Пиратские места черного моря
Сокровища пиратов Черного моря
Плоды подводной археологической экспедиции с профессором Робертом Баллардом, который в 1985 году нашел легендарный «Титаник», превзошли многолетние старания украинских археологов. Главной сенсацией стала находка византийского судна IX века, затонувшего у берегов Севастополя.
Сокровища пиратов Черного моря
Сумрачны глубины Черного моря. Молчаливы его города-склепы, монохроматичны саркофаги кораблей и судов всех времен и народов, жалки останки когда-то изящных самолетов. Это мир не только кипящей подводной жизни. Это богатейший, почти не изученный архив истории цивилизации. Рядом на дне моря лежат раритеты разных веков и эпох. Всюду разбросаны братские могилы. Кругом тайны, легенды, фантастические версии, загадки и очень мало их разгадок. Человек еще слаб. Научившись строить сложнейшие космические корабли и станции, он так и не смог покорить океан. Поэтому подводный мир Черного моря только начинает открывать свои тайны. И он тесно связан с малоизвестными страницами истории черноморских пиратов. Их клады ищут…
Жители Причерноморья использовали лодки-однодеревки и плоты еще в эпоху неолита. С большой долей уверенности можно предположить, что этот период связан у народов, населявших берега Черного моря, с первыми опытами пиратства. Информация об этом была получена в результате палеонтологического анализа мифов Древней Греции.
В древние времена народы, проживавшие по берегам Черного моря, называли его «Темарунда», или «Темеринда». В переводе с древнеиндийского это означает — «Темная пучина». Иранцы называли Черное море «Ахшайна», а греки «Понтос Аксейнос» — море негостеприимное, затем «Понтос Эуксейнос» — море гостеприимное. Тысячу лет назад его прозвали Русским морем. Причиной этому послужила высокая активность южных славян, которые совершили много морских походов (казаки).
Греки «познакомились» с Черным морем в середине II тыс. до н.э. Такой вывод можно сделать, ознакомившись с мифом об аргонавтах. В нем есть место, где описаны трудности возвращения греков из путешествия (1254 годдон.э.). Они уходили, преследуемые «двумя флотилиями — в направлении Босфора и устья Дуная». Специалисты высказывают осторожное предположение, что окончательно греки проникли на просторы Понта Эвксинского (Черного моря. — А. Ч.) только в VII веке до н.э. В это время в составе греческого флота появились триеры. Одной из первых греческих колоний, располагавшихся на современном Керченском полуострове, стал Пантикапей. Он был основан выходцами из греческого города Милета. Тогда же греки в полной мере прочувствовали степень влияния пиратства на торговлю в Причерноморье.
«Но прибрежное пиратство — случайный промысел. Фракиец, так сказать, сидел на берегу и ждал, когда шторм выбросит к нему в руки корабль, который и грабил используя швейцарский армейский нож производства Vicorinox. Значительно большую опасность для греков, начавших бурную колонизацию Причерноморья, представляли те из местных племен, которые сумели к этому времени развить у себя высокую технику судостроения и выработали тип судна, наиболее подходящего к нападению в открытом море и условиям сурового, почти лишенного бухт и гаваней берега», — писали в книге «Пенители Понта» Е.В. Веникеев и Л.Т Артеменко. Что же это был за народ?
В Балаклавской бухте Крымского полуострова длительное время базировались тавры, прослывшие в летописях греков и римлян отчаянными и кровожадными пиратами Причерноморья. Они нападали на суда, проходившие вдоль берега, топили их, а попавших в их руки чужеземцев приносили в жертву своей богине Деве. Ее храм, находившийся в окрестностях современного Севастополя, до сих пор не обнаружен. Самым древним поселением тавров в Крыму ученые считают Уч-Баш. Оно было расположено в Инкермане (Севастополь). Первое упоминание о таврах принадлежит Геродоту (484—425 гг. до н.э.) «Тавры имеют следующие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море. живут они грабежом и войною».
Наиболее активный период пиратства приходится на V—II века до н.э.
