От ташкента до аральского моря

Содержание
  1. Какое море в Узбекистане
  2. Водохранилища
  3. Где можно купаться
  4. Форум Винского
  5. Поиск дешевых авиабилетов
  6. Бронирование отелей, вилл, апартаментов
  7. Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
  8. Аренда автомобиля за границей и в России
  9. Страхование для туристов
  10. Сайт Винского
  11. Реклама на форуме Винского
  12. Узбекистан: от Аральского моря до Ташкента
  13. Узбекистан: от Аральского моря до Ташкента
  14. Расстояние между городами
  15. Примеры расчета расстояний:
  16. Когда может пригодиться расчет расстояний?
  17. Как пользоваться расчетом расстояний?
  18. Другие методы прокладки маршрута
  19. Алгоритм расчета расстояния между городами
  20. Арал жив и ждет туристов (+фото)
  21. Вопреки всему, Арал еще жив. И это одинокое море стоит того, чтобы его навестить и дотронуться до водной глади.
  22. Выжившее море
  23. Живые впечатления
  24. Увидеть Арал и вернуться живым
  25. Муйнак оживает
  26. Живая или мертвая вода?
  27. Сохранить жизнь Аралу
  28. Материалы по теме
  29. Комментарии
  30. Аламжон Джураев
  31. Илья Зорин
  32. Тимур Кульматов
  33. Grace Fox
  34. Ozoda Umarova Gafurova
  35. Daston Dao
  36. Seldon Harry Isaakovich
  37. Yuriy Naumov
  38. Chyngyz Halmatov
  39. J_Ura
  40. Акбаров Расулжон Юлдашевич
  41. Sanjar Rajabov
  42. Роман Николаев
  43. Элеонора Конькова
  44. Ilmira Islamova
  45. Yuri Gavrilyuk
  46. Dmitry Istomin
  47. Иван Подберёзовиков
  48. ГАЛИНА ПГП

Какое море в Узбекистане

Узбекистан – страна не часто посещаемая туристами, любящими пляжный отдых. Но среднеазиатская сокровищница, это не только Шелковый путь, старинные минареты и дивной красоты ковры. Значительно обмелевшее, но все же живое, Аральское море в Узбекистане – вот действительно потрясающее зрелище. Кроме него, приверженцы солнца и воды, могут посетить берега Чарвакского водохранилища или озеро Айдаркуль.

Это одна из пары стран во всем мире, с которой, чтобы добраться до мирового океана, необходимо пересечь границы двух государств, если не принимать в расчет, Аральское море в северо-западной части Узбекистана.

Читайте также:  Улов с черного моря

Бессточное море-озеро, с каждым годом мелеет, исчезает, из-за неправильной хозяйственной деятельности человека. Его западный берег окружает белоснежная соленая пустыня, покрытая миллиардами ракушками. На середине этого пейзажа, сошедшего с космических хроник, возвышается скалистое плато Устюрт, покрытое степными, ароматными травами. При хорошей погоде, здесь можно искупаться, качаясь на небольших волнах моря.

В нем невозможно утонуть, хоть вода в 2 раза преснее, чем в Мертвом море. Из-за большой концентрации соли, его многие живые обитатели погибли, а еще в 1980 году отсюда вылавливали больше 60 тысяч тонн рыбы ежегодно.

5 интересных фактов об Арале:

  1. Расстояние от Ташкента до Аральского моря – 1032 км по дороге, и 900 км по прямой.
  2. После обмеления моря-озера, температура воздуха в летнее время стала достигать +60 градусов. Раньше, его воды значительно смягчали континентальный климат, теперь зима суровая и длинная, засушливое и короткое лето.
  3. В бывшем порту Муйнак, городе-музее, можно увидеть кладбище кораблей.
  4. Дно Арала в Узбекистане, скрывает старинное погребение – мавзолей построенный больше 600 лет назад. Этот артефакт говорит о том, что высыхание имеет циклический характер.
  5. Высохшая акватория озера – рассадник, с которого разносится более 100 тысяч тонн соли и дисперсной пыли смешанной с ядовитыми химикатами. Следы этих потоков, обнаружены не только в Европе, но и в Северном Ледовитом океане.

ИНТЕРЕСНО: Арал, в переводе с тюркского языка, обозначает – остров. Для далеких предков, он действительно считался спасительным островком жизни в пустыне. Его глубина составляет – 20 метров, площадь – 3270 кв. км.

Водохранилища

В Узбекистане насчитывается 509 озер, в число которых входят 25 водохранилищ. В основном, все они наливные, созданные руками человека, а их подпитка осуществляется из близлежащих рек. В горных зонах расположены озера, которые возникли в результате перекрытия (завала) русел рек или от тающих ледников.

Читайте также:  Странник над туманным морем фридрих каспар

На многих из этих водоемах построены гидроэлектростанции, другие служат для орошения безводных почв.

Самые крупные ГЭС республики: Чарвакская и Ходжикенская на реке Чирчик; Туямуюнская на Амударье; Андижанская на Карадарье; Фархадская на Сырдарье.


Крупнейшие озера, после Западного Арала, это:

  • Айдаркуль – проехав на автомобиле чуть более 2 часов от Самарканда и Бухары, по просторам живописной пустыни Кызылкум, можно добраться к этому искусственному водоему. Этот кусочек оазиса, 350 км в диаметре, знаменит рыбалкой, которой возможно заниматься и в зимние холода, потому что озерце никогда не замерзает. Огромное количество пород рыбы привлекает сюда рыбаков со всего постсоветского пространства. Вокруг него гнездятся тысячи пернатых, покинувшие омертвевший Арал.
  • Сарыкамыш – горько-соленое с изрезанными берегами расположено на границе Узбекистана с Туркменией, оно находится посередине, между Каспием и Аралом. Растительность в окрестностях водохранилища очень скудная, произрастает только саксаул и полынь, среди которых можно встретить прошмыгнувшую ящерку или ползущую черепаху. Убогую природу с лихвой перекрывает богатый мир фауны, здесь огромное количество водоплавающих птиц: лебеди, утки, гуси, кудрявый и розовый пеликан и даже прилетают фламинго. Периметр составляет всего 158,66 км.
  • Тузкан – в 4 часах езды от Ташкента, в восточной части пустыни Кызылкум находится это сказочно красивое место. Это солончаковое море, известно уникальным составом, лечебной грязью. Безумно красивые закаты и рассветы, множество редких пород рыб и птиц, очаруют любого человека небезразличного к красоте и рыбалке.

