Меню

Почва у черного моря 4 класс

Урок окружающего мира «У Чёрного моря» 4 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Тип урока: урок открытия нового знания.

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации. Изучение нового материала было мобилизующим. Проблемные вопросы, поставленные на уроке, помогли активизировать учебный процесс, носили не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Скачать:

Вложение Размер
o.m._u_chyornogo_morya.docx 35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: У Чёрного моря.

Цель урока : создать условия для формирования у обучающихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

формировать УУД 1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей); 2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; 3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера; 4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитывать экологически грамотного человека, содействовать пониманию красоты родной природы, привитию природо-охранных навыков.

Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А.Плешакова, Е. А. Крючкова (УМК «Школа России»); тесты, энциклопедия «Зелёные страницы», энциклопедия «Животные», карта «Природные зоны России»; мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран), видеофильм «Природные зоны», индивидуальные карточки; карточки для работы в группах, презентация.

Орг. момент. Мотивация.

Учитель: Нас сегодня ждёт дорога,

И узнать нам надо много.

Так, возьмёмся ребята, скорей за работу,

Чтобы время зря не терять.

О том, как вы потрудились дома,

Поспешим друзьям рассказать.

II. Актуализация знаний (в форме пресс-конференции).

-Какую тему вы готовили дома? (слайд 1)

Прощаться с пустыней не будем спешить—

О ней мы сейчас будем говорить.

Пустынь в России немного у нас,

О географическом положении пустыни

Послушаем рассказ. (слайд 2)

1. Проверку домашнего задания проведём в форме пресс- конференции.

Поставьте вопросы для своих одноклассников по этой теме (Учитель по желанию вызывает четырёх учеников.Остальные дети задают им вопросы, играя роль журналистов).

( На территории России находятся полупустыни. Они расположены на юге-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Полупустыни находятся в умеренном поясе).

Отгадывание загадок по теме «Пустыни» (слайды3-7)

III . Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Введение в тему:

Учитель: Итак, путешествие по нашей карте продолжается. Двигаемся

дальше. А поможет нам определить дальнейшее направление ключевое слово кроссворда. Задание выполним в виде теста.

-Ваши ответы я зафиксирую в кроссворде. (слайд 8)

-Какое ключевое слово получилось? (море) (слад 9)

-Сегодня мы будем изучать самое южное и тёплое море России. Отгадайте, какое это море? (Баренцево, Охотское, Чёрное, Балтийское, Каспийское)

Сформулируйте тему урока. (слайд 11)

Как вы думаете, какие цели нашего урока? (слайд12)

Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать ,

а новую зону России изучать . (Чёрное море)

IV «Открытие» нового знания.

Выявление места и причины затруднения.

— А кто из вас отдыхал на море? Кто знает в какой природной зоне он был? Знаете ли вы растения, животных, живущих там? А какие экологические проблемы там существуют?

— Какая проблема у нас возникла?

(Мы узнали, что есть зона субтропиков, но не знаем о растениях, животных и об экологической обстановке этой природной зоны.)

У. Что же обозначает приставка «суб-»? Учебник с. 132. Найдите ответ. (В переводе с латинского «суб» означает «под».«Субтропическая» означает «расположенная под тропиками», то есть вблизи тропической зоны)

Здесь умеренно жаркое лето и теплая зима.
Запись на доске и в тетрадях: «Черноморское побережье Кавказа».

Практическая работа. (по карте природных зон)

У. Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет? (Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море).

В чём секрет её климата и природы, вы узнаете из видеофильма.

(Демонстрация фильма «У Чёрного моря»)

Давайте рассмотрим пример: вы на пляже. Когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером)

У. Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы сегодня изучаем? (В умеренном, но еще ближе к Северному тропику, значит солнце посылает сюда почти прямые лучи).

У. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдает побережью зимой теплый воздух. Зимой температура держится почти все время выше нуля. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья…

У. Какие эти горы? (Высокие, молодые горы)

У. Да, они молодые, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и теплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, которая тоже задерживается горами.

Учитель: Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья. (Высокие горы ограждают узкую полоску побережья отхолодных северных ветров.)

(С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди.)

Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь маленький кусочек этой зоны.

V Работа в группах.

Предлагаю вам отправиться в научную экспедицию по побережью Чёрного моря.

Класс разделим на 3 группы: ботаники, зоологи, экологи. Каждая группа будет работать над своим научным проектом. Даются карточки – «помогайки» каждой группе.

Учащиеся работают в группах, учитель оказывает дозированную помощь (дифференциация по характеру помощи).

Карточка для ботаников.

Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Используя учебник (С. 133-134), энциклопедию «Я познаю мир. Растения», гербарий, найдите ответы на вопросы:

1.Какая отличительная особенность растений субтропиков.

2. Перечислите растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

3.Подтвердите ответы демонстрационным материалом.

Карточка для зоологов.

Разнообразен ли животный мир этой зоны?

