Первая женщина пересекла океан

Женщина в океане

Пятьдесят лет назад, 27 января 1953 года, Энн Дэвисон на своей яхте «Фелисити Энн» достигла берегов Барбадоса. Она стала первой женщиной, сумевшей в одиночку одолеть Атлантику.

1875 году на рыбацкой парусной шлюпке Альфред Енсен впервые в одиночку пересек Атлантику от Канады до Англии. Так начался отсчет достижений в одиночном плавании: первая кругосветка, первый гребной переход, преодоление мыса Горн, безостановочная гонка… Во времена Альфреда Енсена никто и представить не мог, что женщина когда-нибудь сможет одна выйти в море. Никто не верил даже, что женщина когда-нибудь станет шкипером. Но прошло всего тридцать-сорок лет, и женщины постепенно начали становиться капитанами, летчиками, трактористами, офицерами. Но до первого женского одиночного плавания было еще очень далеко.

Одиночное плавание — одно из самых тяжелых увлечений, ведь бороться приходится не только с океаном, что уже само по себе под силу только избранным, но и с одиночеством, и с его неизбежными следствиями — хронической усталостью и депрессией. Женщинам, в силу понятных причин, бороться гораздо сложнее. Тем удивительнее, что на исходе ХХ века одиночным плаванием увлеклись десятки женщин. А ведь лишь недавно моряки привыкли к тому, что женщина на борту — это, в общем-то, обычно и совсем неплохо. И ведь определять таких женщин по-русски до сих пор приходится нескладным словосочетанием «женщина-яхтсмен», а в пронизанном политкорректностью английском языке и вовсе пустота: vachtswoman еще не стало привычным, а ничего другого не придумано.

Читайте также:  Кто первооткрыватель северного ледовитого океана

Одна, без мужа

Энн Дэвисон 38 лет, когда она решила пересечь Атлантику. Но только поначалу она и не думала делать это в одиночку.

Энн Дэвисон была журналисткой и вместе с мужем, тоже яхтсменом-любителем, рассчитывала совершить романтическое путешествие через Атлантику и написать серию очерков, а возможно, и книгу. Но в Ла-Манше во время не очень сильного шторма им не повезло. Яхта затонула, муж Энн погиб, а сама она спаслась чудом.

18 мая 1952 года она уже в одиночестве вышла из Плимута. После потери большой яхты она не могла позволить себе что-то подобное т отправилась покорять погубивший ее мужа океан на небольшом шлюпе «Фелисити Энн» длиной семь метров. Она пересекла Бискайский залив и, сколько могла, держалась поближе к берегу — сначала к португальскому, потом марокканскому. Но вот наконец и Гран-Канариа, дальше до самого Барбадоса только волны. Лас-Пальмас она покинула 25 ноября; решение штурмовать океан не было таким уж безоглядным: полгода Энн испытывала себя, размышляла и, после того как утихли ураганы, вышла в океан.

Землю она увидела только через два месяца, из-за штилей плавание затянулось. 27 января 1953 года она самостоятельно привела свою яхту в один из портов Барбадоса.

Дальше последовало не менее трудное путешествие в Нью-Йорк, занявшее с остановками девять месяцев. Но главное было уже сделано: Атлантика впервые покорилась женщине.

Дважды одна

Про Энн Дэвисон много писали в газетах, она обработала дневниковые записи и выпустила книгу. До конца 50-х годов было еще несколько «женских» попыток в одиночку преодолеть Атлантику. Вдохновленные примером, женщины выходили в океан, преодолевали какое-то расстояние, боролись, но выдерживали максимум неделю — и поворачивали обратно или вызывали помощь. Трагедий не случалось, наверное потому, что чувство самосохранения у женщин развито гораздо сильнее, чем у мужчин.

Следующую женщину, покорившую океан, звали Шарон Сайтс, но на мысль совершить рискованное путешествие ее навел не подвиг Энн Дэвисон, а книга Фрэнсиса Чичестра «Себя преодолеть». Тридцатитрехлетняя англичанка Шарон Сайтс вышла на яхте «Си Шарп» из небольшого городка в Калифорнии курсом на Гонолулу. Косвенным Свидетельством того, что решение было не слишком обдуманным, служит тот факт, что Шарон Сайтс до своего старта была знакома с парусами всего лишь около года, а собственную яхту приобрела за два дня до старта.

