Поисковое бурение шельфы морей

Морское бурение

МОРСКОЕ БУРЕНИЕ (off-shore drilling ) — буровые работы на акваториях Мирового океана и внутренних морей с целью поиска, разведки и разработки нефти, газа и других полезных ископаемых, а также инженерно-геологических изысканий и научных исследований.

МОРСКОЕ БУРЕНИЕ (off-shore drilling) — разновидность буровых работ, выполняемых на акваториях Мирового океана и внутренних морей с целью поиска, разведки и разработки нефти, газа и других полезных ископаемых, а также инженерно-геологических изысканий и научных исследований.

По глубине скважин морское бурение подразделяют на морское неглубокое бурение (до 500 м ниже уровня дна моря) для поиска твёрдых полезных ископаемых, инженерно-геологических и структурно-картировочных изысканий, научных исследований и т.д. и морское глубоководное бурение преимущественно для поиска и освоения нефтегазовых ресурсов Мирового океана.

Морское бурение, выполняемое с целью изучения строения земной коры, может относиться к обоим видам.

Специфика проведения этих работ в море обусловлена:

— уникальностью технических средств,

— особенностями производства работ под водой,

— эксплуатация объекта и тд.

Морское бурение осуществляется со стационарных гидротехнических сооружений и плавучих буровых установок.

К стационарным гидротехническим сооружениям относятся эстакадные площадки, дамбы, искусственные грунтовые острова, сооружаемые на мелководье (глубина воды до 30 м), и стационарные платформы, устанавливаемые на больших глубинах.

Самая глубоководная стационарная платформа сооружена в 1980 на месторождении Коньяк в Мексиканском заливе (глубина воды 312 м). Разработаны проекты глубоководных стационарных платформ для глубин воды 450-600 м.

На шельфе арктических морей (например, море Бофорта) для бурения поисково-разведочных скважин сооружают также искусственные ледовые острова 2 х типов: плавучие и опирающиеся на дно.

Ледовые острова строят путем налива или набрызгивания морской воды на естественный лед.

По технологии закачивания скважин различают морское бурение с надводным или подводным расположением устья скважины.

Бурение с надводным расположением устья ведут со стационарных гидротехнических сооружений и с самоподъёмных буровых установок (СПБУ).

Технология бурения, закачивания и испытания морских скважин с надводным расположением устья аналогична подобным работам на суше.

Бурение морских скважин с подводным расположением устья производится с буровых судов, полупогружных и самоподъёмных буровых установок, а также с плавучих искусственных ледовых островов.

Самоподъёмные платформы с консольным расположением вышечного блока могут бурить скважины как с подводным, так и с надводным расположением устья, причём в последнем варианте устье располагается на отдельной стационарной платформе.

Техника и технология бурения скважин с подводным расположением устья имеют ряд отличий от техники и технологии бурения на суше.

После забивки в морское дно направления, играющего роль сваи, на нём устанавливают донную плиту, на которой с помощью водолазов или направляющих канатов монтируют подводный устьевой буровой комплекс массой 90-175 т и высотой до 12 м.

Комплекс соединён с плавучей буровой платформой водоотделяющей колонной, на которой снаружи закреплены линии манифольда и выкида.

Для натяжения водоизолирующей колонны применяют специальные системы натяжения, а в случае длинных колонн для уменьшения веса к ним крепят специальные поплавки.

Подводный устьевой комплекс включает: блок дивертора и переходный блок с системами управления; блок превенторов (превенторы с трубными, глухими и срезающими плашками, а также универсальные превенторы); аварийную акустическую систему управления противовыбросовым оборудованием и др.

Над верхним универсальным превентором может располагаться узел шарнирного соединения, допускающий изгиб водоотделяющей колонны в пределах до 10° в любом направлении.

На полупогружных буровых установках и буровых судах над вертлюгом размещают компенсатор вертикальных перемещений, позволяющий сохранять постоянную нагрузку на буровой инструмент при вертикальных перемещениях судна, вызванных волнением моря. Аналогичную технику применяют при бурении с искусственных плавучих ледовых островов.

При бурении с бурового судна с водоотделяющей колонной и подводным устьевым буровым комплексом максимальная глубина воды 2074 м, без водоотделяющей колонны (с выносом шлама на дно океана) — 6100 м.

