Перевал кату ярык высота над уровнем моря

Перевал Кату-Ярык

Высота над уровнем м: 1200 м
Административный район: Улаганский
Туристический район: Долина Чулышмана
Перевал Кату-Ярык : Фотографии
3D : Перевал Кату-Ярык
Перевал Кату-Ярык на карте Алтая

Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю «На Балыкчу», то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад.

На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и «плюшевыми» на вид горами.

Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в

70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы). От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги

Читайте также:  Для немцев восточное море

10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину. Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя некоторые автомобили с передним приводом с подъемом справляются. Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникнут, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки «Кату-Ярык» или других баз. Расценки 2014 года: до первого подъема 2000 руб, до конца перевала — 3000 руб.

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза «Советский Алтай»), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

Перевал Кату-Ярык : Активные туры с посещением объекта:

    Авто/мото
  1. Джип тур (8 дней, 82000 р., 5-15 чел.)
  2. Экскурсионный автотур по красивым местам Горного Алтая (7 дней, 38500 р., 4-8 чел.)
  3. Джиптуры по топовым местам Алтая. (5 дней, 40000 р., 5-13 чел.)

Туры выходного дня

Перевал Кату-Ярык на выходные (3 дня, 10500 р., 1-21 чел.)

Источник

Перевал Кату-Ярык

Многие признают, что долина реки Чулышман и перевал Кату Ярык – это наиболее живописные места Горного Алтая. Со смотровой площадки у перевала открывается настолько завораживающий вид, что ради него путешественники готовы преодолевать тысячи километров. Некоторые решаются на сложный спуск по крутому склону, чтоб побывать в долине или добраться до южного берега Телецкого озера. Насколько опасна дорога через перевал Кату Ярык? Какие меры предосторожности предпринять при спуске и подъеме?

Перевал Кату Ярык на карте

Перевал Кату Ярык (Горный Алтай) на карте находится недалеко от южного берега Телецкого озера на 100 километре Улаганского тракта или на 31 километре автомобильной дороги Балыктуюль – Балыкча. Если ориентироваться от села Улаган, то до Кату Ярыка примерно 50 км. Дорога до него сложная. Поэтому для поездки необходимо запланировать достаточно времени, чтоб не пришлось путешествовать в сумерках или ночью.

Перевал Кату Ярык расположен на высоте более 1200 метров над уровнем моря. Высота горного склона около 800 метров. Протяженность дороги по склону – 3,9 км. Она извивается сложным серпантином с 9 крутыми поворотами почти на 180 градусов. На поворотах дорога расширена, чтобы на таких площадках могли разъехаться встречные автомобили. Уклон горы около 70 градусов. Дорога идет под уклоном 10 градусов.

Кату Ярык – ворота в долину Чулышмана

Подъем до перевала Кату Ярык по Горному Алтаю постепенный и плавный, автомобилисты его почти не ощущают, зато спуск в долину реки Чулышман очень крут. На него отваживаются не все. Некоторые предпочитают добраться до смотровой площадки слева от перевала и полюбоваться непревзойденной красотой каньона.

С высоты птичьего полета открываются потрясающие виды в обе стороны долины. Внизу извивается русло реки, немного слева виднеется 40-метровый водопад, домики ближайшей турбазы кажутся крошечными. Стоя у края площадки, ощущаешь себя незначительной песчинкой в столь огромном мире. Такое созерцание располагает к размышлениям о существовании высших сил, смысле жизни или хрупкости человеческого бытия. По крайней мере, это дает возможность позабыть о городской суете и оставить мелкие неприятности далеко позади. Величественные виды наполняют силой и умиротворением, которого так не хватает в повседневной жизни.

Недалеко от смотровой площадки работает закусочная, где предлагают ароматный травяной чай, вкусные алтайские лепешки и чебуреки с мясом марала. Отличная возможность подкрепиться перед сложным спуском или долгой дорогой в обратную сторону, если вы не планировали спуск в долину.

Перевал Кату Ярык – немного истории

Долина реки Чулышман, несмотря на свою труднодоступность, была заселена с давних времен. В годы СССР здесь процветал совхоз «Чулышманский». Чтобы обеспечить местных жителей всем необходимым, по Телецкому озеру совершались сплавы на баржах с весны по осень. В зимнее время вертолеты доставляли продукты, топливо, корм для скота и т.п. Через перевал Кату Ярык можно было добраться на лошади по узкой горной тропе.

