- Стандарты и регламент перевозки опасных грузов морским транспортом
- Основные требования к перевозке по Международному Кодексу
- Упаковка
- Маркировка
- Документы
- Разрешительные документы
- Сопроводительные документы
- Основные меры предосторожности при морской перевозке опасных грузов
- Заключение
- Морская перевозка опасных грузов
- Подготовка судна к транспортировке
- Правила перевозки опасных грузов морским транспортом
- Лицензирование
- Документы
- Обучение
- Ответственность
- Видео: Опасные грузы. Чем возить. Что важно.
Стандарты и регламент перевозки опасных грузов морским транспортом
В одный транспорт играет важную роль в экономической сфере, морские перевозки занимают первое место из всего объёма грузоперевозок. Перевозка опасных грузов морским транспортом также в приоритете. Весь процесс транспортировки контролируется государственными и международными правилами и стандартами. Участники внешнеэкономической деятельности, занимающиеся торговлей товарами данной категории должны быть ознакомлены с соответствующими рекомендациями.
Основные требования к перевозке по Международному Кодексу
К опасным грузам относятся взрывоопасные, воспламеняющиеся ядовитые и другие представляющие опасность для здоровья человека вещества. Они могут иметь разную структуру, консистенцию и состав, их упаковка также отличается.
Все опасные грузы делятся на классы, важную роль играет вид транспортировки, в зависимости от этого приходится учитывать требования к нормативным документам. Но, вне зависимости от выбора перевозок должны соблюдаться требования, предъявляемые к упаковке и маркировке. Важную роль играет также правильность составления документов, соблюдение правил безопасности.
Особые требования предъявляются к условиям размещения:
- Груз не должен представлять неудобства для персонала;
- Предоставление постоянного доступа для контроля состояния вещества обязательно на всём протяжении пути судна.
Чаще всего для транспортировки морем используются контейнеры, которые устанавливаются на палубу. Подробнее о типах морских контейнеров читайте здесь.
В соответствии с правилами:
- груз не должен занимать больше половины площади палубного пространства,
- ширина проходов между тарой/контейнерами должна быть не меньше 1 м.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24
Упаковка
В соответствии с установленными правилами и стандартами упаковка должна обеспечивать безопасность груза. Определённые требования предъявляются к её качеству и прочности — она должна быть устойчивой к повреждениям на всех этапах транспортировки.
Соответствующий сертификат является подтверждением прохождения всех испытаний. При контакте материала упаковки с грузом любые химические реакции исключаются.
Токсичные вещества должны перевозиться в герметичной упаковке из-за подверженности воспламенению. Необходимо учитывать, что их опасность повышается при контактировании с кислородом или водой. Бидоны, канистры, полимерные или металлические сосуды дополнительно пакуются в деревянную тару. Стеклянные сосуды укладываются в специальные заполненные негорючим впитывающим веществом ящики весом от 50 кг, они должны быть обязательно прикрыты.
Маркировка
Опасные грузы подлежат маркировке, в этих целях используется специальные знаки. В соответствии с Международным кодексом, правилами и государственными стандартами маркировке подлежат также суда. По знакам можно определить класс перевозимого груза. Если он представляет опасность по нескольким параметрам, на упаковку и судно наносятся все знаки.
Маркировка должна соответствовать следующим требованиям:
- правильное техническое (некоммерческое) название перевозимого груза;
- знаки опасности, чётко отражающие его опасные свойства;
- устойчивость к истиранию — маркировка должна сохраняться в течение 3 месяцев при условии постоянного воздействия морской воды.
Исключения из правил составляют грузы с низкой степенью опасности, а также транспортирующиеся в небольших количествах товары. В категорию исключений относятся также особые обстоятельства, когда места, в которых хранится груз, уже промаркированы соответствующими знаками опасности.
Документы
Обычно транспортировка опасных грузов морским путём связана с необходимостью оформления большого количества документов. Ответственность за их наличие и соответствие стандартам лежит в равной степени на грузоотправителе и транспортной компании. Грузополучатель также должен быть проинформирован о правилах оформления документов при передаче груза.
Разрешительные документы
Обязательным условием является наличие допуска у перевозчика. Документ представляет собой разновидность лицензии, дающей право на транспортировку в том числе опасных грузов. Такой документ оформляется отдельно. Его получение является своеобразным разрешением на отправку судна в рейс, его копия находится у капитана.
