- Правовая охрана Мирового океана
- Общее понятие Мирового океана как объекта экологического права. Международное морское право: понятие, принципы, субъекты. Международно-прававой механизм в сфере охраны океана. Основные проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Загрязнение Мирового океана как правовая проблема
- Экологическое право КР.docx
Правовая охрана Мирового океана
Общее понятие Мирового океана как объекта экологического права. Международное морское право: понятие, принципы, субъекты. Международно-прававой механизм в сфере охраны океана. Основные проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана.
Рубрика | Государство и право |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.06.2014 |
Размер файла | 79,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
9. Необходимо предусмотреть упрощенный порядок получения разрешений при изменении технологий, объема выпуска продукции и др., что в условиях экономического кризиса и модернизации производства происходит практически на каждом предприятии.
10. В статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» необходимо дать определение производственного экологического мониторинга. Положение о проведении указанного мониторинга в целях учета интересов хозяйствующих субъектов различных отраслей промышленности должно устанавливаться Правительством Российской Федерации, а не федеральным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Основные моменты порядка проведения и объема производственного экологического мониторинга должны быть предусмотрены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Недопустима подмена государственного экологического мониторинга производственным мониторингом, поскольку для обеспечения государственной политики в сфере охраны окружающей среды и здоровья населения необходима объективная и независимая информация государственного экологического мониторинга. Данные производственного экологического мониторинга позволяют получить обширную информацию о работе, объеме производства и продукции предприятия, используемых технологических процессах и т.п. Следует учитывать, что при раскрытии данных указанного мониторинга должны соблюдаться требования законодательства о соблюдении коммерческой и иной, охраняемой законом тайны.
11. Предложения о государственной поддержке деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами в целях охраны окружающей среды, должны корреспондироваться с соответствующими изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации в части налоговых льгот и в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части предоставления бюджетных субсидий, снижения зачисляемой в соответствующие бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду. В противном случае корректировка платы (и иные меры поддержки) будет носить, как и в настоящее время, фиктивный характер, поскольку не соответствует Бюджетному кодексу РФ и фактически формирует расходы бюджетов разных уровней (уполномоченные органы по существу предоставляют субвенции плательщикам из бюджетов разных уровней).
12. Считается нецелесообразным внесение в рамках данного законопроекта изменений, направленных на усиление административной ответственности хозяйствующих субъектов и введение новых составов административных правонарушений за нарушение сроков и порядка внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Усиление административной ответственности должно быть обусловлено прекращением избыточного государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды, установлением современной системы нормирования на основе НСТ, а не предшествовать либо вводиться одновременно с направленными на это изменениями законодательства. Экологическое право. Крассов О.И. М.: Дело, 2001. С.234.
13. Необходимо предусмотреть продолжительный переходный период для вступления законопроекта в силу, чтобы он вводился в действие одновременно с основными подзаконными нормативными правовыми актами, на которые имеются отсылки в законопроекте и предприятия успели получить предусмотренные новым законодательством разрешения. Так, система нормирования, основанная на НСТ, в настоящее время не существует, и не будет действовать до установления критериев и порядка нормирования для этой системы. Кроме того, не установлен порядок ведения реестра НСТ, не указано, какое отношение реестр имеет к плате за негативное воздействие на окружающую среду. Из текста законопроекта должно быть ясно, для какой системы нормирования устанавливаются ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (действующей или на основании НСТ). В связи с изложенным, в статье «Переходные положения» должны предусматриваться срок переходного периода, сохранение в этот период действующей системы нормирования, принятие нормативных актов, обеспечивающих введение в действие предусмотренных законопроектом нормативов, комплексных разрешений на воздействие на окружающую среду.
