- Ответы к § 16. Исследования океана и внутренних частей материков. География, землеведение 5-6 класс, Климанова
- Страница 76
- Страница 80
- Страница 81
- Мировой океан и его части. план-конспект занятия по географии (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Технологичкая карта урока «Мировой океан и его части» 5 класс ФГОС по учебнику Климановой (Летягин)
Ответы к § 16. Исследования океана и внутренних частей материков. География, землеведение 5-6 класс, Климанова
Страница 76
Вопросы под рисунком 51
1. В каком направлении текут великие сибирские реки? Совпадает ли направление течения этих рек с направлением движения русских землепроходцев?
Великие сибирские реки текут в направлении с юга на север. Маршруты русских землепроходцев совпадают с направлением течения реки.
2. С помощью карты выясните, какой русский землепроходец: а) обнаружил пролив, разделяющий Евразию и Северную Америку; б) первым дошёл до берега Охотского моря; в) исследовал берега Амура; г) первым побывал на Камчатке.
А. Семён Дежнёв.
Б. Иван Москвитин.
В. Ерофей Хабаров.
Г. Владимир Атласов.
Страница 80
Вопрос к рисунку 55
Сравните эту карту с картой путешествий Марко Поло. В каких районах Земли побывали оба великих путешественника?
Оба великих путешественника исследовали Центральную Азию.
Страница 81
Вопрос 1
Какое значение для развития географии имели путешествия В. Беринга, А. Гумбольдта, Д. Ливингстона, Н. М. Пржевальского, П. П. Семёнова – Тян – Шанского?
Витус Беринг возглавлял экспедицию в Сибирь. Александр Гумбольдт внёс огромный вклад в изучение Южной Америки. Давид Ливингстон исследовал Южную Африку. Николай Михайлович Пржевальский исследовал Центральную Азию. Пётр Петрович Семёнов – Тян – Шанский путешествовал по горной системе Тян – Шань.
Вопрос 2
Почему нужно изучать Мировой Океан?
С незапамятных времён считается, что жизнь зародилась именно в океане. В наше время исследована меньшая часть мирового океана. Учёные пока не знают, какая глубина у каждого океана и какие представители рыб и растений могут обитать на дне океана. Изучение океана поможет узнать и, возможно, понять причину затопления кораблей, которые не могут пока быть извлечены на поверхность земли и изучены, из-за отсутствия нужного оборудования. Если изучать океан, то можно узнать, как океан влияет или может повлиять на климат материков. Дно океана – это кладезь полезных ископаемых. Учёные стараются всё больше и больше изучить мировой океан для того, чтобы появились новые возможности для использования его человеком.
Вопрос 3
С какими трудностями сталкиваются исследователи глубин Мирового океана?
Основной проблемой изучения морских глубин является огромное давление воды, которое не выдерживает ни техника, ни, тем более, человек. Также трудности могут быт вызваны сложным рельефом дна, опасным содержанием химических веществ на глубине (например, сероводород в Черном море), непредсказуемым поведением обитателей фауны океанов и морей.
Вопрос 4
Приведите примеры современных проектов, посвящённых изучению Мирового океана.
На сегодняшний день основными исследовательскими международными программами являются: совместный проект по изучению глобальных потоков в океане (JGOFS), его биохимическая часть (BOFS); проект АТОК; эксперимент по изучению циркуляции Мирового океана (WOCE); технологический проект по разработке автономных исследовательских подводных аппаратов (AUTOSUB); глобальная система наблюдения за океаном (GOOS); международный проект ЮНЕСКО по прибрежным экосистемам (КОМАР); программа исследования неживых ресурсов (OSNLR) и некоторые другие.
Вопрос 5
Какие причины способствовали быстрому изучению и освоению русскими землепроходцами внутренних районов Евразии?
Причины:
1 — Внутренняя часть Евразии являлась малозаселенной территорией, а основным видом деятельности коренного населения было скотоводство, поскольку грунт не подходил для земледелия.
