Подняли корабль со дна моря

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов

Сегодня во всем мире, по оценкам ООН, под водой находится более трех миллионов кораблей. В правительстве РФ решили очистить водные ресурсы, поднять затонувшие корабли и отправить их на утилизацию. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин уже утвердил План мероприятий, направленный на решение экопроблемы.

Курс – на Магадан

Первой начнут очищать акваторию Дальневосточного федерального округа (ДФО), а пилотным регионом выступит Магаданская область. В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать.

— При поддержке председателя правительства мы подошли к решению проблемы, копившейся десятилетиями. Мы даём старт практическому проведению «генеральной уборки», расчистке акваторий страны от затонувших судов, –прокомментировала заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко.

В принятом документе четко расписаны мероприятия, сроки, ответственные. Например, уже до 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень подлежащего подъёму имущества.

«Дорожная карта» предусматривает, что к масштабной операции «подтянется» и законодательство: в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, прописывающий порядок подъема и утилизации судов.

Читайте также:  Мелкие рыбы каспийского моря

В той же бухте Нагаева президент Владимир Путин еще в 2014 году поручал очистить кладбище кораблей. И даже были попытки поручение выполнить. Однако опять застопорилось: Минтранс не дал денег, региональным властям это оказалось не по силам, возникли правовые коллизии с собственниками затонувших судов.

Под водой – миллионы судов-«утопленников»

«Кладбища» кораблей разбросаны по всему мировому океану. По информации портала Экология России, самым большим морским кладбищем считается район Больших Антильских островов в Карибском море, где покоятся тысячи судов. Есть Тихоокеанский «могильник» в районе острова Чуук, Коралловое море у берегов Австралии, плавучий остров Сейбл, Бискайский залив и много-много других мест.

Не исключение и российские водные пространства. В Балтийском море, по подсчетам археологов, с 12-го по 20-й век затонуло 26 703 корабля. Более 10 тысяч из них находятся у российских берегов. Тысячи судов покоятся у берегов Крыма. На дне Волги на данный момент лежит почти 500 кораблей. Свежие данные ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на январь 2021 года сообщают о выявлении бесхозяйного имущества из 13 затонувших судов.

На дне Авачинской бухте на Камчатке насчитывается больше 80 судов. Большие скопления затопленных судов в Бухте Труда во Владивостоке. В реках Ленского бассейна обнаружено 294 судна. В Обь-Иртышском бассейне — 368 «утопленников», на дне Оби около 300.

Экология и безопасность

Кому они мешают, эти суда-утопленники? Есть среди экспертов по подводному миру и альтернативное мнение: поднимать корабли не нужно, особенно те, что лежат на дне столетиями и образовали своеобразную экосистему.

Но у большинства специалистов мнение однозначное: затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества – ртуть, свинец и другие. В затонувших военных кораблях остаются снаряды.

— Необходимо полностью пересмотреть механизмы борьбы с появлением «кладбищ» кораблей. Затопление судов – это не утилизация. Подобная практика негативно влияет на экологию, рыболовство, мешает судоходству. Изменения в законодательстве должны установить ответственность собственников за утилизацию своего имущества. Это не должно происходить за счёт налогоплательщиков, – подчеркнула Виктория Абрамченко.

А кто хозяин?

Затянувшийся на десятилетия процесс поднятия затонувших кораблей чиновники разного уровня объясняют несовершенством законодательства, отсутствием финансирования — как у собственников судов, так и у государства. Да и самого собственника отыскать и заставить его отвечать за свое имущество – дело практически безнадежное.

В начале 2020 года вице-премьер Юрий Трутнев поручил разработать законопроект, который должен обязать собственников затонувших судов поднимать их в течение трех месяцев после аварии, пишет журнал «Профиль». При этом вице-премьер признавал, что «экономика там не сойдется» и бизнес не сможет решить проблему без участия государства.

В данный момент утилизация плавательных средств регулируется Федеральным закону ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Однако утилизация не является обязательной для владельца – он может продать судно на металлолом или просто затопить. Даже если удается отыскать собственника и пройти долгие судебные процедуры, зачастую платить ему нечем, корабль остается лежать на дне.

Теперь вся надежда на Государственную Думу и новый закон, который должен прописать порядок удаления затонувшего имущества. В Дорожной карте указаны сроки: февраль- июнь 2021 года.

Наверное, тогда же и будут подсчитаны и заложены на эти цели финансовые средства.

По оценкам экспертов, подъем среднего рыболовецкого сейнера обходится примерно в 10 миллионов рублей. Хотя в каждом конкретном случае могут быть свои цифры.

Как поднять

Подъем и утилизация судов – одни из самых сложных и опасных производственных процессов в мире.

Конечно, извлекать корабли со дна будут специально обученные люди. Например, в Нагаевской бухте этим скорее всего займется ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», у которой заявлена такая услуга. В Дорожной карте правительства обозначено, что в феврале-марте 2021 года правительство региона объявит тендер и определит исполнителя по контракту на подъем четырех судов: «Гусфар-1», «Линг (катер РС-300)», СДС «Серес», «Малли».