ФАКТ: Айдаркуль, Тузкан входят в Арнасайскую систему бессточных озер, где добывается от 750 до 2000 тонн рыбы в год.

Долго можно перечислять моря и водоемы Узбекистана, но где же можно хорошо отдохнуть не только занимаясь рыбной ловлей, а понежиться на песочке, искупаться в освежающей воде.

Где можно купаться

В 2019 году, правительством Узбекистана, было решено эффективно развивать туристическую инфраструктуру на Айдар-Арнасайских озерах, увеличивать объем курортных услуг.

Самыми посещаемыми для купания местами, кроме Аральского моря остаются:

Для дикого отдыха, пикников в Узбекистане больше всего подходят два озера Айдар, которое называют «море в песках» и Тузкан. Первое притягивает своей уединенностью, кристально чистой водой и песчаным берегом. Существует множество туров, заказав которые можно побывать в этом райском уголке. Второе, это остаточный водоем Арало-Каспийского моря, он соединяется на северо-западе с Айдаркулем. Романтикам и любителям палаточного отдыха, здесь понравиться.

Чарвакское море (водохранилище) – находится в 80 км от Ташкента, и в 400 км от Самарканда в предгорье Тянь-Шаня. Теплая вода и воздух позволяют тут начинать сезон с конца апреля по сентябрь включительно, но рекомендуется посещать этот курорт весной и в бархатный сезон, из-за невыносимой жары пребывание тут в летние месяцы показано молодым здоровым людям. Пляж покрыт белым песком и оборудован лежаками, зонтами, действует множество водных развлекательных аттракционов. Прибрежная зона моря кишит пансионатами, отелями, детскими лагерями отдыха.

В Узбекистане, огромное количество красивых маленьких искусственных водохранилищ: Тудакульское, недалеко от Бухары с обустроенной пляжной зоной, прекрасное озерце Бадак, Учкизил с необыкновенным микроклиматом и большим количеством санаториев. Туристы предпочитающие тишину, веселые подвижные забавы или романтические прогулки под звездным небом, найдут в этой стране все.

Источник

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов

Бронирование отелей, вилл, апартаментов

Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников

Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска — сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях — для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро — для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Страхование для туристов

Сайт Винского

Реклама на форуме Винского

  • Список форумовЭкс-СССР форумСРЕДНЯЯ АЗИЯ форумМаршруты по Средней Азии / Достопримечательности
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Узбекистан: от Аральского моря до Ташкента

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Узбекистан: от Аральского моря до Ташкента

Sveklaa » 21 апр 2018, 18:59

Добрый день.
Едем в Узбекистан вдвоем с молодым человеком. 28 апреля вечер вылет в Ташкент, далее утром из Ташкента в Нукус.
Планируется вот такой маршрут с 29го по 9 мая
Прилет в Нукус — Муйнак — Аральское озеро — Ургенч — Хива — Гиждуван — Бухара — Самарканд — Ташкент
Такое вообще реально в такой срок?

Из Нукуса в Муйнак добираться планируется на такси. Может кто знает сколько это будет стоить?
А далее самое сложное это найти того, кто повезет на Аральское озеро и и обратно, но уже в Ургенч. Кто недавно это делал, подскажите, где искать и сколько это будет примерно стоить и стоит ли вообще делать такой марш бросок.Полагаю это тоже все на машине.
Как лучше ехать из Хивы до Гиджуван, стоит ли вообще Гиджуван посещать или сразу в Бухару? Поезд идет?
И тот же вопрос из Бухары в Самарканд и далее в Ташкент.

Сколько закладывать на каждый город дней?
На Хиву планировали два дня, многие считают его самым красивым.
Музеи не интересны, любим созерцать достопримечательности и природу))

Источник

Расстояние между городами

Примеры расчета расстояний:

Когда может пригодиться расчет расстояний?

Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:

  • Сервис расчета расстояний помогает проложить маршрут автопутешественнику, например, для летнего отдыха с семьей или при планировании деловой поездки на автомобиле. Зная расход бензина и среднюю цену за литр топлива, нетрудно рассчитать обязательные финансовые затраты в поездке.
  • Водителю-дальнобойщику расчет расстояния между городами позволяет проложить маршрут на карте при подготовке к дальнему рейсу.
  • Калькулятор расстояний пригодится грузоотправителю, чтобы определить километраж и в соответствии с тарифами транспортной компании оценить стоимость грузоперевозки.

Как пользоваться расчетом расстояний?

Для того чтобы рассчитать маршрут между городами, начните вводить в поле «Откуда» название начального пункта маршрута. Из выпадающей контекстной подсказки выберите нужный город. По аналогии заполните поле «Куда» и нажмите кнопку «рассчитать».

На открывшейся странице на карте будет проложен маршрут, красными маркерами будут обозначены начальный и конечный населенные пункты, а красной линией будет показан путь по автодороге. Над картой будут указаны суммарная длина маршрута, продолжительность пути и расход топлива. Под этой информацией будет размещена сводная таблица с подробными данными о маршруте и об участках пути: тип дороги, расчетная длина и продолжительность каждого фрагмента маршрута.

Полученный маршрут можно распечатать или, изменив некоторые параметры, повторить расчет. В дополнительных настройках можно задать транзитные населенные пункты, а также скорректировать расчетную скорость движения по дорогам каждого типа. Ниже дополнительных настроек расположены поля ввода данных топливного калькулятора. Внесите в них актуальный расход горючего вашей машины и среднюю цену 1 литра топлива. При повторном расчете эти данные будут использованы для подсчета необходимого количества топлива и его стоимости.

Другие методы прокладки маршрута

Пожалуй, самая простая альтернатива — это открыть атлас автодорог и на глаз проложить маршрут по карте. Затем, прокатив по маршруту курвиметр, можно получить приблизительный километраж. Оценить время поездки будет сложнее: для этого придется разбить маршрут на фрагменты с одинаковым классом дорог и измерить сумму длин фрагментов каждого класса. Далее, зная среднюю скорость для каждого класса дорог, нетрудно рассчитать время, поделив путь на скорость.

