ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
Слова Василия Межевича
— Ты, моряк, красивый сам собою,
Тебе от роду двадцать лет.
Полюби меня, моряк, душою.
Что ты скажешь мне в ответ?
По морям, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям, эх,
Нынче здесь, а завтра там!
— Ты, моряк, уедешь в сине море,
Оставляешь меня в горе,
А я буду плакать и рыдать.
Тебя, моряк мой, вспоминать.
— Ты не плачь, не плачь, моя Маруся,
Я морскому делу научуся.
И не стоит плакать и рыдать,
Меня так часто вспоминать.
Ах, зти черные глаза / Сост. Ю.Г. Иванов. Муз. редактор С.В. Пьянкова. Смоленск: Русич, 2004.
«Куплеты моряка» из драмы Василия Межевича (1814-1849) «Артур, или Шестнадцать лет спустя» (1839). В драме пелись моряком с хором. Первоначальная мелодия неизвестна. До XX в. песня дошла благодаря тому, что вошла в печатные песенники, и перепечатывалась из года в год.
Песня повсеместно бытовала в годы Первой мировой и Гражданской войн. По свидетельству Фурманова, была одной из любимых песен Чапаева: «Любил ее Чапаев больше всего за припев – так он паялся хорошо с этой партизанской кочевою, беспокойной жизнью». В 1920-е гг. появился вариант для красного флота, в 1941 г. Лебедев-Кумач написал новый текст для Великой Отечественной войны.
По морям, по волнам (вариант Первой мировой войны)
По морям (Флотская песня), 1920-е
По морям, по волнам (сл. В. Лебедева-Кумача), 1941
1. Моряк
(по сборнику 1906 года)
Что за жизнь у моряка!
Как привольна и легка!
В море птицей летит,
О земле не тужит.
Припев:
По морям, по волнам,
Нынче — здесь, завтра — там!
По морям, по волнам,
Нынче — здесь, завтра — там.
Ты, моряк, уходишь в море,
Оставляешь милых в горе.
Скажешь только им «Прощай!» —
И как звали поминай.
Бурный ветер зашумел,
Белый парус забелел.
Ах, прощай же ты, прощай!
Берег милый вспоминай.
История Военно-морского флота в песнях. Приложение к журналу «Записки по гидрографии» №274. СПб.: 2008 / Сост. Ю.Г. Попов. С. 14-15.
2. Ты, моряк, красивый сам собою
Слова и музыка В. Межевича
«Ты, моряк, красивый сам собою,
Тебе от роду двадцать лет.
Полюби меня, моряк, душою.
Что ты скажешь мне в ответ?»
По морям, по волнам —
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям (эх!) —
Нынче здесь, а завтра там.
По морям, морям, морям, морям (эх!) —
Нынче здесь, а завтра там.
«Ты, моряк, уедешь в сине море,
Оставляешь меня в горе,
А я буду плакать и рыдать.
Тебя, моряк мой, вспоминать».
«Ты не плачь, моя Маруся,—
Я морскому делу научуся.
И не стоит плакать и рыдать,
Меня так часто вспоминать».
Источник
Текст песни Хор Всесоюзного Радио — По морям, по волнам
Ты, моряк, красивый сам собою,
Тебе от роду двадцать лет,
Полюби меня, моряк, душою,
Что ты скажешь мне в ответ.
По морям, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям, эх,
Нынче здесь, а завтра там.
Ты, моряк, уедешь в сине море,
Оставляешь меня в горе,
А я буду плакать и рыдать,
Тебя, моряк мой, вспоминать.
По морям, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям, эх,
Нынче здесь, а завтра там.
Ты не плачь, не плачь, моя Маруся,
Я морскому делу научуся,
И не стоит плакать и рыдать,
Меня так часто вспоминать.
По морям, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям, эх,
Нынче здесь, а завтра там.
По морям, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям, эх,
Нынче здесь, а завтра там. You’re a sailor , beautiful by itself ,
You old twenty years ,
Love me , sailor, soul ,
What will you tell me the answer.
On the seas , over the waves,
Here today , gone tomorrow .
On the seas , seas , seas , seas , oh,
Here today and gone tomorrow .
You’re a sailor, get you far in the blue sea ,
Leaving me in sorrow ,
And I will weep and wail ,
You, my sailor , remember.
On the seas , over the waves,
Here today , gone tomorrow .
On the seas , seas , seas , seas , oh,
Here today and gone tomorrow .
Do not cry , do not cry , my Marusya
I teach seamanship ,
And do not weep and wail ,
I so often forget.