Стоимость морского бурения выше, чем на суше:

— в зависимости от климата — стоимость поисково-разведочной скважины (глубина около 500 м) составляет 3-6 млн. долл США для условий Мексиканского залива, 15-20 млн. долл США для условий Северного моря и до 50 млн. долл США на шельфе арктических морей;

— в зависимости от глубины моря — на глубине 30 м стоимость бурения в 3 раза выше, чем на суше, на глубине 60 м — в 6 раз и на глубине 300 м — в 12 раз.

Бурение морских разведочных скважин на незамерзающем шельфе проводится почти исключительно с буровых установок погружного, полупогружного, самоподъёмного типов и буровых судов.

Бурение эксплуатационных скважин ведется со стационарных буровых платформ 1 или 2 мя буровыми станками.

Куст морских скважин на стационарной платформе может содержать 12 — 96 скважин.

Наметилась тенденция к росту числа эксплуатационных скважин с подводным закачиванием устья, бурение которых ведётся с самоподъёмных или полупогружных платформ.

История морского бурения.

В России морское бурение началось засыпкой Бибиэбатской бухты и последующим бурением с засыпанной территории.

В 1940 х гг. началось использование металлических свай и сварных оснований при глубине моря 4 — 10 м.

Затем стали использоваться стационарные платформы для бурения при глубине воды более 100 м.

Следующий этап — плавучие морские платформы и буровые суда различного водоизмещения.

Полигоном для внедрения новой техники и технологий стало Северное море.

В 1965 г. рекордная глубина моря при бурении составляла 193 м, то в 1979 г.-1487 м, в 1990 г. -2086 м и более.

В 1970-1980 гг. в Северном море были установ­лены морские стационарные платформы гравитационного типа, прообраз МЛСП Приразломная.

Подводное устьевое оборудование

На море широко используются комп­лексы подводного устьевого оборудования, устанавливаемые на мор­ском дне.

Такое расположение позволяет наибольшие смещения плавсредства от центра скважины, а установленное на морском дне оборудо­вание меньше подвержено механическим повреждениям.

Комплекс подводного устьевого оборудования (ПУО) предназначен для:

— направления в скважину бурильного инструмента,

— обеспечения замк­нутой циркуляции бурового раствора,

— управления скважиной при буре­нии и др.;

— наземного закрытия бурящейся скважины с целью предупреждения возможного выброса из скважины при аварийных ситуациях или при отсоединении буровой установки в случае больших волнений моря.

Существует разные конструкций ПУО, обеспечивающих бурение скважин на различных глубинах моря.

Недостаток размещения ПУО на дне моря — сложность управления эксплуатации и ремонта.

Ниже показана схема расположения подводного комплекса устьевого оборудования на полупогружной плавучей буровой установке (ППБУ).

На палубе ППБУ постоянно смонтировано оборудование:

— натяжные устройства 1 с направляющими роликами. 2, поддерживающие водоотделяющий стояк в постоянно натянутом состоянии и компенсирующие перемещения ППБУ относительно стояка, соединен­ного нижним концом с противовыбросовым оборудованием (ПО);

— лебедки 4 с приводом для намотки и хранения многоканальных шлангов дистанционного управления ПО;

— лебедки 5 для подъема и спуска многоканальных шлангов 9 и коллек­торов 11 дистанционного гидравлического управления;

— главная электрическая панель бурильщика 3 для управления ПУО и минипанель 6, гидравлическая силовая установка 7 с гидронасосами и пневмогидравлическими аккумуляторами;

— манифольд регулированием дросселирования и глушении сква­жины 17;

— блок противовыбросового оборудования 18;

— компенсатор вертикальных перемещений бурильной колонны, подвешенный на вышке;

— натяжные устройства 19, поддерживающие направляющие канаты постоянно натянутыми и компенсирующие перемещение платформы относительно подводного устьевого оборудования.

Комплектность подводного комплекса:

— водоотделяющая колонна (мор­ской стояк) 10,

— многоканальный шланг 9, 15 коллекторы 11, плашечные превенторы 12, опорно-направляющее основание 13, опор­ная плита 14, направляющие канаты 16, верхняя и нижняя гидравли­ческие муфты, шаровое соединение (угловой компенсатор), телеви­зионная камера телескопического компенсатора и другие узлы.

Особенности бурения морских нефтяных и газовых скважин

Отличия охватывают круг вопросов, связанных с:

— конструкцией скважин в верхней (подводной) части,

— забуриванием ствола скважины,

— оборудованием противовыбросовыми уст­ройствами устья скважины и др.