В 1989 году руководство совхоза решило проложить автомобильную дорогу по склону Кату Ярык. Два местных жителя, отец и сын Ухановы, с помощью аммонита, бульдозера и трактора расчистили узкую дорогу, по которой мог проехать один автомобиль. На работу ушло более двух лет. Мужество Ухановых достойно восхищения, ведь они рисковали жизнью на таком крутом склоне.

Первые водители грузовых авто, доставлявших в совхоз необходимые вещи, получали по 100 рублей за один рейс. В 1990 году это была достаточно крупная сумма денег. Видно, что не каждый соглашался на рискованную поездку. Со временем дорогу немного расширили и теперь по ней смело проезжают сотни автомобилей. В туристический сезон нередко приходится разъезжаться двум встречным авто, что при небольшой скорости вполне безопасно.

Кату-Ярык летом и зимой

Если вы запланировали поездку к перевалу Кату Ярык на собственном автомобиле, непременно заранее проведите тщательный осмотр транспортного средства. Стоит обратить особое внимание на исправность тормозной системы, подвески и двигателя.

Чего ожидать, отправляясь в летнее время на Кату Ярык? Перевал, фото которого представлены здесь, становится летом похожим на загруженную туристическую трассу. Сверху и снизу выстраиваются вереницы из машин, ждущих своей очереди для проезда. Уже не так часто можно очутиться на перевале в полном одиночестве в летний сезон.

Это и не удивительно, ведь на южном берегу Телецкого озера открывается купальный сезон. Вода в озере прогревается достаточно сильно, в отличие от северной его части. Также большой популярностью пользуются сплавы по реке Чулышман. Многих влечет полная отрезанность от цивилизации: здесь не ловит сотовая связь и нет wi-fi. По истине, уникальная возможность отдохнуть от суеты и почувствовать себя ближе к природе.

Проехать на внедорожнике через перевал Кату Ярык не так уж сложно даже после или во время дождя. Дорога усыпана крупным гравием, поэтому не очень скользкая. При низкой видимости скорость движения минимальная. Не забудьте отстегнуть ремни безопасности, чтоб в случае чего успеть выскочить из машины.

А можно ли проехать через Кату Ярык зимой? Конечно, это сделать сложнее, чем летом, но вполне реально. Дорогу регулярно расчищают от снега. Те, кто одолел в зимнее время перевал Кату Ярык (Горный Алтай), часто выкладывают видео такой поездки в интернет. Посмотрите, как им это удалось, и, возможно, вы тоже решитесь на подобное путешествие. Ведь зимой Телецкое озеро особенно прекрасно. Его южная часть редко покрывается льдом, а долина реки Чулышман приобретает сказочное очарование.

Кату Ярык перевал: отзывы проезда

На просторах интернета достаточно много отзывов о путешествиях по удивительно красивым местам, которыми славится Алтай. Перевал Кату Ярык по праву заслужил самые восторженные отзывы. Наряду с бесчисленными восхищениями природой, водители делятся яркими впечатлениями от поездки и дают дельные советы. Многие, впервые попавшие на Кату Ярык, отзываются об извилистом серпантине, как о сложнейшем участке пути. Те же, кто регулярно преодолевает перевал, уже не считают его экстремальным.

Водители советуют отправляться в путь на авто с полным приводом, так как подниматься на переднем приводе будет очень сложно. Все же некоторым это удавалось. Другие же пользовались услугами местных жителей. У перевала всегда дежурит автомобиль, который за 1000 рублей вытянет машину на буксире наверх. Следует отметить, что самый трудный отрезок подъема – первые 800 метров. Если вы их преодолеете, дальше подняться будет уже не сложно.

Как часто случаются аварии на дороге через перевал Кату Ярык? Горный склон очень крут, а дорога узкая и не имеет защитных ограждений. Казалось бы, регулярные аварии здесь неизбежны. Но, как ни странно, это происходит крайне редко. В подавляющем большинстве автомобили успешно совершают спуск и подъем по опасной дороге. Это можно объяснить тем, что водители предельно внимательны и осторожны. Они полностью сконцентрированы на преодолении пути и не отвлекаются.

