Почему черное море назвали черным для детей

Почему Чёрное море называется чёрным

А правда — почему? Никогда не задумывались?

Вот посмотришь на него в ясную погоду — оно изумрудное. А в пасмурный день тёмно-синее. На закате — бледно-сиреневое. В полдень — ярко-синее. Хотя порой в шторм оно и правда приобретает тёмно-серый цвет.

И всё-таки название моря — Чёрное — связано не с цветом воды в нём. И вообще, когда-то у нашего Чёрного моря было много названий. А ещё когда-то Чёрное море было пресным озером.

В этой статье я расскажу про все версии происхождения названия Чёрного моря, а также немного пролью свет на его историю. И тогда вам будет более понятно, почему не стоит ждать от Чёрного моря такого же рыбно-кальмарного изобилия, как от Средиземного…

Чёрное море: история и откуда взялось его название

Начну с небольшой исторической экскурсии, которая поможет понять происхождение Чёрного моря. Если кому не интересно — можно переходить к следующему пункту. Но лично я люблю такие вот исторические ретроспективы.

История Чёрного моря кратко

Перенесёмся умозрительно на 7 миллионов лет назад. В это время на месте исчезнувшего соленого океана Тетис начали происходить глобальные изменения в земной коре нашей планеты, в результате чего образовались новые горные системы и присоединился юг Евразии. Тогда и появились на свет современные Альпы, Карпаты, Балканы и Кавказ. А вместо Тетиса появилось несколько огромных закрытых водоёмов с невысокой соленостью воды, так океан разделился на несколько морей.

Читайте также:  Казантип отдых с детьми азовское море

Одно из таких озёр-морей и получило впоследствии своё первое, самое древнее название – Сарматское море. Оно было отрезано от океанов и включало в себя нынешние Азов, Арал, Каспий. Со временем, благодаря впадающим рекам, вода в Сарматском море становилась все более пресной, что влекло за собой изменение флоры и фауны.

Около 3 млн. лет назад море-озеро снова получило связь с соленой Атлантикой. Соединение произошло через современное Средиземное море, тоже впадавшее в те времена в Атлантику. И вновь из океана прибывают живущие в морской воде животные и растения.

В дальнейшем соленость нашего будущего Чёрного моря, его границы и обитатели ещё не один раз изменялись. На уровень воды в нём и степень солёности самой воды влияли различные природные факторы. Например, активное таяние ледников.

Но самой известной природной катастрофой, повлиявшей на нынешний облик и состав Чёрного моря стало событие, произошедшее около 75008000 лет назад. Именно тогда произошло мощное землетрясение, в результате которого рухнула перегородка, разделяющая Средиземное и Чёрное моря. В результате землетрясения образовался современный пролив Босфор. А так как уровень Черного моря был ниже, чем Средиземного, то вода просто хлынула через разрушенный перешеек. Огромные цунами пронеслась по морю, и за несколько суток его прибрежные районы оказались под водой. Жившие тогда по берегам моря древние люди восприняли это, как конец света.

Отсюда и происходит легенда о Всемирном потопе, описанная в Библии. Опять же: Ной на своем ковчеге причалил аж к вершине горы Арарат (сейчас её высота 5165 м над уровнем моря). Так что вполне вероятно, что воды из Средиземного и Черного моря затопили тогда весь Кавказ…

В настоящее время уровень воды в Черном море выше, чем в Атлантическом океане. Поэтому в проливах Босфор и Дарданелла наблюдается достаточно сильное течение в Средиземноморье со стороны Чёрного моря. А в самом Черном море наблюдается два противоположных течения.

Вот так, если вкратце.

Чёрное море: откуда такое название

Глядя на лазурную гладь Чёрного моря в погожий денёк, трудно понять — отуда пошло его название:

Я перечислю все основные версии — почему море получило такое название, а вы уж сами решайте — какой из них верить.

