- (1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белоснежные ковыли,
- Окружающий мир 4 класс
- Зона степей
- Зона степей стр. 110 – 117
- 1) Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.
- 2) Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.
- 3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи.
- 4) С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи.
- 5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.
- Пример экологических связей в степи для 4 класса
- Пример модели цепи питания в степи для 4 класса
- Обсудим!
- 1) Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
- 2) Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?
- Проверь себя
- 1. Покажи на карте зону степей.
- 2. Дай краткую характеристику зоны степей по плану, приведённому в учебнике (с. 71).
- Задания для домашней работы
- 1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
- 2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.
- Сообщение о растении степи “Ковыль” для 4 класса
- Сообщение о Дрофе — животном степи для 4 класса
- 3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?
- Рассказ “Моё воображаемое путешествие в степной заповедник” для 4 класса
- На следующем уроке
- Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.
(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белоснежные ковыли,
(1)Весною степь как зелёное море. (2)А летом, когда загустеют белоснежные ковыли, станет степь морем белоснежным. (3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. (4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. (5)А ветер, как беркут, падает на раскрытых крыльях, посвистывая раздольно и зло. (6)А то вдруг покажется степь нагой снежной равниной, и словно позёмка по ней метёт, завивает и стелется. (7)На восходе ковыли, будто лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. (8)Но волшебство-дивное степь на закате! (9)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки прохладного призрачного огня. (10)И пока не утопнет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и блистать эти льдистые вспышки. (11)Позже над мрачной степью всплывёт луна точно пузырь воздуха из воды! и стога ковыльного сена словно покроются инеем. (12)Хороша степь и днём, и ночкой! (По Н.Сладкову) 8. Обусловьте и запишите главную мысль текста. 9. Какой факт, по мнению творца, свидетельствует о том, что степь напоминает море? Запишите ответ. 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста. Запишите ответ. 11. В предложениях 8-10 найдите слово со значением Мягенький, лёгкий. Выпишите это слово. 12. В предложениях 8-10 найдите антоним к слову жаркий и выпишите его.
Ответы на вопросы
Основная мысль текста — восхваление красы степи в различное время года и суток.
Какой факт, по воззрению творца, свидетельствует о том, что степь подсказывает море?
По цвету: . белоснежные ковыли, станет степь морем белоснежным.
По форме и цвету: покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь.
По движению: на восходе ковыли, будто лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-10 текста.
Тип речи — описание. Описание степи на закате.
В предложениях 8-10 найдите слово со значением Мягенький, лёгкий.
Лохматы й — мягкий, лёгкий.
В предложениях 8-10 найдите антоним к слову жаркий.
Горячий — прохладный (антонимы, слова с противоположным значением).
Источник
Окружающий мир 4 класс
Зона степей
В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и животным миром необходимо оберегать.
Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36—37) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».
Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.
Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).
а) Зона степей расположена южнее лесных зон. Ответ: Да
б) В степной зоне холодное, дождливое лето. Ответ: Нет
в)Почвы в зоне степей очень плодородные. Ответ: Да
г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. Ответ: Нет
д) В степи встречается дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны. Ответ: Нет
Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.
Тюльпан |
| |
Охота на степных животных |
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.
Пион тонколистный, степной орел, дрофа, степная дыбка
8. По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.
9. По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.
Тема сообщения: Дрофа
1) Предисловие
2) Основная информация
3) Заключение
Дрофа признана самой тяжелой из летающих птиц, этот степной обитатель в основном передвигается по земле и быстро бегает в случае опасности. Особи считаются всеядными, в их рационе растительные корма (семена, побеги, дикий чеснок) и животные (насекомые, грызуны, лягушки), в брачный период самцы исполняют эффектный танец.
Размеры:
Длина: самцы до 105 см, самки от 75 до 80 см
Вес: самцы до 16 кг, самки – до 8 кг
Продолжительность жизни: 20-25 лет
Дрофа – преимущественно степная птица. Она обитает на открытых равнинах без перелесков, лугах и полях. Это объясняется осторожностью птиц, так как свободное пространство там далеко просматривается. Во время гнездования, особи останавливаются на участках с высокой растительностью. Бывают и случаи, когда дрофы гнездятся среди посевов зерновых, подсолнечника и прочих культур.
Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия
Источник
Зона степей стр. 110 – 117
1) Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.
Степь — это огромное пространство, заросшее травянистыми растениями. От леса степь отличается отсутствием деревьев.
Есть степи, в которых растут цветы, весной они расцветают и тогда степь покрывается сплошным ковром цветов. Есть степи, в которых растут злаки, и они колышутся под ветрами.
2) Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.
Природная зона степей находится южнее зоны широколиственных лесов. Основные степи России расположены на юге европейской части страны, и вдоль границы с Казахстаном. Но есть небольшие участки степей в Забайкалье и Восточной Сибири.
3) Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи.
В степях растут разные цветковые растения, например тюльпаны и ирисы. Эти растения цветут весной, когда в почве ещё много влаги. После цветения надземная часть цветов отмирает, а в земле сохраняется луковица, богатая питательными веществами. Эта луковица даст жизнь новому растению следующей весной.
А также в степях растут злаки — ковыль и типчак. Они иначе приспособились к засушливому климату степей. У этих растений очень узкие листья, а значит они испаряют мало влаги.
4) С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи.
Животный мир степей представлен различными насекомыми, птицами, млекопитающими и пресмыкающимися.
Насекомые кормятся растительной пищей или более мелкими насекомыми. Птицы, такие как дрофа, серая куропатка, жаворонок, также кормятся и семенами растений, и насекомыми.
Из млекопитающих в степях особо много грызунов, а также хищников, которые питаются этими грызунами — степных лисиц и хорьков.
Есть в степях и хищные птицы, которые питаются этими же грызунами, например орёл. Степная гадюка также любит полакомиться грызунами, а вот ящерицы предпочитают обедать насекомыми.
5) Расскажите по этому рисунку об экологических связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи.
Пример экологических связей в степи для 4 класса
Когда в степи оказывается много злаковых растений, то в большом количестве плодятся и грызуны — суслики, хомяки, мыши. Обилие грызунов привлекает хищников, которые ими питаются, и увеличивается численность орлов, хорьков, гадюк.
Но в засушливые годы грызунам становится нечего есть и их поголовье сокращается. А вслед за этим в другие места перебираются хищники, которые ими питаются.
Пример модели цепи питания в степи для 4 класса
Ковыль — Хомяк — Степная гадюка — Степной орёл.
Ковыль — Кобылка — Ящерица — Степной хорёк.
Типчак — Жаворонок — Степной орёл.
Обсудим!
1) Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры.
Степь отличается от зоны лесов почти полным отсутствием деревьев и засушливым, жарким климатом.
Степь схожа с зоной тундры отсутствием деревьев и небольшим количеством осадков, но отличается более низкой степенью увлажнения, и значительно более жарким климатом. Поэтому в степи богатые, плодородные почвы, а почвы тундры очень тонкие, лежащие на поверхности вечной мерзлоты.
2) Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?
Грызуны спасаются от жаркого климата в норах, они ведут преимущественно ночной образ жизни. Точно так же ведут себя пресмыкающиеся, и хорьки.
Насекомые приспособились к жизни на степной растительности, которая даёт им и пищу, и кров.
А птицы в степях в основном голенастые, высокие, способные издалека заметить опасность.
Проверь себя
1. Покажи на карте зону степей.
Зона степей находится южнее зоны лесов и лесостепи, показана жёлтым, кремовым цветом. Отдельные участки степей находятся в Забайкалье.
2. Дай краткую характеристику зоны степей по плану, приведённому в учебнике (с. 71).
Название зоны: Природная зона степи. Обозначается жёлтым цветом.
Особенности природы: Отличается жарким, засушливым климатом с небольшим количеством осадков. Растения степи приспособились цвести ранней весной и имеют узкие листья. Ими питаются многочисленные насекомые и грызуны, которые становятся пищей хищных птиц, млекопитающих, змей, ящериц.
Использование зоны человеком: Человек использует степи под сельскохозяйственные поля и пастбища.
Экологической проблемой степи оказывается уменьшение площади степей из-за их использования в сельском хозяйстве. Браконьерство. Для сохранения степей и их животного мира создаются заповедники, национальные парки, заказники.
