Пассажирское круизное судно река море

3 проекта круизных судов класса «река-море», которые разработали в СССР

03.04.2017 20:45

В связи с новостью про закладку 28 марта второго судна проекта PV-300, предназначенного для работы на круизных речных и морских линиях, то есть в смешанном река-море классе плавания, а также планах заложить третье и четвертое судно этого типа, к месту вспомнить и про то, как реализовать подобные проекты пытались во времена СССР, что предлагалось для этого и почему ни один из проектов так и не был реализован.

Во второй половине 1980-х годов Юрий Николаевич Горбачев, возглавлявший тогда ЦТКБ Минречфлота РСФСР, где разрабатывались все проекты речные судов, которые предназначались для работы в СССР, считал, что реальные финансовые результаты от эксплуатации речного круизного флота, строившегося в 1970-1980-х годах (суда проекта 92-016, 040, 056, 065, 301 и 302), достаточно скромные, так как в силу климатических условий их эффектное использование ограничивается летним периодом.

Выходом из этой ситуации, по его мнению, могло бы стать создание судов качественно нового типа, не имеющего прямых аналогов в отечественной и зарубежной практике — пассажирских туристских судов смешанного плавания, для работы судов в осенне-зимний период в морских районах с благоприятными климатическими условиями. Суда этого класса могут эксплуатироваться на внутренних водных путях, а также в морских районах при волнении до 6 баллов с удалением от места убежища в закрытых морях до 100 миль при расстоянии между убежищами до 200 миль.

Читайте также:  Туры черное море все включено 2021

«Новые маршруты связали бы Москву, Ленинград и Горький с такими морскими портами, как Таллин и Рига, Баку, Махачкала, Сухуми, Батуми, Ялта, Херсон, Одесса и Измаил. А через международное бюро «Спутник» была бы возможность прямых рейсов из СССР в ГДР, Польшу, Финляндию, на нижний Дунай в Болгарию Румынию, а также на Черноморское побережье Болгарии», — говорил Горбачев.

В европейской части страны увеличить эксплуатационный период можно путем расширения района плавания, то есть обеспечения возможности выхода судов в прибрежные зоны закрытых морей — Балтийского, Каспийского, Азовского, Черного, а в перспективе и Средиземного. Выход в прибрежные морские районы позволит привлечь на круизные линии дополнительный поток туристов, который может быть постоянным практически на протяжении всего навигационного периода благодаря переключению судов в конце навигации на линии в южные районы с более благоприятными климатическими условиями.

Кроме обслуживания советских туристов новые суда могли бы использоваться и для гостей из-за рубежа, считал глава ЦТКБ. Например, круиз для иностранных туристов Казань — Ростов (до 1990 года — единственный речной маршрут в РСФСР, открытый для интуристов — прим. Cruiseinform.ru) может охватить прибрежные районы Азовского и Черного морей. В дальнейшем не исключается возможность фрахтования пассажирских судов смешанного плавания в ноябре-декабре и марте-апреле для обслуживания зарубежных линий. Ориентировочные экономические расчеты показывают, что при постройке в одних и тех же условиях суда смешанного плавания «река—море» благодаря их более широким эксплуатационным возможностям будут при существующих тарифных ставках, безусловно, рентабельными, в то время как суда-аналоги оказываются экономически неэффективными.

«С позиций сегодняшнего дня представляется очевидным, что продолжение строительства традиционных туристских судов было ошибкой. Во всяком случае, следует ожидать, что в грядущий период экономического подъема развитие туристского флота пойдет по пути создания судов смешанного плавания», — считал Горбачев.

Читайте также:  Минское море что это такое

По словам Горбачева, проработки по туристическим судам смешанного плавания были выполнены в ЦТКБ главным конструктором А. Тер-Акопов еще в начале 1980-х годов, однако эти предложения поддержки не нашли.

Так, в 1981 году появился перспективный проект судна с индексом 2163. Его заказало Министерство речного флота СССР для эксплуатации на внутренних водных путях СССР, а также работы на Черном, Каспийском, Балтийском морях. Характеристики судна, согласно техпредложению, должны были быть следующими: длина — 136 метров, ширина — 16,5 метров, высота борта — 5,5 метра, осадка — 3,25 (в реке) и 3,75 (в море) метров, надводный габарит — 13,2 метра, водоизмещение — 4850 тонн. Три двигателя мощностью по 1500 л.с. каждый позволяли бы развивать судну скорость до 27 км/час. Максимальная автономность плавания составляла бы 20 суток. Пассажировместимость — 280 человек (124 двухместных каюты, из которых две класса «Люкс» и восемь кают в четырехместном размещении), экипаж и обслуживающий персонал — 99 человек, с проживанием в одно и двухместных каютах (49 человек — экипаж). Класс морского регистра — II-СП. Начинка судна в части пассажирской инфраструктуры — максимально возможная на тот момент: двухярусный кинозал на 280 мест, бар-буфер, музыкальный бар, ресторан, салон отдыха, плавательный бассейн, зал игровых автоматов с бильярдной.

