Оскар Строк- король танго
Строк Оскар Давидович
(1892-1975) латвийский композитор
Творческая судьба Оскара Давидовича Строка представляет собой настоящий парадокс, какие даже в нашей богатой подобными событиями истории случаются нечасто.
Этот блистательный композитор половину своей жизни провел в безвестности, хотя написал более тысячи танго, романсов и фокстротов. Европейцы называли его королем танго, а дома, в Советском Союзе, Оскара Строка заживо похоронили. Министр культуры СССР Е. Фурцева была даже уверена, что композитор, написавший все самые известные танго, «жил в прошлом веке и вообще не в Советском Союзе». Однако Оскар Строк жил и работал именно в XX веке, хотя об этом мало кто знал.
Он родился в латвийском городе Динабурге (ныне Даугавпилс) в небогатой еврейской семье. Свой первый романс одаренный мальчик написал в 12 лет, а уже в 14-летнем возрасте закончил Петербургскую консерваторию.
В буржуазной Латвии его танго, вальсы и фокстроты охотно исполняли известные в прошлом певцы Петр Лещенко, Александр Баянов, Константин Сокольский. В СССР произведения Строка включали в свой репертуар оркестр Леонида Утесова, джазовые коллективы Якова Скоморовского и Александра Цфасмана. Позже романсы Оскара Строка пели Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон.
Композитор и сам исполнял свои произведения. Он много гастролировал и к концу двадцатых годов накопил достаточно средств, чтобы открыть собственное дело. Он организовал частное издательство в Риге и стал выпускать еженедельный литературный журнал «Новая нива», позже открыл ресторан. Однако талантливый музыкант оказался плохим бизнесменом. Скоро его коммерческое предприятие прогорело. Спасаясь от кредиторов и налоговой инспекции, Строк вместе с женой, дочерью и сыном бежал в Германию.
Там он тоже был знаменит, но, несмотря на это, ему все-таки пришлось посидеть в долговой тюрьме, хотя и не без пользы. Композитор продолжал сочинять музыку даже там и написал одно из своих знаменитых танго «Мусенька родная».
Освободившись из тюрьмы, Оскар Строк снова оказался в опасности. В это время к власти в Германии пришли нацисты, которые начали истреблять евреев. Композитору с семьей снова пришлось спасаться бегством. Он вернулся в Латвию, где уже установилась советская власть. На какое-то время жизнь короля танго наладилась: новая власть списала ему все прежние долги, и он смог спокойно заниматься музыкой. Но так продолжалось недолго.
Началась война, Латвия была оккупирована фашистами, и Строк опять вынужден был бежать. Он с семьей поехал в Москву. Чтобы не оставаться без дела, композитор разыскал в эшелоне среди беженцев других музыкантов и создал вместе с ними капеллу на колесах. Там же в поезде, Оскар Строк написал песню «Мы победим!», которой потом начинал и заканчивал все свои концерты.
После войны композитор с женой и сыном вернулся в Ригу, а его дочь Вера осталась жить в Москве. С тех пор знаменитый автор танго и «пропал без вести», хотя его музыка продолжала звучать во многих концертах, расходилась по всей стране и за рубежом в записях.
Строк продолжал сочинять музыку. Он написал все самые знаменитые танго: «Черные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему», сотни других, романсов и фокстротов, которые распевала и под которые танцевала вся страна, но самого композитора как будто не существовало. Его имя старательно вычеркивалось из всех репертуаров, и музыканты, которые отваживались исполнять строковские танго и романсы на концертах, вынуждены были делать это, не упоминая имени автора.
Положение Оскара Давидовича Строка еще больше осложнилось после 1948 года, когда вышло известное постановление ЦК КПСС о композиторах-«формалистах» Н. Мясковском, Дмитрие Шостаковиче и Сергее Прокофьеве. Оно коснулось и Строка. Теперь ему не разрешали записывать пластинки, не выплачивали авторские гонорары за произведения, которые он никогда не прекращал писать. Однако совсем запретить его музыку уже было невозможно. Люди все равно знали и любили ее, хотя даже не подозревали, кто ее сочинил.
Очевидно, музыку Оскара Строка любили и чиновники, поскольку время от времени она все-таки появлялась в официально разрешенных записях. Так, в начале 60-х годов вышел двойной альбом «Знаменитые танго мира», куда вошло его танго «Черные глаза», правда, без упоминания имени композитора.
В те годы редкий пленум ЦК Компартии Латвии, где рассматривались вопросы культуры и искусства, обходился без того, чтобы творчество Строка не подвергалось очередной критике. Власти считали его музыку «образчиком упаднического буржуазного искусства». Конечно, на фоне победных фанфар и бодрых прославлений социализма произведения Оскара Строка выглядели несовременно.