Если курвиметра нет под рукой, то можно воспользоваться линейкой. Приложите нулевую отметку линейки к начальному пункту маршрута и двигайте линейку, плотно примыкая ее к извилинам дороги.

Рассчитать расстояние между городами также можно с помощью таблиц, которые опубликованы в атласах и справочниках. Это достаточно удобно для маршрутов, начинающихся и заканчивающихся в крупных городах. Мелких населенных пунктов, как правило, нет в таблицах.

Алгоритм расчета расстояния между городами

Расчет маршрута основан на алгоритме поиска кратчайшего пути во взвешенном графе автодорог (алгоритм Дейкстры). Расстояния определены по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов. Расчет является результатом компьютерного моделирования, а модели не бывают идеальными, поэтому при планировании маршрута поездки не забудьте заложить резерв.

Существует несколько подходов к определению расстояния между городами:

  • расстояние по автодорогам включает в себя длину автотрассы и соединяющих ее с городом дорог;
  • расстояние по прямой, или как его еще называют «по птичьему полету«, характеризуется меньшей протяженностью, но практически менее ценно, т.к. перемещение обычно происходит по дорогам.

В наших расчетах расстояния между городами берутся по автодорогам.

Источник

Арал жив и ждет туристов (+фото)

Вопреки всему, Арал еще жив. И это одинокое море стоит того, чтобы его навестить и дотронуться до водной глади.

Никита Макаренко недавно посетил Западный Арал и увидел настоящее живое море — с волнами, прибоем и песчаным пляжем. Даже в его нынешнем виде эта часть Арала по площади в четыре раза превосходит Мертвое море. В своей колонке автор описывает неземные пейзажи региона, приводит советы желающим увидеть Арал своими глазами и дает рекомендации по улучшению туристической инфраструктуры.

Арал не сдается. Все против него: хозяйственная деятельность людей, изменение климата, таяние ледников, таинственные природные циклы. Но вопреки всему, он еще жив. На нашей земле, в Узбекистане. И это одинокое море стоит того, чтобы его навестить и дотронуться до водной глади.

Скажу честно: ни одна мировая достопримечательность меня так не поразила, как панорама Западного Аральского моря с возвышенности плато Устюрт. Это совершенно космический, неземной пейзаж.

Панорама Западного Арала с плато Устюрт. Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz».

А теперь представьте: вокруг белоснежная соленая пустыня, под ногами рассыпаны триллионы ракушек. В голову сразу приходит старая философская проблема: чего больше на свете — бывших аральских ракушек или звезд на небе?

Ровно посередине пустыню разрезает скалистый обрыв величественного плато Устюрт. На самом плато — дурманящий аромат степных трав, богатый животный мир и каменные кладбища кочевников с таинственными знаками.

И ни одного человека в радиусе сотни километров. Ни телефона. Ни интернета. И море. Настоящее море, с волнами, прибоем и песчаным пляжем. Соленое море, в котором нельзя утонуть, а можно просто лежать на поверхности.

Западное Аральское море. Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz».

Выжившее море

Вы скажете: но ведь мы сто раз слышали и читали, что Аральское море высохло. Что случилась катастрофа, и ничего не вернуть. Да, это так. Аральская трагедия не знает аналогов в мировой истории. Четвертое по величине озеро мира с 1960 по 2014 годы потеряло 89% процентов водной поверхности и 97% объема воды.

У суда нет сомнений: в убийстве Аральского моря виновен человек. По мнению ученых, 70% падения уровня моря обусловлено хозяйственной деятельностью, то есть нерациональным расходованием вод Сырдарьи и Амударьи. И только 30% вины лежит на климатических факторах.

Но не все потеряно! Арал жив. Просто в другом виде. Прежнего моря уже не вернуть никогда, но можно успешно поддерживать жизнь оставшихся озер: Малого Арала и Западного Арала. Уровень Малого Арала, находящегося на территории Казахстана, в результате построенной Кокаральской плотины даже растет. Там успешно развивается рыболовство.

Западное Аральское море, большая часть которого находится на территории Узбекистана, постепенно стабилизируется. Сейчас Западный Арал — это небольшое сильносоленое озеро площадью 3270 квадратных километров. Это в четыре раза больше, чем знаменитое Мертвое море. Впрочем, ближневосточный товарищ Арала содержит в два раза больше соли в воде. Глубина Западного Арала местами может превышать 20 метров.

Берег Западного Аральского моря. Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz».

Ученые считают, что Западное Аральское море будет жить.

«Если сохранятся нынешние тенденции (приток грунтовых вод, сток дождевых и талых вод и сток из Малого Арала), то в течение некоторого времени уровень Западного бассейна продолжит падать и его площадь — сокращаться, и возможно, наступит стабилизация около отметки 21 метр [глубины] при площади 2560 квадратных километров», — пишут известные исследователи региона Филип Миклин (США) и Николай Аладин (Россия) в научной работе «Возможное будущее Аральского моря и его фауны», опубликованной в 2016 году.

Не только они пришли к таким выводам. В 2007 году ученые во главе с заместителем директора Института океанологии Российской академии наук доктором географии Петром Завьяловым обнаружили интенсивную подпитку Западного Арала пресным подземным потоком со стороны плато Устюрт.

Живые впечатления

Давайте будем верить в то, что Западный Арал не исчезнет! А пока призываю отважных путешественников посетить это уникальное место, сделать много-много фотографий и опубликовать их в социальных сетях. Тогда об Арале и его проблемах узнает больше людей.

Если я еще не убедил вас в красоте этого места, то вот мнения туристов, посетивших берег Западного Аральского моря в мае этого года.

Динара Адылова (Ташкент): «Я думала, что вокруг Арала безжизненная соляная пустыня, а оказалось, что зеленая цветущая степь, полная птиц и животных».

Степная агама, обитающая на плато Устюрт. Фото: Динара Адылова / «Газета.uz».

Наташа Рось (Санкт-Петербург): «Когда у меня появился шанс отправиться в путешествие по Узбекистану, то первым пунктом был Арал! Он поразил меня давно: однажды я увидела его из иллюминатора самолета. Когда добрались до моря, моему восторгу не было предела — посреди пустыни была вода, которой и конца не было видно! Могла ли представить, что буду купаться? Нет! Теперь знаю, что море держится в секрете, но оно существует».

