Почему водохранилище называют морем

Иваньковское водохранилище: почему его называют «Московским морем»

Как известно, топонимы могут быть как официальными, отмеченными на всех картах, так и народными, когда тот или иной город, село, речку или гору жители региона называют по-своему. Московское море – один из таких топонимов.

Он хорошо известен не только в столице и ее окрестностях. И хотя официальное наименование этого водоема – Иваньковское водохранилище, народное название подходит ему гораздо больше. Ведь история возникновения этого моря тесно связана с размахом ударных строек эпохи сталинизма, когда ради высшей цели не жалели ни заключенных ГУЛАГа, ни затопленных городов и поселков.

Иваньковское водохранилище

Московским морем Иваньковское водохранилище называют, в первую очередь, из-за его размеров. Площадь водоема составляет 327 км². Его длина – примерно 30 км, а ширина в разных местах – от 2 до 5 км. Максимальная глубина моря – 19 метров.

Иваньковское водохранилище находится в верховьях Волги, из него берет начало канал имени Москвы, поставляющий пресную воду в столицу. На берегах моря расположены города Конаково и Дубна, а также поселки Козлово, Новозавидовский и Радченко.

Волжскую воду в водохранилище удерживает девятикилометровая дамба. Иваньковская ГЭС и Конаковская ГРЭС используют этот водоем в гидротехнических целях. По Московскому морю осуществляется грузовое и пассажирское судоходство, оно соединяет города Поволжья со столицей. Берега водохранилища и образовавшиеся на нем острова заняты пансионатами, домами отдыха, детскими здравницами.

Читайте также:  Мини гостиницы судака рядом с морем

Водоем был искусственно создан в 1937 году в результате строительства канала, соединившего Волгу с Москвой-рекой. Это часть реализации амбициозного проекта советского правительства, получившего название «Москва – порт пяти морей».

Как в Подмосковье появилось море?

Согласно историческим документам, первые планы строительства канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой, возникли еще во времена царя Алексея Михайловича. Но его сын Петр Первый счел этот проект слишком затратным. Хотя прямой судоходный путь «из волжан в балты» имел свои перспективы, в первую очередь, с точки зрения роста объема грузоперевозок.

При Николае Первом к проекту вернулись снова. Солдаты и другой люд начали рыть канал в 1825 году и закончили эту работу через 25 лет. Но вскоре стартовала эра железнодорожных грузоперевозок, и водный путь стал просто не нужен. В 1860 году, всего через 10 лет после официального открытия, канал прекратил свое существование, постепенно придя в упадок. Огромные инвестиции и трудовые затраты оказались потраченными впустую.

В начале ХХ века стала насущной проблема снабжения столицы питьевой водой, и о необходимости канала снова заговорили. Первая мировая война и Октябрьская революция приостановили эти планы. Политическое решение о соединении Волги с Москвой-рекой было принято только в 1931 году.

Деревню Иваньково, откуда началось строительство плотины, перенесли на новое место. Так на карте региона появилась название «Ново-Иваньково». Только вдумайтесь: в результате строительства водохранилища был затоплен город Корчева и более 100 окрестных деревень. Жителей этих населенных пунктов власти вынудили переехать. Под водой остались леса, кладбища, церкви, сады.

Все это было уничтожено по воле партийных вождей ради высшей цели. Основная волна переселенцев перебралась в соседний город Конаково, которому повезло остаться на карте Московской области.

При строительстве Иваньковского водохранилища, как и на Беломорканале, широко использовался каторжный труд заключенных ГУЛАГа. Условия их жизни нельзя назвать человеческими. Не отапливаемые, протекающие бараки Дмитлага и Химлага возникли вдоль всей территории строительства. А заключенным партийные боссы дали прозвище «каналармейцы». При этом снимались пропагандистские фильмы и писались статьи о том, что благодаря труду бывшие преступники встают на путь исправления.

Десятки тысяч людей круглыми сутками рыли землю лопатами, грузили грунт на тачки и вручную поднимали его за кромку будущего водохранилища. Из-за грунтовых вод заключенные трудились в грязи. Людей, умерших от непосильного напряжения, голода и холода, хоронили там же, в общих ямах. Как и Беломорканал, Московское море плещется буквально над костями.

Строительство канала было завершено в начале 1937 года. Весенний волжский паводок быстро наполнил Иваньковское водохранилище. А уже 1 мая того же года из Горького (Нижний Новгород) вышли суда: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов». Они успешно достигли столицы.

Порт пяти морей

Иваньковское водохранилище и канал, соединивший Волгу с Москвой-рекой, рассматривались советским правительством не только как крупнейшие гидротехнические сооружения. Это был один из символов эпохи социализма. Поэтому на берегу канала возвели два монумента – Ленину и Сталину. Высота каждого памятника вместе с постаментом составляла 26 метров. Впрочем, после разоблачения культа личности, во времена Никиты Хрущева, статуя Сталина была взорвана.

Несмотря на тяжелейшие условия труда и тысячи загубленных жизней, несмотря на затопленные деревни, Иваньковское водохранилище и канал решили поставленную задачу: Москва-река вновь стала полноводной и пригодной для судоходства, а жители столицы никогда не чувствовали перебоев с водоснабжением.

