Поиск спасение людей море

Поиск спасение людей море

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Управление судном и безопасность мореплавания

20.05.2015 22:01
дата обновления страницы

Оказание помощи на море и особые случаи на судах Дата создания сайта:
1 6 / 04 /20 07

Спасение людей на море

Спасание подразделяется на поиск и спасение. Оно может быть прибрежным, морским и океанским. В поиске и спасении принимают участие как специализированные морские и воздушные суда, так и привлекаемые морские суда всех ведомств, в том числе и транспортные. Способ спасения людей определяется на месте капитаном судна-спасателя.

Для спасения людей, в том числе из воды, используют коллективные средства спасания (катера, шлюпки, плоты). Их нужно подводить или подбуксировать к борту аварийного судна как можно ближе.

При пожаре на судне к людям, находящимся в воде, рекомендуется подходить с наветренной стороны, а к надувным плотам — с подветренной. При спасательных работах в штормовых условиях, когда необходимо сгладить волны, применяют растительные масла и животные жиры. Нефтепродукты для этих целей применять запрещено, но если возникает крайняя необходимость, как исключение, можно использовать смазочные масла.

На аварийном судне посадку людей в спасательные средства коллективного пользования производят с помощью имеющихся на судне всех видов трапов (парадные, штормтрапы, шлюпочные и т. д.), спасательных шкентелей с мусингами, растительных и стальных сеток. Эти же спасательные средства применяются и, для подъема людей на судно-спасатель, дополнительно используют грузовые устройства (краны, стрелы, для подъема сеток с людьми).

К индивидуальным спасательным средствам относятся: спасательные нагрудники, жилеты, гидрокостюмы, спасательные круги, аварийные буйки, представляющие собой пробковые поправки, а при необходимости применяются все подручные средства и материалы, способные плавать, на которых люди, находящиеся в воде, могут держаться: бочки, бидоны, пробковые матрацы, спасательные скамейки, аварийные брусья, пробки и т. д.

Рис. 216. Маневрирование способов «Вильямсона»

Спасенных, нуждающихся в медицинской помощи, желательно доставлять на судно, где имеется судовой врач. К спасенным нужно относиться очень тактично и внимательно, помня, что они перенесли нервное потрясение. Так те, кому нужна госпитализация, при первой возможности должны быть отправлены на берег. Потерпевших, если они в состоянии отвечать, следует опросить об общем количестве людей на борту аварийного судна, о возможности наличия неучтенных потерпевших и об их месте нахождения. Они должны сообщить свои хронические заболевания. Сразу после завершения спасательной операции об этом уведомляются все суда, принимавшие участие в ней, и сообщается в пароходство и ближайший порт/ высадки о спасенных: название судна, порт приписки и назначения, число спасенных людей, их физическое состояние и потребность в медицинской помощи.

Спасение упавшего за борт человека — обязанность каждого члена экипажа. В Уставе службы на судах (ст. 100) записано, что капитан обязан принять все меры к спасанию человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как убедится, что поиск безрезультатен.

Если падение человека за борт было замечено, то немедленно застопорить машину, переложить руль на тот борт, с которого упал человек, выбросить спасательный круг с светящимся или светло-дымящимся буйком, объявить тревогу «Человек за бортом», выставить наблюдателя за упавшим человеком, вызвать капитана и по его указанию объявить, какую шлюпку готовить к спуску. Управление судном переводится на ручное, днем поднимается флаг «О» (Оскар) по МСС-65. С крыла ходового мостика выставленные наблюдающие флажком или руками показывают направление на упавшего за борт человека.

Вахтенный помощник капитана не всегда может увидеть падение человека за борт. В этом случае приходится осуществлять поиски человека спустя некоторое время после его падения в воду.

Маневрирование судна для возвращения к месту падения человека в воду зависит от конкретных условий плавания. Рекомендуется использовать два способа поворота.