Максим Соболевский (Санкт-Петербург): «Главное впечатление от моря, помимо безлюдной красоты, — это удовольствие от купания. Нам повезло с погодой. В сухой жаркий день заход в море очень комфортный, а соленая вода держит тебя на плаву. Это интересные ощущения».

Берег Западного Аральского моря. Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz».

Увидеть Арал и вернуться живым

Сразу должен предупредить: пока путешествие на Арал годится только для тех, кто любит настоящие приключения. Это не тур в Анталию и не шашлыки на Чарваке.
150 километров пути до моря пролегают по пустыне Аралкум, в которой, при определенных условиях, можно даже погибнуть. Здесь нет людей, нет воды, не ловит телефон и интернет. На своем автомобиле отправляться туда слишком рискованно.

Напугал? Не отчаивайтесь! С помощью опытных местных жителей поездка станет безопасной и увлекательной.

Пустыня Аралкум. Дорога из Муйнака по бывшему дну Аральского моря. Фото: Наташа Рось / «Газета.uz».

Если вы отправляетесь из Ташкента, то необходимо приобрести билеты на поезд «Ташкент-Нукус» или на самолет до Нукуса. Купейный билет в поезде в обе стороны обойдется в 300 тысяч сумов. Самолет туда и обратно — в 800 тысяч сумов (данные за май 2017 года).

Можно приобрести билет на поезд и до Кунграда, который ближе к Муйнаку на 110 километров. Но тогда вы пропустите в Нукусе легендарный музей Савицкого. Этого делать ни в коем случае нельзя. Можете пропустить Лувр в Париже (я так и сделал), а вот в музей Савицкого нужно сходить обязательно.

В Нукусе вы должны пойти на «пятак», где беззаботно проводят время муйнакские таксисты. Такси до бывшего аральского порта обойдется в 100 тысяч сумов и еще 100 километров пути.

А в Муйнаке помогут местные жители. Город небольшой: спросите, и вам подскажут место ночлега в одном из домов, а если повезет — еще и приготовят вкуснейший бешбармак. Две ночи обойдутся в 150 тысяч сумов. Гостиница в Муйнаке все еще строится, и туристов спасают импровизированные «гестхаусы».

Чтобы доехать до Аральского моря, потребуется надежный водитель с настоящим внедорожником (водители Captiva, даже не думайте). В Муйнаке такие есть, и в среднем вам удастся договориться о дневной поездке за 1,5 миллиона сумов за четырехместную машину. Это самая дорогая часть путешествия. Но водителей можно понять: дорога сложна и опасна. А немногие туристы являются для них практически единственным источником заработка в депрессивном Муйнаке.

Выехав с утра, вы посетите муйнакское кладбище кораблей и проведете около четырех часов, преодолевая 150 километров до моря по пустыне Аралкум. Попросите водителя подняться на чинк (скалистая граница плато), и вы увидите море с высоты Устюрта. Затем можно спуститься к берегу, искупаться и отправиться обратно. Не забудьте взять с собой много пресной воды! Иначе обратные 150 километров после купания не будут приятными.

Чинки Устюрта. Край плато, разрушенный ветрами и эрозией. Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz».

Итого вся логистическая часть поездки на человека обойдется примерно в 1 миллион сумов в случае поездки на поезде и если иметь компанию из четырех человек для аренды внедорожника или в 1 миллион 500 тысяч сумов, если лететь на самолете. Если вы поедете в одиночку, то бюджет возрастет уже до 2−2,5 миллиона сумов.

Дорого? Согласен. Но цены — это большая системная проблема всей нашей отрасли внутреннего туризма. Преградам на пути его развития «Газета.uz» посвятит отдельный материал.

Пока же могу сказать, что описанный мной вариант — это самый дешевый способ увидеть красоты Западного Арала. Конечно, можно воспользоваться услугами турагентств, располагающих внедорожниками и даже юртами на плато Устюрт. Проанализировав предложения от трех отечественных турфирм (все они предлагают трехдневную поездку, начинающуюся в Ташкенте), могу сообщить среднюю стоимость тура на 1 человека: 800 долларов США. Очевидно, что такое предложение рассчитано на иностранцев. Бюджетных туров для узбекских туристов мне найти не удалось.

Муйнак оживает

Чтобы поездки на Арал стали доступнее, в этом регионе жизненно необходимо развивать туризм. Арал должны увидеть все. И шаги в этом направлении уже предприняты.

Развивается инфраструктура. Дорога Нукус-Муйнак на удивление хороша. Из Кунграда прямо в эти дни прокладывается водопровод, который принесет качественную питьевую воду. Местные жители сообщили, что впервые за много лет в этом году в город стало подаваться электричество 24 часа в сутки. И действительно, при моем посещении города оно ни на минуту не выключалось.

28 февраля 2017 года было принято постановление Президента о мерах по экономическому развитию Муйнакского региона на ближайшие два года. Есть даже специальный сайт, посвященный этой программе (на узбекском языке).

Больше всего в этом постановлении меня заинтересовал «План мероприятий по привлечению туристов» из 17 пунктов. Все они представляются достаточно разумными: речь идет о медийном продвижении Муйнака, реконструкции музея и бывшей гавани, проведении фестивалей и производстве сувениров. Планируется строительство гостиницы, возведение юрт и приобретение микроавтобусов.

Кладбище кораблей Муйнака. Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz».

Но хотелось бы вновь отметить, что этой программе не достает взгляда путешественника. Возможно, ее составители сами ни разу не посещали берега Западного Арала и не очень представляют проблемы туристов. Считаю, что реализация следующих предложений сильно помогла бы в развитии самостоятельного и внутреннего туризма до моря.

Нужно создать небольшой парк с внедорожниками и водителями, которые могли бы регулярно возить туристов между Муйнаком и берегом моря за доступную цену. Море — это главная достопримечательность.

От Муйнака вглубь пустыни Аралкум проложена достаточно протяженная асфальтированная дорога для нужд геологов, которую необходимо реконструировать, ибо сейчас тряску она создает почище магической композиции из фэтбойслимовского клипа Ya Mama.

Неподалеку от берега моря нужно создать базовый лагерь, в котором посменно будут нести вахту «рейнджеры». Это залог безопасности туристов — у «рейнджера» должна быть связь, запас питьевой воды и медикаментов на экстренный случай.