2 — Население данных мест было малочисленное, и не могло оказать адекватного сопротивления, поэтому они становились частью единого государства.
3 — На скорость освоения значительным образом влияло равнинное размещение территорий, а также наличие больших водных транспортных артерий.
Источник
Мировой океан и его части.
план-конспект занятия по географии (5 класс)
Данный урок разработан в виде презентации и маршрутного листа для самостоятельного освоения темы.
Учебник: А.О. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким, «Землеведение» 5-6 класс, 2019, Дрофа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovoy_okean_i_ego_chasti.pptx | 2.24 МБ |
mirovoy_okean_i_ego_chasti.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мировой океан и его части
Доброе утро! Дорогие ребята, сегодня мы с Вами отправимся в небольшое плавание! На одном из прошлых уроков мы уже начинали знакомство с океанами и морями. Сегодня Вы, с помощью учебника и интернета, выполните несколько заданий. Свои результаты, Вам нужно будет занести в маршрутный лист, а затем отправить его мне по почте popova.elo4ka@yandex.ru в течении 3х дней (до 18 часов 18го апреля)
Сегодня Мы отправляемся в путешествие! А компанией для нас будет Лягушонок. Он совсем еще юный журналист. Его мечта – совершить кругосветное путешествие и написать интересную и познавательную книгу. Но вот знаний, достаточных для того, что бы описать все, что он встречает – не хватает. И поэтому мы поможем ему!
Маршрутный лист для заполнения в прикрепленном файле. Если нет возможности заполнять его в формате документа на компьютере, то делай записи в тетрадь. Не переписывай текст задания, в тетрадочке обозначь номер выполняемого задания и запиши только тот вопрос, на который отвечаешь. Удачного плавания!
Я помогла Лягушонку и составила для него карту с маршрутом. Ознакомьтесь с ним.
Задание №1 Итак, Лягушонку нужно отправиться в морское путешествие. Лягушонок – житель п. Высокий, поэтому нам нужно отправить его в порт. Какой город – порт есть рядом с нами? Важно – отсюда Лягушонок может начать свое путешествие в любое время года, ведь порт не замерзает даже зимой! Что бы книга у Лягушонка получилась хорошей, объясните, почему этот порт – не замерзает?
Задание №2 Ребята, посмотрите, какой длинный маршрут построен для Лягушонка. Надо помочь ему с информацией . По каким океанам ему предстоит плыть? Для этого заполните таблицу. Лягушонок вставит ее в свой путевой дневник. Океан С какими океанами связан Какова его площадь
Задание №3 Итак, у нас достаточно информации, что бы начать движение. И мы отправляемся к пункту №1. А этим пунктом у нас оказался самый большой остров Земли. Лягушонку понравилась эта идея, так как остров отличается своим суровым климатом. Там круглый год лежит снег. Что это за остров? По какому океану пришлось плыть Лягушонку?
Задание №4 С острова мы будем двигаться по направлению к архипелагу Багамские острова. Путь наш лежит по одному из самых интересных морей мира. Кстати, а что такое море? Найдите определение этого понятия в учебнике и запишите. Итак, море, по которому пролегает наш маршрут, примечательно тем, что оно нигде не граничит с сушей, и вообще, по сути, является гигантским водоворотом. Я Вам подскажу – в этом море находятся знаменитые Бермудские острова, а свое название оно получило благодаря водорослям, которые произрастают там в огромном количестве. Их там так много, что они представляют опасность для заплывающих туда кораблей. Говорят, в 1492 году, в этом море чуть не потерпел крушение корабль самого Колумба!
Задание №5 Что бы попасть из Атлантического океана в Тихий, Лягушонку нужно проплыть через Панамский канал . Всем известно, что он был вырыт человеком по одной простой причине – другой кратчайший путь – на юге материка Южная Америка. До появления Панамского канала, путешественники, желающие попасть в Тихий океан из Атлантического, должны были проплыть по самому широкому в мире проливу. Что такое пролив? Какой пролив является самым широким в мире?
