МОРСКАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ОХРАНА НА ЧЁРНОМ МОРЕ В 1930—1940-Х ГОДАХ
Военное строительство
Сутормин Владимир Анатольевич — сотрудник Института береговой охраны ФСБ России, капитан 2 ранга
(г. Анапа. E-mail: vasut63@mail.ru)
Морская пограничная охрана на Чёрном море в 1930—1940-х годах
Строительство советской морской пограничной охраны началось после передачи охраны границ РСФСР в ведение ГПУ постановлением Совета труда и обороны (СТО) от 27 сентября 1922 года и создания для этой цели специальной государственной службы — Отдельного пограничного корпуса войск ГПУ, в состав которого были включены соединения кораблей и катеров. Морским пограничникам удалось в течение короткого срока создать в целом пригодные для решения задач охраны морских границ флотилии на Севере, Финско-Ладожском участке, Чёрном и Каспийском морях1.
Однако структура морпогранохраны в составе флотилий просуществовала менее года. Правительство и руководство госбезопасности посчитали, что флотилии не в состоянии самостоятельно организовать охрану морских границ СССР. 12 октября 1923 года был издан приказ ГПУ № 418, которым Черноморская флотилия расформировывалась, вместо неё создавались 4 отдельных отряда судов погранохраны, непосредственно подчинённых представителям ГПУ соответствующих округов. Согласно приказу судовой состав морских частей сокращался, значительная часть кораблей и катеров, полученных ранее пограничниками от флота, возвращалась обратно.
В апреле 1924 года состоялось Всесоюзное совещание начальников пограничных частей, которое в своей резолюции в отношении охраны морских границ предложило «отрядные объединения сохранить. Отряды как административные единицы подчинить непосредственно начпогранчастей… Судовой состав рассредоточить, передав в оперативное подчинение прибрежных отрядов»2. В соответствии с приказом ОГПУ от 12 мая 1924 года черноморские отряды морпогранохраны были расформированы с прикреплением имевшегося корабельно-катерного состава к тем пограничным частям, на участках которых они действовали. Предполагалось, что такое решение позволит максимально эффективно использовать имевшийся судовой состав для охраны границы и будет способствовать улучшению взаимодействия с сухопутными подразделениями пограничных отрядов. Так, например, вместо расформированных штабов четырёх отрядов морской пограничной охраны Чёрного моря «для руководства морскими средствами погранохраны Одесского губотдела, Кубано-Черноморского отдела, Севастопольского окротдела и Азербайджанского чека» вводились должности морских инспекторов Черноморской погранохраны и погранохраны Азчека. Судовой состав отдельных отрядов Чёрного моря, как и морские инспекторы, теперь подчинялся соответствующим начальникам частей погранохраны3. Фактически же морские пограничные части были ликвидированы, основная часть кораблей и катеров возвращена Морским силам, ремонтно-эксплуатационная база отсутствовала. Как позднее констатировалось отделом морской пограничной службы, морпогранохрана превратилась в замкнутую узкотехническую организацию, обслуживавшую с моря нужды сухопутных пограничных отрядов.