Живая или мертвая вода?

Думаю, у многих читателей уже созрел вопрос: «А не вырастет ли у меня третья рука после купания в Аральском море»? Я старательно рассказываю о райском уголке, но правду не скроешь: Приаралье — это зона экологического бедствия.

Высохшее дно Аральского моря содержит не только соль, но и химикаты, которые в большом количестве использовались во времена СССР в сельском хозяйстве и накопились в водах моря, а теперь и на бывшем дне. Сильные ветры распространяют пыль и соль, нанося вред флоре и фауне. Пыльные бури простираются более чем на 500 километров. Из-за вдыхания этой токсичной пыли у жителей Приаралья развиваются заболевания.

Некоторые ученые считают, что наиболее серьезные проблемы со здоровьем у местных жителей возникают из-за низкого уровня жизни, плохого качества здравоохранения, пищи и воды. Именно поэтому экономическое развитие Муйнака так важно — деньги от туристов помогут местным жителем повысить свое благосостояние и сгладить негативные экологические последствия.

Соль на берегу Западного Аральского моря. Фото: Наташа Рось / «Газета.uz».

Я бы не стал призывать посетить Западный Арал, если бы не убедился дотошно в безопасности такой поездки. Это принципиальный вопрос журналистской этики. Забегая вперед скажу, что, проанализировав всю полученную информацию, в том числе эксклюзивные комментарии экспертов, могу заключить: кратковременное посещение Западного Арала, а также купание в его водах безопасно.

Мы начали изучение вопроса с беседы с отечественными исследователями. Оказалось, что актуальных лабораторных исследований воды и грязей Западного Арала у наших ведомств попросту нет.

«Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды не проводил исследований влияния воды и почвы Западного Аральского моря на здоровье людей», — сообщила «Газете.uz» начальник информационной службы комитета Хония Асилбекова.

Нужных данных нет и в Гидрометцентре, где подтвердили, что подобные исследования не проводились. То же самое «Газете.uz» сказали и в Республиканском специализированном научно-практическом центре терапии и медицинской реабилитации (бывший НИИ имени Семашко). Именно здесь занимаются грязе- и солелечением. Но и в центре никогда не слышали об исследованиях грязей и воды Арала.

Проблема с ответом возникла и в Международном фонде спасения Арала (МФСА). «В фонде не располагают проверенными данными на основе лабораторных анализов о состоянии воды и грязей Западного Аральского моря. Систематической и достоверной информации у нас по этому поводу нет, и она не позволяет сделать однозначных выводов», — сказал руководитель Агентства реализации проектов МФСА Вадим Соколов.

Мы обратились с вопросом «Безопасно ли купание в Западном Арале?» к самым известным мировым исследователям этого моря. Их мнения достаточно единодушны.

«С моей точки зрения, Западный бассейн пригоден для плавания», — ответил исследователь и автор научных работ по Аралу профессор географии Университета Западного Мичигана (США) Филип Миклин.

«Я уже почти 20 лет езжу на Западное Аральское море. Купаться на моих глазах там начали в последние 15 лет. Пока ничего страшного не слышал. В народе уже ходят легенды о лечебных свойствах воды и грязи», — рассказал председатель каракалпакского ННО «Союз защиты Арала и Амударьи» Юсуп Камалов.

Один из активнейших араловедов, автор 150 научных работ по проблемам Аральского и Каспийского морей, сотрудник Зоологического института Российской Академии наук Николай Аладин еще более оптимистичен. Его мнение базируется на собственных исследованиях и работах коллег: «Аральская гипергалинная вода и грязь целебны. Они аналогичны воде и грязи Мертвого моря в Израиле. Можно даже делать косметику».

Прибой на Западном Аральском море. Фото: Никита Макаренко / «Газета.uz».

Сопоставляя выводы экспертов, еще раз хочу повторить свой тезис: кратковременное посещение Западного Аральского моря и купание в нем безвредно. Но хотелось бы призвать всех ответственных за экологию и состояние окружающей среды чиновников изыскать средства и провести исследования воздействия воды, грязей и почвы Западного Арала на здоровье человека. Чтобы туристы были спокойны.

С этим мнением согласны и в МФСА: «На сегодняшний день непонятно, кто должен брать систематически пробы воды и грязи и проводить их анализы в лабораторных условиях. Необходимо определиться по этому поводу на государственном уровне и выделить средства для проведения требуемых исследований, а также привлечь ресурсы международных организаций и доноров», — считает Вадим Соколов.

Сохранить жизнь Аралу

Ученые обнадеживают: «Природная среда удивительно устойчива. Следовательно, не надо терять надежду и оставлять усилия по ее сохранению, даже когда задача выглядит пугающе. Многие сбросили Арал со счетов как безнадежный, но сейчас однозначно показано, что значительные его части можно сохранить и экологически восстановить».

Западное Аральское море нужно видеть. Это потрясающее воображение зрелище. И находится оно в нашей стране.

Сохранение уникального Западного Арала и окружающих его регионов зависит только от нас. Понимаю, большинство читателей сейчас находятся за тысячу километров от берега моря. Очень трудно сопереживать чему-то абстрактному на таком расстоянии. Именно поэтому призываю путешественников и туристов посетить море. Уверен, что после этого оно останется в вашем сердце навсегда, и у Западного Арала станет больше друзей и защитников.

В статье использованы данные из сборника научных работ «Аральское море и Приаралье» под редакцией доктора наук профессора В. А. Духовного, 2015, а также цитаты из научной публикации «Возможное будущее Аральского моря и его фауны» Филипа Миклина, Николая Аладина, Игоря Плотникова, Алексея Смурова, Любови Жаковой, Валентины Гонтарь и Зауалхана Ермаханова, 2016.

Все фото сделаны в мае 2017 года.

«Газета.uz» благодарит Рустама Мурзаханова за помощь в подготовке материала.

Материалы по теме

Комментарии

на муйнаке много заброшенных биохимических лабораторий с патогенными.

Аламжон Джураев

приветсвую автора. надо туризм в этом направлении развивать

Илья Зорин

Спасибо за столь информативную статью! Хоть кто-то видит в море возможности, и не остается равнодушным!