К тому же решаются на такую поездку только опытные драйверы, проехавшие ни одну тысячу километров и умеющие мгновенно принимать правильные решения в сложных ситуациях. Да и едут они через перевал с минимальной скоростью. Правда, речь не идет о местных алтайских лихачах, привыкших ездить по этой дороге. Они позволяют себе «превышать» скорость и даже иногда садиться за руль в нетрезвом состоянии. Конечно, ни один адекватный водитель-путешественник не станет ровняться на них.

Новичкам вождения вообще не стоит рисковать собственной безопасностью и сохранностью автомобиля. Им было бы лучше набираться опыта на менее опасных дорогах. До турбаз на севере Телецкого озера добраться намного легче, а природные красоты оставляют особые впечатления. Если уж вы решились отправиться до долины Чулышмана, то воспользуйтесь услугами перевозчиков.

Перевал Кату Ярык бросает вызов отчаянным смельчакам. Тех, кто принимает этот вызов и успешно преодолевает все препятствия, ждет небывалый восторг. Хорошо подготовьтесь к путешествию и тогда поездка по крутому склону станет для вас новым личным достижением.

Источник

Перевал Кату-Ярык

Кату-Ярык (Кату-Jарык, Дел-Оозы) — перевал Улаганского района, благодаря которому имеется автомобильная связь с долиной реки Чулышман и выход на южную окраину Телецкого озера.

Туристский район: Чулышманский район

Туристское значение

Это на сегодняшний день единственный путь к южной окраине Телецкого озера и подъезд к достопримечательностям долины Чулышмана.

В непосредственной близости к перевалу находится четыре водопада: Мерегель-ярык, Кату-Ярык, Элу и Куркуре. Кроме того, перед спуском находится прекрасная обзорная площадка на долину Чулышмана.

Внизу перевала находятся туристические базы.

Туристические базы рядом: Эдем Кату Ярык

Перевал Кату-Ярык. Фото В. Панкратова

Как добраться

Перевал находится на 100 км Улаганского тракта и чуть больше 30 километров от с. Балыктуюль.

Топонимика

Кату jарык буквально переводится с алтайского — твердая трещина, теснина, ущелье. Есть ещё один старинный перевод Кату-Ярык, или Jöл-Узы — длинная дорога.

Перевал Кату-Ярык. Фото П.Трофимова

Описание

Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, протяжённостью 3,8 километра, включающий 9 поворотов, проложенный по склону горы. Угол уклона перевала

70% (63°), средний уклон дорожного полотна — 18%(10°). Покрытие — грунт, камни. Высота перевала от подножия до перекрёстка на смотровую площадку — 515 м.

Высота у подножия (поворот на базы) — 685 м над ур. м., у поворота на перевал с Улаганского плато перед смотровой площадкой — 1200 м над ур. м.

На плакате, установленном перед спуском, указана цифра 800 метров. Даже если принять крайней точкой высоту дорожного полотна за 2,5 километра до поворота на перевал — 1420 метров, и то цифра будет в 735 метров. Но тогда и протяжённость перевала возрастает до 6 километров! Кстати, в официальной прессе 1988 года было сказано, что «480 метров отвесной стены предстояло преодолеть бульдозеристам».

Перевал предназначен для транспорта высокой проходимости.

Перевал Кату-Ярык зимой. Фото В. Панктратова

История

Конная тропа, по которой поднимались на Дел-Оозы люди с давних пор, находилась севернее построенного перевала. Именно в этом направлении 20 июля 2011 года начали строительство нового перевала, который должен был стать более безопасным альтернативным спуском. К сожалению, работы в этом направлении ныне прекращены.

Когда-то, еще до войны, в урочище Элузы находилась воинская часть, застава. Военные решили устроить на месте нынешнего перевала спуск для лошадей с санями. Они проложили дорогу до первого поворота. Далее работы прервались. Возможно, этому помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Директор совхоза «Советский Алтай» Аpсентий Васильевич Санаа (18.03.1928, с. Чибиля – 5.10.1992) предложил бульдозеристам Аркадию Абрамовичу Уханову (11.09.1931 — 11.12.2013), его сыну Анатолию Аркадьевичу (р. 05.04.1958) и племяннику Виктору Романовичу Ухановым (07.05.1958 – 20.09.2018) продолжить начатое военными направление, потому что в сторону вьючной тропы были скальные породы, которые невозможно было одолеть без большого объёма взрывных работ.