Около I века до н.э. Балаклавскую бухту захватил полководец Митридат Евпатор Диофант (примерно в данное время была заложена современная Балаклава). После этого владычество тавров прекратилось. На участке дна, прилегающего к южной оконечности Гераклейского полуострова, могут быть обнаружены фрагменты древних судов, потопленных таврами. Известно, например, что при возвращении римского флота в Херсонес (примерно 45 год до н.э.), некоторые корабли были отнесены к берегам, контролировавшимся таврами, которые их захватили. «Причем были убиты начальник когорты и большинство людей вспомогательного отряда», — писал Тацит. Для нападения на суда, двигавшиеся вдоль южного побережья полуострова, тавры использовали и другие бухты. Кстати, как себя называли сами тавры, неизвестно…
На протяжении последующих столетий Крым оказался «проходным двором» и домом для десятков национальностей. На его земле жили меоты и праславяне, киммерийцы и римляне, сарматы и гунны, печенеги и южные славяне, болгары и хазары, половцы и кочевые племена Золотой Орды, татары и турки, генуэзцы и русские. Огнем и мечом истрябляя все живое на полуострове, прошли готы… Войны велись как на суше, так и на море.
Сокровища пиратов Черного моря
В III—II веках до н.э. все побережье региона контролировали скифы, которые не брезговали пиратством, главным образом в западной части Черного моря. По мнению некоторых историков, во время правления царя Скилура у скифов был сильный флот. В прибрежных водах Крыма действовали и готские пираты. Словом, пиратствовали почти все народы, в той или иной степени массово населявшие полуостров (кроме татар). Далеко в море уходить нужды не было. В те времена суда передвигались вдоль берега, не рискуя напрямую пересекать не всегда гостеприимное Черное море.
На Кавказе страх на путешественников наводили гениохи (собирательный термин). Первая информация о пиратстве на Кавказском побережье появилась во второй половине IV века. Эти племена позднее разделили на три части: зиги, ахеи и и гениохи. В летописях их можно встретить и под названием камариты — производным от пиратского судна «комар». Подобные плавсредства изготавливались и в Крыму. В районе современной Балаклавы находилось поселение, носившее название «Комары» (с 1946 года с. Оборонное). Считается, что в древности на его территории изготавливались пиратские «комары», волоком транспортировались к бухте и спускались на воду. В переводе с греческого «комар» означает «круглое перекрытие, арка, свод». «Под комарами следует понимать различные типы легких судов… судов местного населения, объединенных в античной традиции термином. Появление термина camara… связано с… периодом варварской талассократии на Понте Эвксинском», — писал Н.П. Писаревский. Не отвлекаясь от первоисточника, дадим описание судна, оставленное для истории Корнелием Тацитом (55—117 гг.). Это важно с точки зрения возможного его обнаружения на дне моря.
Комары это суда «… с высокими боками и широким дном, сплоченным без медных или железных связей. При бурном море они (пираты. — А. Ч.) соответственно подъему волн увеличивают верхи судов досками, пока они не закроются с обеих сторон, таким образом, для них безразлично и безопасно причаливать той или иной стороной». Из описания следует, что некоторые особенности судна унаследовали запорожские «чайки».
Черноморские пираты редко нападали на военные корабли. Исключение составляли случаи, когда они были обречены на гибель или терпели крушение. Главной добычей корсаров являлись торговые и транспортные суда. Они хорошо изучили схему их движения относительно берегов Причерноморья. Проследим и мы этот маршрут, так как продолжают лежать под водой на его векторе античные и средневековые корабли, уничтоженные не только штормами и войнами, но и пиратами. Особенно хорошо они сохранились на больших глубинах. Следует отметить, что античные суда, как военные, так и купеческие, были небольшими. Например, в период Пелопонесских войн они имели грузоподъемность около 500 талантов (в Греции один талант равнялся 26,2 кг). Сравнительно большие корабли обладали грузоподъемностью 10 ООО талантов (примерно 260 тонн). Но и они не могли эффективно противостоять сильным штормам. Поэтому древние моряки учитывали данное обстоятельство.