Однако если в Латвии композитора хотя и осуждали, но все-таки помнили о его существовании, то в остальном Советском Союзе его просто «похоронили».
Известность неожиданно вернулась к композитору в 1970 году. Тогда на московском телевидении несколько недель подряд в конце передачи «После полуночи» звучало прекрасное танго в исполнении японского певца Еити Сугавары. Ведущий передачи поэт-песенник Анатолий Горохов, автор шлягера «Королева красоты» и песни из телесериала «Следствие ведут знатоки», нисколько не сомневался в том, что и само танго тоже зарубежного происхождения. Однако люди, знакомые с творчеством Строка, узнали его музыку и позвонили в Ригу.
Каково же было изумление Горохова, когда в Москву приехал автор, живой классик, написавший множество изумительных произведений! Поэт и композитор подружились и написали в соавторстве специально для Юрия Гуляева танго «Звездное счастье». А в 1972 году впервые за все послевоенные годы фирма «Мелодия» выпустила пластинку с музыкой Оскара Строка.
Последние годы жизни композитор прожил в огромной коммунальной квартире, где у него была своя комната, а рядом с кроватью стоял арендованный рояль. Он работал до конца жизни и свое последнее танго сыграл в 1975 году.
Со слов внучки Оскара Строка, Тани стало известно, что буквально за час до смерти он сидел за инструментом и играл врачу Скорой помощи, а когда приехала кардиологическая бригада, успел подписать свою пластинку на память врачу-кардиологу. Когда к нему подключили датчики для кардиограммы, Строк попросил сына подать ему папку с отобранными для второй послевоенной пластинки произведениями, положил ее себе на грудь и сказал: «Я все сделал, дальше делай ты». После этого он умер.
Вторая послевоенная пластинка Оскара Давидовича Строка вышла через два года после его смерти. В 1995 году бывший рижский филиал фирмы «Мелодия» выпустил небольшим тиражом две коллекционные кассеты короля танго, где собраны архивные записи членов его семьи.
22 июня 1975 года к Оскару Давыдовичу Строку приехала скорая. Он, как всегда, шутил, играл для врача на рояле, подписал на память пластинку. А через несколько минут умер…
Похоронили композитора на еврейском кладбище Шмерли в Риге, под музыку его танго «Спи, моё бедное сердце». На памятнике выгравирована мелодия (нотная запись?) танго «Ах эти чёрные глаза».
В 2012 году на мотивы мелодий Оскара Строка Рижский русский театр им. М. Чехова поставил спектакль «Танго между строк», посвящённый композитору (драматург Алексей Щербаков).
6 января 2013 г., к 120-летию Оскара Строка, в Риге (на здании по улице Тербатас, дом 50) была открыта памятная мемориальная доска на латышском и английском языках (автор Янис Струпулис) — в этом доме О. Строк проживал в 1945—1975 гг. В церемонии открытия участвовал композитор Раймонд Паулс.
Дополнительная информация
Раймонд Паулс посвятил Оскару Строку песню на стихи М. И. Танича — «Король сочиняет танго».
Так же Раймонд Паулс учился у Оскара Строка и часто бывал в его доме.
«Чёрные глаза» (1928; слова Александра Перфильева)
«Былое увлечение» (слова Оскара Строка)
«Голубые глаза» (слова О.Строка)
«Звёздное счастье» (слова Анатолия Горохова)
«Когда весна опять придет» (слова О.Строка)
«Лунная рапсодия» (слова Наума Лабковского)
«Моё последнее танго» (слова А.Перфильева)
«Мусенька» (слова О.Строка)
«Не вспоминай» (слова О.Строка)
«Не упрекай» (слова О.Строка)
«О, как мне сладко» (слова О.Строка)
«Ты всё грустишь о чёрных глазах» (Ответ на «Чёрные глаза») (слова О.Строка)
«Скажите, почему?» (слова О.Строка)
«Спи, моё бедное сердце» (слова О.Строка и Е. Альтшулера)
«У моря» (слова Оскара Строка)
«О Марианна»
Фокстроты
«Весна» (слова Оскара Строка)
«Катя» (слова О.Строка)
«Не покидай!» (слова Оскара Строк)
«Синяя рапсодия» («Голубая рапсодия») (слова О.Строка)
«Яша-коммивояжёр» (слова Оскара Строка)
Прочие песни
«Бэллочка» (слова Петра Лещенко)
«Воспоминание» (слова Оскара Строк)
«Голубое письмо» (слова Игоря Северянина)
«Машенька» (слова Оскара Строк)
«Полли, я люблю тебя» (слова Оскара Строк)
«Цыганочка моя» (слова В. Берковича)
Источник
Оскар Строк — Биография / История
Оскар Строк
Биография
Семья и происхождение
Оскар Строк родился в Динабурге Витебской губернии (ныне Даугавпилс, Латвия), младшим из восьмерых детей в музыкальной еврейской семье. Отец композитора — Давид Маркович Строк (1840—1920) — был армейским музыкантом, затем руководил клезмерской капеллой в Двинске, играл на нескольких инструментах (флейта, кларнет, фортепиано). Отец и мать будущего композитора (Хава Строк, родом из Екабпилса) поселились в Двинске (Динабурге) в конце 1860-х годов.