Проблема, связанная с загрязнением Мирового океана и его правовой охраны на сегодняшний день актуальна во всех странах мира, так каждое государство пытается как можно лучше обеспечить общество необходимыми благами. В Мировом океане концентрируются различные формы хозяйственной, научно-технической, гуманитарной, военной, политической активности государств, их союзов, международных организаций, транснациональных корпораций, пересекаются интересы субъектов морской деятельности и, как следствие, обостряются существующие между ними противоречия. В условиях ухудшения геополитической и экономической ситуации, Появления новых морских границ и обострения конкуренции между странами за право использования океанических ресурсов и пространств масштабность, сложность и важность для России проблем, связанных с деятельностью в Мировом океане, требуют для их решения программно-целевого подхода. В соответствии с международным правом и законодательной практикой Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении основных видов деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Правовая защита Мирового океана имеет массу нюансов, которые не всегда возможно предусмотреть, поскольку не существует единого законодательства в этой сфере, а Мировой океан является достоянием и ценностью всего населения планеты. По ходу рассмотрения международно-правового механизма было выявлено то, что система ещё не до конца совершенна, и следует задуматься о дальнейшем состоянии планеты. Пренебрегая очень важным ресурсом, мы лишаем себя права на светлое будущее, лишний раз ставя под угрозу жизнь всего человечества. Российская Федерация на международной арене всё больше укрепляет морскую мощь, а значит, стремится к обеспечению гармоничного устойчивого развитие страны, способствуя укреплению национальной безопасности. Охрана природы, и водных ресурсов в частности, — задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Ежедневно мы слышим об опасности, грозящей водной среде, но до сих пор многие считают ее неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справится со всеми выявившимися затруднениями. Однако воздействие человека на водную среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к водной среде будет возможна лишь в том случае, если будут накоплены надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, а также разработаны новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.
Нормативные правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят Государственной Думой 20.12.2001) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. Ст 58
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 16.07.1998) // Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст 88
3. Уголовный кодекс Российской Федерации (принят государственно Думой 24.05.1996) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст 58
4. Федеральный закон от 10.01.2002 №7 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (принят Государственной Думой 20.12.2001) // Собрание законодательства РФ.2002. №2. Ст 135
5. Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (принят Государственной Думой 22.05.1998) // Собрание законодательства РФ. 1998. №26. Ст 82
6. Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (принята Государственной Думой 22.09.1999) // Собрание законодательства РФ. 1999. №42. Ст 225
7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (принят Государственной Думой 15.12.2002) // Собрание законодательства РФ. 2002. №52. Ст 95
8. Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (принят Государственной Думой 21.02.2003) // Собрание законодательства РФ. 2003. №13.ст 84
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующие изменения (принят Государственной Думой 12.08.1995) // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст 150
10. Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят Государственной думой 8.07.2005) // Собрание законодательства РФ. 2005. №30. Ст 222
11. Федеральный закон от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (принят Государственной Думой 2.04.1999) // Собрание законодательства РФ. 1999. №18. Ст 79
12. Федеральный закон от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (принят Государственной Думой 19.07.1995) // Собрание законодательства РФ. 1995. №48. Ст 56
13. Динамика экосистем Берингова и Чукотского морей // Под ред. Израэль Ю.А., Цыбань А.В. 2000: М.: Наука, 360 с.
14. Израэль Ю.А., Цыбань А.В.: Антропогенная экология океана. Л.: Гидрометеоиздат, 1989. С. 528.
15. Исследование экосистемы Балтийского моря // Под ред. А.В. Цыбань. Л. Гидрометеоиздат, №3. 1990. С. 176.
16. Исследование экосистемы Берингова и Чукотского морей // Под ред. Израэля Ю.А., Цыбань А.В. Гидрометеоиздат. №3. 1992. С. 656.
17. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. — М.: Международные отношения, 1982.
18. Международное экологическое право. Трусов А.Г.М.: МНЭПУ, 1999.
19. Международное право. Бирюков П.Н.М.: Юристъ, 1998.
Источник
Загрязнение Мирового океана как правовая проблема
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:20, контрольная работа
Краткое описание
Цель данной курсовой работы раскрыть проблему, связанную с загрязнением и правовой охраны Мирового океана.