Когда море штормит — становится чёрным

Многие считают, что название моря связано с цветом воды в непогоду. Но если вы хоть раз видели шторм на других морях, то это объяснение вас вряд ли устроит. Ведь и другие моря не кажутся голубыми, когда над ними нависают грозовые чёрные тучи…

И даже в пасмурную погоду наше Чёрное море бывает очень красивого цвета:

Ещё есть версия, что древние скифы, вышедшие из Азии к Черному морю, увидели в его водах огромное число темных водорослей, разросшихся на много километров. Что ж, вспомная море у берегов Анапы в разгар сезона, в эту легенду можно поверить…

Чёрное — значит негостеприимное

Такая версия более правдоподобна. Она появилась во времена, когда греческие мореплаватели осваивали Черноморское побережье. Этот регион был для них весьма привлекательным, но наладить мирные контакты с местным населением — предками черкесов и абхазов — было нелегко. Местные жители воинственно встречали отважных эллинов. Тогда греки и прозвали море Понт Аксинский — «негостеприимное море» (чёрное море). Но со временем колонистам удалось наладить контакты с местными, освоить территорию и построить свои города-полисы. Море вмиг стало Понтом Эвксинским, то есть Гостеприимным.

Чёрная стрелка — это север

Ещё одна версия тоже берёт начало во времена завоеваний побережья мореплавателями из южных стран. Она связана с главным прибором навигации — компасом. Стрелка на старинных компасах, показывающая северное направление, была окрашена в чёрный цвет. Для греков, римлян, визанийцев и генуэзцев Чёрное море лежало на севере от их родных земель. Стрелка чёрная — море тоже назвали Чёрным.

Кстати, было время, когда Чёрное море получило название Русского моря. В эпоху Средневековья сюда всё активнее начинают проникать русские мореплаватели, торговавшие с могучей Византией. В этот период в древнерусских, арабских и западных источниках появляется название Русское море.

Но в 15 веке под ударами османов Византия пала, и побережье Кавказа на долгие три столетия оказалось под властью Османской империи. И снова возвращается прежнее название Чёрного моря. И до сих пор турки называют это море Кара-дениз (Чёрным).

Сероводород под водой

А вот эта версия плотно связана с тем самым потопом, случившимся 7500-8000 лет назад. Тогда случилась настоящая экологическая катастрофа. Во -первых, произошла массовая гибель всей пресноводной фауны и флоры озера. А во-вторых, были затоплены в общей сложности 100 тыс. км² побережья, уже активно осваиваемых человеком. Погружение такого огромного количества мёртвой органики на дно и её разложение привели к сероводородному заражению глубинных вод моря.

И сейчас из 2000 метров глубины Чёрного моря обитаемы только верхние 200 метров. Остальная толща воды практически безжизнена, там обитают только отдельные виды бактерий. И этот сероводород становится причиной того, что все предемты, побывавшие в глубине Чёрного моря, окрашиваются в чёрный цвет.

Ну что, какая версия вам ближе? Я считаю, все они имеют право на существование. Но только последняя объясняет нам, почему на Черноморском побережье не такой богатый выбор рыбы и морепродуктов, как в других морях.

Что с морепродуктами и рыбой в Чёрном море

Когда-то Чёрное море по разнообразию водившихся в нём видов было даже богаче, чем соседнее Средиземное.

Но слой сероводорода вытеснил все виды рыбы ближе к поверхности, где ей становится тесновато. Поэтому многие виды крупных рыб в Чёрном море со временем просто исчезают. Например, вы не задумывались, почему в Чёрном море нет акул? Да-да, вот по этой самой причине.

Нельзя списывать со счетов и человеческий фактор.

Рыболовство — один из древнейших промыслов человечества. Море всегда кормило тех, кто жил на его берегах. Но если говорить о Чёрном море начала нашей эры, то на его берегах население было не таким многочисленным, как в том же Средиземноморье. И активность этого населения на Чёрном море тоже была не сопоставима с промыслами в Средиземном море.