Старший брат — Авсей Давидович Строк (англ. Awsay Strok; 1 января 1877 — 1 июля 1956) — американский импресарио, в том числе занимался организацией гастролей Фёдора Шаляпина, Сергея Прокофьева, Миши Эльмана, Ефрема Цимбалиста, Артура Рубинштейна, главным образом в странах Юго-Восточной Азии.
Другой брат — Лев Давидович Строк (1888—1957, известный как англ. Leo Strockoff — Лео Строкофф) — американский скрипач, композитор и поэт-песенник, ученик Ежена Изаи.
Племянник (сын сестры Строка Берты Давидовны Дубянской, 1870—1942) — Александр Маркович Дубянский (1900—1920) — пианист, выпускник Петербургской консерватории, ученик А. К. Глазунова и Ф. М. Блуменфельда, профессор и директор Киевской консерватории.
Другой племянник (сын его сестры Лизы, 1871—?) — Евгений Антопольский (1901—?) — скрипач-вундеркинд, выпускник Парижской консерватории, ученик Жака Тибо.
Жена Луиза Эдуардовна Строк (в девичестве Шуслер; 23 ноября 1891 — 1 августа 1964)
Дочь — Вера Оскаровна Шишкина (в девичестве Строк; 17 августа 1919 — 23 апреля 2012), была замужем за артистом оперетты Владимиром Шишкиным (1919—1986).
Внук Шишкин Юрий Владимирович (5 января 1944).
Сын — Евгений Оскарович Строк (4 февраля 1926 — 4 октября 1989)
Внучка Татьяна Евгеньевна Строк (20 апреля 1956).
Творческий путь
Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано Николая Дубасова и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звёздам эстрады, в частности, выдающейся певице Надежде Плевицкой.
Основные годы жизни и творчества Строка прошли в Риге, где он долго выступал с регулярными концертами в известном ресторане-дансинг-кабаре «Альгамбра» (заведение принадлежало предпринимателю Георгу Берзиньшу), где и началось его творческое становление, а также в кафе-ресторане «Отто Шварц», известного по всей Латвии своими легендарными кондитерским изделиями. Позже Строк жил также в Париже(1925), Берлине(1931), Харбине (приезжал в гости к брату Авсею), Алма-Ате (1941—1945), Риге (1945—1975), Москве. Автор песен на стихи современных поэтов на идише, в том числе шлягера «Виаhин зол их гейн». Выступал аккомпаниатором исполнителей еврейской песни, в том числе семилетнего рижского певца Миши Александровича (впоследствии синагогального кантора и известного советского эстрадного исполнителя).
Во время Второй мировой войны, находясь в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофёр»). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор, принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР и в работе над музыкой к кинофильму «Котовский». В этом фильме Строк снялся в эпизодической роли аккомпаниатора в белогвардейском кабаке.
После войны лёгкая и танцевальная музыка западного образца оказывается под запретом. Оскара Строка — автора свыше трёхсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира,— в 1948 г. исключают из Союза композиторов Латвии, посчитав его музыку безыдейной. В Советском Союзе новые пластинки с записями его песен и инструментальных композиций начинают выходить лишь в начале 1970-х гг.
В 2008 году Оскар Строк был восстановлен в Союзе композиторов Латвии.
Оскар Строк написал такие известные танго, как «Чёрные глаза», «Скажите, почему», «Лунная рапсодия». Многие его песни исполнял Пётр Лещенко.
22 июня 1975 года к Оскару Давыдовичу Строку приехала скорая. Он, как всегда, шутил, играл для врача на рояле, подписал на память пластинку. А через несколько минут умер…
Похоронили композитора на еврейском кладбище Шмерли в Риге, под музыку его танго «Спи, моё бедное сердце». На памятнике выгравирована мелодия (нотная запись?) танго «Ах эти чёрные глаза».