On the seas , over the waves,
Here today , gone tomorrow .
On the seas , seas , seas , seas , oh,
Here today and gone tomorrow .
On the seas , over the waves,
Here today , gone tomorrow .
On the seas , seas , seas , seas , oh,
Here today and gone tomorrow .
Источник
По морям по волнам хоровод
ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
Слова В. Межевича
— Ты, моряк, красивый сам собою,
Тебе от роду двадцать лет.
Полюби меня, моряк, душою.
Что ты скажешь мне в ответ?
По морям, по волнам,
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям, эх,
Нынче здесь, а завтра там!
— Ты, моряк, уедешь в сине море,
Оставляешь меня в горе,
А я буду плакать и рыдать.
Тебя, моряк мой, вспоминать.
— Ты не плачь, не плачь, моя Маруся,
Я морскому делу научуся.
И не стоит плакать и рыдать,
Меня так часто вспоминать.
Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. — Смоленск: Русич, 2004
«Куплеты моряка», написанные Василием Межевичем (1814-1849) для его драмы «Артур, или Шестнадцать лет спустя» (1839). Пелись моряком с хором. То есть, эта песня – современница Лермонтова. Непонятно, принадледжит ли Межевичу мелодия, или нет.
«По морям, по волнам» повсеместно бытовала в годы Первой мировой и Гражданской войн. По свидетельству Фурманова, она была одной из любимейших песен Чапаева: «Любил ее Чапаев больше всего за припев – так он паялся хорошо с этой партизанской кочевою, беспокойной жизнью». Песня в ходе бытования изменялась сообразно текущему моменту; в 1920-е годы переделывалась в песню красного флота, в 1941 поэт Лебедев-Кумач сделал переделку для Великой Отечественной войны.
Переработки песни:
По морям, по волнам (вариант Первой мировой войны)
По морям (Флотская песня), 1920-е
По морям, по волнам (сл. В. Лебедева-Кумача), 1941
Ты, моряк, красивый сам собою
Слова и музыка В. Межевича
«Ты, моряк, красивый сам собою,
Тебе от роду двадцать лет.
Полюби меня, моряк, душою.
Что ты скажешь мне в ответ?»
По морям, по волнам —
Нынче здесь, завтра там.
По морям, морям, морям, морям (эх!) —
Нынче здесь, а завтра там.
По морям, морям, морям, морям (эх!) —
Нынче здесь, а завтра там.
«Ты, моряк, уедешь в сине море,
Оставляешь меня в горе,
А я буду плакать и рыдать.
Тебя, моряк мой, вспоминать».
«Ты не плачь, моя Маруся,—
Я морскому делу научуся.
И не стоит плакать и рыдать,
Меня так часто вспоминать».
Источник
«По морям, по волнам»
Филатова Надежда Анатольевна
Квалификационная категория – вторая;
Летний праздник
«По морям, по волнам»
Зал украшен: волны, парусник, чайки, облака, дельфин, островок с пальмами.
Дети входят в зал, делятся на две команды и садятся с двух сторон зала.
1 реб. Подарило лето
Лес зеленый детям:
В чащах землянику,
По буграм – клубнику,
Утром луг с росою.
2 реб. Подарило трели,
С пляжем золотистым,
С солнышком лучистым.
Вед. Мы все очень ждем лета, и вот оно в самом разгаре. Солнышко дарит нам свой свет и тепло. И я хочу, чтобы у нас появилась одна замечательная традиция. Нужно всем встать в большой круг, чтобы передать друг другу искорку тепла и дружбы (приглашает всех детей в круг). Смотрите, я пожимаю руку тому, кто стоит рядом со мной (поднимает руку стоящего рядом с ней ребенка и пожимает ее). А тот, в свою очередь, передает рукопожатие-искорку своему соседу и т.д. Эта искорка должна обойти круг и вернуться вновь ко мне.
Песня «Настоящий друг» (приложение № 1)
Вед. Ребята, а вы любите лето? Чем же оно замечательно?
Дети: — Цветут цветы.
— Можно купаться и загорать!
— Можно увидеть разных насекомых: бабочек, стрекоз, пчел,
Вед. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по рекам и морям. А почему именно по воде? Потому что море – это много простора, оно интересно своими обитателями – морскими животными, рыбами, растениями и даже необитаемыми островами. И мы обязательно побываем на одном из таких островов.
А вы знаете, ребята, чем еще прославились моря? Конечно, знаменитыми путешественниками и храбрыми капитанами, а еще легендами и кладами. (Показывает глобус) Смотрите, если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого. А все потому, что воды на земном шаре в два раза больше, чем суши.