Первыми, кто стал добывать рыбу в Чёрном море в «промышленных масштабах», как говорится, то есть не только для своей семьи, но и на вывоз, были древнегреческие колонисты. До их появления рыбу ловить в больших количествах было некому. Северное Причерноморье и степной Крым были населены кочевыми племенами. Их более привлекало скотоводство, нежеля ловля рыбы.

Но времена меняются, как меняется и состав местного населения. Кочевники переходят к осёдлому образу жизни. Приходят другие народы на берега Чёрного моря, и оно продолжет снабжать их пищей.

С ростом технологий растёт и размах рыбных промыслов. Нарушается хрупкий баланс видов в природе. Выловив один вид рыбы, мы сталкиваемся с исчезновением другого. Зато другие виды начинаются плодиться в больших количествах.

К примеру, туристы часто удивляются — почему в Чёрном море стало так много медуз!? Потому что люди нарушили местную экосистему. В Черном море есть микроскопические водоросли, их едят рачки; рачков выедает хамса и тюлька. Этой мелочью, в свою очередь, питается скумбрия, за которой охотится следующий хищник — тунец.

Так вот, их всех съели! Тюльку, анчоусов, тунцов, скумбрий — всех! А рачки остались. И кто их ест? Да те самые медузы! У них теперь пищи хоть отбавляй, вот они и стали интенсивно размножаться.

А нам остаётся довольствоваться такими видами черноморских рыб, как барабуля, хамса, ставрида, камбала и пеленгас.

Что касается морепродуктов, сейчас в Черном море обитают устрицы, мидии, а также интересные моллюски-хищники — рапаны, уничтожающие, кстати, тех самых мидий и устриц. Они прибыли в Чёрное море на днищах кораблей из других морей и прижились здесь. По внешнему виду напоминает большую улитку. Её раковины часто используют как украшение:

Вот такая история.

А я в ближайшее время планирую написать серию статей про популярные рестораны Сочи: рыбные, кавказской кухни и т.п. Так что подписывайтесь на нашу рассылку, чтоб не пропустить их:

Также можете подружиться с нами >> в Инстаграмм , чтобы следить за новостями с курорта.

Также вам могут быть полезны служеющие статьи:

На этом буду заканчивать. Если есть, что сказать по данной теме — добро пожаловать в комментарии.

Источник

«Чёрное море». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Эмма Мостовая
«Чёрное море». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

1. Познакомить детей с легендами о черном море и его обитателей.

2. Формировать знания об обитателей черного моря. Воспитывать активную жизненную позицию — защитников родной природы.

3. Развивать умение детей давать развернутые объяснения, делать самостоятельно выводы. Способствовать развитию познавательного интереса к природе.

4. Обогащать словарный запас детей новыми терминами.

5. Развивать воображение, умение работать в коллективе.

Обогащение словаря: морская держава, мидии, кара-денгиз, ульва, понтскийское.

Предварительная работа: беседа о Черном море. Рассматривание фотографий, черноморских обитателей, экскурсии в акваторию порта в разное время года и погоду.

Материал: Слайды. Трафареты, ватман, клейстер, рисунки обитателей моря.

Ход занятия.

Дети садятся полукругом, воспитатель стоит перед ними.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие, а куда мы пойдем, вы узнаете отгадав загадку.

Смотрите, какое просторное!

Его не объять руками,

Его не измерить шагами,

Оно как чаша большое,

Но без конца и края. С. Баруздин «Черное море»

Дети: Это море.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня действительно будем путешествовать по нашему Черному морю и опустимся в его глубины. Наша страна великая держава. Многие моря омываю её берега, но самым интересным является Черное море, известное человечеству с древних времен. (слайд)

Воспитатель: Ребята, а почему наше море называют Черным?

Дети: Потому что в шторм вода в море черная.