Исходя из цели, ставятся задачи: 1) Дать определение понятию «Мировой океан», рассмотреть его как объект экологического права; 2) Выявить, какие загрязнения являются опасными для природы и человека; 3) Определить правовые основы контроля загрязнения Мирового океана; 4) Рассмотреть международно-правовой механизм в сфере охраны Мирового океана; 5) Выяснить проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
Загрязнение Мирового океана как правовая проблема………………………..4
Понятие Мирового океана как объекта экологического права……………4
Антропогенное загрязнение океана…………………………………………6
Правовые основы контроля загрязнения Мирового океана………………10
Правовая охрана Мирового океана……………………………………………..14
Международно-правовой механизм в сфере охраны океана……………. 14
Проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана…….15
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………………………………………. 21
Прикрепленные файлы: 1 файл
Экологическое право КР.docx
- Загрязнение Мирового океана как правовая проблема………………………..4
- Понятие Мирового океана как объекта экологического права……………4
- Антропогенное загрязнение океана…………………………………………6
- Правовые основы контроля загрязнения Мирового океана………………10
- Правовая охрана Мирового океана……………………………………………..14
- Международно-правовой механизм в сфере охраны океана……………. 14
- Проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана…….15
Список использованных источников…………………………………………………. ..21
Одной из глобальных экологических проблем, является проблема загрязнения Мирового океана. Так как океан является одним из важных ресурсов земли, то его правовой охраной занимается всё мировое сообщество.
Безусловно, проблема данной контрольной работы — загрязнение Мирового океана — является актуальной, так как Мировой океан содержит в себе массу ресурсов, необходимых для жизни человека. Также, он является, бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, тем самым, помогая развивающемуся мировому производству и обмену. Соответственно, забота об этом благе сегодня, конечно же, необходима.
Объектом контрольной работы является общественные отношения в сфере правовой охраны Мирового океана. В ней будут выявлены основные виды загрязнений, которые непосредственно оказывают неблагоприятное воздействие на океан. Так же подробно будет рассмотрена экологическая защита, в сфере загрязнения Мирового океана, регулируемая в основном международными договорами и актами, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью российского законодательства. Предметом контрольной работы будет являться правовая охрана Мирового океана.
Цель данной курсовой работы раскрыть проблему, связанную с загрязнением и правовой охраны Мирового океана.
Исходя из цели, ставятся задачи:
1) Дать определение понятию «Мировой океан», рассмотреть его как объект экологического права;
2) Выявить, какие загрязнения являются опасными для природы и человека;
3) Определить правовые основы контроля загрязнения Мирового океана;
4) Рассмотреть международно- правовой механизм в сфере охраны Мирового океана;
5) Выяснить проблемы реализации правовых актов об охране Мирового океана.
В своей курсовой работе выделяю метод формально-юридического анализа, который уясняет содержание исследуемого материала.
1. Загрязнение Мирового океана как правовая проблема
1.1 Понятие Мирового океана как объекта экологического права
Мировой океан как объект экологического права, представляет собой огромный водный резервуар, являющийся крупнейшим поставщиком пищевых продуктов и имеющий международно-правовое значение. Океану и особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле. Около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза фитопланктоном, а сине-зелёные водоросли служат гигантским фильтром, очищающим воду в процессе её кругооборота.
Сегодня одной из проблем человечества, является проблема недостатка продовольствия. Интенсификация использования белковых ресурсов океана — один из путей решения данной проблемы. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30.
При этом допустимый годовой улов рыбы оценивается в 80-90 млн. тонн и его превышение может нанести ущерб биологическим ресурсам океана. Кроме того, чрезмерное загрязнение морских вод может нарушить важнейшие функции, которые выполняет океан как часть географической оболочки.