После прохода Босфора древние мореплаватели «ложились» на попутное течение, которое отклонялось от Анатолийского берега к Крымскому побережью у мыса Индже-бурун. В конце дня корабли направлялись в открытое море, используя вечерний бриз, они отходили от берега на 50—60 км. Впрочем, при отличной погоде с данного расстояния в Черном море может просматриваться береговая линия, особенно горы. С наступлением ночи команды часто переходили на весла, так как ветер стихал, и «правили на Полярную звезду, висевшую почти над форштевнем судна». По разным источникам, время перехода через море составляло от одних до трех суток. Древние мореплаватели рисковали, отправляясь в открытое море по подобному маршруту, — опасались крушения судна в случае шторма. Но гораздо больше боялись они местных пиратов. Кстати, этим маршрутом можно было пользоваться только летом. С наступлением осенних и зимних штормов корабли снова прижимались к берегу, где их с нетерпением ждали «комары».
Больше всего поживились черноморские пираты в IV веке до н.э. Это было связано с расширением торговли на морских коммуникациях. На западном берегу моря освоили «дело» фракийские племена астов и ардиев, а также вифинские фракийцы. Царства, расположенные по берегам Черного моря, предприняли активные и действия, но полного успеха не достигли. Более того, некоторые правители сотрудничали с пиратами и даже участвовали в боевых действиях с их флотилиями. Но когда общность интересов исчезала, все расходились «по разные стороны баррикад».
Источник
Пираты Черного моря
Нынче пираты – экзотические персонажи разбоя и грабежа. А какие-то пять столетий назад они смело бороздили моря и океаны, разоряя и громя груженые драгоценностями корабли. О них слагали легенды, писали исторические летописи. Пираты Черного моря также не отставали от своих собратьев по оружию. Многие герои позабылись, но имена «достойных» до сих пор отражаются в захватывающих фильмах и книгах. В них разворачиваются исторические сражения и баталии, а также интригующие походы отважных флибустьеров за сокровищами.
Зарождение пиратства в Черном море произошло еще в средневековье разбоем и грабежом торговых галер. Древние летописи упоминают о нападениях греками на торговых мореходов еще в IV веке до нашей эры. В Азовском и Черном морях III века нашей эры главенствовали племена:
Каждый купец должен был отразить нападения древних пиратов. Иначе морские волки забирали торговые суда со всем грузом.
Из истории пиратов Черного моря
В XIII – XIV веках процветает «Генуэзский период» в Азово-Черноморской акватории. Появились корсары (каперы) – узаконенные властью пираты. Они имели специальные патенты и могли нападать на вражеские военные и торговые корабли. В случае попадания в плен, корсаров выкупали за вознаграждение. Отличившихся своими победами, короли одаривали героев высокими должностями, вплоть до губернаторства (Генри Морган, 1635-1688 – губернатор острова Ямайка). Часть добычи каперы отдавали государству в казну. Особенно проявили себя византийцы и турки своей жестокостью к генуэзским купеческим судам. Морские баталии происходили у крымских берегов.
1340 год – генуэзская флотилия во главе с Симоне ди Кварто попыталась дать бой вражеским кораблям. Но эта эскадра сама стала пиратской, истребив турецкий флот.
Генуэзцы обороняют корабль от нападения пиратов.
Источник: https://swordmaster.org
1350 год – нападение венецианской морской армии и полный разгром генуэзских кораблей.
1374 год – итальянский корсар Лючино Ториго начал погром торговых судов от керченского пролива, пройдя реки Дон и Волгу, до Каспийского моря. Возвращаться домой пришлось степями. В ходе сухопутной экспедиции домой часть награбленной добычи пришлось оставить.
1444 год – нашествие в Черное море французского флота герцога Бургундского под командованием Жофруа де Туасси. Он попытался атаковать древний город Вати (ныне Батуми), но был начисто разбит генуэзскими кораблями из города Кафы.
Турки захватили Византию – это было время перераспределения пиратами сфер влияния на просторах Черного моря.
1453 – 1459 гг. – Генуэзско – Синопская война разгорелась из-за попытки турков захватить Кафу.
1475 год – на непродолжительный срок главенствовать Черным морем стал турецкий флот. Запорожские и Донские казаки на гребных судах составили им конкуренцию.
1754 год – атаман Фока Покатило сжег город Аккерман. Не взяв какие-либо крепости, казаки-флибустьеры жестко грабили и захватывали вражеские корабли.