А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны? Если бы на дно можно было опуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 5 этажа дома всего полминуты. Видите, как интересно!
Итак, представьте, что наш корабль готов, и мы отправляемся в путешествие! А кто, ребята, из вас мечтает стать моряком, выходите!
Песня «Морской капитан» (приложение № 2)
(исполняет подгруппа мальчиков)
Вед. Вот мы и в открытом море. Но тот не моряк, кто не прошел ритуал посвящения. Вы знаете, какой головной убор носят моряки? Правильно, бескозырку. Нужно обязательно ее примерить, чтобы стать настоящим моряком.
Игра «Посвящение в моряки»
(Все дети встают в две команды. Каждой команде дают бескозырку и участники, примеряя, передают ее друг другу.)
Вед. Самое время для уборки! Тот не моряк, кто хоть раз не драил палубу!
Дети встают в круг и повторяют за ведущим движения.
Вед. Будем вместе прибирать,
Драить палубу опять.
И за нами все движенья
Вас попросим повторять.
Дружно моем окна,
В каюте капитана подметем полы.
Мы – классные ребята,
Мы – просто молодцы!
Вед. Впереди по курсу необитаемый остров. Я предлагаю поселить на нем наших друзей.
Конкурс «Необитаемый остров»
(Каждая команда должна надуть воздушный шарик и нарисовать на нем как можно больше человечков.Конкурс проходит, пока играет музыка.)
Вед. Шлюпки на воду. Командам приготовиться к высадке на остров. Посмотрим, кто первым достигнет берега.
(Два мяча-прыгуна. Прыгать до финиша на мяче, обратно – бегом.)
Вед. Человеку, чтобы жить, нужно питаться. А чем можно питаться на необитаемом острове? Правильно, рыбой. И мы с вами отправляемся на рыбалку.
(Каждому участнику команды привязывают к ноге рыбку из бумаги. Рыбки двух цветов. Задача игроков – сорвать ногами как можно больше рыбок соперника. Конкурс проводится на время.)
Вед. Вместе с рыбой мы поймали рака. Следующая эстафета у нас называется «Раки-забияки».
Про меня говорят, будто пячусь я назад.
Не назад, а вперед, только задом наперед!
(Две команды. До финиша дети передвигаются на четвереньках задом наперед. Обратно – бегом.)
Вед. (Пока дети играют, ведущий незаметно раскладывает следы.)
Смотрите, здесь следы! Если мы пойдем по этим следам, то они обязательно нас куда-нибудь приведут.
(Две команды. У каждой два следа из картона или другого материала. Дойти до финиша, перекладывая следы и ступая по ним. Обратно – бегом.)
Под звуки барабана выходит Робинзон.
Робинзон. Вы кто? Вы не пираты?
Вед. Нет, мы не пираты. Мы – путешественники и очень захотели побывать на необитаемом острове. А вы кто?
Робинзон. Да это же я – Робинзон! Как я рад вас видеть! Мой корабль разбился во время страшного шторма. Я очень хочу, чтобы вы меня взяли с собой. А за это я научу вас веселому танцу. Вставайте все в круг!
Танец «Если нравится тебе» (приложение № 3)
Робинзон. Какие молодцы! За то, что вы так хорошо танцевали, такие дружные, смелые и не испугались отправиться на необитаемый остров, я подарю вам вот этот сундучок, который нашел на этом острове. Возьмите его! (Отдает ведущей.)
Вед. Спасибо, Робинзон! (Открывает сундук с угощением.) А сейчас пора возвращаться домой. Приглашает тебя, Робинзон отправиться с нами. А с этими конфетами мы дома все вместе попьем чай.
Робинзон. А я знаю, как сделать так, чтобы дорога домой была короче? Очень просто – загадывать загадки.
Вед. А мы с удовольствием их отгадаем.
Есть море, плавать нельзя.
Дороги есть – ездить нельзя.
Земля есть – пахать нельзя.
Луга есть – косить нельзя. (Географическая карта.)
От ветра он не прячется,
А грудь подставив, пятится. (Парус.)
Не пловец! А плывущему плыть помогает,
Не хитрец, а мигает, мигает, мигает! (Маяк.)
Когда нужны, то их бросают,
А не нужны – их поднимают.
Не угадать? Ну, это зря!
Вед. Спасибо тебе, Робинзон. Вот мы и прибыли домой. Путешествие прошло отлично, а вы, ребята, стали настоящими моряками. Так держать! Молодцы! А сейчас идем пить чай!
Приложение: ноты, тексты песен и танцев.