Об этом времени бывший военный комиссар 19-го Очаковского, а затем 26-го Одесского погранотряда впоследствии генерал-лейтенант К.Ф. Телегин вспоминал: «Службу нести было тяжело. Отряд морской, а катеров не имел. Были у нас только старые посудины, на которых мы ходили в море, хотя плавать на них было рискованно, не говоря уж о преследовании нарушителей… Турецкие контрабандисты смеялись над нами. Подойдут близко к берегу и маячат перед глазами. А когда наши “черепахи” выйдут к ним, они помашут флагами или выстрелят вверх из ружья, дадут полный ход и поминай как звали… Отряд охранял участок огромной протяжённости от Каралино-Бугаза до Перекопа, кроме того, мы должны были проверять иностранные пароходы, заходившие в Одессу, Николаев, Херсон. Вся тяжесть службы легла на парусно-моторные фелюги “Валюта”, “Лена” и “Светлана”, которые, кроме дозорной службы, обеспечивали продовольствием, фуражом и другим имуществом комендатуры и заставы. При управлении отряда был ещё портовый катер “Вега”, который на ходу даже в небольшую волну зарывался носом и черпал воду. Тем не менее пограничники на нём отваживались выходить в море и даже задерживали нарушителей границы. В 1924 году в Одессу был переведён паровой крейсер “Ястреб” со скоростью до 10 узлов, а позднее также быстроходные катера, получившие номера ПК-10 и ПК-105, развивавшие скорость до 20 узлов. Кроме того пограничники использовали в службе по охране границы суда, которые конфисковывались при задержании нарушителей. На участке южного берега Крыма несла службу парусно-моторная фелюга, реквизированная у турецких контрабандистов. Ей пограничники дали название “Чекист”. На Евпаторийском направлении использовалась в службе парусно-моторная шхуна № 7, приобретённая таким же образом»4.
В середине 1920-х годов для материально-технического обеспечения пограничного корабельно-катерного состава в Севастополе была образована окружная база снабжения и ремонта, а в 1927—1928 гг. были сформированы Одесская, Севастопольская, Новороссийская и Батумская морские пограничные базы5, формально объединившие в своём составе пограничные суда, дислоцировавшиеся в зонах их ответственности. С созданием таких баз стал налаживаться судоремонт, но пограничные корабли и катера оказались в двойном подчинении: командиров баз, отвечавших только за правильную эксплуатацию судов, и начальников погранотрядов, в чьем ведении находилась охрана границы. Сами суда продолжали оставаться рассредоточенными без единого командования по всей границе.
В 1934 году произошло значительное преобразование органов государственной безопасности и входящей в их состав пограничной охраны. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года на базе Объединённого государственного политического управления был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. Для решения задач обеспечения безопасности страны в пограничной сфере в составе НКВД было создано Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО), начальником которого стал М.П. Фриновский6. В дальнейшем, до начала Великой Отечественной войны, управление, осуществлявшее руководство пограничной охраной, ещё дважды преобразовывалось: 29 сентября 1938 года — в Главное управление пограничных и внутренних войск (ГУПВВ), а 8 марта 1939 года — в Главное управление пограничных войск (ГУПВ) НКВД СССР7.
Поиск путей оптимизации структуры морских частей продолжался. На этот раз в середине 1930-х годов выбрали вариант создания дивизионов пограничных кораблей (катеров), организационно входивших в состав пограничных отрядов.
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
1 Из истории советских пограничных войск. Документы и материалы. 1921—1927. М.: ГУПВ КГБ при СМ СССР, 1963. С. 150.
2 Музей морских частей пограничных войск (ММЧПВ). Док. фонд. Оп. 2П-6. Д. 1. Л. 9, 10; Боярский В.И. Пограничный надзор на море: историко-документальный очерк. М.: Граница, 2006. С. 81.
3 Центральный пограничный музей ФСБ России (ЦПМ). Док. фонд. Оп. 11. Д. 19. Л. 38; Пограничные войска СССР. Сборник документов и материалов. 1928—1938 / Сост. Е.Д. Соловьев, А.И. Чугунов и др.; под общ. ред. В.А. Матросова. М.: Наука, 1972. С. 213, 214.
4 ММЧПВ. Док. фонд. Оп. 2П-6. Д. 1. Л. 16—19.
5 Там же. Оп. 1П-2. Д. 1. Л. 17.
6 Лубянка. ВЧК — ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ — МВД — КГБ. 1917—1960. Справочник. М.: МВД, 1997. С. 8.
7 ЦПМ. Док. фонд. Оп. 2. Д. 62. Л. 80, 112—114, 181.