В 2012 году на мотивы мелодий Оскара Строка Рижский русский театр им. М. Чехова поставил спектакль «Танго между строк», посвящённый композитору (драматург Алексей Щербаков).
6 января 2013 г., к 120-летию Оскара Строка, в Риге (на здании по улице Тербатас, дом 50) была открыта памятная мемориальная доска на латышском и английском языках (автор Янис Струпулис) — в этом доме О. Строк проживал в 1945—1975 гг. В церемонии открытия участвовал композитор Раймонд Паулс.
Источник
Оскар Строк
18 января 1893 года родился Оскар Строк, композитор, «король танго».
Личное дело
Оскар Давидович Строк (1893-1975) родился в Динабурге (ныне Даугавпилс, Латвия). Он был младшим из восьмерых детей в музыкальной еврейской семье. Отец Давид Маркович Строк был армейским музыкантом, играл на нескольких инструментах (флейта, кларнет, фортепиано). Стремясь дать детям хорошее образование, он добился разрешения покинуть город, где проходила черта оседлости евреев, и переехал в Петербург. Уже в 10 лет Оскар Строк сочинил свой вариант романса «Я вас любил» на стихи Пушкина. В 13-летнем возрасте поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1912 году были изданы первые романсы Строка, а в 1913 году — его первые вальсы «Сон в окопах» и «Сон на чужбине». В эти же годы Строк работает в кинотеатрах как пианист-иллюстратор и выступает на эстраде в качестве аккомпаниатора.
В 1921 году Строк переехал в Ригу, где прошли основные годы его жизни и творчества. Долго выступал с регулярными концертами в известном ресторане-дансинг-кабаре «Альгамбра», а также в кафе-ресторане «Отто Шварц». Помимо занятиями музыкой, Строк постоянно пытался реализовать разнообразные коммерческие проекты — издавал книги, журналы и нотные сборники и даже открыл свой ресторан «Барберина», в котором сам же и играл на рояле. Однако все его бизнес-начинания неизменно заканчивались крахом.
Приобретя известность как композитор и автор песен, Оскар Строк гастролировал по миру, жил в Париже, Берлине, Харбине, Алма-Ате и Москве, но неизменно возвращался в Ригу.
В 30-х годах принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР.
После начала Второй мировой войны семья Строков успела уехать из Риги в Алма-Ату, где еще до войны обосновалась его сестра Лиза. В военные годы он дал сотни концертов в госпиталях, написал несколько патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофер»). Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор. В 1944 году стал вторым пианистом в ансамбле В.Коралли и К.Шульженко.
После войны легкая танцевальная музыка западного образца оказалась в СССР под запретом. В 1948 году после знаменитого постановления ЦК ВКП (б) Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», известного как постановление о борьбе с формализмом в музыке, Оскара Строка исключили из Союза композиторов Латвии с формулировкой: «Деятельность Строка не отвечает целям и задачам СК ЛССР». Просьбы о восстановлении не помогали — из Москвы, из секретариата Союза композиторов СССР, неизменно приходили отказы.
Большинство шлягеров Строка немедленно вошли в список «нежелательных к исполнению». Но формально он не был запрещен полностью, и поэтому стал рассылать собственные произведения руководителям эстрадных коллективов, переписывая, переделывая и аранжируя их для конкретных исполнителей. В эти годы он писал, в основном, инструментальную музыку. На жизнь композитору пришлось зарабатывать, как и в молодости — он аккомпанировал в кафе, ресторанах, санаториях и домах отдыха.
В Советском Союзе новые пластинки с записями песен и инструментальных композиций Строка начали выходить лишь в начале 1970-х годов.
Оскар Строк скончался 22 июня 1975 года. Похоронен на еврейском кладбище Шмерли в Риге.
Чем знаменит
Выдающийся мелодист, прозванный еще при жизни «королем танго», Оскар Строк превратил этот салонный стиль в постине всенародный.
Славу «короля танго» Оскар Строк завоевал в 1930–е годы, на которые пришелся расцвет его творчества. Почти все написанные им в это время мелодии быстро становились шлягерами.
В предвоенный период Строк со своим оркестром гастролировал по всему миру. Пластинки с его песнями выпускали крупнейшие студии грамзаписи Европы огромными тиражами.
Музыкальные бестселлеры «Черные глаза», «Скажите, почему?», «Последнее танго» и «Утомленные солнцем», по мнению многочисленных экспертов, вошли в список лучших танго за всю историю его существования.