Задание №6 Дальше Лягушонок планирует чуть-чуть отдохнуть. Ведь пересечь Тихий океан не так просто. Мы с Вам знаем , чем завершилось путешествие Ф. Маггелана . Поэтому Лягушонок отправится на острова, которые интересны тем, что по происхождению они – тектонические. А еще, они движутся в сторону Евразии со скоростью – почти 10 сантиметров в год! Что это за острова?
Задание №7 Перед тем, как вернуться домой после отдыха, Лягушонок соберет для нас с Вами чай! Ну а ведь все знают, что самый вкусный чай собирают на одном из крупных островов Индийского океана, рядом с полуостровом – Индостан. Что это за остров?
Задание №8 Ну что, Лягушонок готов к завершающему отрывку своего пути. Осталось пересечь 5 морей в трех океанах! И Лягушонок никак не может разобраться, что за моря обозначены на моей карте. Помоги ему. Напиши какие моря и в какой последовательности проплывет Лягушонок от острова – до родного порта.
Задание №9 Лягушонок успешно вернулся домой. Он благодарен тебе за помощь. Он напишет прекрасную познавательную книгу. Расскажи, что бы ты заказал в подарок Лягушонку из его путешествия? (что и откуда он мог бы тебе привезти, откуда ты знаешь об этой вещи, зачем она тебе?)
Источник
Технологичкая карта урока «Мировой океан и его части» 5 класс ФГОС по учебнику Климановой (Летягин)
Технологическая карта урока
Тема урока: «Мировой океан и его части»
Цель урока: формировать понятие о Мировом океане и его частях, как о важных компонентах планеты Земля. Установить особенности Мирового океана.
Планируемые образовательные результаты (УУД):
Учащийся научится:- объяснять существенные признаки понятий «океан», «море»
Учащийся получит возможность научиться: отбирать источники географической информации для составления описаний океанов, объяснения происхождения названий океанов и морей, островов, архипелагов и полуостровов, заливов и проливов; объяснять существенные признаки понятий «остров», «архипелаг», «залив», «пролив»
Определять цель, проблему в деятельности.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Излагать свое мнение
Находить информацию, необходимую для решения учебных проблем.
Владеть смысловым чтением
Определять цель и последовательность действий для решения поставленных задач.
Формируют основы культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказать помощь
Вырабатывают уважительно доброжелательное отношение к партнеру.
Формы работы учащихся беседа, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование компьютер, мультимедийный проектор, видеофрагменты.
1. «География. Землеведение» 5-6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
О.А.Климанова и др,. Москва, издательский центр «Дрофа», 2015г.
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока
Смысловые блоки содержания
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания
1. Организационно — мотивационный этап урока
Определение темы урока
1. На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?
2. Назовите и покажите на физической карте полушарий известные вам океаны и их части. Перечислите материки Земли и океаны омывающие их.
3. Как вы думаете, какова тема урока? Что станет предметом изучения?
4. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
5. Для чего современному человеку знание особенностей Мирового океана?
1. Вспоминают, что большая часть гидросферы приходится на солёные воды океанов (около 96% от общего объёма вод планеты).
2. Называют и показывают на физ.карте полушарий известные им материки и океаны.
3. Определяют предмет изучения – Мировой океан и тему урока: «Мировой океан – главная часть гидросферы».
4.Записываю дату и тему урока в тетрадь
5. Высказывают различные предположения
Формулируют тему урока
Определяют значение темы при изучении данного раздела
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки
Подумайте над его названием. Предложите своё название.
2. Насколько, по вашему мнению, изучен Мировой океан? В чём причина такой ситуации? Сформулируйте цель урока.
1.Просматривают видеофрагмент. Предлагают названия: «Красоты мирового океана», «Краски Мирового океана» и т.д.
2.Говорят о недостаточной изученности Мирового океана. Определяют цель урока: установить особенности Мирового океана.
Формулирую цель урока
Формулирование задач урока
1.Определите основные задачи урока. (Подумайте, что нужно сделать, чтобы установить особенности Мирового океана)
2.На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?