Строительство водохранилища стало одним из этапов амбициозного проекта «Москва – порт пяти морей», реализованного в сталинское время. Смысл его в том, что из столицы по водным путям стало возможным добраться до Черного, Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Канал имени Москвы, о котором мы рассказали, и «Волго-Дон» открыли путь к трем южным морям. А вышеупомянутый Беломорканал позволил судам ходить из столицы на Балтику и Белое море.

Источник

Иваньковское водохранилище: почему его называют «Московским морем»

Как известно, топонимы могут быть как официальными, отмеченными на всех картах, так и народными, когда тот или иной город, село, речку или гору жители региона называют по-своему. Московское море – один из таких топонимов.

Он хорошо известен не только в столице и ее окрестностях. И хотя официальное наименование этого водоема – Иваньковское водохранилище, народное название подходит ему гораздо больше. Ведь история возникновения этого моря тесно связана с размахом ударных строек эпохи сталинизма, когда ради высшей цели не жалели ни заключенных ГУЛАГа, ни затопленных городов и поселков.

Иваньковское водохранилище

Московским морем Иваньковское водохранилище называют, в первую очередь, из-за его размеров. Площадь водоема составляет 327 км². Его длина – примерно 30 км, а ширина в разных местах – от 2 до 5 км. Максимальная глубина моря – 19 метров.

Иваньковское водохранилище находится в верховьях Волги, из него берет начало канал имени Москвы , поставляющий пресную воду в столицу. На берегах моря расположены города Конаково и Дубна , а также поселки Козлово, Новозавидовский и Радченко.

Волжскую воду в водохранилище удерживает девятикилометровая дамба. Иваньковская ГЭС и Конаковская ГРЭС используют этот водоем в гидротехнических целях. По Московскому морю осуществляется грузовое и пассажирское судоходство, оно соединяет города Поволжья со столицей. Берега водохранилища и образовавшиеся на нем острова заняты пансионатами, домами отдыха, детскими здравницами.

Водоем был искусственно создан в 1937 году в результате строительства канала, соединившего Волгу с Москвой-рекой. Это часть реализации амбициозного проекта советского правительства, получившего название « Москва – порт пяти морей».

Как в Подмосковье появилось море?

Согласно историческим документам, первые планы строительства канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой, возникли еще во времена царя Алексея Михайловича . Но его сын Петр Первый счел этот проект слишком затратным. Хотя прямой судоходный путь «из волжан в балты» имел свои перспективы, в первую очередь, с точки зрения роста объема грузоперевозок.

При Николае Первом к проекту вернулись снова. Солдаты и другой люд начали рыть канал в 1825 году и закончили эту работу через 25 лет. Но вскоре стартовала эра железнодорожных грузоперевозок, и водный путь стал просто не нужен. В 1860 году, всего через 10 лет после официального открытия, канал прекратил свое существование, постепенно придя в упадок. Огромные инвестиции и трудовые затраты оказались потраченными впустую.

В начале ХХ века стала насущной проблема снабжения столицы питьевой водой, и о необходимости канала снова заговорили. Первая мировая война и Октябрьская революция приостановили эти планы. Политическое решение о соединении Волги с Москвой-рекой было принято только в 1931 году.

Деревню Иваньково, откуда началось строительство плотины, перенесли на новое место. Так на карте региона появилась название «Ново-Иваньково». Только вдумайтесь: в результате строительства водохранилища был затоплен город Корчева и более 100 окрестных деревень. Жителей этих населенных пунктов власти вынудили переехать. Под водой остались леса, кладбища, церкви, сады.

Все это было уничтожено по воле партийных вождей ради высшей цели. Основная волна переселенцев перебралась в соседний город Конаково , которому повезло остаться на карте Московской области .

При строительстве Иваньковского водохранилища, как и на Беломорканале, широко использовался каторжный труд заключенных ГУЛАГа. Условия их жизни нельзя назвать человеческими. Не отапливаемые, протекающие бараки Дмитлага и Химлага возникли вдоль всей территории строительства. А заключенным партийные боссы дали прозвище «каналармейцы». При этом снимались пропагандистские фильмы и писались статьи о том, что благодаря труду бывшие преступники встают на путь исправления.

Десятки тысяч людей круглыми сутками рыли землю лопатами, грузили грунт на тачки и вручную поднимали его за кромку будущего водохранилища. Из-за грунтовых вод заключенные трудились в грязи. Людей, умерших от непосильного напряжения, голода и холода, хоронили там же, в общих ямах. Как и Беломорканал, Московское море плещется буквально над костями.

Строительство канала было завершено в начале 1937 года. Весенний волжский паводок быстро наполнил Иваньковское водохранилище. А уже 1 мая того же года из Горького ( Нижний Новгород ) вышли суда: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин» и «Вячеслав Молотов». Они успешно достигли столицы.