Всего Оскар Строк написал более трехсот танго, а также множество романсов, фокстротов, вальсов и полек.
О чем надо знать
Знаменитые «Черные глаза» — первое танго Оскара Строка — было написано в 1928 году на слова Александра Перфильева. В это время у Строка, занявшегося в Риге изданием собственного журнала, вспыхнул роман с секретаршей Лени Либман, ради которой он бросил семью — жену Луизу-Анжелу, дочь Веру и сына Евгения, — и перенес издательство журнала в Париж. Как раз в 1928 году в Париже гастролировал основатель жанра танго-песни аргентинец Карлос Гардель. Возможно, Строк его там слышал.
Журнал, однако, быстро развалился, Либман от композитора ушла, деньги закончились, и примерно через полгода Оскар Строк вернулся восвояси. Его мудрая жена все стоически выдержала и простила.
Эта любовная история стала толчком к яркому всплеску творчества композитора. Одна за другой появились несколько песен, которые и прославили имя Строка. «Голубые глаза», «Мое последнее танго», «Когда весна опять придет» и знаменитое танго «О, эти черные глаза», которое вскоре заиграл весь мир.
Колоссальному успеху строковского танго способствовала и очень удачная его интерпретация, сделанная лондонским эстрадным оркестром под управлением популярного эстрадного скрипача и дирижера Марека Вебера, граммофонную запись которой выпустила знаменитая фирма HMV (His Master’s Voice). Ноты Вебер получил от самого Строка — он приезжал в Германию в связи с изданием своих сочинений в апреле 1929 года. На пластинке вышли танго «Черные глаза» и еще два строковских фокстрота в интерпретации Вебера: O, my boy! и «Яша коммивояжер».
Мировая известность к Строку пришла и с помощью Петра Лещенко, которого он считал лучшим исполнителем танго «Черные глаза». Их дружба началась с приездом Петра Лещенко в латвийскую столицу в 1930 году. Именно в Риге, при поддержке Строка-пианиста, танцор Петр Лещенко вышел на сцену как певец.
Лещенко повсюду пел сочинения Оскара Строка и выпустил записи его песен на самых знаменитых студиях Европы. Тембр его голоса был очень красив, пение — чрезвычайно выразительно и наполнено удивительной теплотой, поэтому успех пластинок русского эмигранта был фантастическим.
Прямая речь
«Небольшого роста, рыжий, необыкновенно легкий на подъем, влюбчивый, он производил впечатление человека, которому все дается легко. Даже в последние годы жизни терпеть не мог разговоров о возрасте. — Мне не 80, а два раза по 40, — говорил он», — статья об Оскаре Строке «Король сочиняет танго».
«Строк пытался издавать все — от журналов до художественной классики и бульварной литературы. Издания расходились плохо, и нераспроданные тиражи годами пылились в широких коридорах его съемной квартиры. Другое дело — нотные издания! Здесь Строк чувствовал конъюнктуру, печатал вперемешку свои и чужие сочинения, и сборнички раскупались довольно быстро», — Марина Михайлец. «Кто такой Оскар Строк?»
«Была полная тишина. Ни официальных речей, ни телеграмм соболезнования. И вдруг словно тонким серебристым ручейком полилась мелодия — зазвучали «Черные глаза». Это заиграл на скрипке Павел Муллер. Потом скрипка на мгновение умолкла и вновь запела — «Спи мое бедное сердце». Слезы выступили на глазах у провожавших в последний путь своего друга», — Константин Сокольский о похоронах Оскара Строка.
5 фактов об Оскаре Строке
- Оскар Строк открыл в Риге ресторан «Барберина» неподалеку от Александро-Невской церкви, однако не учел, что по законам того времени продажа алкоголя в радиусе 500 метров от культовых сооружений была запрещена. Он понес огромные убытки и за долги попал в тюрьму. Находясь за решеткой, написал танго под названием «Банкрот».
- Оскар Строк участвовал в работе над музыкой к кинофильму «Котовский», а также снялся в этом фильме в эпизодической роли аккомпаниатора в белогвардейском кабаке.
- 22 июня 1975 года, когда к Оскару Строку приехала скорая, он шутил, играл для врача на рояле, подписал ему на память пластинку. А через несколько минут умер.
- В 2012 году Рижский русский театр им. М. Чехова поставил посвященный Оскару Строку спектакль «Танго между строк» драматурга Алексея Щербакова.
- Раймонд Паулс посвятил Оскару Строку песню «Король сочиняет танго» (на стихи М. И. Танича)
Материалы об Оскаре Строке
Источник