Педагогические идеи гуманистов эпохи возрождения мор кампанелла

Педагогические идеи гуманистов эпохи возрождения мор кампанелла

1.7.2. Развитие гуманистическо-педагогической мысли в эпоху Возрождения (ХІV – ХVI вв.)

Среди педагогов-гуманистов большую известность получили Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Томмазо Кампанелла, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Томас Мор.

Витторино да Фельтре (1378 – 1446) – выдающийся математик, профессор философии, первый школьный учитель нового типа. В 1424 г. организовал школу на природе «Дом радости» с целью подготовки граждан своей страны. В школе впервые применил совместное обучение мальчиков и девочек, ввел самоуправление. Положил в основу принцип уважения личного достоинства воспитанника, использования игр и физического воспитания. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества учащихся. Стремился выявить индивидуальные особенности учеников. На первый план ставил нравственное и религиозное воспитание и очень высоко ценил пример в воспитании. Стремился воспитать умеренность. Грамоте обучал, используя подвижные буквы, что было новым методом. Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путем созерцания природы, вещей, явлений. Способных бедных детей учил бесплатно.

Франсуа Рабле (1494 – 1553) – французский писатель-гуманист, священник, профессор анатомии. В основном своем труде «Гаргантюа и Пантагрюэль» выдвинул следующие педагогические идеи: воспитание с продуманным режимом для ребенка; многостороннее образование; развивающее самостоятельное мышление; творческая активность учащихся. Ребенку надо дать физическое (бег, борьба, прыжки, плавание, гимнастика, верховая езда), эстетическое (занятия музыкой на нескольких инструментах, пение) и нравственное воспитание (религия и труд). «Знания без совести есть душевная смерть», – утверждал Франсуа Рабле. Особое внимание при обучении детей нужно уделять наглядности, мягкости дисциплины и привлекательности обучения. Требовал наблюдений природных явлений, знакомства с различными ремеслами и искусствами.

Читайте также:  Святой влас какое море

Заметную роль в развитии гуманистических идей образования сыграло педагогическое творчество социалиста-утописта Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), 27 лет находившегося в тюрьме и мечтавшего в своем произведении «Город Солнца» о создании мирового государства экономического и политического равенства, которое должно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле. Город Солнца – идеальное государство, где нет частной собственности, все одинаково трудятся, все имеют возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, т.к. основа общественного блага – забота об улучшении «породы людей». Кампанелла разработал систему управления в Городе Солнца, верховным правителем которого является Метафизик. (Рисунок 4)

• Руководство искусствами, учебными заведениями, ремеслами, науками

• Наблюдение за деторождением

• Забота о хорошем потомстве

Рисунок 4. – Система управления в Городе Солнца

В Городе Солнца воспитание носит общественный характер и одинаково для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспитания детей, которых растят специальные служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекательностью. В Городе Солнца большое внимание уделяется умственному развитию, которое должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Все первоначальное обучение основано на наглядности: вещи и явления изображены на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отражающей все науки…». Мальчики и девочки обучаются совместно. Со 2 и до 3 года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними 4 старца). Затем с 3 до 7 – обучение гимнастике, бегу, метанию диска; обучение ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет – математики, медицины и др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию. Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают со взрослыми.

Первым из гуманистов, по утверждению Л.Н.Толстого, ясно выразил мысль о свободе воспитания Мишель Монтень (1533 – 1592). Именно он утверждал целью образования – «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выработка собственных убеждений, выработка собственных убеждений. «При правильном употреблении знание является самым благородным и могущественным достижением людей». Ратовал за науку, которая «изучает не книги, а вещи», за полезное в жизни образование. Резко критиковал схоластическую систему обучения. «Знать наизусть – еще не значит знать», – утверждал французский просветитель и продолжал: «Что за толк в людях, у которых память достаточно полна, а суждения совершенно пустые?». Считал, что образование должно развивать ум, воспитывать привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам, прививать бережное отношение ко всякому живому. И поскольку познание осуществляется через чувства, то, по мысли Монтеня, важна роль опыта.

Главная задача образования и воспитания – обретение моральных качеств, поэтому огромное значение Мишель Монтень придавал воспитанию гражданских чувств. Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества. Главный враг человека – узость кругозора. Надо «общаться с миром», встречаться с другими людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края. При этом программа теоретического образования включает физику, геометрию, историю. Большое внимание уделяется физическому воспитанию и играм.

Французский просветитель выступил против жестокости средневековой школы, утверждал, что моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум, отстаивал принцип свободы совести и религиозной терпимости, отделил философию от теологии и считал, что образование «повредит естественным прелестям женщины».