На борту должны присутствовать также Правила МОПОГ, правила обеспечения безопасности пассажиров на море.
Грузовые суда часто оснащены спецтехникой по подъему/укладке контейнеров. Все оборудование, а также контейнеры, различные механизмы, крепежные элементы также должны иметь сертификаты, подтверждающие соответствие стандартам качества и исправность. Сертификаты на упаковку и укладку предоставляет грузоотправитель.
Сопроводительные документы
К сопроводительным документам относятся:
- декларация,
- коносамент,
- опись груза,
- международная товарно транспортная накладная,
- доковая расписка,
- деливери-ордер,
- манифест,
- сертификаты качества на упаковку,
- знаки опасности,
- свидетельство о надлежащей упаковке,
- договор фрахтования (при условии фрахтования судна).
Все копии документов хранятся у капитана и предъявляются по требованию официальных представителей портов.
Основные меры предосторожности при морской перевозке опасных грузов
На этапе организации и при последующем выполнении транспортировки обязательно соблюдение следующих мер предосторожности:
- Совместимость товаров разных категорий при перевозке на одном борту;
- Соблюдение правильности проведения погрузочно-разгрузочных операций;
- Обеспечение безопасности в случае наступления форс-мажорных обстоятельств;
- Соблюдение норм укладки и хранения;
- Обеспечение сохранности целостности упаковки, что позволит предотвратить её повреждения и избежать наступления экологической катастрофы.
В процессе планирования морской перевозки обязательно учитывается:
- несовместимость некоторых категорий грузов,
- лимит численности на одном судне.
В случае возникновения чрезвычайных происшествий, опасных ситуаций, которые могут оказать отрицательное влияние на целость ТМЦ, персонал должен предпринять следующие действия:
- Безотлагательно оповестить руководство об инциденте;
- Принять меры по предотвращению детонации, испарения яда, замыкания;
- При повреждении целостности упаковки на открытой воде территория должна быть по возможности обособлена от повреждённой тары;
- На следующей остановке, по ходу пути судна, уполномоченные специалисты принимают меры по ликвидации последствий, место хранения повреждённого груза вычищается.
Заключение
Морская транспортировка опасных грузов считается наиболее надёжным вариантом при условии соблюдения всех правил и стандартов. Все товарные позиции должны быть тщательно упакованы и промаркированы, иметь необходимые документы. Важную роль играет размещение груза, соблюдение правил безопасности при транспортировке.
Информация о стоимости фрахта судна в нашей статье здесь.
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Перевозка опасных грузов.
Источник
Морская перевозка опасных грузов
В наши дни транспортировка грузов морем – один из самых удобных способов доставки на большие расстояния. В том случае, когда требуется перевезти опасный груз, морской транспорт имеет ряд преимуществ, но требуется ряд согласований и проверок.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
На всех этапах транспортировки, от погрузки до прибытия в порт назначения, осуществляется контроль государственными органами и международными правилами.
Подготовка судна к транспортировке
При выборе судна для такой задачи, требуется учесть ряд факторов:
- категория грузового помещения должна соответствовать категории из карты технологического режима перевозки;
- наличие на борту рекомендуемых огнетушащих средств и возможность их применения;
- несовместимые грузы должны размещается в разных секциях;
- между грузами 1-го и 7-го классов должны соблюдаться рекомендуемые расстояния.
Перед погрузкой опасных грузов на судно члены экипажа из числа управляющего и медицинского персонала обязаны выполнить ряд действий:
- Ознакомиться со свойствами и характеристиками опасных грузов, сопроводительной документацией, требованиями охраны труда и действиями при аварии или пожаре.
- Провести инструктаж всех членов экипажа и других лиц, находящихся на судне. Проинформировать об опасности и свойствах перевозимых грузов, месте их нахождения. Издать соответствующий приказ о соблюдении мер безопасности.
- Разработать план действий в случае пожара или аварии с учетом информации о находящихся на борту грузах. Ознакомить с ним весь экипаж.
- Утвердить план погрузки-выгрузки.
До момента отправления корабля, должна быть проведена проверка состояния судна, работоспособности всех систем и пригодности грузовых помещений к транспортировке опасных грузов.
