Пограничного сторожевого корабля океан проекта 22100 океан
Пограничного сторожевого корабля океан проекта 22100 океан
ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН» BORDER PATROL SHIP OF THE PROJECT 22100 «OCEAN»
ПОГРАНИЧНЫЙ СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 22100 «ОКЕАН»
В начале 2000-х годов встал вопрос о необходимости создания пограничного сторожевого корабля ледового плавания для использования в арктической зоне в целях защиты интересов нашей страны в высоких широтах. На тот момент ни Российская Федерация, ни другие государства, «положившие глаз» на природные ресурсы данного региона планеты, такими кораблями не располагали. В ту пору Северное ПКБ совместно с Пограничной службой ФСБ работало над определением концепции такого корабля. Предполагалось объявить тендер от ФСБ на разработку с участием СПКБ и других предприятий. По замыслу сторожевое судно ледового плавания должно самостоятельно идти во льдах толщиной как минимум до полутора метров и не должно оказаться «слабее» тех гражданских судов с ледовым усилением, которые возят грузы по Северному морскому пути (СМП). По мнению специалистов, двух типоразмеров таких судов вполне достаточно для обеспечения экономических интересов России и охраны ее морских границ по всему побережью Северного Ледовитого океана в пределах как минимум морской экономической зоны России. В настоящее время уже ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России. Корабль является многофункциональным, обладает высоким боевым потенциалом и способен участвовать в полномасштабных спасательных операциях. По совокупности технических характеристик (скорость – 20 узлов, ледовый класс, дальность плавания – до 12 тыс. миль, автономность – 60 суток) «Океан» не имеет аналогов. Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКр проектов 11351 и 97П. В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.
Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет. Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек. Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы. Петербургская фирма «Транзас» для корабля спроектировала и изготовила навигационно-тактический комплекс. Так же в «Транзасе» завершены работы и испытания комплексной системы видеонаблюдения для пограничного сторожевого корабля проекта 22100 «Океан». В рамках опытно-конструкторских работ были выполнены работы по проектированию и созданию морской и взрывобезопасной системы видеонаблюдения корабельного базирования, способной работать на 3 операционных системах: MS Windows, Linux и МСВС. Созданная система видеонаблюдения имеет широкий перечень аналитических функций, необходимых в судовых условиях, неограниченное число рабочих мест с правами разграничения доступа и способна работать с неограниченным количеством цифровых (IP) и аналоговых камер видеонаблюдения. Вся система построена на базе расширяемой сетевой структуры, встроена и интегрирована с бортовыми системами корабля. В 2012 г. Головной филиал «НПО «Винт» ОАО «ЦС «Звездочка» подписал контракт с Зеленодольскиим заводом им. А.М. Горького на поставку винтов регулируемого шага, подруливающего устройства специального исполнения и системы управления для пропульсивного комплекса на пограничный патрульный корабль 1-го ранга проекта 22100 «Океан» разработки ЦМКБ «Алмаз». Система управления, специально разработанная для данного корабля, обеспечивает комплексное управление ВРШ, главным двигателем, редуктором и электроприводом патрульного хода. В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии. В августе 2014 года Холдинг «Системы управления» (входит в «Объединенную приборостроительную корпорацию» Госкорпорации Ростех) завершил поставку уникального многофукнционального комплекса связи «Буран-6М» для головного пограничного сторожевого корабля нового поколения проекта 22100 «Океан». Автоматизированный комплекс связи «Буран-6М», установленный на «Океане», изготовлен на одном из предприятий «Систем управления» – НИИ «Нептун». Комплекс обеспечивает связь между кораблями в группе и береговыми пунктами управления, передачу данных на летательные аппараты корабельного и берегового базирования, прием и передачу файлов по радиоканалам, обмен данными с корабельной боевой информационно-управляющей системой, документированное ведение связи. В комплексе «Буран» внедрен режим «Привод» летательных аппаратов, который обеспечивает взлет и посадку корабельных вертолетов с учетом всех требований безопасности, принятых в гражданской и военной авиации. ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» 21 мая 2014 года спустили на воду головной пограничный сторожевой корабль «Полярная звезда» (заводской № 111) проекта 22100 «Океан». 22 мая 2015 года к Санкт-Петербургу подошел самый загадочный пограничный сторожевой корабль последних лет. Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году. Несмотря на санкции в отношении дизелей MTU, которые предполагалось ставить на эти корабли, планы их строительства сохраняются. В апреле 2015 года Федеральная служба безопасности (ФСБ) России заказала постройку двух пограничных сторожевых кораблей проекта 22100 «Океан» (заводские номера 112 и 113). Соответствующие заявки от имени войсковой части 55056 размещены на портале госзакупок. Корабли должны быть поставлены до 1 декабря 2019 года в Мурманск. Заказ оформлен в виде закупок у единственного поставщика. Общая сумма, отпущенная на оба корабля, составляет 17,32 миллиарда рублей. Корабли будут переданы в ведение Береговой охраны Пограничной службы ФСБ.