Одним из ярких представителей эпохи Возрождения является английский социалист-утопист Томас Мор (1478 – 1535), утверждавший всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение: учатся не только дети, но и взрослые. Преподавание ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. В обучении используется широкое применение наглядности и экскурсий. В основу теории воспитания положил афинскую систему (Таблица 3)

Таблица 3. – Теория воспитания Т.Мора

Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений

Детей учат нравственности и добродетели, которые послужат оплотом государству

Основа воспитания: соединение обучения с производительным трудом (с/х + одно ремесло)

Занятие умственным трудом взрослым населением в свободное время для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, освобождаемые от физического труда

Огромное значение Т.Мор отводил самообразованию. По его мнению, большое число библиотек и музеев позволяют людям путем самообразования получить глубокие познания и стать учеными.

Однако первым, кто в эпоху Средневековья открыл для мировой педагогики такое явление как Мир ребенка, Мир детства, был голландский просветитель Эразм Роттердамский (1469 – 1536). Основополагающими идеями, на которых построена педагогика Эразма являются: «люди не рождаются, но делаются путем воспитания»; «человеком делает разум»; человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность; нет насилию и войнам. Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека. Вне воспитания развитие ребенка невозможно. Вся дальнейшая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве.

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это сделают родители. Если они не могут это сделать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом. Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание: « Предмет детского наставления состоит во многих частях, из которых как первая, так и особенная есть та, чтоб младый дух занимался семенами благочестия; вторая – чтоб любил и изучал свободные науки; третья – чтобы с самых первых лет немедленно привыкал к учтивому обхождению в свете».

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правильном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств. Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка: возраст, склонности и способности ребенка.

Выступил на защиту ребенка, на защиту детства, что явилось принципиально новым в понимании детства и роли воспитания, новым в педагогике. Считал, что ребенок имеет право на правильное воспитание. Внутренний мир ребенка – это божественный мир, и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему в средневековой жизни. Резко выступил против жестокости средневековой школы, которую называл «пыточной камерой», где «ничего не услышишь кроме шума розог и палок, криков боли и рыданий, неистовой ругани. Что другое может вынести ребенок отсюда, кроме ненависти к науке?».

Его протест против жестокости по отношению к детям был величайшим актом гуманизма, положившим начало поиску форм воспитания, исключающих насилие.

В организации воспитания и обучения утверждал, что воспитание является целью, обучение – средством, но главное в воспитании выступает правильно поставленное образование. Ребенку надо дать раннее научное образование (с 3 лет), но учить надо играя. В процессе обучения ребенок и воспитатель должны относиться друг к другу с любовью, поскольку «первый шаг в обучении есть любовь к учителю». Уделял особое внимание тренировке памяти. Выступал за домашнее образование. Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя – наиболее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит будущее общества.

В XVI веке в Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Ведущим принципом Реформации был принцип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность. Наиболее ярким представителем Реформации является Мартин Лютер (1483 – 1560) – основатель немецкого протестантизма. Утверждал, что образование – средство для того, чтобы стать «господами на земле»; воспитание в целом является средством к тому, чтобы стать истинным христианином. Самостоятельное чтение Библии, значит, обязательное владение грамотой – нравственное дело каждого верующего. Родители и учителя должны уважать личность ребенка, быть терпимыми и чуткими. Нельзя баловать детей. Вместе Наказания должны быть сведены к минимуму, но отказываться от них совсем нельзя. Преподавание должно вестись на родном языке и представлять собой не заучивание наизусть, а запоминание понятого материала.

Выступал за создание городских бесплатных начальных школ для всех детей, открытие новых школ повышенного типа для проповедников, юристов, медиков; равное обучение мальчиков и девочек; религиозное воспитание путем чтения «Священного писания» на родном языке.

Обязательными учебными предметами считал родной язык, историю, математику, пение. Основой образованности признавал знание древних языков. Призывал заботиться о физическом развитии детей. Критически относился к изучению схоластической философии.

Источник

История педагогики и образования.

5.2. Педагогическая мысль эпохи Возрождения.

Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино да Фельтре (1378–1446). Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. да Фельтре получил приглашение в г. Мантую, где он должен был стать воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа «Дом счастья», которой В. да Фельтре отдал всю свою жизнь. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».

Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др. Как говорил о В. да Фельт-ре один из его современников, «он восхвалял то, что греки называют энциклопедией, так как, по его словам, наука и образованность слагаются из многих и разнообразных знаний».

Особое внимание В. да Фельтре уделял физическому развитию детей. С этой целью проводились спортивные игры, детей обучали верховой езде, борьбе, фехтованию, стрельбе из лука, плаванию (рыцарское воспитание). Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.