Основной ресурс Мирового океана — морская вода. Она содержит 75 химических элементов, среди которых уран, калий, бром, магний. И хотя основной продукт морской воды всё ещё поваренная соль — 33% от мировой добычи, но уже добываются магний и бром, давно запатентованы методы получения целого ряда металлов, среди них и необходимые промышленности медь и серебро, запасы которых неуклонно истощаются, когда как в океанских водах их содержится до полмиллиарда тонн. В связи с развитием ядерной энергетики существуют неплохие перспективы для добычи урана и дейтерия из вод Мирового океана, тем более что запасы урановых руд на земле уменьшаются, а в Океане его 10 миллиардов тонн. // Экологическое право России. Ерофеев Б.В. М.: Юрайт-Издат., 2006. С.430..
Помимо выделения химических элементов морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды.
Недра океана, его дно богаты залежами полезных ископаемых. На континентальном шельфе находятся прибрежные россыпные месторождения — золото, платина; встречаются и драгоценные камни — рубины, алмазы, сапфиры, изумруды. Например, вблизи Намибии идут подводные разработки алмазного гравия уже с 1962 года. На шельфе и частично материковом склоне Океана расположены большие месторождения фосфоритов, которые можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет. Самый же интересный вид минерального сырья Мирового океана — это знаменитые железомарганцевые конкреции, которыми покрыты громадные по площади подводные равнины. Конкреции представляют собой своеобразный «коктейль» из металлов: туда входят медь, кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же, больше всего железа и марганца. Места их расположения общеизвестны, но результаты промышленной разработки пока невелики. Зато полным ходом идёт разведка и добыча океанской нефти и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи приближается к 1/3 мировой добычи этих энергоносителей. В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях. Мексиканский залив к тому же знаменит открытым во время разведки нефти месторождением серы, которая вытапливается со дна с помощью перегретой воды.
Другой, пока ещё нетронутой кладовой океана являются глубинные расщелины, где образуется новое дно. Так, например, горячие (более 60 градусов) и тяжелые рассолы Красноморской впадины содержат огромные запасы серебра, олова, меди, железа и других металлов.
Многие природные процессы, происходящие в Мировом океане, — движение, температурный режим вод — являются неистощимыми энергетическими ресурсами. Биомасса Океана насчитывает 150 тыс. видов животных и 10 тыс. водорослей, а её общий объём оценивается в 35 миллиардов тонн. Вылавливая ежегодно 85-90 миллионов тонн рыбы, на неё приходится 85% от используемой морской продукции, моллюсков, водорослей, человечество обеспечивает около 20% своих потребностей в белках животного происхождения. Живой мир Океана — это огромные пищевые ресурсы, которые могут быть неистощимыми при правильном и бережном их использовании. Максимальный вылов рыбы не должен превышать 150-180 миллионов тонн в год: превзойти этот предел очень опасно, так как произойдут невосполнимые потери. Многие сорта рыб, китов, ластоногих вследствие неумеренной охоты почти исчезли из океанских вод, и неизвестно, восстановится ли когда-нибудь их поголовье. Но население Земли растёт бурными темпами, всё больше нуждаясь в морской продукции. Существует несколько путей поднятия её продуктивности. Первый — изымать из океана не только рыбу, но и зоопланктон, часть которого — антарктический криль. Можно без всякого ущерба для Океана вылавливать его в гораздо больших количествах, чем вся добываемая в настоящее время рыба. Второй путь — использование биологических ресурсов открытого Океана.
Океан также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами. Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Земли. В течение 3000 лет в результате круговорота воды в природе вся вода Мирового океана обновляется.
Особенность Мирового океана состоит в том, что течения в морях и океанах быстро относят загрязняющие вещества на большие расстояния от мест выброса. Помимо этого рост загрязнений сопровождается падением биологической продуктивности океана носит ярко выраженный международный характер.
Экологическая защита Мирового океана регулируется в основном международными договорами и актами.
1.2 Антропогенное загрязнение океана
Ряд антропогенных факторов влияют на загрязнение Мирового океана, тем самым всё больше усугубляя его состояние. В частности происходит загрязнение: нефтью и нефтепродуктами, пестицидами, синтетическими поверхностно-активными веществами, тепловым загрязнением, соединениями с канцерогенными свойствами, тяжелыми металлами, сбросом отходов в море с целью захоронения (дампинг).
