Подводная лодка океан погружение

Максимальная глубина погружения подводных лодок

Одна из важнейших характеристик подводной лодки – малозаметность, которая во многом зависит от глубины погружения. Субмарина на большой глубине менее заметна и поэтому менее уязвима, а нанесенный ею удар будет тем неожиданней и неотвратимее.

Как происходит погружение подводных лодок

Эволюция подводного флота – это постепенное погружение на большую глубину. Если во времена Первой и Второй мировых войн она ограничивалась соответственно 80-100 и 100-150 метрами, то сегодня этот показатель вырос в 3-5 раз.

Как происходит погружение? В надводном положении субмарина мало чем отличается от обычного судна, если не брать в расчет ее специфический внешний вид. Погружение происходит за счет приема в цистерны балласта – забортной воды. Ёмкости расположены между легким и прочным корпусами.

Всплытие осуществляется «в обратном порядке» — путем продува балласта. Вода выдавливается из цистерн мощным потоком сжатого воздуха. После полного погружения глубина, на которой находится лодка, регулируется специальными рулями.

Характеристики глубины погружения

Способность субмарины к погружению характеризуется двумя основными показателями – рабочей (оперативной) и предельной глубиной. В первом случае речь идет о глубине, на которую лодка может погружаться без каких-либо ограничений на протяжении всего срока ее эксплуатации.

Читайте также:  Дикий океан для детей

Предельная глубина погружения обозначает ту границу, ниже которой может начаться разрушение обшивки и всей конструкции. Обычно сразу после спуска на воду субмарину отправляют на предельную глубину, где ее «обкатывают» какое-то время. У каждого типа подводных лодок этот показатель индивидуален.

Абсолютным рекордсменом максимального погружения до сего времени остается советская АПЛ «Комсомолец», «нырнувшая» в 1985 году почти на 1030 метров. Увы, ее судьба в дальнейшем сложилась трагически. Спустя 4 года, в результате пожара, приведшего к необратимым разрушениям корпуса, она затонула в Норвежском море.

Глубина – спасение или погибель

Затаиться, незаметно подкрасться к противнику и нанести по нему уничтожающий удар, после чего незаметно исчезнуть – так можно обозначить тактику подводной лодки. И глубина здесь – один из важнейших факторов.

Однако она же таит в себе колоссальную опасность. На глубине всего 50 метров выходной люк боевой рубки площадью 2 м² испытывает на себе давление почти 60000 кг. Нетрудно подсчитать, насколько увеличится этот показатель на глубине 300-400 метров.

За управляемость субмарины в вертикальной плоскости отвечают, как правило, две пары горизонтальных рулей – кормовые и носовые. В зависимости от их положения лодка получает дифферент на нос или корму. Задача командира и экипажа – осуществлять необходимое маневрирование в рамках технических возможностей лодки, чтобы, если такое случится, предельное, максимальное погружение не оказалось последним.

Особенности АПЛ России и США

Основные отличия лежат в «архитектуре». Американские субмарины однокорпусные: давлению противостоит единый корпус обтекаемой формы. В отличие от них, советские, а позже российские АПЛ – своеобразная «матрешка», где под внешним обтекаемым легким корпусом находится прочный внутренний. Настоящий рекордсмен по количеству корпусов – знаменитый «Тайфун» (проект 941). У самой большой АПЛ в мире внутри легкого корпуса размещаются пять прочных.

По мнению экспертов, двухкорпусные лодки более живучи, хотя и более тяжелы. К примеру, одно лишь резиновое звукоизолирующее покрытие «Тайфуна» весит 800 тонн, что несколько больше, чем вся американская АПЛ NR-1.

Перспективы российского атомного подводного флота

За последние 4 года состав ВМФ России пополнился четырьмя современными АПЛ: «Северодвинск» (пр. «Ясень») с рабочей и предельной глубинами погружения соответственно 520 и 600 м, «Владимир Мономах» – 400 и 480 м, «Юрий Долгорукий» — 400 и 450 м, «Александр Невский» — 400 и 480 метров. На очереди еще 11 атомных субмарин проектов «Борей-А» и «Ясень».