Построенный на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» головной пограничный сторожевой корабль проекта 22100 „Полярная звезда“ поступил на вооружение береговой охраны Пограничной службы ФСБ России. 17 декабря 2016 года в Кронштадте прошла торжественная церемония поднятия флага на новом корабле С напутственными словами и пожеланиями успехов в службе в этот день экипаж корабля приветствовали первый заместитель Директора ФСБ России – руководитель Пограничной службы Владимир Кулишов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Василь Шайхразиев, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“ Иван Егоров, генеральный директор АО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ Ренат Мистахов, генеральный директор АО „Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз“ Александр Шляхтенко, Постоянный представитель Республики Татарстан в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Ренат Валиуллин, а также представители проектной организации и военной промышленности.
28 января 2017 года в Мурманск к месту постоянного базирования прибыл головной пограничный сторожевой корабль 1-го ранга проекта 22100 (шифр «Океан») «Полярная Звезда». Корабль вышел из Санкт-Петербурга 17 января. На переходе личный состав провел плановые тренировки, занятия и корабельные боевые учения. По прибытии в Мурманск состоялись торжественные мероприятия, посвященные вхождению пограничного сторожевого корабля «Полярная звезда» в состав Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району.
28 апреля 2017 года на АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» (предприятие входит в группу компаний АО „Холдинговая компания «Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки второго из серии пограничного сторожевого корабля проекта 22100. В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Василь Шайхразиев, первый заместитель начальника Управления кадров Службы организационно-кадровой работы ФСБ России Сергей Шишкалов, заместитель руководителя Службы — руководитель департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, вице-адмирал Геннадий Медведев, первый заместитель командира войсковой части, генерал-майор Олег Колесник, заместитель начальника Управления ФСБ России по Республике Татарстан Олег Назаров, глава Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Александр Тыгин, исполнительный директор АО «Холдинговая компания» Ильшат Шагиахметов, генеральный директор АО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ Ренат Мистахов, главный конструктор проекта 22100 АО «Центральное морское конструкторское бюро „Алмаз“ Борис Лейкис и др.
На Международном Военно-морском салоне МВМС-2019 АО «Объединенная судостроительная корпорация» представило модель, а АО»Зеленодольский зaвoд имени A.M. Горького» информацию по экспортному варианту пограничного сторожевого корабля на базе проекта 22100 «Океан». Проектант: АО «ЦМКБ «Алмаз». ПСКР на базе проекта 22100 «Океан» предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством. Район плавания корабля – неограниченный.
СЕРИЯ • «Полярная звезда» (заводской № 111) закладка 30.05.2012, спуск на воду 21.05.2014, передан 15.12.16 • «Петропавловск-Камчатский» (заводской № 112), заложен 15.06.15, спущен 01.06.18 • заводской № 113 заложен 28.04.17
Стандартное водоизмещение около 2700 тонн длина, максимальная 91,80 м ширина, максимальная 14,80 м Усиленный ледовый класс. Мореходность неограниченная. Энергетическая установка состоит из германских дизельных двигателей MTU. Скорость полного хода более 20 узлов, Дальность плавания экономическим ходом до 12 000 миль, Автономность до 60 суток. Экипаж 41 чел.
76-мм универсальную автоматическую артиллерийскую установку АК-176М, 2 х 14,5-мм пулеметные установки Вертолет постоянного базирования класса Ка-27ПС в ангаре (возможно базирование БЛА Gorizont G-Air S-100) Автоматизированный комплекс связи «Буран-6М»
ДОПОЛНЕНИЕ: В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 «Рубин» (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ. Основным конкурентом «Рубина» на тендере был ПСКР проекта 22100 с двумя газовыми турбинами разработки ЦМКБ «Алмаз». По новой программе предполагалось строительство патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких судостроительных заводах.
