Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль
Примеры стихотворений
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
Ранними летними росами
Выйдем мы в поле гулять…
Будем звенящими косами
Сочные травы срезать!
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснелись почки.
И на улицах, у всех
Синие цветочки.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!>
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
Непослушную внучку из Йены
Бабка сжечь собралась как полено.
Но заметила тонко:
«А не сжечь ли котенка?»
Невозможная внучка из Йены.
Ненавижу тебя,
Презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
Как определить стихотворный размер?
- Определяем количество слогов в строке. Для этого подчеркиваем все гласные буквы.
- Произносим строку нараспев и расставляем ударения.
- Проверяем, через какое количество слогов повторяется ударение:
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
(Например: четырехстопный хорей или пятистопный ямб и т.д..)
Источник
Стихотворные размеры
Формы стихотворного ритма разнообразны. Способы организации стихотворного текста образуют различные системы стихосложения.
Например, силлабическая система стихосложения ритм создаётся при помощи повторения строк с одинаковым количеством слогов, при этом расположение ударных и безударных слогов не упорядочено.
С одной страны гром,
С другой страны гром,
Смутно в возду́хе!
В страх помутили!
Треск в лесу с перуна,
И темнеет лу́на,
Вихри бегут с прахом.
Тоническая система стихосложения предполагает повторение ударных слогов, при этом число безударных слогов между ударениями свободно варьируется:
Моя
фамилия
в поэтической рубрике.
Радуюсь я —
это
мой труд
вливается
в труд
моей республики.
В тоническом стихосложении выделяют
А) Дольник — такой тонический стихотворный размер, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами в случайных местах сокращается с двух слабых слогов до одного:
Я зажгл а зав е тные св е чи
И вдво ё м, с ко мн е не приш е дшим,
Сорок п е рвый встреч а ю г о д.
Б) Тактовик — стихотворный тонический размер с интервалом между ударениями переменной величины — от одного до трёх слогов (в отличие от дольника , где слабый интервал не превосходит двух слогов):
Как поки́нула меня́ Парасковья,
И как я с печа́ли промота́лся,
Вот далмат пришёл ко мне лука́вый.
В) Акцентный стих — стихотворный тонический размер со свободными интервалами между ударными слогами и с обязательной рифмой:
Ю́ноше,
обду́мывающему
житьё,
реша́ющему —
сде́лать бы жи́знь с кого,
скажу́
не заду́мываясь:
— Де́лай её
с това́рища
Дзержи́нского.
Михаил Гаспаров о тонических размерах: «Дольником мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне двух вариантов (х=1—2 слога); тактовиком мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне трех вариантов (х=1—2—3 слога); акцентным стихом мы называем стих, в котором объём междуударных интервалов колеблется в диапазоне большем, чем три варианта. Это как бы три последовательные ступени ослабления метрической строгости стиха».
Г) Акцентный стих без рифмы называется верлибром:
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Русское классическое стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.
Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.
Шуточная иллюстрация к теме. Источник — социальные сети
Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.
Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.
В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров : хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.
Хорей, или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)
В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея . (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. «Лишнее» ритмическое ударение называется пиррихием).
Ямб (от названия древнегреческого музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги .
Стопа ямба схематически выглядит так: – |
Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)
В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба .
Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» — Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:
Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:
Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)
Это пример разностопного ямба . В каждой из строк от одной до шести стоп.
Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)
Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –
К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)
Это пример 4-стопного амфибрахия .
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)
Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.
Стопа анапеста выглядит так: – – |
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)
Источник
Глава 3. Стихотворные размеры
Рассматриваемые понятия: стих, метр, хорей, ямб (холиямб, хориямб), дактиль, амфибрахий, анапест, спондей, пиррихий, дольник, акцентный (тонический) стих, верлибр, белый стих, вольный ямб.
Стихотворные размеры (метры)
И тяжким пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грёзы чудные рождались;
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
А.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»
«В размеры стройные стекались/ Мои послушные слова», — написал поэт, говоря об одном из важнейших канонов лирики.
РАЗМЕР стиха (или МЕТР) – это особая форма ритма, то есть особый порядок чередования ударных и безударных слогов. Слово «метр» пришло из Древней Греции: «metron» — значит «мера».
Единица ритма называется СТИХОМ (греч. «Stichos» – ряд) – это отдельная строка, выделенная графически. Поэтому неправильно говорить:
— Я написал СТИХ. — Это значит: вы написали лишь одну строку. Правильнее сказать:
— Я написал СТИХИ! — Что значит — несколько строк!