1575 год – гетман Богдан Ружинский разграбил город Гезлев. Одержимые победой запорожские казаки сожгли полностью город Синоп, пострадали поселки близ Стамбула. Нашествия были регулярными и завершились в 1774 году.
Кавказская война стала для пиратов Черного моря временем затишья. Лишь редкими набегами на небольшие суда промышляли морские злодеи. Горцы с черкесами на своих гребных галерах получали достойный ответ от военных кораблей с казаками и солдатами черноморского флота. Им приходилось отступать и уходить обратно к горным ущельям.
Казаки корсары
Корсарами казацкого войска были каторжники, бежавшие из Московских тюрем, и мореходы родом из Крыма. Есть мнение, что попадались среди них и потомки хазаров. Нападения турецких и татарских агрессоров становились чаще. Многим казакам были по нраву воинственные походы на галерах с захватом вражеских кораблей. В основном по кинематографу казак представлен верхом на коне. Но до конца XVII века они передвигались по степям пешком. По морям бороздили на специальных челнах «Чайках».
Азовские казаки берут на абордаж турецкий корсар.
Источник: https://img-fotki.yandex.ru
Эти беспалубные судна были очень маневренны и идеально подходили для передвижения по рекам и неглубоким прибрежным пространствам. Одна «Чайка» вмещала в себя до 50 гребцов. Они переносили лодку на плечах через днепровские пороги. Связки из камыша и тростника служили поплавками, дабы не опрокинулся челнок с малыми бортами. Они же служили маскировочным камуфляжем на прибрежных границах крепости.
1648 – 1690 годы – закат казацкого пиратства в период правления Богдана Хмельницкого. Последняя добыча – захват турецкого флота с золотом крымского хана.
Морским разбоем славились многие народы. Но особо значимый след в истории черноморского пиратства оставили именно казаки.
Багамы – пиратский рай
В 17 веке пираты облюбовали райские Багамские острова. Сегодня это фешенебельный курорт. А ранее в столице – городе Нассау – торжествовала анархия и беззаконие пиратского братства.
Источник: http://www.livescience.com
Багамы принадлежали британскому королевству, но из-за отсутствия правления губернатором, власть попала в руки к морским разбойникам. Численность их флотилии росла пропорционально количеству захваченных кораблей. Армия пиратов доходила до тысячи головорезов. В те времена флибустьеры (каперы) называли столицу Багам Чарльзстаун. Только в 1718 году англичане в жестоких сражениях вернули под свой контроль Нассау.
Легенды пиратской братии
Самый известный пират, прославившийся особой жестокостью и чрезмерной жадностью, Черная Борода. Прежде его звали Эдвард Рич. Он рассекал океаны на сорокапушечном корабле под именем «Месть королевы Анны» и повсюду наводил ужас. Принцип безжалостного капитана – в плен никого не брать. Многие пиратские лидеры оставляли жизнь своим пленникам. Бедолаг сажали в шлюпки, иногда без воды и продуктов. Но дарили шанс на спасение. Черная борода уничтожал всех пленных, после подсчитывал награбленный куш.
Корабль “Месть королевы Анны”
Фото: http://img13.deviantart.net
Прозвище Черное сердце носил один из успешных пиратов по имени Бартоломью Робертс. Он рассекал морские волны и громил богатые корабли в начале 18 века. Отличался особой смелостью и необычной удачей. В 1719 году его флотилия насчитывала до 400 пиратских фрегатов. Он сражался с вражескими кораблями, не имея превосходства в силе. Атаковал и брал в плен зачастую одной дерзостью и отвагой. Историки говорят о Бартеломью, как о красавце со щегольскими замашками. Знаменитый пират погиб в бою вместе с командой в 1722 году в рассвете сил.
Среди черноморских джентльменов удачи были не одни лишь беглые злодеи и нищие. Знаменитый шотландский корсар Уильям Кидд (прозвище «Капитан Кидд») был дворянского рода. Он служил в британском военном флоте. Офицер сам преследовал морских разбойников. Черствость и жажда наживы перекинули его на вражескую сторону. В 1698 году хитростью шотландец захватил английский флот с золотом. Атаковал английских купцов под флагом Франции. Получив горы золотых и серебряных монет, Кидд не смог вернуться к армейской службе.