Давайте рассмотрим их подробнее:
— Нефть и нефтепродукты
Нефть представляет собой вязкую маслянистую жидкость, имеющую темно-коричневый цвет и обладающую слабой флуоресценцией. Нефть состоит преимущественно из насыщенных алифатических и гидроароматических углеводородов. Основные компоненты нефти — углеводороды (до 98%) — подразделяются на 4 класса: парафины (алкены), циклопарафины, ароматические углеводороды, олефины (алкены).
Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-ых годов в океан ежегодно поступало около 16 млн. т. нефти, что составляло 0, 23% мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, — все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. В период за 1962-1979 годы в результате аварий в морскую среду поступило около 2 млн. тонн нефти. На момент наступления 1994 года было пробурено около 2000 скважин в Мировом океане, из них только в Северном море 1000 и 350 промышленных скважин оборудовано. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн. тонн нефти. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн. тонн в год. // Экологическое право. Крассов О.И. М.: Дело, 2001. С.234. // Со стоками промышленности ежегодно попадает 0,5 млн. тонн нефти. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. По цвету пленки можно определить ее толщину.
Смешиваясь с водой, нефть образует эмульсию двух типов: прямую нефть в воде и обратную вода в нефти. Прямые эмульсии, составленные капельками нефти диаметром до 0,5 мкм, менее устойчивы и характерны для нефти, содержащей поверхностно-активные вещества. При удалении летучих фракций, нефть образует вязкие обратные эмульсии, которые могут сохраняться на поверхности, переноситься течением, выбрасываться на берег и оседать на дно.
Пестициды составляют группу искусственно созданных веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Пестициды делятся на следующие группы:
- инсектициды для борьбы с вредными насекомыми,
- фунгициды и бактерициды — для борьбы с бактериальными болезнями растений,
- гербициды против сорных растений.
Установлено, что пестициды уничтожая вредителей, наносят вред многим полезным организмам и подрывают здоровье биоценозов. В сельском хозяйстве давно уже стоит проблема перехода от химических (загрязняющих среду) к биологическим (экологически чистым) методам борьбы с вредителями. В настоящее время более 5 млн. т. пестицидов поступает на мировой рынок. Около 1,5 млн. тонн этих веществ уже вошло в состав наземных и морских экосистем золовым и водным путем. Промышленное производство пестицидов сопровождается появлением большого количества побочных продуктов, загрязняющих сточные воды. В водной среде чаще других встречаются представители инсектицидов, фунгицидов и гербицидов. Синтезированные инсектициды делятся на три основных группы: хлорорганические, фосфорорганические и карбонаты.
Хлорорганические инсектициды получают путем хлорирования ароматических и гетероциклических жидких углеводородов. Эти вещества имеют период полураспада до нескольких десятков лет и очень устойчивы к биодеградации. За последние 40 лет, использовано более 1,2 млн. тонн полихлорбифенилов в производстве пластмасс, красителей, трансформаторов, конденсаторов. Полихлорбифенилы попадают в окружающую среду в результате сбросов промышленных сточных вод и сжигания твердых отходах на свалках. Последний источник поставляет их в атмосферу, откуда они с атмосферными осадками выпадают во все районах земного шара, в том числе Мировой океан.
— Синтетические поверхностно-активные вещества
Детергенты относятся к обширной группе веществ, понижающих поверхностное натяжение воды. Они входят в состав синтетических моющих средств, широко применяемых в быту и промышленности. Вместе со сточными водами, синтетические поверхностно-активные вещества попадают в материковые воды и морскую среду. Присутствие синтетических поверхностно-активных веществ в сточных водах промышленности связано с использованием их в таких процессах, как флотационное обогащение руд, разделение продуктов химических технологий, получение полимеров, улучшение условий бурения нефтяных и газовых скважин, борьба с коррозией оборудования. В сельском хозяйстве синтетические поверхностно-активные вещества применяется в составе пестицидов.
Источник