К середине 1980-х было определено место строительства судна и проектное название. Теплоход «60 лет СССР» должны были строить на верфи Slovenske lodenice, расположенной в словацком городе Комарно (на то время — Чехословакия). По макету судна хорошо заметна схожесть со строившимися там в 1975-1983 годах пассажирскими судами проекта 92-016. В окончательном варианте нумерация проекта должна была быть 92-273.

Макет судна проекта 92-273. Фото из архива Алексея Семина.

Схема судна проекта 92-273.

Там же в Комарно должны были строить и судно проекта 92-12, проектное название которого было «Киев», а эксплуатироваться теплоход должен был на Днепре, Дунае и Черном море, работая на линии Киев (Украина) — Пассау (Германия). Разрабатывался проект судна специалистами словацкой судоверфи в середине 1980-х по заказу «Укрречфлота» (на тот момент — Главное управление речного флота при Совете министров УССР), но так и остался «перспективным». Если судить по макету, то видны общие черты со скандально известной «Казанью».

Характеристики судна должны были быть следующими: длина — 127,6 метров, ширина — 16,6 метров, высота борта — 3,8 метра, осадка — 2,08 метра, надводный габарит — 9,2 метра. Суммарная мощность двух главных двигателей — 2420 кВт, скорость — 22,5 км/час. Пассажировместимость — 200 человек, экипаж — 75 человек.

К началу 1990-х к реализации проекта подошли вплотную, вплоть до разработки рабочего строительного проекта, но в итоге он был отклонен из-за экономической неэффективности. По своей конструктивной комфортабельности судно отвечало классу 3-4 звезды, но соотношения пассажирских характеристик у него были практически такие же неблагоприятные как и на более ранних серийных речных судах.

Макет судна проекта 92-12. Фото из архива Алексея Семина.

Третий проект судна — это пассажирский теплоход проекта 303, который является продолжением серии четырехпалубных судов проекта 301 и проекта 302, но более мореходного класса. Характеристики судна должны были быть следующими: длина — 129,15 метров, ширина — 16,7 метров, высота борта — 4,5 метра, осадка — 2,90 метра, надводный габарит — 13,2 метра, водоизмещение — 3830 тонн. Мощность главных двигателей — 3х772 кВт, скорость — 25 км/час. Пассажировместимость — 200 человек. Класс морского регистра — II-СП.

Судно по «начинке» было бы схоже с судами 302М, но галереи главной палубы зашиты до верхней палубы и кормового раствора и вместо окон парные иллюминаторы. Строительство судов проекта 303, головных из которых должен был бы стать теплоход «Владимир Высоцкий», планировалось проводить на судостроительном заводе VEB Elbewerften, где строили суда 301-302 проектов, но в итоге был заложен лишь корпус, который в 1993-1994 годах был разобран там же — часть его использовалась для строительства судна Ocean Diva.

Одной из причин, почему так и не была реализована программа по строительству флота нового типа стало то, что в середине 1980-х годов Минречфлотом РСФСР была принята программа реновации уже имевшихся речных судов, а программа строительства новых была заморожена до лучших времен — не ранее начала 1990-х годов, когда должна была быть закончена серия судов проекта 302. Но по известным причинам к тому времени потребности в новом строительстве уже не было.

Источник

В России строят 39 пассажирских судов, но мы нашли только 33 из них

В России в разной степени строительства находится 39 пассажирских судов. Об этом журналистам заявил Борис Кабаков, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России. Мы подняли новости за последние полтора года и насчитали всего 33 судна, которые строят российские верфи. Давайте посмотрим, что это за корабли такие.

Круизный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим»

Если быть точным, судно уже построено и 22 августа отправилось в свой первый круизный рейс из Санкт-Петербурга в Москву.

Это первый пассажирский теплоход, построенный на отечественных верфях за последние 60 лет. Его начали строить в 2015 году, в 2019 году «Мустай Карим» был спущен на воду, а весной 2020-го успешно прошел все испытания и был принять в эксплуатацию.

Стоимость строительства составила около 3,5 млрд рублей. О планах строительства серии судов этого проекта не сообщается.

Оператор: судоходная компания «Водоходъ»

Размерения: 141,3×16,82×3 метра, скорость до 23 км/ч, пассажировместимость — 329 человек.

Круизный теплоход проекта PV25 «Александр Пушкин»

Здесь тоже нужно уточнить, что речь идет о глубокой модернизации теплохода проекта Q-040. «Александр Пушкин» был построен в 1974 году в Австрии, а проект модернизации предусматривал изменение конфигурации внутренних помещений (в частности, расширение пространства пассажирских кают) и изменении их дизайна, а так же смены регистрового класса. В результате работ по модернизации пассажировместимость судна снизилась с 300 до 180 человек, а комфортность их пребывания на борту — многократно возросла.

Оператор: судоходная компания «Водоходъ»

Размерения: 110×14,8×4,3 метра, скорость — 22 км/ч, пассажировместимость — 180 человек.