А.В.Карпенко, ВТС «Бастион»
На одной из международных военно-технических выставок ЦМКБ «Алмаз» был предоставлен проспект пограничного варианта корабля проекта 22100. Но тогда были другие требования на этот корабль, и он имел намного меньшее водоизмещение, чем в настоящее время. А сам ПСКР очень напоминает проект 22500 аналогичного назначения разработки Северного ПКБ.
Источники: bmpd.livejournal.com/245083.html, http://bastion-karpenko.narod.ru/22100.html, www.oborona.ru, www.forss.ru/projects/shipbuilding/22100/, www.trancons.ru/news/2013_12_27, Лента.ру и др.
Источник
Сторожевой корабль проекта 22100 «Океан»
В конце мая на зеленодольском заводе имени А.Горького официально заложили головной корабль проекта 22100 — пограничный СКР первого ранга, получивший заводской номер 111. Он встанет в строй ФСБ РФ, а точнее, в ее погранслужбу. Стоит отметить, что подобных кораблей еще не строили в России даже для ВМФ РФ. Планируется, что корабли этой серии заменят устаревшие корабли, находящиеся сейчас в строю погранслужбы ФСБ, серии 97П и 11351. Разработка нового сторожевого корабля началась в 2009 году по заказу погранслужбы ФСБ, а полноценные работы над проектом начались в 2011 году.
Основное предназначение «Океана» — патрулирование и охрана российской морской границы, обеспечение экономических интересов РФ на море, контроль экономической зоны и вылова рыбы. Дополнительно корабль будет принимать участие в поисковых и спасательных операциях терпящих бедствие кораблей, катеров, лодок и летательных аппаратов. Оказывать помощь в тушении пожаров, сопровождении или буксировки морских судов, попавших в аварию, в безопасное место. Кроме этого, он будет задействован в выполнении различных задач специальных подразделений ФСБ на море и на суше. Основное предназначение в особый период – патрулирование и охрана пунктов и мест базирования кораблей ФСБ и ВМФ. Районы задействования корабля неограниченные, возможное применение корабля – северо-запад Тихого океана, северная морская граница РФ.
Корабль проекта «Океан» будет иметь водоизмещение 2.7 тысячи тонн, при его постройке будут использованы инновационные технологии. Завод имени А.Горького входит в состав компании «Ак Барс» и теперь начинает планомерное техническое переоснащение своих мощностей, открывает новые рабочие места, строит жилые дома и рабочие объекты. Главный конструктор нового сторожевого корабля ЦМКБ «Алмаз» утверждает, что этот корабль является самодостаточным проектом, а не переделкой из проектов кораблей для военно-морского флота, как это делалось раньше для других ведомств. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что надводные корабли для погранслужбы ФСБ и ВМФ — абсолютно разные проекты с разным предназначением. Подобных кораблей, которые бы совмещали в себе все необходимые функции и характеристики раньше никто не строил – большая скорость хода, возможности ледового хода, дальность действия почти 12 000 миль, автономность плавания до 2-х месяцев. Условия для жизни экипажа вышли на новый уровень комфорта, а возможности ледового хода стали практически неограниченными – до 80 сантиметров поверхности ледового поля. По техзаданию, первые корабли будут использованы по назначению на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Следующие корабли, возможно, будут общего назначения, ограничений использования у сторожевых кораблей класса «Океан» просто нет. Гарантийный срок эксплуатации нового корабля до 40 лет.
Основной заказчик — погранслужба ФСБ — не делал ограничений при выборе оборудования, требование было только одно — надежность корабля. Поэтому конструкторы выбрали для сторожевого корабля немецкие двигатели. Шлюпки, установленные в центральной части корабля, так же от германских судостроителей. Пожаротушение внешнего исполнения норвежского производства. Электронное оборудование и НТК от российского производителя «Транзас». Стоимость корабля пока не оглашается, как и точные технические характеристики.
Завод имени А.Горького, относящийся к компании «Ак Барс» победил на проводимом конкурсе по созданию нового сторожевого корабля. Остальные участники конкурса, это довольно известные предприятия, такие как «Звездочка», «Северная верфь» и «Невский завод».
Ориентировочно головной корабль под заводским номером 111 будет спущен на воду в 2014 году. Остальные корабли проекта 22100 пойдут по налаженному производству и будут собираться намного быстрее. Сейчас отрабатывается конструкторская и техническая документация всего проекта.