В состав комиссии входят следующие члены экипажа:
- старший помощник;
- второй помощник;
- боцман;
- электромеханик;
- второй механик.
Во время проверки они должны проконтролировать и подтвердить рабочее состояние систем:
- осушения;
- пожарной сигнализации;
- пожаротушения;
- вентиляционной.
Кроме того члены комиссии должны уделить внимание следующим факторам:
- В помещениях не должно быть мусора, предметов и веществ, которые могут привести к аварии или пожару.
- Источники тепла должны быть изолированы от опасных грузов, а электрооборудование исправно.
- Двери и люки в грузовые помещения должны быть затворены.
- Запрещается вход в помещения лицам не имеющим на то разрешения и не прошедшим инструктаж.
- Места для курения строго оговорены.
- Для каждого человека, находящегося на борту, должны быть средства индивидуальной защиты (СИЗ).
- Судно должно быть укомплектовано определенным количеством лекарств и антидотов.
- Помимо СИЗ, на корабле должны быть вещества, позволяющие потушить загоревшийся опасный груз, а также предметы для сбора, в случае разлива или просыпания.
После того, как судно будет подготовлено к транспортировке, в судовом журнале будет сделана соответствующая запись.
Правила перевозки опасных грузов морским транспортом
Транспортировка опасных грузов на корабле должна проводиться с соблюдением общих требований и правил МОПОГ. Должен учитываться класс опасного груза, а также выполняться требования по его перемещению и хранению.
Безопасность перевозки и хранения достигается при соблюдении технологического режима, который включает в себя соблюдение определенных параметров:
- Температура в помещении не должна приводить к нагреву или возгоранию груза, образованию токсичных веществ и паров. Максимально низкая температура устранит возможность самовозгорания.
- Совмещение искусственной и естественной вентиляций снизит риск накопления токсичных паров в помещении.
- Требуется предотвратить конденсацию в помещении и на упаковке, так как опасное вещество может вступать в реакцию с водой. Для это используют осушители и настраивают правильную циркуляцию воздуха.
- Следует уделить внимание раздельному размещению несовместимых грузов, их укладке и закреплению.
- Запрещается хранить опасные грузы рядом с жилыми помещениями.
- Чтобы предотвратить высокие температуры в закрытом помещении с опасным грузом, проводят вентилирование. Кроме того, экипаж может принять меры по снижению температуры другими способами. Например, поливать палубу или накрыть ее, тем самым снизив нагрев.
- Если груз расположен не в трюме, а на палубе, то над ним рекомендуется установить навес или укрытие. Расстояние между навесом и тарой с опасным грузом не должно быть меньше 10 см.
- При транспортировке на палубе грузов в контейнерах, содержащие опасный груз должны быть установлены в середину, чтобы снизить на них воздействие солнечных лучей. Если используются холодильные установки, то их работоспособность должна быть проверена каждые 4 часа.
Перевозка грузов 7 класса опасности морским транспортом осуществляется в специальной упаковке, защищающей персонал и судно от радиоактивного загрязнения.
Отсутствие такой упаковки дозволено только с разрешения органов здравоохранения с соблюдением определенных условий, которые снизят или ликвидируют риск для экипажа. Во время перевозки, экипаж судна должен контролировать состояние опасных грузов с учетом их свойств видов и класса опасности.
Обращают внимание на:
- наличие подтеков и просыпания опасных грузов;
- крепеж;
- температуру в помещении, упаковки груза;
- влажность воздуха;
- концентрацию паров вредных и опасных веществ.
Частоту проверок устанавливает карта технологического режима перевозки опасных грузов. Все показания должны быть записаны в соответствующий журнал. При обнаружении нарушений каких-либо норм, должны быть приняты меры по их устранению.
Контроль параметров температуры и влажности осуществляется с помощью автоматических измерительных систем или при помощи переносных измерительных приборов.
Вход членов экипажа в помещения с опасными грузами должен быть осуществлен с соблюдением всех требований безопасности. В случае возникновения аварии или пожара, требуется выполнять порядок действий, описанный в аварийных картах.
Лицензирование
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193, издано «Положение о лицензировании деятельности по перевозке опасных грузов морским и внутренним транспортом».
Выдачу лицензий осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее региональные органы.