Воспитатель: Много причин было для того что б назвать море Черным, одна из них это сильные штормы и темная вода в море во время шторма. Но не всегда наше море так называлось. Древние греки называли его понт — Эвксинский – «гостеприимное море». Наши предки называли понтским или Русским. Турки называли Кара-денгиз – чёрное, негостеприимное, так как они приходили к нашим берегам, что б покорить местных жителей, а встречали серьёзное сопротивление. Самое верное объяснение названия Чёрного моря – гидрологическое. Основана она на свойстве сероводорода, который в большом количестве находится в воде и чёрные металлические предметы, опущенные на глубину.

Воспитатель: Ребята, а какое для Вас чёрное море?

Дети: Теплое, ласковое, полезное, глубокое, голубое, тихое, бурное, серое, страшное.

Воспитатель: Молодцы, ребята вы подобрали много прилагательный характеризующих Чёрное море. Ребята, а на чём можно путешествовать по морю?

Дети: Корабли пассажирские, яхты, катера, танкера, сухогрузы.

Воспитатель: Ребята, а на чём бы вы хотели путешествовать по морю?

Дети: Поплывём на яхте.

Воспитатель: Наша яхта называется «Мечта», а стоит она в бухте «Надежда», что б попасть туда нам нужно, преодолеть полосу препятствий.

Дети вместе с воспитателем двигаются по группе по полосе препятствий, (перепрыгивание через кубики, ходьба по узкой скамейке, по наклонной доске.) В конце пути дети попадают на яхту «Мечта».

Воспитатель: Вот мы свами и попали на яхту. Садитесь поудобней, сейчас мы отправляемся с вами в морское путешествие. Ребята, посмотрите,что это за птицы качаются на волнах? (слайд)

Дети: Это чайки, если они сидят на воде будет хорошая погода, а на берегу жди шторма и сильного ветра.

Воспитатель: Молодцы ребята, а вы знаете, что в старину моряки считали чаек душами своих погибших товарищей. А вот еще один морской житель-альбатрос. (слайд) Смотрите крылья, на лапах перепонки позволяют ему прекрасно плавать, а для взлёта с воды гребни волны.

Воспитатель: Ребята, а кто узнал эту маленькую черноморскую уточку. (Слайд)

Воспитатель: В греческой легенде в нырка превратился царевич Эсак так, как по его вине погибла прекрасная нимфа. Эсак бросился со скалы в море, но его гибели Боги не захотели и вытолкнули обратно. Он бросился в море снова, и опять не утонул. Так он стал нырком.

Воспитатель: Ребята, а это кто выглядывает из воды? (слайд)

Воспитатель: Что вы знаете о дельфинах?

Дети: Маленькие дельфины питаются молоком мамы. Они млекопитающие. Живут дельфины долго, 20-30 лет и очень умные и общительные.

Воспитатель: Наш дельфин приглашает в подводное путешествие. Хотите спуститься в морские глубины на батискафе?

Дети: Конечно, хотим.

Воспитатель: Для того что б спустится в глубины чёрного моря нам нужно выполнить специальные физкультурные упражнения.

Физкультурная минутка «Для начала мы с тобой».

Для начала мы с тобой

Крутим только головой (вращение головой)

Корпусов вращаем тоже

Это мы конечно можем (повороты вправо и влево)

А теперь мы приседаем.

Мы прекрасно понимаем-

Нужно ноги укреплять,

Раз-два-три четыре-пять (приседания,

На последок подтянулись

Вверх и в стороны прогнулись (подтягивание вверх и стороны).

Воспитатель: А теперь, ребята садитесь на свои места, успокоим своё дыхание, глубоко вдохнем и выдохнем, и пока наш батискаф будет спускаться, мы подготовим наш организм к глубоководному плаванью.

Воспитатель: Вот мы уже спустились в глубины чёрного моря. Что вы видите в иллюминаторы? (слайд)

Дети: В иллюминаторы видно много водорослей.

