Поиск сокровищ черного моря

Какие же сокровища покоятся под волнами Черного моря? Затонувшие корабли.

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек — почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море — настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители.

— Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, — говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. — Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна — 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники — роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. — Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, — говорит Сергей Воронов. — Надеемся, что в этом году нам повезет.

Тонны драгоценных слитков
— Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, — рассказывает Сергей Воронов. — Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Читайте также:  Комнату у моря проекты

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
— Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, — рассказывает Сергей Воронов. — Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI — XII веке, но и весь груз.

— Даже дерево на нем не повреждено, — рассказывает Воронов. — Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. — Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, — делится планами Сергей Воронов. — Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

— Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, — рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. — Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
— Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, — рассказывают севастопольские дайверы. — Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел — затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты.

Источник

Металлоискатели в России / Только белая техника!

КОМПАНИЯ

УСЛУГИ

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

Золото Черного моря

Даже сейчас, погружаясь с маской и трубкой, разглядывая подводное царство Черного моря сквозь колючие водоросли, из-под которых выглядывают крабы и прочие морские обитатели, хочется найти клад.

Во все времена через бушующее море на земли Тавриды шли корабли. Черное море не всегда спокойно, здесь бушуют постоянные шторма и корабли бесследно уходят в морскую пучину. У берегов Крыма достаточно затонувших кораблей, и вместе с их останками живут мифы о затонувшем золоте.

Сказка о «Черном принце»

Я не буду рассказывать о нем много. Подробности и целый экскурс по этой легенде я уже давала в специальной статье. Если вкратце, то во времена Крымской войны и первой обороны Севастополя, в Балаклавской бухте затонул британский фрегат. По по некоторым данным, он ушел на дно вместе с 200 000 фунтами стерлингов золотом. Реальность же оказалась не столь обнадеживающей: в 2010 году в бухте после обнаружения «типового корабля», археологи отыскали десятки вещей — вероятнее всего, c «Черного принца»: пушечные ядра, медицинскую утварь (корабль перевозил полевой лазарет), деталь от парового двигателя британского производства. Не нашли только легендарные бочонки с золотом.

Севастополь, Балаклавская бухта

Однако старожилы Балаклавы говорят, что огромное количество золотых монет нашли простые дайверы, которых больше здесь никогда и никто не видел. Судите сами, может, не там ищем?

Византийский купец

В 2006 году вблизи поселка Форос украинские археологи организовали масштабную экспедицию по исследованию Черного моря. В итоге ученые наткнулись на интересную вещь. На глубине 124 метра исследователи засекли через объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, торчащую из ила мачту. Ученые поначалу не поверили своим глазам, ведь никаких исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось.

Во время экспедиции удалось поднять на поверхность часть деревянной доски. Анализ в лабораторных условиях позволил определить предварительную датировку – 1120-1190 гг. С уверенностью 80% можно утверждать, что это византийский корабль.

Судно было обнаружено при помощи телеуправляемого подводного робота «Софокл-1».

Еще большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже весла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует особая концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниет, но даже бумага и папирус сохраняют свой изначальный вид.

В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае, стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

Останки византийского судна.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья были обнаружены останки 494 затонувших кораблей, в том числе 40 древнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными!

Ответ на вопрос поднятия судна будет решаться этим летом. Ученые сегодня в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи, можно только предполагать.

Награбленное немцами

В апреле 2017 года подводно-исследовательской группой у берегов Евпатории на глубине 90 метров был найден пароход Boy Feddersen.

Поисками корабля дайверы занимались почти 25 лет. По предварительной информации, на борту найденного судна находятся золотые слитки и антиквариат, который нацисты собирались вывезти из Крыма.

Гидроакустическое сканирование дна поможет исследователям получить больше информации о находке. После этого водолазы спустятся на борт затонувшего корабля и смогут своими глазами увидеть таинственные трюмы с сокровищами.

Уже сейчас известно, что на борт Boy Feddersen были свезены самые ценные экспонаты из всех музеев полуострова Крым. А стоимость их измеряется в сотнях миллионов долларов.

У корабля Boy Feddersen интересная биография.