Тимур Кульматов

Отличная статья! Спасибо автору! Проблемы конечно существенные и сумма 800 долларов/человек за поездку просто астрономическая. За такие деньги можно купить билеты на двоих до ЮВА и обратно. К сожалению и сумму в 2 млн. не каждый способен отдать, чтобы посетить НАШЕ море. Что сказать, беда. Остаётся надеяться на изменения в лучшую сторону.

Grace Fox

Спасибо за статью. Никита Макаренко — истинный патриот нашей Родины.

Ozoda Umarova Gafurova

Какая красота да еще в нашем родном Узбекистане.

Спасибо за статью! Надо развивать туризм, но на самом деле — цены высокие, если будет инфраструктура соответствующая, то думаю будет дешевле.
Например цена до Нукуса на поезде в целом норм — 300 000 туда обратно, медленно только едет этот поезд насколько мне известно, нужно быстрее.

Раз до Кунграда есть поезд (скорее всего он пролегает через Нукус) тогда нужно достроить ЖД до Муйнака и пустить с Нукуса электричку чтобы ехал максимум 2,5 часа и соответственно цены минимум (20-25 тыс). Нужны гостиницы/хостелы в Кунграде и прочие с минимальным человеческим комфортом от 50 до 75 тыс.

Раз есть асфальтированная (иначе нужно проложить) дорога до берега и пустить рейсовые автобусы также тысяч 15-20. Таким образом в разы удешевить путешествие. Конечно строительство всей инфраструктуры обойдется не мало, но оно ведь того стоит наверно.

Daston Dao

А почему у нас нельзя использовать вертолёт? Было бы очень удобно и быстро

Спасибо автору. Отличная статья.

Очень понравились иллюстрация к статье!
Аральское море не очень-то ждет туристов. На самом деле даже не знаю, к чему может привести организованный массовый поток туристов к его берегам. Как правильно замечено, это не “отдых у моря“. Поездка туда разочарует любителей легкого времяпрепровождения. Поэтому, с одной стороны это даже хорошо, что он доступ к нему несколько ограничен сложностями.

Не хотелось бы видеть там толпы праздных людей, а тем более оставляющих после себя мусор.
Те не менее, его, конечно же, стоит увидеть! Масштаб трагедии впечатляет. Арал — это боль. Это не только страшная экологическая катастрофа, повлекшая за собой вымирание многих представителей флоры и фауны, изменения климата целого региона, но и причина колоссальных социальных и экономических последствий, резкого снижения здоровья населения, изменения судеб сотен тысяч людей.

По поводу цен. Я тоже в какой-то мере вовлечен в организацию туров на море и могу сказать, что цены из Нукуса до моря совершенно другие. В пределах 250-300$ с человека или около 700-750 за машину, включая все: питание, палатки, сопровождение. Программа тура также проработана и разнообразна, включает посещение исторических мест, озера Судочье, обзор самых красивых видов Устюртских “каньонов“, ночевку в благоустроенном лагере на берегу моря, обязательное посещение Муйнака и его достопримечательностей (кстати, в статье не был упомянут неплохой в своем роде Краеведческий Музей города).

Из пожеланий к улучшению туристической инфраструктуры и развития туризма, я бы хотел выделить:
1. Облегчение получение лицензии для работы гестхаузов (сейчас они встречают гостей скрытно, потому что боятся бюрократии, связанной с легализацией небольшого семейного бизнеса), а также предоставление им льгот по налогам и обязательным платежам — вплоть до полной отмены. Если люди зарабатывают небольшие деньги и способны сами себя прокормить — не нужно им мешать, думаю.
2. Улучшить дороги как до Муйнака, так и внутри города.
3. Улучшить музей, обязательно открыть при нем сувенирную лавку (она была, но недавно ее опять закрыли).
4. НЕ ДАВАТЬ ИМЕНА КОРАБЛЯМ (вернее останкам кораблей, на том “кладбище кораблей“). Недавно объявляли об этой “инициативе“ района — назвать корабли в честь стран, туристы которых посещают Муйнак чаще. Если это “кладбище“, то кому будет приятно, чтобы эти корабли-могилы называли в честь их страны?!
5. Учить гидов давать правильную информацию. Раздавать им буклеты и мини-справочники. Учить водителей технике безопасности. Учить всех их английскому языку и культуре общения.
6. ОЧЕНЬ пристально следить за чистотой, штрафовать за мусор, пластиковые и стеклянные бутылки и т.д., которые часто водители и не очень культурные туристы, могут оставлять после себя.
7. Не портить и без того плохую экологию: не рубить саксаулы, не мешать животным и птицам, не разрушать их дома и гнезда, не мять траву лишний раз, не рвать цветы.

Seldon Harry Isaakovich

Базовый лагерь является критичным требованием для развития туризма. Он будет влиять на все пункты. По сокращению цены транспорта, как основной статьи расходов:
Высокая цена складывается, в основном, за счет высоких рисков, низкого числа туристов и низкой конкуренции. только расходы на топливо на 500 км туда-обратно от Кунграда до моря это около 80-100 литров бензина для потрепанного LandCruiser. Только на это уходит порядка 400-600 тыс. в зависимости от цены на бензин. Внедорожник нужен, т.к. дорога плохая и жара, нужна надежная машина. Соответственно, критичным становится наличие качественной дороги, чтобы можно было пустить более экономичную машину, пусть даже на газе. Топливо заправляется в одну сторону, а там должна быть гарантированная заправка. Для поездок вокруг моря по плато нужен внедорожник, а чтобы экономить, он может быть непосредсвенно у моря для поездок в радиусе 10-20 км. Водители могут работать посменно. Все это существенно снизит риски и цены.

Yuriy Naumov

Отличная статья. Спасибо автору! Поездка к Аральскому морю — это конечно экстремальный туризм, но и у такого продукта найдется свой потребитель.

Жаль при Союзе не успели развернуть Сибирские реки в Арал. А то у них в Сибири там наводнения каждый год, а Аралу эта вода была бы очень нужной.

За статью спасибо. Интересно было читать. Рада, что Арал живчик у нас! Но масштабно так зазывать туристов не стоит. Пусть для начала инфраструктуру края улучшат. И как выше написали дадут льготы и возможность местным предпринимателям открывать мини отели, туры и аренду авто. Туда тур направление и должно остаться как научно иследоват-е. А не для любительского купания , ночевки с распиванием пива и тд. Поэтому и цены туда низкими быть и не должны. Это редкая изюминка страны и не надо ее делать дешего доступной.