Рис. 217. Маневрирование способом «Координат»

«Способ Вильямсона» (рис. 216) — поворот в сторону упавшего на заданный угол а с последующей перекладкой руля на противоположный борт до возвращения на контркурс. Угол а для каждого типа судна свой. Поэтому в таблице маневренных элементов судна нужно иметь схемы маневрирования при падении человека за борт, где указываются величины углов аир, определенные расчетно-опытным путем для судна в грузу или балласте.

Рис. 218. Схема поиска по секторам одним судном

«Способ координат» (рис. 217) — поворот в сторону упавшего на рассчитанный угол р = 240° с выходом на новый курс ИКл = ИК + р.
Следуя контркурсом, подходят с наветренной стороны к человеку, находящемуся в воде, и организуют его спасение.

К спасательной шлюпке, объявленной к спуску, выходят члены экипажа, расписанные по тревоге «Человек за бортом». Старший помощник капитана непосредственно руководит спуском шлюпки на воду и подъемом ее на борт. Командир шлюпки (обычно второй помощник) с биноклем и переносной радиостанцией УКВ, старшина шлюпки со спасательным кругом с линем, судовой врач с аптечкой и члены экипажа согласно судовому расписанию в спасательных жилетах берут с собой запасной спасательный жилет, теплое одеяло (одежду) и садятся в шлюпку.

Иногда суда привлекают к поиску объекта или человека в указанных координатах. Для достижения этой цели разработаны и рекомендованы типовые поисковые схемы.

Схема поиска по секторам. Схема поиска одного судна в особых обстоятельствах применяется, когда положение объекта известно в узких пределах и судно ведет поиск по лучам от исходной точки в небольшом районе вероятного нахождения объекта. Выполнение поиска начинается с наиболее вероятного исходного положения. Все повороты судна выполняются вправо на 120°. Эта схема дает высокую степень вероятности обнаружения. По окончании первой стадии поиска следует развернуть схему на 30° вправо и продолжить поиск (пунктирная линия) и т. д. (рис. 218).

Средства для чистки катеров

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

Чистка инжектора, форсунок

Очистка инжектора, форсунок

Источник

ПОИСК И СПАСЕНИЕ НА МОРЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ

Морские традиции, Международные соглашения и законодательства большинства морских государств вменяют в обязанность каждому моряку выполнить благородную задачу оказания помощи людям и судам, терпящим бедствие.

Оказание помощи судам, терпящим бедствие, осуществляется в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), Уставом службы на судах, Уголовным кодексом РФ, международными конвенциями и соглашениями Правительства Российской Федерации с иностранными государствами о сотрудничестве,
при спасании человеческих жизней на море. =

Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. была одной из первых конвенций, разработанных Международным морским комитетом. Она вступила в силу уже в 1913 г. и вплоть до недавнего времени являлась одной из универсальных конвенций в области международного частного морского права. В 1967 г. был принят протокол к Конвенции, предусматривающий распространение ее норм на случаи спасания военных и других государственных судов, а также на случаи спасания этими судами других судов. Россия (СССР) стала участницей Конвенции в 1926 г., а в Кодекс торгового мореплавания были внесены правила, основанные на этой Конвенции. Конвенция в основном регулирует имущественные отношения при спасении и устанавливает порядок и размер вознаграждения за спасение.

Ст. 2. «Никакого вознаграждения не полагается, если оказанная помощь осталась без полезных последствий». Отсюда основополагающий принцип: «без спасения — нет вознаграждения» (no cure — no pay).

Ст. 9. «Не полагается никакого вознаграждения от спасенных людей без того, чтобы нарушались предписания национальных законов по этому предмету». Во всех последующих международных и в подавляющем большинстве национальных законодательных актах вознаграждение за спасение людей не предусматривается, но спасатели людей могут рассчитывать на справедливое вознаграждение, если при этом было спасено имущество (судно, груз или его часть), даже другими спасателями, но при этой же аварии. В некоторых же странах, например, Нидерландах и Италии, национальное законодательство предусматривает вознаграждение и за спасение людей: 300 гульденов и 160 тыс. лир за каждого человека соответственно, которое уплачивает владелец аварийного судна.