Изначально это судно было построено в 1914 году в Германии под названием Anhalt. В 1919 году оно была передано англичанам по мирному Версальскому договору, по которому все вооружение Германии должно было быть передано союзникам Антанты. После того, как англичане продали корабль испанцам, те переименовывали его в Aya-Mendi. Потом немцы выкупили его обратно. В итоге пароход приобрел СССР, дав ему название «Харьков». Позже, после наступления немцев на Севастополь, он был поврежден. Немцы его восстановили и назвали Boy Feeddersen. В свой последний рейс он вышел в акваторию Черного моря в 1943 году, когда немцы спешно отступали и пытались забрать с собой все ценности, которые «приватизировали» за время оккупации полуострова.

Корабль был атакован советской авиацией и быстро пошел ко дну. Долгих 74 года прошло с тех пор, как удача улыбнулась дайверам. Будем следить за новостями! Надеюсь, после детального исследования парохода, мы будем приятно удивлены.

Пароход «Ленин»

Самая масштабная катастрофа XX века на Черном море: в 1941 году этот пароход затонул у мыса Сарыч. Погибли около 5 тысяч человек.

Построен был пароход для России в нынешнем Гданьске, в прошлом — на немецкой верфи, в 1909 году. Назвали его «Симбирск» и отправили на Владивосток для осуществления перевозок в Японию и Китай. В 1923 году пароход был переименован в «Ленин» и направлен в Крым. Там он курсировал между Одессой и Новороссийском, осуществляя пассажирский перевозки.

В свой последний рейс «Ленин» отправился из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года. На борту были эвакуированные жители и запасы сахара.

22 июля на капитанский мостик поступило сообщение о возвращении в порт Одессы. Там в трюмы погрузили 350 тонн цветного метала в слитках. Испуганные жители осажденной Одессы просились на пароход. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход «Ленин» одних только пассажиров принял на борт, по оценкам, около четырех тысяч человек.

24 июля забитый пассажирами до отказа пароход вышел из порта в направлении Мариуполя. В то время вся акватория возле Крымского полуострова была заминирована Черноморским флотом. Так что пароход «Ленин» сопровождали пароход «Ворошилов» и теплоход «Грузия». Выйдя из Казачей бухты в Севастополе, они отправились дальше.

В полночь, уже у мыса Сарыч, на пароходе «Ленин» в носовом отсеке произошел взрыв. Пароход стал оседать носом вниз, и в итоге ушел в пучину моря за 7 минут. Точное количество спасенных и погибших до сих пор не известно.

Официальной причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из за ошибок в расчетах во время управления судном. Лоцманы своей вины не признали. Тем не менее, лейтенант Свистун был разжалован и расстрелян, а старший лейтенант получил восемь лет с отбыванием наказания после войны.

Но есть еще одна предполагаемая причина: в то время на Черном море курсировала румынская вражеская подводная лодка.

Точно выяснится причина гибели судна только тогда, когда его поднимут или тщательно исследуют.

В 2009 году по инициативе Севастопольского гидрологического центра была организована экспедиция к месту крушения. С помощью подводного аппарата на глубине 97 метром был найден пароход.

Корма затонувшего парохода «Ленин», капитанский мостик.

Насчет подъема пока ничего не известно, будем ждать новостей.

На дне Черного моря, еще столько неизученных мест! За огромную историю существования Крыма, постоянных войн, проходивших здесь, и глобальных переселений народов. Столько неизведанного скрывается под тоннами воды, что трудно представить, сколько людей и техники погибло на этом, бушующем море. И наверняка на дне есть еще сокровища, которые дожидаются своих первооткрывателей!

Источник

Трагические сокровища Чёрного моря

Спустя два десятка лет поисков военные Минобороны и специалисты Центра подводных исследований РГО обнаружили на дне Чёрного моря печально известный теплоход «Армения». Судно лежало на глубине полутора километров в 15 морских милях от Ялты. По разным оценкам на борту погибло от 6 до 10 тысяч беженцев и раненых. Но помимо затопления «Армении» Чёрное море знало множество кораблекрушений в разные века.

Античные времена и Средневековье

Одно из самых древних документально подтверждённых кораблекрушений на Чёрном море произошло во времена правления царя Митридата VI Евпатора – примерно в 63 году до нашей эры.

В 2012 году в Таманском заливе был найден военный корабль, на котором изображены полумесяц и пятилучевая звезда – эмблема династии Митридата VI Евпатора.