Источник
Пограничные войска черное море
Морские части погранвойск КГБ СССР на Черном море располагали четырьмя отдельными бригадами пограничных кораблей (на 1990 год). Две базировались на Кавказском побережье (достались России), 5-я базировалась на Балаклаву и имела в своём составе наиболее мощные корабли, 18-я базировалась на Одессу — одесситы располагали многочисленными катерами.
Плавсостав погранчастей КГБ СССР
Крупные корабли
ПСКР класса «Альбатрос»
Крымские пограничники в Балаклаве располагали: двумя ПСКР — «Днепр» и «Измаил» (класса «Альбатрос»).
Пограничные сторожевые корабли (по Костриченко класс «Молния»)
«Гр. Куропятников» (постройки Ярославского ССЗ) проект 1241.2 ЧФ 5 ОБРПСКР. Вошёл в состав ВМС Украины «BG-50».
ПСКР — 813 (постройки Ярославского ССЗ) проект 1241.2 ЧФ 5 ОБРПСКР. Вошёл в состав ВМС Украины «BG-51 Полтава».
ПСКР — 815 «Гр. Гнатенко» (постройки Ярославского ССЗ) проект 1241.2 ЧФ 5 ОБРПСКР. Вошёл в состав ВМС Украины «BG-52».[1]
Сейчас в Новороссийске:
ПСКР — 811 «Орлан» 1241.2 ЧФ 21 ОБРПСКР.
ПСКР — 814 «Сарыч» 1241.2 ЧФ 21 ОБРПСКР.
ПСКР — 808 «Гриф» 1241.2 ЧФ 6 ОБРПСКР затем 21 ОБРПСКР.
«Гриф» перешел из 6-й в 21-ю бригаду в связи с переводом 6-й на Каспий, где корабли такого класса не нужны.
ПСКР П-906 (класс «Светляк»)
Единственный корабль — на Кавказе.
ПСКР-906 затем „Сочи“ (с 1996) заводской номер 803 Ярославский ССЗ спущен на воду 11.04.1991, введен в строй 8.02.1992
ПСКР на подводных крыльях класса «Антарес»(по-натовски «Муравей»)
Один из кораблей класса «Антарес»
На Кавказском побережье — три ПСКР на подводных крыльях: П-100; -101; -102 (класс «Антарес»)
В Балаклаве — четыре ПСКР класса «Антарес» (П-103; -105; -108; -115)
Пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проекта 205П (шифр Тарантул)
Пограничные сторожевые корабли (ПСКР) проекта 205П (шифр Тарантул, кодовое обозначение НАТО Stenka) — тип советских патрульных катеров. Проект разработан ЦКБ «Алмаз» в середине 1960-х годов на базе ракетных катеров проекта 205. В 1967—1989 годах в Ленинграде и Владивостоке было построено 137 единиц, в том числе 7 по экспортному проекту 02059 (3 для Кубы и 4 для Кампучии).
На Кавказе — семнадцать ПСКР класса «Тарантул»: П-616; -631; -637; -638; -641; -644; -649; -657; -659; -651; -660; -665; -695; -700; -715; -721; -723 (пр. 205П)
В Балаклаве — девять ПСКР класса «Тарантул» (П-623; -629; -630; -635; -636; -637; -642; -645; -722)
В Одессе — восемь катеров класса «Тарантул» (П-643; -648; -650; -652; -702; -705; -709; -720)
Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России — 38 единиц (не только на Чёрном море)
Пограничная служба Украины — 10 единиц
есть катера этого класса у Абхазии
до войны 2008 года были у Грузии
Пограничные сторожевые катера класса «Гриф»
Один из катеров класса «Гриф»
На Кавказском побережье — двадцать пограничных сторожевых катеров класса «Гриф»: П-109;-111; -126; -139; -275; -402; -500; -501; -502; -503; -510; -513; -516; -520; -525; -559; -553; -554; -563; -576; -577; -625: -626: -633
В Балаклаве — пять пограничных сторожевых катеров класса «Гриф» (П-125; -141; -508; -512; -534)
В Одессе — пятнадцать класса «Гриф» (П-517; -519; -526; -527; -528: -529: -531; -546; -547; -550; -555; -558; -562: -574; -579)
Мелкие катера и прочее
На Кавказе — три правительственные катера-яхты — «Кавказ», П-51, П-52.