Причиной такого поспешного старта стали неудачи в личной жизни, затяжная депрессия и — категорический отказ общаться в родными и знакомыми. В поездку Шарон Сайтс не взяла с собой радиопередатчик, объяснив это нежеланием того, чтобы кто-то нарушил ее одиночество. Конечно, это была авантюра — отправиться за 2 тыс. миль через коварный океан, да еще летом, когда на маршруте неизбежны сильные ветры и штормы. Так и случилось. Через полмесяца относительно спокойного плавания «Си Шарп» чуть было не затонула во время 9-балльного шторма. По размерам «Си Шарп» была примерно такой же, как и яхта «Фелисита Энн», но более простой в управлении и маневрировании. Однако еще за два дня до шторма Шарон Сайтс сломала руку. Она наложила себе шину, смазала дезинфицирующей мазью, каждый день меняла промокавшие повязки, но, конечно, ничего делать правой рукой не могла. Трудно представить, как она управлялась с парусами одной рукой, да еще во время штормов. Но несмотря ни на что 40-дневное плавание завершилось благополучно.

После возвращения Шарон Сайтс вышла замуж и еще раз совершила успешное плавание через Тихий океан, но уже из Иокогамы к берегам Калифорнии. Мужа она с собой не взяла, но на этот раз установила на борту яхты «Си Шарп-2» радиостанцию и от общения уже не отказывалась. Больше того, теперь она страдала от одиночества. Новое плавание продолжалось 70 дней. Пройденный маршрут был в два раза длиннее первого (около 4500 морских миль), Шарон Сайтс пережила десять штормов, но в целом путешествие было гораздо легче, чем первое.

Первая звезда

Прошло еще тридцать лет, и появилось еще несколько женщин, покоривших Атлантику, и среди них даже женщины-финалистки трансатлантических гонок. Некоторые решались на совсем уж отчаянные предприятия: в 199 году англичанка Тори Марден впервые пересекла Атлантику на гребной лодке, прошла на веслах почти 3 тыс. миль, и следом француженка Пегги Буше повторила ее успех. А в кругосветной гонке «Венди Глоб» было заявлено сразу две участницы — Катрин Шабу и Эллен МакАртур.

Эллен МакАртур — самая известная женщина, плавающая в одиночку на яхте. Она прославилась в 1994 году, когда пересекла Атлантику от побережья Франции до Гваделупы меньше чем за 14 дней. Узнав об этом, яхтенный мир перевернулся. Выдающийся результат МакАртур показал, что женщины вполне могут оказаться сильнее мужчин. После первого серьезного успеха Эллен участвовала в двух трансатлантических гонках и наконец добилась победы в 2000 году на 60-футовой «Кингфишер»; теперь впереди была «Венди Глоб».

Как можно выдержать такую гонку, как «Венди Глоб», не до конца понимают и многие спортсменымужчины. Ведь спать практически некогда, а чтобы войти в первую десятку, надо постоянно следить за ветром и менять паруса — пять, десять, пятнадцать раз за сутки. Современная одиночная гонка — это испытание не только гонщика, яхты и ее начинки, но и тренеров, личных консультантов. Как и в любом виде спорта, яхтенные гонки такого уровня требуют долгих тренировок, тщательно выверенного рациона, умения психологически разгружать нервную систему, медитировать, успокаиваться, мгновенно засыпать и спать не дольше 20-30 минут.

На «Венди Глоб» Эллен МакАртур заняла второе место и — стала первой звездой одиночного плавания. И вряд ли в ближайшее время кто-либо из женщин сможет улучшить ее результат и добиться такой же известности.

«В звенящей тишине таинственного гнилого тумана я чувствовала себя такой же одинокой, как муравей, занесенный дождевым потоком на середину прда и ухватившийся за соломинку. В такие дни всю меня насквозь, до последней косточки, охватывало чувство дрожи и страха перед бесконечным и бездонным океаном, но почему-то в такие дни я вспоминала и все другие страхи, которые когда-либо пережила или о которых хотя бы слышала. Все самое страшное возникало и странно перемешивалось в моем сознании. Мне казалось, что если я перестану дрожать и бояться, я умру. Видения возникали передо мной, хохочущие и плачущие голоса пересказывали истории из моей жизни и о том, что я откуда-то знала или о чем когда-либо прочитала».