Ст. 11. «Каждый капитан обязан, насколько он может это сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров, оказать помощь всякому лицу, даже враждебному, встреченному в море в опасности погибнуть».

Ст. 12. «. стороны, законодательства коих не карают за нарушение предшествующей статьи, обязываются принять или предложить своим надлежащим законодательным учреждениям надлежащие меры к тому, чтобы это нарушение было наказано».

В Правиле 10 главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Конвенция СОЛАС-74) говорится следующее:

a) «Капитан судна, находящегося в море, получив из любого источника сообщение о том, что судно, летательный аппарат или их спасательная шлюпка или плот терпят бедствие, обязан полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие, сообщив, если это возможно, им об этом. Если он лишен возможности сделать это или в силу особых обстоятельств случая считает ненужным или из­лишним следовать им на помощь, то он обязан сделать в судовом журнале запись о причине, в силу которой он не последовал на помощь людям, терпящим бедствие.

b) Капитан судна, терпящего бедствие, посоветовавшись, насколько это возможно, с капитанами судов, ответившими на его призыв о помощи, имеет право выбирать одно или несколько из этих судов, которые, по его мнению, более способны оказать помощь, и долг капитана судна или капитанов выбранных судов, помощь которых запрошена, — подчиниться такому выбору, продолжая полным ходом следовать на помощь людям, терпящим бедствие.

c) Капитан судна освобождается от обязанности, налагаемой пунктом «а», когда он узнал, что не его судно, а другое выбрано и подчиняется такому выбору.

d) Капитан судна освобождается от обязанности, налагаемой пунктом «а», а если его судно было выбрано, то и от обязанности, налагаемой пунктом «b», если он получил сообщение от людей, терпящих бедствие, или от капитана другого судна, прибывшего к таким людям, что помощь больше не нужна».

КТМ РФ (1999 г.):

Статья 62. Обязанность оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.

«1. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.

2. За нарушение обязанности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ.»

Статья 83. Привлечение судов к спасанию людей и судов.

«По требованию капитана морского порта находящиеся в порту суда обязаны участвовать в спасании людей и судов, терпящих бедствие в пределах акватории порта.»

Статья 346. Спасание людей

«1. Никакого вознаграждения от спасенных людей не полагается.

2. Спасатели людей, которые приняли участие в оказании услуг в связи с происшествием, вызвавшим необходимость спасания, имеют право на справедливую долю в сумме, присужденной спасателям за спасение судна или иного имущества либо предотвращение или уменьшение ущерба окружающей среде.»

Устав службы на судах:

п. 102. «При оказании помощи терпящему бедствие судну капитан обязан принять все меры для спасения людей; меры к спасению груза и другого имущества капитан может принять лишь с согласия капитана судна, терпящего бедствие, который должен подписать договор о спасании».

п. 104. «Если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, капитан обязан принять все возможные меры к тому, чтобы получить помощь от другого судна, по возможности российского»

п. 105. «В случае столкновения с другим судном капитан обязан:

1) запросить, не требуется ли помощь, и при необходимости оказать ее, если это не грозит серьезной опасностью своему судну, экипажу и пассажирам».

п. 106. «Если по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он обязан принять все меры к спасению находящихся на судне лиц. После принятия всех мер к спасению пассажиров капитан дает приказание судовому экипажу оставить судно. При спасении людей капитан обязан обеспечить спасение в первую очередь детей, больных, женщин и престарелых. Капитан оставляет судно последним. ».

Уголовный Кодекс Российской Федерации (1996 г.):

Глава 27. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

«Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, наказывается:

— штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев,

— либо ограничением свободы на срок до трех лет,

— либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью на срок до трех лет или без такового.»

8.2. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ

Источник

Читайте также:  Море с мальдивскими островами
Оцените статью