Спонсоры конкурса сценариев летних праздников и развлечений «Долгожданная пора, тебя любит детвора!»:
Источник
Сценарий «По морям, по волнам»
материал (подготовительная группа)
Сценарий музыкально — спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_moryam_po_volnam_-_pod_gruppa.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкально — спортивное развлечение
«По морям, по волнам»
Под звуки марша, две группы детей входят в зал и выстраиваются двумя шеренгами по обе стороны зала.
Ведущий: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы всей страной отметить День рождения Российской Армии. Любит свою армию российский народ. Она охраняет мирный труд страны, стоит на страже мира. Много бесстрашных полководцев и рядовых воинов проявили себя героями в годы Гражданской и Отечественной войнах. Их имена знает вся страна. Ими гордится вся Россия!
Ребёнок: Нашей Армии Российской
День рожденья в феврале!
Слава ей непобедимой!
Слава миру на земле!
Трубы громкие поют.
Дети: Что такое армия?
Это щит Отечества!
Для отпора нечестии!
В Феврале рождённая,
В битвах закалённая
Что такое армия?
Люди с их призванием
К ратной службе воинской.
В Родину влюблённые,
В форме, с автоматами,
О любимой Армии
Поёт наш детский сад.
И ей, непобедимой,
Сегодня каждый рад!
- Звучит песня « Наша Армия сильна» Филиппенко
Под «Песенку о капитане» И. Дунаевского, в зал заходит капитан Врунгель.
Капитан: Здравия желаю, ребята- дошколята! Я – капитан Врунгель, отважный морской волк, покоритель морей, великий путешественник.
Ведущий: Здравствуйте капитан! Поздравляем вас с Днём защитника Отечества!
Капитан: Ребята, как вы думаете, наша армия большая?
Капитан: Какие сухопутные войска вы знаете?
Дети: Десантники, танкисты, ракетчики, артиллеристы, связисты, разведчики, лётчики.
Капитан: А какие морские войска вы знаете?
Дети: Морской десант, военные моряки, подводники, морские лётчики. Капитан: Хотите отправиться со мной в плавание?
Капитан: Чтобы стать хорошим моряком, нужно быть сильным, смелым, ловким, выносливым. Для этого нужно очень много тренироваться, и сейчас мы с вами проведём разминку.
В колонну по три, шагом марш!
- Музыкальная разминка: «Морячка» муз Газманова
Над морскою тишиной,
Над крутою, над волной,
Две вечерние звезды,
Две дороги, две судьбы.
И одна из них зовёт
Через волны на восход,
А другая тянет к дому,
Снова в порт меня зовёт.
Дома долго мне нельзя,
Сердце просится в моря
Посмотреть как в океане
Но как только горизонт,
Белый берег зачеркнёт,
Меня снова тянет к дому,
Снова в порт меня зовёт.
Припев: Ты- морячка, я- моряк!
Ты — рыбачка, я- рыбак!
Ты на суше, я на море,
Мы не встретимся никак!
Дети проходят на свои места.
Капитан: Вот мы и провели разминку и сейчас отправимся в плавание на двух кораблях – «Решительном» и «Стремительном»
Ведущий: Но какова цель этого морского похода?
Капитан В: Корабли отправляются в плавание, чтобы подучить юных матросов. Ведь нельзя же стать настоящим моряком, сидя на берегу.
Итак, я принимаю командование эскадрой на себя. Личному составу кораблей построиться на пирсе. Капитанам кораблей доложить о готовности к отплытию.
(Команды строятся в две шеренги, их командиры стоят на шаг впереди, они по очереди сдают рапорты Капитану Врунгелю)
Командиры: Экипаж, равняйсь, смирно! ( подбегают к Капитану)
Товарищ капитан, экипаж «Решительного» к боевому
Капитан В: Вольно, встать в строй!
Капитан В: Экипажи кораблей, равняйсь, смирно. Слушай мою команду! Поднять якоря! Отдать швартовы! Полный вперёд!
( Участвуют по 6-7 человек. Первый бежит на противоположную сторону площадки и встаёт у лежащего каната, держась за него, затем второй и т.д. Затем последний игрок добегает до палки с прикреплённой лентой и якорем на конце и начинает наматывать ленту на палку, как намотает, берётся за канат и корабль отплывает назад всей командой, кто быстрее пересечёт линию, по последнему)
Капитан В: Молодцы ! Наши корабли плывут на юг, а поможет нам в нашем походе песня!
- Звучит песня «Все мы моряки» муз Л. Лядовой.
