- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Ам. 8:12
- Свт. Кирилл Александрийский
- Блж. Иероним Стридонский
- Лопухин А.П.
- Плавучий замок: недра подводной лодки «Князь Владимир» от первого лица
- История освоения российской Арктики. Досье
- История вопроса
- XVII-XVIII века
- Российская империя
- Советский период
- Новейшая история
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ам. 8:12
Свт. Кирилл Александрийский
и поколеблются воды от моря до моря и от севера до восток, и обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут
См. Толкование на Ам. 8:11
Блж. Иероним Стридонский
И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его
См. Толкование на Ам. 8:11
Лопухин А.П.
И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его
И будут ходить от моря и до моря: по мнению некоторых комментаторов, пророк имеет в виду в приведенном выражении Мертвое море и Средиземное (Гитциг, Мигель) или Восточный и Атлантический океан (Кейль); но лучше понимать выражение в неопределенном смысле — по всей земле. При этом евр. nua (рус. т. будут ходить) означает собственно качаться, шагаться, ходить плавною походкой, т. е. выражает мысль о томлении по слову Божию. Вместо приведенных слов в слав. читается: «и поколеблются воды от моря до моря»; слово udata, воды возникло у LXX из mijam (от моря), которое было прочитано дважды и в первый раз читалось как maim (воды). Поясняя чтение греч. текста, блаж. Феодорит добавляет пред словом воды союз «яко»; поколеблются яко вода, т. е. «подобно волнующимся водам будут израильтяне скитаться, устремляясь туда и сюда».
Источник
Плавучий замок: недра подводной лодки «Князь Владимир» от первого лица
В современном мире контролировать всю работу большой и тяжеловооруженной подводной лодки вполне возможно вовсе не покидая оснащенный пункт контроля внутри нее. Но по традиции только так дела не делаются: одна из обязанностей командира — личный обход лодки. Команда «Военной приемки» сняла такой от первого лица, воспользовавшись помощью одного из подводников экипажа российской атомной подлодки стратегического назначения 4-го поколения проекта 955А (09552) «Борей-А» К-549 «Князь Владимир».
Если начинать «экскурсию» с главного входа, с рубки, то в самом низу у нее есть люк, через который необходимо спустится. Такие кадры — эксклюзив «Военной приемки», так как большую часть внутреннего пространства самого современного российского подводного крейсера еще никогда не показывали по ТВ.
Сразу обращают на себя внимание прямые длинные коридоры. На стенах — панно с фотографиями и техническими характеристиками иностранных субмарин. На подлодке есть места, куда заходить с камерой строго запрещено — их пришлось обходить по верхним или нижним палубам.
«Князь Владимир» обладает самым большим ракетным отсеком в истории отечественного подводного флота. Ранее были реализованы 8-ракетные отсеки, но в настоящий момент в пределах одного ракетного отсека можно расположить до 16 баллистических ракет «Булава» в соответствующих контейнерах.
В следующем отсеке прохождение между ракетами уже более затруднено. В нем находится шахта №7 с изображенной на ней звездой. Она — та самая, из которой 29 октября 2019 года был успешно был выполнен запуск баллистической ракеты «Булава». Такие обозначения всегда наносятся на шахты, из которых успешно осуществлялся пуск.
Пуск тогда был осуществлен из акватории Белого моря по цели на полигоне Кура на Камчатке. А до этого сценарий пуска был неоднократно отработан в режиме тренажера.
Источник
История освоения российской Арктики. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 29-30 марта 2017 г. в Архангельске состоится IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории освоения российской Арктики.
Российская Арктика — полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу, и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами, и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина от 2 мая 2014 г.
История вопроса
В XI в. русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В Никоновской летописи под 1032 годом содержится запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам».
То есть, либо к проливу Карские ворота, либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII вв. поморами были открыты острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в. — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII в. началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 г. в низовьях Печоры был основан Пустозерск — первый русский заполярный город (просуществовал до 1780 г.; находился в 20 км от нынешнего г. Нарьян-Мар). В 1533 г. на мурманском берегу Баренцева моря был построен Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем в Белом море (1429), был важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX в. оставался Архангельск, основанный в 1584 г.
В XVI-XVII вв. русскими купцами активно осваивался участок Северного морского пути — от устья р. Северная Двина до Тазовской губы в устье р. Оби (так называемый «Мангазейский морской ход»). В 1601 г. на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 г.; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.
XVII-XVIII века
В 1648 г. казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 г., в ходе Первой Камчатской экспедиции, организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 гг. российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и др. Участники экспедиции во время морских и пеших походов впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Ими были открыты полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 гг. Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 г. была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». В 1765 г. по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.
В 1799 г. была основана торгово-промышленная Российско- Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.
Российская империя
В 1820-1824 гг. экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая земля. В 1873 г. австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 г. был объявлен российской территорией.
В 1878-1879 гг. состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.
С конца XIX в. активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х гг. архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая земля для постоянного проживания. В 1894 г. правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 г. в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне Полярный), а в 1916 г. — Романов- на-Мурмане (ныне Мурманск). Для скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы.
В 1900-1902 гг. Русская полярная экспедиция, снаряженная Императорской Академией наук, во главе с бароном Эдуардом Толлем и Александром Колчаком (в будущем, Верховным правителем России) провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.
25 апреля 1919 г. правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути — первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.
Советский период
В 1920-х-1930-х гг. в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 г. Президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике (с 1925 г. — Институт по изучению Севера, с 1958 г. — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). 15 апреля 1926 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 г. на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.
В 1931 г. было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере — Чибьюское. Добыча на нем началась в 1939 г.
В 1932 г. при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно- хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути (СМП) от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который впервые в истории прошел СМП за одну навигацию (за 65 дней).
В 1937 г. советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс» (руководитель — Иван Папанин). Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 г. (программа возобновлена в 2003 г.).
В 1930-е и 1940-е гг. в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики. В эти годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и др. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 г. для активизации геологоразведочных работ в регионе в Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга). В 1960-е гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения региона: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и др. В 1980-х гг. нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и до.
В 1962 г. советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» всплыла в районе Северного полюса (в 1959 г. аналогичную акцию первыми осуществил военно-морской флот США). В 1977 г. советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.
Новейшая история
В 1992 г. почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.
В 1990-х гг. финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры были заброшены, почти на треть сократилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 г. до 1,65 млн т в 1996 г.
В 1996 г. был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Документ обеспечивал «государственный протекционизм» и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.
В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 г. была поставлена задача «в кратчайшие сроки» разработать «механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера».
В 2000-х гг. были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных проектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод «Ямал — Европа».
19 сентября 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» — главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 г. стать «ведущей стратегической ресурсной базой» страны. В феврале 2015 г. была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.
В 2014 г. Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике — первая партия нефти была отгружена с платформы «Приразломная».
Источник