Почему москву называют городом 5 морей

Почему Москва — порт пяти морей?

«Москва — порт пяти морей» — фразеологизм, с детства знакомый каждому москвичу наравне с такими крылатыми выражениями, как «Москва — третий Рим» и «Москва — город на семи холмах».

Однако, в Москве нет ни одного моря. Так почему же столицу называют портом сразу пяти?

На самом деле, выражение «Москва — порт пяти морей» отсылает к великим стройкам коммунизма. Считается, что впервые его употребил Иосиф Сталин в 1936 году при открытии канала «Москва-Волга», позже названного Каналом имени Москвы.

Канал имени Москвы — крупная водная артерия, соединившая Москву-реку с Волгой. После его строительства Москва через Волгу получила выход на сеть других крупных каналов, обустроенных в советскую эпоху: Беломорско-Балтийский (тот самый Беломорканал), Волго-Балтийский и — построенный позже — Волго-Донской.

Суть идеи состоит в том, что после строительства Канала имени Москвы столица получила водное сообщение с пятью морями: Чёрным, Белым, Балтийским, Азовским и Каспийским, став символическим «портом пяти морей».

Несмотря на то, что портом пяти морей традиционно называют Москву, данное выражение не совсем справедливо — формально говоря, его можно применить к любому городу, имеющему выход на указанную сеть рек и каналов. Вероятно, советскому руководству и гражданам понравилось новое символическое обобщение, указывающее на колоссальный масштаб проекта, соединившего столицу коммунистического государства с морями: ведь его можно было противопоставить существовавшей до этого идее «Третьего Рима», также выраженной в расхожем фразеологизме, закрепив таким образом советские достижения в устойчивом выражении.

Читайте также:  Недвижимость джемете у моря

Интересно, что идея соединить Москву-реку с Волгой впервые появилась задолго до Советского государства: прорыть канал хотел ещё Пётр I, но его планам не суждено было сбыться.

Источник

Почему говорят, что Москва — порт пяти морей?

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали выражение о том, что Москва – порт пяти морей. Но если взять в руки карту Московской области, то никто не найдёт поблизости ни одного моря. Почему же так стали говорить? Начнем по порядку.

Хождение кораблей

В давние времена не существовало ни автомобилей, ни поездов, ни самолетов, а доставлять пищу и другие различные грузы в города нужно было всегда. На помощь пришёл флот. Конечно, корабли в древности были не такие, как сейчас. Сегодня они могут плыть против течения при помощи двигателя, а раньше суда тащили на канатах. Эту работу выполняли лошади. Человек запрягал и вел их по линии берега. Однако лошадям было тяжело, но человеку выполнять такую работу было еще сложнее.

Подтверждением этому факту служит картина Ильи Репина под названием «Бурлаки на Волге». На ней художник изобразил толпу измученных тяжким трудом мужиков-бурлаков, которые тянут корабль на веревках. Их лица сгорели от палящего солнца, лбы покрыты потом, одежда превратилась в клочья от тяжкого труда. Страшно подумать, сколько сил и здоровья было отдано этими людьми для того, чтобы перевезти груз туда, куда необходимо. Порой человеку приходилось таким способом перемещать груженые корабли даже по лесам и лугам для того, чтобы судно продолжило свой путь по реке. С тех пор и пошло выражение, что корабли не плавают, а ходят.

Москвичи знают, что в их области есть городок Волоколамск. Название этого города состоит из двух корней «волок» и «лама». Этот населенный пункт возник именно в том перевалочном месте, где корабль вытаскивали из воды реки Ламы и перетаскивали по земле до русла Волошни. Такое хождение кораблей продолжалось ещё много веков, но в XVIII веке императору Петру Великому пришла в голову мысль о том, чтобы построить специальный канал. Но первое упоминание о порте пяти морей в истории будет еще позже.

Рукотворные реки

Государь Пётр Первый придумал возможность сократить водный путь для корабля. Представьте, что от Москвы до Рязани кораблю плыть нужно не 200 километров, как автомобилю, а гораздо больше. Всё дело в том, что реки очень извилистые, у них много изгибов и поворотов, поэтому водный путь длиннее, чем автомагистраль.

Наш император придумал выкопать глубокий желоб в тех местах реки, где она очень сильно изгибается, затем закрывать у реки старое русло, не пропуская туда воды, а новый желоб ею наполнять. Вот так идея Петра выпрямила некоторые реки!

И действительно, такая дорога была удобнее и короче прежней. Удивительно, но подобная задумка позволила строить водные пути в тех местах, где их никогда не было. Чтобы человеку не пришлось таскать на себе корабли, достаточно было прокопать глубокий канал, и магистраль для флота была возведена.

Возможно, вы удивитесь, но активный государь всё-таки воплотил в реальность такой проект. Под его руководством был построен Вышневолоцкий канал. Этот водоем соединил две реки: Тверцу и Цну. Так из Волги корабли попадали в Балтийское море. Порт пяти морей чуть позже возводили аналогичным образом.