Энн Дэвисон, 1953

«Я люблю самостоятельность, и поэтому мне удавалось преодолеть все тяготы, ежедневно подстерегающие меня в пути. Самыми серьезными были трудности психологического, а не технического порядка. Очень докучало одиночество. Я спасалась разговорами, обращенными к солнцу, волнами, яхте и звездам. Очень часто я прибегала к магнитофону, записывала свой голос, а затем прослушивала запись»

Шарон Сайтс, 1969

Скоро наступит время, когда я вернусь домой. Сегодня я попыталась читать книгу, чтобы избавиться от тяжелых навязчивых мыслей, но не смогла читать, я очень устала, поэтому уронила книгу на дно, и сейчас пытаюсь высушить ее на моторной коробке… В последнее время я видела корабли и даже следы от самолетов в небе, а вчера мимо пролетел легкий самолет с фотографами на борту. Было здорово увидеть хоть кого-то, они помахали крыльями и пролетели надо мной еще раз. Наверное, они сделали отличные фотографии, в тот момент я плыла со скоростью 20 узлов… Вчера вечером ветер поутих, и я плыла некоторое время на полной скорости — море спокойно, волн почти нет, так что я решила рискнуть… Я потратила два часа в поисках мачты, бродя по палубе ночью с факелом. Как же я хочу добраться домой…»

Эллен МакАртур, 2002

Статья из журнала Yachting, №4 февраль-март 2003г.

Источник

Амелия Эрхарт: жизнь и загадочное исчезновение первой женщины-пилота, пересекшей Атлантический океан

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Детство и юность

Амелия Мэри Эрхарт родилась в 1897 году в Атчисоне, штат Канзас. В возрасте10 лет девочка впервые увидела самолет, но он не особо ее вдохновил. «Это была странная деревянная конструкция, и она выглядела совсем не интересно», — вспоминала в будущем Амелия. Лишь спустя десять лет после этого случая Эрхарт серьезно увлеклась авиацией.

Первый полет

Событие, навсегда изменившее жизнь Амелии произошло, когда военный летчик Фрэнк Хокс покатал девушку на самолете над Лос-Анджелесом. «К тому времени, когда я поднялась на высоту двести или триста метров над землей, я уже знала, что хочу стать пилотом», — сказала Амелия позже. Это было 28 декабря 1920 года.

Авиационные рекорды

Из-за ярко-желтого окраса Эрхарт назвала свой самолет «Canary». 15 декабря 1921 года девушка успешно сдала выпускные экзамены и получила летную лицензию. Уже два дня спустя она посетила первую летную выставку. 22 октября 1922 года Амелия Эрхарт установила свой первый авиационный рекорд. Она стала первой женщиной-пилотом, поднявшаяся на высоту 4200 метров. Позже летчица установила очередной рекорд, пролетев 2600 миль за 19 часов без промежуточной посадки.

В 1923 году Амелия вышла замуж и продала «Canary» — свой первый и самый любимый самолет. В 1924 году она купила свой второй самолет, который назвала «Kinner». Коллеги летчики описывали Амелию как настойчивую и храбрую девушку с большой силой воли. «Женщины должны стараться делать то же, что и мужчины. Когда они терпят неудачу, их неудача должна быть всего лишь вызовом для других», — отмечала Амелия.
В 1932 году Эрхарт стала первой летчицей, совершившей одиночный беспосадочный перелет через Атлантический океан. Летчица взлетела в Ньюфаундленде, Канада, пересекла Северную Атлантику и приземлилась в Северной Ирландии, преодолев 2000 миль всего за 15 часов.

Последний полет

Путешествие началось 20 мая 1937 года. К началу июля Эрхарт в сопровождении штурмана Фреда Нунана пролетела уже больше 22 тысяч миль (около 80% от всего маршрута). По информации Novate.ru, 2 июля самолет Амелии взлетел из небольшого городка Лаэ, Западная Гвинея в надежде достичь Хоуленда — крошечного острова в Тихом океане. Через двадцать часов полета радиосвязь с самолетом была потеряна.