Обратите внимание на стопу. Она словно отпечаток следа в схеме стиха, поэтому, если вы хотите правильно определить стихотворный размер, важно чётко обозначить каждую стопу.
Если в строках одинаковое количество стоп – стих равностопный, если разное – разностопный. Причём последняя стопа строки не обязательно должна быть полной. В конце строки достаточен ударный слог — в таком случае стопа называется неполной или усечённой.
Иногда за последней стопой строки следует один или два безударных слога, такая строка называется удлинённой (наращенной). Далее вы увидите это в конкретных примерах.
В зависимости от вида стоп различают пять основных видов стихотворных размеров: двусложных и трёхсложных.
Рассмотрим известные всем строки А.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Расставив ударения, запишем метрическую схему, заключая стопу в скобки:
Видим, что повторяется стопа из двух слогов: первый ударный, второй безударный.
Это ХОРЕЙ (от греч. «choreios» — плясовой) – двусложный стихотворный размер, в основе которого стопа, состоящая из двух слогов с ударением на первом. Обозначается в метрической схеме так: ( / — ).
Различают хореическую стопу, хореический ритм. Он использовался древними греками, людьми весёлыми и жизнерадостными, в ритуальных плясках и песнопениях, посвящённых богам. Пример трёхстопного хорея у М.Лермонтова:
Горные вершины
Спят во тьме ночной…
Пятистопный хорей вы найдёте в стихах М.Лермонтова («Ночевала тучка золотая…», «Выхожу один я на дорогу…»), С.Есенина («Не жалею, не зову, не плачу…»),
шестистопный – у Н.Некрасова:
Долго не сдавалась Любушка соседка,
Наконец шепнула: «Есть в саду беседка,
Как темнее станет – понимаешь ты. »
Ждал я, исстрадался, ночки, темноты.
И всё же хорей в поэзии не так распространён, как ямб. Прочитаем строки знаменитого пушкинского стихотворения, расставив ударения, составим схему:
Мороз и солнце! День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
Вы видите, что повторяются группы из двух слогов, но ударный в них уже не первый, а второй. Это четырёхстопный ямб.
ЯМБ (от греч. «iambos» — фракийский музыкальный инструмент) – стихотворный размер, в основе которого стопа из двух слогов с ударением на втором.
По одному из мифов, ямбу подарила своё звучное имя дочь бога Пана и нимфы Эхо – Ямба (Иамба). Она была служанкой в царском доме, куда в слезах пришла Деметра, богиня земного плодородия. Гостья горевала, потому что бог подземного царства Аид похитил её дочь Персефону. И Ямба утешила её, развлекая песнями, в которых звучал ямбический ритм.
Пушкин считал, что он лучше других передаёт оттенки различных чувств: от нежно-лирических («Я помню чудное мгновенье…»), от мечтательных раздумий («Брожу ли я…») до гневного негодования («Деревня», «Вольность»). Можно внести большое разнообразие, сделать звучание оживлённее, если чередовать длинные и короткие строки, например:
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
(А.Пушкин «В альбом Пущину»)
Любимый пушкинский размер — четырёхстопный ямб, им написаны лучшие стихи поэта.
Любви, надежды, тихой славы ( — /) ( — /) ( — /) ( — /) —
Недолго нежил нас обман. ( — /) ( — /) ( — /) ( — /)
(«К Чаадаеву»)
Пятистопный ямб задумчив, хорошо передаёт интонации философских размышлений:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
(«Элегия»)
Ямб шестистопный — для меланхолических раздумий:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить…И глядь – как раз – умрём.
(«Пора, мой друг, пора!»)
Одну из своих книг А.Блок назвал «Ямбы». В его стихах этот размер поражает разнообразием интонаций: нежный и чувственный, патетичный, гневный или страстный…
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека –
Дроби, мой гневный ямб, каменья.
Есть две разновидности этого размера:
ХОЛИЯМБ (от греч. «хромой ямб») — замена в ямбическом размере последней стопы — хореем. Произнесите вслух,послушайте, как необычно звучат такие строки:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь. (М.Цветаева)
ХОРИЯМБ — замена в ямбическом размере первой стопы — хореем:
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой. (А.Пушкин)
***
В особую группу выделен ВОЛЬНЫЙ ЯМБ: в нём сочетаются строки разной стопности и длины, как в баснях И.Крылова или комедии А.Грибоедова «Горе от ума».
ТРЁХСЛОЖНЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
ДАКТИЛЬ (от греч. «daktilos» — палец) – стихотворный размер, в основе которого стопа, состоящая из трёх слогов с ударением на первом. В пальце три сустава, как три слога в дактиле, — отсюда и название.
Обозначается дактиль в схеме так: ( / — — ).
Мы встречаем двустопный дактиль у А.Пушкина:
Кубок янтарный (/ — -) (/ -)
Полон давно… (/ — -) (/)
Четырёхстопный — у М.Лермонтова:
Тучки небесные, вечные странники…
(/ — -) ( / — -) ( / — -) ( / — -)
Дактилический стих обычно звучит плавно, медлительно, величественно.
АМФИБРАХИЙ (от греч. «amphi» — около, кругом и «brachys» — краткий) – стихотворный размер, в основе которого стопа из трёх слогов с ударением на втором.
Обозначается в схеме так: ( — / — ).
Пример двустопного амфибрахия у Ф.Тютчева:
О, буйные ветры, (- / -) (- / -)
Скорее, скорей!
Трёхстопного — у М.Лермонтова («Воздушный корабль»):
По синим волнам океана, ( — / — ) ( — / — ) ( — / — )
Лишь звёзды блеснут в небесах… ( — / — ) ( — / — ) ( — / )
Амфибрахий обеспечивает стиху спокойное, неторопливое, плавное течение.
АНАПЕСТ (от греч. «anapaistos» — буквально «отражённый назад») – трёхсложный стихотворный размер, в котором ударение в стопе на третьем слоге: ( — — /).
Примеры найдём во многих произведениях Н.А.Некрасова – это был его любимый размер. Вот четырёхстопный анапест:
Не гулял с кистенём я в дремучем лесу…
( — — /) ( — — /) ( — — /) ( — — /)
Бальмонт замечает, что это «размер, полный угрюмой выразительности, тяжёлого и рассчитанного удара. Стих как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает».
*******************
Имейте в виду, что стопа и метр — это как бы идеальная схема. В реальности она часто видоизменяется. От чего это зависит? Во-первых, границы слова не всегда совпадают с границами стопы. Во-вторых, вы можете встретить особые стопы, непохожие на привычные размеры.
Надо знать такие важные явления, как спондей и пиррихий. Благодаря им, поэты получают множество вариантов стихов.
Слово СПОНДЕЙ пришло из Древней Греции («spondeios» — жертвенное возлияние). В силлабо-тонической системе это наличие в двусложной стопе двух ударений, отяжеляющих ритм стиха. Пример — строка из пушкинской «Осени»:
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен.
( — /) ( — /) ( — -) (/ /) ( — /) ( — /)
Чаще, чем спондей, в поэзии встречается ПИРРИХИЙ (греч. «pyrriche» — «воинственный танец») – это пропуск ударения в двусложной стопе, иными словами — нулевое ударение, ослабленная, облегчённая стопа. Пример у Пушкина:
Это четырёхстопный хорей с пиррихием в третьей стопе. Можно сказать: осложнённый пиррихием. Если вслушаться, вы заметите, что он не нарушает ритма и почти незаметен при чтении, зато создаёт ритмическое разнообразие.
Действительно, велико метрическое богатство русской поэзии!
Хорей порывист, быстр.
Ямб насыщен эмоциями, энергичен.
Дактилический стих звучит плавно, медлительно, величественно.
Анапест может выразить быстроту движений.
Амфибрахий обеспечивает стиху спокойное, неторопливое течение.
Практически до конца XIX века русское стихосложение было в основном строго классическое. Начало ХХ века – время экспериментов и возрождения интереса к тоническому стиху. Поэты выделяли не стопы, а доли. Так в творчестве поэтов «серебряного века» появился
ДОЛЬНИК – размер, в котором стопу заменяет доля, а ударные и безударные слоги чередуются неравномерно: количество безударных слогов между ударными колеблется от 1 до 2. Главное, чтобы было одинаковое количество ударений в каждой строке.
Вхожу я в тёмные храмы
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Делаем вывод: А.Блок использовал трёхударный дольник.
Другой пример дольника у Анны Ахматовой:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов.
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Почему так любили дольник поэты «серебряного века»? Думаю, главная причина в том, что он может легче передать взволнованность лирического героя.
Если увеличить междуударные промежутки, получаем АКЦЕНТНЫЙ (тонический) стих. В нём учитывается только одинаковое количество ударных слогов в строке и допускается произвольное количество безударных слогов между ними.
Противоречивые оценки вызвал в России пришедший из Европы ВЕРЛИБР.