Нереализованные планы

Государь Петр Великий в свое время задумал соединить Москву-реку и Волгу. Но этим планам не суждено было исполниться. В XVIII веке император отдал приказ составить смету на строительство, и когда она была подготовлена, ознакомившись с ней, Пётр Первый разочарованно сказал: «Однако!»

Строительство такого канала на тот период оказалось очень дорогим и долгим, так как не было техники, которая могла бы сделать это быстро и без человеческих жертв. А мы с вами все ближе подходим к ответу на вопрос: почему Москву называют портом пяти морей?

Столица хочет пить

Каждый из нас знает, что питьевая вода в кране есть благодаря тому, что город построен на берегах реки. Так было и с Москвой. На пороге ХХ века столица начинает развиваться настолько быстро, что горожане испытывают нехватку чистой воды. Властям города срочно нужно было предпринимать какие-либо меры.

И вот в 1931 году было решено соединить главную реку столицы с Волгой. Только она могла помочь Москве в этой ситуации. На следующий год началось возведение Великого Московского канала. Грандиозная стройка длилась 5 лет, а весной в 1937 году канал был успешно возведен.

Его длина составляла 128 километров. Этой же весной 23 марта Волгу остановили на 3 минуты, а канал заполнили волжской водой. Иваньковское водохранилище наполнилась, 18 апреля вода из Волги напоила столичных жителей!

Оказывается, не все москвичи знают о том, какой длинный путь преодолела вода, которую они пьют.

Москва – город-порт пяти морей

Вот и ответ на вопрос. Открытие канала было в годы правления Иосифа Сталина. Это выражение и прозвучало из уст руководителя советского государства. Смысл этой фразы заключался в том, что после возведения каналов Московского и «Волга-Дон» из главного города по ним можно добраться до:

  • Чёрного моря.
  • Азовского моря.
  • Белого моря.
  • Балтийского моря.
  • Каспийского моря.

Статус «порт пяти морей» можно присвоить не только Москве, но и всем тем городам, у которых есть водное сообщение со столицей. К этим городам можно отнести Углич, Волгоград, Казань и так далее. Генералиссимусу Советского Союза было свойственно возводить подобные масштабные проекты, поэтому сделать порт пяти морей в Москве пришло в голову именно Сталину.

Источник

Почему Москва — порт пяти морей?

«Порт пяти морей» не имеет ни одного моря в черте города. Из водоёмовлишь пара рек и несколько прудов, по большей части непригодных для купания. Однако столицу действительно называют «портом», связывающим сразу пять русских морей.

Москве часто придумывают звучные «прозвища». Несколько веков её называли Третьим Римом и небезосновательно. Но был ли повод величать столицу «портом пяти морей»?

Московский канал

Порт пяти морей без единого моря

Громкое название придумал Иосиф Сталин. Именно такую фразу он произнёс на открытии Московского канала. Новый путь открыл широкие возможности для водного сообщения. После завершения строительства люди по воде добирались до любого из пяти морей. Белое, Балтийское, Чёрное, Азовское и Каспийское моря отныне навсегда соединились с Москвой.

Фраза, на самом деле, не совсем корректна. С тем же успехом «портом пяти морей» может стать Казань или Волгоград. Города точно так же соединяются с морями сетью каналов. Однако с лёгкой руки Генсека именно Москве выпала честь прославиться.

Считается, что Московский канал воплотил мечту Петра I — дал столице выход к большой воде. Вместе с этим, канал Москвы — не единственный элемент системы. По какой-то причине в стороне остались Беломорско-Балтийский и Волго-Донской каналы.

Канал Москва-Волга

Только Московский канал относится к «Великой стройке коммунизма». В 1930 году стало ясно, что Рублёвский водопровод не справляется. В столице чувствовалась острая нехватка питьевой воды. Тогда придумали обводнить Москву-реку свежими водами Волги. Даже дистанция в 120 километров не смутила инженеров.

Рабочие начали стройку в 1931 году. Весной 1937 года трассу от Волги до Москвы заполнили водой. Сегодня по этому каналу в столицу поступает 60 процентов питьевой жидкости. Но, если говорить о соединении с морями, одного Московского канала было явно не достаточно.

Вид на железнодорожный мост и один из шлюзов Московского канала

Московский канал — не единственный

Открытие Беломорско-Балтийского канала было не таким пышным. Гордость первой пятилетки не внесли в список «Великих строек коммунизма». Несмотря на это, построили канал в два раза быстрее, чем Московский. Работы начались в 1931 году, а завершились уже в августе 1933 года. Сроки — рекордные. И по протяжённости Беломорканал «бьёт» Московский. Общая длина пути от Белого моря до Онежского озера составляет 227 километров.

Последняя часть сети, соединяющая Москву с пятью морями, — Волго-Донской канал. Протяжённость канала небольшая, всего 101 километр. Зато история богатая. Соединить Дон и Волгу в точке максимального сближения рек задумал ещё турецкий султан в XVI веке. С задачей не смогли справиться 22 тысячи солдат. Новую попытку соединить реки предпринял Пётр I. Идея с треском провалилась. Сначала два иностранных инженера сбежали с места работ, а потом внимание императора поглотила Северная война.

