- В Крыму со дна моря подняли легендарный самолет Ил-2
- Самолёты поднятые со дна озёр и морей, спустя 70 лет после окончания войны
- Со дна Керченского пролива подняли американский истребитель Р-40
- В Крыму со дна моря подняли истребитель Airacobra, охранявший Ялтинскую конференцию
- Случайная находка
- Героический полк
- Ялтинская конференция
В Крыму со дна моря подняли легендарный самолет Ил-2
В Крыму со дна моря подняли несколько самолетов времен Великой Отечественной войны. Их обнаружили во время строительства газопровода через Керченский пролив. В воде машины пролежали более 70 лет и сильно повреждены, но экспертам удалось определить бортовые номера. Это поможет установить имена погибших летчиков.
Шеститонный Ил-2 пролежал у берегов Крыма больше 70 лет. Обломки этого, и еще двух самолетов обнаружили во время строительства газопровода в Керченском проливе. Это первый случай, когда поисковикам удалось не просто увидеть фрагменты боевых машин на дне Черного моря, но и поднять их на поверхность, передает «ТВ Центр».
За 70 лет под водой металлический каркас почти полностью проржавел. На кадрах подводной съемки видно, что детали скрыты под слоем ила, но они хорошо сохранились. По номеру на борту поисковики установили, что на свое последнее боевое задание экипаж вылетел в начале декабря 1943 года.
«Мы видим, что пулеметы и пушки заряжены полностью, однако бомб и ракетных снарядов нет. Видимо, он одну атаку успел провести и погиб, потому что вражеские истребители никогда не давали выйти из боя», — рассказал председатель поискового клуба «Подвиг» Александр Шимкив.
Часы на бортовой панели зафиксировали и время гибели советского штурмовика. В 13:50 самолет был сбит. Во время штурма Керченского полуострова Ил-2 летали на небольших высотах, поэтому парашютов у летчиков не было. Единственным шансом спастись было выпрыгнуть из горящего самолета.
«Летчик завалил штурвал, чтобы выпасть из горящей кабины. Они летали с открытыми кабинами, чтобы успеть выпрыгнуть», — пояснил представитель поискового клуба «Подвиг» из города Геленджика Алексей Трунтаев.
Летчики найденных самолетов, скорее всего, спастись не смогли. В декабре 1943 года из боевых вылетов возвращались немногие. В это время на керченском направлении развернулись особенно ожесточенные бои. Советский десант атаковал хорошо укрепленные позиции немцев. Поддержка авиации была особенно необходима.
Самолет-солдат, летающий танк — какие только имена не давали легендарному самолету Ил-2. Немцы называли его «черной смертью». В декабре 1943 года именно советская авиация несла основные потери при штурме Керченского полуострова.
Читайте также:
Немцы встречали советских летчиков плотным огнем ПВО. Всего за день воздушный полк мог потерять от 10 до 12 машин. Особенно высокой была смертность в одноместных самолетах, где пилота со спины не прикрывал стрелок.
По номерам найденных самолетов поисковики собираются выяснить принадлежность машин, а также имена и фамилии летчиков, чтобы похоронить их со всеми военными почестями. Сколько еще таких артефактов скрывает Черное море — неизвестно. По приблизительным подсчетам, у берегов Крыма разбилось полторы сотни советских штурмовиков.
Борис Максудов, «ТВ Центр». Крым.
Источник
Самолёты поднятые со дна озёр и морей, спустя 70 лет после окончания войны
Великая Отечественная война закончилась более 70 лет назад, но до сих пор мы слышим ее отголоски. Периодически в различных СМИ появляется информация о неожиданных и интересных находках военной техники. Сегодня я бы хотел рассказать о найденных самолетах. Самые интересные находки, конечно, те, которые найдены в хорошем состоянии, хотя сложно представить, как рухнувшая с огромной высоты «металлическая птица» может уцелеть и сохраниться до наших дней. Такими находками занимаются зарегистрированные профессиональные поисковые отряды.
На самом деле найти уцелевший самолёт, это очень большая редкость. В большинстве случаев они разбиваются вдребезги, а осколки разлетаются до 500 метров.
Собранные осколки бомбардировщика Пе-2 в Брестчине. Источник фото https://onlinebrest.by/novosti/na-brestchine-otkopali-bombardirovshchik-vremen-vov.html
У поисковиков стоит главная задача: найти кабину с останками военных и двигатель самолета, по номеру которого можно идентифицировать борт. Самой тяжелой частью самолета является двигатель. Мощный удар об землю на высокой скорости, плюс взрывная волна от горючего, вминает двигатель в землю на глубину до 6 метров.
Поисковой отряд «Северо-Запад» , под Питером, достают самолет Ил-2.