Порт пяти морей

Иваньковское водохранилище и канал, соединивший Волгу с Москвой-рекой, рассматривались советским правительством не только как крупнейшие гидротехнические сооружения. Это был один из символов эпохи социализма. Поэтому на берегу канала возвели два монумента – Ленину и Сталину. Высота каждого памятника вместе с постаментом составляла 26 метров. Впрочем, после разоблачения культа личности, во времена Никиты Хрущева , статуя Сталина была взорвана.

Несмотря на тяжелейшие условия труда и тысячи загубленных жизней, несмотря на затопленные деревни, Иваньковское водохранилище и канал решили поставленную задачу: Москва-река вновь стала полноводной и пригодной для судоходства, а жители столицы никогда не чувствовали перебоев с водоснабжением.

Строительство водохранилища стало одним из этапов амбициозного проекта « Москва – порт пяти морей», реализованного в сталинское время. Смысл его в том, что из столицы по водным путям стало возможным добраться до Черного, Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Канал имени Москвы , о котором мы рассказали, и «Волго-Дон» открыли путь к трем южным морям. А вышеупомянутый Беломорканал позволил судам ходить из столицы на Балтику и Белое море.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться

Источник

Обское водохранилище: кому и лужа – море

26 сентября в мире отмечают День моря. Можно ли называть морем Обское водохранилище и почему новосибирцы упорно величают его именно морем? На это счет мнения существуют самые полярные.

Например, некая Анастасия Волкова на одном известном форуме заявляет категорично: «Это потому что население в России нищее и позволить себе куда-то поехать отдохнуть не может, поэтому и всякое болото называет морем». Впрочем, например, у Кузьмы Жукова есть и другое объяснение: «Это все советский гигантизм. Все водохранилища при ГЭС называли морями. Газетный штамп». Еще один пользователь сети под ником Кот Обормот считает, что все еще проще: мол, нравится новосибирцам так, вот и говорят. А персонаж под сетевым именем «Я есть» уверяет всех, — мол, это потому, что у новосибирцев настоящего моря нет, а им очень хочется это самое море иметь. Так чем же наше море похоже на море, а чем – не очень?

Размер – не главное

Один из ближайших «конкурентов» Обского водохранилища на предмет права называться морем, находится недалеко от Иркутска и является… озером. Удивительно, но несмотря на гигантские размеры самого большого пресноводного озера на континенте (а площадь водной поверхности Байкала составляет 31 722 км², максимальная глубина — 1642 метров ) , оно все же продолжает называться озером. Притом, что Обское море на его фоне выглядит каким-то карликом: площадь — всего 1070 км², а наибольшая глубина — 25 метров . К слову, в древности Байкал, и правда называли морем. А геофизики и вовсе до сих про его считают зарождающимися океаном. Но современность вносит свои коррективы.

Согласно толковому словарю Ушакова, море – это часть водной оболочки земли, огромное углубление, впадина в земной поверхности, заполненная горькосоленой водой и соединенная проливом с океаном или образующая его прибрежную часть, более или менее глубоко вдавшуюся в материк. Понятно, что хотя бы по двум из вышеобозначенных признаков – а именно по качеству воды и соединенности с океаном, Байкал в это определение уже не попадает. Так что, согласно известному рекламному слогану, иногда размер – не главное.

Впрочем, почти высохшее соленое Аральское море тоже вызывает много вопросов – хотя бы по причине того, что высохло. Однако, говорят, что Аральское вместе с Каспийским все же имеют полное право считаться именно морями , так как когда-то давно соединялись проливами с Черным и Средиземным морями. С другой стороны, Арал по существу является озером – в него впадает, но не вытекает ни одна река. А чтобы быть морем, как мы помним, у водоема должно быть сообщение с океаном – хотя бы в прошлом.

Как корабль назовешь?

Так чего же не хватает Обскому водохранилищу, чтобы стать морем согласно определению словаря Ушакова? Во-первых, соли в воде. Во-вторых — сообщения с океаном. Но Обское водохранилище не кажется некоторым жителям Новосибирска морем еще и потому, что на его берегах, да и в нем самом, полно мусора: «Это гигантская лужа мутного цвета, с пьяными оскотинившимися людьми на пляжах, которым очень нравиться спать, гадить и бухать под открытым небом», — объясняют свою нелюбовь к местному водоему некоторые новосибирцы. И едут всей семьей отдыхать за рубеж.

Но — парадокс: например, всем известное Мертвое море — бессточный соленый водоем на Ближнем Востоке, располагающееся между Израилем, Иорданией и Палестинской Автономией, — это тоже соленое озеро, не связанное с мировым океаном! Так что, строго говоря, его тоже вполне можно лишить всех морских регалий. К тому же последние десятилетия Мертвое море загрязняется стоками палестинских городов и поселений. Ситуация находится на грани экологической катастрофы. Но это почему-то не мешает шустрым ребятам продолжать и далее организовывать лечение на Мертвом море, строить там все новые отели и клиники. И приглашать туристов на отдых.

Так что, как называть родной Обской водоем — водохранилищем, морем, или лужей – каждый выбирает сам. Только не забывайте: как корабль назовешь, так он и поплывет.

Источник

Оцените статью