Волго-Донской канал

В 1952 году по только что построенному каналу начали двигаться суда. Волго-Донской канал окончательно утвердил связь Москвы с пятью морями России.

Один из шлюзов Волго-Донского канала

Что дало соединение Москвы-реки с Волгой?

Завершение строительства трёх каналов открыло транспортные перспективы. По воде из столицы можно было добраться до Астрахани, Ростова-на-Дону, Ярославля. Специально для развития судоходства построили флотилию пассажирских кораблей.

Корабельный парк был обширным: пять колёсных пароходов-гигантов, шесть вместительных теплоходов и небольшие речные суда. Открылись скоростные пригородные маршруты. Их обслуживали теплоходы на подводных крыльях — советские «Ракеты». В 2016 году последняя «Ракета» поступила на утилизацию. Сегодня по водам Московского канала ходят исключительно круизные теплоходы.

Источник

Почему Москва — это «Порт пяти морей»?

Какие только названия — фразеологизмы не примеряла на себя столица нашей родины. И «третьим Римом» была, и «Городом на семи холмах», и «Златые Купола» в тексте песни небезызвестного артиста, и «Белокаменной» кличут. Но вот, чтобы Москва была «Портом пяти морей» — это же совсем абсурд. Если воспринимать фразу буквально, ближайшее море от Москвы — Балтийское. Находится на расстоянии около 900 км, а в самом городе всего парочка мелких водоемов и речушка. Так почему же Москва — это порт пяти морей?

Как всегда, объяснение этому фразеологизму нужно искать в прошлом: начнем с торговли (куда же без неё:)). В древности от торговли с другими городами напрямую зависело благополучие населения. Чем с большими числом народов мог позволить себе вести обмен любой населенный пункт, тем богаче были его жители. Ну и у каких городов в этом плане было преимущество? Конечно у тех, что располагались рядом с водными ресурсами. Почему? А потому что на кораблях куда проще перевозить товары на любое расстояние, нежели загонять лошадей или людей. Вот почему Константинополь веками был мегаполисом мирового уровня и считался лучшим торговым процветающим городом. Он расположен на стыке двух морей: с юга Мраморного, с севера Черного. Представляете сколько торговцев с прибрежных приморских городков ежедневно прибывало в Константинополь? Чтобы более менее снизить затраты, как физические так и финансовые на перевозку грузов жители столиц строили и использовали корабли. Двигателя внутреннего сгорания тогда ещё не было, поэтому против течения реки или в штиль, корабль тащили за канаты. Тянули либо люди либо запряженные кони, либо все вместе. Под Москвой расположен городок с говорящим названием — Волоколамск, который был перевалочным пунктом для тех кто тащил корабли. До него плыли по реке Лама, затем корабль вытаскивали и «волочили» по земле до русла Волошни.

Как Пётр Первый покорил стихию воды?

Петра Первого огорчала мысль, что в силу природной особенности расположения рек (они чересчур уж извилисты) из Москвы до Рязани по суше добираться 200 км, а по воде почти в 2 раза больше. И чтобы исправить эту ситуацию, а так же исключить малоприятное занятие перетаскивания кораблей им был придуман очень эффективный способ искусственного создания водных путей. Как гениальный инженер и смелый новатор Император начал рыть глубокие желоба в местах где река сильно изгибалась, затем перекрывал русло, наполняя водой желоб. Такая технология решила проблему перетаскивания кораблей по суше. Вышневолоцкий канал был построен и соединил реки Цну и Тверцу, тем самым давая выход к Балтийскому морю прямо с Волги. А жители Российской империи научились управлять реками. В планах Великого так же было и соединить Волгу с Москва-рекой, но увидев написанные на бумаге многозначные цифры в строке расходы, мягко говоря пригорюнился. Историки утверждают, что он сказал только одно слово: «Однако». Однако я думаю это было совсем другое слово:)

Самая очевидная причина плохого состояния города и его населения это количество питьевой воды. В начале 20-го века Москва начинает расти «как на дрожжах» и Жители испытывают острую нехватку воды. Вот тут то и воплотили план Петра Первого в жизнь, «Однако». В 1937 году было закончено строительство Великого Московского канала, и жители с удовольствием насладились волжской водой. Позже, после постройки канала, соединяющего Волгу с Доном с уст самого неоднозначного правителя нашей родины Иосифа Виссарионовича Сталина слетел этот знаменитый фразеологизм, несущий в себе следующую информационную нагрузку. Благодаря вышеупомянутым рукотворным каналам, теперь из Москвы можно было добраться по объединенным водным путям сообщения до пяти морей: Азовского, Чёрного, Белого, Балтийского и Каспийского. Именно поэтому Москва — это порт пяти морей логически правильное выражение описывающее истину.

Источник

Оцените статью