Требования, которые предъявляются к юридическому лицу, желающему заняться перевозкой опасных грузов:
- Наличие судна предназначенного для транспортировки опасных грузов.
- Наличие системы управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнений в соответствие с международными кодексами.
- Стаж работы капитана не менее 3 лет.
- Высшее или среднее профессиональное образование по специальности у административного персонала судна, а также пройденная аттестация на право занимать ту или иную должность.
- Жизнь членов экипажа должна быть застрахована в соответствие с п.2 ст. 60 Кодекса торгового мореплавания РФ.
- Наличие ряда свидетельств в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 10.08.2016 N 778.
Несоблюдение или нарушение требований по лицензированию ведет к ответственности, установленной законодательством РФ. Получить лицензию можно в лицензирующем органе.
Нужно заполнить заявление и предоставить ряд документов и копий, которые указаны ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 статья 13, ч. 1 п. 2 и ч. 3, а также документы указанные в п.7 Постановления Правительства № 193 от 06.03.2012. За предоставление лицензии государством взимается пошлина.
Про перевозку наливных грузов автомобильным транспортом читайте здесь.
Документы
Судно допускается к перевозке опасного груза при наличии:
- лицензии на осуществление деятельности;
Акт имеет определенный срок действия (4 года) и может потерять свою силу при аварии или внесении изменений в конструкцию некоторых систем судна, обеспечивающих безопасность транспортировки опасных грузов. Вместе с ним рекомендуется держать схемы и планы помещений с указанием источников тепла и жилых помещений.
Обучение
Чтобы повысить безопасность и предотвратить аварии, персонал должен проходить обучение и ознакомиться с информацией об опасных грузах. Это поможет предотвратить ошибки в работе.
Список опасных веществ, которые перевозятся морским транспортом очень большой, поэтому инструктажи и обучение должны проходить регулярно.
Это минимизирует риск возникновения аварийных ситуаций. Члены экипажа будут знать, что следует делать в случае их возникновения и смогут ликвидировать или предотвратить аварию.
Во время обучения следует ознакомить персонал со следующими темами:
- правила перевозки опасных грузов в соответствие с международными и государственными требованиями;
- классификация опасных грузов и их маркировки;
- предупреждающие знаки;
- обязанности экипажа во время погрузки, перевозки и выгрузки в порту;
- требования охраны труда;
- действия во время аварии и при пожаре;
- оказание медицинской помощи;
- устранение последствий аварий.
Полученные экипажем знания помогут снизить и устранить риск аварийных ситуаций на судне.
Ответственность
В соответствие с законодательством Российской Федерации, судовладелец, получатель и отправитель груза несут ответственность за нарушение правил:
- таможни;
- валютных операций;
- санитарных норм;
- транспортировки;
- безопасности.
Ответственность может быть административной или уголовной.
Перевозчик опасных грузов несет ответственность перед владельцем в соответствии с:
- законодательством РФ;
- международными договорами РФ;
- договором между перевозчиком и владельцем груза.
Ответственность перевозчика:
- В случае порчи груза, перевозчик обязан возместить ущерб, если не докажет, что это произошло в случае непреодолимых обстоятельств или по чужой вине.
- В случае утраты части груза или его потери, перевозчик обязан из своих средств компенсировать недостачу, если не сможет доказать, что это произошло в случае непреодолимых обстоятельств или по другим причинам.
Выполнение этих требований и контроль со стороны соответствующих органов обеспечит безопасность морских перевозок:
- Отправитель груза обязан предоставить в полной мере информацию о перевозимом опасном веществе. В том случае, если неполнота сведений о перевозимом грузе приведет к аварии или травмам, грузоотправитель будет нести ответственность.
- Получатель груза несет ответственность при несоблюдении порядка получения груза или от его отказа в соответствие с Гражданским кодексом РФ.
Перевозка опасных грузов морским транспортом должна осуществляться с соблюдением законов, норм и положений, установленных международными организациями и государственными органами.
Судовладельцам обязательно нужно проводить регулярные инструктажи и обучение членов экипажа. Это позволит предотвратить аварийные ситуации.
Наиболее крупные транспортные компании в жд перевозках по России представлены здесь.
Информация про авиадоставку документов в этой публикации.
Видео: Опасные грузы. Чем возить. Что важно.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник