- По синим волнам океана вид придаточного
- Как написать хороший ответ?
- 9 Класс, Сложноподчиненное предложение Определите тип придаточного предложения.
- УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
- Работаем по учебнику М.Т.Баранова
- 8 класс
- I ЭТАП
- II ЭТАП
- Синтаксический разбор предложения
- III ЭТАП
- Викторина с синтаксическим заданием
- IV ЭТАП
- Самостоятельная работа
- V ЭТАП
- Домашнее задание
- Приложение
- Кроссворд «Виды придаточных сложноподчиненного предложения»
- Тема: Сложное предложение
По синим волнам океана вид придаточного
Вопрос по русскому языку:
Определите Вид Придаточного Предложения .
1 . Каждый человек — это мир , который с ним рождается и с ним умирает .
2.куда мать,туда и дитя.
3.По синим волнам океана,лишь звезды блеснут в небесах,корабль одинокий несется.
4. Всё то , чего коснется человек , приобретает нечто человечье .
5. Раз дождя нет,значит можно идти дальше.
Ответы и объяснения 1
1-определительное
2-обстоятельсво места
3-
4-изъяснительное
5-изъяснительное
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
9 Класс, Сложноподчиненное предложение Определите тип придаточного предложения.
Помогите пожалуйста, буду очень благодарен!
(ССП Изъяснит., определит., места, времени, причины, уступки, условия, цели)
1.Ямщикам подвязали колокольчики, чтобы звук не привлек внимания сторожей.
2.В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван.
3.Не исполнил он этого намерения только потому, что на набережной было слишком много народа.
4.Хотя королек небольшая птица, но летает он быстро, и достаточно высоко.
5.По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется.
6.Раз дождя нет, значит можно идти дальше.
7.Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
8.Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым.
9.Все, что делается на свете, прекрасно и умно.
10.Лонсевиль долго не мог припомнить, в каком городе он видел подобное здание.
11.Еще не известно, придет ли вовремя хирург.
12.Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.
13.Синоптики сообщили, что завтра будет дождь.
14.Подайте мне книгу, что лежит на столе.
15.Он пообещал, что вернется до заката.
16.Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.
17.Откуда солнышко встает, оттуда и лето красное придет.
18.Куда иголка, туда и нитка.
19.Нет истины, где нет любви.
20.Мы едем охотиться туда, где много водится зайцев.
21.Напишите когда вы приедете.
22.Мы не хотим чтоб кровью и огнём залить весь мир война опять сумела.
23.Я думал о том, что случилось.
24.Мы давно знали откуда появились эти слухи.
25.Уля не сразу сообразила что произошло.
26.Он долго смотрел в ту сторону куда ушёл пароход.
27.Путники увидели море только когда поднялись на вершину горы.
Источник
УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Работаем по учебнику М.Т.Баранова
8 класс
– систематизировать знания по теме «Сложное предложение»;
– проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;
– проверить умение делать полный синтаксический разбор сложного предложения;
– объяснять постановку знаков препинания;
– составлять схемы предложений;
– различать как средство связи придаточных союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении;
– повторить постановку знаков при обособленном определении со значением причины;
– повторить орфограммы о – ё после шипящих в различных частях речи, н и нн в причастиях.
I ЭТАП
1. Сообщение темы урока и его целей.
2. Проверка домашнего задания.
А. Диктант с орфограммой о – ё после шипящих.
Капюшон, медвежонок, пчелка, скворчонок, чопорный, врачом, ночевка, обнаженный, шепот, ре-мажор.
Учащиеся формулируют правило, которым руководствовались, составляют устно по вариантам разные по структуре предложения, используя слова с данной орфограммой и объясняя, почему составленное предложение относится к той или иной группе (т.е. какие предложения называются сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными, с разными видами связи).
Б. Ученик, задавая вопросы классу, решает кроссворд, записанный на доске (см. приложение).
II ЭТАП
Всех похвалить.
А теперь, ребята, вам предстоит доказать, что вы умеете на практике применять теоретические знания, полученные в процессе изучения темы «Сложное предложение».
Синтаксический разбор предложения
Объясните постановку знаков препинания и орфограммы.
Общая характеристика. 1. Повествовательное. 2. Невосклицательное. 3. Предложение сложное бессоюзное, состоит из двух предложений, средство связи – интонация.
(Точку с запятой ставим потому, что перечисляются факты и обе части предложения осложнены обособленными определениями.)
1-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным причастным оборотом с обстоятельственным значением (причины).
(Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется, если имеет обстоятельственное значение.)
2-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
(Вводное слово не обособляется, т.к. находится в начале обособленного оборота.)
III ЭТАП
Викторина с синтаксическим заданием
Она позволит выяснить, насколько хорошо учащиеся определяют тип сложных предложений, умеют составлять схемы и определять вид придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения, указывать средства связи.
Для анализа привлекаются примеры из произведений М.Ю. Лермонтова, которые параллельно изучаются на уроке литературы. (Примеры можно дать через кодоскоп.)
1. По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Сложноподчиненное с придаточным времени. Средство связи – союз лишь.
2. Поверь: ничтожество есть благо в здешнем свете.
Бессоюзное предложение, в котором 2-е предложение раскрывает смысл первого.
3. Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою,
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю.
Сложносочиненное предложение, которое состоит из двух предложений. Средство связи – противительный союз но.
4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.
[ – = ] 1 : [ – = ] 2 , и [ – = ] 3
Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).
5. Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
(«Выхожу один я на дорогу. »)
Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб.
6. Так жизнь скучна, когда боренья нет.
Сложноподчиненное предложение с придаточным условным с союзным словом когда.
7. Ты знал ли дикий край под знойными лучами,
Где рощи и луга поблекшие цветут,
Где хитрость и беспечность злобе дань несут,
Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой
Умы и хладные, и твердые, как камень?
Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением; придаточные определительные; средство связи – союз где.
IV ЭТАП
Самостоятельная работа
Диктант с взаимопроверкой или работа по карточкам (раздать каждому).
Задание. Расставьте знаки препинания, составьте схемы предложений (2-го и 4-го предложений в карточке № 1 и 5-го в карточке № 2), определите вид придаточных и вставьте пропущенные буквы.
1. Уж солнце нач_нало прятат_ся за снеговой хр_бет когда я въехал в Койшаурскую долину. 2. Осетин-извозчик (н_)утомимо пог_нял лошадей чтобы успеть до ночи вз_браться на Койшаурскую гору и во все горло расп_вал песни. 3. Славное место эта д_лина! 4. Со всех сторон горы непр_ступные красноватые скалы обвеш_(н,нн)ые зеленым плющ_м и увенч_(н,нн)ые купами чинар ж_лтые обрывы исчерч_(н,нн)ые промоинами а там высоко-высоко золотая бахр_ма снегов а внизу Арагва обнявшись с другой без_м_(н,нн)ой речкой шумно вырывающейся из черного полного мглой ущелья тянется серебр_(н,нн)ой нитью и св_ркает как змея своею чешуею.
1. Из чего же я хл_почу? 2. Из зависти к Грушницкому? 3. Бедн_жка! 4. Он вовсе ее не заслуживает. 5. Или это следствие того скверного, но (не)победимого чувства которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего чтобы иметь мелкое уд_вольствие сказать ему когда он в отча_нии будет спрашивать чему он должен верить: «Мой друг со мной было (то)же самое и ты вид_шь однако я обедаю ужинаю и сплю пр_спокойно и надеюсь сумею ум_реть без крика и слез!». 6. А ведь есть необ_яснимое насл_ждение в обл_дании молодой, едва распустившейся души!
(«Герой нашего времени»)
V ЭТАП
Подведение итога: что повторили на уроке?
Ребята сами задают друг другу вопросы по теме.
Домашнее задание
I гр. Упр. 197 – школьный учебник.
II гр. Упр. 245 (Д.Э. Розенталь. Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы).
III гр. Выписать из учебника литературы по 5 предложений разных типов.
IV гр. Составить текст диктанта, включив в него предложения разных типов.
Приложение
Кроссворд
«Виды придаточных сложноподчиненного предложения»
1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии?
5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?
6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как.
7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?
8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
9. Отвечают на вопрос с какой целью?
10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
11. Присоединяются союзом так что.
12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что. (отвечают на вопросы почему?)
Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?
Источник
Тема: Сложное предложение
Тема: Сложное предложение
Цель: обобщить знания учащихся по теме «СП».
познавательные: отработать умения классифицировать СП, составлять схемы (с логической последовательностью разбора), обосновывать выбор места знака препинания и выбор необходимого знака;
развивающие: развивать способность и готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию, развивать потребности к речевому самосовершенствованию;
воспитательные: воспитывать чувства любви к малой Родине, к родной природе, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как явлению культуры через использование высокохудожественных текстов.
Тип урока: урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков).
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично – поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: практические, наглядные;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: фронтальные, парные, индивидуальные.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, видео сюжеты.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися синтаксического принципа пунктуации и, как следствие, овладение пунктуационной зоркостью, для более успешной сдачи ЕНТ.
Урок рассчитан на два часа.
— Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите друг другу тепло своей души, получите заряд положительных эмоций, которые вас, ребята, настроят на активную творческую работу на уроке.
2 Звучит стихотворении (Слайд№1)
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает плуг,
Шумят деревья, весело – сухие, и теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
— Обратите внимание на стихотворение, которое только что прозвучало. Какие синтаксические конструкции преобладают в этом тексте?
-Верно. Ответив на вопрос, вы сформулировали тему нашего урока.
Запись числа и темы урока. (Слайд 2)
.- Отталкиваясь от темы урока, используя запись на мониторе, сформулируйте цель нашего урока
Цель: повторить все…(виды) сложных предложений;
— развивать умения различать… (СП, ПП.) (слайд 3)
4 Первый этап урока «Теоретический» (Слайд 4)
Заполнение «слепой» таблицы «Виды СП» (по клику мышки)
5 Тест на определение видов СП. (Слайд №5)
— Сейчас мы вспомнили теорию вопроса, а сейчас проверочный тест на определение видов СП, с последующей самопроверкой. В зачетном листе распределяйте номера предложений, соответствующие данному виду предложений.
1. Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, внезапно ударила в глаза росистая яркость лугов.
2. На том месте, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.
3. То притихнет дождь, то опять, играя, постукивает по площадям.
4. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до вечера.
5. Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали.
6. Окна выходили в сад, который спускался к оврагу и пруду.
7. Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная, — вся ряска к зиме опустилась на дно.
8.Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.
9. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.
10. Мороз крепчал и щипал уши, лицо, руки.
Без ошибок — отлично
1 -2 ошибки – хорошо
3 -4 ошибки — удовлетворительно
5 и более ошибок — неудовлетворительно
— Проверим результаты вашей работы. На экране правильные ответы.
— У кого в характеристике предложений ответ неверный?
— Какие предложения мы называем ССП, СПП, БСП, многочленными?
А) Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Б) Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, в которых. одно простое предложение подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами.
В) Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение, в котором образующие его части связаны между собой по смыслу и интонационно.
Г) Многочленные предложения — это предложения, в которых простые предложения могут быть объединены разными видами союзной и бессоюзной связи.
8 Работа с интерактивной доской (Слайд 7,8, 9)
А. Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению, начертите схему.
( Все в тетради, три ученика по очереди у доски).
Хотя двор и сад всё еще были в т..ни, но уже ран..ие лучи ярко и холодно з..л..тили розовые, ж..лтые и голубые тыквы, ра..ложенные на камыш..вой крыш.. той мазанки, где жили сторожа, нанятые на лето, и старик, встав раньше всех, с удовольствием разглядывал свое х..зяйство.
Заз..л..нели парки, и, хотя ночи были тёмными, чу..ствовалось пр..ближение той радостной и тр..вожной поры, когда блеклый дневной свет (не) гасн..т и по ночам.
В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками на земле и деревья стоят в снежном пл..ну.
Б. Задание: расставьте знаки препинания, подберите схему к предложению, обоснуйте свой выбор. ( Все работают в тетради, три ученика по очереди у доски).
1. Яркие полосы солнечных лучей, пробившись сквозь кровлю деревьев, рассеивают плотный сумрак, и лес, окутанный этим серебристым светом, кажется еще более величественным.
2. Только на востоке, откуда сейчас выплывает в огненном зареве солнце, еще толпятся сизые предрассветные тучки.
3.Солнце дымное встает – будет день горячим.
В. Задание: переконструируйте союзные предложения в бессоюзные, расставьте знаки препинания, объясните.
1. Звезды высыпали на небе, и месяц загнулся игривой дугой, и мелкие облачка подсвечены таинственным светом.
2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.
3. Картина была чудесная, потому что около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение.
4. На улице проливной дождь, так что выйти невозможно.
1. Звезды высыпали на небе, месяц загнулся игривой дугой, мелкие облачка подсвечены таинственным светом. (одновременность)
2. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд. (последовательность)
3.Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. (второе предложение раскрывает содержание первой части)
4. На улице проливной дождь — выйти невозможно. (следствие)
Вывод: БСП могут быть синонимичны ССП, СПП.
Г. Определите вид придаточного предложения (Слайд 10)
1. Любуюсь небом, где сияют звезды.
2. Ты говоришь, что опять дождемся теплой весны.
3. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
4. Хотя королёк небольшая птичка, но летает она быстро и достаточно высоко.
5. Деревья, куда не взглянешь, были все золотые и красные.
6. По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется.
7. Если начнутся дожди, то палатки придется переносить выше.
8. Оттого, что земля размокла после дождя, идти по тропинке было трудно.
9. Снег все становился белее, ярче, так что ломило глаза.
10. Звезды дрожали в темно – синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
Придаточное определительное Придаточное изъяснительное Придаточное цели Придаточное уступки Придаточное места Придаточное времени Придаточное условия Придаточное причины Придаточное следствия Придаточное сравнительное
Без ошибок – отлично
1 – 2 ошибки – хорошо
3 – 4 ошибки – удовлетворительно
5 и более – неудовлетворительно
7. Динамическая пауза
— Прервем наш труд на несколько минут. На партах перед вами лежат отдельные выражения. Это строки стихотворения русского поэта. Возьмите каждый свой лист с «осколком», поднимите его, потянитесь, посмотрите на цвет тех листов, которые подобны вашему, объединитесь в группы и постарайтесь собрать «осколки» в строфу.
— Что получилось у ребят с листами белого, розового и синего цвета?
— Какому поэту принадлежат эти поэтические строки?
(Сергею Есенину «Отговорила роща золотая»)
Слайд №12 Портрет Есенина, текст стихотворения.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит коноплянник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
Вся поэзия Есенина – это признание в любви родному краю, родной земле, это музыка, в которой мы ощущаем необычайную простоту, естественность, легкость. Многие композиторы создавали музыкальные произведения на стихи поэта.
Видеоролик и фрагмент романса «Отговорила роща золотая» в исполнении Гнатко Александры. ( опережающее задание)
— Какие чувства вызвал у вас этот романс?
(Немного грустное, но несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь, остро чувствует красоту природы; возникает ощущение гармонии мира и человека)
— Какие виды сложных предложений вы увидели в тексте стихотворения?
— Как вы думаете, почему в художественных произведениях чаще всего используются сложные синтаксические конструкции?
(Они помогают развернуто и широко выразить мысль, более глубоко описать чувства, которые мы испытываем. ПП предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а СП дают возможность не путаться, не повторять одни и те же слова).
Вывод: СП делают речь выразительной, красивой, эмоционально – окрашенной, придают изложению более точный характер.
9. Комплексный анализ текста
— А сейчас обратим внимание на текст, лежащий у вас на парте. Это отрывок из романа «Тихий Дон».
1) Казакует по родимой степи восточный ветер. 2) Лога позанесло снегом.
3) Падины и яры сровняло.4) Нет ни дорог, ни тропок. 5) Кругом,
прилизанная ветрами, белая голая равнина. 6) Будто мертва степь.7) Изредка
пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в
снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла.8) Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. 9) Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.
10) Но под снегом все же живет степь. 11) Там, где как замерзшие волны,
бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит
заборонованная с осени земля, — там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. 12) Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтобы встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зазеленеть в мае. 13) И оно встанет, выждав время! 14) Будут биться в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок.15) И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. 16) До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на ток литые, тяжеловесные зерна.
— Прочитаем его выразительно. (Читает специально подготовленный ученик на фоне видеоролика к этому отрывку — опережающее задание).
— К какому стилю речи можно отнести этот текст? Почему?
(Потому что он эмоционально воздействует на читателя с помощью созданных образов; большое разнообразие изобразительно – выразительных средств языка: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)
— К какому типу речи относится этот текст? (Описание)
— Каково общее настроение этого отрывка? (начинается пейзаж с описания «мертвой» степи, настроение тревожное, грустное).
— Как передается состояние «мертвой», зимней степи? (Здесь нет движения: многие предложения лишены глаголов, нет звуков, а полет ворона не оживляет картину, а делает её еще более зловещей).
— Что значит слово «потаённая»? (Скрытая, тайная)
— Какие краски находит автор для изображения потаённой жизни степи, как передано скрытое от глаз движение? (Присмотревшись, видим тайную жизнь, где есть краски (шелковисто – зеленое), едва ощутимое движение к весне (неоднократное повторение слов, образованных от слова жизнь: степь живет, жадные живучие корни, живительная кровь).
— Можно сказать, что финальные строки отрывка оптимистичны? (Они являются гимном весне, мы чувствуем, ещё немножко и степь взорвется буйством красок).
— Как бы вы озаглавили отрывок? ( Потаенная жизнь степи. Степь в предверии весны).
— А теперь выполните задания, которые вы видите на экране.
Слайд 14 Задания к тексту
Из 7 предложения выпишите слово, образованное приставочно – суффиксальным способом.
2 . В предложениях 7 – 9 найти действительное причастие настоящего времени.
3 . Начертить схему 9 предложения.
Среди 10 – 14предложений найти СПП с придаточным места.
5 . Среди 12 – 14 предложений найти СПП с однородным подчинением.
Ключ (Слайд 15) (самопроверка)
Изредка Стонущий […], и [… ], ( как…). 11 12
10 Домашнее задание
— Посмотрите на доску, узнаете ли вы картины природы, изображенные на фотографиях?
— Верно. Это наш пришкольный участок в разные времена года. Как часто в повседневной суете, мы не замечаем той красоты, которая нас окружает. Поэтому домашним заданием будет написать сочинение «Красота вокруг меня», в котором вы попробуете передать красоту окружающей вас природы и её воздействие на чувство человека словом, как это делали великие мастера А. Ахматова, С. Есенин, М. Шолохов, используя при этом различные виды синтаксических конструкций.
11 Рефлексия (Слайд №17)
— Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?
Источник