В других местах, например, в ФГБУ «Канал имени Москвы» делают это своими силами – здесь поднято из воды более 30 затонувших судов. На одно судно уходит не меньше месяца – с учетом процедур согласований, составления сметы, проекта работ, подготовки техники и персонала. Так, в 2016 году для эвакуации из Братеевской поймы Москвы-реки двух небольших катеров было задействовано семь единиц флота: водолазный бот и водолазная станция, буксир-толкач, баржа, два плавкрана и буксировщик.

За 10 лет (данные приведены на 2017 год) со дна Волжского бассейна было поднято почти 2000 плавсредств. Механизм их подъема и утилизации разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года.

Редкий, почти уникальный случай, когда к подъему затонувшего судна все-таки привлекли его собственника. В прошлом году со дна Телецкого озера был поднят «Ковчег» – одновинтовой буксирный теплоход 1969 года выпуска. Он пролежал на глубине 27 лет и негативно влиял на экосистему алтайской природной жемчужины. На основании этого Майминский районный суд Республики Алтай удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и обязал собственника поднять буксир. Работу выполняла специализированная компания «ВК ПОДТЕХ» (Подводные технологии).

Два года назад новостные ленты сообщали, что Петербургский Крыловский государственный научный центр приступил к разработке универсального средства подъема различных затонувших объектов. В проекте это было судно катамаранного типа, способное поднимать из-под воды объекты массой до 14 тысяч тонн. Планировалось построить судно уже в нынешнем году, о дальнейшем развитии проекта пока не сообщается.

Утилизация: подходы и стандарты

Несмотря на развитые технологии, разбор судов часто происходит вручную.

Судам, отслужившим свой век, одна дорога — на металлолом. Это позволяет использовать вторично огромные массы металла. По данным организации Shipbreaking Platform, в 2019 году на утилизацию было продано 674 морских судов и платформ.

В мировой практике чаще всего корабли отправляют на утилизацию в Юго-Восточную Азию. Там процветает так называемый «пляжный» метод. Судно доставляют к берегу, где его и разбирают — разрезают на куски, развинчивают вручную десятки и сотни рабочих рук. В самом известном таком месте — Читтагонге (Бангладеш) — утилизируется около 50% мирового объёма кораблей, списанных на металлолом.

В странах ЕС строгие стандарты, по которым судна могут демонтироваться только на специализированных объектах. В России, кстати, тоже действуют подобные правила. Есть Соломбальская судостроительная верфь в Архангельске, в Находке, но чаще всего поднятые корабли утилизируют на месте, в портовых доках.

Ученые Олалекан Адекола (США) и Джахир Ризви (Великобритания) предложили экономичный и экологичный метод демонтажа судов. Авторы разработки рекомендуют разбирать корабли на специальной четырехслойной платформе, изготовленной из бетона, гальки и песка. Все слои платформы имеют разную степень проницаемости, что позволяет на каждом уровне улавливать разные загрязняющие вещества. Кроме того, для изготовления подложки требуются натуральные и недорогие материалы, которые впоследствии можно пустить в переработку.

С кладбища – в музей

Извлеченные из морских и речных глубин корабли могут еще послужить людям не только в качестве металлолома. Есть идеи превращать затонувшие корабли в музеи. Не один год готовится проект такого музея в Кронштадте, но, судя по всему, до его открытия еще далеко — это требует немыслимых затрат, энергии инициаторов и массу разных факторов.

Об этом может свидетельствовать, например, история создания известнейшего в мире Музея корабля «Мэри Роуз» близ Портсмута (Англия). 700-тонный флагманский корабль Генриха VIII погиб в 1545 году. Его останки были подняты в 1982 году, а музей окончательно открылся в 2016-м.

Похожая история и у другой европейской корабельной знаменитости – 64-пушечного корабля «Ваза»( или «Васа»). Судно затонуло в первый же свой выход в море — в 1628 году — и пролежало в балтийских водах 333 года. Его подняли в 1961 году, долгие годы шли реставрационные работы, и Музей «Васа» был открыт в Стокгольме в 1990-м году. Сегодня это тоже один из популярнейших музеев мира.

Источник

Рембрандт под водой: корабли с сокровищами на дне Балтийского моря

На дне Балтийского моря нашли 12 затонувших кораблей. Их обнаружили во время подготовительных работ по прокладке газопровода «Северный поток — 2». По версии историков, один из кораблей потерпел крушение в конце X — начале XI века. Возможно, это боевой драккар викингов. Археологи уверяют: на дне Балтийского моря покоятся несколько тысяч судов. Многие — в отличном состоянии, в том числе и бригантина «Фрау Мария». Двухмачтовый парусник, перевозивший предметы роскоши и картины голландских мастеров XVII века, затонул более 200 лет назад. Почему корабль до сих пор не подняли на поверхность? И на каком затонувшем судне находятся сокровища для императорского двора Елизаветы I? Об этом рассказали эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Груз для императрицы

Полтора миллиарда евро — в такую цену эксперты оценивают стоимость груза на борту парусника «Фрау Мария». Коллекция саксонского фарфора, золотые и серебряные статуэтки, а главное, больше 300 картин фламандских и голландских художников — все эти ценности закупили в Амстердаме посланники Екатерины II. Полотна предназначались для Эрмитажа и Царского Села.