Для поисковиков это трудоемкая работа в грязи и холодной воде. К этому надо добавить кропотливую работу в архивах, которая открывает всю историю пропавшего самолета: при каких обстоятельствах пропал, численность и идентификация экипажа.
Я вам расскажу о трех случаях, когда были найдены почти целые самолеты.
Интересной находкой стал известный на весь мир одноместный штурмовик Ил-2. В августе 2018 года, в Мурманской области, со дна озера подняли самолет, которым управлял летчик А.И. Каличев.
Источник фото https://rg.ru/2018/08/09/reg-szfo/v-zapoliare-podniali-so-dna-ozera-legendarnyj-shturmovik-il-2.html
О том, что ИЛ-2 находится в озере под Мурманском, стало известно от внука легендарного летчика. Александр Каличев в своих воспоминаниях о Великой Отечественной Войне рассказал, что во время штурма вражеского аэродрома Луостари, самолет был подбит. Летчику удалось посадить штурмовик на гладь озера и спастись, но самолет затонул. В каком именно водоеме был затоплен штурмовик, летчик не помнил, поиски продолжались несколько лет.
Источник фото https://rg.ru/2018/08/09/reg-szfo/v-zapoliare-podniali-so-dna-ozera-legendarnyj-shturmovik-il-2.html
Все эти годы Ил-2 находился в мягком иле, состояние самолета специалисты расценивают, как пригодное для восстановления. После подъема самолет доставили в Новосибирск, для реставрационных работ. Планируется, что восстановленный штурмовик станет единственным в мире одноместным Ил-2, который еще поднимется в небо.
Американский «Дуглас» С-47 1943 года выпуска, совершил свой последний полет в августе 2016г. Более семидесяти лет назад самолет произвел вынужденную посадку неподалеку от таймырской деревни Волочанка.
Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html
На борту находилось 23 три человека, включая 3 детей. Спустя три дня командир экипажа Тюриков с шестью добровольцами ушли за помощью, после их никто не видел, они пропали без вести . Люди пробыли в тундре 19 дней. Свою историю, записанную химическим карандашом, они оставили на обшивке корпуса: «Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретили. Всем весело» — надпись 1 мая 1947 года. Последняя надпись гласит: «11 мая, МЫ СПАСЕНЫ». 11 мая оставшиеся люди на борту были спасены.
Записка на обшивке самолета. Источник фото https://www.rgo.ru/ru/article/s-vozvrashcheniem-duglas. Фото: Семен Алексеев
Тундра и отдалённость от населённых пунктов сохранили С-47, полученный ВВС СССР по ленд-лизу в марте 1943 года. Эвакуировать самолет в то время было невозможно. О нём благополучно забыли, и он простоял в тундре, в болотах, семьдесят лет, оставшись практически целым. Специалисты уверены, что самолет можно восстановить до лётного состояния.
Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html
Летом 2016 года самолет эвакуировала команда опытных авиаторов. «Дуглас» вновь поднялся в воздух, пролетев более восьмидесяти километров на внешней подвеске вертолета. Для того, чтобы доставить самолет на реставрацию, была организованна уникальная экспедиция. В музеях России не было ни одного экземпляра самолета этого типа. «Дуглас» стал одним из главных экспонатов, музея Освоения Русского Севера в Красноярске.
Источник фото https://ru-aviation.livejournal.com/1877831.html
Ранее, в 2015 году, при строительстве Керченского моста в районе мыса Тузла, нашли и подняли на поверхность двухместный штурмовик ИЛ-2. В кабине самолета обнаружили останки пилота, его личные вещи и орден Красного Знамени. Боеприпасы были израсходованы наполовину, летчик сражался до тех пор, пока машину можно было держать в воздухе.
Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html Источник фото: https://crimea.ria.ru/society/20150826/1100818209.html
После исследований поисковиками Краснодарского края выяснилось, что штурмовик выпущен авиационным заводом 19 июля 1943 года. 1 ноября 1943 года самолет не вернулся с боевого задания, он был сбит в бою над Керченским проливом. В составе экипажа был 25-летний пилот гвардии младший лейтенант Ударов и 21-летний стрелок-радист гвардии младший сержант Калинкин.
Ежегодно, на территории бывшего СССР находят самолеты времен ВОВ, чаще всего «крылья Победы» не подлежат восстановлению и поднимаются со дна болот и озер по запчастям. Каждая находка напоминание об ожесточенности боев проходящих в небе, о подвиге совершенном летчиками ценой собственной жизни.