Аркадий Абрамович Уханов всю жизнь работал бульдозеристом и с той поры, как в совхоз «Советский Алтай» отдали бульдозер «сотку», делал дороги по всему району. Потому не случайно директор совхоза Аpсентий Васильевич предложил сделать дорогу именно ему.

Аpсентий Васильевич Санаа (18.03.1928, с. Чибиля – 5.10.1992)

В 1987 году они выбрали солнечную, южную сторону. Никакого проекта у них не было. Как, впрочем, и денег. На это бюджет Горно-Алтайской автономной области был не рассчитан.

Силами совхоза делали дорогу до первого поворота. Работы проводились бульдозером Челябинского тракторного завода марки Т-130. А потом приехало много представителей администрации Горно-алтайской автономии и была подключена ПМК Шебалинского района, которая дала ещё один трактор Т-130.

Летний сезон бульдозеристы жили в войлочных аилах, которые они ставили наверху перевала. Продукты привозили сами. Первые годы они даже на лошадях ездили в Улаган (42 км). Бульдозеры оставляли, а сами уезжали.

Когда бригада дошла до пятого поворота, приехали горноалтайские проектировщики и начали «делать» проект. Похоже, для них поступило указание «сверху». В течение двух дней они полазили по склонам, порисовали и уехали. Какой-то проект задним числом был утверждён. Работы были внесены в планы, начали отпускаться деньги, пришли взрывники. И работа пошла быстрее…

В. Уханов рассказывает: «Копаешь, копаешь бульдозером и упираешься в камень. Вытаскиваешь машину наверх. Спускается взрывник с мешком аммонита на плечах, установит, взорвёт и обратно гонишь бульдозер вниз копать. До следующего камня. А там опять всё по прежней схеме. Бурильный станок невозможно было протащить».

Кату-Ярык. Вид с обзорной площадки. Фото В. Панкратова

В 1988 году к осени был закончен перевал, в течение 1989 года Ухановы делали дорогу до Коо, бульдозерами убирая камни и булыжники. За летний сезон дорога была сделана. Дальше путь уже был проделан…

За три рабочих сезонов (с мая-июня до октября) героические труженики освоили громадный объём работ и в сентябре 1989 года сдали в эксплуатацию автомобильную дорогу Кату-Ярык – Балыкча.

Первыми по дороге прошли УАЗики.

А на открытие дороги в октябре 1989 года председатель Балыктуюльского сельсовета, бывший директор совхоза, Аpсентий Васильевич Санаа собрал машины со всего района. Они были загружены песком, другие — материалами, третьи — дровами. До Балыкчи прошло порядка ста машин.

Для жителей Чулышманской долины в настоящее время Кату-Ярык воистину является «Дорогой жизни».

Перевал Кату-Ярык. Фото П.Трофимова

За проделанную работу по строительству перевала Кату-Ярык Президиум Верховного Совета СССР наградил Аркадия Абрамовича Уханова орденом «Трудового Красного знамени», а Анатолия Аркадьевича и Виктора Романовича Ухановых орденом «Знак Почёта».

Сделав почти невозможное, Ухановы, продолжили штурмовать теснины гор. В 1990 году они сделали ещё один, Язулинский перевал(Йуле) и пробили дорогу до с. Язула.

Затем был уничтожен СССР и надобность в таких проектах отпала. Труд бульдозеристов перестал быть востребован. И бригада распалась.

Перевал Кату-Ярык. Фото П.Трофимова

Сегодня

Из главных действующих лиц, участвующих в постройке перевала Кату-Ярык, на сегодня остался один человек. Уже нет Арсентия Васильевича Санаа, Аркадия Абрамовича и Виктора Романовича Ухановых.

Анатолий Аркадьевич Уханов открыл магазин.

15 ноября 2017 года на перевале был установлен памятный знак, посвящённый строителям перевала.

© Е. Гаврилов, 15 апреля 2017 года. Большую помощь в подготовке материала оказал ныне ушедший В. Р. Уханов. Ссылка на сайт обязательна!

Источники

1. Верещагин В. И. Поездка по Алтаю летом 1908 г. (путевые заметки). Алтайский сборник, т. 10, Барнаул, 1910; 2. Кудряшов Г. Сильнее Кату-Ярыка // Алтайская правда, 10 ноября 1988 г.; 3. Страда на чабанских стоянках // Алтайская правда, 24 марта 1981 г.

Источник

Оцените статью