Описание моря у бунина

Иван Бунин

В открытом море

Романтическая морская тема в бунинской поэзии зачастую отягощается мотивом разлуки. Эмоциональная героиня «Девичьей» тоскует по милому, желая увидеть его во сне. Ей вторит черноволосая смуглянка, которая трудится на бахче: догадки о возможной измене рыбака-балагура наводят прямодушную крестьянку на мысли о самоубийстве. Расставание является серьезным испытанием, насколько сильны любовь и вера, — об этом свидетельствуют реплики персонажей «Мимо острова в полночь фрегат проходил…»

В анализируемом тексте, созданном 1903-05 гг., воспроизводится аналогичная лирическая ситуация: пара рассталась, и это событие породило противоречивый эмоциональный отклик влюбленного.

Описанию психологического состояния героя предшествует пейзажное изображение. Его тематика определена названием, которое одновременно служит анафорой, открывающей два первых четверостишия. Безбрежное море, ветер и небо — доминанты зарисовки подчеркнуто лаконичны. Содержание последующих строк вносит дополнительные оттенки в общую картину: субъект речи отмечает, с каким трудом небольшое судно преодолевает волнение, видимый атрибут мощной стихии. Наблюдая за окружающим, герой замечает игру света и тени: сквозь пасмурную пелену иногда проглядывает лазурное небо. Семантика метафоры, уподобляющей парус птичьим крыльям, указывает на органичность образа корабля, его созвучность общей картине.

Описание морских просторов перебивается сообщением о личных переживаниях. Желание забыть возлюбленную, очевидно, вызвано определенными причинами, но поэт намеренно не уточняет мотивы, оставляя предысторию отношений недосказанной. Нынешняя роль избранницы характеризуется двумя сказуемыми, выраженными краткими причастием и прилагательным, — «забыта» и «далека».

Однако содержание второй части демонстрирует, что в любовной истории рано ставить точку. В отражении морских волн путешественнику чудится взгляд синих глаз, и эта образная связь ясно указывает на черты характера возлюбленной. Она жизнерадостна и непосредственна, подобна изменчивой стихии воды. Туманность, неконкретность неожиданных ассоциаций подчеркивается при помощи пары неопределенных местоимений. Однозначен эффект аналогии: субъект речи вспоминает о той, что силился забыть. Автор допускает, что любовные отношения преодолеют драматические перипетии и вернутся к прежней гармонии.

Читайте также:  Изгнали варяг за море впр

Источник

Описание моря как пейзажная зарисовка в литературе

«Как хорошо ты, о море ночное!» — писал Жуковский. С этим все согласны, можно добавить справедливости ради: и утреннее, и дневное, и вечернее, а не только ночное. Море не бывает некрасивым. Оно источник вдохновения для художников и поэтов. Его любят все. За что?

За красоту, величие, тайну, за радость, которую море даёт человеку. В благодарность за это человек воспевает море в искусстве. В пейзажных зарисовках во всех произведениях море наделяется одушевлёнными свойствами: оно волнуется, спокойно дремлет, думает и мечтает, грозит, наказывает и милует, дарит и забирает: «Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа. «Луна волнует море, как женщину», – думал старик». (Хемингуэй. «Старик и море»)

Давайте посмотрим пейзажные зарисовки моря в творчестве разных писателей, чтобы почувствовать море и насладиться им.

Из воспоминаний о Чехове. И.А.Бунин

«Море было большое».
Потом мы молча прошли набережную и сели в сквере на скамью.
— Любите вы море? – сказал я.
— Да, — ответил он. – Только уж очень оно пустынно.
— Это-то и хорошо, — сказал я.
— Не знаю, — ответил он, глядя куда-то вдаль и, очевидно, думая о чём-то своём. — По-моему, хорошо быть офицером, молодым студентом… Сидеть где-нибудь в людном месте, слушать весёлую музыку…
И по своей

манере, помолчал и без видимой связи прибавил: — Очень трудно описывать море. Знаете, какое описание моря читал я недавно в одной ученической тетрадке? «Море было большое». И только. По-моему, чудесно.

Чехов остаётся верным своим принципам краткости при описании моря в рассказе «В море»: «Видны были только тускнеющие огни оставленной гавани да черное, как тушь, небо. Дул холодный, сырой ветер. Мы чувствовали над собой тяжелые тучи, чувствовали их желание разразиться дождем, и нам было душно, несмотря на ветер и холод.»

Ни одного лишнего слова!

Краткость — сестра таланта, как утверждал Чехов. Но как прекрасно описание моря у многих авторов! Что было бы, если бы, к примеру, Хемингуэй описал море по совету Чехова так: «Море было большое» ?Мир лишился бы шедевра — повести «Старик и море», а сам Хемингуэй не стал бы лауреатом Нобелевской премии, которую получил за это произведение.