Русских любителей поэзии привлекли необычные по форме, но глубокие по смысловой насыщенности, уловившие «властительные ритмы» времени стихи бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна, писавшего на французском языке. Блестящим переводчиком «стихов мятежных» стал В.Брюсов:
Улица быстрым потоком шагов,
Плеч, и рук, и голов
Катится, в яростном шуме,
К мигу безумий,
Но вместе –
К свершеньям, к надеждам и к мести. («Восстание»)
ВЕРЛИБР (от франц. «vers libre» — свободный стих) — безрифменный акцентный стих.
Пример великолепного верлибра – строки А.Блока, навеянные впечатлением от первой встречи с гимназисткой Лизой Пиленко (девичья фамилия прославленной Кузьминой-Караваевой, трагически погибшей в годы Второй мировой войны в застенках Равенсбрюка):
Когда вы стоите на моём пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите всё о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту –
Что же? Разве я обижу вас?
Верлибр долго считался чуждым русской поэзии, хотя на Западе уже были широко известны произведения таких авторов, как Уолт Уитмен, Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда.
Но если заглянуть в XIX век, Пушкин в «Песнях западных славян», в «Сказке о медведихе» уже использовал верлибр. А русские былины? Так что этот размер определённо присутствует в древнерусском народном тоническом стихе.
Яков Хелемский так определил содержание и смысл современного верлибра:
Нечто, стирающее границу
Между стихами и прозой.
Диспропорция побеждает симметрию,
Раскованность заменяет гармонию,
Музыка слышится между строк
Неровных и нервных, —
Сердечная аритмия века.
«Верлибр в моём понимании, — пишет Виктор Куллэ в московском Журнале поэзии «Арион» (№2, 2008 г.), — едва ли не высшая форма поэзии, когда стихотворный текст существует исключительно за счёт внутренней энергии слов и смыслов, уже не нуждающейся в каркасе рифмы и метра».
Он отмечает увлечение верлибром современных молодых авторов, но, по его словам, «всерьёз считать «новым языком» некое подобие переводного верлибра, окрещённого критиками «вавилибром», глупо…Большая часть нынешних начинающих верлибристов, похоже, не подозревает, что в слове может быть заключена какая-то энергия.
Их верлибр – язык эсэмэсок, листков в блокноте». И это, увы, так. Пример? Пожалуйста: стихи Сергея Бирюкова в Журнале поэзии «Арион» . Пунктуация автора:
пустынная площадь давит
пустотой пустотой пустотой
от слова халва
становится слаще во рту
это пожалуй странно
Виктора Куллэ дополняет Зинаида Кокорина:
Культура поэзии –
Времени веянье.
Метафоры свежесть пробилась
Ключом.
Красиво читают верлибры нам
Гении…
Досадно, когда непонятно:
«О чём?»
…………….
Что эти – поэты,
А те – графоманы,
просеет эпоха:
Кто был, а кто есть…
В поэзии будут
Всегда актуальны
И красота,
И духовность,
И честь.
(Сборник «Москва поэтическая», № 8, 2008)
БЕЛЫЕ СТИХИ – это стихи без рифмы, объединённые лишь ритмом. Употреблялись они в драматических жанрах (трагедия Пушкина «Борис Годунов»), в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Пример из В.Жуковского:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Современные белые стихи возьму у автора иллюстраций к этой книге — Светланы Петровской: она и художник, и поэт:
Я на подоконнике
Нарисую клавиши —
Чёрные и белые,
Словно настоящие!
Ночь к окну приблизится —
Заиграет музыку
Тонкими и нежными
Пальцами дождя. (Светлана Петровская)
ВОЛЬНЫЙ СТИХ – силлабо-тонический. Строки в нём разностопны, но одной метрической формы (чаще всего это вольный ямб). C XIX века он широко употреблялся в баснях, элегиях («Погасло дневное светило…» А.Пушкина), стихотворных комедиях и драмах («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), во многих поэмах.
Подвожу итог этой главе выразительными и по смыслу, и по художественному оформлению, великолепными стихами К.Бальмонта:
Хореи и ямбы с их звуком коротким
Я слышал в журчанье ручьёв,
И голубь своим воркованием кротким
Учил меня музыке слов.
Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе
Плакучие ветви берёз
Мне дали певучий размер амфибрахий, —
В нём вальс улетающих грёз.
И дактиль я в звоне ловил колокольном,
И в марше солдат – анапест.
Напевный мой опыт был с детства невольным,
Как нежность на лике невест.
В саду, где светили бессмертные зори
Счастливых младенческих дней,
От липы до липы, в обветренном хоре
Качались шуршанья ветвей.
Близ нивы беседовал сам я с собою
И видел в колосьях намёк,
И рифмою чудился мне голубою
Среди желтизны василёк.
Источник