По донесению катера береговой охраны связь долгое время была нестабильной. Последними словами Амелии были то, что у них осталось мало топлива и острова нигде не видно. После того, как Эрхарт и второй пилот были признаны пропавшими без вести, началась масштабная поисково-спасательная операция. В течение двух недель корабли ВМС США обследовали площадь в 220 тысяч квадратных миль, но самолет так и не был обнаружен.

Всего существует две версии гибели Амелии Эрхарт.

Согласно первой, на необитаемом острове Никумароро в 1940 году был найден скелет. Долгое время считали, что это скелет мужчины, однако, новая экспертиза, проведенная в 2016 году доказала, что останки на самом деле женские. Более того, рост скелета и примерный возраст соответствуют дате возможной катастрофы. Также на острове была найдена летная куртка и крем от веснушек.


В 2017 году вышел американский документальный фильм об Амелии Эрхарт, в котором помимо прочего упоминалось о фотографии, обнаруженной в музее Конгресса США. На ней предположительно запечатлены Амелия и Нунан с группой японцев на острове Джаулит, Маршалловы Острова. Это дает повод полагать, что Эрхарт была взята в плен японскими солдатами.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Шарон Эдамс — первая женщина, покорившая океан

Подобно многим женщинам, Шарон появилась однажды дома в новом платье. Однако в отличие от всех других женщин Шарон связала свое платье в море, и не просто в море, а во время перехода в одиночку и без остановок через Тихий океан.

— В течение 47 дней, — вспоминает ее муж, — о Шарон не было никаких известий, и я, признаться, приготовился к самому худшему.

39-летняя Шарон Эдамс, жена директора небольшой парусной школы в Калифорнии, впервые вступила на палубу яхты в 1965 г., начав посещать занятия в школе мужа. В следующем году она совершила свое первое одиночное плавание, пройдя на «Фолькботе» 2300 миль от Калифорнии до Гонолулу (об этом сообщалось в №9 сборника). А через некоторое время заявила, что хочет окончательно опровергнуть издавна распространенное убеждение, что женщины и суда не ладят друг с другом, и начала готовиться к покорению Тихого океана.

— Я пытался было отговорить ее, но потом сдался, — говорит Эл Эдамс. — Шарон была настроена столь решительно, что я убедился — зря трачу время, и стал помогать.

Для перехода был выбран пластмассовый шлюп «Си Шарп II» длиной 9,5 м и шириной 2,9 м — серийная яхта японской компании «Фар Ист Боутс». Эл провел два месяца на верфи в порту Йокосука, раздумывая, как сделать более надежными корпус, такелаж, рангоут. Он установил подруливающее устройство, вывел в кокпит все фалы (и пометил их), чтобы Шарон могла быстро управляться с парусами, не выбираясь на палубу. На мачту, между лебедкой и краспицами, набил стальные ступеньки на случай, если придется залезать наверх.

Шарон очень серьезно готовилась к трудному путешествию. Установив во дворе своего дома спортивные снаряды, она ежедневно занималась гимнастикой, работала с эспандером, чтобы натренировать мускулы рук для выбирания шкотов.

По ночам трезвон будильника поднимал ее через каждые тридцать минут — надо было привыкнуть регулярно просыпаться, чтобы проверять правильность курса.

12 мая 1969 г. Шарон вышла из Иокогамы. Предстояло пройти без остановки 5618 миль до Калифорнийского порта Сан Диего, что она рассчитывала сделать за 60 дней. Яхта была оборудована радиопередатчиком, который давал Шарон возможность регулярно сообщать свои координаты и поддерживать связь с судами в радиусе 150 миль. Эл собственноручно сшил ей из прочных ремней «спасательную упряжку», которую она, по примеру многих мореплавателей-одиночек, надевала каждый раз, когда выходила из каюты. От установки двигателя на яхте женщина категорически отказалась.

Шарон прибыла в Сан Диего на 15 дней позже, чем рассчитывала. Семь раз на ее пути вставал шторм, дважды она была на волоске от гибели. Утром 29 мая, буквально через час после того как Шарон приняла метеосводку, обещавшую «ровный ветер в два-три балла», налетел шквал.