В Балаклаве — три правительственные катера-яхты — «Крым», П-53, П-54
В составе Одесской бригады — около десятка водометных катеров на Дунае.
Источник
Российские войска на защите Чёрного моря. Чем ответить Западу?
Регион Черного моря имеет особое значение для стратегической безопасности нашей страны. В нем наблюдается повышенная активность зарубежных стран, потенциально угрожающая российским интересам. Для сдерживания иностранной агрессии и для ответа на актуальные угрозы в регионе создается и поддерживается развитая группировка, включающая все основные рода и виды войск и сил. В распоряжении командования Южного военного округа, отвечающего за защиту черноморского направления, имеются все средства для отражения атаки, нанесения ответных ударов, а также для стратегического неядерного сдерживания.
Направление Черного моря входит в зону ответственности ЮВО и войск из его состава. Прежде всего, защиту региона осуществляет Краснознаменный Черноморский флот – его надводные и подводные силы, а также береговые войска. Также вблизи Черного моря развернуты различные соединения других видов и родов, способные оказывать поддержку КЧФ и осуществлять защиту прибрежных районов. Таким образом, Россия может претендовать на первое место по размерам и мощи войск в регионе. Рассмотрим черноморское направление подробнее.
Краснознаменный Черноморский флот
На данный момент в списках КЧФ имеется более 75 кораблей, катеров и подлодок всех основных классов и типов. Часть этих боевых единиц находится на ремонте и модернизации, и пока не может участвовать в реальных операциях. Среди них единственный корабль 1 ранга – ракетный крейсер «Москва» (пр. 1164). Также на ремонте находятся сторожевик «Ладный» (пр. 1135) и единственная у КЧФ подлодка пр. 877 – «Красное Сормово».
На службе остаются пять сторожевиков трех разных типов, несущие ракетное, артиллерийское и торпедное вооружение. Среди них три новейших фрегата пр. 11356, вступившие в строй в 2016-17 годах. Имеются десантные силы в составе 7 БДК двух проектов, 1171 и 775, а также пяти катеров пр. 11770, 1176 и 02510. КЧФ является единственным эксплуатантом малых ракетных кораблей на воздушной подушке пр. 1239 – он имеет две такие боевые единицы. Также в строю имеется по два МРК проектов 1234 и 21631. Область ракетных катеров представлена пятью представителями пр. 1241. Несут службу 6 малых противолодочных кораблей пр. 1124М и пока единственный патрульный корабль пр. 22160.
Минно-тральные силы КЧФ включают 9 кораблей разных типов. В это число входят корабли как сравнительно старых проектов 1258 или 1265, так и представитель современного пр. 12700. Имеется четверка разведывательных кораблей нескольких проектов. Самый новый из них – «Иван Хурс» пр. 18280, вошедший в состав флота в прошлом году.
Подводные силы КЧФ включают убывшую на ремонт подлодку «Красное Сормово», а также шесть новейших ДЭПЛ пр. 636.3. Все эти корабли способны нести современное ракетное и торпедное вооружение. Особое значение имеет ракетный комплекс «Калибр-ПЛ», обеспечивающий возможность нанесения ударов по целям на оперативно-стратегической глубине.
Наконец, Краснознаменный Черноморский флот располагает развитой группировкой судов обеспечения всех необходимых типов, от танкеров и спасательных катеров до водолазных ботов и госпитальных судов.
Все корабли и суда КЧФ сведены в одну дивизию, семь бригад и три отдельных дивизиона. Флот располагает четырьмя пунктами базирования – Севастополь, Новороссийск, Феодосия и Донузлав. За счет этих военно-морских баз обеспечивается полная свобода действий кораблей и подлодок во всей акватории Черного моря и в ближайших регионах.