Воспитатель: В чёрном море растет более 258 видов водорослей, многие из них человек использует для себя. Вот эти водоросли называются, филлофора из неё получается йод, её используют для производства. (Слайд)

Ребята, а это ульва, её очень легко можно найти, на берегу моря после шторма. Многие, местные жители используют эту водоросль в пище. (Слайд)

Воспитатель: А это что за необыкновенное существо проплывает мимо нашего батискафа? (слайд)

Дети: это плывет медуза.

Воспитатель: Ребята, а какие бываю медузы?

Дети: Медузы бывают опасные и безопасные.

Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как отличить медузу. Если медуза белого цвета (слайд, то она не опасна. А если вы встретите медузу цветную и у неё много ртов, трогать её нельзя, она ядовита (слайд). Эту медузу зовут-корнерот. А ещё по медузам определяют погоду, в шторм они уходят от берега.

Воспитатель: Ребята посмотрите, как много рыб плавает вокруг нас. Вот это бычок, кефаль, сарган, ставрида. (Слайд) Что человек делает с этой рыбой?

Дети: Рыб ловят рыбаки, а потом продают в магазине, или делаю консервы.

Воспитатель: Правильно, ребята. А эту рыбу вы знаете? (слайд)

Дети: Это катран.

Воспитатель: Катран — черноморская акула, но она не опасна для людей. А вот появились опасные жители чёрного моря, скат, морской кот (слайд, они родственники акул. Морской ёрш – скорлена (слайд, так же является ядовитой рыбой, но самая опасная рыба в чёрном море – морской дракон (слайд). Это рыба небольшая, вытянутая в длину, похожая на змею, желто – коричневого цвета. А вот знаменитая черноморская камбала, она живет на дне и меняет свой цвет при опасности, как хамелеон.

Ребята, видите как богато рыбное царство Чёрного моря, всего в нём живёт более 180 видов рыб.

Воспитатель: Наш батискаф достиг самого дна. Кто здесь живёт?

Дети: Крабы, мидии, рапаны.

Воспитатель: А еще различные бактерии, моллюски, но прежде чем поговорить об этих существах, давайте сделаем физкультурную минутку.

Физкультурная минутка «Мы разминку начинаем»

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех. (Подтягивание – руки в стороны и вверх)

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

А теперь три разно нужно,

Как лягушки поскакать.

(Приседанья-5 обычных и 3 раза подпрыгивать в приседе).

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнет спина у всех.

(Подтягивание- руки в стороны и вверх).

Дети садятся на места.

Воспитатель: Ребята, вот и крабы показались, их в чёрном море 3 вида-мраморный, каменный, травяной. (Слайд) А это мидии (слайд). Мидии-моллюски они живут в раковинах и приносят огромную пользу морю, пропуская через себя загрязнённую воду и возвращая чистую, уничтожая всю грязь. Ребята, а это рапан (слайд). Моллюск рапана – хищник, он уничтожает мидий и устриц, попал он к нам с Дальнего Востока.

Воспитатель: Ребята, нам пора всплывать на поверхность моря. Понравилось вам наше путешествие?

Воспитатель: Запомнили вы обитателей Чёрного моря?

Воспитатель: Вот сейчас мы проверим. Я предлагаю провести игру «отгадай по контуру» ,по контуру дети определяют обитателей морей, и еще одну игру «собери картинку», собрать из разрезанных картинок образ морского обитателя.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы сегодня с вами совершили интересное путешествие, вы были внимательные, активно работали и я предлагаю на память о нашем путешествии сделать картину подводного мира Чёрного моря.

Детям предлагается лист ватмана голубого цвета, они наклеивают на него заранее нарисованные и вырезанные фигурки морских обитателей.

Литература: Туапсе – форт, посад, город…И. Лютник

ООО «Туапсинская типография»

«Свойства морской воды». Конспект занятия Работая в детском саду преподавателем изобразительной деятельности, я поняла, что живя в нашем регионе, на берегу Чёрного моря, дети практически.

«Морские чудеса». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Цель: Познакомить детей с многообразием морских обитателей, развить познавательный процесс. Ребята хотите мы с вами отправимся в путешествие.

Источник

Оцените статью