Особенность морского бурения — перемещение бурового судна (МБП))относительно под­водного противовыбросового устьевого оборудования, размещенного над устьем бурящейся скважины и закрепленного на морском дне.

Для компенсации вертикальных перемещений бурильной колонны между талевым блоком и крюком устанавливается специальное устройство-компенсатор вертикальных перемещений.

Горизонтальные перемещения компенсируются специальным устройством — водоотделяющей колонной (стояком), устанавливаемым между подводным противовыбросовым оборудованием и палубой установки.

Буровая вышка испытывает дополнительные динамические нагрузки, возникающие во время качки, как при бурении, так и при переходе с оконченной бурением скважины на новую точку.

Циркуляционная система промывки скважины, очистки и приготов­ления бурового раствора выполняется закрытой и замкнутой, так как применение открытой желобной системы из-за качки затруднена.

Особенность работы механиз­мов авто­матизации спуско-подъемных операций (АСП) на буровых установках, находящихся на плаву, связана с качкой плавучего бурового средства. Возникает необходи­мость в участии дополнительных механизмов: компенсатора вертикальных перемещений, нижнего захвата, нижнего магазина и др.

Выполнение спуско-подъемных операций с применением механизмов АСП при волнении моря, является сложным технологическим процес­сом. Совмещение операций свинчивания и развинчивания свечей с опе­рациями спуска и подъема бурильной колонны, требует от буровой вахты высокой квалификации.

Обслуживание работ в море

Используют вспомогательные плаву­чие средства:

— плавучие краны и крановые суда с набором комплекса сваебойного оборудования и оборудования для производства погрузочно-разгрузочных работ;

— суда снабжения обычного типа и ледового класса;

— морские буксиры, транспортные баржи;

— суда по борьбе с пожаром, ЛАРН;

— суда по доставке экипажа МБП, эвакуации персонала в случае аварий;

— вертолеты обслуживания объектов в море.

— перевозку опорных блоков и модулей верхнего строения МБП и установку их на месте эксплуатации;

— установку подводных трубопроводов;

— снабжение МБП и специальных плавсредств необ­ходимыми материалами и инструментами на всех этапах освоения месторождения;

— очистку акваторий морей от загрязнения;

— ЛАРН, борьба с авариями и пожарами;

Правила работы на море.

1. Все члены буровой бригады, особенно бурильщики, должны хорошо знать:

— геолого-технический наряд (ГТН),

— особенности бурения в данном районе,

— геологический разрез скважины, интервалы возможных осложнений.

2. Члены буровой бригады должны быть совместимыми друг с другом. Взаимоотноше­ния внутри бригады могут играть решающую роль в экстре­мальных ситуациях (аварии, газовые выбросы, пожары и т.д.), при которых от буровой бригады требуется мастерство, хладно­кровие, мужество и самоотверженность.

3. Все члены буровой бригады, должны иметь высокую квалификацию.

4. Процесс бурения следует выполнять в точности согласно технологическому процессу, без отклонений.

5. Дисциплина и бдительность во время всего техпроцесса строи­тельства скважины.

6. Соблюдение правил техники безопасности. Каждый член буровой бригады должен твердо знать свои обязанности при нештатной ситуации.

7. Каждый член буровой бригады должен строго следовать должностной инструкции.

Источник

Бурение и внутрискважинные работы

Поскольку глубина моря в районе платформы небольшая — всего 20 метров, то «Приразломная» стоит непосредственно на дне моря, а все скважины бурятся внутри нее. Таким образом, основание платформы одновременно является буфером между скважиной и открытым морем.

Толщина бетонных стен основания — 3 метра, сверху они покрыты особо прочной сталью, поэтому такая конструкция способная выдержать любые природные нагрузки. Для дополнительной безопасности на скважинах установлено специальное оборудование, способное на глубине надежно перекрыть подъем нефти в случае необходимости.

Буровая вышка на МЛСП «Приразломная» надежно защищена от внешнего воздействия, что позволяет вести бурение в любую погоду. Грузоподъемность буровой — 547 тонн, она выдерживает ветровую нагрузку в 51 м/с. Буровая — это настоящий центр нефтедобычи на «Приразломной»: все скважины, общая перспективная длина которых превысит 200 км, бурятся из нее методом наклонно-направленного бурения.

В общей сложности проектом предусмотрен ввод в эксплуатацию 32 скважин. Они бурятся методом наклонно-направленного бурения и делятся на 3 типа: добывающие, нагнетательные (поддерживают давление в нефтеносном пласте) и поглощающая (в нее в соответствии с принципом «нулевого сброса» закачивается использованный буровой раствор, а также шлам и другие отходы).