Источник
Со дна Керченского пролива подняли американский истребитель Р-40
Как сообщил руководитель экспедиции Александр Елкин, сначала с 9-метровой глубины были подняты несколько находок — табличка с патронного ящика и направляющий желоб к пулемету. А операция по подъему началась с размыва истребителя, который был очень сильно заилен, и благодаря этому очень хорошо сохранился. Работа шла в три смены. Перед подъемом под корпусом протянули «полотенца».
Для собственно подъема самолета участники операции использовали плавучий кран мостостроителей, но с первого раза сдвинуть с мертвой точки истребитель не получилось. Всего операция заняла около четырех часов, и в конце концов «Киттихаук» удалось поднять практически без повреждений — только хвостовая часть немного надломилась, но ее удастся восстановить.
— Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью, — рассказал капитан плавкрана Крымского моста Игорь Демьяненко. — Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге.
Краном был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн. Сохранилось вооружение — шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 миллиметра с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Она поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
— Во время очередного боевого вылета самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника, — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант — 2017» Александр Елкин. — Он лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил.
Подобные истребители производились в США в 1939-1944 годы. Все было произведено 14 тысяч единиц таких самолетов, и в годы Великой Отечественной войны американцы поставляли их по ленд-лизу в СССР. На Черноморском флоте и Северо-Кавказском фронте в годы войны использовались десятки таких истребителей.
Поднятый со дна моря истребитель планируется установить в крепости Керчь, а потом — в экспозиции музейного комплекса «Батарея 29БИС», рядом с рубкой подлодки «Щука».
— Это дело объединило многих людей, — рассказал начальник службы логистики компании «СГМ-Мост» Игорь Сталоверов. — Для всех нас День Победы — самый важный день в году. Многие строители Крымского моста, отработав смену, 9 мая выйдут с фотографиями отцов и дедов на улицы Тамани и Керчи, присоединятся к колоннам «Бессмертного полка». Моя мама и два ее брата принимали участие в Великой Отечественной войне. Братья не вернулись с поля боя. Мама мне много рассказывала об этом тяжелом времени. И эту память мы должны сохранять и передавать будущим поколениям.
Напомним, в октябре 2016 года в районе соленого озера Тобечик, что находится в окрестностях Керчи, подняли обломки советского самолета «Аэрокобра», сбитого фашистами 5 декабря 1943 года.
Виктор Вахонеев, заместитель директора Черноморского центра подводных исследований:
— Это практически идеально сохранившийся самолет. Обычно мы имеем дело с самолетами, которые в результате боя упали в воду. Этот же истребитель из-за полученных пробоин аккуратно приводнился на воду. Пилот открыл кабину, сел в надувную лодочку и поплыл к таманскому берегу и еще долго жил. Вот эта машина боевая — оружие победы, оно практически идеально сохранилось. Более того, когда мы его раскапывали и расчищали, видели даже фрагменты краски, прекрасно сохранившиеся. Металл просто блестел при раскопках под водой, то есть его можно будет неплохо восстановить.
Машина оказалась неграбленой. Но это территория якорной стоянки, и рано или поздно стоящие на рейде суда могли его повредить своими якорями. Наша задача была его отсюда поднять. Теперь это будет музейный предмет — он будет выставлен на территории 29-й батареи — как сам фюзеляж, так и все предметы с него. Например, парашют, который зацепился за раму фонаря кабины, на нем даже цифры видны — 21.
Мы привыкли, что обычно поднимаются и выставляются советские самолеты Ил-2, а вот американские в такой сохранности не часто выставляются. Любой процесс технологического подъема, судоподъемных работ — очень сложный процесс. Поэтому отдельная благодарность строителям Крымского моста, которые весь период экспедиции нас поддерживали технически, морально и, наверное, большая часть того, что мы с вами сегодня увидели, — так аккуратно подняли самолет — это большая заслуга наших любимых мостостроителей. Ждем мост в 2018 году!
Источник
В Крыму со дна моря подняли истребитель Airacobra, охранявший Ялтинскую конференцию
СИМФЕРОПОЛЬ, 25 сентября. /ТАСС/. Экспедиция Русского географического общества (РГО) совместно с Министерством обороны России подняла со дна Черного моря истребитель Bell P-39 Airacobra из состава полка, участвовавшего в прикрытии с воздуха Ялтинской конференции лидеров антигитлеровской коалиции в 1945 году, сообщил ТАСС в пятницу специалист Экспедиционного центра Минобороны Анатолий Калемберг.
Самолет был обнаружен в 2017 году в 800 м от поселка Новофедоровка в Крыму. Исследование истребителя проводилось в 2019 году экспедицией Минобороны РФ по поиску затонувших объектов времен Великой Отечественной войны. Совместная экспедиция РГО и Минобороны РФ приступила к подъему Airacobra 14 сентября 2020 года.