«Я только что прилегла, понадеявшись на этот прогноз и предвкушая пару часов ничем не прерываемого сна. Не прошло, однако, и десяти минут, как меня сбросило с койки на пайол. Встала, еще плохо соображая, в чем дело, подскочила к трапу, открыла люк, и тут новый толчок отбросил меня назад. Падая, я, очевидно, ударилась головой о край штурманского столика и потеряла сознание».

Потоки холодной воды, хлынувшей вниз, через несколько минут привели Шарон в чувство. С трудом вскарабкавшись по трапу, она выглянула из рубки:

«Наверху царил хаос. Сорванный стаксель намотался на релинг, над головой ходил ходуном едва зарифленный грот. Все выведенные в кокпит тросы были спутаны и закручены так, что их пришлось бы разбирать не менее получаса и на спокойной воде. Чувствовала я себя отвратительно и сразу поняла, что при такой качке спустить грот не смогу. Ветер опять взвыл, яхта затряслась, и я скатилась вниз, сбитая потоком воды. Понимая, что следующий шквал может положить «Си Шарп» на борт, я подумала было о надувном спасательном плотике в носовом отсеке, но почувствовала, что не могу сделать ни шага. Меня вдруг начало рвать. Первое, что пришло на ум: рвота — один из верных признаков сотрясения мозга. Эта мысль привела меня в такой ужас, что я разрыдалась».

Но, как выяснилось, на этот раз худшее было уже позади. Ветер стих баллов до шести, а еще через полчаса установились обещанные прогнозом «два-три балла».

Немного отлежавшись, Шарон стала потихоньку приводить яхту в порядок. Через сутки «Си Шарп» попал в мертвый штиль, однако Шарон была только рада возможности отдохнуть. Она вся была в синяках, руки разодраны в кровь, на голове — открытая рана. Когда через четыре дня в паруса вновь ударил ветер, Шарон была готова продолжать путь. Поймав в эфире позывные радиста обогнавшего ее пассажирского судна, она попросила сообщить мужу, что чувствует себя хорошо и что все идет о’кэй. Это было в субботу, а в понедельник опять заштормило.

«Шквалы налетают один за другим, но ветер попутный, и в промежутках я отдаю пару рифов и несусь вперед. Верные девять узлов! Холодно, но самочувствие отличное, от былого потрясения не осталось и следа. На всякий случай вытащила в кокпит спасательный плот, но чувствую, что все будет хорошо».

Она не знала, что океан готовит ей новое испытание. К концу второго дня шторм как будто стал стихать, и Шарон спустилась перекусить, как вдруг ровное пение ветра наверху резко перешло в угрожающий рев. С бутербродом в руке яхтсменка выскочила из рубки и увидела с левого борта стену воды, мчащуюся прямо на нее. Прыжок в кокпит, отчаянная возня со шкотами, и через пару секунд грот уже лежал на крыше рубки. В который раз Шарон с благодарностью помянула мужа, который сделал все, чтобы облегчить ей работу с парусами. Закреплять грот уже не было времени, она просто стащила его в кокпит, и тут страшная стена воды разбилась о яхту. Мертвой хваткой вцепившись в решетку банки, Шарон чувствовала, как «Си Шарп» взобрался наверх, некоторое время держался на гребне огромной волны, а затем стал спускаться вниз, одновременно все сильнее клонясь на бок. Когда волна схлынула, яхта лежала на борту.

К счастью, на этот раз Шарон не потеряла присутствия духа. Со сложенным надувным плотиком в руке она перебралась на комингс левого борта, готовая в любой момент оставить яхту, если та перевернется килем вверх. Топ мачты оторвался от воды, снова погрузился, еще раз взлетел над водой, и вот набежавшая волна медленно выпрямила шлюп.

Когда море улеглось, она спустилась вниз, чтобы оценить ущерб, причиненный хозяйничавшей здесь водой. И сразу же поняла, что случилось непоправимое — вышел из строя генератор. «Теперь можно выбросить передатчик за борт: Эл не будет иметь от меня вестей до тех пор, пока яхту не заметят с какого-нибудь судна».