Весь процесс бурения на платформе контролируется специалистами, которые снимают все геолого-технические параметры и в случае экстренной необходимости смогут перекрыть устье скважины и предотвратить возможные выбросы.

Источник

Особенности разведки месторождений на шельфе.

Континентальный шельф – это в геологическом смысле — суша, затопленная морем. Здесь встречаются все те же виды залежей, что и на суше. Для шельфа характерна сравнительно малая изученность геологическими методами. Даже топографические карты (для шельфа они называются барометрическими), здесь очень обобщенные и мелкомасштабные. Стоимость буровых работ на шельфе также дороже, чем на суше.

Для прогноза нефтегазоносности проводят геоакустическое профилирование, результаты которого интерпретируются для поисков в рельефе морского дна отражения локальных складок. Проводят бурение мелких скважин со специальных судов, (аналог структурного бурения), делают гравиметрическую съемку, морскую гравиразведку, ведут поисковое и разведочное бурение.

Применение аэрокосмических методов на континентальном шельфе имеет в настоящее время преимущественно рекламный характер. Этот метод позволяет, используя коротковолновую часть видимого спектра (сине-зеленую) увидеть структуру морского дна на глубины десятки метров, но результаты съемок обычно невоспроизводимы, так как на них очень влияет мутность, волнение, освещенность и ряд других причин.

Залежи на шельфе обычно разбуривают несколькими наклонно-направленными скважинами.

Контрольные вопросы

2.Как достигается ускорение разведки уникальных месторождений с агрессивными компонентами?

3.Опытно-промышленная эксплуатация проводится в течении какого времени?

4.После ввода в ОПЭ мелких и средних залежей разведочное бурение продолжается?

5.При вводе в ОПЭ крупных месторождений, их доразведка проводится какими скважинами?

6.Какие залежи разведываются в первую очередь для оценки их нефтеносных зон?

7.Каким методом подсчитываются запасы газа?

8.Разведка мелких и средних месторождений сероводородсодержащего газа завершается какой стадией?

Занятие № 20

Тема 20.Доразведка нефтяных и газовых месторождений в процессе их разработки

На многозалежных месторождениях в первую очередь разведаются и вводятся в разработку основные по запасам и продук­тивности залежи. В процессе разработки этих залежей проводится доразведка залежей, залегающих выше. В практике возникает также необходимость в проведении доразведки залежи, уже введенной в разработку.

Все работы, связанные с поисками и разведкой новых залежей, расположенных глубже разрабатываемых объектов, не следует относить к доразведке месторождения. В задачу доразведки вхо­дят уточнение представлений о строении геологического разреза месторождения и открытых ранее залежей; получение дополни­тельных данных о коллекторских свойствах продуктивных пла­стов и флюидов, насыщающих их; уточнение контуров нефтегазо­носное™ и других параметров, недостаточно изученных в про­цессе разведки и необходимых для уточнения промышленной цен­ности залежей нефти и газа, подлежащих вводу в разработку во вторую очередь.

С целью сокращения объема разведочного бурения на доразведку месторождений рекомендуется производить бурение опережающих эксплуатационных скважин, разбуривать залежь по разреженной сетке разработки с последующим ее сгущением, Пробовать в процессе бурения испытателями пластов вышеле­жащие горизонты, возвращать на верхние горизонты обводившиеся эксплуатационные скважины и т. п. Все это дает возмож­ность без бурения дополнительных разведочных скважин выпол­нить работы по доразведке месторождения. Разведочное бурение в этом случае будет использовано на поиски новых месторождений нефти и газа.

Доразведка месторождения — это изучение и уточнение гео­логического строения залежей месторождения, введенного в эксплуатацию, в основном по результатам бурения опережаю­щих эксплуатационных скважин и, в меньшей мере, дополни­тельных разведочных скважин. Главная задача доразведки — получение информации для уточнения показателей разработ­ки эксплуатационных залежей или подготовки к разработке залежей, или частей залежей, ввод в разработку которых пла­нируется во вторую очередь.

Методика проведения работ на стадии доразведки опре­деляется особенностями геологического строения и особенно­стями ввода в эксплуатацию изучаемого месторождения. Для изучения участков залежей, не освещенных бурением, или в случае выявления новых залежей (литологически и тектони­чески экранированных) применяется разведочное бурение с детальной сейсморазведкой. Скважины размещают по профи­лям или по равномерной сетке в зависимости от закономерно­стей строения пласта-коллектора.