Большое спасибо всем комментирующим, очень важно и радостно слышать вашу позитивную оценку!

Маткаримов Азамат Закирович: Спасибо, что вы пришли в комментарии, мне было очень интересно прочитать ваше мнение, так как вы занимаетесь турами на Арал.

Я думаю, что вы зря опасаетесь массового туризма. Массового туризма там никогда не будет, так как это все-таки приключения. Но сейчас поток вообще случайно-единичный. Увеличить его — вполне реалистично за счет внутренних туристов.

Касательно цен — возможно, я брал предложения по ценам с сайтов узбекских турфирм и их анализировал. Но согласитесь, 250-300$ для узбекского туриста — это фантастическая сумма. Билет в Париж туда-обратно сейчас стоит 360$. Туры в Таиланд “все включено“ начинаются от 500$.
Лично мне поездка обошлась в 150$, но я считаю что и это дорого, и нужно стремиться, чтобы бюджет был хотя бы 100$.

Касательно музея — действительно, я даже не знал что он существует. Более того, местные жители ничего нам не сказали? Возможно и они не знают? Поэтому так важно развить инфраструктуру.

Ваши предложения очень интересные. С гестхаузами — прямо в точку. Но хочу сказать, что программой развития Муйнакской области, ссылка на которую есть в моей статье, предусмотрены невиданные льготы: полная отмена всех налогов для местных предпринимателей, в случае их регистрации. И программу уже подписана президентом. Улучшение дорог и музея — тоже заложено в программе, надеюсь, эти пункты будут выполнены. Касательно “кладбиища кораблей“ — это вообще очень странное место, и не самое интересное. И да, мертвый корабль с именем, например, “Германия“ — очень странная вещь)) Сюрреалистичная.

А вот мусор и экология — думаю, что здесь должны помочь “рейнджеры“ или “егери“ или как бы их не назвали — которые будут следить. Но для этого, насколько я понимаю, регион Приаралья и Устюрта должен быть объявлен заповедником.

Chyngyz Halmatov

Какое там лечебное вся селитра с хлопковых полей попадает в Арал и те кто считает лечебным они просто не знают что творится верховьях Сырдарьи сколько ученые не могут разгадать тайны почему Арал высыхает да потому что с помощью селитры это и есть реагенты которые в Москве тучи разгоняет и просто возьмите небольшое ведро или тазик туда положите немного песка и воды пресной и туда же селитры реагента и оставьте на пыляещей жаре в пустыне за два дня воды не останется в ведре так почему же две большие пресноводные реки Амударья и Сырдарья подчеркиваю пресноводные реки попадающий в Арал и вдруг она создает чрезмерно соленое озеро

Никита Макаренко спасибо, что ответили!
Прошу прощения, я не вчитывался в программу. Не вчитывался, потому что в указанной Вами статье на Газета. уз (https://www.gazeta.uz/ru/2017/03/02/muynak/) были приведены такие выдержки, что просто не нашел слов даже для комментариев: “Гастрономический фестиваль „99 рыбных блюд Арала““ и прочий креатив аниматоров.
Но если там действительно заложены указанные Вами решения, то просто отлично. Ждем их воплощений!
Цены, наверное, не совсем правильно озвучивать тут по этическим соображениям. Всем ведь понятно, что у туроператоров, тем более в Ташкенте, не всегда оптимальные цены. Но на то и нужны туроператоры, что они берут на себя все обязательство и предоставляют турпакеты “под ключ“, а путешественнику не нужно заботиться ни о чем, кроме своих впечатлений.
А бэкпекерам (искателям приключений, которые путешествуют с минимальными тратами), туроператоры не нужны. Мы не раз в пути встречали людей на мотоциклах и даже на велосипедах. При этом, разумеется, все они были иностранцы. Запомнилась девушка в одиночку пересекавшая континент от Индии до Европы на мотоцикле. Помню другую девушку на мотоцикле приехавшую с Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть на наше море, а потом проехала через весь Узбекистан.
Для местного же туриста, Вы правы, эта поездка не из дешевых. Но вполне осуществимая. Скажем, указанные Вами цены на поездку с Муйнака справедливы для найма автомобиля с водителем, то есть на практике, эту цену можно поделить на 4-х участников поездки. А это уже не так критично.
Сравнивать с ценами загранпутевок, не совсем верно. Скажем, поездка на выходные с арендой дачи на Чарваке может обойтись не намного дешевле, а то и дороже. То есть, все относительно.

Еще раз спасибо за поднятие интереса к нашему самому красивому Аральскому морю!

Когда-то в 1960х построили Большой Туркменский канал, который забрал 1\3 от объема воды с Амударьи (он начинается недалеко от Термеза).
Вся эта вода пошла на орошение Каракумов.
Большей частью именно этот туркменский проект и загубил Арал

J_Ura

Интересная и правдивая статья. От себя могу добавить что для дальнейшего сохранения западного Арала необходимо:
1) перекрыть перешеек связывающий западную глубоководную часть от восточной мелководной части что позволить аккумулировать объем воды в небольшой по площади (соответсвенно зеркала) части моря (правда этот перешеек находится на территории Казахстана).
2) направлять излишки воды регулярно сбрасываемые с озер Жылтырбас, Сарыбас, канала Казахдарья в западное море, что позволить удержать его уровень на текущей отметке а может и поднять уровень воды.
Насчет исследований почв и воды Аральского моря — в 2007 году были проведен масштабный экологический аудит на всей площади бывшего дня моря, иследования проводились Госкомприроды РУз по заказу нефтяных компаний. Результаты надо спрашивать у комитета соответственно. По поводу безопасности купания и находжения на берегу моря — чистейший воздух Арала и кристально прозрачная вода моря не несут каких либо последствий, а наоборот соленая вода лечит всякие кожные проблемы. Ну а про ночное небо с триллионами звезд на небосводе и падающими время от времени метеорами — могу сказать что это настоящая романтика, такого неба не увидеть ни в каком другом месте. Знаю по себе))

Акбаров Расулжон Юлдашевич

Интересно было читать. Многое узнал, спасибо автору.