– Из трудов древнегреческого философа Плутарха мы узнаём, что в 63 году до нашей эры в греческой колонии Фанагории – на Таманском полуострове – вспыхнуло восстание против Митридата Евпатора. Он послал туда два военных корабля. Один из них восставшие сожгли и потопили в гавани Фанагории. Спустя две тысячи лет именно этот корабль был найден археологами, – рассказывает директор филиала «Музей подводной археологии» Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.

Корабль, длина которого составляет 23 метра, найден лежащим на глубине порядка 2 тысяч метров в 80 километрах от города Бургас. Археологи уже назвали находку самым древним нетронутым затонувшим кораблём за всю историю исследований. Фото: BLACK SEA MAP/EEF EXPEDITIONS

Фанагорийская экспедиция Института археологии РАН провела тогда серьёзные исследования. Специалисты просканировали морское дно в Таманском заливе, приборы зафиксировали неестественные структуры дна, после чего археологи смогли раскопать древний корабль. Благо глубина была небольшая – всего около 3 метров.

В генуэзских архивах учёные нашли документ, в котором описывалось морское сражение генуэзского корабля и пизанской галеры недалеко от современного Судака. Битва состоялась 14 августа 1277 года, в результате пизанская галера была потоплена. И кстати, археологи также нашли этот корабль и часть груза и итальянского оружия в 60-х годах прошлого столетия.

Губительный шторм

Конечно, больше всего кораблекрушений и человеческих жертв на море приносят войны. Акватория Чёрного моря много раз была театром военных действий. Вот только подчас природная стихия приносит противоборствующим сторонам больше урона, чем любое сражение.

«Ночью 14 ноября 1854 года, в самый разгар Крымской войны, в Чёрном море разразилась небывалая по силе буря, которая едва не погубила все морские силы английских, французских и турецких союзников. В ту ночь у побережья Евпатории, Балаклавы и в устье речки Качи затонуло в общей сложности 60 кораблей – треть всего союзнического флота».

Виктор Вахонеев
директор филиала «Музей подводной археологии» Черноморского центра подводных исследований

Точное количество жертв урагана никому не известно, но по самым скромным подсчётам стихия оборвала жизни 2,5 тысячи человек.

Российский император Николай I, узнав о катастрофе, воскликнул: «Ещё одну такую бурю, и союзники убрались бы из Крыма!»

Золотая лихорадка «Принца»

Среди затонувших кораблей был и британский парусно-винтовой фрегат «Принц» (также известен как «Чёрный принц»), который нашёл свой конец под Балаклавой. По одной из версий, фрегат вёз золото для выплаты жалования войскам. На борту было почти 60 миллионов франков в драгоценном металле.

После окончания Крымской войны золото искали экспедиции из Франции. В 1875 году, когда уже был создан водолазный скафандр, французские водолазы обшарили дно Балаклавской бухты и все подходы к ней. Нашли больше десяти затонувших кораблей, но «Принца» среди них не оказалось. О фрегате на время забыли. Но в 1922 году один ныряльщик-любитель из Балаклавы достал со дна моря у входа в бухту несколько золотых монет. Страсти вокруг «золотого Принца» закипели вновь.

«Принц». Фото: Архивное фото

Дорогостоящие экспедиции из Италии, Японии и СССР обшарили всё дно возле Балаклавы, подняли на сушу десятки кусков железа, часть обшивки борта с тремя иллюминаторами, несколько неразорвавшихся бомб, медные обручи от бочек и много других вещей из металла – но несметных богатств никто так и не нашёл.

Лишь в 2010 году дайверы и археологи отыскали останки «Принца» и некоторые предметы, которые перевозил корабль. Никакого золота не было.

Странно то, что сокровища искали многие страны на протяжении десятков лет, но не сама Британия. Вероятно, англичане с самого начала знали: слухи о бочках с золотом – миф. Но, видимо, предпочли молча наблюдать за потугами горе-экспедиций.

Великая Отечественная война

С 1941 по 1945 год вблизи берегов полуострова затонули сотни судов и подводных лодок СССР и Германии. Кроме упомянутой «Армении» много жертв принесла и трагедия с пароходом «Ленин». 22 июля 1941 года пароход, под завязку заполненный эвакуированными людьми, отправился из Одессы в Мариуполь. Из-за поломки судно зашло в Севастополь, откуда 27 июля вышло в свой последний рейс.