«Только Екатерина II могла позволить себе купить такую коллекцию картин. Там один триптих художника Доу стоил столько, что на эти деньги в Москве можно было построить трехэтажный особняк. Еще были ученики Рембрандта и так далее», — подчеркивает специалист по глубоководным работам Андрей Шпигель.

Катастрофа у Або

В октябре 1771 года «Фрау Мария» вышла из Амстердама. Когда парусник проходил мимо шведского города Або, начался сильный шторм. В этом районе десятки островов, пройти между которыми сложно, особенно в бурю и при отсутствии современного навигационного оборудования. Вскоре волна ударила корабль о скалу. Экипажу судна удалось спастись, а вот парусник со всеми сокровищами ушел на дно Балтики. Когда Екатерина узнала о крушении, то пришла в ярость. Она была уверена, что к гибели судна причастны шведские пираты. Русская императрица отправляла королю Густаву III письма с требованиями поднять корабль со дна, но послания остались без ответа. Отношения между Россией и Швецией заметно накалились.

Заповедник с сокровищами

В 1999 году затонувший корабль отыскала команда финских дайверов на глубине 40 метров. Водолазы изучили множество архивных документов, чтобы установить местонахождение «Фрау Марии». Поисковики рассчитывали, что им достанется хотя бы часть ценного груза. Как предполагают эксперты, живописные полотна и предметы роскоши почти не пострадали под водой.

«Предметы антиквариата были упакованы очень тщательно. Кожаная упаковка в свинцовых ящиках, и все это залито воском. Степень герметичности должна быть очень хорошей», — говорит историк Игорь Васильев.

Сейчас затонувшая «Фрау Мария» находится в территориальных водах Финляндии. Власти Суоми сразу отвергли притязания дайверов на сокровища. Они объявили, что все ценности на борту корабля принадлежат государству. Район оперативно занесли в список заповедников — никаких работ там проводить нельзя.

Возможные претенденты

На сокровища «Фрау Марии» могут претендовать четыре страны: Россия как «принимающая сторона», Нидерланды, откуда шло судно, Финляндия, у берегов которой находится парусник, а также Швеция, в состав которой в XVIII веке входила Финляндия. Большинство экспертов считает, что ценности по праву принадлежат России, ведь Екатерина оплатила груз и зафрахтованное судно. Однако Финляндия ссылается на свой закон о памятниках древности. Согласно документу, если затонувший корабль находится в финских территориальных водах дольше 100 лет с того дня, как страна получила независимость, он переходит в собственность государства.

Рука помощи

Российские власти не раз предлагали финнам помочь поднять судно из морских глубин без претензий на груз. Эту операцию готовы профинансировать наши меценаты. Они хотят спасти шедевры живописи, которые похоронены на дне Балтики. По некоторым сведениям, среди полотен могут быть даже картины самого Рембрандта. Российские специалисты представили финской стороне компьютерную модель аппарата, с помощью которого можно поднять парусник.

«Мы изготовили так называемую судоподъемную траверсу, где на мягких стропах, как на колыбели с управляемым подъемом, мы бы подняли этот замечательный парусник вместе с грузом, поставили бы его тут же в док, осушили и дальше уже кранами вынули груз. Вообще не составляет никакого труда», — делится Андрей Шпигель.

Табакерки и шампанское

Однако финны почему-то не торопятся спасать артефакты. Пока водолазы подняли с парусника судовую кассу, где хранилось 700 русских монет и несколько мелких предметов. Все они выставлены в музее ближайшего города Турку. А в музее города Котки хранится целая коллекция предметов роскоши, принадлежавших российскому императорскому дому. Финские ныряльщики подняли ценности с галеона «Святой Михаил». Корабль затонул в середине XVIII века.

«В 2001 году около берегов финского острова Борсте был обнаружен еще один корабль. Вез груз предметов роскоши для двора русской императрицы Елизаветы I. В этом грузе, например, было 36 золотых табакерок», — рассказывает Игорь Васильев.

Самым необычным кладом на дне Балтики считаются 4,5 тысячи бутылок шампанского урожая 1907 года. Винный склад шведские дайверы обнаружили в трюме грузового судна Йончоппинг. Во время Первой мировой войны транспорт с шампанским потопила немецкая подлодка. Четверть сотни бутылок продали более чем за три тысячи долларов. Вся партия, таким образом, оценивается примерно в восемь миллионов долларов.

Раздолье для поисков

По словам исследователей, Балтийское море — это настоящая сокровищница с кладами. В его глубинах покоятся тысячи кораблей с ценнейшими артефактами. Многие деревянные суда сохранились в отличном состоянии: вода низкой температуры спасает дерево от разложения. Кроме того, в водах Балтики не водятся корабельные черви — моллюски, которые точат древесину. Больше всего погибших кораблей находится в Выборгском заливе, где в июле 1790 года произошло крупное сражение между флотами России и Швеции.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Источник

Оцените статью