Капитан: Пришло время провести теоретическое занятие. Знаете ли вы язык моряков? Ведь без знания специальных морских слов вы не будете понимать мои команды. Итак. Я буду говорить привычные названия предметов, а экипажи «Стремительного» и «Решительного» поочерёдно будут называть их так, как это делают моряки.
- 2 Задание: «Морской экзамен»
Задняя часть судна — корма
Передняя часть судна — нос
Окно корабля — иллюминатор
Руль корабля — штурвал
Срочная работа — аврал
(За правильные ответы команды получают якорьки)
Капитан: ( смотрит в бинокль) Впереди рифы, мы плывём прямо на них! Необходимо обойти опасное место, надо обогнуть рифы, а то, если корабль сядет на них, — конец пути, может быть пробоина в судне.
( На полу помощники раскладывают канаты для каждого из кораблей, которые образуют извилистые кривые с петлями внутри. «Рифы» — это кегли, их расставляют по ходу движения каждого корабля.
(Дети двигаются гуськом друг за другом, осторожно проходя по разложенным канатам, стараясь не задеть кегли)
Капитан: Молодцы ребята, какие вы дружные, быстро справились с заданием. Морская дружба такая же крепкая как морской узел, который невозможно развязать. Вот мы сейчас и потренируемся завязывать узлы.
Участвуют 6-7 человек. У каждого в руках верёвочка. Первый бежит до обруча, завязывает на нём узлом верёвочку о возвращается к команде и.т.д)
Капитан:( смотрит в бинокль) Вижу землю. Прямо по курсу — «Необитаемый остров» Причалить к берегу, шлюпки на воду!
- 5 Задание: «Шлюпочные заплывы»
Под музыку, с громкими криками появляются пираты.
Пираты: Ну что, приплыли, детишечки! Узнали нас?!
Капитан: Узнали, как не узнать старого пирата Билли!
Пират Билл: Сожри меня пиранья! Откуда ты знаешь моё имя?
( всматривается) Неужели это ты капитан? Как я сразу не узнал!
2-ой пират: Мы согласны терпеть ваше присутствие на нашем острове, если только докажите нам, что вы настоящие моряки!
Пират Билл: Итак, первое испытание на смекалку. Мы загадаем вам морские загадки, посмотрим какие вы сообразительные!
Чтоб увидеть мне вдали
В него я быстро погляжу,
Всей команде расскажу. .. (Бинокль)
Если шторм и непогода,
И волна — за валом вал,
Отдаёт команды чётко,
Держит капитан ….( Штурвал)
Бежит, бежит и пропадёт,
Лизнёт песок и уползёт.
Вдруг зашипит, набросится,
Как будто в драку просится. ( Волна)
Живут под водой великаны,
Всплывая пускают фонтаны… (Киты)
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите — не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжётся, как крапива. … (Медуза)
2-ой Пират: Второе традиционное для моряков испытание — перетягивание каната! Сейчас мы с вами померимся силой в честном поединке
- Задание: «Перетягивание каната»
Пират Билл: Кто из нас самый -смекалистый установили, кто сильнее -тоже. Осталось выяснить кто здесь самый весёлый. В этом нам поможет моряцкая плясовая «Яблочко». Ну-ка, танцоры, выходи в круг!
(Звучит плясовая, и ребята и пираты исполняют танец с характерными движениями ( дети покачиваются «на волнах», «лезут по канату», « смотрят в бинокли», «плывут» и.т.д. !Яблочко» в исполнении пиратов выглядит как пародия).
Пират Билл: ( обиженно) Конечно, обманули, перехитрили. Где уж нам, старым развалинам, против таких молодцов! Жаль будет расставаться, но что поделаешь, такая доля у моря.
Пират: Желаем вам попутного ветра и семь футов под килем!
Ведь только смелым покоряются моря! (Уходят)
Мы ребята, любим море
По морям да по волнам
В боевом идём дозоре
Нынче здесь, а завтра там.
Капитан прикажет строго
Дать машинам полный ход.
Здравствуй синяя дорога!
Наш корабль идёт в поход!
Бескозырка и тельняшка
И на лентах якоря,
На ремне большая пряжка
Моряку даны не зря.
- Песня — танец «Бескозырка» — девочки
Капитан: Наше путешествие подходит к концу. Юные моряки с честью выдержали все испытания, и сейчас будут названы самые достойные.
Построение в одну колонну. Объявление результатов.
Капитан: Вот и заканчивается наш праздник, посвящённый дню рождения нашей Российской армии, Мы рады, что наши ребята растут сильными, ловкими и смелыми будущими защитниками Российского государства. Праздник наш кончать пора,
Источник