Защита с воздуха
С воздуха юго-западные рубежи России могут прикрывать несколько соединений из состава ВМФ и ВКС. Прежде всего, это морская авиация Черноморского флота. Ей принадлежат две авиабазы в Крыму – Кача и Саки. На аэродроме Кача базируется 318-й смешанный авиационный полк; в Саки стоит 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк. В распоряжении морской авиации КЧФ имеются самолеты и вертолеты нескольких типов. Для решения разных боевых задач используются бомбардировщики Су-24М, истребители Су-30СМ, а также противолодочные самолеты Бе-12 и вертолеты Ка-27. Имеется парк транспортной техники.
На черноморском направлении могут быть задействованы авиационные соединения 4-й Краснознаменной армии ВВС и ПВО. Непосредственно в Крыму базируется 27-я смешанная авиадивизия, включающая три авиаполка. 37-й смешанный авиаполк ВВС (база Гвардейское) эксплуатирует бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25СМ. На аэродроме Бельбек служит 38-й истребительный полк, в распоряжении которого имеются самолеты Су-27 нескольких модификаций и более новые Су-30М2. В г. Джанкой базируется 39-й вертолетный полк. В его эскадрильях имеются вертолеты типов Ка-52, Ми-28 и Ми-8АМТШ.
На некотором удалении от Черного моря, но в пределах боевого радиуса техники развернут целый ряд других авиационных соединений из состава 4-й армии ВВС и ПВО. При необходимости из близлежащих регионов могут выполнять боевую работу многочисленные истребительные, бомбардировочные, штурмовые и вертолетные полки и эскадрильи.
Практически по всему российскому побережью Черного моря развернуты те или иные сухопутные части. Прежде всего, это береговые войска КЧФ, основная масса которых сейчас сосредоточена в Крыму. Там имеется развитая сухопутная группировка, способная решать широкий круг задач разного рода в любых условиях. Несколько соединений базируются на территории Краснодарского края.
Одним из главных формирований береговых войск КЧФ является 126-я отдельная Горловская бригада береговой обороны, включающая танковые, артиллерийские, пехотные и иные батальоны. В Севастополе базируется 810-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты. В Темрюке, на побережье Азовского моря, служит 382-й отдельный батальон морской пехоты. На разных побережьях Черного моря находятся две ракетно-артиллерийские бригады, эксплуатирующие в том числе комплексы береговой обороны. В Крыму также есть 8-й отдельный артиллерийский полк прикрытия береговой линии. Там же находится 1096-й отдельный зенитный ракетный полк. Береговые войска КЧФ включают все необходимые подразделения разведки, РХБЗ и обеспечения.
В Новороссийске и Сочи расквартированы два зенитных ракетных полка из состава 51-й дивизии ПВО 4-й армии ВВС и ПВО. В Крыму размещены три полка 31-й дивизии ПВО с подчинением 4-й армии. На вооружении этих частей состоят зенитные комплексы разных типов, вплоть до систем большой дальности С-300ПМ и С-400.
В близлежащих регионах имеется большое число частей и соединений из состава других видов вооруженных сил и родов войск, подчиняющихся командованию ЮВО. При необходимости они могут оказывать поддержку береговым войскам КЧФ, однако на их переброску и развертывание необходимо некоторое время. Список частей и соединений, призываемых на помощь флоту, зависит от конкретных задач и угроз.
Доступная информация из открытых источников показывает примерный потенциал российских войск в черноморском регионе. Сразу понятно, что соединения ВМФ, береговых и сухопутных войск, ВВС и ПВО в случае открытого конфликта способны полностью перекрыть весь регион и предотвратить все основные угрозы со стороны вероятного противника. Для последнего создается т.н. зона A2/AD, в которой крайне затрудняется или исключается какая-либо эффективная военная деятельность.