1.Формулируют основные задачи урока.
Изучить строение мирового океана
Установить отличительные особенности различных частей океана
Определяют основные задачи урока
2. Процессуально-содержательный этап урока
1.Размеры Мирового океана
1.Посмотрите на глобус. Определите, океаны или суша занимают большую часть поверхности Земли?
2.Прочитайте текст «Наша планета: земля или океан» (приложение 1 в раздаточном материале к уроку).
Каково соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана?
3. На основе полученных знаний, сформулируйте вывод о том, что: справедливо ли нашу планету называют Землёй? Запишите вывод в тетрадь.
1.Отмечают, что океаны занимают большую часть поверхности Земли.
2. Читают текст. Определяют соотношение поверхности суши и поверхности Мирового океана: 29% и 71%, т.е. 1:3
3. Формулируют вывод и записывают его в тетрадь.
Осознают соотношение размеров суши и океанов.
2. Части Мирового океана
1.Используя физ.карту полушарий (атлас), попробуйте совершить кругосветное плавание из морского порта, ближайшего к г.Омск. Что вы можете наблюдать?
2.Какие вы знаете части Мирового океана?
3. Индивидуальная работа (можно в группах — 4 группы)
На рисунке (приложение 2) представлены основные характеристики океанов: площадь и их средняя глубина.
Используя эти данные, а также карты атласа и книги учебного кабинета (можно интернет-ресурсы), составьте описание океана по плану:
1)Происхождение названия океана
2)Площадь океана (в сравнении с площадью других океанов)
3)Материки, которые омывает океан
4)Средняя глубина(в сравнении с глубиной других океанов)
5)Максимальная глубина океана
*4. На магнитной доске составьте рейтинг океанов по их основным характеристикам (по площади и средней глубине)
1.Определяют, что Мировой океан, представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки и океаны.
2.Называют Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. (Говорят о том. Что океанологи выделяют ещё и Южный океан)
3.Составляют описание океанов, используя предложенные данные
*4.Составляют рейтинги океанов.
Выделяют признаки, определяющие единство Мирового океана.
*1.Посмотрите на физическую карту полушарий (атлас). Совершите плавание вдоль побережья Африки. Определите, насколько сильно изрезана береговая линия материка. Назовите встречающиеся вам элементы береговой линии.
2. Посмотрите на физическую карту полушарий (атлас). Приведите примеры морей, найдите и покажите их на карте.
— Назовите общие особенности морей
— Чем моря отличаются от заливов, проливов?
— Составьте определение понятия «море»
— Сравните составленное вами определение с представленным в учебнике (стр.106) и в приложении 3. Установите, какие отличительные особенностей морей вы не указали.
*3.Подумайте, какие виды морей выделяются по степени изолированности от открытого океана и особенностям вод. (При необходимости воспользуйтесь материалом учебника стр.106 и физ.картой полушарий). Приведите примеры морей различных видов, найдите и покажите их на карте.
*4. В учебнике стр.106 найдите определения таких частей мирового океана, как залив и пролив. В чём их различия? Приведите примеры заливов и проливов, найдите и покажите их на карте.
*1.Определяют, что слабая изрезанность берегов – одна из характерных особенностей африканского континента. Называют элементы береговой линии: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Красное море, Аденский залив, полуостров Сомали, Мозамбикский пролив, остров Мадагаскар, Гвинейский залив
2.Приводят примеры морей: Красное, Аравийское, Карибское, Черное, Баренцево и т.д.
— Называют общую особенность — они являются частью океана
— Называют отличие морей от заливов и проливов: заливы и проливы свободно сообщаются с основной частью водоёма
— составляют определение Море – часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна.
— Дополняют составленное определение: Море – часть океана, обособленная участками суши или поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями и живыми организмами.
*3. Высказывают различные предположения. Опираясь на карту и текст учебника, выделяют два вида морей: окраинные и внутренние. Приводят примеры внутренних и окраинных морей.
*4. Зачитывают определения. Приводят примеры заливов и проливов. Показывают их на карте.
Источник