Вот почему Эл Эдамс в течение долгих 47 дней мог только гадать, что случилось с женой. Поступавшие все время сообщения о сильных штормах в районе предполагаемого местонахождения «Си Шарп» все более настраивали на мрачный лад. Он кинулся за помощью на станцию Береговой охраны, и в эфир полетели указания капитанам судов искать голубую яхту с розовой ватерлинией. Эл пытался было добиться, чтобы на поиски направили самолет, но район поисков был слишком обширен.

А «Си Шарп» тем временем опять заштилел на целых 13 дней. Над морем висел плотный серый туман, видимость упала до нуля. Два раза за это время Шарон видела огни проходящих рядом судов, но свет ее карманного фонаря (отличительные огни «Си Шарп» не горели) пробивал завесу тумана не более чем на пару метров.

«Невозможно даже читать, — записала Шарон в судовой журнал, — минут через 20 глаза устают настолько, что приходится откладывать книгу. Я, наверное, сошла бы с ума от скуки, если бы не вязание и не одна трагикомическая проблема, решать которую приходится по нескольку раз в день».

Дело в том, что в Японии, где Шарон закупала провизию, многие консервы выпускаются в банках одинакового размера. Из-за постоянной сырости все этикетки отклеились, и теперь взору Шарон представали ряды абсолютно одинаковых банок, каждая из которых могла содержать что угодно. Таким образом она каждый день играла в своего рода «гастрономическую рулетку»: иногда на завтрак вместо сгущенного молока попадалась банка соленых грибов или концентрированного овощного супа, который можно было есть, только разогрев его в кастрюле, что вовсе не входило в утреннюю программу; и наоборот, на обед случалось открывать подряд четыре банки апельсинового сока.

«По моим подсчетам, через пару дней я подойду к берегам Калифорнии, у которых движение не меньше, чем на главной улице иного города. Как-нибудь ночью меня определенно «переедет» один из этих пароходиков, носящихся, сломя голову, по океану и не обращающих никакого внимания даже на нормальные сигнальные огни. Так вот и окончу свои дни у порога собственного дома».

Несколько суток Шарон почти не спала. Опасность столкновения была настолько велика, что по ночам приходилось сидеть в кокпите и подсвечивать фонариком паруса.

А днем она высматривала проходящие мимо суда, чтобы дать знать, что она жива и возвращается с победой. Несколько раз, убедившись, что ее заметили, она начинала отчаянно размахивать руками, делая знаки, чтобы к ней подошли. Но моряки со встречных судов только приветливо махали ей в ответ, явно желая счастливого плавания.

«Эти идиоты доводили меня до бешенства. Я готова была поджечь яхту, чтобы заставить их приблизиться, но потом подумала, что со своей обычной беззаботностью они любой пожар примут за праздничный фейерверк и спокойно пройдут мимо».

Прибегать к подобным крайним мерам не пришлось — возвращающийся с промысла траулер заметил «Си Шарп» и доложил об этом Береговой охране.

Остров Пойнт-Аргуэлло был первым клочком суши, который увидела истосковавшаяся по земле Шарон. Она убедилась, что отклонилась от курса всего на две с половиной мили и торжествующе записала в судовом журнале: «Не так уж плохо для женщины, как полагаете, вы, «морские волки»? К черту мужскую монополию на паруса!» Тут она снова всплакнула: «Бедный Эл! Сидит теперь дома, уверенный, что я погибла, и проклинает себя за то, что отпустил меня в это плавание». Включила транзистор, прослушала сообщение о высадке человека на луне и, переключившись на местную станцию, вдруг услышала слова: «Рады сообщить вам, что Эл Эдамс, как и все мы, получил, наконец, приятные известия». А затем диктор Лос-Анджелесского радио сказал, что Эл Эдамс вышел на катере в море на поиски своей жены, яхту которой заметили неподалеку от побережья.

Теперь все встречные суда сами подходили к «Си Шарп» и затем сообщали ее курс по радио. Эл принимал сообщения по радиотелефону, сужая таким образом район поисков, и нашел голубую с розовым яхту за сутки до того, как она бросила якорь в Сан-Диего.

За время плавания Шарон Эдамс отсняла 2150 м цветной кинопленки. Отдохнув, она намеревается смонтировать документальный фильм о своем путешествии, который будет называться так: «Женщина на корабле — отличная примета!»

Источник

Оцените статью