Используя имеющиеся средства наземного, корабельного и авиационного базирования, российские вооруженные силы способны создать почти сплошное радиолокационное поле над Черным морем и частью близлежащих районов. Любая деятельность третьих стран не останется незамеченной, а агрессивные намерения будут вовремя вскрыты. В этом случае армия сможет отреагировать соответствующим образом.
Значительная часть акватории Черного моря перекрывают российские зенитные системы, расположенные в Крыму и на восточном побережье. Они создают высокоэффективную эшелонированную систему ПВО. За счет этого вероятность успешных действий боевой авиации или высокоточного вооружения противника резко снижается. В организации ПВО баз и корабельных соединений в море должны участвовать корабли с соответствующими аппаратурой и оружием.
Схожим образом дело обстоит с защитой юго-западных рубежей от надводных кораблей противника. Для борьбы с ними могут использоваться береговые ракетные и артиллерийские комплексы, а также авиационные ракеты или оружие кораблей и подлодок. Выведение подвижных носителей оружия на оптимальные рубежи способно обеспечить полное перекрытие всей акватории Черного моря.
КЧФ располагает широким спектром вооружений, пригодных для нанесения ударов по береговым объектам. Наибольший интерес в этой сфере представляют ракетные комплексы «Калибр» для подлодок и надводных кораблей. Крылатые ракеты этого семейства, предназначенные для ударов по стационарным целям, показывают дальность полета не менее 1500-2000 км. Благодаря этому такие ракеты могут поражать цели не только на берегах Черного моря, но и в более удаленных районах. По сути, «Калибры», имея выдающиеся характеристики, становятся эффективным инструментом неядерного сдерживания вероятного противника.
Краснознаменный Черноморский флот призван решать боевые задачи не только в Черном море, но и за его пределами. Именно это объединение отвечает за работу в Средиземноморье. Также возможны походы в более удаленные регионы. Выход кораблей и подлодок за пределы черноморского региона известным образом влияет на задачи флота и дает командованию новые возможности.
Так, было налажено присутствие кораблей российского ВМФ, в первую очередь из состава КЧФ, в Средиземном море. Помимо решения учебно-боевых задач флот неоднократно участвовал в реальных операциях. Так, в последние годы десантные силы КЧФ обеспечивают перевозку грузов военного назначения в Сирию. В дальнейшем боевые корабли КЧФ неоднократно обеспечивали противовоздушное прикрытие портов и прибрежных районов Сирии. Также боевые единицы КЧФ наносили удары по объектам террористов с применением высокоточного вооружения.
Сила стратегического значения
Согласно открытым данным, на Черном море и в ближайших регионах сосредоточена достаточно крупная группировка сил российской армии, в составе которой представлены все основные рода войск. Это позволяет защитить стратегически важное юго-западное направление от агрессивной деятельности вероятного противника.
В случае реального вооруженного конфликта черноморская группировка и другие войска ЮВО, используя имеющиеся средства и вооружения, способны нанести противнику неприемлемый урон. Очевидно, что такие столкновения приведут и к потерям с нашей стороны. Однако попытка решения боевых задач в защищаемом черноморском регионе слишком дорого обойдется противнику, причем во всех сферах – в первую очередь, в авиации и надводных кораблях.
При необходимости корабли и подлодки, а также морская авиация КЧФ могут решать задачи за пределами Черного моря. В некоторых условиях такая работа может быть связана с сокращением общего потенциала и появлением существенных рисков – все это следует ожидать в связи с удалением от баз и сухопутных объектов армии.
В существующем виде российские войска на Черном море и вблизи него представляют собой серьезную силу, способную противостоять разным противникам. Однако текущие успехи не дают повода останавливать ее развитие. Черноморский регион представляет интерес для разных стран, часть которых относится к России недружелюбно. С учетом риска возможного активного противостояния на Черном море следует продолжать развитие как Черноморского флота, так и других войск, способных работать в регионе. Это позволит сохранить боеспособность на должном уровне, соответствующем требованиям времени, а также удержать потенциального противника от необдуманных действий.
Источник