Используя учебник (с. 134-136), энциклопедию «Почемучка», карточки с изображением животных, найдите материал об:

2. Обитателях суши, добывающих пищу в море,

3.Обитателях моря. Подготовить о них рассказ.

Карточка для экологов:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Используя учебник (с. 136-139) найдите ответы на вопросы:

1.Чем является для человека Черноморское побережье?

2.Какие экологические проблемы существуют в зоне субтропиков?

3.Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

VI. Применение нового знания.

Отчет научных групп с показом гербария, картинок, открыток.

Рассказ ботаников: (слайд13-17)

Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым деревьям . Это дуб, бук, каштан (рисунки, гербарий). Бук достигает высоты 25-40 метров, его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет. Каштан – дерево-долгожитель – может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу. Растения, привезенные из разных теплых стран: кипарисы, магнолии, пальмы (рисунки, гербарий). На Черноморском побережье растет много фруктовых деревьев : персики, абрикосы, инжир, грецкие орехи (рисунки, гербарий).

( Рассказ легенды о кипарисе)

У. Можно еще добавить о растущих здесь виноградниках. А на склонах гор раскинулись плантации чая (картины). Очень ценится пробковый дуб и самшит – дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000.

Во время защиты группы Ботаников дети выполняют задание в рабочей тетради (с. 41, № 1)

Физкультминутка (звучит музыка «Шум моря»)

— Море, солнце, горячий песок, шелест листьев, дуновение ветерка — все располагает к отдыху. Предлагаю отдохнуть!

Игра «Море волнуется…»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура – замри!

У. А теперь послушаем наших зоологов. (слайды 18-21)

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это животные, живущие на суше. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник.

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели : медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины. Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет. Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка. Хоть и «игла», а уколоть никого не может – мягкая. А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В ходе рассказа карточки с животными закрепляются на карте.

Тюлень-монах (слайд 22) Это редкое животное чёрного моря.

Достоверно не известно, почему их стали так называть, но предположительно от сходства по цвету их шкурок с монашеской рясой, а может быть потому, что обычно они селятся в труднодоступных местах на скалах и пещерах.

У. Интересен животный мир Черноморского побережья. Можно долго говорить о его обитателях. Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях.

Во время защиты группы Зоологов дети выполняют задание в рабочей тетради (с 41-45) № 3

Рассказ экологов включает в себя вопросы:

1.Загрязнения моря сточными водами и мусором!

2.Уничтожения растений и животных.

3.Меры спасения природы:

Внесены в Красную книгу России: (см. рис. с. 138)

иглица – колхидская (1), самшит колхидский (2), тис ягодный (3).

Тисо-самшитовая роща (район Сочи) – находится под особой охраной.

Животные: дельфин – черноморская афалина (4), жужелица кавказская

Во время работы групп учитель контролирует работу, оказывает помощь, направляет работу групп.

Группы защищают свою тему. Каждый член группы участвует в защите.

Во время защиты группы Экологов дети выполняют задание в рабочей тетради (с 41-45) № 5

VII . Проверка восприятия.

— В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?

-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

— Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?

(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).

.- Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные? (Ответы детей).

— На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.

Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период.

(для отдыха и лечения )

2.Где можно отдыхать и лечиться?

(на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты .)

VIII . Закрепление изученного материала.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа” (слайд 25-26)

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в ) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

Удивительная красота Чёрного моря вдохновляла творчество художников, композиторов, поэтов. Великий Пушкин писал:

(Слайд 28 –включить музыку «Шум моря»)

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

Цель этапа : контроль и самоконтроль

Учитель: Какое замечательное место Черноморское побережье!Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

Возьмите листочки бука и повесьте их на дерево. Если вам комфортно было на уроке, то повесьте зелёный лист. Если что-то не получилось – жёлтый лист, если было неуютно и всё не получилось – красный лист. (Дети берут листы и развешивают на дерево.

Но человек везде оставляет свой след. А главное сейчас для всего человечества – это сохранить Экологическое равновесие, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

X. Домашнее задание .

1)рисунок « Черноморское побережье Кавказа»

2) памятка «Как вести себя у моря»

3) подготовить дополнительный материал о животных и растениях Черноморского побережья Кавказа.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающий мир в 4 классе.Тема: У Чёрного моря.Метапредметная тема: Знание и информация.Цели:предметная: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского .

Девятый урок в разделе программы «Человек и природа&raquo.

Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств).

Урок окружающего мира по теме «В лес за грибами» проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме «Грибы». Проводится в форме урока-путешествия. На дан.

Конспект урока окружающий мир в 4 классе.Тема: У Чёрного моря.Метапредметная тема: Знание и информация.Цели урока:Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Ка.

Данный урок позволит конкретизировать понятия»климат», «природная зона»; сформировать знания о природных зонах России как зональных природных комплексах; раскрыть взаимо­связи .

Источник

Читайте также:  Надувной корабль для моря
Adblock
detector