Однако глубина погружения – не единственное их преимущество. Сегодня гораздо большее значение приобретает малошумность. Как утверждают эксперты, здесь Россия вышла на лидирующие позиции в мире.

Источник

ТОП — 6 затонувших подводных лодок, которые были найдены на дне океана

Сколько затонувших подводных лодок лежит на дне океана? Одни затонули героически, не сдаваясь врагу, другие — подорвались на мине. У каждой лодки своя история.

В этой статье мы расскажем о 6 ПЛ, которые удалось найти.

1. Подводная лодка «U-362»

Утром, 5 сентября 1944 года , в районе островов Мона , сигнальщик тральщика «Т-116» обнаружил на горизонте подводную лодку.

Это была немецкая «U-362» . Она погрузилась, однако удалось быстро установить гидроакустический контакт.

С 09:40 тральщик производил глубинное бомбометание, в результате «U-362» затонула. Этому свидетельствовали обломки, масляное пятно и пузыри.

Израсходовав на подлодку последние бомбы, командир тральщика «Т-116» приказал поставить веху и в 12:50 дал радиограмму о том, что бомбы кончились, лодка лежит на грунте, обильно выделяя соляр и воздух.

Летом 2015 года члены поисковой «Карской экспедиции» обнаружили немецкую подводную лодку «U-362» .

Она лежала на правом боку на глубине 44 метра . На ее корпусе были видны характерные повреждения от разрывов глубинных бомб: 4 пробоины длиной от 2 до 10 метров и множество трещин.

2. Подводная лодка Щ-302 «Окунь»

На дне Финского залива , вблизи острова Большой Тютерс , исследователями экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» была обнаружена советская подводная лодка времен Великой Отечественной войныЩ-302 «Окунь» .

К своей последней боевой миссии подлодка приступила в октябре 1942 года . Она направлялась к острову Мощный в сопровождении конвоя.

В тот момент погода испортилась. Все корабли укрылись в бухте, а Щ-302 «Окунь» не заметила сигналов и продолжила движение.

Известно, что между 11 и 13 октября она затонула в результате подрыва на противолодочной мине в районе 3 отсека с правого борта.

Предположительно, двигаясь в подводном положении, лодка после подрыва получила резкий дифферент на нос и, потеряв плавучесть, вошла в грунт под углом около 20 градусов .

Сегодня носовая часть почти по палубу зарыта в ил, а корма висит в 4–5 метров над грунтом. Глубина в месте гибели лодки составляет 67 метров .

Интересный факт. Щ-302 «Окунь» лежит в 1 600 метров от подводной лодки «Щ-320» , которая погибла в том же году и была обнаружена участниками экспедиции в 2017 году .

3. Подводная лодка «С-12»

Впервые «С-12» обнаружили в мае 2016 года в рамках совместного проекта финской команды Divers of the Dark и проекта «Поклон кораблям Великой Победы». Она находилась в 8 милях от эстонского острова Найссаар . Было высказано предположение, что это советская лодка типа «С» .

Окончательно лодку идентифицировали в начале сентября 2018 года . В результате обследования выяснилось, что «С-12» погибла от подрыва на мине.

Носовая часть корпуса была оторвана примерно посередине 2 отсека. Взрывом выбит торпедопогрузочный и рубочный люки. Носовая часть легла на грунт параллельно корме, на ровный киль с небольшим креном на правый борт.

Носовое 100-мм орудие отсутствует — видимо, его отбросило взрывом вместе с куском палубы.

Характерная для лодок «С» рубка с раздвижными створками осталась практически цела.

4. Подводная лодка «Щ-408»

Экспедиция российских дайверов-поисковиков обнаружила советскую подлодку «Щ-408» , которая не сдавшись врагу, затонула в Финском заливе в мае 1943 года .

Подводная лодка «Щ-408» затонула после неравного боя с немецкими и финскими кораблями.

