовой план характеристики океана, рекомендации по выполнению пунктов плана – заданий, «ключи» к возможным источникам информации.
Самостоятельная работа учащихся – океанологов по сбору различных источников информации и систематизации собранного материала.
2 этап – создание мультимедийной презентации (далее ММП) и карты-лоции.
Консультации учителя по собранному материалу и правил оформления ММП и карты-лоции.
3 этап – творческий отчёт.
Каждая команда проводит «Путешествие по одному из океанов Земли» с использованием ММП.
Обсуждение темы, оценивание выступления одноклассников. Самооценка работы своей команды.
4 этап – рефлексия.
Подведение итогов проектной деятельности.
Приложение 1. Инструктивный лист для самостоятельного изучения темы «Океаны Земли».
Прочитайте текст учебника на стр. Тихий океан – 84 –88, Индийский океан – 89 – 90, Северный Ледовитый – 96 – 101, Атлантический – 91 – 96.
Изучите карту атласа стр. 20 — 21.
Составьте характеристику океана, используя дополнительную инструкцию (смотри ниже в таблице) и следующий план :
Название, границы, размеры.
Другие особенности природы.
Значение океана (не менее 3 значений). Внести в слайд.
Ответы на поставленные вопросы занесите в контурную карту (Приложение 1), используя опорные символы. Так вы создадите карту – лоцию. Оформляйте работу аккуратно и красиво! Для представления океана одноклассникам подготовьте мультимедийную презентацию по теме «……… океан». Внесите в неё ответы на отдельные задания и наполните иллюстрациями.
Изучив океан, подготовьте выступление перед классом в роли океанологов, с использованием карты – лоции и ММП.
Распределитесь в команде, кто за какое задание будет отвечать, спланируйте свою деятельность.
Дополнительная инструкция к заданию 3.
Приложение 2. Номенклатура по теме «ОКЕАНЫ».
Источник