Задания для домашней работы
1. Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
Готовые рисунки “Как я себе представляю степь”
2. Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение.
Сообщение о растении степи “Ковыль” для 4 класса
Ковыль считается самым распространённым степным растением. Это растение можно встретить повсюду, где есть степи. Он отлично растёт на сухой и каменистой почве.
Ковыль — злаковое растение и его соцветие — колос, очень красивого седого цвета, напоминающий по форме перо птицы. Корневая система у ковыля очень мощная, позволяющая максимально использовать скудные запасы воды в почве. Растёт ковыль отдельными пучками.
Ковыль можно встретить как в степях Европейской части России, так и в степях Западной Сибири, и конечно в степях Забайкалья. Учёные насчитывают около 80 видов этого степного растения.
Для сельского хозяйства ковыль является сорняком, во время его цветения у человека возможны аллергические реакции. Но само зрелище цветущей ковыльной степи необыкновенно красиво.
Сообщение о Дрофе — животном степи для 4 класса
Дрофа является дальним родственником журавля и считается одной из самых тяжёлых летающих птиц. Масса взрослой птицы может достигать десяти килограмм, при высоте птицы около метра.
Размах крыльев дрофы превышает 2 метра.
Дрофа — степная птица и хорошо приспособилась к жизни в засушливых и жарких регионах. Днём дрофа прячется в высокой траве и пережидает жаркое время суток. Кормится дрофа растительной пищей, в утренние и вечерние часы. Однако, дрофа может питаться и насекомыми, которых ловит прямо на лету быстрыми ударами клюва.
Дрофы обычно собираются в крупные стаи, состоящие преимущественно из самок и молодых самцов. Брачный период дрофы начинается весной, птенцы появляются в начале июня.
Несмотря на то, что дрофа птица очень неприхотливая, постоянная охота на эту птицу привела к сильному сокращению её популяции. В настоящее время дрофа внесена в Красную книгу России и считается редким видом.
Кроме человека у дрофы есть и естественные враги, такие как степные лисы, орлы, барсуки.
Для охраны дрофы в Саратовской области создан специальный заказник.
3. С помощью Интернета соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?
Рассказ “Моё воображаемое путешествие в степной заповедник” для 4 класса
Воображаемая экскурсия в Оренбургский природный заповедник.
Оренбургский природный заповедник создан в 1989 году недалеко от границы с Казахстаном, в оренбургских степях.
Этот заповедник предлагает много маршрутов для любителей экологического туризма, и я выбрала несколько из них.
Первым делом, попав в заповедник, я записалась на экологическую тропу “Дыхание степи”. Опытные гиды провели нас по красивейшим местам степи, и мы увидели в природе лошадей Пржевальского, уникальный вид, открытый русским путешественником в конце 19 века. Лишь в немногих местах лошадь Пржевальского сохранилась в дикой природе, и Оренбургский заповедник — одно из них. На этой экскурсии мы также видели многочисленных птиц — дрофу, журавля, жаворонков и куропаток.
Следующим этапом моего виртуального посещения заповедника стала экологическая тропа “Где живёт бобр”. Эта экскурсия привлекла меня тем, что я не ожидала увидеть лесных обитателей бобров в степи. Но оказалось, что на некоторых участках Оренбургской степи имеются небольшие речки и даже болотца, в которых живут не только речные бобры, но и болотные черепахи.
Это не классическая бескрайняя плоская степь, а степь южных предгорий Урала, а потому и животный мир здесь более разнообразен.
От путешествия в Оренбургский заповедник у меня остались самые приятные впечатления, и я с удовольствием побывала бы здесь по-настоящему.
На следующем уроке
Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона пустынь по сравнению со степной зоной. Что ещё ты знаешь о пустыне? Если тебе приходилось бывать в пустыне, приготовься рассказать об этом на уроке.
Зона пустынь находится южнее зоны степей и получает ещё больше солнечного тепла. В пустынях почти не бывает осадков, там почти нет растительности, а животный мир довольно скуден. Почти все растения пустынь имеют очень длинные корни, позволяющие им добираться до воды, а животные ведут исключительно ночной образ жизни.
Источник