В районе мыса Сарыч «Ленин» подорвался на советской мине и через несколько минут затонул. Погибло от 700 до 2,5 тысячи человек.

Местонахождение «Ленина» ещё в начале 2000-х знали местные дайверы. Тем не менее точную локацию корабля определила в 2006 году украинско-американская подводная археологическая экспедиция. При участии американца Роберта Балларда – того самого, что нашёл «Титаник», – специалисты хотели отыскать как раз «Армению», но наткнулась на теплоход «Ленин».

Гибель «Адмирала Нахимова»

Самая крупная катастрофа на Чёрном море в мирное время произошла относительно недавно – 31 августа 1986 года. В тот день в 13 километрах от морского порта Новороссийска столкнулись пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» и балкер «Пётр Васёв».

Вечером 31 августа «Адмирал Нахимов» вышел из Новороссийска в Сочи. Вблизи мыса Дооб его курс пересекался с сухогрузом «Пётр Васёв», который должен был пропустить пассажирский пароход.

Капитан «Васёва» рассчитал, что, не изменяя курс и скорость, суда разойдутся на расстоянии чуть меньше километра. Но второму помощнику капитана «Адмирала Нахимова» приближение «Васёва» показалось опасным, и он стал постепенно поворачивать корабль на малые углы.

«Адмирал Нахимов». Фото: Анастасьев Н./Фотохроника ТАСС

Капитан «Васёва» вёл судно исключительно по приборам, которые не зафиксировали изменение курса «Адмирала Нахимова». Только в 23.05 капитан балкера, наконец, отвёл взгляд от экрана станции автоматической радиолокационной прокладки и увидел, что корабли сближаются. Оценив реальную ситуацию, он стал чересчур медленно сбавлять скорость. Лишь за три минуты до столкновения была отдана команда «полный назад». По инерции «Пётр Васёв» продолжал идти вперёд и ударил «Адмирала Нахимова» в правый борт. В результате «Нахимов», перевернувшись на правый борт, затонул за 8 минут. На судне находились 1243 человека, 423 из них погибли.

Революция в экспедициях

За последние десятилетия появился огромный арсенал точного технического оборудования, которое позволяет найти практически любой объект под водой. Гидрофизические аппараты посылают акустическую волну, которая отражается от дна и объектов на ней, а затем возвращается на передатчик. Таким образом можно фактически «видеть» дно с помощью 3D-модели.

Современные исследовательские корабли имеют и магнитометр. Он способен определить скопление метала на большой глубине.

Поиск затонувших объектов выглядит следующим образом: экспедиция прочёсывает квадрат за квадратом в море. Гидрофизические аппараты определяют неестественные изгибы морского дна. Затем магнитометр подтверждает, что объект металлический. И после уже к нему направляют подводный аппарат или водолазов. Именно так и нашли «Армению» да и много других судов.

«Армения». Фото: 1936 год. Архивное фото

Именно поэтому многие из потопленных в Великую Отечественную войну и в более ранний период кораблей были найдены только в наше время, когда около 15 лет назад в Чёрном море стали применять новейшее оборудование.

Тем не менее в поиске объектов на Южном берегу Крыма есть особая сложность – гористое морское дно. Главная гряда Крымских гор продолжается и под водой на несколько километров, а это серьёзно затрудняет исследование.

Найти корабль на ровном дне просто. Другое дело, когда дно скалистое. Здесь нужны особые способы обследования, детализированные 3D-модели дна, крупные, прочные, длинные лебёдки. Да и глубина на ЮБК солидная. Поэтому подводники чаще всего лишь исследуют обломки судов, субмарин или самолётов, ведь поднимать объекты с морского дна просто экономически невыгодно.

Читайте также
  • Корсарский интернационал Екатерины II
  • 06 июля 2020 Елена Прудникова
  • Тайна операции «Азориан»
  • 15 июня 2020 Владислав Шурыгин
  • Два брата, два капитана
  • 30 июня 2020 Кирилл Назаренко
  • Пакт Молотова – Риббентропа: возвращение исторической памяти
  • 06 июня 2020 Дмитрий Родионов

Фото на обложке: Yulii Zozulia/Ukrinform/Barcroft Media/Getty Images

Источник

Оцените статью