Доизучение введенных в эксплуатацию крупных залежей нефти и газа проводится в процессе эксплуатационного разбуривания. Для уточнения параметров, необходимых при со­ставлении проекта, опытно-промышленной эксплуатации для газовых месторождений или технологической схемы для неф­тяных месторождений, проводят разбуривание отдельных участков залежи по сетке, близкой к плотности будущей плот­ности эксплуатационной сети, и организуют на этом участ­ке опытно-промышленную эксплуатацию и различного рода промысловые эксперименты. Такой метод доразведки являет­ся наиболее эффективным при вводе в эксплуатацию сложно построенных залежей нефти и газа. Например, на многих газоконденсатных залежах с нефтяными оторочками на севе­ро-западе Западной Сибири для изучения нефтяных оторочек используется такой метод доразведки. Поскольку коллекто­ры, к которым приурочены нефтяные оторочки, характери­зуются значительной изменчивостью и невысокой проницае­мостью, данные о неоднородности резервуара, получаемые по редкой сетке разведочных скважин, и начальные дебиты сква­жин, определяемые по результатам опробования, не являются в достаточной степени представительными для проведения технологических расчетов. Разбуривание отдельных участ­ков нефтяных оторочек эксплуатационной сеткой скважин не дает принципиально новых данных для уточнения размеров залежи и запасов, однако оно позволяет уточнить фильтрационные характеристики коллекторов и характер изменения дебитов и пластового давления в процессе эксплуатации.

На многопластовых месторождениях, введенных в разра­ботку по базисному горизонту, для выявления и доизучения залежей, расположенных в верхних частях разреза использу­ют в основном данные по уже пробуренному фонду эксплуата­ционных скважин. Обычно для этого проводят комплексный анализ и переинтерпретацию всех геологических и геофизи­ческих материалов. По результатам проведенных исследова­ний выделяют на площади участки с благоприятными струк­турными условиями, а в скважинах — перспективные для опробования интервалы. В эксплуатационных скважинах, бурящихся на базисный горизонт, в пределах выделенных участков производят отбор керна, специальные геофизические исследования, опробование и исследование перспективных горизонтов. По результатам этих исследований может про­водиться геолого-экономическая оценка залежей в вышеле­жащих горизонтах и приниматься решение о бурении спе­циальных оценочных или разведочных скважин в наиболее перспективных участках.

Доразведку недоизученных залежей, залегающих ниже ба­зисного эксплуатационного горизонта (на 200-300 м) можно проводить эксплуатационными скважинами, бурящимися на верхние горизонты, увеличив их проектную глубину. После изучения неосвещенной бурением нижней части разреза и по­лучения необходимой информации о нефтегазоносности сква­жины могут быть возвращены на разбуриваемый горизонт для выполнения прямого назначения — эксплуатации залежи в предусмотренной проектом точке.

Если в пределах эксплуатируемого месторождения нефтегазоперспективные горизонты залегают на технически недо­ступных глубинах, то более глубокая, не изученная часть раз­реза вводится в поиски и разведку тогда, когда появляются новые технические возможности освоения залежей на таких глубинах.

Для мелких месторождений и залежей, как показыва­ет опыт геолого-разведочных работ, наиболее эффективным является изучение параметров залежи в процессе эксплуа­тационного разбуривания. После открытия такой залежи и ее ориентировочной оценки при благоприятных предпосыл­ках необходимо приступать к разработке небольшим числом (3-4) эксплуатационных скважин, пробуренных вблизи поисковой скважины, давшей приток нефти. По результатам бу­рения этих скважин уточняется строение залежи и одновре­менно определяются технологические показатели разработ­ки.

Вследствие того, что все последующие скважины будут за­ложены в пределах нефтяной залежи, возникает вопрос о целе­сообразности дальнейшего заложения разведочных скважин, так как задача детализации строения нефтяных пластов может быть возложена в начале разработки на опережающие эксплуа­тационные скважины. Заложение опережающих скважин из числа эксплуатационных следует проводить в первую очередь в пределах внутреннего контура нефтеносности, где сосредото­чены основные запасы.

В результате бурения разведочных и опережающих эксплуа­тационных скважин будут получены достоверные данные, ха­рактеризующие нефтеносность и физико-геологические пара­метры пласта, которые позволят внести соответствующие кор­рективы в технологическую схему разработки.