В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом. По воспоминаниям современника, «со строгостью сурового аскета запирался он каждое утро в своей комнате, где молился с коленопреклонением и бичевал себя. Он часто исповедовался, сам преподавал закон Божий, увещевал учеников молиться и ежедневно посещать вместе с ним обедню».

Современник Витторино Пьетро Паоло Верджерио (1350–1444) главным в развитии личности считал нравственное воспитание, которое понималось им широко и многогранно. Оно включало в себя религиозный, собственно нравственный и физический компоненты. В трактовке П.П. Верджерио умственное воспитание имеет тесную связь с нравственным и значимо только в этой связи: знания без нравственного воспитания не ценны, даже более того – опасны. По мысли педагога, воспитание гуманно только тогда, когда оно выстраивается в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (практическое выражение эта идея в полной мере нашла значительно позднее в воспитательно-образовательных системах Я. Корчака, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского и др.).

Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского) (1469–1536). Начальное образование он получил в монастыре, затем в «школе братьев» в Давентаре, позже в Парижском и Оксфордском университетах, где глубоко овладел языками и литературой. Многие годы Эразм Роттердамский вел образ жизни странствующего ученого, живя во Франции, Англии, Италии. Последние 25 лет жизни он провел в г. Базеле. Эразм Роттердамский оставил след в истории как яркий публицист, высмеивающий пороки современного ему общества («Похвала глупости»). Педагогические взгляды он излагал в работах «Беседы», «Цицеронианцы», «Метод изучения», «Свободное воспитание детей», «О благовоспитанности детей».

Формулируя цель воспитания, Эразм Роттердамский превыше всего ставил благочестие и нравственность, он выдвинул идею всеобщего обучения. По его мысли, широким массам населения, которым недоступно научное образование, необходимо религиозное воспитание, но для того, чтобы все могли читать Библию, нужно всеобщее обучение. Определяя содержание обучения, он на первое место ставит грамматику, далее следуют история и литература, география и естествознание.

Эразм Роттердамский резко протестует против суровой школьной дисциплины, побоев, требует, чтобы учение доставляло ребенку радость и удовольствие. Он настаивает, чтобы образование было доступно и мужчинам, и женщинам, особое место в образовании женщин должны занимать классические языки.

Французский гуманизм эпохи Возрождения представлен именем Франсуа Рабле (1494–1553). Писатель, гуманист, яркая и неординарная личность, он родился в семье адвоката, получил блестящее образование в монастыре, вел жизнь странствующего ученого, изучал древние языки, археологию, право, естественные науки, медицину, получил степень доктора медицины, в последние годы жизни был священником. Весьма точную характеристику противоречивому характеру Ф. Рабле, который определил своеобразие его педагогических воззрений, дал Е.Н. Медынский: «Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущения своих грехов и отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий старик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию – филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних частях его романа сквозит глубокое разочарование; писатель с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, – таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий Рабле».

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором он резко осудил средневековую школу за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека» эпохи Возрождения. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение. Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.

Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье, дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал, как кошка по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал». Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий. Позднее глобальные идеи Ф. Рабле были развиты в теориях М. Монтеня, Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.

Юрист, автор знаменитого труда «Опыты», в котором отразились передовые гуманистические взгляды на воспитание и обучение детей, Мишель Монтень (1553–1592) рассматривал ребенка, его природные особенности, задатки, способности, составляющие индивидуальность, как главный ориентир в деятельности воспитателя. Критикуя современную ему школу, сохранившую многие черты схоластического обучения, Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы, что, по мнению М. Монтеня, должно формировать интерес к учению, основанный на понимании знаний. Впоследствии такая логика подачи знаний будет рассмотрена в теории Я.А. Коменского.

Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности, выдвигая императивное требование: «Я не хочу, чтобы в классе работал и говорил бы всегда один учитель. Пусть ученики работают, наблюдают, говорят». Учитель должен развивать умственные способности и навыки самостоятельного мышления учеников, а не «вливать знания, словно воду в воронку». Мыслитель выступал против телесных наказаний, широко распространенных в школе, противопоставляя насилию идеал свободного и радостного учения, в нравственном воспитании предлагал сочетать мягкость со строгостью, но не суровостью, настаивал на гармоничном развитии духовных и физических сил ребенка, высказывал мысли о необходимости изучения родного языка.

Английская гуманистическая педагогическая мысль была представлена сочинениями философа, общественного деятеля, писателя, политика Томаса Мора (1478–1535), написавшего, в частности, роман «Утопия», в котором все граждане, населяющие город, обязательно участвуют в общественном труде, совмещенном со всеобщим образованием. Т. Мор видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции. В его романе обучение связано с участием в производительном труде, например сначала дети-утопийцы в школе изучают теоретические основы земледелия, а затем реализуют свои знания в поле. Т. Мор высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.

Источник

Оцените статью