22 мая 1943 года с ее борта была передана последняя радиограмма, сообщавшая о вражеской атаке и полученных субмариной серьезных повреждениях. В радиограмме был указан район сражения – остров Вайндло в Финском заливе .

Это сражение длилось не более 10 минут . Субмарина, всплыв на поверхность, отвечала на вражеский огонь. Затем, передав радиограмму с просьбой о помощи, лодка совершила срочное погружение. Еще 2 суток экипаж продолжал борьбу за жизнь.

Присутствие кораблей противника экипаж лодки ощущал по шумам винтов и периодически сбрасываемым глубинным бомбам.

Когда поисковики погрузились на глубину 72 метра , то обнаружили, что все 3 люка, через которые можно было покинуть субмарину, не имеют видимых повреждений, но при этом они плотно задраены.

Это доказывает, что наши моряки-герои приняли осознанное решение не сдаваться врагу. Советская подлодка «Щ-408» с гордо поднятым боевым флагом ушла на дно.

5. Подводная лодка «Щ-210»

Летом 1983 года в 6,5 км от мыса Шаблер на глубине 60 метров был обнаружен корпус подводной лодки «Щ» X серии.

Так как «Щ-210» была единственной подводной лодкой данной серии погибшей в этом районе, то сомнений не осталось, что это именно она.

Известно, что в свой последний поход «Щ-210» вышла из Туапсе вечером 12 марта . Она должна была действовать на позиции №35 у мыса Шаблер, однако на связь подводная лодка лодка не выходила и в базу не вернулась.

В период с 15 по 26 июня 1987 года корпус «Щ-210» был обследован болгарскими специалистами.

По левому борту в районе центрального отсека имеется большая пробоина диаметром около 3,5 метров , которая образовалась в результате взрыва контактной противолодочной мины немецкого типа «UMA» (её якорь лежит примерно в 6 метрах левее кормы лодки).

На носовой горизонтальный руль левого борта намотана проволока – очевидно, зацепившийся за него минреп этой мины.

Крышки всех входных люков и торпедных аппаратов закрыты, оба перископа опущены.

Внутреннее водолазное обследование лодки не проводилось (из-за сильного течения от использования водолазов совсем отказались), поэтому находка «Щ-210» не дала ответа на вопрос о дате гибели субмарины.

Исходя из координат местонахождения лодки, характера повреждений и наличия рядом с корпусом субмарины якоря мины можно предположить, что «Щ-210» подорвалась на мине в период с 15 по 28 марта 1942 года .

Источник

Самые глубоководные подводные лодки мира

Большая часть мирового океана имеет среднюю глубину в 3 км, 12-ти километровая Марианская впадина была покорена полвека назад, однако современные военные подводные лодки, как правило, имеют предельную глубину погружения 500-600 метров. Почему же так?

Сегодня в мире существуют два рекорда по глубине погружения – в 1985 году советская атомная подводная лодка «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), которая погрузилась на 1027 метров.

Второй рекорд принадлежит российской глубоководной атомной подводной лодке «Лошарик», АС-12 или АС-31, которая была спущена на воду в 2003 году, но до сих пор многие данные по лодке засекречены. По одной информации «Лошарик» может погружаться до 6 км, по другой – до 3 км, но обе глубины – огромны.

Но эти две лодки – только исключение, подтверждающие правило – подводные лодки редко погружаются глубже 500-600 метров.

Чтобы понять, почему батискаф может, а лодка – нет, нужно понимать, что система погружения/всплытия у этих двух подводных аппаратов разная. Если у батискафа это балласт и запас воздуха, подцепляя балласт, батискаф погружается, отработав на глубине и отцепив балласт – всплывает. А вот подводной лодке необходимо многократно менять глубину нахождения под водой, и система с разовым балластом здесь не работает.

Потому подводная лодка имеет балластные цистерны , которые при погружении заполняются забортной водой, а при всплытии продуваются воздухом под давлением.

Так вот, если подводная лодка будет находится на слишком большой глубине, то давления сжатого воздуха не хватит для продувки цистерн , и лодка пойдет ко дну, вместо того, чтобы всплыть. И даже если ее не раздавит огромным давлением, то все равно экипаж обречен, и погибнет от нехватки кислорода.