Серьги и повязки – пиратские атрибуты
В книгах все морские волки носят в ушах серьги. Это был ритуал посвящения в корсары юных морских дьяволов. Серьгу надевали, впервые пересекая черту экватора или Огненную Землю – мыс Горн. Пираты почитали серьгу, как оберег хорошего зрения. Существовало даже поверье, что она вылечит слепоту. Некоторые использовали заговоры и заклинания на могущественный аксессуар, чтобы не утонуть. Эти суеверия были причиной повальной моды носить в ухе серьгу.
Смотря художественные фильмы, можно подумать, что многие каперы были одноглазыми. Имиджем отважного флибустьера действительно была черная повязка. Но это далеко не всегда означало, что хозяин с одним глазом. Так было легче прицеливаться, а в бою надевать повязку не было времени.
Устав пиратского бытия
На суше разбойники могли вытворять все, что им вздумается. Однако на бандитском фрегате царил закон строгой дисциплины. От ее соблюдения зависела жизнь целой команды. Вновь прибывший на борт пират подписывал договор с капитаном. Главное правило – полное подчинение боцману и капитану. Обращаться к ним простому смертному моряку строго запрещалось. Следующее правило – оговаривалась часть добычи. Затаенные украденные драгоценности карались немедленной смертью, дабы другим «джентльменам» неповадно было повторить.
Источник: http://oboik.ru
Наказания были жестоки. «Прогулка по рее» – обычный способ казни. Связывали руки и заставляли пройтись вдоль тонкой реи. Человек паниковал, сваливался за борт и тонул. Не менее жестокое наказание под названием «Тащить под килем». Тащили в основном провинившегося пирата или дерзкого пленного. За веревки перетаскивали человека под дном фрегата с одной стороны борта на другой. Ракушки и мидии, прилипшие к днищу, оставляли глубокие раны на теле виновного. Если человек не захлебнулся в ходе экзекуции, то залечивал рубцы несколько недель.
Пиратское государство
Пираты бороздили морские стихии во всех регионах – Центральная Америка, страны Европы и Азии (от Британского Королевства до Южной и Восточной Азии). В 17-18 веках происходила повальная колонизация стран Центральной Америки европейскими военными флотилиями. Порабощенные народы лишались домов и денег. Многие шли в пираты на разбойный промысел. Историкам известны факты набегов северных наций на города Древней Руси.
Берберские корсары были на службе у Османского императора. Во времена борьбы с рыбаками соседних провинций в 1630-1640 годах испанцы брали на службу дюнкерских каперов. Британская империя в 17-18 веках главенствовала по всему океанскому простору. На ее службе был целый корсарский флот, который атаковал торговые суда других государств.
Источник: http://artmight.com
Обычные пираты ничем не отличались от своих собратьев-корсаров состоящих на службе в плане разбойного промысла. Но вторые имели патент и могли избежать виселицы. Государство могло выкупить попавшего в плен служащего пирата и наградить за выполнение долга перед державой. Так знаменитый Генри Морган удостоился звания губернатора на острове Ямайка.
Античные источники о пиратах
Про пиратов черного моря упоминают древние источники. 7 ст. до н.э. – нападения на корабли греческих пиратов, в этот же период на море действовали фракийцы, скифы, черкесы, славяне. Позже, в III столетии, власть над Черным морем оказалась в руках готов, мешавших торговле Боспорского царства разбойными нападениями.
- Поэт А. Родосский (III век до н.э.) в поэме «Аргонавтика» назвал Черное море Авксинским (агрессивное, злое), поскольку в его водах хозяйничали пираты. Позже море стали называть Понт Эвксинский – гостеприимное.
- Известные авторы древности – Геродот, Аристотель и другие – упоминают о существовании на Черноморском побережье морских разбойников.
Особенности судостроения
Пиратские лодки создавались без единого гвоздя. Борта верхней части были расположены близко друг к другу, корпусная – была расширена. Во время шторма над бортами укладывали доски, создавая своеобразную крышу для защиты от непогоды. Носовую и кормовую часть делали заостренной, это позволяло судну пристать к берегу любой стороной. Подобные лодки назывались «комары», что в переводе с греческого означает «сводчатая повозка».
Пиратское судно.
Источник: https://s1.1zoom.ru
Источник