Круизный теплоход проекта PV300VD «Петр Великий»

Это судно было заложено в 2016 году на верфи компании «Лотос» в Астрахани и предполагалось, что в свой первый рейс выйдет уже в навигацию 2019 года. Однако постоянные проблемы при строительстве не позволили этого сделать: на сегодня готовность судна чуть больше 50%, точные сроки введения его в эксплуатацию не называются.

Отметим, что «Петр Великий» по конструкции и внутреннему оснащению практически идентичен круизному судну «Мустай Карим». Однако другой исполнитель заказа, оператор суда и постоянные внесения изменений в проект не позволяют закончить его строительство.

Размерения: 141,3×16,82×3 метра, скорость до 23 км/ч, пассажировместимость — 310 человек.

Круизные теплоходы проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев»

Головной теплоход проекта заложили 31 июля 2020 года, второе судно проекта планируется заложить в сентябре. Эти теплоходы будут работать на круизных линиях Енисея и заменят суда старых проектов.

Как и на предыдущих круизных речных судах, эти теплоходы предложат своим пассажирам современные комфортные каюты, большое количество ресторанов и баров, кинозал, фитнес и спа. Примерная стоимость постройки двух теплоходов составит 5,5 млрд рублей, а срок введения в эксплуатацию — 2024 и 2025 годы.

Размерения: 99×14,6×2 метра, скорость — 23 км/ч. Пассажировместимость — 245 человек.

Колесный круизный теплоход проекта ПКС-180 «Золотое кольцо»

По мотивам американских пассажирских пароходов с Миссисипи, «Золотое кольцо» будет оборудовано двумя гребными колесами, расположенными в корме. Всего было заложено два судна этого типа. Первое судно, строительство которого началось в январе 2018 года, сейчас достраивается в Нижнем Новгороде. Второе судно, названия которому все еще не дали, находится на стапеле судостроительного завода «Лотос» в Астрахани.

На этом круизном теплоходе — все как и на предыдущих: все возможные удовольствия от круиза по реке. Плюс колеса.

Ожидается, что первый круиз на «Золотом кольце» пройдет в навигацию 2021 года. Работать оно будет на малых реках волжского бассейна.

Оператор: судоходная компания «Гама»

Размерения: 81,6×13,8×1,2 метра, скорость 18 км/час. Пассажировместимость — 170 человек.

Прогулочные суда проекта проектов 03620, 03621 и 03622 «Чайка»

Эти проекты должны прийти на замену морально и физически устаревшему проекту прогулочных теплоходов типа «Москва». Проект разработан и исполняется Зеленодольским судостроительным заводом и предполагает серийное строительство. Проекты различаются размерениями, пассажировместимостью и типом главной энергетической установки. Известно, что всего заложено три судна, одно из них — проекта 03622 с ЭУ на сжиженном газе, — уже спущено на воду. Предполагается, что первые суда этих типов с салонной и прогулочной палубами должны будут выполнять прогулочные и туристские рейсы по Волге.

Размерения: 48,5 (41,5) х 8,4×1,1 метра, скорость 20 км/час. Пассажировместимость — 150 — 250 человек.

Скоростное пассажирское глиссирующее судно проекта А-145 «Ак барс»

Это судно предназначено для перевозки пассажиров по внутренним водным путям и в морской прибрежной зоне. Его серийно строят с 2011 года на Зеленодольском судостроительном заводе. Уже построено 10 таких судов, еще четыре находятся в процессе строительства.

К сожалению, из 10 построенных судов, в России работают только четыре. Новые четыре единицы предполагается поставить на регулярные маршруты в Крыму.

Размерения: 35×6,8×1,2 (0,7) метра, скорость 70 км/час. Пессажировместимость — 150 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Метеор-120Р»

Это глубоко переработанный, даже, скорее, практически новый проект дальнемагистрального судна на подводных крыльях для перевозки пассажиров по регулярным маршрутам на расстояния до 600 км.

Первое такое судно уже строят на верфи «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Спуск на воду планируется в 2021 году, тогда же пройдут и испытания «Метеора».

Оператор: нет, ГТЛК

Размерения: 35,4×9,3×2,5 метра, скорость — 65 км/ч. Пассажировместимость — 116 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Комета-120 М»

Морская версия «Метеора» строится серийно с 2016 года. Сейчас в эксплуатации на крымских регулярных линиях находятся два судна, еще три находятся в постройке.

Два сезона эксплуатации этих судов в реальных условиях показали их надежность и популярность. Однако в ближайшее время расширять серию не планируется.

Размерения: 35,2×10,3×3,5 метров, скорость 65 км/ч. Пасажировместимость — 120 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Суда этого типа стали первыми построенными в России СПК за последние 30 лет. Всего построено 8 судов, еще 15 находятся в постройке. Отличительной особенностью этих скоростных судов является возможность работы на малых реках, что делает их практически незаменимыми для перевозок пассажиров в Сибири и волжском бассейне.

Оператор: Волготранс, Северречфлот

Размерения: 21,3×5,2×1,1 метра, скорость 50 км/час. Пассажировместимость — 45 человек.

Источник

Оцените статью