Вот потому-то и нет глубоководных подлодок, и прочность корпуса здесь – вопрос второй.

Источник

Максимальная глубина погружения: водолаз, подлодка, батискаф

Мало кто задумывается о том, что тайны подводных глубин изучены мировой наукой немногим лучше, чем тайны ближнего космоса. Но для того, чтобы изучить глубоководный мир, необходимо обладать специальной аппаратурой и снаряжением, позволяющим погружаться в морские глубины. Какова же максимальная глубина погружения для современной техники? Давайте ознакомимся с научными данными по этому вопросу.

Наибольшая глубина погружения для водолазов

Подводный мир – не самая лучшая среда обитания для человека. Погрузившись в воду на глубину всего 1 метр, человек ощущает увеличение давления на свой организм. Вода плотно сдавливает тело, и дышать становится заметно труднее.

Работать на 5-метровой глубине могут только тренированные ныряльщики, а для покорения более глубоких слоёв воды требуется специальный водолазный костюм. Впрочем, некоторые дайверы могут погружаться на глубину в 100 метров и более в обычном костюме пловца и с аквалангом за спиной. Мировой рекорд такого погружения составил 320 метров. Именно на эту глубину опустился в 2005 году пловец-фридайвер из Франции Паскуаль Бернабе. С тех пор его рекорд не смог повторить ни один ныряльщик.

Что касается погружений в водолазном костюме, то здесь мировой рекорд тоже поставили французы. Это произошло в 70-х годах ХХ века, но подробности рекордного погружения до сих пор остаются государственной тайной Франции. Известно только, что водолазам из компании СОМЕХ, организованной известным исследователем морских глубин Жак-Ивом Кусто, удалось погрузиться на глубину около 700 метров. Рекорд был достигнут благодаря сложным дыхательным смесям и продуманному режиму погружения.

Максимальная глубина погружения подводной лодки

Возможность погружаться на большую глубину очень важна для подводных лодок, ведь она даёт возможность скрытно подобраться как можно ближе к противнику. Под толщей воды намного сложней засечь моторы лодки и поразить её торпедой. Поэтому между морскими державами постоянно идёт незаметное соревнование в создании глубоководных аппаратов, способных погружаться на большую глубину.

Первенство в этой области принадлежит нашей стране. В 1985 году был установлен мировой рекорд погружения для подводной лодки: субмарина проекта 685 «Плавник» смогла опуститься на глубину 1030 метров. Это была АПЛ «Комсомолец» под номером К-278, которая не только опустилась на глубину более километра, но и провела на этой глубине успешную стрельбу торпедами.

К сожалению, спустя четыре года эта лодка затонула в Норвежском море, по официальной версии – из-за пожара, возникшего на её борту во время плавания. Подробности и настоящие причины гибели субмарины «Комсомолец» остаются невыясненными до сих пор.

Наибольшая глубина погружения батискафа

Наиболее удобным аппаратом для изучения морских глубин до сих пор остаётся батискаф. От него не требуется хорошей плавучести, единственное требование – высокая прочность стенок, которые должны выдержать чудовищное давление огромной толщи воды.

Впервые на рекордную для человечества глубину, составляющую около 11 тысяч метров, опустился батискаф под названием «Триест», построенный учёными из США и Швейцарии. Акванавты пробыли на дне самой глубокой точки Марианской впадины всего 20 минут, а подготовка к погружению заняла около 8 лет. За это время был построен аппарат, толщина стенок которого составляла 1500 мм, а вес превышал 10 тонн. Рекордное погружение «Триеста» состоялось в 1960 году.

Спустя 52 года, в 2012 году, достижение было повторено американским кинорежиссёром Джеймсом Кэмероном. Аппарат, на котором он спускался, носит название Deepsea Challenger. Режиссёр совершил своё погружение в одиночку, при этом постоянно вёл съёмку и даже собрал на дне Марианской впадины образцы грунта.

Источник

Оцените статью