«Истребитель поднят со дна моря. Он был подтянут к причальной стенке и поднят из воды краном. Истребитель переложен в грузовой автомобиль, выставлена охрана», — сообщил Калемберг.
По его словам, самолет станет экспонатом одного из музеев. «Я сторонник того, чтобы оставить самолет в Крыму, потому что история этого самолета и история этого полка тесно связаны с полуостровом, для этого надо провести консервацию узлов и агрегатов, фюзеляжа и крыльев», — отметил он.
Истребитель погиб в июле 1945 года. Во время планового учебного полета у него отказал двигатель. Летчик был вынужден совершить посадку. Самолет установили по номеру фюзеляжа и по двойному остеклению кабины. Во время Второй мировой войны массово использовался только один истребитель с такой компоновкой — американский самолет Airacobra. Этот самолет поставлялся в СССР до декабря 1944 года. Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено порядка 5 тыс. Airacobra, что составляет около половины от общего количества выпущенных машин.
В Российском государственном архиве ВМФ сохранился аварийный акт 1945 года, в котором говорится, что этот истребитель 27 июля 1945 года произвел вынужденную посадку на воду в связи с техническими неисправностями двигателя, после чего затонул.
Случайная находка
Научный сотрудник Института археологии Крыма РАН Сергей Иванов рассказал ТАСС, что самолет в 2017 году обнаружил аквалангист-любитель Алексей Казаринов. Он сообщил поисковикам примерные координаты находки, но те еще почти год не могли найти место крушения истребителя.
Иванов уточнил, что самолет погиб после проведения учебного воздушного боя, им управлял младший лейтенант Владимир Шишкин, который остался жив. В найденном в архивах акте авиационного происшествия было отмечено, что летчик не дотянул до аэродрома порядка 1 тыс. м. «Увидев дым, идущий из двигателя, произвел посадку на воду. Самолет через 30 секунд затонул, летчик приплыл к берегу, имеет легкое ранение головы. Причина происшествия: из показаний летчика и характера работы мотора, предположительно, произошел обрыв шатуна», — привел Иванов данные из документа. В акте также указано, что гвардии младший лейтенант Шишкин 30 августа 1944 года окончил Военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени Сталина. Общий налет на данном типе самолета с 27 сентября 1944 года — 32 часа 58 минут. На данном самолете он к моменту аварии имел налет — 9 часов 25 минут. Виновные в происшествии не были установлены.
Истребитель был передан по ленд-лизу в 1943 году, он принадлежал 11-му гвардейскому авиационному истребительному полку Черноморского флота, участвовал в освобождении Крыма. Полк базировался на аэродромах Евпатория и Сак.
Героический полк
11-й гвардейский авиаполк Черноморского флота был оснащен самолетами Airacobra в конце 1943 года и прикрывал высадку советского десанта на Керченский полуостров, участвовал в первом комбинированном ударе по порту города Очакова.
К началу апреля самолеты полка наносили удары по противнику в районе Перекопа и Армянска, участвовали в освобождении Севастополя. Последний бой произошел 11 мая 1945 года в небе над Севастополем, в котором было сбито два истребителя-бомбардировщика Messerschmitt Bf.110 и два гидросамолета-разведчика Arado Ar 196. Всего за годы войны летчики полка сбили 304 самолета противника, полк был награжден двумя орденами Красного знамени, удостоен почетного наименования «Николаевский», восемь летчиков удостоены звания Героя Советского союза.
Последним боевым заданием полка в Великой Отечественной войне было воздушное прикрытие Крымского полуострова. Эта ответственная задача связана с проведением Ялтинской конференции глав держав антигитлеровской коалиции, а также обеспечением безопасности прибывавших на аэродром в Саках президента США Франклина Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля и членов делегаций.
Впоследствии полк был преобразован в 241-й гвардейский авиационный истребительный полк и принял на вооружение советские реактивные МиГ-15.
Как рассказал ТАСС Александр Елкин, научный руководитель экспедиции Министерства обороны России по поиску затонувших объектов времен Великой Отечественной войны, в Крыму было найдено несколько американских истребителей Airacobra, которые поставлялись по ленд-лизу, три из них были обнаружены в Керченском проливе и один в озере Тобечик в восточном Крыму. Все они были сбиты в ходе боев за Крым и значительно разрушены.
Ялтинская конференция
В Ливадийском дворце 4-11 февраля 1945 года проходила встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Также проводились переговоры глав МИД СССР, США и Великобритании. Основным был вопрос о послевоенном мироустройстве, создании ООН. Достигнутый компромисс позволил принять Декларацию об освобожденной Европе, утверждавшей, что преобразование «должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственному выбору».
Источник