Описание моря из повести Хемингуэя «Старик и море»:

Облака над землей возвышались теперь, как горная гряда, а берег казался длинной зеленой полоской, позади которой вырисовывались серо-голубые холмы. Вода стала темно-синей, почти фиолетовой. Когда старик глядел в воду, он видел красноватые переливы планктона в темной глубине и причудливый отсвет солнечных лучей. Он следил за тем, прямо ли уходят в воду его лески, и радовался, что кругом столько планктона, потому что это сулило рыбу. Причудливое отражение лучей в воде теперь, когда солнце поднялось выше, означало хорошую погоду, так же как и форма облаков, висевших над землей. Однако птица была уже далеко, а на поверхности воды не виднелось ничего, кроме пучков желтых, выгоревших на солнце саргассовых водорослей и лиловатого, переливчатого студенистого пузыря – португальской физалии, плывшей неподалеку от лодки. Физалия перевернулась на бок, потом приняла прежнее положение. Она плыла весело, сверкая на солнце, как мыльный пузырь, и волочила за собой по воде на целый ярд свои длинные смертоносные лиловые щупальца.

Описание моря в повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий»:

Источник

Сравнительный анализ художественного описания моря у Горького и у Бунина.

Практическое занятие

Тема: Анализ лирического произведения.

План занятия.

Анализ отрывка « Айвазовский в Феодосии» ( По Л. Караваевой)

Айвазовский в Феодосии.

Набережная Феодосии, крошечного городка Крымского полуострова, была полна гуляющих. Лето 1897 года выдалось жарким, впрочем, в этом благословенном краю климат редко разочаровывал любителей морских купаний и солнечных ванн. Суетясь и хлопоча, как группы чаек, это многоязыкое, по-курортному яркое, весёлое и беспокойное течение медленно плыло по набережной вдоль моря, перетекало через переезд у вокзала и вливалось в городские улочки.

По набережной медленным, неторопливым шагом двигался старик лет восьмидесяти, с тростью в смуглой руке, в белом просторном костюме и соломенной шляпе. Время от времени его узнавали и вежливо приветствовали. Среди прочих участников южного дефиле старик выделялся тем, что не спешил деловито занять лежанки у воды. Горбоносое лицо его с восточными чертами дышало суровой гордостью. Старик, прищурившись, глядел на полосу прибоя. Море начиналось сразу за мощёной набережной, и старик с жадностью смотрел на него, будто никогда не видел.

Айвазовский, знаменитейший маринист, вырвался из светской петербургской круговерти и возвратился сюда, в город своего детства. Здесь и песок, и камни помогают работать. Ни с чем несравнимое наслаждение творчества!

Давно позади разочарование столичной публики, узнавшей, что мастер, которым восхищается вся Европа, в самом расцвете сил и славы бросил столицу и уехал «на край света». Откуда им знать, что для него жить — значит работать. Да и побольше хотелось сделать для Феодосии.

Один лишь положительный момент в утомительной славе — достаток. На свои средства Иван Константинович выстроил несколько зданий, благоустроил родную Феодосию, обзавёлся домом-мастерской, она же картинная галерея. Помог постройке порта и вот этой железной дороги, идущей вдоль набережной. Это он настоял, чтобы рядом с морем вырос низенький уютный вокзал, чтобы море широко, до самого горизонта заливало окна поезда с левой стороны, обещая прохладу и удовольствие приехавшему северянину. Чтобы в двух шагах от вагонного окна с правой стороны проплывали заросли южной зелени, крыши огнедышащих закусочных, уходили назад невысокие южные домики. Чтобы молено было немедленно выскочить из тамбура, подбежать к морю и окунуться в зеленоватую морскую волну, насладиться её прохладным шелестом. А затем броситься на гальку и со счастливым, блаженным вздохом втянуть в лёгкие весь благословенный южный воздух, пропитанный запахами кофе, жареного мяса, рыбы, моря и нагретого камня.

Айвазовский удовлетворённо улыбнулся. Он отблагодарил свою Феодосию, где появился на свет Ованесом Гайвазовским (уже взрослым он узнал, что фамилия их предков была Айвазян), а стал первейшим маринистом Иваном Константиновичем Айвазовским.

Художник отвернулся от слепящей полосы прибоя и медленным шагом направился к стоящему неподалёку дому, по пути отмечая, до чего же этот пёстрый, разноязычный городок колоритен: красно-коралловые черепичные крыши, островки изумрудной зелени, серый пористый камень старинных крепостей, кусочки синего моря, переходящего в небо, кобальтовые тени среди охры старых двухэтажных домиков, живописные трещины старых стен, дворы с босоногой ребятнёй, пёстрая толпа, матросы с внешностью пиратов. Тут поневоле станешь художником, когда Феодосия сама просится на кончик кисти.

( По Л. Караваевой)

Схема анализа текста.

1.Какого типа речи текст перед вами?

2.Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей).

3.Каков характер связи предложений текста (цепная или параллельная)?

4.С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте (лексических и грамматических)?

5. К какому стилю речи относится текст (научно-популярный, публицистический, художественный, официально-деловой, разговорный)?

6. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?

7. Какова идея текста (основная мысль)?

Сравнительный анализ художественного описания моря у Горького и у Бунина.

Отрывок из рассказа Бунина «Осенью», 1901 г.

Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом прибрежье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось все величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высились и гудели черные тополи, а под ними, как бы в ответ им, жадным и бешеным прибоем играло море. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли, ил и гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме. И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало вольной свежестью моря. Темнота бледнела, и море уже ясно видно было на далекое пространство. (228 слов)

Отрывок из произведения М.Горького «Песня о Соколе»

Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.

У костра тихо вздыхает Рагим, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру.

Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим.

Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей.
Все кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.
Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения. (394 слова)

Источник

Оцените статью