Jenis Veilazaru: Спасибо за оценку! Комитет нам четко сказал: никаких исследований не проводилось. Возможно, эти данные утеряны. В любом случае, прошло 10 лет — нужны новые исследования.

Sanjar Rajabov

Спасибо Gazeta.uz!
Эта статья, ваше по настоящему первое и серьезное журналистское “расследование“!

Роман Николаев

Развитие туризма это очень хорошо, но о каком развитие может идти речь, если с этого года для иностранных туристов оплата за размещение в отелях производится в иностранной валюте? Тур в Узбекистан становится одним из самых дорогих для иностранцев.

Элеонора Конькова

Во-первых, огромное спасибо Никите Макаренко за очень актуальное, интересное журналистское расследование нашего, не только Узбекского, Казахского и т.д. Арала, это наша рана и боль, которую надо реанимировать, принять срочные меры к его спасению. Я, конечно, далека от всего этого, но прочитав статью и увидев прекраснейшие иллюстрации Н. Макаренко, мне стало больно и обидно, что в своё время, вот так бездарно решили судьбу Аральского моря. С природой шутить нельзя, у неё свои законы от Бога, связанные с гармонией нашей Вселенной. Есть хорошее выражение “ Не навреди!“. Но, по-видимому, так в результате и получилось, инициаторы и исполнители гибели Арала, сначала сделали, а потом подумали, но увы.. страшное дело было сделано. Я не думаю, что туризм спасёт Арал, к этой проблеме надо отнестись глобально. Создать программу (возможно она есть), какую-то часть средств заложить в бюджет стран СА. Ещё у нас много богатых людей, которые могут пожертвовать толику своих доходов и внести вклад во имя спасения этой “жемчужины“, а поменьше строить замки на песке, с собой в тот мир ничего не заберёшь, а Арал спасёт жизнь миллионам людей, в том числе нашим детям. Последнее время климат меняется: бури, ураганы природа мстит за Арал. Вот, что пишет В. Соколов: Проблема с ответом возникла и в Международном фонде спасения Арала (МФСА). “В фонде не располагают проверенными данными на основе лабораторных анализов о состоянии воды и грязей Западного Аральского моря. Систематической и достоверной информации у нас по этому поводу нет, и она не позволяет сделать однозначных выводов“, — сказал руководитель Агентства реализации проектов МФСА Вадим Соколов. Ну почему фонд не работает в этом плане? Ведь это тоже не мало важно, где лабораторные анализы, сделайте их, работайте! Спасайте Арал! Не надо напоминать, что Вода-это жизнь. Этим всё сказано. Да, я помню, в своё время была идея переправить сибирские реки в Аральское море, но там тоже свои законы природы, чем бы это всё обернулось не знаем, возможно и в этом было спасение Арала, но кто знает.. Есть же другие “ресурсы“, например, в Таджикистане Сарезское озеро, искусственно образовавшееся после землетрясения. Саре́зское о́зеро — водоём на Памире, в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана. Длина озера — около 70 км, максимальная измеренная глубина — около 500 м, уровень воды — около 3255 м над уровнем моря, объём воды — более 17 км³. Которое, как мина замедленного действия может в любой момент прорваться и миллиарды кубометров воды могут оказаться катастрофой для стран Средней Азии и миллионов жизней, оказавшихся на его пути. Да, большой риск, труднодоступно, но невозможного ничего нет. Нужны большие ресурсы, но это озеро могло бы в какой-то мере пополнить Арал, направив воды озера по правильному руслу. Я далеко не специалист в этом деле, просто выразила свою боль и точку зрения в отношении спасения Аральского моря.
Помню, была ребёнком, в 1958 году ездили на поезде в Москву через города при Аралья и на вокзале продавали рыбу в разном ассортименте! Обеспечивали весь СССР рыбой.

Ilmira Islamova

Никита, огромное спасибо за такую интересную статью! Приятно читать о своей Родине, особенно когда о ней так красиво пишут. Я родилась и живу в Хорезме и проблема Арала очень часто всплывает в разговорах жителей хорезмийцев, но именно из Вашей статьи я узнала, что для нас еще не всё потерянно, ведь Арал играет огромнейшую роль для нашего региона. Значит есть еще надежда, что Арал, пусть и не весь, но части можно спасти. Спасибо!

Yuri Gavrilyuk

Спасибо за статью и фото! Кто хоть раз побывал на Аральском море, обязательно стремится попасть туда снова. Там всё необычно—и цвет воды, и ночное звёздное небо, и постоянный ветер.. Служил в 80-х (на острове ), вода тогда уже стремительно отступала.. Неплохо бы продумать туристический маршрут таким образом, чтобы он захватывал и остров Возрождения! За несколько десятилетий существования полигона через остров прошли много тысяч солдат и офицеров и среди них нашлось бы немало тех, кто готов был бы отправиться в путешествие.

Dmitry Istomin

Привет, Юра! Целиком и полностью согласен с тем, чтобы сделать наш остров доступным для туристов, и в первую очередь, для тех, кто там служил. Думаю, желающих там побывать из числа военнослужащих было бы предостаточно. Спасибо автору за статью!

Иван Подберёзовиков

Все эти поездки напоминают визит к онкобольному 4-ой стадии. Не вижу предпосылок особой радости и мимишных возгласов по поводу этого, как бы красиво это ни было. Это наша боль и трагедия. Для заезжих может да, а для узбекистанцев не думаю там особо радоваться.

ГАЛИНА ПГП

Здравствуйте! Аральское море, это наша жемчужина. Да, не уберегли, но причины высыхания Арала обсуждаются до сих пор. Если уж говорить о химикатах, то они применялись и применяются не только в приаральской зоне.
Что касается свойств воды Арала и исследований, то я точно знаю, что исследования в 70 годах проводились. И безопасность и целебные свойства воды были доказаны. Более того, мы, жители, на себе убеждались, как моментально затягивались раны, которые долго не заживали, стоило пару раз искупаться. Да, сейчас очень высокая соленность, сейчас нет того доступа воды из рек Амударьи и Сырдарьи.
После исследований 70-х годов была издана небольшая книга, где все описано и рассказано, к каким выводам пришла экспедиция, после проведённой работы. Но почему все осталось без внимания, это тоже для меня непонятно и вызывает много вопросов.

Источник

Оцените статью