Использование эксплуатационных (добывающих) скважин для детального изучения и перевода запасов, введенных в раз­работку нефтяных и газовых месторождений, в более высокие категории предусмотрено классификацией запасов нефти и газа.

Некоторые исследователи полагают, что разведку нефтяных залежей после их открытия следует проводить в процессе раз­работки эксплуатационными скважинами. Подобная постановка вопроса не содержит ничего нового и по существу является возвратом к прошлому, когда эксплуатационное бурение начи­налось на небольшой части залежи вокруг первой скважины, давшей нефть, задолго до составления проекта разработки. При этом разведочное бурение для оконтуривания производилось одновременно с разработкой залежи и обычно затягивалось на долгие годы.

Разведка нефтяных залежей в процессе разработки широко практикуется в США и в настоящее время. Однако получение 25% неудачных скважин в эксплуатационном бурении является лучшим доказательством неприемлемости этого метода разведки.

Контрольные вопросы

1. Что такое доразведка месторождения?

2.Что такое базисный горизонт?

3.В задачу доразведки вхо­дят?

4.Главная задача доразведки?

5.В эксплуатационных скважинах производят какие геологические работы?

6.Доразведку недоизученных залежей, залегающих ниже ба­зисного эксплуатационного горизонта бурят какими скважинами?

7.Для мелких месторождений и залежей, как показыва­ет опыт геолого-разведочных работ, наиболее эффективным является бурение какими скважинами?

8.Каким методом подсчитываются запасы газа?

9.Разведка мелких и средних месторождений сероводородсодержащего газа завершается какой стадией?

Занятие № 21

Тема 21.Промышленная оценка открытых месторождений нефти и газа

Промышленная оценка открытых месторождений нефти и газа

Промышленная оценка нового месторождения должна произ­водиться как на поисковой стадии, так и в процессе его разведки. Оценка месторождения на поисковой стадии необходима для опре­деления целесообразности его дальнейшей разведки. Критерием для этого служат извлекаемые запасы нефти, продуктивность го­ризонтов, горно-геологические условия разработки и близость месторождения к промышленным коммуникациям или к нефтяным и газовым трубопроводам. Если оценка этих факторов по предва­рительным данным поискового бурения показывает экономиче­скую целесообразность ввода месторождения в разработку, то производят его разведку.

В то же время процесс поискового и разведочного бурения должен быть непрерывным. Недопустимо прекращение бурения на площади после поискового этапа и затем возобновление его при положительной оценке открытого месторождения. Это вызывает излишние затраты на ликвидацию или консервацию буровых работ на площади после поисковой стадии и на новую организацию их на разведочном этапе. Поэтому оценка месторождения и реше­ние вопроса о разведочном бурении на месторождении должны быть выполнены геологами, промысловиками и экономистами к моменту окончания бурения последней поисковой скважины.

Если будет дана отрицательная оценка нового месторождения и будет принято решение о нецелесообразности ввода его в раз­работку в ближайшие годы, то с целью предупреждения излиш­них затрат разведка месторождения не производится, а запасы нефти или газа берутся на учет по низким категориям (С2 и С1).

По завершении разведочных работ также необходимо произ­вести промышленную оценку месторождения. В результате про­мышленной оценки месторождения подсчитываются и утверж­даются запасы нефти и газа, составляются технологическая схема и проект обустройства его.

Вновь открытые крупные и средние месторождения в уже освоен­ных нефтедобывающих районах рекомендуется вводить в разработку в возможно более короткие сроки. Ввод мелких месторожде­ний должен производиться с учетом соответствующих экономиче­ских расчетов. Если расчеты показывают экономическую нецелесообразность ввода в разработку небольшого месторождения, необходимо рассмотреть вопрос о рентабельности ввода в разработку группы мелких месторождений по единому проекту обустройства. Для этой цели следует составить проект или сделать технико-экономические обоснования (ТЭО). Для новых нефтегазоносных косных районов ввод месторождений в разработку должен сопровождаться тщательной технической и экономической проработкой так как для освоения новых районов требуются крупные капитале вложения и материальные ресурсы. Освоение новых, удаленных от коммуникаций районов целесообразно начинать после откры­тия в них значительных запасов нефти или газа. Это дает возможность более экономично решать все вопросы, связанные со строительством новых промыслов.

Источник

Читайте также:  Крупнейшие морские порты балтийского моря
Оцените статью